Учитель… слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю

Учителю.net

Тип материала

  • Образовательные разработки 450
  • Материалы к уроку 424
  • Мероприятия 214
  • Организационные вопросы 98
  • Методика и документы 30
  • Компьютерные файлы 35
  • ЛИТЕРАТУРА 2
  • Разное 67

Отрасли образования

  • Начальная школа 317
  • Астрономия 7
  • Белорусский язык и литература 79
  • Биология 32
  • География 25
  • Допризывная и медицинская подготовка 9
  • Искусствоведение / изо 17
  • Иностранный язык 28
  • Информатика 135
  • История 49
  • История Беларуси 26
  • Культурология / МХК 14
  • Математика 20
  • Международные отношения 3
  • Музыка 8
  • Основы безопасности жизнедеятельности 26
  • Обществознание / ЧиМ 43
  • Политология 3
  • Правоведение 6
  • Регионоведение 5
  • Русский язык и литература 208
  • Социология 5
  • Технология / Трудовое обучение 8
  • Физ. культура и здоровье 40
  • Физика 15
  • Химия 22
  • Черчение 7
  • Дополнительное образование 48
  • Профессиональные предметы 11
  • ПЕДАГОГИКА 18
  • КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО 201
  • ВОСПИТАНИЕ 168
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 1
  • УПРАВЛЕНИЕ 19
  • ПСИХОЛОГИЯ 13
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ЛОГОПЕДИЯ 24
  • БИБЛИОТЕКА 2
  • МЕДИЦИНА 2
  • РОДИТЕЛЯМ 2
  • УЧАЩИМСЯ 5

Деятельность

  • Педагогика 850
  • Библиотека 1
  • Воспитательная работа 195
  • Дефектология 25
  • Информатизация 10
  • Медицина 24
  • Методическая работа 30
  • Психология 16
  • Родительство 24
  • Самообразование 9
  • Социальная работа 12
  • Управление 13

Уровень образования

  • Дошкольное образование 81
  • Начальное общее образование 378
  • Среднее общее образование 594
  • Профессиональное образование 69
  • Дополнительное образование детей 18
  • Дополнительное образование взрослых 5

Возраст

  • 0-1 год 2
  • 2-3 года 15
  • 4-5 лет 38
  • 6-7 лет 224
  • 8-9 лет 340
  • 10-11 лет 434
  • 12-13 лет 426
  • 14-15 лет 309
  • 16-17 лет 237
  • от 18 лет 115

События

  • Праздники России 8
  • Праздники Беларуси 4
  • Всемирный день борьбы со СПИДом 12
  • Выпускной вечер / бал 10
  • День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны 8
  • День защитника Отечества 4
  • День знаний 2
  • День матери 5
  • День памяти (Окончание Первой мировой войны) 2
  • День памяти жертв Холокоста 3
  • День Победы 13
  • День прав человека 1
  • День смеха (День дурака) 1
  • День учителя 4
  • День чернобыльской трагедии 1
  • День энергетика 1
  • Масленица 1
  • Международный день детей 4
  • Международный день отказа от курения 3
  • Международный день семьи 5
  • Международный женский день 6
  • Новый год 56
  • Пасха 1
  • Праздник прихода весны 1
  • Праздник труда (День труда) 1
  • Рождество Христово 5
  • Старый Новый год 51

Как учителю завоевать уважение учеников?

Данная статья — руководство для учителя по двум вопросам: как завоевать доверие учеников и как сделать уроки интересными. Анализ общения учеников на всевозможных форумах и сайтах позволил сформировать определенные рекомендации, основанные в основном на мнениях учащихся. В статье также широко использованы рекомендации американских учителей. Некоторые советы могут показаться несколько неординарными для нашей страны, однако, как оказывается, у других они успешно работают.

Как завоевать уважение ваших учеников

Существует заблуждение среди некоторых учителей, что для того, чтобы добиться уважения среди учащихся, необходимо дейстовать по принципу «всем молчать и делать, что я скажу». И часто это работает. Однако с таким подходом вы едва ли завоюете доверие ваших учеников.

Основной первый шаг для вас — это просто стать хорошим, приятным человеком. Это не значит, что вы должны идти на поводу учащихся. Это также значит, что вы не должны давить на детей и со своей стороны. Вам лишь будет нужен определенный баланс.

Прежде всего, если у вас плохой день (который случается с нами время от времени), лучше всего сообщить об этом своим ученикам, чтобы они не провоцировали вас. Это не даст гарантии, что кто-либо не станет вас раздражать, однако в этом случае вспышка ярости с вашей стороны не будет неожиданностью для ребенка. Помимо этого учитывайте, что и у детей бывают плохие дни, поэтому умейте относиться к ним соответствующе.

Познакомьтесь со своими учениками лично. Узнайте, что они любят, а что нет. Какие у них потребности, идеи, желания. Это может быть довольно трудной задачей, особенно, если вы преподаете в большой школе. Однако знание хотя бы нескольких индивидуальных особенностей ученика даст вам неоспоримые преимущества.

Будьте честны со своими учениками. Особенно, если они задают вопросы, вроде: «А как это пригодиться мне в реальной жизни?». Одна из вещей, которую очень не любят дети, — когда учитель говорит, что какая-либо гипотеза или теорема очень важна. Ведь в действительности большинство людей скорее всего не будут использовать эти знания в жизни после овладения ими.

Будьте примером ответственности. Всегда старайтесь выполнять свои обещания, успевать во всем, за что беретесь.

Умейте постоять за своих учеников. Если вы видите, что их обижают другие учащиеся или угнетают взрослые, вступитесь за них или, по крайней мере, успокойте обидчика.

По отношению к ученицам-подросткам будьте особо внимательны и старайтесь учитывать особенности их возраста.

Как только вы завоевали уважение своих учеников, не забудьте сохранить его! В подходящее время умейте невзначай пошутить, повалять дурака, сделать атмосферу менее формальной.

Как сделать уроки интересными

Когда возможно, дайте ученикам выбор, как работать и какую работу делать. Например, после изучения новой темы поинтересуйтесь, что бы они хотели: решить тест, ответить устно, написать проверочную работу. Можно даже разделить класс на группы, каждая из которых будет делать что-то, что по душе ей.

Это также относится и к рефератам и сообщениям. Старайтесь давать каждому ученику отдельную тему для подготовки. Давайте им столько свободы, сколько возможно. Хотя, само собой, не стоит перегибать палку.

Постарайтесь придумать альтернативные обычным объяснениям и работе с учеником методы преподавания. Если вы просто стоите перед классом и читаете лекции на каждом уроке — шансы на получение заинтересованности со стороны учеников невелики.

Не следует слишком рьяно предлагать свою помощь учащимся. Но стоит дать им понять, что как только ваша помощь будет нужна, они смогут ее получить. Некоторые дети любят научиться всему самостоятельно, другие же желают, чтобы им все показали.

Не уделяйте лишнего внимания на наведение тишины в классе. Порой ученикам необходимо поработать совместно, посотрудничать. Не будьте единственным, кто говорит. Поощрайте обсуждения. Пусть ваши ученики иногда вас прерывают, чтобы обсудить свою точку зрения. Не беспокойтесь, если вы иногда отходите от темы, но всегда помните, на чем вы остановились и старайтесь не уходить слишком далеко. Позволяйте ученикам, когда это возможно, работать за удобными для них местами, в самостоятельно выбранных группах. Однако умейте отличить обсуждение от недисциплинированности, от несоблюдения этикета.

Если это дает положительный эффект, попробуйте позволить ученикам выполнять некоторую самостоятельную работу, слушая музыку в наушниках. Ведь, будем честны, мы и сами порой гораздо с большим удовольствием выполняем свою работу, случая любимые песни. Но следите, чтобы такая деятельность не мешала другим ученикам и не вредила здоровью детей.

Позвольте начать выполнение домашней работы на уроке. Просто дайте задание и сообщите, что все обязательно должны его завершить. Кто не успевает сделать его за урок — получает его в качестве домашнего. Это послужит и стимулом для продуктивной работы, и улучшит отношение к вам со стороны ребят.

Поинтересуйтесь на своем уроке, сколько домашних заданий на следующий день уже есть у учеников, чтобы дать посильную работу, которая не вызовет у ребят отвращения. В идеале, если вы можете договориться с другими учителями о том, как распределить домашние задания, чтобы дети не были перегруженными и выполняли их, сохраняя хорошее отношение к предмету.

Самое главное — любите своих учеников и старайтесь делать для них лучшее, на что вы способны!

Авторский материал сайта Учителю.net. Копирование материала без согласия администрации и без прямой ссылки на сайт запрещено.

Восемь причин, почему дети не уважают учителей: кто виноват и что делать?

Приходилось ли вам слышать такие фразы: «Молодежь испорчена», «В наше время такого не было», «Дети вообще взрослых не уважают», «Меня ученики ни во что не ставят»? Возможно, вам знакомы эти проблемы. Что делать? Разберемся, что такое уважение, почему его нужно заслужить и почему так бывает, что ученики не уважают учителей.

Уважение: что это и откуда берется?

  • Уважение — основа комфортных, достойных отношений между друзьями, родственниками, коллегами и всеми людьми в социуме. Это база успешного сотрудничества, партнерства, совместного проживания, общения.
  • Уважение — мотивированное чувство. Другими словами — требуется подкрепление для возникновения данного чувства по отношению к вам. В качестве подкрепления выступают личные качества, достижения, достоинства.
  • Уважение бывает только взаимным. Не задевайте, не ущемляйте достоинство и честь другого человека.
  • Уважение нельзя «отвоевать» силой кулаков, угрозами, шантажом. Запугивая, можно вызвать страх, боль, ненависть, стыд. Что угодно, но не уважение.
  • Уважение основано на признании равенства права каждого члена социума на свободу личности, на собственное мнение, на развитие потенциала.

Три кита, на которых держится уважение

  • Особенности личности: достоинство, этичность, тактичность, воспитание, интеллект, характер.
  • Социальные роли: должность, статус личности в обществе — «студент», «директор», «учитель», «друг». Люди, исполняющие определенные роли, могут претендовать на уважение других (например, учеников) «по умолчанию».
  • Правило иерархии — опять речь идет о возникновении уважения в «автоматическом режиме», на базе исключительно занимаемой должности, социального статуса.

Таким образом, мы получаем противоположные идеи:

  • Уважение к педагогу должно возникать «автоматически».
  • Уважение требует наличия определенных личностных качеств, его нужно заработать.

Предлагаю следовать второму положению и требовать уважения не из-за занимаемой должности или социального статуса.

Почему ученики не уважают учителя? Главные ошибки

  • Двойственность и лицемерие: требуем одного, а транслируем другое. Это касается не только работы в школе, но и воспитания в принципе.
  • Синдром розовых очков: ожидание, что ученики будут сразу отлично учиться и безупречно себя вести, а родители станут на 100% выполнять все требования и рекомендации педагога. Надо принять тот факт, что ученики и их родители ничего не должны. Задача учителя — сделать так, чтобы ученики стремились к знаниям, развитию по причине собственного желания и заинтересованности.
  • Оскорбления: обижая учеников, повышая голос, наказывая за проступки, некоторые учителя озлобляют их — это не путь к уважению. У них может получиться вызвать страх, отвращение, презрение — и не более.
  • Нет контакта: учитель, который не слышит учеников, не умеет «держать» аудиторию, быстро теряет к себе интерес и уважение. Над работой с аудиторией учитель трудится постоянно.
  • Нет обратной связи, или Синдром «Ой, я забыла»: нельзя забывать обещаний, которые даны ученикам — они этого не забудут. Учитель узнал мнение класса? Дает понять, что оно услышано и учтено. Пообещал что-то? Доносит до класса, что он держит свое слово.
  • Синдром «Я главная», или «Я так сказала». Строить отношения с классом исключительно на возвышении себя над учениками, выбирая модель поведения очень важной начальницы, — неэффективный вариант. Выдерживаем баланс, не опускаясь до панибратства.
  • «Я самая умная»: если кто-то учитель, это еще не значит, что он знает все.
  • Неумение признавать свои ошибки. Эту честность и смелость ученики, особенно подростки, оценят. Кроме того, они осознают то, что и сами имеют право не ошибку — их не станут за это осуждать, унижать, обесценивать.

Все ли зависит от педагогов?

Конечно, нет: есть сложные дети, проблемные семьи, в которых понятие «уважение» — что-то из области фантастики. Никто не в силах коренным образом изменить воспитание, заложенное в семье, но мы можем работать с недостатками каждого ребенка, взращивая достоинства, давая ребенку поддержку, поощрение, адекватное наказание за проступки.

«Золотое правило», применимое и в педагогическом процессе — требования и отдача должны быть тождественны. Все предельно просто: мы сами дарим уважение, ценим личности учеников — это принесет плоды. И главное — мы работаем над собой!

Об авторе: Давыдко Ирина Леонидовна, учитель истории, географии.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Как вести себя с учителем?

Почему в последние годы так не популярна профессия учителя в глазах детей, да и их родителей? Почему дети позволяют себе делать на уроках, что им вздумается? Почему школа постепенно превращается в общество неуправляемых детей и слегка озлобленных учителей? Почему дети не уважают своих учителей? Много почему, а ответ вполне очевиден…

Вы заметили, как вы сами относитесь к учителям своих детей? В свое время я училась в пединституте, и у нас был предмет (сейчас уже и не вспомню, какой), но навсегда в голове засела мысль — если родителям не нравится учитель, НИКОГДА при детях нельзя его обсуждать и осуждать! Для детей учитель должен быть авторитетом и профессионалом.

Конечно, повзрослев, школьники сами поймут, какого учителя стоит уважать, а какой этого не заслуживает… Но хотя бы в начальной школе они научатся работать, потому что в этом возрасте еще «смотрят в рот учителю» и именно в этом возрасте закладывается умение учиться… Но если мама и папа изо дня в день будут указывать на недостатки педагога, то как бы учитель ни старался, авторитетом для ребенка он не станет.

Что же происходит в последние годы? Сплошь и рядом слышны обсуждения учителей, причем при этом присутствуют ученики. А потом родители недоумевают, почему их дети не уважают и не слушают учителя. А с какой стати дети должны слушать тех, кого не уважают? Ведь они слышат слова, вылетающие из уст самых уважаемых им людей, родителей, «какая Марь Иванна плохая»… Ну и как после этого они будут относиться к этой «Марь Иванне»? Конечно, она для них всегда будет «плохая».

В вопросе как вести себя с учителем очень важно отбросить эмоции и предвзятость. Иногда к учителю начинают относиться не достаточно уважительно, просто так, за компанию. Потому что так ведут себя «классные авторитеты». Я не призываю к тому, чтобы дети и родители были подхалимами, но и правду матку рубить не стоит. Родители обязаны сделать все возможное, чтобы ребенок уважал учителя.

Даже если вы чем-то не довольны, то стоит обратиться к учителю напрямую, обсудить проблему, но чтобы об этом разговоре ни в коем случае не знал ребенок! Частенько слышу из уст родителей что-то типа, «пойду, укажу этой Марь Иванне на ее место… Что она о себе возомнила…». Ну и зачем ребенку напрягаться, учиться, хорошо вести себя на уроках? Если мама пойдет к учителю и во всем разберется…

Независимо от того, как родители относятся к учителю, они обязаны повысить репутацию учителя в глазах ребенка. И это важно не столько для самого учителя, сколько для вашего же чада.

Во-первых, уважая человека, ребенку не захочется сделать ему больно, и он постарается вести себя лучше.

Во-вторых, ребенок получит больше знаний, если учитель не будет постоянно отвлекаться на различные замечания, делаемые классу.

В-третьих, все просто. Учитель, который видит уважение к себе и интерес к предмету никогда не снизит ребенку оценку. Это может положительно сказаться и на общей успеваемости ребенка. Когда решается, какую оценку поставить ученику, учитель подсознательно поставит балл, который выше. То есть если решается, четверку или пятерку ставить вашему чаду, то, скорее всего, будет пятерка…

Уважать учителя надо хотя бы за то, что он пытается хоть какие-то знания донести до вашего ребенка. Как взрослые люди, имеющие за плечами опыт общения с различными людьми, вы должны найти общий язык с учителем вашего сына или дочки. Если такого контакта не случится и вас раздражают все поступки и действия учителя, то, возможно, стоит поменять класс или перейти в другую школу.

Но, к счастью, таких учителей, от которых стоит бежать, не так уж и много. Чаще всего дети просто надумывают и наговаривают на учителей, чтобы не получать нагоняй дома за плохое поведение и двойки. А ведь и правда… Вот что можно взять с Марь Иванны, если она такая-сякая. И родителям проще поверить в рассказы, чем проверить, так ли все на самом деле. Я бы посоветовала, в первую очередь, научить детей, как вести себя с учителем, а уж после этого требовать уважения к вашим детям с его стороны.

Сразу оговорюсь… Я не учитель, я только закончила пединститут, но по специальности не работаю уже более двадцати лет. Несмотря на это я очень хорошо понимаю, почему нынешние дети не уважают и ни во что не ставят учителей. Все идет из семьи. Когда родители при детях говорят только хорошее об учителе, процесс обучения проходит гораздо легче. Когда дома учителя «поливают грязью», дети становятся неуправляемыми в школе, потому что теряют веру в учителя.

Зачем уважать учителя?

19.11.12, 10:09

Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана

Римма ГАЛЕЕВА, психолог школы «Интеллектуал»:
— Ситуации, когда ребенок ругает учителя, самые разные. Сколько лет ребенку? В какой школе учится? Как у него складываются отношения с мамой? Как он относится к предмету? Когда знаешь все это, легче понять, что произошло и как реагировать. Конечно, маме стоит не давать сразу оценку тому, что ребенок сказал, а спросить, что произошло, каковы факты. В идеале, при доверительных отношениях, родители не сомневаются в том, что ребенок говорит правду: я допускаю, что ты прав, но не торопись делать выводы, стоит узнать аргументы другой стороны.

Лучше всего родителям самим прийти в школу и посмотреть, в чем дело. «Учительница — дура» может значить что угодно: и что ребенок сомневается в ее умственных способностях, и что она ему по-человечески не нравится, и, наконец, что он так оценивает ее с нравственной точки зрения, — и вот в этом случае непременно надо разбираться.

Если ребенок в самом деле не считает педагога умным — это, как ни странно, даже менее тревожно, чем все остальное: да, в школе встречаются непрофессиональные люди. Если вы сами считаете учителя не только непрофессиональным, но и неприятным человеком, то вряд ли сможете скрыть это от ребенка — он все поймет на невербальном уровне, а вас заподозрит в лицемерии. Поэтому до разговора с ребенком попробуйте разобраться сами. Недостаток профессионализма может быть кажущимся. Возможно, и вы, и ваш ребенок недостаточно компетентны, чтобы делать такие выводы. Во всяком случае, не сомневаются в своих суждениях только незрелые умы. Можно поговорить об этом с ребенком.

Тем не менее вы убеждены, что учитель плох. Но почему? Возможно, это временно: он молод и неопытен. Или стар и болен, а работу не бросает из-за заработка, от одиночества и т. д. Это тоже можно обсудить: опыт сочувствия нашим детям очень полезен. Если ребенок не прав — надо разговаривать о том, где он ошибся и почему. Если не прав учитель — разбираться с тем, что конкретно он сделал: учителя в самом деле могут сделать что-то неприемлемое, даже вплоть до уголовщины. И тут надо действовать — с необходимой степенью резкости и в рамках правовой сферы.

А вот если ребенок маленький, надо задуматься, все ли с ним в порядке. У маленьких детей обычно действует некая презумпция мудрости взрослого: для него учитель по умолчанию умный и хороший. И до ребенка надо донести, что о любом человеке, не только взрослом, лучше отзываться взвешенно. В нашей традиции взрослые вправе рассчитывать на уважение детей. В нашем детстве еще считалось, что мы должны слушаться взрослых просто потому, что они взрослые; с учителем не надо спорить, его надо слушаться. Сейчас времена поменялись. Взрослый уже не может рассчитывать на уважение только потому, что он старше, — однако он достоин уважения, как любой человек. Сейчас ученик может не соглашаться со взрослым и спорить с ним; более того, есть школы, для которых право ученика самостоятельно думать и не соглашаться с учителем — это базовая ценность. А если ребенок одаренный, он вообще может сопротивляться любому готовому знанию: он должен его сам добыть, а не принимать на веру; не каждый учитель к этому готов.

В школе у ученика и учителя есть определенные функции: один приходит учиться, другой учить, между ними существует договор и ясные формальные отношения. Когда ребенок ставит под вопрос прямую функцию учителя — учить, мешает ему выполнять его работу, с ним обязательно надо разговаривать о том, что учеба — это совместный труд учителя и ученика, и успех возможен только при согласованности усилий, готовности к сотрудничеству.

К сожалению, дети воспроизводят то, что им транслируют взрослые. Мы стали свидетелями процесса «десакрализации» Учителя. В нашей стране учителя никогда не получали больших зарплат, но их труд долгое время воспринимался и ими самими, и обществом как миссия. Сейчас учителям предлагают роль наемных работников, предоставляющих образовательные услуги. А учителя, что бы там ни говорили, не только учат, но и воспитывают наших детей. Ребенок зачастую проводит с ними больше времени, чем с родителями.

Когда родители, а вслед за ними дети относятся к учителю как к обслуге и учитель чувствует себя униженным, это влечет за собой некоторые последствия. Во-первых, учитель в таких условиях будет постоянно испытывать соблазн использовать власть над ребенком для моральной компенсации, для самоутверждения. Поэтому родители, отказывая в должном уважении учителю, подставляют собственного ребенка. Во-вторых, любое обучение невозможно без элементов принуждения. Если учитель не требователен к ученикам, то пользы от такой учебы никакой. Естественным правом на такое принуждение в глазах ученика может обладать только авторитетный для него человек. Наконец, обесценивается само знание, ради которого дети идут в школу. Ведь носитель этого знания не достоин уважения в глазах ребенка.

Родители и учителя — естественные союзники. Только если они будут с должным уважением относиться друг к другу и к ребенку, можно рассчитывать на успех.

Подготовила Ирина ЛУКЬЯНОВА

С Днем учителя, или Воспитываем уважение в детях

Каждый год 5 октября мир чествует учительство, и этот праздник – повод поговорить об учителях. Мы не будем хвалить или ругать современную педагогику, наша цель – поговорить о том, как воспитывать в детях уважительное отношение к тем людям, которые сеют вечное, доброе и растят будущих умников и умниц.

История и настоящее

Вот уже почти 20 лет прошло с тех пор, как был учрежден профессиональный праздник учительства, хотя история праздника насчитывает куда больше лет. Еще в 1966 году в столице Франции состоялась специальная межправительственная конференция, посвященная статусу учителей. Именно на этом мероприятии ЮНЕСКО и Международная организация труда подписали официальный документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». С тех пор день учителя отмечают в 100 странах мира, и октябрьские погожие деньки выбраны неслучайно – учебный год уже начался, и до каникул еще далеко, но ежедневные заботы и радостные открытия в мире познаний лишний раз доказывают, что учителя нужны маленьким ученикам. И большим – тоже.

Другое дело, что в последние годы мало кто хочет стать учителем, а те, кто идет работать в школу, сталкиваются со всеми сложностями профессии и не очень хорошим отношением к себе родителей учеников. Последнее удивляет больше всего: кажется, что все мы вышли из школы, однако вчерашние выпускники, ставшие специалистами с высшим образованием, приводят в школу уже своих деток и… Это поколение детей, вроде бы умное и современное, успешное и амбициозное, поражает негативом.

Почему и откуда?

Почему дети относятся плохо к своей учительнице? Этот вопрос не риторический, но очень распространенный, и ответ лежит на поверхности: из семьи. Если родителям школяров по каким-то объективным или субъективным причинам не нравится педагог, и не важно, в небольшом опыте работы причина неприязни или в немодной прическе учителя, но дети, как губка, впитывают эту антипатию и уж со всей свойственной им жестокостью проявляют свое отношение. Поэтому первое правило успешной коммуникации ребенка с педагогом – отказ от обсуждений и осуждений учителя в присутствии детей.

Кроме того, вы должны помнить, что в начальной школе авторитет учителя непоколебим, и все потому, что это особенность детского возраста. Чтобы авторитет сохранился, родителям важно соблюдать официальный стиль в любой ситуации общения с классным руководителем. Чтобы диалог состоялся, взрослые должны уметь отбрасывать эмоции и предвзятость. Конечно, это не означает, что нужно быть на короткой ноге с учителем или, напротив, за компанию с другими родителями начать демонстративно подчеркивать свое пренебрежение, достаточно быть последовательным в своих действиях. Например, вам предстоит неприятный разговор, но вы чувствуете свою правоту. Что делать? Все просто: идти в школу, заранее договорившись о встрече, и обсудить сложившуюся ситуацию (возможно, в присутствии завуча или директора школы). Без ребенка, без крика и обвинений, но обязательно здраво и логично.

И дома говорить о предстоящем визите в школу не стоит, особенно если школьник в чем-то провинился. Иначе недовольный возглас вроде: «Пойду и поставлю на место Марь Иванну» нарисует в мыслях ребенку такую картинку: можно и не напрягаться, раз мама пойдет и разберется.

Репутация учителя

Вне зависимости от того, как мама и папа относятся к учителю своего ребенка, они должны понимать, что их задача – поддерживать авторитет педагога и повышать его рейтинг в глазах школяра. Это важно не столько для педагога, сколько для самого ребенка: во-первых, школьник будет учиться уважать честь и достоинство человека, а любимого человека (ну, или хотя бы просто уважаемого) не хочется обижать, а потому и поведение станет намного лучше. Во-вторых, учитель, который не отвлекается на замечания, дает материала больше и старается сделать урок интереснее. Третья причина – успеваемость. Каким бы непредвзятым ни было отношение предметника к своим ученикам, но хорошие отметки (особенно в спорных ситуациях, когда ответ находится между «3» и «4» или между «4» и «5») чаще появляются в дневниках тех деток, которые проявляют неподдельный интерес к предмету и демонстрируют примерное поведение и уважительное отношение к педагогу.

Если «Марь Иванна» плохая

Подумайте, в чем проблема такого отношения. Может быть, это просто обида или чье-то мнение? Часто бывает так, что ребенок обиделся за какую-то неловкую ситуацию или смех класса, но виноватой в ситуации неуспеха будет учительница; или кто-то из друзей попал в такую ситуацию и ваш ученик «за компанию» невзлюбил педагога. В таком случае родителям важно расспрашивать, что именно не так, и тщательно фильтровать информацию.

И еще. Всем известно, что зарплата учителей довольно скромная, и обсуждать доходы вашей «классной» в присутствии чада не надо. Потому что со свойственным детям прямодушием они спросят, почему учителя работают в школе, если они за это получают копейки. А кто-то и вовсе начнет допытываться, сколько именно получает его учительница, что поставит последнюю в неловкое положение. Аналогичная проблема – обсуждение личной жизни педагога, которая почему-то волнует всех…

Уважение и еще раз уважение

Привить уважительное отношение к взрослым – дело сложное. Уважение – это ведь не только скромность или вежливость, но и восприятие другого человека как личность. Быть внимательным, поздравлять с праздниками, помогать своим детям во внеклассной деятельности – все это довольно просто. Относитесь сами с уважением к учителям, чтобы ваши дети приняли простые правила общения с взрослыми за образец.

Конечно, многие сейчас вздохнут, потому как в современном понимании слова «внимание» и «поздравление» стали синонимами слова «взятка». На самом деле это грустно хотя бы потому, что основная масса учителей никогда не задумывается над тем, что и на какую сумму им подарят на День учителя или 8 Марта, – им гораздо приятнее получить скромную открытку, цветы или подарок, сделанный руками своих школяров. Такие подарки не обязаловка, а истинный знак внимания.

Все мы люди, и ошибаться может каждый. Если ваша семья столкнулась с проблемой в отношения с учителем, разберитесь дома, выясните причину и суть конфликта и уж тогда планируйте разговор. А вообще, верьте, что в вашей школе работают люди, любящие свою профессию и своих учеников, вкладывайте эту веру в сердце своего ребенка, и тогда он будет с радостью идти в школу, потому что там его любят.

Марина Романова
Журнал «Клуб родителей Детки.kz» № 10 (52) Октябрь 2013

Учитель должен учить! Все остальное – наша обязанность

«Если учитель не прав, он перед тобой извинится»

На дворе стоял 1979 год. Я училась в 9-м классе. В школе проходил вечер по случаю 23 февраля. В зале играл школьный ансамбль, и я была на седьмом небе от счастья, потому что впервые танцевала с Игорем из параллельного класса, в которого была влюблена «до самой смерти».

Ближе к концу Самого Лучшего Вечера в моей жизни мы оказались в туалете одновременно – я, наша классная руководительница и две курящие десятиклассницы. Классной показалась, что я тоже с сигаретой. Повторяю: показалось. Пока я шла, нет, летела домой, она позвонила маме. И вместо разговоров о том, какой Игорь все-таки чудесный, говорили мы с мамой совсем о другом.

Мама мне, конечно, поверила. Но я в свои 16 лет была девочкой гордой, порой до глупости. Не знаю, что меня особенно оскорбило: клевета или украденный вечер, но обиделась я на классную сильно.

И утром объявила маме, что в школу больше не пойду. Потому что «не хочу иметь ничего общего с человеком, который на меня подло клевещет и такое обо мне думает». Уходя на работу, мама сказала: «Хорошо, вечером решим, как быть: в вечернюю школу, в другую школу, в музыкальное училище – вариантов навалом». Я укрылась потеплее и заснула.

Сначала раздался телефонный звонок. Кузина, гостившая у нас по случаю студенческих каникул, сняла трубку и сказала: «А она в школу больше не придет». И объяснила почему.

Спустя полчаса раздался звонок в дверь. В квартиру вошли завуч и классная руководительница… Внимательно выслушав мою версию, завуч Раиса Владимировна сказала, что из школы я уйти, конечно, могу, но лучше не стоит. Она, как мне показалось, говорила долго и вполне убедительно, но я была непреклонной. И тогда она сказала: «Если учитель не прав, он перед тобой извинится. Правда, Алла Турашевна?»

И Алла Турашевна извинилась. И я пулей оделась и схватила портфель. И еле сдержалась, чтобы не броситься на шею Алле Турашевне. Сейчас жалею, надо было броситься.

Это не было унижением учителя. Ни один из моих одноклассников не ехидничал по этому поводу. Никому из нас не пришло в голову насмехаться над классным руководителем или возвести в ранг героя меня. Это была демонстрация профессионализма, основанного на уважении к ученику. Это была демонстрация достоинства школы и педагогов. У наших учителей было чувство собственного достоинства.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов прийти домой к ученику, чтобы перед ним извиниться? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя стали менее профессиональными. И тогда, и сейчас учителя есть разные. И те, кого безмерно любят дети, потому что есть за что. И те, кого они терпеть не могут, потому что есть за что. Но у современных учителей любить и уважать детей часто не хватает времени и сил, потому что они вынуждены любить департаменты и министерства. Такое количество никому не нужной, бессмысленной работы, часто граничащей с профанацией, можно делать либо от большой любви, либо находясь в рабстве. Такую нагрузку выдерживать может только робот, да и то до поры до времени.

Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей особого душевного отношения к нашим детям. У них просто нет ресурса на это. А тот, который есть, нам вместе надо беречь. Не звонить, например, в департамент и президенту, если учитель сделал что-то не так. Просто попытаться решить вопрос спокойно и полюбовно в границах класса.

Потому что на каждую нашу жалобу школа и учитель будет писать миллион объяснений, вместо того, чтобы учить наших детей. Нам надо понять, что наша задача – не перевоспитать учителя, а научить ребенка правильно и без ущерба для здоровья вести себя в любой ситуации. И защитить его там, где это необходимо.

Учитель должен учить! Все остальное – наша обязанность. Вспоминаю папу своего ученика-пятиклассника, который искренне не понимал, почему его ребенок не моет руки перед тем, как сесть дома ужинать. «Вы чему их тут учите?!» – возмущался папа. Я учу их русскому языку и литературе. А мыть руки их должны научить мама и папа, хорошо бы задолго до пятого класса…

Именно поэтому я всю жизнь люблю читать

Во второй четверти первого класса я перешла в другую школу – родители получили квартиру в новом районе. В 7 лет техника чтения у меня была точно такая же, как сейчас – так получилось. Напомню, что в 1970 году понятия «подготовка к школе» не существовало в принципе, поэтому добрая половина первоклассников первые буквы узнавали за школьной партой, по букварю.

Слушать, как мои одноклассники пытаются сложить буквы в слоги, а слоги – в слова, мне было очень скучно. Я сразу же узнала, где в школе находится библиотека. Через неделю библиотекарь, которая выдавала мне книжки «по возрасту», сказала моей учительнице Марии Федоровне: «К вам такая девочка странная пришла, на одной перемене берет книжку, а на второй – отдает и просит новую». Мария Федоровна, которая мои первые дни в классе, где учились сорок два человека, меня не трогала, подозвала меня к себе и попросила почитать.

После этого я ни разу за 3 года начальной школы не следила за тем, как читают мои одноклассники, и не пересказывала тексты. На чтении меня сажали за последнюю парту и я читала то, что мне интересно: «Робинзона Крузо», «Детей капитана Гранта», «Дикую собаку Динго»… а раз в неделю, на уроке внеклассного чтения, я пересказывала эти книжки своим одноклассникам, и за это мне ставили оценки. А на уроке математики место за последней партой занимала Ирка Галаева, которая решала задачи за 4-й класс. Я убеждена: именно поэтому я всю жизнь люблю читать, а Ирка – математику.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов обеспечить такой индивидуальный подход к своим ученикам? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что сегодня в школе нет детей, которым неинтересно сотый раз повторять то, что они помнят еще с позапрошлого года. Таких детей сегодня гораздо больше, чем в 1970 году. У современных учителей нет возможности подобрать ребенку сложные задачи и дать возможность их решать.

Потому что с учителя спросят в первую очередь за то, чтобы ученик отсчитал ровно 4 клеточки от края страницы, и не дай Бог 6 или 3. Или за что, чтобы при попытке узнать, сколько всего молока налито в шесть двухлитровых бидонов, ученик умножал литры на бидоны, и ни в коем случае не наоборот. И за то, чтобы на ЕГЭ ученик мог сделать вот это: «Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов».

И плевать, что человек пишет абсолютно грамотно, записал на экзамене по русскому языку цифру с пробелом – все, ошибка. Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей, чтобы они развивали в наших детях любовь к литературе, истории и математике. У них нет на это сил и времени. Им за другое сегодня платят зарплату. Нам надо понять, что не стоит ругать ребенка за оценки. А если мы хотим, чтобы он знал и любил предмет, озадачиться этим должны мы, родители. Задача учителя – подготовить к ЕГЭ. А озадачиться развитием интереса к новым знаниям, формированием аналитических способностей должны мы, родители, хотим мы этого или нет. Таковы сегодняшние реалии.

И тогда он пошел со щенком к учителю биологии

У меня был подшефный класс. Рассказываю для тех, кто не помнит, что это такое: мы ушли в четвертый, а наша учительница взяла первый. И мы ходили в этот первый (а потом второй, третий и т.д.) класс как шефы. Когда мои подшефники учились в пятом, один из них, Сергей, нашел на улице щенка. Мокрого, грязного и больного. Сергей точно знал, что мама не разрешит занести щенка домой. Но так же точно он знал, что жить без этого щенка уже не сможет. И тогда Сергей пришел с этим щенком к Нине Васильевне, учительнице биологии. Домой. Нина Васильевна взяла щенка, отмыла его, вылечила и через пару недель пошла с ним и Сергеем к Сергеевой маме. И уговорила ее разрешить сыну привести домой друга.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов так глубоко вникнуть в ребячью жизнь и броситься на помощь? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя все вдруг стали черствыми и бездушными. А потому, что сегодня одна десятая часть из нас, как в анекдоте, работает на полторы ставки, потому что на одну им есть нечего, а на две – некогда. Остальные работают на две и больше. Потому что отчитываются в департаменты они не за количество спасенных щенков, а за количество учеников, участвующих в легкоатлетическом кроссе и посещающих внеурочные занятия.

Реалии времени: учитель не может оставаться верным другом и наставником по жизни. Не может по объективным причинам. Ему сегодня некогда щенка мыть и лечить, он вечером, после проверки тетрадей и заполнения электронных дневников, отвечает в чате на наши родительские сообщения вроде: «Вера Петровна, поясните наконец, можно тетради с картинками или всем зеленые?!»

Учитель… слово-то какое! Как привить ребенку уважение к учителю

в школе зависит от воспитания родителей

в студенчестве уважал преподавателей производственников, которые приводили личный пример из жизни или случая на работе по специальности, тогда весь курс сидел и поглощал информацию, а простое штудирование книги клонило в сон.
мой вывод, надо быть авторитетом перед школьниками, но как это достич если ты только учитель, а у него папа миллионами воротит, это надо к психологии обратится )

вам не кажется абсурдной сама фраза «заставить уважать»

Настоящий педагог никого не заставляет. Он делает так чтобы ученики сами
хотели выполнить то что он задумал. Заставляют в тюрьме, а вы работаете в школе. Хотя мне часто современная школа напоминает тюрьму для детей.
Совет — читайте педагогов классиков, набирайтесь педагогического опыта.
Если вы сами будете интересны как личность, к вам потянуться, будут ува
жать и дети и коллеги.

Откуда такая уверенность?

что в тюрьме заставляют что-то делать? Я лично ничего такого на себе не ощущал. Конечно очень многого нельзя, однако все равно это присутствует. А чтобы кто то меня заставлял делать то, что я например делать никак не буду, то меня этого никто не заставит. Конечно пытаются не то, чтобы заставить, но навязать либо вынудить, особенно поначалу. Но это лишь попытка, после которой мусора тебя вообщем то не трогают. Ты притворяешься, что стараешься жить по режиму, они притворятся, что будто так оно и есть. Но все всё понимают, что это лишь фикция. Меня нельзя заставить что то делать я могу послать и порой посылал сотрудника откровенно на три буквы. За это могут упечь в изолятор или попросту попугать им, но что толку то? Нелепо пугать тюрьмой в тюрьме, ибо везде как дома.
А по сути сказанного автору я вообщем согласен. Нельзя заставить уважать себя, можно заставить бояться, но это совсем не одно и тоже. Уважение заслуживают, а не принуждают к нему. Это по моему аксиома. Удивляюсь, что педагог этого не понимает. Как он вообще тогда работает, если не понял элементарного?

заставить уважать нельзя, уважение можно только заслужить.
Слышала выражение — есть преподаватели и есть ПЕДАГОГИ. За 15 лет обучения, учителей, которых я бы назвала Педагогами с большой буквы, встречала 7 человек. Из всей массы учителей в школе и университете.
Вспомните свое детство — ведь были уроки на которых класс сидел затаив дыхание и слушал учителя, а были такие, на которых все галдели и отвлекались на свои дела.
Думаю, все зависит от самого человека.
Вот мой сын учится в 9 классе, у них новый классный руководитель, только после университета. Но она так старается второй год уже, все время звонит родителям, с детьми беседы проводит. Они ее полюбили. Я его спрашиваю — как она, сильно ли они ее донимают? Может на шею сели как предыдущим трем классным, которые не выдержали и отказались от них? Он говорит, что она молодая, им ее жалко и стараются ее не расстраивать. При этом строгая, говорит. Я думаю, что жалко это он не то слово использовал, просто они чувствуют что она душой за них болеет, и действительно стараются не огорчать.

на род собрании номера телефонов всех родителей соберите

Современные дети, особенно подростки вааще страшные. маты для них норма

к сожалению,это имеет место быть.Но на моих уроках все подростки воспитанные и НИКТО не сидит в сотовых телефонах. Не подумайте,что хвалюсь,что я супер учитель,нет,у меня тоже ошибок хватает. Просто я сразу со своими учениками оговорила что никаких сотовых,никаких матов и прочих непристойностей,ну,и стараюсь все сделать на уроке,чтобы у детей просто не было времени на телефон и на общение друг с другом не по теме. Если кто не делает уроки—тесно общаться с родителями таких детей,звонить,ставить в курс дела. Если родители не реагируют —тут сложный случай.но большинство родителей всегда рады когда с ними контакт поддерживаешь и выказыаешь заинтересованность в их ребенке.Есть невоспитанные детки из неблагополучных семей,приходится иногда воспитывать их,элементарно обьяснять что такое хорошо и что такое плохо,вырабатывать у них адекватное поведение,это наша работа.Не знаю,уважают ли они меня,но на их отношение ко мне не жалуюсь. Заставить уважать-попахивает диктаторством,нельзя заставить уважать себя насильно)))) уважение можно только заслужить,вы педагог,вот и найдите способы достучаться до детских сердец)наверное,автор молодой учитель,всему еще предстоит учиться у коллег и(может вам покажется странным) у детей,все у вас впереди)

хых.. тоже не верю что этот текст написал учитель.
Что за учителя пошли. Это мне было бы простительно писать такие тексты и с такими ошибками.

Розгами. Сразу к учителю с уважением и пониманием станут относиться.

уверена, что это шутка, а не ваш метод воспитания 🙂

В каждой шутке есть доля правды.

Шалик, обязательно, я прям душевно рад буду за этого абстрактного человека.Да у всех нормальных людей только страх появится и не более,а ещё желчь изо рта и стиснутые зубы.Если вы не видите разницы между словом авторитаризм и уважение, то вы идиот

а у вас в универе педагогики и психологии не было?

или вы пары пропускали? особенно порадовало слово «вааще». вы не учитель русского языка и литературы?

Как научили,так и пишет и научит.

Всё зависит от педагога..Нужно жить с ними..заинтересовать.
Учитель это тот же артист. )

Вы подменяете тему. Не заинтересовать автор хочет, а «заставить»

Это противоположные вещи. Потому я и предложил розги. Заставить — значит силой, принуждением.

Вы педагог и психологию проходили наверно

есть такой термин «психологические особенности педагогического общения». Просто нужно обновить Ваши познания в психологии, ведь
педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учениками,направленное на создание благоприятного психологического климата и Вы можете оптимизировать отношения в нужном Вам направлении.
В общем если коротко: Вы сами строите психологический мост (начиная с интонации (голосовые модуляции), построение урока (чтобы ученики легче усваивали материал), система поощрения и наказания и др. Желаю Вам успехов!

если ученикам/ученицам будешь относится вежливее, то не будут делать д/з, использовать маты. они не будут боятся тебя.
поэтому нужно кричать как надо, заставлять их бояться. только так будут тебя уважать.

мы подростки так относимся к учителям. вот мой совет.

Следуй принципам Макаренко, будь в курсе того, что происходит в мире тинейджеров в плане кино

музыки, интернета. Главное не допускай панибратских отношений. Таких учителей, мы, подростки, ценим и уважаем

Ой не надо тут писать про педагогов от Бога и т.д. Это все отговорки

Людям нужно просто УВАЖАТЬ ЛЮДЕЙ и не важно педагог он от Бога или нет! Я вот закончила институт информатики и когда-то ходила на практику в свою школу (в школу не пошла работать после выпуска, но практика была интересной). У нас в школе есть педагоги от Бога (когда мы сами сидели, открыв рот слушали и записывали), а тут у детей стоит проектор, ноутбук, с картинками все красиво показано и доступно, тот же учитель почти также как нам объясняет очень интересно только уже с новыми технологиями и нифига они его не слушают, также матерятся, смеются и болтают. Я специально присутствовала на уроках именно одного класса, на всех уроках они так баловались и на уроках строгих учителей, и на уроках слабых учителей. Дети, действительно, не уважают взрослых, некоторые из них и с родителями также разговаривают и родители сами не знают, что с этим делать. Адекватные родители приходили и просили быть с ними по строже на родит. собрании, матери-истерички 100500 замечаний учителю делали при чем сами подход к своему же ребенку найти не могут. И класс как бы разбит на 2 лагеря и школа требует не оказывать никакого психологического воздействия на детей. Но мы их все равно построили. За срывы уроков стали оставлять на доп занятия (нигде этого по уставу не было написано, что нельзя так делать). Родители некоторые возмущались (что дети сидят голодные и мы их держим допоздна), но сидели ждали в коридоре, после пары доп уроков за срывы, они перестали матерится на уроке, болтать и баловаться (потому что мы их постоянно пугали, что оставим), мы же не семейные были, у нас времени было вагон. Кстати, мы засняли на видео их поведение на уроке, потом родителям показали на родит собрании и четко сразу сказали, что молчать не будем и за дело будем ругать каждого нравится это им или нет. Некоторые курицы покудахтали и успокоились. Мы получали замечание от администрации школы, что так делать нельзя и т.д. Что мы слишком жесткие и амбициозные, а всего лишь навсего практиканты, но мы все равно настояли на своем. Учителю повязали руки и все учителя воспринимают как бесхребетного человека, не имеющего своего мнения и не имеющего право отстаивать свою точку зрения на ситуацию. Любой учитель ругает детей время от времени и должен ругать. И не надо, что у кого-то психика при этом ломается. Нас тоже ругали в свое время учителя даже самые отменные от Бога и ничего никто из нас не пропал. Современным детям слишком много всего прощается, вот и просят они сами наказания. В России самый действенный метод — это кнут и пряник. У нас менталитет такой. По другому никак. Слишком лояльное отношение к детям порождает вот так поведение безрассудное у детей, сами знаете какие события происходят сейчас среди подростков, даже в 90-х такого не было как сейчас.

Слова благодарности учителю в прозе

Хотим выразить слова огромной благодарности. Спасибо Вам, за Ваш труд. За то, что изо дня в день Вы каждому из своих учеников дарите частичку себя. Вы даете знания, делитесь своим опытом, уделяете свое внимание и, в конце концов, дарите частичку своего сердца. Спасибо за Ваш профессионализм, уникальный подход к каждому ребенку, Ваше безграничное терпение и ответственность. Желаем Вам здоровья, удачи и благополучия!

От чистого сердца я хочу сказать Вам большое спасибо за Ваш труд, за Ваше терпение, за Ваше умение находить в каждом ребенке талант, за Ваши старания, за Вашу поддержку. Я искренне желаю Вам здоровья, благополучия, крепких сил и замечательного настроения. Пусть каждый день открывает что-то новое и доброе не только для Ваших учеников, но и для Вас, пусть и летом, и зимой, и весной, и осенью Ваша жизнь будет яркой, веселой и интересной!

Не хватит слов благодарности, чтобы выразить всю признательность Вам как учителю с большой буквы! Спасибо большое за то, что Вы делаете и как Вы это делаете! Не всем повезло иметь такого чудесного и компетентного учителя, который делает свою работу с душой!

Дорогой учитель, от чистого сердца хочу сказать большое спасибо за Ваш бесценный труд и верные старания, за Ваше доброе сердце и искренность души, за Вашу упорную борьбу с дремучим лесом незнаний и за Ваш оптимизм. Вы помогаете не только узнавать что-то новое и важное, Вы вселяете крепкую веру и светлую надежду, Вы всегда можете дать верный совет и поддержать добрым словом. Желаю Вам долгих лет успешной деятельности, благополучия в жизни и прочного здоровья.

Спасибо Вам, дорогой учитель, спасибо за знания, за добрые советы, за верные ответы на все мои вопросы, за понимание и теплоту души, за искренность и честность. Благодаря Вам я верю в себя и неутомимо стремлюсь к мечте, я преодолеваю преграды на пути к образованности и знаю, что меня ждёт успех. Спасибо Вам, желаю Вам огромнейших возможностей и удач в жизни, здоровья, личного блага и счастья.

Примите нашу благодарность, за ваше сердце, доброту и ум. За то, что без остатка отдаете нам, свою любовь, знания, терпение и душу. Пускай каждый Ваш ученик никогда не забудет того, что Вы сделали для него и его будущего.

От всего сердца хочется поблагодарить Вас за нелегкий, но такой благородный труд, терпение, умение выслушать! Ваш талант ладить с учениками и заинтересовывать их, восхищает! Спасибо за знания и ежедневную самоотдачу!

Спасибо большое хочу Вам сказать, добрый и самый лучший учитель. От души благодарю за бравое терпение и чуткость души, за искреннее понимание и необходимую помощь, за верные знания и великие напутствия, за чудесные советы и Вашу поддержку.

Спасибо большой, наш верный учитель, за Вашу любовь и заботу, спасибо за подаренную радость и внимание, за уважение и понимание, за тепло сердца и твёрдые знания, за добрые советы и увлекательный досуг. Мы от чистого сердца хотим Вам пожелать великого счастья, крепкого здоровья на долгие годы и благополучия.

Дорогой мой учитель, спасибо Вам за то, что были для меня не просто преподавателем, а ещё и мудрым советчиком, верной поддержкой, хорошим другом. Я искренне благодарю Вас за всё, что Вы сумели сделать для меня, за Вашу отзывчивость и честность, справедливость и настойчивость. Спасибо. Желаю Вам всегда оставаться таким открытым, талантливым, разносторонним, добрым человеком. Также желаю успехов в деятельности и исполнения всех мечтаний жизни.

Методическая
работа
учителя

Навигация
Рубрики
Популярное
Бесплатные тесты

Для бесплатного тестирования — нажмите на картинку

Панель сайта

Приглашаем коллег к сотрудничеству:
вместе мы можем больше!

100% компетентность!

О взаимном уважении

Молодому учителю Стать Учителем – это значит быть готовым не только передавать определенные научные, филологические или математические понятия, развивать способности и навыки, но и – при этом в обязательном порядке – прививать учащимся моральные ценности: понимание правильного стиля поведения в той или иной ситуации; готовность к взаимовыручке и поддержке; чувство ответственности, сострадания, уважения к учителю и товарищу.

Последнее имеет определяющее, если не первостепенное, значение для формирования благоприятной атмосферы в классе, которая, в свою очередь, является немаловажным фактором эффективности образовательного процесса. Кроме того, нельзя забывать: как любой навык, необходимый для социальной адаптации ребенка, уважительная манера поведения требует непрерывного усовершенствования и практики: только при таком условии она становится нормой поведения в классе и вне его.

Уважение – одно из самых «ощутимых» нематериальных качеств: оно либо есть, либо его нет – ошибиться очень трудно. Когда оно зарождается? Скорее всего, когда преподаватель впервые входит в аудиторию. К сожалению, лишиться его можно задолго до этого. Я сейчас говорю не о случайном падении в коридоре в разгар большой перемены на глазах у возбужденных этим неординарным событием школьников: редко, но случается, вызывает смех и через час-другой всеми забывается.

Внешний вид учителя, например, никак не соответствующему статусу педагога: колготки в сеточку под донельзя обтягивающей мини-юбкой – правда, правда, сама видела; лоснящиеся растянутые во всех направлениях брюки, еще и с периодически не застегнутой молнией; щедро осыпанные перхотью пиджаки и немытая голова… Все это становится притчей во языцех у не одного поколения учеников, щедро обрастает подробностями, не лестными для преподавателя; при этом, быстро занимает свободное место в детских умах, вовсе не для этого предназначенное, и никак не способствует желанию сосредоточиться на том, что предстоит услышать. Заметьте, я ни слова не сказала о том, что лектор должен быть одет дорого: внешний вид должен быть таковым, чтобы дети четко думали лишь о том, о чем наставник говорит, а не о том, в каком магазине совершает покупки и совершает ли вообще.

Первое знакомство с классом

Итак, новый класс, новый – молодой?! первый?! – учитель. Для всех волнительный момент. Даже, если сидящие перед вами уже далеко не первоклашки, но все еще не знакомы – потратьте минут пятнадцать, донесите до слушателей ваше понимание эффективного взаимодействия с ними.

Сформулируйте правила (думаю, мы к ним еще вернемся в одной из дальнейших бесед); включите в них свои ожидания и контролируйте исполнение. Ваши требования могут – в идеальном случае, в добровольном порядке будут – дополнены ученическими предложениями. Не ленитесь, объясните, почему для вас (всех вместе) так важно уважительное отношение друг к другу. Если увидите необходимость (в первом классе – так точно), дайте определение понятия «уважение»; спросите, что по этому поводу думают малыши.

Кого нужно уважать и нужно ли вообще? Кто заслуживает уважительного к себе отношения? Почему? Насколько это важно? Необходимо ли об этом говорить?

Обратите особое внимание на не принимающего участие в общей дискуссии: вероятно, он в полной панике, тихо обливается слезами (потенциальная жертва детской жестокости) и больше всего на свете в данный момент мечтает о том, чтобы оказаться в объятиях у мамы. Что делают в этот момент другие ученики? А что должны делать?!

Целью такого занятия должно стать осознание аудиторией «золотого правила уважения»: отношение к другим людям должно соответствовать желаемому отношению к себе самому. «Главное правило поведения» можно совместными усилиями красочно оформить, сделать девизом класса и разметить над доской – в месте, где, волей-неволей, оно будет замечено.

В чем проявляется уважение со стороны учителя

Молодому учителю Во-первых, в умении увидеть в маленьком человеке большую личность (прекрасно понимаю, что большинство детей мало ангелов напоминают; часть из них – просто невыносимы). Но даже они заслуживают шанс на вежливое отношение. Никакого повышение голоса; в конкретном тяжелом случае – ни малейших шуток, даже если они вертятся на остром языке.

Чем хуже ребенок – тем больше спокойствия и терпения понадобится учителю. Вполне вероятно, он станет единственным, кто делал подобный подарок ребенку.

Во-вторых, в отсутствии боязни признать свои промахи или странности. Не ошибается лишь ничего не делающий: каждый может оговориться, упустить какой-то момент, что-то перепутать.
Ученики – поймут, если им объяснить. Обыграть собственную неуклюжесть или забывчивость (не умеющим шутить достаточно вооружиться парочкой подходящих к ситуации анекдотов). Устранять неприятность всегда лучше перед всем классом. Не краснеть, синеть и заикаться – просто донести: бывает, не прав.

Не обещать, что не повторится: ложь дети отличают получше взрослых, а наивность считают смешной. А мы ведь сейчас боремся за уважение!

В-третьих, в готовности всегда уделить конкретному ребенку индивидуальное время. Таких «нуждающихся» видно всегда: они либо слишком застенчивы (нервны), чтобы отвечать перед классом, либо не уверены в себе. Возможен, конечно, еще вариант неординарного ученика, пытающего наедине узнать что-то, явно не входящее в учебную программу. Должна заметить, последний случай – самый сложный. Много ли вы знаете преподавателей, жаждущих и, главное, могущих взращивать победителей международных олимпиад?!

Четвертое. Чтобы не дать нарасти снежному кому, учитель обязан уметь на корню пресекать любые проявления неуважения. Нужно понимать, что некоторые ученики определенную манеру поведения привносят из семьи; часто просто не осознают: не все и всегда допустимо; более того – существуют вещи, неприемлемые ни при каких условиях и не только в школе (драки, сквернословие). Продумайте свою манеру поведения в такой ситуации; введите, например, блокирующий знак или сигнал; согласуйте его с классом: поддержка большинства при подавлении назревающего конфликта может оказаться решающим фактором.

Подготовьте «заменитель» (особого рода занятие для «штрафника» — идею с радостью подкинут от такой повинности освобожденные).

Пятое. Приготовьтесь быть примером, особенно в начальной школе. Малыши имеют привычку не только гроздьями висеть на любимом педагоге на школьной перемене, но и во всем подражать ему. Убедитесь, что они видят перед собой образец спокойного, взвешенного, ровного по отношению ко всем поведения. Вежливые манеры прививаются проще не тогда, когда о них непрерывно напоминают, а когда без остановки и напряжения демонстрируют.

Шестое. Не будет лишним напомнить: учитель обязан быть знатоком своего предмета, а не страниц соответствующего учебника. Детское любопытство не знает границ, фантазия – неизмерима, и предсказать, куда они заведут, не представляется возможным. В старших классах может возникнуть другая проблема – желание проверить преподавателя «на прочность». В такой ситуации нет ничего безнадежней, чем сослаться на несоответствие теме, нехватку времени или бессмысленность поднятого вопроса. Можно, конечно, похвалить его автора и сказать, что такая интересная проблема наверняка разнообразит домашнее задание…
Но я бы – не уходила от ответа. В самом неприятном для учителя случае – начала бы с него следующий урок.

Седьмое. Будьте последовательны, ровны со всеми и справедливы. Не делайте исключений: и наказание за одинаковые проступки, и вознаграждение за равные результаты должны быть установлены раз и навсегда. Когда студенты знают, чего ожидать, атмосфера становится более комфортной; исчезает страх перед учителем, блокирующий понимание.
Этому также способствует и уверенность в наличие второго шанса – касается ли дело написания контрольной, или прощения за допущенную грубость.

Восьмое. Уважайте в детях собеседников. Обращайтесь к ним по именам, как бы тяжело ни было их запоминать. Не прячьте взгляда. Демонстрируйте уважение через положительное подкрепление (слова, жесты, звездочки в тетради первоклассника).

Будьте скромны… Нет, не будьте: если вы уверены, что в успехе ваших бывших учеников есть значительная доля вашего труда – говорите об этом. Возможно, настоящие захотят покорить те же вершины!

Кстати, об учениках. Из каких элементов состоит его уважение к учителю? Прежде всего, из хорошего поведения на уроке (не «замороженного», а продуктивного); вежливого отношения к наставнику; избегания навешивания ярлыков, проявлений агрессии, хамства, игнорирования преподавателя и его требований; ответственного выполнения общественных поручений и домашних заданий.

Сложно ли добиться? Нелегко, но вполне реально. Если всем, написанным выше, я достучалась до Учителя.

Консультация «Как привить ребенку манеры вежливости?»

Черноус Олеся Васильевна
Консультация «Как привить ребенку манеры вежливости?»

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, поэтому хорошие манеры важны для каждого человека. Тем более, когда вы видите воспитанного ребенка, то и вас разбирает зависть и желание сделать собственного малыша таким же. А давайте узнаем, как научить ребенка вежливости. С чего надо начинать и когда?

Прививать ребенку манеры следует с самого его рождения. Звучит странно, но так оно есть на самом деле. Малыш еще ничего не понимает, но зато впитывает в себя, как губка, стиль общения мамы и папы. И когда ребенок подрастет, то для него будет нормально говорить «привет», «спасибо» и «пожалуйста».

К двум годам можно учить ребенка говорить такие слова, как «как дела?», «извини», «пока», «спасибо». Также ребенок может поднимать ручку, здороваясь, или махать ею, прощаясь. Не надо требовать от двухлетнего ребенка, чтобы он запомнил все правила, поэтому его манеры будут напрямую зависеть от ваших подсказок.

В 3-4 года родителей ожидает неприятный сюрприз. В этом возрасте ребенок может «забыть» манеры вежливости, как бы проверяя, что можно, а что нельзя делать. Но именно в этом возрасте лучше всего учить ребенка использовать слова вежливости осознанно.

В 5-6 лет детям важно мнение окружающих и их одобрение. С этого возраста надо учить ребенка не только словам вежливости, но и правильному социальному поведению: делиться с друзьями, знакомству со сверстниками, вручению подарков, поведению за столом, на прогулке.

Так как правил очень много, то все они могут показаться ребенку надуманными и сложными. Чтобы избежать этого, начинайте только с главного. Например, выберите всего лишь пару сфер жизни, где без хороших манер не обойтись: манеры за столом, общение в детском саду, встреча со знакомыми. Именно на этом и сконцентрируйте внимание.

Будьте сами примером ребенку. Малыш бессознательно и осознанно копирует ваше поведение. Так, что, сколько бы лекций вы не прочитали ребенку о том, как надо правильно себя вести, они не дадут никакого результата, если не подкреплены примером с вашей стороны.

Никогда не ожидайте результатов сразу же. Продолжайте прививать ребенку хорошие манеры, и уже через пару недель будет виден результат. Но даже в этом случае не забывайте напоминать ему, что надо сказать в таком-то случае.

И не забывайте о похвале. Она — сильнейший стимул. Отмечайте достижения вашего ребенка, хвалите его. Ребенок увидит, что вы цените его старания, поэтому и дальше будет радовать вас своим поведением и манерами.

Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Консультация для родителей «Как лучше относиться к ребенку» Очень часто родители задают вопрос. Как лучше относиться к ребенку? Как лучше,.

Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Консультация для родителей «Как привить особому ребенку навыки самообслуживания» Особый ребенок – особое отношение Навыки самообслуживания.

Консультация для родителей «Как привить ребенку уважение к старшим» Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. Белинский В. Г. Воспитание детей одно из самых сложных и благородных.

Ссылка на основную публикацию