Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

Публикация «Семейное чтение : уходящая традиция или вечная ценность»

Просмотр содержимого документа
«Публикация «Семейное чтение : уходящая традиция или вечная ценность»»

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлечённый человек.

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле огромную роль играет семейное чтение.

А что же такое « Семейное чтение?»

«Семейное чтение» можно понимать в двух значениях; во — первых, как поддержку членами одной семьи друг друга в развитии навыков грамотности, во — вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.

Многие отцы и матери систематически просматривают у своего ребенка тетради, дневник с оценками. А вот интересоваться тем, что читают в свободное время сын или дочь, как читают, какие книги детей особенно интересуют, не находят нужным. А это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и воспитательное значение книги.

Чтение — вот лучшее учение.

А.С.Пушкин. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.Горький.

Образовательное значение книги сознают и сами дети, которые любят читать.

Один из пятиклассников, прочитав книгу Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями», записал в своём дневнике: «Я читал книгу с большим удовольствием . Она во многом помогает мне на уроках ботаники. »

А сколько написано замечательных книг, которые помогают школьникам изучать математику, природоведение и

др. предметы, рассказывают им о многом другом, что интересует любознательных юных читателей! Чтение таких книг даёт возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей.

Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.

Но раз книга в жизни ребёнка играет такую огромную образовательную и воспитательную роль, значит, надо начинать как можно раньше пробуждать у детей серьёзную, прочную любовь к чтению.

Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы.

Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы малышам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами — всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Консультация для родителей «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Консультация для родителей

«Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность».

Когда люди перестают читать, они перестают мыслить.

Дени Дидро,французский философ-просветитель

Когда-то давно, учась в школе и увлекаясь чтением, я узнала, что семейные вечера — посиделки – были замечательным явлением в русских традициях. На рубеже XIX – XX веков дети приобщались к книге, благодаря рассказам родителей, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям. Было принято собираться вместе, читать друг другу вслух, обмениваться мнениями о прочитанных книгах. Атмосферу таких вечеров русский историк-социолог И.В. Бестужев-Лада описывает так: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Светит лишь один абажур, под которым кто-то из членов семейства читает вслух книгу. Все слушают, а затем обсуждают услышанное». Какие же традиции семейного чтения существуют сейчас?

«День дарения книг». Вы едете в книжный магазин, где каждый член семьи выбирает себе книгу и говорит или показывает, какую книгу он хотел бы получить в подарок. Мы, взрослые, покупаем эти книги и привозим их домой. Вечером, мы эти книги распаковываем, рассматриваем, вдыхаем типографский запах книги, листаем, обсуждаем, про что эта книга и решаем, какую книгу будем читать в первую очередь. Ну а затем, в добрый путь за читательскими впечатлениями.

«Чтение книг вслух». Родители с детьми читают книгу по очереди вслух друг другу. С егодня читает отец, завтра – сы н. Пытаются перенести сюжет на свою жизнь, представляют, как бы они поступили на месте героя, сопереживаем ему. Взрослые объясняют детям особенности поведения того или иного героя, рассказывают то, что их восхитило в этой книге.

«Личный пример». Уважаемые взрослые, подаем личный пример. Читаем сами : вслух и про себя. И если подросток часто видит родителей с книгой в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Есть такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!»

«Шкатулка впечатлений» — это не простая шкатулка, а это банк впечатлений от прочитанных книг. В нее вы кладете записочки о какой-то интересной книге.

В детстве многие из вас читали книги «запоем» и вам хотелось продлить свое чтение, но родители велели ложиться спать и тогда вы продолжали свое чтение под одеялом с фонариком. Воспользуйтесь этим способом со своими детьми, но недолго, чтобы не испортить зрение.

Библиодрайвинг. Берем книгу, упаковываем ее в обертку и надписываем небольшие подсказки, а дети должны угадать, что это за книга.

Закладки в книги для детей. Лучше делать их вместе с детьми, на закладках есть рисуночки-мотиваторы, фразы-мотиваторы или вопросы-мотиваторы.

Уважаемые взрослые , укрепляйте вашу связь с ребенком, которая поможет в моменты эмоциональной близости и будет сопровождать его всю жизнь. Это рождает в нём чувство уверенности и защищённости.

Пусть Ваш очаг горит, не остывая,

Теплом домашним сердце согревая.

Семью сплотить сумеет мудрость книг,

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня же создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность. Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. Почему?

Оказалось, что, делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой перекос в воспитании уже дал свои плоды: все чаще мы наблюдаем ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд.

Вы спросите: а причем тут книга? Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата Горького, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность.

Что читать в семейном кругу

Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

Почему важно обсуждать прочитанное с ребенком

После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;

во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;

в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

И, пожалуй, главный аргумент в пользу домашнего чтения: книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения.

Конференция «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?»

О сновная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. Поэтому перед библиотеками, образовательными учреждениями и родителями стоит важная задача – воспитать читающего члена общества, пропагандировать чтение среди детей и подростков.

Цель конференции − приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей. Девиз: «Создадим страну читателей!»

Задачи:
1. Изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения, анализ и разработка актуальных тем информирования.
2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой.
3. Совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовленности родителей к семейному чтению.
4. Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
5. Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

В наше время, как никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека. Сотрудники сельских библиотек, хорошо знающие каждую семью, в своей работе, именно через книгу и чтение могут влиять на микроклимат в семье, выступать в роли социального педагога, организатора чтения. К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей.

Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. Родители дошкольников и первоклассников еще приходят в библиотеку с детьми, а потом они не считают нужным это делать, мотивируя тем, что ребенок может уже самостоятельно выбрать книжки. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.

Что касается семейных мероприятий в библиотеке, то родители боятся показаться не читающими и отказываются посещать их. Сотрудники библиотеки решили провести с родителями конференцию и обсудить роль книги в интеллектуальном развитии наших детей. Библиотекари справедливо считают, что одним из важных факторов влияния семьи на развитие и формирование личности ребенка является педагогическая культура родителей, уровень их образования, а также их подготовленность к руководству детским чтением. Станет ли в будущем маленький человек большим читателем, во многом зависит от семьи, в которой он воспитывается.

Вопросы для обсуждения:
1. Что, как и когда читать с ребёнком, чтобы воспитать его увлечённым читателем. Советы по чтению;
2. «Дерево книжных предпочтений». Любимые книги родителей в детстве;
3. Что мешает семейному чтению?
4. «Предлагаем поиграть». Варианты игр с книгами.

Книжная выставка «Как хорошо уметь читать…» была предложена родителям, заинтересованным в грамотном овладение ребенком навыком чтения. Представленные на выставке издания помогают взрослым правильно организовать и провести с ребёнком совместные занятия, направленные на формирование навыка чтения».

Конкретные ожидаемые результаты :
— повышение качественных и количественных показателей работы библиотеки (увеличение количества читателей, книговыдачи и средней посещаемости в библиотеке);
— повышение престижа книги, чтения, библиотеки;
— формирование любви к книге и чтению у детей;
— возрождение традиции семейного чтения;
— развитие творческих способностей детей.

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Библиотека для детей и юношества уделяет большое внимание работе с семьей, пропаганде семейного чтения.

С 12 по 15 мая проходили Дни семьи в библиотеке. В эти дни здесь можно было поучаствовать в дискуссии «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?», послушать обзор книг серии «Ох, уж эти детки!», сфотографироваться в «Литературном салоне», примерив на себя костюм любимого литературного героя.

Библиограф Юлия Иванова подготовила и провела для родителей час информации «Родительские проблемы? Воспользуйтесь книгой!». Она составила для них рекомендательные списки литературы, которые все желающие могли взять с собой.

15 мая – в День семьи — библиотекарь Татьяна Недосеева предложила родителям и детям 2 А класса Гимназии №2 (кл. руководитель Пацуло Наталья Николаевна) поучаствовать в семейно-конкурсной программе «Неразлучные друзья – папа, мама, книга, я».

Ребята очень любят приходить в библиотеку, где им всегда предлагают что-нибудь интересное. А уж если вместе с ними рядом папа, мама, бабушка, дедушка, все мероприятия тогда проходят просто на «Ура!».

Нынешний семейный турнир был посвящен Году литературы. Дети и родители соревновались в знании произведений лучших детских писателей, участвовали в творческих конкурсах, представляли себя в роли разнообразных литературных героев, сочиняли продолжения известных сказок…

Такие мероприятия очень сплачивают детей и взрослых, помогают им укреплять традиции семейного чтения. Имея особенную ауру, детская библиотека является необходимым помощником семьи, способствующим через книгу развитию духовного мира ребенка. Только объединив усилия библиотеки и семьи, можно пытаться найти ответы на те вопросы, которые возникают у родителей по поводу того, как привить ребенку интерес к чтению и любовь к книге.

О традициях семейного чтения

В современной России, к сожалению, сегодня мало читают. В последние годы в СМИ периодически возникают дискуссии о том, нужны ли книги вообще и могут ли полностью заменить их компьютер и телевизор.

Крылатая фраза «чтение — окно в мир познания» воспринимается теперь, увы, очень многими как уже устаревшая. Печально, но компьютер и телевизор для наших детей — это и развлечение, и источник информации, и эмоциональная подпитка.

Конечно, и телепередачи бывают умными, и компьютерные игры бывают полезными. Но чаще всего они только обучают. И родителей, и педагогов должны волновать ещё и вопросы нравственного воспитания, духовного развития. И здесь верным помощником может стать именно книга, поскольку на протяжении веков её герои формировали характер юного человека и его нравственные качества.

На классической литературе выросло и сформировалось не одно поколение детей и подростков, и даже в неблагополучных семьях из уличных мальчишек подчас только лишь благодаря чтению вырастали настоящие мужчины — честные, смелые, надёжные.

Будут ли читать современные дети? В первую очередь, это зависит от самих родителей! В России всегда существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе размышляли о прочитанном, сопереживали книжным героям, что сближало всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Так как же сделать, чтобы семейное чтение в России оставалось вечной ценностью и не превращалось в уходящую традицию? Нужно читать вместе с детьми. Просто брать книжку, садиться рядышком и читать вслух. И никакой мудрец не придумает более прямого и верного пути для того, чтобы узнать читательские вкусы детей — и что значительно важнее — понять, о чём они думают и мечтают.

Семейное чтение — это и прекрасная возможность общения для всех членов семьи. Возродить забытую традицию — значит вернуть в дом взаимопонимание и тепло душевного общения. Семья и отношения внутри неё во многом определяют дальнейший путь ребёнка как личности.

Живое общение с книгой, которую малыш читает вместе с мамой и папой, — весомый вклад в развитие его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребёнка в новых знаниях и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.

Семейное чтение компенсирует и дефицит общения. Время, отданное этому прекрасному занятию, сближает родителей и детей, пробуждает желание наблюдать, мыслить, чувствовать и сопереживать.

Домашнее чтение — это очень важная составляющая духовно-нравственного воспитания, которая формирует у детей представления о совести и чистоте отношений, о семье и красоте настоящей любви. Минуты, проведённые за семейным чтением, останутся с ребёнком на всю жизнь!

Семейное чтение — возрождение забытых традиций для сплочения семьи

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи

Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом.

Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.

Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка:

  1. Клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознавания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижают возможности его адаптации к окружающему миру.
  2. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также на формирование мышления.

В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале.

Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение.

Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности).

Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта.

В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком, читать ребенку? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей?

Сначала это будет не чтение, т.к. у ребенка не развит речевой слух, не развито зрение, неустойчивое внимание. Но для развития дальнейшей возможности читать ему необходимы слышать звуки и вместе с мамой что-то делать. Ребенку очень нужны короткие стихи и потешки с действиями: пальчики загибать, в ямку падать и т.д.

Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение.

К году добавляем разглядывание картинок, начиная с простых и понятных (предметы обихода, животные), которые можно сравнить с предметами во вне, и, заканчивая сюжетными картинками (иллюстрации к сказкам с небольшим описанием сюжета). Далее начинаем читать маленькие стихи с картинками в книгах или сказки. При этом вводим обсуждение: покажи где, зайка, а где у него ушки, а у тебя где ушки и т.д.

Постепенно, с развитием речи можно уже спрашивать: а куда зайка ходил, кого встретил. К четырем годам уже можно спрашивать: а как ты думаешь, что помогло Айблиту преодолеть все трудности пути?

Если говорить об укреплении взаимоотношений в семье, об улучшении отношений между родителями, между детьми и родителями, как совместное чтение может помочь?

Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга.

Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя.

По какому принципу лучше подбирать книги для семейного чтения? Каким критериям они должны соответствовать? Что обязательно должно быть в таких книгах?

Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.

Если эти критерии присутствуют, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали бы реалистичные и красивые картинки, если ребенок дошкольник и школьник 1-2 класса.

При семейном чтении нужно учитывать, мальчик в семье растет или девочка? Влияет ли как-то пол ребенка на сам процесс семейного чтения, на подбор литературы?

Пол ребенка определяет его личные предпочтения. Например, мальчикам более интересны книги про действия и достижения, героичность и победу. Девочек заинтересует что-то более нежное принцессы и их приключения.

Так, если рассматривать сказку «Волшебник изумрудного города», то она будет интересна и мальчикам, и девочкам. Но мальчик больше будет ассоциировать себя со Львом или Железным человеком. А девочки будут следить за действиями Элли.

А есть ли такие темы или такие жанры книг, может быть, которые категорично не подходят для семейного чтения? Есть ли что-то «под запретом»?

Под запретом сексуальные темы, если ребенку до 11 лет. Конечно, ребенок знакомится со своим телом, интересуется им, замечает отличия мальчиков и девочек, может задавать вопросы про различия, про рождение. На эти вопросы родитель обязан ответить, но доступным языком и в доступной форме. Активное общение ребенку на сексуальную тему не требуется.

Насилие в книгах также не приветствуется. Если у ребенка есть интерес к агрессии, войне, то посмотрите, в чем вы ущемляете его, что он выбирает агрессию как средство взаимодействия с миром. Если ребенок выбирает только такие книги, то чтение их возможно, но с терапевтической целью: изменить восприятие ребенком других, изменить средства взаимодействия с ними.

Но, чтобы использовать терапевтический подход к чтению, родитель должен быть научен этому.

Не рекомендуется читать комиксы, поверхностные фантастические боевики, книги с некачественными рисунками. Они искажают восприятие.

Если ребенок проявляет желание сам выбирать книги для чтения, а родитель этот выбор не одобряет, можно ли родителю пытаться этот выбор скорректировать?

У меня сразу возникает вопрос: зачем родителю корректировать выбор ребенка? Если книги из серии нерекомендуемых, тогда стремление их понятно.

Любой выбор ребенка информирует родителей о том, что происходит в его внутреннем мире. Через книги ребенок получает недостающий ему социальный опыт и взрослеет. Сейчас это чаще происходит через мультфильмы, но книги эффективнее, они дают живое общение. Запрещать ребенку читать то, что интересует именно его, значит запрещать ему жить и проявлять интерес вообще.

И тут родителю полезно задать себе вопрос: «Чего я избегаю, каких тем, чего я не хочу видеть в жизни, в ребенке?»

Если ребенок негативно воспринимает книгу, не проявляет интереса к чтению, что Вы порекомендуете родителям такого ребенка, какие шаги им нужно предпринять?

Это говорит о том, что у ребенка мозг недостаточно хорошо функционирует, он не может воспринимать речь и текст или родитель перестарался с воздействием чтения на ребенка. Рекомендации в этом случае таковы: если ребенок до 4 лет, то начинайте работать с ним как с маленьким: потешки, шуточные действия (упал в кочку), рассматривание интересных картинок, развивать внимание, гуляя на природе, ползать на четвереньках, валяться на ковре или кровати в обнимашках.

Если ребенку четыре и старше, то можно делать то же самое, но обязательна консультация психолога, дефектолога, логопеда, невролога, нейропсихолога и кинезиолога для выявления дефицитарных зон развития.

Трудности с чтением и письмом в младшем школьном возрасте говорят о достаточно серьезных нарушениях в работе головного мозга и наличии в связи с этим стресса у ребенка: все могут, а я нет, значит и не буду.

Поэтому будьте внимательны к своим детям, наблюдайте за их развитием, чтобы сразу прийти на помощь. А проще всего это сделать через совместное семейное чтение.

В помощь мамам для чтения дочкам авторская книга «Двери в сказку: как стать Королевой». Подробнее об этом в моих предыдущих заметках.

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи

Автор: Юлия Пономарёва – семейный, детский психолог

Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом.

Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.

Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка:

1. Клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознавания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижает возможности его адаптации к окружающему миру.

2. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также на формирование мышления.

В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале.

Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение.

Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности).

Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта.

— В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком, читать ребенку? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей?

Сначала это будет не чтение, т.к. у ребенка не развит речевой слух, не развито зрение, неустойчивое внимание. Но для развития дальнейшей возможности читать ему необходимы слышать звуки и вместе с мамой что-то делать. Ребенку очень нужны короткие стихи и потешки с действиями: пальчики загибать, в ямку падать и т.д.

Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение.

К году добавляем разглядывание картинок, начиная с простых и понятных (предметы обихода, животные), которые можно сравнить с предметами во вне, и, заканчивая сюжетными картинками (иллюстрации к сказкам с небольшим описанием сюжета). Далее начинаем читать маленькие стихи с картинками в книгах или сказки. При этом вводим обсуждение: покажи, где зайка, а где у него ушки, а у тебя где ушки и т.д.

Постепенно, с развитием речи можно уже спрашивать: а куда зайка ходил, кого встретил. К четырем годам уже можно спрашивать: а как ты думаешь, что помогло Айболиту преодолеть все трудности пути?

— Если говорить об укреплении взаимоотношений в семье, об улучшении отношений между родителями, между детьми и родителями, как совместное чтение может помочь?

Совместное чтение однозначно укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи, мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга.

Совместное чтение очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя.

— По какому принципу лучше подбирать книги для семейного чтения? Каким критериям они должны соответствовать? Что обязательно должно быть в таких книгах?

Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.

Если эти критерии присутствуют, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали бы реалистичные и красивые картинки, если ребенок дошкольник и школьник 1-2 класса.

— При семейном чтении нужно учитывать, мальчик в семье растет или девочка? Влияет ли как-то пол ребенка на сам процесс семейного чтения, на подбор литературы?

Пол ребенка определяет его личные предпочтения. Например, мальчикам более интересны книги про действия и достижения, героичность и победу. Девочек заинтересует что-то более нежное, принцессы и их приключения.

Так, если рассматривать сказку «Волшебник изумрудного города», то она будет интересна и мальчикам, и девочкам. Но мальчик больше будет ассоциировать себя со Львом или Железным человеком. А девочки будут следить за действиями Элли.

— А есть ли такие темы или такие жанры книг, может быть, которые категорично не подходят для семейного чтения? Есть ли что-то «под запретом»?

Под запретом сексуальные темы, если ребенку до 11 лет. Конечно, ребенок знакомится со своим телом, интересуется им, замечает отличия мальчиков и девочек, может задавать вопросы про различия, про рождение. На эти вопросы родитель обязан ответить, но доступным языком и в доступной форме. Активное общение ребенку на сексуальную тему не требуется.

Насилие в книгах также не приветствуется. Если у ребенка есть интерес к агрессии, войне, то посмотрите, в чем вы ущемляете его, что он выбирает агрессию как средство взаимодействия с миром. Если ребенок выбирает только такие книги, то чтение их возможно, но с терапевтической целью: изменить восприятие ребенком других, изменить средства взаимодействия с ними.

Но чтобы использовать терапевтический подход к чтению, родитель должен быть научен этому.

Не рекомендуется читать комиксы, поверхностные фантастические боевики, книги с некачественными рисунками. Они искажают восприятие.

— Если ребенок проявляет желание сам выбирать книги для чтения, а родитель этот выбор не одобряет, можно ли родителю пытаться этот выбор скорректировать?

У меня сразу возникает вопрос: зачем родителю корректировать выбор ребенка? Если книги из серии нерекомендуемых, тогда стремление их понятно.

Любой выбор ребенка информирует родителей о том, что происходит в его внутреннем мире. Через книги ребенок получает недостающий ему социальный опыт и взрослеет. Сейчас это чаще происходит через мультфильмы, но книги эффективнее, они дают живое общение. Запрещать ребенку читать то, что интересует именно его, значит запрещать ему жить и проявлять интерес вообще.

И тут родителю полезно задать себе вопрос: «Чего я избегаю, каких тем, чего я не хочу видеть в жизни, в ребенке?»

—Если ребенок негативно воспринимает книгу, не проявляет интереса к чтению, что Вы порекомендуете родителям такого ребенка, какие шаги им нужно предпринять?

Это говорит о том, что у ребенка мозг недостаточно хорошо функционирует, он не может воспринимать речь и текст или родитель перестарался с воздействием чтения на ребенка. Рекомендации в этом случае таковы: если ребенок до 4 лет, то начинайте работать с ним как с маленьким: потешки, шуточные действия (упал в кочку), рассматривание интересных картинок, развивать внимание, гуляя на природе, ползать на четвереньках, валяться на ковре или кровати в обнимашках.

Если ребенку четыре и старше, то можно делать то же самое, но обязательна консультация психолога, дефектолога, логопеда, невролога, нейропсихолога и кинезиолога для выявления дефицитарных зон развития.

Трудности с чтением и письмом в младшем школьном возрасте говорят о достаточно серьезных нарушениях в работе головного мозга и наличии в связи с этим стресса у ребенка: все могут, а я нет, значит и не буду.

Поэтому будьте внимательны к своим детям, наблюдайте за их развитием, чтобы сразу прийти на помощь. А проще всего это сделать через совместное семейное чтение.

Конференция «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?»

Описание события:

Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. Поэтому перед библиотеками, образовательными учреждениями и родителями стоит важная задача – воспитать читающего члена общества, пропагандировать чтение среди детей и подростков.

Цель конференции − приобщение детей и родителей к совместному чтению, развитию творческих способностей и удовлетворению их информационных потребностей. Девиз: «Создадим страну читателей!»

Задачи:
1. Изучение информационных потребностей читателей по вопросам семейного чтения, анализ и разработка актуальных тем информирования.
2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой.
3. Совершенствование педагогической образованности, психологической и методической подготовленности родителей к семейному чтению.
4. Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
5. Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

В наше время, как никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека. Сотрудники сельских библиотек, хорошо знающие каждую семью, в своей работе, именно через книгу и чтение могут влиять на микроклимат в семье, выступать в роли социального педагога, организатора чтения. К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей.

Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. Родители дошкольников и первоклассников еще приходят в библиотеку с детьми, а потом они не считают нужным это делать, мотивируя тем, что ребенок может уже самостоятельно выбрать книжки. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг.

Что касается семейных мероприятий в библиотеке, то родители боятся показаться не читающими и отказываются посещать их. Сотрудники библиотеки решили провести с родителями конференцию и обсудить роль книги в интеллектуальном развитии наших детей. Библиотекари справедливо считают, что одним из важных факторов влияния семьи на развитие и формирование личности ребенка является педагогическая культура родителей, уровень их образования, а также их подготовленность к руководству детским чтением. Станет ли в будущем маленький человек большим читателем, во многом зависит от семьи, в которой он воспитывается.

Вопросы для обсуждения:
1. Что, как и когда читать с ребёнком, чтобы воспитать его увлечённым читателем. Советы по чтению;
2. «Дерево книжных предпочтений». Любимые книги родителей в детстве;
3. Что мешает семейному чтению?
4. «Предлагаем поиграть». Варианты игр с книгами.

Книжная выставка «Как хорошо уметь читать…» была предложена родителям, заинтересованным в грамотном овладение ребенком навыком чтения. Представленные на выставке издания помогают взрослым правильно организовать и провести с ребёнком совместные занятия, направленные на формирование навыка чтения».

Конкретные ожидаемые результаты :
— повышение качественных и количественных показателей работы библиотеки (увеличение количества читателей, книговыдачи и средней посещаемости в библиотеке);
— повышение престижа книги, чтения, библиотеки;
— формирование любви к книге и чтению у детей;
— возрождение традиции семейного чтения;
— развитие творческих способностей детей.

Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения

Представляем вашему вниманию социально-образовательный проект «Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения», разработанный педагогами И.А. Александровой, Е.В. Зюзиной, Г.М. Федоровой из МАОУ «Гимназия «Гармония», Великий Новгород.

Как часто вы читаете книги? А когда читали вместе с семьей? Некоторые скажут, что читают детям сказку на ночь. Но большинство ответит, что нет времени, дети сами уже умеют читать, или что-то подобное. Действительно, семейное чтение в последнее время потеряло свою популярность. Это, безусловно, можно объяснить появлением телевидения, театра, развитием научно-технического прогресса. Но следует признать: книга теряет свое значение, исчезают домашние библиотеки. А ведь традиция семейного чтения уходит корнями далеко в прошлое. Многие писатели с приятной грустью вспоминают, как читали всей семьей, какое трепетное отношение было к книгам. Отечественная писательница И. Грекова вспоминает время с книгой как «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». С огромной радостью вспоминает она ежедневные семейные вечера: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Семейное чтение в прошлом было естественным явлением во многих дворянских семьях. А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная преображалась, когда начинались семейные чтения при свечах. «Все садились вокруг круглого стола, – пишет она, – и читали вслух А. С. Пушкина, Н. Карамзина, В. Жуковского». Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного».

Несмотря на то, что в XXI веке семейное чтение не является популярным средством воспитания ребёнка и сплочения семьи, многие педагоги осознали ценность чтения и необходимость воспитания грамотного читателя. По мнению исследователей, на успеваемость учащихся оказывает влияние более двухсот факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который в большей степени влияет на успеваемость, чем все остальные. «В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения». Поэтому развитие умения вдумчиво читать, выделять необходимую информацию, оценивать её, эмоционально откликаться на информацию, сопоставлять с уже известной, делать выводы и составлять связные тексты на основе прочитанного является важной задачей на всех предметах школьного цикла в любом возрасте. Оптимальным решением в данном вопросе служит возрождение семейного чтения и привлечение родителей в школу для обсуждения прочитанного и создания на его основе творческих продуктов.

Разработанный педагогами МАОУ «Гимназия «Гармония» социально-образовательный проект «Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения» отвечает на вопрос: как школа может помочь возродить традицию семейного чтения? Участниками данного проекта являются педагоги, родители и обучающиеся. На начальном этапе предлагается проведение родительского собрания по теме «Семейное чтение, или Ключ к счастливому будущему» для актуализации проблемы, включения в работу всех участников и планирования дальнейших мероприятий. Далее реализуется подпроект «Семь вечеров с книгой», включающий в себя организацию и проведение семейных встреч для чтения и обсуждения книг, прочитанных в кругу семьи:

– вечер 1. Круг чтения. Выбор книг

– вечер 2. Совместное чтение. Слушание текста

– вечер 3. Совместное чтение. На следующий вечер…

– вечер 4. Совместное чтение. Продолжение следует…

– вечер 5. Размышления вслух о прочитанном

– вечер 6. Творческие задания после прочтения книги

– вечер 7. Презентация творческих мини-проектов

В основе всех событий проекта лежат инновационные методы обучения технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии модерации и активных методов обучения и авторские методы и приемы, разработанные педагогами МАОУ «Гимназия «Гармония». Привлекательны и эффективны предлагаемые в рамках проекта инновационные формы работы с книгой: буккроссинг, семейные вечера с книгой; обобщения и презентации прочитанного: ведение календаря семейного чтения (1–2-е классы); семейного читательского дневника (3–4-е, 5–8-е классы), конкурса синквейнов «Пятистишие» (представление синквейнов, созданных по прочитанной книге, организация выставки).

Особое значение имеет форма представления информации при интерпретации прочитанного. Проект предлагает инновационные формы представления информации: облако тегов, интеллект-карты по произведению, скрайбинг, квилт, буктрейлер, литературная печа-куча, лэпбук, артбук, скетчбук, организация выставки артбуков, скэтчбуков и лэпбуков «Книга в кармашках» (выставка-презентация изготовленных книг); выставки «Семейный Олимп чтения» (представление в графической форме: диаграмм, таблиц, схем, рисунков, прямых – прочитанных книг); организация марафона «Видеокнига» (представление скрайбинга, буктрейлеров, видеороликов, созданных в кругу семьи по прочитанной книге); книжного дефеле «Прыжок в книгу» (соревнование литературных героев – выполнение заданий в стиле героя произведения).

Участие в проекте помогает достичь необходимых результатов и социальных эффектов:

а) возрождение традиций семейного чтения:

– принятие чтения как личностно значимой ценности;

– положительное отношение к чтению как средству удовлетворения актуальных личностных потребностей, к семейному чтению как пространству личностной самореализации, к себе – как развивающейся личности в процессе активного чтения;

– адекватная оценка и обсуждение прочитанного совместно с родителями и учителями;

– эмоциональное и эстетическое восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

– положительного отношения к уроку литературного чтения, литературы и к процессу чтения;

б) взаимодействие семьи и школы через участие в совместных мероприятиях, направленных на повышение мотивации к чтению:

– активное участие родителей (более 70%) в мероприятиях, организованных школой;

– организация и проведение мероприятий родителями (30–40%) совместно с детьми и педагогами.

Понимание важности формирования грамотного читателя создает условия для продуктивной работы по возрождению семейного чтения и, как следствие, воспитание читателя, желающего взять в руки книгу, умеющего грамотно читать, знающего и применяющего разные виды чтения и работы с информацией, способного использовать полученную информацию в нестандартной обстановке, то есть формированию универсальных учебных действий.

Таким образом, разработанный педагогами МАОУ «Гимназия «Гармония» социально-образовательный проект «Читаем вместе, или как возродить традицию семейного чтения» объединяет усилия школы и семьи в формировании у ребёнка потребности в чтении; способствует возрождению традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.

Ссылка на основную публикацию