Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Проблемы воспитания подростков
статья ( класс) по теме

Статья для родителей

Скачать:

Вложение Размер
problemy_vospitaniya_podrostkov.docx 18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания подростков волнуют родителей и преподавателей, которые часто не могут не только найти взаимопонимание с подрастающим поколением, но не могут понять стремления молодежи живущей в социальных сетях, повсеместно использующей незнакомые термины и не признающей былых ценностей. Постараемся всесторонне рассмотреть проблему и осветить причины сложного поведения современных юношей и девушек, а также природу конфликтов и трудностей воспитательного процесса.

Проблемы воспитания подростков – источники конфликтов с взрослыми. Резкое изменение поведения еще вчерашнего «золотого» ребенка обусловлено в первую очередь резкоизменяющимся гормональным фоном организма. В организме активизируются работа половых желез, начинает функционировать репродуктивная система, начинается активный рост. Подросток начинает чувствовать резкие изменения в теле, появляется некая неуклюжесть, связанная со сложностями адаптации к уже почти взрослому телу, настроение может стать нестабильным. Возможно проявления разного рода комплексов по поводу своей внешности, своих возможностей и жизненного опыта. Появляется желание как можно быстрее достичь взрослости и попробовать все «прелести жизни». Всё это происходит на фоне общения в среде подростков, где существуют совершенно свои ценности, свои идеалы, приоритеты и иерархия. Обычно даже среди вполне благополучных ребят модным становиться курить, начинать употреблять алкоголь и пытаться начать сексуальную жизнь. Причем всё это, проходя через призму еще незрелого мировосприятия, приобретает искаженные черты, когда неподчинение взрослым, своенравие, агрессивность, алкоголь, никотин, наркотики и ранние половые связи являют всего лишь методом почувствовать себя как можно быстрее взрослым, реализовать свою независимость, доказать родителям, что они жизнь не понимают и давно устарели.

Психологически сложности в подростковый период также в итоге выливаются в проблемы с воспитанием. В психиатрии, популярно разделение характеров подростков на 11 вариантов. Астено-невротический тип, гипертимный тип, истероидный тип, конформный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, психастенический тип, сенситивный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, эпилептоидный тип. Эту модель предложил советский психиатр Андрей Личко, чтобы ознакомиться с ними, выберите в конце статьи все статьи на тему «характер подростка». Вкратце можно сказать, что каждый подросток имеет свою модель поведения, характеризующуюся особенностями психики, и из этого проистекают основные мотивы его поступков, как соответствующие общепризнанным нормам в обществе, так и идущие в разрез с ними.

Причины проблем воспитания подростков можно разделить таким образом:

Конфликт поколений, когда старшее поколение теряет авторитет в глазах подростка, поскольку он не разделяет их ценности и стремления и не находит со взрослыми общий язык. А тем, в свою очередь, кажутся дикими увлечения молодежи, их жизненные ориентиры и манеры. Причем эта проблема переходит из поколения в поколение, только меняются её атрибуты. Если в середине XX века недостойным мог считаться обычный маникюр, то современные родители могут сталкивать с различными молодежными субкультурами, когда подростки делают пирсинг языка, губ или носа, окрашивают волосы в малиновый цвет или красят губы черной помадой. Но как бы дико это не выглядело с точки зрения зрелых людей суть этого явления одна – самоидентификация и способ самовыражения подрастающего поколения.

Системное непонимание детей и родителей, которое имело место еще в более раннем возрасте, но в то время ребенок еще не имел возможности проявить свой протест. И вот почувствовав зарождающееся созревание, подросток начинает конфликтовать, в том числе и отыгрываясь за прошлые невысказанные обиды. Поэтому родителям может казаться, что подросток идет на конфликт по поводу и без повода, а на самом деле они сами на протяжении многих лет строили между собой и ребенком баррикаду и теперь он мечет с другой стороны в них пушечные ядра.

Проблемы быстрого роста и изменений в организме. Из-за резкого превращения вчерашнего ребенка в уже почти взрослого человека подросток может стать в зависимости от типа характера агрессивным и непримиримым либо ранимым и плаксивым, может иметь резкие смены настроения и легко поддаваться чужому пагубному влиянию. В это время подростки находятся в группе риска, они могут за компанию начать употреблять наркотики, алкоголь, никотин, участвовать в криминальных деяниях и иметь беспорядочные сексуальные связи. Причем не столь важно насколько благополучная и обеспеченная его семья намного важнее, кто находится в окружении несовершеннолетнего человека, кому он доверяет и кого считает своим кумиром. Ведь родители в пубертатный период часто отступают на второй план, а следовать ребенок хочет каким-то своим идеалам.

Стремление выйти из-под контроля взрослых. Некоторые подростки очень спешат стать самостоятельными и ради этого готовы не подчиняться взрослым, убегать из дома, прогуливать уроки и так далее. Даже достаточно благополучные и рассудительные дети в этом возрасте могут себе позволять некие неадекватные поступки.

Нездоровые увлечения и зависимости. Ложная система ценностей. Подросток может выстроить себе свое понимание жизни, увлечься какими-то своими интересами и полностью уйти в них, причем в ущерб учебе, спортивным секциям, уборке в квартире и т.д. Например, в последнее время такими увлечениями стали социальные сети и онлайн игры, в которых участвуют огромное количество людей и которые способны серьезно затянуть в свой виртуальный мир.

Сексуальная активность. Всё нарастающая концентрация половых гормонов начинает будоражит молодой организм требующий разрядки. Современная молодежь очень лояльно относится к ранним половым связям, что всесторонне подогревается и поддерживается интернет-сообществом, где девственность уже возводится в ранг чего-то неполноценного. Неудивительно, что подростки стремятся как можно скорее расстаться с невинностью. По статистике международной исследовательской компании HBSC на территории постсоветских государств порядка 19-25% юношей в возрасте 15 лет уже имели сексуальные контакты, среди девушек их количество немного меньше, от 9% до 24% в зависимости от страны. Это в большинстве случаев не устраивает их родителей, пытающихся взять ситуацию под контроль (особенно в случае с девушками-подростками), и, конечно же, конфликты на этом фоне почти неминуемы.

Кроме того на частоту и характер конфликтов в семьях могут влиять дополнительные факторы:

Успеваемость в учебе и степень участия в домашнем хозяйстве. Последний фактор особенно актуален для девушек, на которых традиционно взваливается часть домашней работы. Чем хуже учится подросток и чем меньше он участвует в домашних делах, тем больше конфликтов возникает с ним.

Социально экономический статус семьи. Конфликты наиболее часто происходят в семьях с низким достатком, в которых родители требуют от детей максимального послушания, боясь, что те свяжутся с плохой компанией и, что будут проблемы в школе. Семьи со средним достатком статистически больше уделяют вниманию развитию подростка, его посещению различных спортивных секций, музыкальной школы и т.д. И, соответственно, переживания и конфликты смещаются в сторону успехов и личных достижений.

Численность членов семье. В многодетных семьях уровень конфликтов выше, чем в семьях с одним двумя детьми.

Социальная среда проживания. Проживание в криминогенных районах влияет на сложность воспитания и уровень конфликтов.

Взаимоотношения между родителями. Если родители конфликтуют между собой, то это влияет на степень конфликтов и с детьми.

Стиль управления в семье. В семьях с более свободным стилем воспитания конфликтов меньше, чем в семьях с авторитарным воспитанием. Также на уровень воспитания влияет степень участия взрослых в делах подростков. Те родители, которые более равнодушны к делам детей, вызывают меньше сопротивления последних.

Как воспитывать подростка: 7 важнейших правил

По мере взросления характер ребенка меняется. В подростковом периоде привычные методы воспитания перестают действовать, в семье появляется недопонимание и конфликты. Не понимая подростка, взрослые люди применяют неэффективные способы воздействия, что сильнее отдаляет от детей.

Психологи рекомендуют родителям «трудных» подростков глубоко вздохнуть, успокоиться и представить себя на месте любимого, но непослушного чада. Это определенный психологический прием, помогающий лучше понять ход мыслей ребенка, настроиться на мечты и планы. Существует 7 важнейших правил, которые позволяют наладить отношения без ссор и криков.

7 важных правил воспитания подростков

В пубертатный период организм ребенка испытывает колоссальные перегрузки: гормональная система провоцирует резкие перепады настроения, раздражительность и излишнюю эмоциональность. Проблемы усугубляет неуверенность в собственной привлекательности, первые любовные переживания и неудачи.

На фоне гормональной перестройки подростки становятся невыносимыми, начинают бороться за уважение к себе и место в обществе. Если родители не проявляют терпимость, пытаются наказывать и ограничивать, ситуация выходит из-под контроля. Нередко отношения между детьми и взрослыми портятся безвозвратно, не восстанавливаются в дальнейшем. Избежать подобного, помогает соблюдение правил поведения, составленных опытными психологами.

1. Перестаньте ругать и отчитывать детей

На первых порах разговор на повышенных тонах еще дает результаты: подросток убирает в комнате или моет за собой посуду. Но он быстро привыкает к такой тактике поведения родителей, перестает реагировать на крик и предупреждения. Попробуйте поставить себя на место ребенка: вы поймете, что обида и боль от унижения мешают слышать разумные аргументы. Меняйте модель общения, проявляйте уважение, а не демонстрируйте власть.

2. Приучите не бояться вашей реакции

Большинство родителей слишком эмоционально реагируют на любую проблему, не разобравшись в ситуации, критикуют ребенка по любому поводу. Психологи утверждают, что подростки постоянно ищут одобрения взрослых, поэтому воспринимают болезненно даже молчание. Важно давать детям выговориться, озвучивать негативные моменты или эмоции без нудных нравоучений, не осуждать категорично ситуацию.

3. Оценивайте масштаб проблемы

Многие ссоры начинаются из-за неприязни родителей. Психологи рекомендуют на минуту отстраниться, спросить себя: не нравится что-то в подростке или реально возникла серьезная проблема? Помните, что смена имиджа, цвета волос, пирсинг или яркая одежда – способ самовыражения, поиска собственного «я». Стоит ли устраивать скандал, если это не угрожает жизни и здоровью сына или дочери?

4. Ставьте конкретные задачи и цели

Многие родители неосознанно ожидают, что дети воплотят в жизнь их планы и мечты, станут олимпийскими чемпионами или получат золотую медаль. Поэтому недопустимо ставить перед подростком невыполнимые задачи. Лучше поддерживайте увлечения, поощряйте стремление к рисованию, написанию стихов и пошиву игрушек. Возможно, он станет известным дизайнером или художником.

5. Правильно стимулируйте ребенка

Если подросток не хочет учиться, выполнять ваши просьбы, отложите кнут и примените пряник. Поощряйте его за каждый положительный поступок, чаще хвалите за оценки, сделайте подарок по итогам учебного года. Постепенно он повернется в нужную сторону без нравоучений и скандалов.

6. Не акцентируйте внимание на оценках

У каждого подростка имеются скрытые таланты и особенности. Умение писать красивые сочинения не означает, что ребенок понимает геометрию или химию. Отличные оценки не делают его счастливым, не гарантируют жизненного успеха или головокружительной карьеры. Развивайте все способности, помогайте учиться, допустите возможность, что ваши дети могут отставать и получать средние баллы.

7. Большие амбиции не делают детей счастливыми

Родители не всегда понимают и осознают, что подросток не стремиться к золотой медали и престижному ВУЗу. Скорее, он идет по инерции, воплощая в жизнь амбиции взрослых. Многие люди не были прилежными отличниками, но смогли реализовать себя, стали успешными и счастливыми. Среди знаменитых «двоечников» – Стив Джобс, Билл Гейтс.

Психологи рекомендуют родителям сделать небольшое упражнение. Разделите чистый лист на две половины. В левой колонке перечислите качества, которые требуются подростку для успешной учебы (внимание, усидчивость, память). В правой укажите, что поможет ему стать счастливым (здоровье, хорошие друзья, умение строить отношения). Помните: этому не научат его в школе, но сможете научить вы.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Подростки: проблемы и их решение

Подростки: проблемы и их решения (советы для родителей)

Современные подрост­ки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с че­репами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобиль­ники. Уже несколько лет за окном — пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: игра­ли в футбол, казаки-разбойники, в дурака с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мири­лись. Как же сейчас современные подростки проводят время и с каки­ми проблемами сталкиваются?

Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными.

Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное ста­новление личности. Представите­ли старшего поколения любят гово­рить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современ­ные подростки просто другие.

А что их делает другими?

Прежде всего социокультур­ная среда, в которой они растут.

Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет.

Современные подростки бо­лее информированы, обо всем на­слышаны. У них широкий кругозор. Это связано с Интернетом, фор­мированием единого информаци­онного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводит время за книгами. Они растут перед мелька­ющими картинками телевизора. И не готовы к углубленному постиже­нию предметов. У современной мо­лодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, ко­роткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления — одна из причин труд­ностей, с которыми сталкиваются школьники во время учебы.

А на то, как общаются под­ростки, тоже влияет привязан­ность к телевидению и Интер­нету?

Общение — основной вид де­ятельности в подростковом воз­расте. Раньше ребенок много вре­мени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современ­ные дети сидят у телевизоров и мо­ниторов. Мама, считая себя хоро­шей, думает: «Куплю игру, посажу у компьютера, пусть развивается». Сажая маленького ребенка за ком­пьютер, мама практически лишает его возможности приобретать на­выки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растет погруженным в виртуаль­ную реальность. А в школе, в реаль­ной жизни, нужно уметь выстраи­вать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.

Под­ростковый возраст — период само­утверждения, когда человеку важ­но приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнерские отноше­ния. Если ребенка с раннего возрас­та не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом воз­расте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный спо­соб общения.

А как реклама влияет на формирование жизненной по­зиции подростка?

Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем ее с позиции взрослого человека.

А ребенок воспринима­ет ее как руководство к действию.

С раннего детства он слышит ре­кламные слоганы: «Не тормози — сникерсни» и «Пусть весь мир подождет». Цель рекламы — сфор­мировать потребительское отноше­ние к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не заду­мываясь о других.

Родители долж­ны понимать: телевизор влияет на психику.

Так, в 13-14 лет у ребен­ка мало позывов для учебы. Ему хочется выстраивать межличност­ные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься урока­ми, впереди ЕГЭ, — для него все да­леко. Он уверен: нужно удовлет­ворять свои потребности здесь и сейчас,

это важнее. Поэтому необ­ходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, выра­батывали критическое отношение к ним .

Смотришь телевизор и по­ражаешься детской жестоко­сти.

Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого не­сколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценно­сти живого.

Отсюда возникает про­блема жестокости. Поступок маль­чика, который убил сестру (эту тему обсуждали в передаче «Пусть гово­рят»), ситуации в сериале «Школа», где себя активно проявляют девоч­ки — примеры потрясающей же­стокости.

Унижение слабых — как стремление к самоутверждению, лидерству — приобретает уродли­вые формы. Ребенок может просто не знать другого способа.

Перед подростками сегодня слишком много соблазнов. Мне­ние друзей для них важнее, чем взрослых. Как родителям защи­тить их и при этом не ограничи­вать общение со сверстниками? Что делать, если конфликты уже начались?

Действительно, подростки больше прислушиваются к свер­стникам. Но исследования показы­вают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример зна­чимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственни­ков, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Поэтому важно установить довери­тельные отношения с подростком. Если вы понимаете: отношения да­леки от дружеских, возникают про­блемные ситуации, то необходимо обратиться к психологу. Он помо­жет разобраться в сути проблемы, попытается выстроить гармонич­ные отношения .

Так какие родителям вы­брать приоритеты в воспитании ребенка?

Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспо­собной личности, которая может найти место в жизни.

Сейчас при­оритеты иные — воспитать высоко­нравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции.

Важно, чтобы роди­тели понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не толь­ко интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть че­ловеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.

На что еще обратить внима­ние родителям, воспитывая под­ростка?

Важную роль в жизни челове­ка играет семья, в которой он рас­тет. Здесь он получает первый опыт общения.

Сегодня родителям при­ходится много работать, и часто да­же в благополучной семье ребенок оказывается обделенным внимани­ем.

Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконфор­мизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития.

Зада­ча родителей — способствовать вы­работке у подростка умения при­нимать правильное решение в ситуации нравственного выбо­ра.

Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив.

Важно уделять внимание физиче­скому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел це­лый день перед компьютером, а но­чью в Интернете.

Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие от­ношения, когда ребенок точно зна­ет: он как личность интересен роди­телям, его мнение для них значимо.

Тогда в трудной ситуации подро­сток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркоти­кам.

Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологам

Разговор как эффективное средство воспитания подростка

Разговор как эффективное средство воспитания подростка

Воспитание ребенка – чрезвычайно сложный процесс, требующий от родителей максимального внимания и сил на протяжении всей их жизни. Как правило, воспитание совсем маленьких детей заключается в их защите от окружающих опасностей и знакомстве с миром и всем, что есть вокруг. Но когда ребенок достигает определенного возраста, от родителей требуются не только контроль и предоставление информации, но и более серьезное воспитание, направленное на формирование ценностей, мировоззрения, личных качеств и черт характера ребенка.

Особенно трудно справиться с детьми в подростковом возрасте, который характеризуется нежеланием кого-либо слушать, излишней самостоятельностью, попытками попробовать все на собственном опыте и выйти из-под опеки родителей.

Основной ошибкой многих родителей при воспитании подростка является игнорирование его требований и слепое следование собственным убеждениям. Родителям довольно трудно понять и смириться с тем, что ребенок может обладать собственными желаниями и стремлениями, отличными от того, что думают и хотят мама и папа. Вследствие расхождения взглядов возникают конфликты, которые чаще всего решаются одинаково – родители наказывают ребенка, заставляют его делать то, что считают нужным, провоцируя возникновения непонимания и неприязни, что может привести к разным последствиям.

Наилучшее средство в воспитании подростка – это разговор. Для того, чтобы разговор с подростком был эффективным и помог в воспитании, родителям необходимо помнить о нескольких моментах. Нужно научиться ловить момент – каждые мама и папа достаточно хорошо знают своего ребенка, чтобы увидеть, когда он хочет что-то рассказать, поделиться своими переживания. Не стоит переносить разговор «на потом», аргументируя это занятостью или чем-то другими – второго шанса поговорить с ребенком и помочь ему может и не быть.

Родители должны научиться не только слушать, но и слышать ребенка, стараться вникнуть в суть того, что он говорит. Даже если переживания подростка кажутся надуманными и несерьезными, не стоит относиться к этому поверхностно – дети в возрасте 12-16 лет более остро воспринимают любую неудачу, событие. А пренебрежение со стороны родителей может обидеть их, привести к непониманию. Не одно сообщество для женщин и родителей слышало душещипательные истории о том, как невыслушанная вовремя «детская» проблема превращалась в настоящую катастрофу и приводила к печальным последствиям.

Для эффективного разговора необходимо создать соответствующие условия – не стоит начинать разговор, когда родители или ребенок находятся в плохом настроении, испытывают раздражение или гнев. Довольно часто вызвать детей на разговор удается во время занятия каким-либо делом – можно попросить мальчика помочь отцу прибить полку, девочку – приготовить покушать. Общее занятие способно сплотить и дать возможность провести время вместе.

Хорошей традицией могут стать постоянные разговоры с ребенком – во время выгула собаки, воскресной поездки по магазинам и т.д. Ребенок должен привыкнуть говорить с родителями и быть уверенным в том, что они его выслушают и помогут, а не будут долго отчитывать и ругать. Тогда о любой проблеме родители смогут узнать первыми и помочь разобраться ребенку в сложных ситуациях.

Комментарии:

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.

Основные проблемы воспитания детей и способы их решения

Вырастить и правильно воспитать ребенка – очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста. Рассмотрим особо распространенные проблемы воспитания современных детей и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания – диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания – гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Некоторые родители применяют такую систему воспитания как невмешательство. Взрослые полагают, что в таком случае ребенок становится самостоятельным, учится делать и исправлять свои ошибки без помощи других. Однако стоит понимать, что в таких семьях дети часто вырастают эмоционально чужими родителям. Кроме того, такой ребенок нередко бывает недоверчивым и подозрительным, а в будущем становится малоэмоциональным, скупым на ласки.

Наиболее приемлемый вид воспитания – сотрудничество. В этом случае отношения в семье основаны на общей деятельности, поддержке друг друга, объединении целей и интересов. При этом малыш растет достаточно самостоятельным, но он уверен, что при необходимости получит поддержку и понимание других членов семьи. Обычно такие семьи имеют свои ценности и традиции.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

  • Отказ соблюдать правила личной гигиены. Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
  • Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
  • Неумение вести себя со сверстниками. Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.

Проблемы воспитания современных подростков

Первое, что объединяет детей в этом возрасте это подростковый кризис. Для некоторых родителей этот период становится настоящим испытанием, проверкой их способности выдержать ребенка. Ведь не у всех этот кризис протекает гладко и незаметно, для кого-то она очень острой с саботажем и срывами, вызовами со стороны ребенка. Подросток начинает испытывать родителей расшатывая их веру и любовь к себе, он много слышал о мире, о том какой он, от родителей, верил в него и тут пришло время выяснить, а действительно ли этот мир так как ему о нем рассказывали, с появляются сомнения относительно информации которую он получал до сих пор.

В подростковом возрасте мы наблюдаем желание ребенка отделиться от родителей, стать более самостоятельным и найти свое место «среди своих». Нахождение этого места очень важным делом, ведь от этого зависит как к тебе будет относиться вся группа. Именно здесь мы можем наблюдать желание ребенка не выделяться от группы друзей, или еще как это называют не быть «белой вороной». И вот здесь ребенок может пойти на самые разные поступки даже не сами честные и гуманные, которые могут даже не соответствовать ее системе ценностей, но которые для самоутверждения в группе необходимы, для того чтобы группа принимала (хорошим примером подросткового общения и взросления является фильм режиссера Адама Шенкмана «Спеши любить»). Это в свою очередь порождает определенные страхи в этом возрасте, а именно то, что если подросток сделает по своему, так как хочется ему, а не группе друзей, то с ним перестанут дружить. Потерять друзей, а именно их расположение, стать одиноким, одиноким тем которого отталкивает группа — это огромный страх и невероятно тяжелые испытания для ребенка в этом возрасте. Ситуация может быть такой, что группа способна наказывать ребенка который не подчинилась его желанию и правилам. Наказание может проявляться в виде молчания — группа не разговаривает с подростком, а на того, кто заговорит ждет такая же участь, игнорирование, или наоборот — нападения на ребенка и травли.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте очень важно, ведь именно это является ведущей и приоритетной деятельностью в этом возрасте, желательно чтобы это общение было реальным, а не виртуальным, как пример общения в социальных сетях из которых, иногда, подростку трудно «вылезти». Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте подросток больше времени проводит со сверстниками так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы.

Итак, что интересует подростка больше:

Непонимание родителей при взрослении ребенка подростка

Каждый родитель знает, как трудно разговаривать с подростками. В процессе взросления наступает период, когда ребенок должен проявить самостоятельность и постараться самостоятельно найти свое предназначение в этой жизни.

Зачастую такие попытки приводят к непониманию в семье и охлаждению отношений с родителями. Как же разрушить стену непонимания? Родители должны знать, что в подростковом возрасте необходимо предоставить ребенку некоторую независимость. Это поможет ему выработать черты характера, необходимые во взрослой жизни. Но вот в какой степени надо предоставлять подростку свободу – это вопрос риторический. Все зависит от того насколько вы доверяете своему ребенку. Не читайте подростку нотаций, он все равно их не слушает, а вот скандал спровоцировать можно.

Попробуйте поговорить о проблеме в непринужденной обстановке, например, на прогулке. В этом случае вы не будете сверлить ребенка глазами, и беседа получится более непринужденной. Можно вызвать подростка на откровенный разговор, задавая вопросы, в стиле прогнозирования неблагоприятного и пугающего вас варианта развития событий. Например: «А вдруг?…». Растопить лед недоверия можно с помощью рассказа собственной жизненной ситуации и как вы из неё выходили. Выслушайте ребенка и не торопитесь с советами. Дайте возможность ему обдумать ситуацию и попробовать найти из неё выход.

Если вы будете давить на подростка и навязывать ему своё мнение, то он может просто замкнуться. Часто дети отказываются делать то, что вы им советуете, мотивируя это тем, что никто из их друзей такого не делает. Не попадайтесь на эту уловку. Помните, что вы родитель, а не приятель. И здесь рационально настоять на своём. Не торопитесь запрещать ребенку все и вся. Скажите, что вы обдумаете ситуацию и сообщите о принятом решении чуть позже. Такой подход нравится подросткам. Относитесь к ребенку с уважением, и вы сможете рассчитывать на его доверие.

Воспитание подростков: целительная история как способ решения проблем

Какие же проблемы могут возникнуть при воспитании подростков?

1. Какой метод воспитания поможет побороть плохое подростковое поведение? воспитание подросток монтессори конкуренция

2. Как дисциплинировать своего ребёнка не заглушив в нем собственное «Я»?

3. Каким правилам следует подчиняться при общение с ребёнком?

Как показала практика проблемы в семь с подростками возникают, когда подросток чувствует ущемление своего Эго. Каждый родитель у которого возникли проблемы при воспитании ребёнка, находящегося в подростковом, говоря научным языком пубертатном периоде, мучают эти вопросы.

Пубертатный период — «Пубертатный период (лат. pubertas, pubertalis возмужалость, половая зрелость; синоним: период полового созревания). Стадии биологического и социально-психологического развития личности, включающая возраст с 10—12 до 15—16 лет у девочек и с 12—14 до 17—18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания»

Какие же проблемы могут возникнуть в отношениях между родителями и подростками, нескольких самых заметных проявлений кризиса отношений подростка и родителей:

-ребёнок становится раздражительным и агрессивным

-появляется скрытность в отношении родителей

-замкнутость и закрытость от всего мира

-не желание обсуждать и решать проблемы с родителями

Первый вопрос на который я бы хотел ответить это метод который поможет преодолеть кризис возникший в семье. В параграфе Методы воспитания я уже рассмотрел несколько методов, это были «Сотрудничество», «Антагонизм», «Конкуренция» и «Соревнование». Исследовав и обдумав их я пришёл к выводу, что по всем параметрам для воспитания ребёнка необходимо использовать метод «Сотрудничества». Таким образом тем семьям которые ещё не применили этот метод, настало время воспользоваться им для дальнейшего выхода из кризиса взаимоотношений. Опять же ссылаясь на уже выше сказанное я считаю, что такой метод является самым лучшим для того что бы наладить и укрепить позитивные, и открытые отношения с ребёнком. Если мы можем ограничить открытость всей информации которую ребёнок должен получить в период с 3-12 лет, то в случае с подростками такая открытость в общении и иллюстрации должна быть максимальна лишена границ. Родители должны общаться с ребёнком на все темы, интересующие его. Если при этом вы станете для ребёнка лучшим другом, то шансы на то, что отношения станут более доверительными и устойчивыми, увеличатся.

Как дисциплинировать подростка? Все родители в своей жизни хоть раз, но сталкивались с тем, что их ребёнок перестаёт выполнять их просьбы и поручения. Подросток начинает терять ощущение того что перед ним не просто какие-то люди, а его родители. Всё это происходит в связи с тем, что по мере взросления, когда ребёнок вступает в пубертатный период, главным чувством становится когнитивный диссонанс. Как это проявляется? Очень просто, подросток начинает понимать, что некоторые вещи, слова, предметы, начинают действовать выглядеть и влиять на него иначе. Допустим слова которые он раньше произносил, и они вызывали у родителей удивление и смех, сейчас отражаются на их лицах гневом и негодованием. Вдруг ребёнок начинает интересовать его внешность и привлекать внешность других людей, он начинает заниматься спортом, покупать новую одежду которая ему абсолютно не идёт, делает пирсинг, тату. Или вдруг он понимает, что ему не нравится его общество, и он вступает в группы людей, имеющих строго ограниченные интересы (ЭМО, Готы, Скинхеды, Любера…). Но самое страшное наступает тогда, когда ребёнок перестаёт видеть в родителях наставников. Это происходит по причине того, что сами родители перестают понимать и принимать перемены в их ребёнке. Им кажется, что их дитя вот ещё совсем недавно впервые пошёл и сказал свое первое слово, а теперь он задерживается по вечерам перестал делать уроки, общается с плохими людьми, изуродовал свое тело татуировками и пирсингом и т.д. Проблема в том, что родите неадекватно реагируют на то как меняются их дети, они с агрессией нападают на своих детей насильно заставляя снять пирсинг, перестать общаться с его новыми друзьями, и т.п. Но родители совершают огромную ошибку, ни в коем случае нельзя относится с агрессией к своему ребёнку, тем более когда он находится в подростковом возрасте. Дети в этом возрасте страдают от того, что их психика перестраивается и очень сильно подвержена вредоносному влиянию отрицательных эмоций. Так агрессия ничем не поможет в решение проблем с подростком. Самое главное в его возрасте это не повышенное внимание родителей, а простой разговор по душам. Для того что бы дисциплинировать своего ребёнка необходимо помочь ему справится с его проблемами. Родители должны помочь ему доказать, что он достаточно красив, чтобы пытаться дополнить себя какими-то сомнительными вещами. Обсудить с ним, что ему не хватает в общение с своими старыми друзьями и что он получает от новых, причем родителям нужно постараться выделить все плюсы и минусы доказав, что он может получать то что ему нужно, можно получить другими способами. Поговорить с ребёнком не темы, которые его очень тревожат. Выяснить у ребёнка то что ему нравится и попытаться помочь ребёнку осуществить это, будь то коллекционирование или игра на барабанах. Родители должны запомнить одну прописную истину если они помогут ребёнку обрести, то что ему хочется разумеется в приделах приличия, то они получат отдачу в виде дисциплинированности и послушания.

Особых правил для общение с ребёнком нет, но родители должны запомнить, что главное это не навредить. Так же нужно знать, что подростки — это уже почти сформированные личности поэтому необходимо говорить исключительно на ровне с ними, родителям не нужно возвышаться над ними и говорить, что они младше их поэтому должны подчиниться. Подростки должны чувствовать открытость родителей и тогда они сами почувствуют, что к своим родителям стоит прислушиваться, что они действительно много знают и всегда дадут хороший совет. Подростки всегда ищут для себя друзей более старших и более мудрых, тогда почему бы не стать своему ребёнку таким старшим другом и наставником. Самое главное это если родители подружатся со своими детьми то и дети подружатся с ними.

Вопрос 42. Проблема методов воспитания в педагогике и различные подходы к ее решению. Приемы и средства воспитания

Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

В терминологии методов воспитания нет четкости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приемами и т. д. Практически у каждого педагога складывается субъективное представление о методах воспитания. Единая систематика методов воспитания также отсутствует. Трудность классификации методов воспитания состоит в том, что она не может быть проведена по одному критерию, т. к. один метод отличается от другого по целям, средствам осуществления, по последовательности и постепенности в применении. Кроме того, все эти позиции различным образом рассматриваются с точек зрения воспитателя и воспитанника.

Развитие методов воспитания в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию различными историческими эпохами. Например, в Средние века наиболее часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в основном цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинения личности сложившимся устоям общества. С развитием капиталистических отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоятельности, мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с другими людьми в различных группах и коллективах. В педагогической практике сложились такие традиции методов воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др.

В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитательной задачи. Овладение методами воспитания позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «Что делать каждый день?», а определять, что нужно делать дальше. Выбор конкретных педагогических методов зависит от многих, порой случайных факторов: состояния ребенка и коллектива, предмета общения, особенностей творческого стиля педагога, внешних обстоятельств и др. Применение таких методов лишь частично поддается планированию, поскольку является реакцией на вновь возникшую ситуацию. Выбор же системы методов воспитания обусловливается закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности детей, степень их духовно-нравственного развития и др.) и представляет собой качественные изменения основных параметров воспитательного процесса.

Приемы и средства воспитания

Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам — требованию и оценке. В первом случае задача педагога — добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности — просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку.

Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Педагог для решения воспитательных задач использует следующие средства воспитания, которые являются «инструментарием» материальной и духовной культуры:

— мир жизнедеятельности воспитанника;

— коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

— культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства);

Проблема воспитания в подростковом возрасте

Воспитание — это помощь растущему человеку в развитии его потенциальных возможностей, в развитии культуры его мышления и культуры чувств, культуры духовной жизни и культуры поведения. Воспитание предполагает полноценное развитие личности. Ее структуру раскрыл

С. Л. Рубинштейн. Он писал, что для понимания личности нужно ответить на три вопроса:

  • • Что хочет человек? Ответ на этот вопрос прольет свет на особенности направленности личности: потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки и пр.
  • • Что может человек? Вопрос о способностях — общих и специальных.
  • • Что он есть? Вопрос о характере человека: можно многого желать, на многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности.

И зададим четвертый вопрос: что чувствует человек? Эмоции и чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают этот мир богатым или скудным.

Направленность — ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты, отмечает Б. И. Додонов, — характер, способности, фонд знаний и навыков, механизм самосознания — могут быть правильно определены и оценены лишь в связи с ее направленностью. Характер, способности и знания определяют большую или меньшую трудность реализации человеком своей направленности (Б. И. Дадонов «Эмоция как ценность». М., 1975. С. 265).

Воспитание нравственной направленности личности подростка — важнейшая и сложнейшая задача семьи и системы образования.

Для нравственного развития растущего человека очень важно, какие формы поведения и отношений людей общество выставляет как образцы. Формирование нравственных идеалов имеет свои особенности в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

Л. С. Выготский писал, что «воспитывать значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети».

Дети нередко живут в ситуации насилия (побои, оскорбления и пр.), тяжелых эмоциональных переживаний. Каждый случай насилия, пережитый ребенком, оставляет свой травматический след, который разрушающе действует на формирующуюся личность: нарушается эмоциональная жизнь, происходит неконструктивная направленность развивающегося мировоззрения и мотивационно-смысловой сферы личности, утрачивается доверие к взрослому человеку, обесцениваются общение и взаимодействие, не формируется чувство собственного достоинства [ 16|.

Отсутствие в жизни многих детей и подростков любви, ощущение ненужности вызывают у них соответствующие душевные качества: ложь, недоверие, ненависть, лицемерие, агрессивность, бесчувственность и пр. В каких красках видят эти дети жизнь, в чем они будут находить смысл этой жизни, свое психологическое благополучие?

Очевидно, именно такие дети нуждаются в психологической помощи и поддержке, в создании для них социальной ситуации развития. Ведь социальная ситуация развития школьников в большой мере определяется не только содержанием учебной программы и методами обучения и воспитания, но и системой отношений и в школе, и дома взрослых друг к другу и детям на основе принципов общей культуры и психологической культуры межличностных отношений.

Еще раз вспомним, что Л. С. Выготский замечал: «Когда речь идет о моральных проступках детей, от легких провинностей до настоящих преступлений, то правильнее говорить не об их моральной дефективности, а о социальной недовоспитанности или запущенности ребенка. Никакой особой педагогики такие дети не требуют, никаких исправительных и карательных мер, а только удвоенного социального внимания и учетверенного воспитательного воздействия среды». И неоднократно предупреждал, что следует признать бесплодными попытки морального обучения, что мораль должна составлять неотъемлемую часть всего воспитания в корне, а моральное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой. «Моральное поведение должно основываться не на внешнем запрете, а на внутренней “сдержке”. Не следует поступать в нравственном воспитании, как в полицейских законах, когда мы избегаем какого-нибудь поступка, потому что боимся наказания, которое последует за ним. Не делать что- нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать. Нравственным поведением всегда будет такое, которое связано со свободным выбором социальных форм поведения» [5, с. 256].

Нравственное развитие личности заключается в интериоризации моральных норм, т.е. превращении их во внутренние убеждения человека, регулятор его поведения. Отсутствие внешних запретов должно компенсироваться внутренними запретами: «я могу соврать, но не совру»; «я могу не уступить в транспорте место, но я уступлю» и пр. Нравственная воспитанность — это осознание себя членом общества, субъектом гуманного взаимодействия с другими людьми. Это сознательное выполнение норм социального бытия.

Л. С. Выготский обращал внимание и на такую опасность в воспитании, что описание проступков, нежелательного поведения, обсуждение с детьми мотивов и способов их совершения «рождает в уме ученика ряд представлений, создает вместе с тем импульс и тенденцию к их реализации. Обычное выражение, что запретный плод сладок, заключает в себе много психологической правды. Нет более верного средства толкнуть ребенка на какой- нибудь антиморальный поступок, нежели подробно описать последний» [5, с. 259].

Это замечание весьма актуально в наше время. Организуя компании по предостережению школьников от того, чего они не должны делать (например, не должны употреблять наркотики), мы одновременно фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению.

Внимание подростков следует направлять не столько на то, что они не должны делать, сколько на то, что нужно и важно делать.

В связи с этим полезно вспомнить книжку «Возрастной подход в работе пионерской организации» (1969), написанную Л. И. Божович и известным педагогом Т. Е. Копниковой. Несмотря на название, речь идет не об идеологической направленности школьников, а о воспитании нравственной направленности личности растущего человека. Представлена научно обоснованная психолого-педагогическая концепция целенаправленного процесса воспитания школьников с учетом их возрастных особенностей. Авторы отмечают, что типичные ошибки в воспитании детей и подростков связаны, во-первых, с организацией их деятельности и, во-вторых, с организацией их взаимоотношений в коллективе. Объединяющая подростков деятельность должна иметь общественную ценность. Достижение общественно ценного результата должно быть увлекательным для всех детей и восприниматься ими как общее дело. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок раскрывал себя именно в том ее виде, который в наибольшей степени соответствует его возможностям, чтобы результат действий каждого был необходим для достижения общего результата. В таком случае:

  • • дети будут радоваться успехам другого;
  • • помогать отстающим;
  • • не будут испытывать зависти к тем, кто действует наиболее успешно.

Главным результатом проделанного должно быть коллективно пережитое чувство морального удовлетворения, гордости. Это почва, на которой должна формироваться общественная направленность личности.

На это же обращал внимание В. В. Давыдов. Он писал, что «одной из наиболее важных форм общественно полезной деятельности в подростковом возрасте является труд. Организованный как подлинно коллективная деятельность с общественно полезным результатом, труд может заинтересовать подростка как процесс, в котором проявляются его личные возможности, может стать для него свободной игрой физических и духовных сил. В этом случае создаются благоприятные возможности для раскрытия нравственного смысла, духовной стороны трудовой деятельности» [8, с. 126-127].

На основе конкретных, реальных поступков формировали моральные убеждения, требующие уважать интересы других людей, в павлышской школе. Педагоги считали, что, если ученик хотя бы на протяжении месяца не сделал ничего для других, это уже ненормальное воспитание [25, 26]. В. А. Сухомлинский обращал внимание и на то, что нельзя превращать добрые чувства и добрые дела в показные мероприятия. Нужно как можно меньше разговоров о сделанном, никакой похвалы за доброту. Самое опасное, считал он, когда человечные поступки ребенок ставит себе в заслугу, считает чуть ли не доблестью 126, с. 2051.

Психологическая грамотность несет в себе потенциальную возможность воспитания психологической культуры личности. Психологическое образование готовит человека к восприятию культуры в целом и восприятию культуры человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Однако сами по себе психологические знания, сам по себе интерес человека к вопросам психологии или интерес, подкрепленный особым вниманием к собственному внутреннему миру, не гарантирует его интереса к личности другого человека, желания понять и принять его своеобразие. Надо помочь взрослеющему человеку войти в пространство психологической культуры личности. По словам Е. А. Климова, «если “грамотность” — это начальная ориентировка в той или иной области, то “культура” предполагает более сложные виды осведомленности, а также умелости и воспитанности» [11].

Очевидно, процесс освоения психологических знаний следует понимать как средство вхождения в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей, гуманистического мировоззрения и созидательных начал в человеке.

Воспитание подростков, проблемы родителей

Самой важной проблемой для родителей подростка является его воспитание, именно поэтому мы П родолжаем подростковую тему путь к взрослению.

Отличительные особенности подросткового возраста: прогрессирующее стремление к независимости и самореализации, чувство зрелости, преимущество авторитета ровесников перед авторитетом родителей и взрослых – побуждают подростков бунтовать против всего.

Разумеется, родителям, которые недавно занимали главное место в жизни детей, не просто смириться с такими переменами.

Разные семьи применяют свои способы и стили воспитания. Проводят с подростками свободное время, по — разному контактируют с ними, принимают или нет во внимание особенности подросткового возраста.

Во многом, их воспитание зависит от того, что заложено в ребенке на протяжении минувших лет.

Помимо целеустремленного и осмысленного воспитательного процесса на подростка имеет огромное влияние атмосфера в семье, ценности и традиции, социальные условия, уровень благополучия и образования.

Находить общий язык с подрастающим поколением очень непросто, но реально.

Существуют семьи, где воспитание детей подросткового возраста протекает безболезненно для любой из сторон.

Давайте рассмотрим, какое влияние на воспитание подростков имеет установленный стиль общения в семье.

Авторитарный стиль общения – это когда абсолютно все семейные решения в отношении ребёнка беспрекословно контролируются родителями, его самостоятельность полностью ограничена.

Строгий контроль, твердые запреты и жесткие выговоры побуждают к конфликтам с родителями и недружелюбию по отношению к ним.

Такую реакцию ребенка можно понять, поскольку главные особенности данного возраста – ощущение взрослости и желание самостоятельности.

Неуверенные в себе дети становятся беспомощными и инфантильными, а у сильных и активных подростков проявляется агрессия, они стремятся поскорее покинуть отчий дом, чтобы не быть под родительским контролем.

Демократический стиль – это метод общения в семье, который стимулирует самостоятельность и порождает ответственность за свои поступки.

Подросток принимает участие в решении всевозможных семейных проблем, высказывает свое собственное мнение.

Это наиболее конструктивный и положительный подход в формировании и воспитании подростков.

Однако нужно различать демократический и попустительский стили общения.

Родители при демократическом стиле в особо важных вопросах демонстрируют твердость, беспокоятся о дисциплине и честности, а при попустительском стиле у ребенка не существует каких-либо запретов с родительской стороны, он в состоянии игнорировать их без всяких последствий.

Если демократический стиль порождает социальную ответственность и независимость, то попустительство приводит к тому, что подростки становятся эгоистами, они не хотят принимать в свое окружение тех, кто не потворствует их капризам.

Хаотический стиль – когда всё подчиняется настроению родителей. Каких-то определенных требований нет, они попросту могут быть неоднозначными и противоречивыми.

Данный стиль не дает стабильности, защищенности, определенных ориентиров и в свою очередь формирует у подростка неуверенность, агрессивность и беспокойство.
Эмоциональный фон семьи играет большую роль в воспитании.
Подростки испытывают огромную потребность эмоционального контакта и близкой взаимосвязи с родителями. Атмосфера взаимоуважения и любви способна помочь пережить всевозможные проблемы.

Часто родители делают ошибку, когда непослушного, раздражённого подростка начинают воспитывать «менторским» или занудным голосом, подчёркивая свою озабоченность и не обращая внимания на его состояние.

Они должны знать, что если ребёнок чем-то расстроен, он не будет воспринимать их нравоучения, наоборот, у него появится желание оказаться от родителей подальше. Если такое обращение со стороны родителей будет продолжаться дальше, он просто сбежит из дома.

В этом случае лучше будет дать ему успокоиться, пусть побудет один, а уже потом, если он захочет, спокойным тоном помочь разрешить его подростковые проблемы.

Не конфликтуйте со своими детьми, показывайте свои чувства, говорите, как сильно вы их цените и любите. Они непременно откликнутся взаимностью.

Проявите такт, сочувствие к проблемам подростка, помогите советом. Пытаясь показать своим видом самостоятельность и независимость, они всё же очень нуждаются в родительской поддержке.

Уважаемые читатели, если у вас была такая же проблема и вы решили её, поделитесь, пожалуйста с нами в комментариях.

Ссылка на основную публикацию