Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Родительский стиль воспитания и его влияние на формирование личности ребёнка

«Дитя как сундук: что в него положишь,

то потом и достанешь»

Многие родители хотели бы, чтобы этот «сундук» был наполнен ценным содержанием. Дети подражают, берут пример с тех, кого они слушают, на кого смотрят, с кем проводят время. И кто несет ответственность за неблаговидное поведение ребенка?

«Все мы родом из детства», любят цитировать взрослые Антуана де Сент-Экзюпери. Почему часто в своих воспоминаниях мы возвращаемся в детство? Говорили ли вы когда-нибудь, будучи ребенком, что вот вы точно будете хорошим родителем?

Несомненно, то, что воспитание детей требует от родителей постоянного внимания и терпения. Порой родители, не желая того, обижают своего ребёнка, полагая при этом, что они просто проявляют принципиальность и справедливость. Одну и ту же ситуацию дети и родители видят по-разному.

Как воспитывать ребёнка? Кто в доме хозяин? Почему подросток стал «трудным»? Многие взрослые задавались подобными вопросами. А ответ будет зависеть от понимания собственной роли в воспитании и формирования ребёнка, как личности.

Насколько ваш ребенок вырастет честным, открытым, трудолюбивым человеком, человеком с богатым внутренним миром во многом зависит от матери. Именно женщина призвана создавать эмоциональный климат в семье для полноценного развития ребенка и сохранения семейных ценностей.

Роль авторитетного отца, активно общающегося со своим ребенком, незаменима. Уроки дисциплины и независимости преподают своим детям отцы. Отец для ребенка — источник безопасности.

Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному.

Взаимоотношения между родителями, их поведение формируют у ребенка некую «картину мира», «сценарий». Этим «сценарием» ребенок будет руководствоваться в своих дальнейших поступках. Ребенок замечает, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) ценятся взрослыми, каким образом решаются конфликты, в чью пользу. Так, маленький человек получает «руководство к действию» для построения своих собственных отношений. И, став взрослым, ему понадобятся огромные усилия, чтобы понять, что возможно жить по-другому.

Формированию личности ребенка, его отношению к миру способствует родительский стиль семейного воспитания. Ваша манера общения с ребёнком, строгость и требовательность, степень заинтересованности и забота о нём — всё это определяет стиль семейного воспитания. Что такое семья для маленького человека? Это целый мир. И в этом мире закладываются основы личности ребенка. Свой первый жизненный опыт он получает именно в семье. В настоящее время наиболее популярна следующая классификация стилей родительского воспитания.

Авторитетный стиль воспитания – образ действия родителей, который отличается твёрдым контролем, одновременно с поощрением общения и обсуждения в семье правил поведения для ребёнка.

Дети не воспринимают решения родителей и их действия произвольными или несправедливыми для себя, поэтому легко соглашаются с ними. При авторитетном стиле высокий уровень контроля сочетается с тёплыми отношениями. Дети в таких семьях уверены в себе, хорошо адаптированы, с высокой самооценкой, развитым самоконтролем и социальными навыками.

Авторитарный стиль отличается высоким уровнем контроля, прохладными отношениями с детьми, жёсткими требованиями и правилами, при этом, не допускается даже их оспаривание и обсуждение. Родители в таких семьях предоставляют детям лишь в незначительной степени независимость от них. Дети, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы, раздражительны, нелюбознательны. В период подросткового и юношеского возраста девочки зачастую остаются пассивными и зависимыми, поведение мальчиков в такие периоды отличается неуправляемостью и агрессивностью.

Либеральный стиль — образ действия родителей, который отличается почти полным отсутствием контроля за детьми, сохраняя при этом сердечные отношения с ними. Многие либеральные родители увлекаются демонстрацией «безусловной любви» до такой степени, что перестают устанавливать запреты и правила своим детям, не выполняя непосредственно родительские функции. Дети из таких семей импульсивны, склонны потакать своим слабостям, зачастую не умеют вести себя в обществе. В отдельных случаях они становятся активными и творческими людьми.

Индифферентный стиль — это стиль родительского воспитания с низким контролем за поведением детей, отсутствием теплоты, сердечности в отношениях с ними. Родители при этом стиле воспитания не устанавливают ограничения своим детям, либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие тягот повседневной жизни, которые не оставляют сил и времени на воспитание. Если при этом безразличие родителей сочетается с враждебностью (например, как у отвергающих родителей), то ребёнка ничто не сдерживает от проявления склонности к делинквентному (асоциальному) поведению и своим самым разрушительным импульсам.

Следует учитывать не только стиль воспитания родителей, но и то, кто является основным воспитателем, уделяющим ребёнку больше времени.

Андреева Т.В. – автор книг по семейной психологии, кандидат психологических наук, много лет посвятила изучению современной семьи. Её советы просты и так актуальны.

1. Культивировать в семье атмосферу заботы, взаимной поддержки и теплоты. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них более развиты самоконтроль и просоциальное поведение.

2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей: заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.

3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, быть последовательными.

4. Избегать применения силы и угроз для контроля над поведением детей.

5. Помогать ребёнку учиться владеть собой, развивать чувство контроля над обстоятельствами.

6. Использовать объяснения и убеждения чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Многие проблемы можно решить, если удаётся создать благоприятный стиль общения в семье. А для этого нужно огромное терпение, большая любовь родителей и взаимное желание наладить контакт между всеми членами семьи.

Ф.Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Хочется добавить — в наших силах, чтобы детские воспоминания были прекрасными и светлыми!

Автор публикации — психолог Кризисного центра Пидсадняя Елена Анатольевна

Используемая литература:
1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.педагогика»/ Б.Н.Алмазов. – М.: Гуманитар.изд . центр ВЛАДОС, 2008. 125с
2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2007. 272 — 310 стр.
3. Кун Д, Основы психологии. Все тайны человека. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005, стр.131.

Версия для слабовидящих

С юристом Вы можете связаться во вторник с 10.00 до 12.00

С психологом вы можете связаться в среду с
10.00 до 12.00

С психологом отделения психологической диагностики и коррекции вы сможете связаться в пятницу с 10.00 до 12.00

Со службой экстренного реагирования вы можете связаться ежедневно с 22.00 до 08.00

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.

Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека,

плохо воспитанного. (Я.Коменского)

На сегодняшний день актуально стоит вопрос о том ,как можно воспитать гармоничную, психически и психологическую здоровую личность. Важно помнить, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, в том числе и «стиль воспитания», который родители используют.

Почему важно знать какой стиль используется чаще всего в семье, и о их последствиях?

«Стиль воспитания» — это способ взаимоотношений в семье, это способы и приемы, которыми родители воздействуют на ребенка.

На сегодняшний день существует множество классификаций «Стилей воспитания», традиционной считается классификация Д. Баумринд.

  1. «Авторитарный». (Нападающий) Беспрекословное подчинение и полное послушание взрослым. Родители не учитывает возрастные особенности ребенка, его интересы, желание, стремление.

Например: «Мне всё равно, что ты хочешь… Я, сказала будет по-моему, значит будет по-моему! А будешь спорить – получишь…!»

Плюсы для родителей: ребёнок очень послушный, подконтрольный, родители спокойны.

Минусы: у ребенка появляется агрессивность, ненависть по отношению к родителям. Отсутствие своего мнения, полная подчиненность и не только родителям, всем и во всем будет угождать.

Либеральный стиль (избегающий) ребенок получает полную свободу действия, ему не устанавливаются никаких рамок и ограничений; он становится неуверенным в себе, неспособным противостоять ежедневным трудностям, подверженным депрессиям и фобиям

Например: «Ой! Делай что хочешь, только не гунди и оставь меня в покое!»

«Плюсы» этого стиля: родители занимаются своими делами, они не обременены ребенком, не очень то, их волнует, что происходит с ребенком, особо не загружаются, т.о. ребенок предоставлен сам себе.

Минусы: Дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, они не способны учитывать интересы других людей, не готовы к ответственности.

Отсутствие контроля воспринимают, как проявление равнодушия и эмоционального отвержения родителей.

Из-за того, что ребёнок сам себе предоставлен сам себе, он делает, что хочет и хорошее и плохое в том числе. И это может привести вовлечению его в асоциальные группы.

Сотрудничающий (демократический) — Характеризуется стремлением родителей установить с ребёнком взаимопонимание, на основе разумных убеждений и аргументированных обсуждений. В основе лежит взаимная любовь, поддержка, уважение, забота друг о друге, частое общение.

Например: В прошлый раз я разозлилась и накричала на тебя из-за того, что каждый вечер мне приходится собирать по квартире твои разбросанные вещи. Чтобы нам больше не обижаться друг на друга и не ссориться, давай мы с тобой договоримся, что за своими вещами ты следишь сам. А если вдруг, я замечу, что твои вещи лежат не на своём месте, я буду громко произносить слово «Вещи!» — это будет сигналом для тебя, что нужно их СРАЗУ убрать на место. Договорились?

Плюсы: Нет конфликта, больше понимания, крепче отношения. Контакт с ребенком с позиций равных, т. е. если есть проблема — обсуждение — рассматривание разных вариантов, альтернативные решения.

Минус: Родителям нужно время привыкать, перестраиваться, замечать свои всплески, себя контролировать. Это непривычный стиль взаимодействия с ребенком, ему нужно тренироваться.

Часто мы не задумываемся над своим стилем воспитания, воспитываем интуитивно — на «автомате». Обычно используем тот стиль, которым воспитывали нас наши родители. И не всегда, родители используют один стиль, но всегда есть преобладающий стиль, к которому чаще всего прибегают.

И как Вы, понимаете, не каждый из рассмотренных стилей ведет нас к реализации наших целей в воспитании, к которым мы стремимся. Над этим стоит задуматься.

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему «Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста». Итак, какие бывают стили семейного воспитания и каково их влияние на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Цель работы

Целью работы для нас стало выявление особенности влияния стиля семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

  • изучить литературу;
  • проанализировать особенности самооценки детей из разных семей;
  • набрать методическую копилку по теме исследования.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования стал процесс воспитания в семье, предметом исследования-особенности воздействия стилей домашнего воспитания на формирование самооценки ребенка.

Методы исследования

Поставленная мною задача, решалась с помощью наблюдений, анализа, беседы, а так же тестирование, анкетирование и эксперимент.

Исходя из названия, а так же из содержания работы, можно выделить следующие термины:

Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: методики

Для осуществления поставленных задач и раскрытия темы мы начали изучать влияние детско-родительских отношения на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Для этого, в своей квалификационной работе были подобраны и проведены следующие методики:

  • на выявление самооценки детей — методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки. Само тестирование очень простое, но его результаты очень важны для реализации воспитания и развития ребенка, его адекватной реакции на похвалу и наказание.
  • методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам, а так же для исследования родительского отношения к детям был использован «Опросник родительского отношения» , отражающий эмоциональные и поведенческие компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.

Авторитарный стиль воспитания

Далее проведенные опросы и анкетирование подверглось обработке, что показало, что явно выраженный авторитарный стиль детско-родительских отношений действительно способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста. Но так же противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является адекватная самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, то есть в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.

Детство – считается одним из наиболее интенсивных этапов развития личности. Из абсолютно беспомощного малыша он преобразуется в индивида с личными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Формирование самооценки дошкольника

Ключевым центром личности является самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительный ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельны.

Демократический стиль воспитания

Самым оптимальным стилем воспитания, конечно, является демократический, но, как правило, демократические отношения между родителями и детьми встречаются достаточно редко.

Скачать ВКР по теме: » Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста «

Скачать презентацию » Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста «

ВКР «Методы работы с агрессивными детьми дошкольного возраста»: скачать бесплатно

Стили родительского воспитания и развитие личности ребенка

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

— потеря чувства собственного достоинства;

— потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

— потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

— ненависть к родителям;

— решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);

— грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;

— повышенная агрессивность и конфликтность.

— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

— Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

— Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

— Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).

— Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».

— Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.

— Не подслушивать телефонные разговоры.

— Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

— Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

— Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

— неспособность к близости и привязанности;

— безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)

— отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

— мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

— хамство и вседозволенность;

— воровство, враньё, распущенность;

— безответственность, не умение «держать слова».

— Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

— Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.

— Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.

— Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

— Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

— Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.

В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.

В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – «домашний деспот»:

— требовательность и нетерпимость к желаниям других;

— избалованность и капризность, эгоизм;

— высокомерие и надменность;

2 вариант – зависимая личность:

— пасует перед трудностями;

— зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;

— с трудом контактируют со сверстниками.

— Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.

— Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.

— Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;

— Стимулируйте общение со сверстниками.

— Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

— Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.

Основные характеристики этого стиля:

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

— активно-положительное отношение к ребенку;

— адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;

— им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;

— умение прогнозировать развитие личности ребенка.

При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

— Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

— Инициативность и целеустремленность.

— Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.

— Способность договариваться, находить компромиссные решения.

— Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10354 — | 7641 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Влияние стиля воспитания на развитие детей

Существуют разные стили воспитания детей. В любой семье складывается своя стратегия воздействия родителей на детей, называемая стилем воспитания. Психологи систематизировали разнообразные типы взаимоотношений детей и родителей и выделили основные стили воспитания ребёнка. Каждый из них по-разному влияет на детскую личность, что сказывается на результатах. Поэтому нужно выбрать для себя, какие стили воспитания ребёнка в семье подходят именно вам.

На что влияет стиль семейного воспитания?

Разные стили семейного воспитания ребёнка влияют на многие аспекты его жизни. Воспитание – это фундамент формирования индивидуальности, от него будет в дальнейшем зависеть характер малыша, его жизненные цели и социализация в мире.

Ведущую роль в формировании личности ребёнка занимает семья. Родители могут и не задумываться об этом, но в каждой семье создается своя особенная система воспитания. Именно в семье зарождаются первые, базисные нормы поведения, которые ребёнок беспрекословно перенимает на себя. От того, на какой стиль воспитания больше похожа ваша семейная жизнь, зависит то, какими вырастут дети.

Зачем и для чего использовать стили воспитания?

Каждый родитель в какой-то момент мечтает о том, что когда их ребёнок вырастет, то станет успешным, умным, спортивным, творческим. Но каким образом этого можно достичь? Можно ли вмешиваться в личную жизнь ребёнка? Какие правила устанавливать во взаимоотношениях? Где грань между безразличием и гиперопекой? Как именно вырастить самостоятельного и самодостаточного ребёнка?

Чтобы ответить на эти вопросы, психологи определили четыре вида воспитания: либеральный, демократический, опекающий, авторитарный. Грамотное использование этих стилей поможет пересмотреть взгляды на воспитание для обретения гармонии в семье.

Авторитарный стиль воспитания

В большей степени характеризует этот стиль желание взрослых контролировать каждый шаг своего малыша. Они требуют высоких результатов и почти полностью не дают возможность проявлять инициативу. Обычно в такой семье все конфликты решаются не поиском компромиссов, а единолично одним из взрослых путём демонстрации морального давления или применения силы.

С течением времени авторитет таких родителей в глазах ребёнка падает, а значит, такие средства контроля теряют силу. При выборе такого стиля дети вырастают, но не знают, какое место они занимают в мире и чего хотят от жизни. С другой стороны, возможно копирование характеров родителей. Как следствие, это может вылиться в ненависть к миру, агрессивность, решение вопросов исключительно силой.

Демократический стиль воспитания

Главным авторитетом для детей являются их родители, а проблемные моменты решаются поиском компромиссов без применения агрессии и силы. Они стараются вырастить самостоятельную, сформировавшуюся личность. Участвуют в жизни ребёнка и поддерживают его стремления. У детей формируется здоровая самооценка и собственное мнение. С близкими строятся теплые и дружеские взаимоотношения, которые основываются на взаимном доверии. Это наиболее гармоничная форма воспитания.

Авторитарность и демократия в отношениях

Как понятно из названия, авторитарный стиль воспитания предполагает выстраивание родителями некой модели, образа, которому должен соответствовать их ребёнок. Они прилагают все усилия, чтобы сын или дочь приблизились к этому идеалу:

  • подбирают развивающие занятия без учёта детских интересов;
  • практикуют в отношениях принуждение и подавление;
  • не допускают самостоятельности.

Самая распространенная реакция на данные методы – испуг, адаптация под требования взрослых. Дети дошкольного возраста притворяются послушными, аккуратными, исполнительными, но на самом деле таковыми не являются, а значит, обманывают.

Яркий пример авторитарного стиля воспитания – педагогические усилия домомучительницы Фрекен Бок. Всем известно, к чему они привели.
Если родители признают право ребёнка на самостоятельные решения, собственное мнение, ошибки, выстраивают отношения на доверии, равноправных диалогах, речь идет о демократичном стиле. Взрослые предъявляют ряд требований, на выполнении которых неумолимо настаивают, но некоторые вещи готовы обсуждать. Психологи полагают, что именно такие взаимоотношения являются основой гармоничного развития личности.

Либеральный стиль воспитания

Наблюдается почти полное отсутствие контроля над детьми. Главенствующую позицию занимает доверительное отношение, однако в особенности преобладает невмешательство в жизнь подростка. Дети приобретают навыки самостоятельности, но в тоже время становятся раскованными. Личность подростка формируется практически без участия взрослого. Впоследствии это может привести к одному из нескольких вариантов личностного развития:

  • Отсутствие тёплых душевных привязанностей в дружеских, семейных и любовных отношениях. Свобода, безучастность и отсутствие желания оказать поддержку, предложить помощь близким.
  • В поведении прослеживается абсолютное безразличие, человек начинает вести себя дерзко и безответственно, может хамить, врать и вести аморальный образ жизни.

Родителям рекомендуется изменить отношение к ребёнку. Он может отрицать, но ему необходимо ваше участие в его жизни. Покажите, что он действительно важен для вас, интересуйтесь его мнением.

Неограниченная свобода и безразличие

Эти два понятия характеризуют, соответственно, либеральный и индифферентный (или попустительский) стили воспитания.

Для первого характерны:

  • низкий уровень требовательности;
  • отсутствие запретов и ограничений;
  • привычка баловать детей.

Дети раннего возраста в таких семьях весьма подвержены стрессам. Они не готовы к новым обстоятельствам, не знают слова «нет», отвечают непослушанием на любые запреты. Если вы узнали в этом описании свою модель отношений с детьми, ситуацию нужно исправлять. Успешно противостоять стрессам, осознавать себя частью коллектива, приучиться выполнять требования взрослых помогают занятия ментальной арифметикой. Все названное происходит параллельно со скачком интеллектуального развития.

Ссылаясь на занятость, усталость на работе, некоторые родители предоставляют ребёнка самому себе. Им безразличны успехи или провалы в учебе, неинтересны спортивные достижения, круг общения детей и прочее. Мальчики и девочки в таких семьях остро чувствуют ненужность, у них формируется заниженная самооценка, негативное отношение к окружающим, замкнутость.

Опекающий стиль воспитания

Сама по себе опека необходима для малыша, но когда взрослые чрезмерно окружают заботой детей, то это начинает ограничивать их самостоятельность. Гиперопека формирует в ребёнке, с одной стороны, увеличение самолюбия и нарциссизма, с другой – замедленность в социализации и беспомощность по отношению к жизненным трудностям. Стремление уберечь своих детей от всех трудностей, желание сделать за него все, оборачивается в будущем нежеланием и неумением что-либо делать самостоятельно. Как правило, такие люди в будущем попадают под абсолютное влияние более сильных личностей.

Не стоит огорчаться, если кажется, что время уже упущено и ничего нельзя изменить. Это не так. В любой семье эти стили перемешиваются, образуя нечто среднее, как правило, состоящее из двух частей. Какими бы стилями в воспитании вы не руководствовались, самым главным всегда остается любовь. И при должном подходе в каждой семье сможет построиться атмосфера поддержки, взаимопонимания и доверия. Именно такие условия необходимы для формирования цельной личности и спокойствия родителей.

Родительское воспитание – очень важный процесс в жизни малыша. Никогда не поздно провести анализ отношений с детьми, обнаружить негативные тенденции, изменить стиль воспитания, сделать счастье ребёнка приоритетной целью жизни.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие личности вашего ребенка

мама и ребенок Тема о влиянии и роли матери (и других значимых взрослых) на развитие личности ребенка и на его психо-эмоциональное состояние мне важна и интересна, так как в своей работе я постоянно сталкиваюсь с различными детскими проблемами и расстройствами, а также проблемами материнства.

Важность и значимость для вашего малыша взаимоотношений с собственной матерью, отношений в собственной семье в детстве общеизвестна сообщает planetapsy.ru . И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Далее хотелось бы привести примеры основных стилей родительского воспитания и их влияние на развитие личности вашего ребенка (по М.Кравцовой).

Авторитарный стиль воспитания
Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.

Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания
Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.

Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Отвергающий стиль воспитания
Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Индифферентный стиль воспитания
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.

Гиперсоциальный стиль воспитания
Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка.

Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический стиль воспитания
Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.

В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

Авторитетный стиль воспитания
Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребен­ка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых остави­ла мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) — самое дорогое, близ­кое и родное существо на свете.

Тема любви к ребенку широка и многогранна. Этим разговором мы осветили какие-то аспекты данной темы. Более конкретные вопросы, касающиеся каждого малыша в отдельности, предстоит решать каждой женщине, которая стала или собирается стать матерью, и как ей любить собственного ребенка, подскажет не только опыт и знание предмета обсуждения, но и собственное материнское сердце.

Самое главное, всегда помнить, что ваша любовь к детям должна быть безусловной. Ребенок должен быть уверен, что он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку он получил в школе, или какую вазу случайно разбил. Он должен знать, что вы его любите просто так, просто за то, что он есть! И не забывайте про уважение к собственным дочерям и сыновьям! Если в Ваших отношениях царят тепло, внимание, любовь и уважение, то Ваш ребенок будет расти и развиваться беспрепятственно!

Стили родительского воспитания, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков

Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребёнка. Отталкиваемый ребёнок чувствует себя ненужным. Такие дети иногда борются за своё положение в семье, пытаются обратить на себя внимание плохим поведением.

Таким же лишним ребёнок чувствует себя, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в его играх, почти не замечая его, постоянно заняты своими делами.

Дети родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Подобную позицию чаще занимает единственный ребёнок или самый младший.

Ребёнок, от которого слишком много требуют, которым командуют, также не имеет надлежащей позиции. На нём также концентрируется внимание родителей, однако перед ним выдвигаются требования, которые не ставятся перед другими членами семьи.

Правильные воспитательные позиции родителей выражаются в восприятии ребёнка как личности, определяют одновременно и позицию ребёнка в семье как полноправного члена, к правам которого относятся в родном доме с уважением.

Позиция ребёнка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее его позиция. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается.

На позицию ребёнка влияет число детей в семье. Позиция единственного ребёнка отличается от позиции ребёнка в многодетной семье. Особая позиция: у единственной сестры среди братьев и единственного мальчика среди сестёр. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями когото из детей. Это вызывает ревность остальных. [2]

В подростковом периоде родителям необходимо постепенно готовиться к роли советников, чтобы в будущем с этих позиций руководить ребёнком, направлять его и лишь в самых крайних случаях прибегать к авторитарным указаниям и запретам. Если же отношения складываются плохо, то причины коренятся в неправильном отношении к ребёнку в данное время или касаются предыдущих периодов его развития.

Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители формируют у ребёнка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей. Ребёнок, в процессе развития, усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями.

Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребёнок создаёт о себе определённое мнение.

Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной родительской функции.

Атмосфера напряжённости и конфликтных семейных ситуаций действует на ребёнка отрицательно. Дом перестаёт быть для него опорой. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребёнка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям. При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласие в семье, тем сильнее отрицательное влияние на ребёнка. [2]

У детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных:

  • 1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте.
  • 2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.
  • 3. Потребность в уважении.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и в формировании отрицательных черт личности.

Когда родители дарят ребёнку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребёнку имеют существенное значение для формирования его личности. [2]

У родителей, имеющих детей подростков, и у самих подростков нередко возникают проблемы. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты.

Такие конфликты обычно связаны с переходом ребёнка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости. [4]

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных взаимоотношений. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какимлибо серьёзными проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными, поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить с товарищами. [6]

Таким образом, для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это взаимоотношения с родителями. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.

Воспитание в семье как одно из условий формирования личности младшего школьника

Роль семьи в воспитании личности ребенка младшего школьного возраста

Воспитание – это целенаправленный процесс по усвоению подрастающим поколением норм и правил поведения в обществе, а также накопленного людьми жизненного опыта.

Каждый человек с момент своего рождения попадает в общество, которое оказывает значительное влияние на его развитие. Основным же фактором, оказывающим значительное влияние на развитие каждого человека, является его семья. Микроклимат семьи влияет на становление характера ребенка, его предпочтения в разных областях. В связи с чем, все большое внимание ученых и исследователей из области педагогики и психологии отводится семье и тому окружению, которое она создает вокруг ребенка.

Семейная среда может оказывать как благоприятное воздействие на ребенка, так и психотравмирующее, в результате которого ребенок приобретает ряд отрицательных личностных качеств.

Значимость семьи в формировании и развитии личности ребенка очень велика, вне зависимости от его возраста. Для ребенка младшего школьного возраста семья выступает не только в качестве опоры и поддержки, но и в качестве примера отношения к учебе, получению знаний, развитию собственных личностных качеств и т.д. Именно поэтому очень важно на данном этапе дать ребенку необходимый положительный пример, который послужит толчком для его дальнейшего успешного развития.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

От того какие методы и средства использовались в семье, какой пример подали родители ребенку, зависит формирование личностных качеств, становление его как человека.

Первые жизненные уроки ребенок младшего школьного возраста получает именно в семье, где под влиянием окружающих его родственников происходит формирование его будущего характера.

Таким образом, важность семьи, как основного института воспитания обусловлена тем, что именно в семье ребенок находится большую часть жизни, а также тем, что родители являются непререкаемым авторитетом для своих детей. К моменту поступления в школу, ребенок уже практически наполовину сформирован как личность. И от семьи зависит, что заложено в основу данной личности.

Значимость воспитания ребенка младшего школьного возраста в семье настолько велика, что ее невозможно заменить какими-либо другими институтами. В семье формируется базовая структура личности и система ценностей ребенка, его отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и т. д. Именно в семье формируется модель поведения, которой человек будет придерживаться всю свою жизнь.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К младшему школьному возрасту, под воспитательным воздействием семьи у каждого ребенка формируются базовые смысловые понятия, такие как:

  1. Сформированное отношение к себе, собственному «Я» и своему положению в обществе.
  2. Сформированный стиль взаимодействия с окружающими людьми, в зависимости от их социального статуса и положения.
  3. Сформированное представление о собственной гендерной принадлежности.
  4. Сформированные нравственные и моральные ценности, усвоенные общепризнанные правила и нормы поведения в обществе.
  5. Наличие конкретных и четких жизненных циклов.
  6. Наличие определенных и обоснованных стремлений и жизненных идеалов.
  7. Сформированное чувство связи поколений, ощущение себя как части народа (этноса).

Условия формирования личности младшего школьника в семье

Для того, чтобы воспитание в семье было продуктивным и принесло ожидаемые результаты, необходимо соблюдать ряд условий.

Условия организации воспитательного процесса в семье, направленного на всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности ребенка младшего школьного возраста:

Авторитет родителей – это влияние отца или матери на ребенка, основанное на любви и уважении. Ребенок в процессе общения с родителями перенимает их жизненный опыт и мудрость. В том случае, если родители не являются ребенка авторитетом, то передача не состоится, равно, как и не будет должного положительного воспитательного воздействия на ребенка. Поэтому очень важно с самого рождения ребенка нарабатывать и поддерживать родительский авторитет. Только в этом случае можно будет воспитатель ребенка и сформировать у него положительные личностные качества.

Установление взаимоотношения «школа – семья – ребенок». Соблюдение данного условия особенно актуально в настоящее время. Это связано с тем, что зачастую современные родители снимают с себя ответственность по воспитанию детей, с их момента поступления в школу. Многие считают, что именно школа должна заниматься воспитанием их детей. Однако это нет. С поступлением в школу, роль семьи в воспитании ребенка не только не ослабевает, но и напротив, должна усиливаться. Никто кроме близких людей не имеет необходимого влияния на ребенка, на формирование и развитие его личности.

Адекватное восприятие ребенка и его успехов в школе. Зачастую родители требуют от своих детей невозможного. Это негативно сказывается не только на процессе обучения, но и в целом на личности ребенка. Важно уметь видеть в ребенке личность с ее достоинствами и недостатками, научиться принимать своего ребенка таким какой он есть. Только в этом случае можно воспитатель действительно самодостаточную личность.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личности младшего школьника необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  1. Каждый член семьи должен принимать активное участие в воспитании и жизни ребенка.
  2. Родителям необходимо уметь находить время на общение со своими детьми.
  3. Быть в курсе всех событий в жизни своего ребенка, знать и принимать его интересы и потребности.
  4. Принимать активное участие в решение трудностей и проблем ребенка, какими бы незначительными они не казались родителям.
  5. Не оказывать на младшего школьника никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  6. Уважать право выбора ребенка, его точку зрения и мнение.
  7. Относится к ребенку как к равному члену семьи.

Таким образом, семья в жизни ребенка младшего школьного возраста является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

КАК ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Сегодня, я решила напомнить вам о триадах — системах отношений, сложившихся в семье, между мамой, папой и ребенком.

Доктор Жильбер Рено, автор метода Recall Healing, в рамках своего метода выделяет 8 типов.

Отмечая, при этом, что типы триад проявлены в жизни каждого человека в разном соотношении. Т.е. не бывает так, чтобы человек принадлежал на 100% только к одной триаде.

1. Итак, первый тип отношений — мама и папа не общаются между собой и с ребёнком.

В таких отношениях ребёнок не чувствует связи со своими родителями и вырастает с ощущением «невозможности иметь семейный очаг». А еще испытывает трудности в общении с людьми, предпочитая им общение с природой и животными.

Неумение выстраивать коммуникацию может привести к биологическим изменениям, связанных со ртом: губной герпес (как недостаток поцелуя), рецессия десны (как ощущение бесполезности своих слов). У женщин это чревато еще и проблемами с грудью.

Если подобный тип отношений повторяется на протяжении четырёх поколений, то это приводит к аутизму.

2. Следующий тип триады – абсолютно противоположный, где все члены семьи тесно взаимосвязаны друг с другом. Доверять можно только семье, остальной мир — враждебен.

В таких отношениях, семейный клан не позволяет жить без них, игнорирует важную потребность развития ребёнка – взаимодействие с окружающим миром.

Родители в такой семье испытывают острую необходимость постоянной опеки над детьми, что часто приводит к рождению «вечных детей» — детей с синдромом Дауна.

3. Третья триада – в ней папа не общается с мамой, а ребёнок общается только с отцом. При этом, отец транслирует неуважительное, уничижительное отношение к маме.

Если это девочка, то она будет подсознательно подавлять свою женственность. Что может привести к раку груди, проблемам с яичниками. Отсутствие взаимопонимания у дочери с матерью может вызвать анорексию. Мальчик тоже будет подавлять в себе женственную составляющую и будет относиться к женщинам, копируя поведение своего отца.

4. Четвёртая триада — родители не общаются между собой. А ребёнок общается только с матерью.

Если это девочка, то на подсознательном уровне она станет продолжением своей матери, а значит, не сможет достичь своей женственности. В таких отношениях значение мужчины будет преуменьшаться, и это приведёт к тому, что выросшая дочь не сможет достичь с ним оргазма. Т.к. подсознательно мать запрещает ей иметь «взрослую сексуальность».

Мальчик же из таких отношений вырастает очень инфантильным, постоянно связанным со своей матерью. Это приводит к трудностям в сексуальном плане, иногда к бесплодию.

Отсутствие образа отца приведет к тому, что у детей будут отсутствовать стратегии достижения своей цели. Поскольку берем мы их именно у папы – у мужского образа.

5. Пятый тип – родители общаются между собой, но не общаются с ребёнком.

Так бывает, когда родители слишком молоды (инфантильны), а воспитанием ребёнка занимаются бабушка и дедушка.

Когда отец не проявляет родительского поведения к ребёнку, то взрослея он может искать себе наставника / учителя. Непроявленное материнское поведение приводят к проблемам с идентификацией своей женской составляющей, негативному отношению к своему телу.

В таких отношениях у ребёнка есть 2 варианта развития:

Первый – если он воспитывался бабушкой и дедушкой, то он может выбрать себе впоследствии партнёра, который будет сильно старше.

Второй вариант – когда ребёнок берёт на себя ответственность за своих инфантильных родителей и быстро взрослеет. Из-за этого испытывает ощущение что у него «украли молодость» и может пытаться восполнить это через игры – казино, компьютерные.

Инфантильность родителей приводит к тому, что ребёнок чувствует, что от него отказались. Биологически это может проявиться в бесплодии.

6. Шестой тип отношений — родители находятся в конфликтных отношениях между собой, хотят развестись, но остаются вместе из-за ребенка. При этом, мама общается с ребёнком, и папа общается с ребёнком. В шестой триаде ребёнок подсознательно чувствует свою вину, и это программирует ощущение «я никого не могу сделать счастливым», «из-за меня мои родители несчастны. Я во всём виноват». И может испытывать глубокую подавленную злость на своих родителей.

Когда же родители конфликтуют, внутренне ребёнок разрывается на части. Это может программировать нерешительность, в особо серьёзных случаях – шизофрению.

При этом из такого типа отношений вырастают очень хорошие дипломаты.

7. Седьмая триада. Центральное звено в ней – отец. Он общается с ребёнком, с матерью, но мама и ребёнок между собой не общаются. Это приводит к идеализации отца.

В таких отношениях, мать и дочь на подсознательном уровне конкурируют друг с другом за внимание единственного мужчины. При этом мать занимает более значимое положении (как в стае животных – альфа-самка). Что может привести к проблемам с зачатием и вынашиванием беременности у дочери в будущем.

Сыну же в таких отношениях отец на подсознательном уровне запрещает быть лучшим или даже – равным, т.е. формирует постоянно враждующие отношение. Вырастая, такой мальчик будет проявлять точно такой же враждебный настрой по отношению ко всем окружающим мужчинам.

Запрещённый доступ к матери в таких отношениях часто формирует у мужчин половое бессилие (импотенцию), а подсознательный запрет сыну со стороны отца на «взрослую сексуальность» приводит к бесплодию.

8. В восьмом типе отношений связующим звеном является мама. Она общается с ребёнком, с отцом. Но ребёнок с отцом не общается. Ребёнок получает доступ к отцу только через мать, что приводит к идеализации матери.

Если ребёнок — девочка, то она впитает подсознательное ограничение на общение с мужчинами из-за матери. В пубертатный период девочка будет хотеть контактировать с противоположным полом, но это запрещено.

Если ребёнок – мальчик, то он подсознательно будет ненавидеть отца, т.к. будет считать себя единственным партнёром матери. Сын будет испытывать множество проблем в сексуальном плане.

О выходе из триад напишу в следующем посте.

Ссылка на основную публикацию