С чего начинается Родина – патриотическое воспитание в семье

С чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольников

Мальцева Галина
С чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотизм – не простое и высокое человеческое чувство, оно так глубоко по своему содержанию, что несколькими словами его не передать. Чувство Родины начинается у ребенка с любви к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие бережного отношения и привязанности к родному дому изначально служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — многостороннее понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые товарищи ребенка, детский сад, куда он ходит, улица, на которой он живет, — все это включается в понятия маленького человечка о родном доме, о своей малой родине. Со временем эти представления становятся шире. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с его окрестностями и достопримечательностями. Позже приходит понимание, что он часть этого города, этой огромной страны, гражданином которой предстоит ему стать. Поэтому патриотическое воспитание неразрывно связано с ознакомлением окружающего мира вокруг нас. Для воспитания у детей любви к Родине, первоначально нужно воспитать в любовь к самому дорогому – родной семье и детскому саду, ведь это – основная часть духовно- нравственно воспитания, его главная и самая первая ступень. Ребенок прежде должен почувствовать себя членом семьи, неотъемлемой частичкой малой родины, потом – гражданином России и потом уже – жителем большой планеты Земля. Поэтому нами было решено разработать и напечатать книгу «С чего начинается Родина», в которой ребята вместе с родителями рассуждали и делали свои умозаключения на такую не простую для них тему. В итоге у нас получилась достаточно интересная и познавательная книга.

Фотоотчет экскурсии «С чего начинается Родина…» С чего начинается Родина? Конечно же с отчего дома и родной улицы. На днях воспитанники старшей группы «Умка» прогулялись по центральным.

Итоговое мероприятие проекта «С чего начинается Родина?» в подготовительной группе. Итоговое мероприятие проекта «С чего начинается Родина?» в подготовительной группе. Ведущий: Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый.

Конспект НОД по познавательному развитию «С чего начинается Родина» Конспект НОД по познавательному развитию «С чего начинается Родина» Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию «С чего начинается Родина?» Тема: «С чего начинается Родина?»[/b] Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: — формировать у детей.

Конспект организованной образовательной деятельности «С чего начинается Родина»? Предварительная работа: 1. Беседа с детьми о семье. 2. Составление генеалогического древа своей семьи. 3. Домашнее задание для родителей:.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» п. Ивня Белгородской области.

Проект семейный краеведческий марафон «С чего начинается Родина» Проект семейный краеведческий марафон «С чего начинается родина» Тип проект: познавательно-исследовательский Продолжительность проекта:.

Литературно-музыкальное занятие по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. «С чего начинается Родина?» Цель: Воспитывать любовь к своей.

С чего начинается Родина? Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где произошло детство. Эти воспоминания — след первого эмоционального восприятия Родины.

НОД по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» НОД по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества.

Портал педагога

Автор: Березовская Лилия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей № 11
Населённый пункт: ст.Курской , Курского района, Ставропольского края
Наименование материала: Консультация для родителей дошкольников
Тема: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи».
Дата публикации: 08.01.2020
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей.

«Патриотическое воспитание ребенка

начинается с семьи ».

Консультация для родителей. Патриотическое воспитание ребенка начинается

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования

будущего гражданина. Как известно, любовь к Родине начинается с

формирования положительного отношения к самым близким людям – отцу,

матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок

живет, детскому саду, школе, городу. Ребёнок открывает Родину в семье. Это

ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия,

как «труд», «долг», «Родина».

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то,

какие качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и

окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими

У мальчиков с детства необходимо формировать представления о

необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,

оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что

настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для

этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься

спортом. Родители должны формировать у своих детей положительный

опыт «решения конфликтов»: уметь договориться, уступить, прийти к

соглашению, защитить слабого и т. д. Девочкам нужно развивать умения

сохранять мирные, доброжелательные отношения, учиться утешать,

заботиться о близких.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен бережно относиться к тому,

что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать

чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и

порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень

гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время предлагается много путей и способов развития

чувства патриотизма, но нельзя забывать о том,

что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с

духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача

педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были

положительными, яркими, незабываемыми.

Как педагоги, так и родители, должны продумывать, о чём рассказывать

детям, уметь выделить характерные черты своей местности, доступно

показывать связь родного города или села со всей страной. Начните

патриотическое воспитание с рассказов о нашей Малой Родине. Любовь к

Малой Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой

делает человека более чутким, отзывчивым. Не проезжайте и не проходите

мимо всего просто так, молча. Обязательно обсуждайте с ребенком все, что

видите. Расскажите о том, чем богата наш Курский район и наша ст.Курская,

какие события и люди их прославили.

В воспитании патриотизма огромное значение имеет пример взрослых, в

особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших

членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной

войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие

важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,

«трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются

также задачи их эстетического воспитания.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое

слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о

воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или

печалиться, ощущать свою причастность к героическому наследию нашей

страны. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут

непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому

представить то, что им хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их

физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти

сильными, ловкими, здоровыми.

Окружающая жизнь дает реальную возможность показать детям основные

права и обязанности российского человека: право на труд, отдых,

образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, защищать свою

страну от врагов. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и

полюбить природу родного края.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их

активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это

значит не только знать свою страну, но и активно действовать на ее благо,

поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит

стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада,

Отношение к Родине, ее культуре, истории, языку передается

от родителей к детям. Яркие впечатления, полученные в детстве, нередко

остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие

черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином

Рекомендации для родителей.

• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, во время

прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении

• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за примерное поведение в

• Расширяйте собственный кругозор

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

• Вместе читайте книги, смотрите передачи, кинофильмы,

рассказывающие о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

• Рассказывайте ребёнку об испытаниях, выпавших на долю наших

предков, из которых они вышли с честью.

• Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами города,

• Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в

музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это

делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что

он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

• При общении с ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и

отмечайте положительные моменты, помните, чем больше выражаете

недовольство, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать

• Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять

позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

Патриотическое воспитание детей в семье

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь великой истории России. Накануне праздника Великой Победы правильно привести в этой статье слова Германа Геринга, одного из ключевых деятелей нацистской Германии, развернувшей 2-ю Мировую войну. «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление»? — был задан ему вопрос. Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советского Союза. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».

Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.

О подвигах и героях страны должны знать наши дети. Знать о подвиге, который совершили их деды ради их мирной жизни.

Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья – нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Любовь к Родине или Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Сегодня повышенное внимание педагоги уделяют патриотическому воспитанию.

Основой задачей при воспитании этих чувств является формирование глубинной привязанности у детей к своему народу, культуре.

Воспитанию патриотизма на сегодняшний день уделяется большое внимание, что составляет одну из главных целей образования.

Далеко не секрет, что сегодня многие молодые люди не имеют четкой жизненной ориентации. Живут, не задумываясь о нравственных и моральных принципах.

Прививание патриотизма

Силу страны определяет ее гражданская общность. Воспитывать будущего патриота следует начинать с воспитания любви к своему Отечеству с дошкольного возраста. Уже, начиная с 3-4 лет в детском саду, закладываются основные моральные ценности, которые призваны воспитать небезразличное поколение к историческому прошлому своего народа.

Воспитанием ребят старшего дошкольного возраста должны заниматься педагоги, которые сами любят свой край, знают его историю, культуру. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста по фгос предполагает ознакомление с природными просторами родной земли, героическими личностями. Также основы воспитания личности закладываются в семье.

Дошкольник

В соответствии с программой по фгос ставятся задачи, основанные на воспитании осознанного желания строить свою жизнь в будущем на основе семейных ценностей, любви к малой родине.

Поощряться в семье должно уважительное отношение к старшим, близким.

Так формы и методы должны иметь направленности:

  1. Духовно-нравственную (посещение музеев, создание тематических папок при помощи родителей).
  2. Культурно-образовательную (беседы, концерты, встречи с интересными людьми).
  3. Трудовую (посильная работу по благоустройству, тимуровская помощь) направленность.

Также следует уделять внимание гражданско-правовой (знакомство с элементами государственной символики, конституции), спортивно-патриотической (подвижные игры, спортивные состязания) работе. Воспитанники младшего возраста уже осознают себя полноценными членами круга родственников, погружаются в мир семейных традиций. Этим закладываются основы патриотического воспитания детей в семье.

Расширение краеведческой информации об истории, памятных местах малой родины происходит и в детском саду, и в школе. Формирование экологического сознания, бережного отношения к природе необходимо начинать у деток с 3-4 лет.

Нравственность

Для родителей приоритетным заданием является привить нравственность малышам. Малыши дошкольного возраста эмоционально-образно воспринимают окружающий мир, что позволяет заложить основы нравственно-патриотических ценностей. Главным стержнем в воспитании всесторонне развитой личности есть нравственность.

Нравственные основы призваны сформировать гуманное отношение, трудолюбие, патриотизм, коллективизм. Эти нормы должны проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности ребят: в семье, общении со сверстниками. Иногда такое воздействие не адекватно нормам морали.

В дошкольном возрасте целенаправленно воспитание нравственных качеств осуществляется в детском коллективе. Большая роль принадлежит воспитателям, которые подготавливая ребят к школе, стараются привить им качества любви к Родине, скромность и честность, сочетая в себе любовь к людям, проявления чуткости.

Младший

Детишкам младшего школьного возраста свойственна любознательность и способность впитывать в себя, полученную информацию.

Поэтому перед воспитателями ставится задача пробуждение у ребят младшего дошкольного возраста живого познавательного интереса, любознательности к истории, традициям Отечества.

Этой задаче должна быть подчинена вся воспитательная работа в доу.

Личностные качества можно развить посредством литературных произведений и музыкальных композиций. Их воздействие формирует эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений.

Одним из способов воспитания нравственности выступает природа. Ее влияние позволяет воспитать у деток младшего дошкольного возраста моральные чувства. Они выражаются в потребности оказывать помощь окружающим людям, формируют у малышей уверенность в собственных силах. Таким образом, закладывают основы патриотизма.

Одним из действенных способов развития нравственности является активная деятельность. Привить мораль можно посредством игры и через трудовую деятельность. Все эти компоненты способствуют формированию практики нравственного поведения. Значительная роль в этом аспекте принадлежит общению. С его помощью корректируются представления о морали, воспитываются чувства у малышей.

Также действенным средством воспитания является окружение, в котором происходит развитие ребенка. Родители должны наполнить ее доброжелательностью, любовью. Это очень важно, так как ее воздействие влияет на формирование нравственных качеств.

Старший

Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте представляет собой достаточно трудоемкий, продолжительный процесс. В становлении личности большую роль играет любовь к родным, детскому садику, к родному краю, своей стране. Развитие нравственности во многом зависит от влияния близких людей, воспитателей, какими впечатлениями будет обогащена детская душа.

Прежде всего, необходимо отказаться от авторитарного воспитания. Обучение и воспитание должны носить развивающий характер, способствовать формированию познавательных интересов и способностей.

Любовь к Родине начинается с малого, когда прививается уважительное отношение к матери, окружающим людям. Необходимо учить находить вокруг себя то, что достойно восхищения (родной дом, улица, окружающая природа). Этому будут способствовать различные выставки и конкурсы, такие как: “Чудеса на грядке”, “Золотые руки мамы”, “Цветочные фантазии”, “В гостях у Самоделкина”.

Создание фотовыставок людей разных профессий знакомит ребят с разнообразными гранями человеческой жизни, раскрывают многогранность ее проявлений. Необходимо уделять внимание историческому прошлому родного края, его культуре и традициям. Участие в народных праздниках (Пасха, Масленица и др.) приобщают ребят к народным обычаям.

Празднование памятных дат, связанных с Великой Отечественной войной, можно организовать встречи с ветеранами, воинами – афганцами, конкурсы чтецов стихотворений на военную тематику. Можно организовать работу по участию дошкольников в таких проектах, как “Под счастливою звездой мы живем в краю родном”, “День Победы”, “Быть гражданином родной страны” и другие.

В семье

Первые патриотические уроки у ребенка связаны с семьей, что обусловлено передачей мамой и папой своего жизненного восприятия.

Дома зажигается первая искорка огромной любви и заботы о природе, верности своему краю. Семейные праздники призваны рождать светлые, теплые чувства.

Проявление патриотизма родными в обычной жизни имеет большое значение.

Это может быть совместное просматривание семейного альбома фотографий, рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, их воспоминания.

В этом возрасте надо дать детям понять необходимость постоянного стремления жить лучше, а значит чему-то учиться, овладевать новыми знаниями, навыками.

Нельзя гасить у ребят проявления благородных чувств, отвергая их помощь, принуждая молчать, когда следует говорить о несправедливости. Недостатки семейного воспитания приводят к различным порокам, когда у некоторых представителей молодежи не сформировано святое отношение к матери, семье, родине. Главным становятся деньги, удовлетворение личных потребностей.

Заключение

Сила родительского примера в воспитании патриотов своей страны значительна. Ребята умеют слушать и запоминать, а родительские воспоминания о прошлом оставят в их сердцах глубокий след. Все, что характерно настоящей семье — святое отношение к духовным и культурным ценностям, должно быть передано в наследство. В дальнейшем дошкольные учреждения, школа отшлифуют качества, которые необходимы гражданину-патриоту.

Информационная карта проекта по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого-

с любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

эта любовь переходит в

любовь к Родине, её истории,

прошлому и настоящему,

ко всему человечеству».

Сроки реализации: 25.10.2017 г.-03.11.2017 г.

Тип проекта: информационный, творческий, тематический.

Возраст детей: средняя группа.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы №3, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а непросто навязать знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную среду, причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Чтобы однажды, когда у него спросят – «С чего начинается Родина?», то он, не задумываясь, ответил бы – «Прежде всего это место где он родился, где его семья, дом, друзья» Поэтому было решено разработать и реализовать проект «С чего начинается Родина».

Цель проекта: Прививать детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему поселку, стране, людям, проживающим в ней. Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательную деятельность;
  • стремление чувствовать и осознавать себя частью большой страны;
  • воспитывать уважительное отношение к наследию родной страны;
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
  • воспитывать патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

  • чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • представление о России как о родной стране;
  • умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

  • познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений;
  • представления о национальной культуре, об образе жизни людей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемые результаты:

1.Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (пополнение методической копилки воспитателей).

  1. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
  2. Обогащение предметно – развивающей среды группы по нравственно – патриотическому развитию детей.

Дети будут знать:

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: посёлок; достопримечательности родного посёлка и их значимость;
  • государственную символику (знать флаг, герб РФ);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • разные виды народно-прикладного искусства;
  • приобщены к истокам народной культуры, традициям.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап, включает в себя:

Составление перспективного плана работы по проведению проекта;

Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;

Создание и пополнение предметно – развивающей среды.

Основной этап, включает в себя:

Привлечение родителей к оказанию помощи;

Чтение художественной литературы;

Проведение с детьми бесед.

Проведение развлечения «Россия- дружная страна».

План работы с воспитанниками.

Образовательная область

Формы и работы методы

Рассматривание карт: поселка, страны.

Д/И: «Путешествие по Кантемировке», «Собери флаг», «Найди лист берёзы»

Беседы «Профессии», «Моя армия».

Беседы: «Что такое Родина?», «Русская берёзка – символ Родины моей», «Моя малая родина – Кантемировка», «Природа Воронежской области», «Достопримечательности нашего поселка».

Д/И «Дикие животные», «С какого дерева листик»

Р/И: Продолжи: «Я люблю свой город,…»( страну)

«В моей семье…»(живут, любят заниматься).

Беседы «Моя страна родная. Государственная символика»;

«Моя семья. Профессии моих родителей»;

«Наш детский сад. Правила поведения».

Рассказывание русских народных сказок с использованием различных видов театра.

Слушание стихов: С.Есенин «Белая берёзка», В.Степанов «Что мы Родиной зовём», «Родина» Т. Боковой

Рассматривание альбома «Народы России».

Рисование: «Флаг моей страны».

Аппликация: «Ветка рябины».

Конструирование «Улица: дома и дороги».

Слушание РНП «Во поле берёзка стояла» .

Пословицы: «Жить – Родине служить», «Нет в мире краше Родины нашей», «Москва- всем городам мать».

П/и: «Горелки», «Гуси – лебеди», «Пчёлы».

Гимнастика, импровизация на тему «Богатыри».

Физические упражнения на прогулке.

Игры народные: «Ручеек», «Горелки», «Каравай».

План работы с родителями воспитанников

— Консультации: «С чего начинается Родина», «Семейные традиции»

— Подбор фотографий: «Мой город», «Наш семейный отдых»; художественной литературы.

Вывод:

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, также нравственных и патриотических. «Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека».

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.В дальнейшей работе мы планируем:

  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно — образовательной деятельности;
  • подготовить консультации для родителей;
  • участвовать в конкурсах.

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

В статье рассмотрен более подробно организационно– содержательный аспект гражданско-патриотического воспитания в семье. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Крупницкий Д.В. в своей статье “Современное состояние патриотического воспитания в школе пишет о том, что “Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, её культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определённых условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей”.

Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках привлекается региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
  • возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

Образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина?»

Пояснительная записка План исследований Основные направления работы в системе патриотического воспитания Заключение Литература

Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Уже в детском саду в результате целенаправленной, воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому целесообразно было изменить форму организации образовательного процесса через реализацию проекта «С чего начинается Родина?» Это было вызвано тем, что внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей.

Создать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, организации совместной, непосредственно образовательной деятельности, предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.

    Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами проектного метода. Формировать у родителей активную жизненную позиции по вопросам патриотического воспитания. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране, гордость за принадлежность к гражданам России. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Познавательно-игровая деятельность, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг. Реализация групповых проектов в рамках данной темы.

Цель: анализ методического потенциала, совершенствование развивающей среды, необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

    Консультации для родителей. Консультации для педагогов. Чтение рассказов и стихов о Родине, о родном городе, о войне, о космосе, о природе и животных родного края. Пополнение видеотеки презентациями, аудиофайлами, видеофайлами. Подбор книг для мини-библиотеки. Разработка педагогами проектов по теме. Оформление интерьера дошкольного учреждения к юбилею города Нижневартовска по темам проектов.

Цель: формирование гражданственно-патриотических чувств воспитанников средствами проектного метода.

    Реализация проектов в каждой возрастной группе с привлечением родителей. Интеграция познавательной образовательной деятельности с другими видами деятельности. Проведение праздников и развлечений, посвященных значимым датам в истории страны, края, города. Оптимизация работы мини-музея «Русская изба»

Цель: формирование понимания важных качеств личности, гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

    Оформление инструментария по выявлению уровня осведомленности детей по результатам проектной деятельности. Создание видеотеки презентаций, открытых мероприятий по теме. Проведение итоговых родительских собраний с презентациями проектов.

Дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожат своей семьей, домом. Дети знают и называют домашний адрес, место работы родителей. Дети оценивают значимость труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети выполняют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение. Знают место проживания: город, край; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и края; умеют находить на карте крупные города края, знать природоохранительные мероприятия. Знают некоторые исторические факты из прошлого России, Дальнего Востока, края, города. Знают свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети узнают флаг, герб, гимн России, флаг, герб Ханты-Мансийского автономного округа, герб Нижневартовска. Называют представителей коренных национальностей, населяющих наш край, других национальностей России. Уважают их культуру и традиции. Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.

Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень развития детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах.

Основные направления работы в системе патриотического воспитания

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех возрастных групп воспитанников. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в ДОУ, массовую патриотическую работу, совместную деятельность с другими культурными учреждениями.

Организация работы с родителями в решении вопросов воспитания

    информация об организации воспитательно — образовательного процесса; информация о достижениях детей дошкольного образовательного учреждения и педагогического коллектива; индивидуальные консультации; родительские собрания.

Данный проект осуществляется в рамах педагогической системы МАДОУ города Нижневартовска ДС №34 «Дюймовочка».

Встреча с культурным наследием города, края, страны поможет раскрыть интеллектуальные, креативные способности детей, родителей и педагогов. Развивающая среда, созданная в дошкольном учреждении, поможет осуществить основные направления нравственно-патриотического воспитания. Непосредственно образовательная деятельность по изобразительному искусству приобщит детей к художественному труду, налаживанию коммуникации с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимопомощи.

1.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., Аркти. 2005

2.. Патриотическое воспитание дошкольников. М., УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

3., . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 1999.

С чего начинается Родина – патриотическое воспитание в семье

Для участия в наших мероприятиях необходимо сделать следующие шаги:

ШАГ 1. Зарегистрироваться на сайте www.babyart-dou.ru и в личном кабинете пополнить баланс.

ШАГ 2. Скачать заявку на участие.

ШАГ 3. Заполненную заявку на участие, работы участников и скан квитанции необходимо отправить на наш электронный адрес: babyart.dou@mail.ru .

ВНИМАНИЕ!

В течение двух дней после отправки вы должны получить подтверждение о получении материалов и регистрации в Мероприятии. Если таковое не произошло, значит, ваше письмо не получено, и необходимо продублировать его еще раз.

Дата публикации: 23.10.2019

Автор: Вахрушина Юлия Алексеевна,
воспитатель,
Нижегородская область Городецкий район город Заволжье
МБДОУ № 47 « ЛАДУШКИ»

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения можно считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, — «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у детей:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.

3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек. Это направление в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся мы считаем приоритетным среди других.

Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…

— родной дом, уют, тепло;

— взаимопонимание, любовь, уважение;

А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

— уважай старших и люби их;

— позаботься о младших в семье;

— помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

— дорожи всеми своими родственниками;

— помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», — писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.

Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей Родины?

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач.

Воспитывать детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их к выполнению своего гражданского долга.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии.

Семья, в отличие от детского сада, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено:

Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители — мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».

В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

По словам педагога В. А. Сухомлинского, «никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, отец и мать. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем — прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, внука и правнука, продолжающих дела родителей, своей родословной.

Родительское собрание «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»

Родительское собрание «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»

Цель: привлечение внимания родителей к вопросу нравственно — патриотического воспитания дошкольников.

Задачи: — помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;

— объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей. Предварительная работа:

— подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»)

— провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании;

— дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья»

• подготовить фотовыставку «Моя семья», «Традиции нашей семьи»;

— заучивание стихотворений на тему «Семейное воспитание», «Мой город»;

— подготовить заготовки и ленточки для оберегов;

— подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

— подготовить благодарственные письма для награждения за участие в конкурсе.

Участники: воспитатель, родители.

Место проведения: музыкальный зал.

— Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

— Хотим попросить Вас быть активными, инициативными, придерживаться следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

— Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. (Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».)

Зачитываются родителями пословицы:

1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

Итог разминки. — Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).

Педагог группы раскрывает понятия:

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину. Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. И ведущая роль в воспитании нравственно-патриотических качеств у ребёнка принадлежит семье. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить и поиграем в игру

• В гостях хорошо, а… (дома лучше).

• Не красна изба углами, а… (красна пирогами).

• Дети не в тягость, а… (в радость).

• Нет для человека добрее… (отца с матерью).

• Нет дороже… (отца с матерью).

• Семья — это… (семь я).

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

Проанализировав ваши анкеты, которые вы заполнили накануне, можно сделать вывод, что в каждой семье, как и в дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, о его истории, традициях, достопримечательностях, памятниках, лучших людях.

Воспитывая у детей любовь к своему краю, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

• люди берегут и охраняют природу;

• есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

А сейчас мы поговорим о методах и средствах, которые можно использовать для успешного воспитания нравственно-патриотических качеств у ребёнка.

Мы предлагаем вашему вниманию презентации на тему: «Самая, самая – семья». Какие же методы, формы, традиции используете вы уважаемые родители в современных условиях. Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.

В своем выступлении вы должны рассказать:

* из кого состоит семья (родословная);

* историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;

* семейном увлечении, хобби;

• Можно ещё раз сделать вывод, что всё закладывается в семье.

Возьмите заготовки, которые лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом приговаривать:

1 «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми».

2 «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными».

3 «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными».

4 «Оранжевую ленточку — добродушными».

5 «Жёлтую ленточку — ласковыми».

6 «Розовую — послушными».

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет, ласку и радость!

Чтение стихов о семейном воспитании.

Семья — источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье.

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья — оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок — главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Семейная радость счастливые лица!

Желаю всем семьям

Пусть в семьях весёлый,

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Уважаемые родители! Возьмите по ромашке, положите на свои ладошки и встаньте вдоль тропинки. Вот и подошла к концу наша встреча. По этой тропинке нам шагать с вами и с вашими детишками на протяжении 4 лет. И пусть этот путь будет ясным, светлым, солнечным — давайте выложим его из ромашек.

Мы благодарны Вам за душевную, встречу. До свидания!

«Роль семьи в патриотическом воспитании детей»

    Сергей Быховский 2 лет назад Просмотров:

1 «Роль семьи в патриотическом воспитании детей»

2 Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

3 Патриотизм должен воспитываться, он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. На становление гражданской позиции наиболее сильное положительное влияние оказывают: *семья и авторитетные взрослые; *СМИ (особенно телевидение), *ближайшее социальное окружение (друзья, любимые); *учебное заведение.

4 Но, безусловно, в первые годы жизни решающее воздействие в данном отношении оказывает семья. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

5 Какие качества, способствующие становлению гражданина, должны воспитывать в своем ребенке родители:

6 В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, образе жизни семьи и усваиваются как единственно возможный способ поведения. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде — семье. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

7 Методы и приемы для родителей, используемые для формирования патриотизма

8 Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему.

9 Какие традиции и обычаи, способствующие формированию патриотических чувств, есть в каждой семье.

10 Не столько из слов родителей, сколько из наблюдения за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине. Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем то же уважение. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина — вот главный секрет воспитания. Формирование историко-патриотических представлений, начинается с песен, сказок, рассказов старших членов семьи о Родине, ее знаменитых людях, героях, умельцах.

11 Какие мероприятия могут способствовать формированию патриотизма и гражданственности

12 Уходят из жизни те, кто в лихую годину грудью заслонил от порабощения Отечество. Их боевые ордена, медали, благодарственные листы Верховного Главнокомандующего остаются в семье. Очень важно, чтобы эти реликвии не только хранились, но и использовались как инструмент глубокого эмоционального воздействия на детей. Рассказы и сказки благоприятно воздействуют на процесс усвоения гражданскопатриотических ценностей, в семьях, бережно хранящих память о своих предках, героях и славных событиях российской истории, царит дух, способствующий воспитанию детей в патриотических традициях; в результате именно в таких семьях вырастают полноценные граждане и патриоты.

13 Родителям необходимо ввести в традицию, поздравлять своих ветеранов войн в семье по датам. Детям указать на то, что, участвуя в боевых в надежде на лучшую жизнь страны они самоотверженно совершали и героические поступки. Если они погибли, вспомнить о совершенных подвигах и почтить память. Уделять внимание надо не только своим родственникам, но и близ живущим ветеранам. Поездки и походы родителей с детьми по родной стране при активной позиции родителей способствуют воспитанию патриотических чувств. Во время поездок и походов дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее народом, их жизнью в прошлом и настоящем, их культурой и языком. Куда б ни шёл, ни ехал ты. Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг. (М. Исаковский)

14 Помните. Наши дети это наша старость. Хорошее воспитание- это наша счастливая старость. Плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

15 Вопросы к родителям. Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти? Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

16 Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны все это воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия это тоже патриотизм. Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят. Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

17 Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от внешних врагов. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Все чем славится настоящая семья нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту. Закончить я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи».

18 Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Ссылка на основную публикацию