Особенности гендерного воспитания подростков

Особенности гендерного воспитания подростков

Мальчиками и девочками рождаются, мужчинами и женщинами становятся. Одной из ключевых точек в этом становлении является кризис подросткового возраста. От того, с кем себя будет отождествлять подросток, зависит то, каким он вырастет: невнятным персонажем или полноценным представителем своего пола, с присущим ему образом и моделями поведения.

Полезно вспомнить, что набор физических характеристик – это пол. А гендер – пол с социальной точки зрения: набор стратегий поведения, ощущений, восприятия себя в соответствии с определенным полом. В каждой культуре ему соответствует набор стереотипов: что должны и что не должны делать мальчики и девочки. С младенчества гендерные модели поведения формируются у ребенка через подражание, повторение за родителем своего пола.

Главной же чертой подросткового периода является желание обрести самостоятельность, отделиться от родителей. Здесь гендер может пойти по двум путям: отрицание родителей через отрицание гендера или поиск нового кумира для копирования.

Бунт против гендера

Почему в подростковом возрасте может произойти переосмысление гендера? Одной из главных особенностей подросткового периода является ревизия установок, которые были усвоены с детства. Подросток как бы проверяет их на прочность: моё – не моё. Чем больше давления папы и мамы оказывали на ребенка (с особым рвением воспитывали «девочку-припевочку» или «мужика»), тем с большей вероятностью именно этот аспект может быть пересмотрен подростком в первую очередь. Отрицание своего пола может символизировать отрицание всех правил, навязанных родителями.

Пример для подражания

Наблюдения за родителями часто не дают подростку ответа на вопрос, как вести себя в межполовых отношениях. В лучшем случае он видит, как родители проявляют заботу друг о друге, но чаще всего, к сожалению, не видит и этого. Дети ищут новые модели для подражания и ответы на актуальный запрос – как быть успешным и популярным среди сверстников, как позиционировать себя, как привлекать внимание противоположного пола – и обращаются к образам современной массовой культуры и к Интернету.

Допустим, ребенок «подсел» на некоего видеоблогера и стремится подражать ей (ему) в позиционировании, одежде и образе мыслей. А видеоблогер – несуразный персонаж, который одевается так, что не поймешь – мальчик он или девочка, ведет себя вызывающе и похабно, транслирует сомнительный образ жизни. Вы узнали об этом и, ясное дело, пришли в ужас. С вашей точки зрения, это плохой пример для подражания – вы боитесь, что он может быть вреден для вашего ребенка. Как можно повлиять на ситуацию?

Стратегия запрета

Поставить ограничения на доступ в Интернет, запретить смотреть ролики этого блогера под угрозой «если я ещё раз увижу – останешься без …», выкинуть все «кумирские» вещи и атрибуты принадлежности к этой культуре. Вроде бы опасность устранена физически, ребенок устрашен наказанием – можно быть спокойным. Но…

Подросток уже не ребенок, и первое, что он перестает делать в этом своем статусе, – прямо подчиняться воле родителей. Ваша стратегия вызовет у него протест и приведет к мысли, что родители очень от него далеки и ничего не понимают. Протест подростка может быть явным или скрытым: о первом вы узнаете сразу, во втором случае подросток закроется, отгородится, будет делать все то же самое, только вы об этом не узнаете.

В ответ на запрет подростки стремятся нарушить его, делать назло, может даже в большем масштабе, чем они изначально планировали.

Стратегия альтернативы

Что делать? Родители могут сохранить свое влияние через принятие интересов ребенка и присоединение к ним.

Допустим, вы узнали о новом кумире дочери или сына-подростка. Прежде чем вешать клеймо, проявите интерес. Попросите рассказать о нем, показать аккаунт, фото и видео. Спросите ребенка, что именно в нем кажется восхищающим и клевым. Потратьте время на то, чтобы самостоятельно изучить контент, обсуждайте этого героя с подростком, даже если он вам не нравится. Он нравится вашему сыну или дочери, он популярен в их окружении – если вы захлопните заслонку от этого для себя лично, персонаж все равно будет жить в мире вашего ребенка.

Если же у вас с подростком установились доверительные отношения, он чувствует, что вы на его стороне и легко делится с вами тем, что ему интересно, вы также можете присоединять его к тому, что интересно вам. Если вы не оказываете давление, не навязываете ему свою позицию – он не закрывает свои границы, а вы оставляете себе возможность косвенно формировать его взгляды, в том числе и в вопросах гендерного поведения. Вы сможете направлять своего ребенка, давая ему «правильные», с вашей точки зрения, образы женщин и мужчин, чтобы он мог выбрать их себе в качестве примера для подражания.

Альтернативы

Навык подавать подростку альтернативы – это искусство, но вполне доступное. Задача родителей в контексте гендера – показать, что красота, женственность и мужественность бывают разными, не только теми, которые популярны в его среде. Этот опыт – разной красоты, разного стиля – подростку важно получить. Очень полезно смотреть вместе фильмы разных эпох, обращая внимание и на манеры, и на одежду, и на то, какие качества ценились в женщинах и мужчинах.

Подростки очень часто сталкиваются с чувством неуверенности в себе. Если мальчик переживает, что он худой и высокий, подберите для него фильм об эпохе Средневековья в Европе, где внешнее изящество мужчины считалось признаком достоинства и благородства. Пусть увидит, что это может быть красивым. Да и родителям полезно посмотреть на выхолощенных франтов, которые ухаживали за собой не менее тщательно, чем женщины, – чтобы не видеть в желании ухаживать за собой признаки нетрадиционной ориентации. Вообще из исторических фильмов в данном контексте можно почерпнуть массу знаний, наблюдая за внешним видом, манерами, стратегиями поведения, представлениями о доблести и чести” и многом другом, что сказывается на формировании личности. Экранизации романов или просто качественные фильмы, такие как «Джейн Остин» или «Билли Эллиот», без нравоучений покажут подростку нюансы дружеских и любовных отношений.

В процессе формировании новой идентичности, в том числе гендерной, подогреваемый стремлением отделиться от родителей подросток ищет новые образы для подражания. Стратегия подчинения авторитету больше не работает, а запреты и попытки вернуть себе авторитет силой чреваты отторжением со стороны подростка. Родители могут сохранить свое влияние на ребенка через принятие его интересов, присоединение к нему и демонстрацию альтернативных (лучших с их точки зрения) образцов женского и мужского поведения.

Правила воспитания по гендерному признаку

На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей. Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу.

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Девочки и мальчики. Особенности, советы психолога.

Так в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.

Особенности гендерного воспитания девочки в семье:

  • девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
  • для развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;
  • разговоры “по душам” с мамой только укрепляют отношения и знакомят с женским единством;
  • между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
  • привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
  • больше хвалите девочек;
  • обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
  • обратите внимание на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.

У мальчиков свои отличительные черты по гендерному воспитанию:

  • для мальчиков любовь — это доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;
  • пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти возможность ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;
  • для мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;
  • нельзя запрещать давать волю эмоциям. Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
  • мальчишкам очень важен контакт с родителями;
  • умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение для сильного пола;
  • мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику, очень важную для мальчиков.

Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психологического развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.

Мальчики и девочки – нюансы гендерного воспитания

В наши дни ни один вид воспитания не вызывает столько дискуссий, как гендерное. В просвещенной Европе кое-где уже дошло до того, что детям не дают «знаковые» игрушки типа кукол и машинок, ограничиваясь «бесполыми» конструкторами.

Мальчики и девочки – в чем разница воспитания, и есть ли она вообще – давайте разберемся.

Гендерное воспитание

Термином «гендер» обозначают набор характеристик, определяющих социальный пол, – женственность и мужественность.

Гендерное воспитание призвано формировать понимание роли мужчин и женщин в обществе.

У детей гендерное самосознание начинает проявляться в возрасте 3-4 лет, когда они начинают осознавать разницу между мальчиками и девочками.

Особенности современного общества

Еще 20-30 лет назад основы гендерного воспитания казались неизменными и несокрушимыми. Ну, действительно, есть женщины и мужчины, есть папы и мамы – что здесь можно изменить? Законы природы?!

Оказывается, можно! В передовой Европе в некоторых странах официально отменены понятия «мама» и «папа». Все, никаких пап и мам, есть бесполые родитель №1 и родитель №2. В США – то же самое. Толерантность, будь она неладна! Боязнь нарушить права однополых пар, которым официально разрешено усыновлять детей.

Более того, уже серьезно обсуждается, не является ли дискриминацией нумерация родителей. Мол, вдруг поссорятся из-за того, кто №1! Здравый смысл и законы биологии при этом не учитываются.

Подчеркиваем – статья никак не вмешивается в личную жизнь людей, тем более сексуальные предпочтения. Речь идет только о модели «бесполого» воспитания.

На «постсоветском пространстве»

В России, Украине, республике Беларусь подобная креативная модель не прижилась. Во всяком случае, пока. Новейшие западные ценности как-то не проникают в наши консервативные умы.

Хотя гендерные перемены коснулись и здешнего общества. Уже никого не удивляют женоподобные трепетные юноши и женщины с мужской моделью поведения.

Так существуют ли особенности воспитания мальчиков и девочек, или разница социальной роли мужчины и женщины – только миф?

Мальчики и девочки – два разных мира

Гендерные различия заложены в нас природой, и речь не только о физической разнице.

Презентация «Гендерное воспитание подростков»

Цель работы — выявить возможности дополнительного образования в гендерном воспитании подростков. Объект исследования – гендерные аспекты воспитания в подростковом возрасте

Предмет исследования – особенности гендерного воспитания подростков в условиях дополнительного воспитания детей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Гендерное воспитание подростков»»

Возможности дополнительного образования в гендерном воспитании подростков

Исполнитель: Кошкина Вера Васильевна

Цель работы — выявить возможности дополнительного образования в гендерном воспитании подростков

Объект исследования – гендерные аспекты воспитания в подростковом возрасте

Предмет исследования – особенности гендерного воспитания подростков в условиях дополнительного воспитания детей

Задачи выпускной квалификационной работы:

  • Рассмотреть понятие гендерного воспитания и способы его реализации в дополнительном образовании.
  • Раскрыть особенности усвоения гендерных ролей в подростковом возрасте.
  • Проанализировать особенности реализации гендерного подхода в дополнительном образовании подростков.
  • Исследовать гендерые установки педагогов и родителей подростков.
  • Разработать методические рекомендации по осуществлению гендерного воспитания в условиях работы учреждения дополнительного образования детей.

Особенности гендерного воспитания подростков

Теоретический анализ литературы показал, что

  • В настоящее время необходим дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.
  • Задача взрослых – помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
  • Необходимо: во-первых, развивать у ребёнка ценностное осмысление себя и как представителя определённого пола и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.

Цель эмпирического исследования : анализ особенностей гендерного воспитания подростков в условиях дополнительного образования детей

1 этап — анализ услуг дополнительного образования с учётом гендерного подхода

2 этап — выявление особенностей стереотипов и установок участников педагогического процесса в гендерном воспитании подростков

3 этап — составление рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей

База исследования: учреждение дополнительного образования детей «Дом детства и юношества им. Крыгина» г. Владивостока.

Первый этап исследования

Цель – анализ услуг дополнительного образования с учетом гендерного подхода

Таблица 1 – Наполняемость кружков по направлениям работы с учётом гендерного подхода

Гендерное воспитание: особенности, опасности и необходимые условия правильного развития детей (130 фото)

В современном обществе все чаще становятся популярными темы гендерного воспитания дошкольников и малышей с самого рождения. Многие могут часами спорить о том, каким образом следует воспитывать мальчиков и девочек, но мало кто действительно понимает, что это означает и как с этим жить.

Что такое гендерное воспитание?

Все чаще педагоги и детские психологи говорят о том, что детей требуется воспитывать в соответствии с их принадлежностью к тому или другому полу.

Если говорить общими словами, то гендерное воспитание – это формирование у детей осознания того, к какому полу они принадлежат, какая модель поведения для них является допустимой.

Гендерное воспитание дошкольников подразумевает под собой донесение до детей возрастом трех лет и старше психологические, социальные и культурные различия между мужским и женским полом.

Сущность гендерного воспитания детей

Сейчас все чаще можно столкнуться с мужчинами и женщинами, не понимающими свое реальное социальное положение в обществе, живущими в противовес тем эволюционным задачам, которые заложены в каждом из нас с момента появления на свет.

Женский образ в наши дни все чаще предстает в образе некрасовской женщины, способной и коня остановить на скаку, и в горящую избу войти.

Женщины становятся главой семьи, взваливают на себя решение задач по финансовому положению семьи, фактически перенимают на себя роль добытчика. А мужчины в это время начинают проявлять не свойственную им слабость и нерешительность.

В реальности же мужчины должны стать решительными и смелыми, а женщины – чуткими, кроткими, нежными и заботливыми. В большинстве случаев подобные проблемы возникают из-за неверного подхода родителей к воспитанию своих детей.

Маленькие дети не могут в полной мере осознать свою половую принадлежность, поэтому план гендерного воспитания должен включать стремление родителей в разумной мере донести до своего ребенка, к какому полу он относится и как должен себя в соответствии с этим знанием нести.

Подобная схема воспитания несет в себе множество плюсов, среди которых можно выделить:

  • У маленьких детей формируется навык толерантного отношения по отношению к окружающим вне зависимости от того, кем они являются.
  • Дошкольники начинают понимать, к какому полу следует себя относить.
  • При подобном подходе в воспитании дети получают возможность узнать о том, как следует себя вести и девочкам и мальчикам.

Педагогический персонал в детском саду также несет большую ответственность в воспитании детей. Гендерное воспитание детей в детском саду происходит под влиянием социальных и культурных норм, принятых в одном конкретном обществе.

Гендерные роли осваиваются детьми не только на примере своих родителей, но и в воспитательных группах детских садов под присмотром воспитателей и других педагогов.

Различия в воспитание мальчиков и девочек

С самого появления малыша на свет стоит понимать, кто перед вами: мальчик или девочка, ведь они совершенно отличаются – и по слуху, и по зрению, и по своим действиям, которые совершают.

Главные задачи гендерного воспитания должны учитывать не только физические, но и умственные способности ребенка, дарованные ему природой.

Если в семье подрастает маленький защитник, стоит ответственно подойти к его воспитанию. Родителям необходимо усвоить несколько основных правил:

  • Позволять ребенку браться за выполнение серьезных задач, хвалить его вне зависимости от того, насколько успешно эти задачи были выполнены. Поощрять мальчика за выполнение работы по дому.
  • Давать мальчику возможность взять инициативу в свои руки, поддерживать его прежде всего словами за проявленную активность.
  • Давать ребенку право принимать решения в определенной области, высказывать свое мнение по вопросам, которые касаются мальчика.
  • Всячески поддерживать общение с другими сверстниками, позволять почувствовать себя по-настоящему принадлежащим определенной группе.
  • Уделять достаточно времени беседам с ребенком, поднимать важные для него, для всей семьи темы.
  • Ни в коем случае не ругать мальчика за минутное проявление своих чувств, слез.

Если на долю родителей выпала задача достойно маленькую девочку, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Поднимать самооценку девочки, объяснять, почему она уникальна и не похожа на остальных.
  • Отец семьи должен всячески проявлять восхищение внешним видом дочери, радоваться ее красоте.
  • Девочек обязательно стоит привлекать к выполнению добрых дел, что поспособствует формированию таких ценных женских качеств как трудолюбие, жалость, отзывчивость, щедрость.
  • Способствовать частым доверительным беседам с ребенком, обмену секретами.

Особенно важным инструментом в воспитании девочек являются сказки, ведь они закладывают в подсознание основы достойного нравственного поведения, осознания роли достойной доброй девушки.

Гендерная социализация подростка в семье

Россия – довольно консервативная страна в вопросах морали, отсюда наше неприятие западных ценностей новейшего времени: однополых браков и запретов на продвижение «бесполой модели» семьи, когда вместо мамы и папы ребенок получает «родителя №1» и «родителя № 2».

Воспитание детей в России с давних времен осуществлялось естественно, с учётом гендерных особенностей уже с младенческого возраста. Так в потешках, пестушках, колыбельных песнях обращались не к ребёнку вообще, а конкретно к девочке или мальчику, где определялась их будущая деятельность. Девочки большую часть времени проводили с мамами, а мальчиков с трёх лет воспитывал отец. Дети постоянно общались с родителями, находились рядом с ними, видели, как те себя ведут в разных жизненных ситуациях. Девочки должны были заниматься приготовлением еды, шить одежду, а мальчики — это будущие добытчики (охотники и рыболовы, лесорубы).

Сегодня в нашем обществе воспитанием и мальчиков, и девочек занимаются в основном женщины: дома — это мама или бабушка, в детском саду — воспитатели.

Социальные изменения привели к разрушению традиционных представлений поведения мужчин и женщин. Процесс демократизации общества смешал половые роли мужчин и женщин. Сегодня женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями. Из-за этих изменений в обществе меняются в сознании детей представления о настоящих мужчинах и женщинах. Наблюдая за поведением детей в детском саду, можно заметить, что некоторые мальчики не могут постоять за себя, физически слабы, невыносливы и эмоционально неустойчивы, у них нет культуры поведения по отношению к девочкам. Девочки же, в свою очередь, лишены скромности, нежности, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевые игры детей не отражают традиционных представлений: часто мальчики и девочки занимают в них не свойственные половые роли, не умеют договариваться в игре. В трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

В настоящее время процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе называется гендерной социализацией.

В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует ве­сти себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной при­надлежности к той или иной группе (мужчины/женщины). В резуль­тате личность осознает свою социально-ценностную и эмоциональ­но-психологическую значимость как члена своей группы.

Половая социализация оказывает содействие формированию гендерного поведения. Существуют разные трактовки данного понятия: это и поведение, которое реализует социальные, нормативные ожидания, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины; и поведение, присущее человеку определённого пола при выполнении им разных социальных ролей. А также это социальное поведение, которое реализует комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресованных обществом представителям мужского или женского пола. Относительно подросткового возраста, гендерное поведение понимается как особая модель социального поведения, отражающая систему представлений о своем половом образе, который раскрывается в разных ситуациях, в деятельности, в способах взаимоотношений девочек и мальчиков, обусловленных эталонами мужского и женского поведения.

Очень важно, чтобы в этом процессе отцовское и материнское влияние сбалансировалось. Так, на ранних этапах жизни для детей обоего пола более важен психологический контакт с матерью, в подростковом возрасте на первый план выходит отцовское воспитание, особенно если речь идет о мальчиках-подростках. У подростков мужского пола должна формироваться маскулинность (традиционно ожидаемое обществом поведение мужчины), а у девочек-подростков – фемининность (женственность). У мальчиков — это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек — уступчивость, пассивность, зависимость.

Безусловно, в чистом виде эти качества не встречаются, особенно в современном обществе.

Пренебрежение к интересам ребёнка, отчуждённость, равнодушие, бесконтрольность со стороны матери и отсутствие отцовского примера для наследования подталкивают подростка к проявлению более маскулинных черт личности. Определенное равнодушие приводит к тому, что подросток становится более агрессивным, погруженным в собственный мир.

Повышенные требования со стороны родителей стимулируют подростка к определённому уровню ответственности перед старшими членами семьи, перед педагогами. Подросток старается во всем соответствовать этому уровню требований, которые перед ним ставит взрослый: в поведении, обучении, отношениях с другими. А тип семейного воспитания с гиперопекой и гиперпротекцией (чрезмерной заботой о детях), вырабатывают у подростка определённые привилегии относительно других. Ребёнок считает себя более важным и недостижимым для других. Тем самым родители бессознательно предоставляют подростку больше возможностей для того, чтобы он проявлял фемининные черты личности.

На освоение половых ролей подростком влияют принятие со стороны отца и матери, уровень строгости, согласия и последовательности обоих родителей или одного из них в неполной семье, характер сотрудничества и близости поколений, в том числе степень контроля, требовательности по отношению к детям в семье.

Главными эталонами гендерного поведения являются отцы. Отец дает ребёнку мир мысли, закон, порядок и дисциплину. Он необходим ребёнку на протяжении всего ее развития. Отец для подростка — источник безопасности. Роль отца, который активно общается с детьми и является для них авторитетом, незаменима. Ребёнок лучше социализируется, находясь в близком контакте с таким отцом, устраняется опасность возникновения акцентуаций (чрезмерно выраженных черт характера) и психопатологий.

Итак, отец возникает как авторитетный социальный образец, пример поведения, его присутствие в семье придаёт подростку уверенность и самостоятельность в принятии решений. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению, что важно при нахождении в референтных (значимых для подростков) группах сверстников.

Чем больше подросток привязан к матери (по сравнению с отцом), тем он менее активен, хуже может противостоять агрессии окружения. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем более вероятны сниженная самооценка, тем меньше значения он придаёт духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими ценностями.

Отец также играет важную роль в развитии девочки-подростка. Его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются, временами бессознательно, и становятся образцом, своего рода полюсом (положительным или отрицательным), к которому будут со временем притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы поведения будущей женщины с мужчинами. Тёплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью.

Такая модель отношений оказывает содействие подростку в принятии себя как женщины и помогает в гетеросексуальной (свойственной большинству людей сексуальной ориентации) адаптации. Это же касается и мальчиков-подростков. Если мальчик идентифицируется со своим отцом и сохраняет при этом тёплые отношения с матерью, то его дальнейшие отношения с женщинами, вероятно, будут благоприятными. Самооценка мальчиков зависит от степени поддержки их родителями.

Жизнь и условия воспитания ребёнка без матери и особенно отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Даже если мать или отец старается заполнить отсутствие второго родителя, чаще именно отца, и делает все возможное, чтобы соединить в себе роли обоих родителей, он или она в принципе не могут реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Такие условия жизни подростка будут отражены в особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении с окружающими, в гендерном поведении.

Дисфункциональные детско-родительские отношения могут иметь место и в полной семье. К факторам, провоцирующим нарушения в процессе гендерной социализации мальчика, относятся симбиотическая связь с матерью, сниженный авторитет отца, авторитарность матери и эмоционально обедненные отношения с отцом.

Итак, подростки для формирования гармоничной, адаптивной, функциональной гендерной идентичности нуждаются в близких, эмоционально насыщенных отношениях и с матерями, и с отцами. При этом неполнота семьи необязательно приводит к деструктивным последствиям для личности ребенка, а дисфункциональные отношения зачастую встречаются и в полной семье.

Гендерное воспитание детей – как правильно воспитывать ребёнка

Свою гендерную принадлежность ребёнок осознаёт в возрасте двух лет. На третьем и четвёртом году жизни маленький человек начинает воспринимать все мелочи своей половой принадлежности. Это понятие формируется у мальчиков и девочек одновременно, а источником информации о половой принадлежности, способе существования в своём теле выступают родители. Гендерное воспитание необходимо начинать проводить ещё с 4-летнего возраста, ведь именно тогда ребёнок впитывает всё как губка, старается понять, для чего он живёт на земле, что должен делать, как вести себя в той или иной ситуации.

Гендерное воспитание мальчиков – как всё сделать правильно

Когда в семье рождается мальчик, отец горит желание воспитать из него настоящего мужчину. Воспитание ребёнка, которого заключают в жёсткие рамки ни к чему хорошему не приводит. Впоследствии исключительно мужского воспитания, мальчик растёт жестоким, бескомпромиссным, всегда и во всём считает себя главным и не хочет искать компромиссных решений.

Пол и гендер – в чем разница

Чтобы гендерное воспитание малыша мужского пола было правильным и эффективным, необходимо:

  • чтобы участие в развитии и воспитании будущего мужчины принимали оба родителя;
  • процесс развития малыша сделать интересным и увлекательным;
  • демонстрировать детям основные жизненные принципы на собственном примере;
  • избегать ссор и недоразумений в семье, никогда не выяснять при малолетнем ребёнке отношения.

Что такое гендерное воспитание – определение

Если мама и папа живут в гармонии, то и ребёнок мужского пола вырастет настоящим джентльменом. Малыш будет понимать, что папа уважает и ценит его маму, со стороны мамы такое же отношение. Он поймёт, что грубая мужская сила ничего не решает, а бережное отношение к детям и жене не унижает его, а наоборот, позволяет в очередной раз доказать его готовность являться главой семьи.

Психологический портрет мальчиков

Совет родителям! Если мальчик начал интересоваться танцами, моделированием, игрушками, предназначенными для девочек кулинарией, не стоит сдерживать его в таких желаниях.

Такие увлечения не говорят о нарушениях в плане ориентации, а дают возможность пробудить в малыше полноценную личность, которая знает как себя вести, но при этом понимает, что присуще для представителей другого пола.

Мальчики с детства должны играть “мужские” игры

Гендерное воспитание девочек

Личность ребёнка женского пола начинает формироваться с двух лет. Именно тогда маленькая красавица начинает активно интересоваться своими половыми принадлежностями, внимательно наблюдает за мамой, её ролью в семьи и отношениями с другими членами.

Психологический портрет девочек

Гендерное воспитание девочек заключается в том, чтобы привить ребёнку женственность и хозяйственность, но это не значит, что девочку нельзя знакомить с мужской работой или навыками, которые помогут постоять за себя. Родители девочки должны при воспитании своего ребёнка стараться пользоваться такими советами:

  • убеждать ребёнка, что он является личностью, которая имеет право на собственное, независимое от других, мнение;
  • в игровой форме объяснить девочке правила поведения и взаимоотношений с личностями противоположного пола;
  • научить девочку всегда быть красивой, внимательной к другим, за счёт собственного примера.

“Женские” игры для девочек

Особую роль в процессе воспитания маленькой дочки играет именно отец. Его пример позволит малышке понять, что её готовы поддержать в любой момент, возле мужчины она может чувствовать серьёзно и без опаски.

Полезный совет! Чтобы девочка гармонично развивалась, родители должны понять к чему именно она проявляет наибольший интерес и позволить ребёнку заниматься любимым делом.

При этом не стоит исключать своё участие в воспитательном процессе, ведь именно ребёнок дошкольного возраста требует максимум внимания со стороны родителей.

Гендерное воспитание детей не должно ограничиваться тем, что родители дают информацию своему ребёнку о его половой принадлежности.

Роль семьи и общества в гендерном воспитании

Главную роль необходимо уделить психологическому и личностному развития малыша. Мальчика не нужно настраивать на то, что он является исключительно машиной для зарабатывания денег, а девочка должна знать, что хоть мужчина и глава семьи, она имеет право на собственное мнение.

Только уверенные в себе, независимые личности достигают в жизни успеха, родители должны это учитывать в процессе воспитания детей. Мужские или женские навыки должны прививаться исключительно в игровой форме, ведь только так ребёнок воспримет информацию правильно. В процессе гендерного воспитания ребёнка, родители должны запастись терпением и постараться дать малышу полный ответ на каждый из его вопросов. Малыш должен пойти в школу уже сформированной, социально адаптированной личностью и именно эти навыки должны прививать мальчикам и девочкам их родители.

Важность гендерного воспитания для современного общества

Гендерное воспитание детей – это, в первую очередь, заложение основ новой личности на собственном примере, ведь взгляды и навыки ребёнка формируются именно в круге семьи.

Если родители будут вести себя достойно, понимать и поддерживать малыша, то и ребёнок вырастет здоровым физически, психически устойчивым человеком.

Гендерное воспитание

В обществе, где женщины носят короткие стрижки, брюки, водят автомобиль и занимают руководящие должности, — они приносят ущерб своей семье. А мужчины тем временем забывают про такие понятия, как мужественность, сила воли и ответственность. Маленькому ребенку, с еще не до конца сформированным представлением о половой идентичности, трудно разобраться, каковы же особенности и нормы поведения того или иного пола.

Реальность такова, что девочкам явно не хватает нежности, скромности, терпения, а мальчикам – эмоциональной устойчивости и выносливости. У детей изначально отсутствует понимание, как должна вести себя женщина и какими качествами должен обладать мужчина. Поэтому, если не принять соответствующие меры, у будущих мам напрочь пропадет материнский инстинкт, а у пап — осознание собственной значимости как главы семейства. В связи с этим актуальность гендерного воспитания детей дошкольного возраста, школьников и подростков растет с каждым днем.

Гендерное воспитание детей-дошкольников

Примерно с 2-х лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность, ближе к 7 годам у них формируется гендерная устойчивость – понимание того, что девочка вырастет и станет женщиной, мамой, а мальчик – мужчиной, отцом. Поэтому основные цели гендерного воспитания дошкольников сводятся к тому, чтобы привить ребенку специфические черты, характерные для его пола. При этом в процессе формирования идеальной модели поведения, как педагогами, так и родителями, должны учитываться заложенные биологические особенности разнополых деток. Например, не стоит забывать, что:

  • у девочек на формирование личности больше влияет наследственный фактор, а у мальчиков – среда;
  • девочки дошкольного возраста более внушаемые, лучше справляются с рутинными заданиями, мальчикам ближе познавательная деятельность;
  • дети не приемлют поведенческих нарушений, поэтому несоответствие гендерным стереотипам приводит к дальнейшим психологическим трудностям.

А также в процессе гендерного воспитания мальчиков и девочек, нужно учитывать тот факт, что у них развиты разные формы восприятия информации. Если у девочек более развито слуховое, то у мальчиков — зрительное.

Гендерное воспитание школьников и подростков

Задачи гендерного воспитания и в этом возрасте сводятся к:

  • правильному формированию нравственных межполовых отношений;
  • подготовке к семейно-брачному союзу;
  • воспитанию культуры межличностных отношений и чувств, таких как дружба, любовь, верность, долг, ответственность, сострадание и другие.

Однако, организуя гендерное воспитание, нельзя ставить биологические и анатомические особенности превыше личностного роста и развития уникальных способностей ребенка, если они больше свойственны противоположному полу.

Гендерное воспитание: особенности и различия

Рада встрече, дорогие друзья!

Когда малыш еще в животе у мамы нам уже с нетерпением хочется узнать кто же там? Мальчик или девочка. У будущих родителей уже есть предпочтение иметь мальчика иди девочку, и конечно же, от этого зависит и модель воспитания.

Современное гендерное воспитание предполагает разный подход в воспитании личности девочек и мальчиков. Давайте разберемся, для чего это нужно, нужно ли вообще и что это такое?

Что это такое?

Гендерное воспитание — это воспитание, с учетом пола ребенка. Формирование качеств, которые присущи либо мальчишкам, либо девчонкам. Дает представление о понятиях, что такое настоящий мужчина и настоящая женщина. Присваивает ребенку социальную важность и помогает выполнять свою роль в обществе взрослому человеку.

Наблюдая за современными детьми можно заметить, что девочки стали грубыми, агрессивными, более инициативными и перенимают модель поведения, близкую для мальчика. Мальчики в свою очередь стали мягкими, не способными постоять за себя и отстоять свое мнение, перенимают женский тип поведения. Отсутствует уважение к женскому полу.

Не происходит распределение ролей для каждого пола, так мальчики нуждаются в женской аккуратности и кропотливости, а девочки в мужской силе и помощи. Поэтому родителям важно вносить элементы гендера в воспитание своих детей.

«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.

В семье

Безусловно, это самая важная часть воспитания, которая происходит в семье. И важную и главную роль в этом воспитании играют родители. Их взаимоотношения друг с другом, с братьями и сестрами, к самому ребенку. На наши семьи имеет влияние и наше воспитание и социальные факторы и нравственные и общественные.

Гендерное воспитание дошкольного возраста в семье не предполагает четких и резких разграничений по поводу ролей, отведенных мальчикам или девочкам. Не стоит применять меньше нежности к мальчикам, считая что она им не нужна. А с девочками наоборот сюсюкаться.

Дети и родители должны доверять друг другу, помогать и обсуждать все, что происходит вокруг и с ними.

Особенности воспитания

С мальчиками играть только в мужские игры, а с девочками только в куклы. Нет, такого не должно быть. Здесь, в семье, ребенок должен понимать и женские, и мужские роли. И прежде всего, родители должны стать примером для своих детей мужественности и силы, ответственности, женственности и доброты, любви и ласки. В этом случае вы вырастите полноценную личность.

Гендерные различия детей

Здесь важно с самого рождения понимать, что перед вами не просто несмышленый карапуз, а именно мальчик или девочка. Мальчишки и девчонки разные во всем: они все воспринимают по — разному: видят, слушают, делают.

Половые различия в мозгу уже можно наблюдать на ранней стадии беременности. Мозг девочки и мальчика развивается по своему. У мальчиков меньше связей между правым и левым полушарием. Именно мальчикам полезнее будет развивать левое полушарие, которое предполагает например методика раннего развития Макото Шичида.

Проведено не мало экспериментов на тему использования полушарий в работе мальчиков и девочек. Так, при решении логической задачи, головоломки, пазла, запоминанию цифр у мальчика задействовано только одно полушарие, у девочки же в работе и левое и правое.

Все это происходит из-за влияния женских и мужских гормонов. Так мужской гормон тестостерон замедляет темпам роста клеток и соединительных связей между полушариями.

У девочек гормон эстроген, наоборот стимулирует это развитие. Поэтому, в результате мы имеем насыщенное межклеточными связями правое полушарие у мальчиков, а связь между полушариями довольно слабая по сравнению с девочками. Отсюда и склонность мальчиков к разбиранию механизмов на составные части, катанию машинок, а потом они все это благополучно разбрасывают.

Отсюда и мальчишенская неуспеваемость в школе, проблемы с решением задач, в которых требуется задействовать оба полушария головного мозга. Нередко мальчики позже начинаю говорить, редко общаются о чувствах, не способны анализировать и систематизировать, а готовы все разломать и убежать прочь. У мальчиков позже формируются и созревают лобные доли мозга, которые отвечают за контроль, в частности самоконтроль, выполнение нескольких дел одновременно.

Если у них по — разному развивается мозг, значит и формирование психики и чувств, эмоций тоже другое.

Чтобы учитывать особенности физиологические и психологические, придерживайтесь простых советов:

Настоящий мужчина — как его воспитать?

  1. Воспитывая мальчика больше внимания уделяйте времяпровождению с отцом. Отец в свою очередь должен не командовать и приказывать, а разговаривать дружелюбным партнерским тоном. Видеть в сыне союзника, а не мальчика на побегушках.
  2. Поощряйте за мужские дела и поступки. Заступился за девочку на детской площадке, накачал колесо на велосипеде. Поощряйте за инициативу.
  3. Не ругайте за слезы и проявления боли.
  4. Формировать в маленьких мальчиках чувство ответственности за младшую сестренку, за домашнего питомца, за посещения тренировок и секций.
  5. Чаще обнимайте своего мальчика, важен телесный контакт с ним.
  6. Больше доверяйте ему во всем.
  7. Не требуйте от мальчика излишней аккуратности и кропотливости.
  8. Не подсказывайте решение заранее, он должен найти ответ сам, подумать. Или придумать свое нестандартное решение.

Настоящая женщина — как ее воспитать?

  1. Ваша дочь должна видеть, какие у вас в семье хорошие и теплые отношения, чтобы в будущем построить крепкую надежную семью.
  2. Папа должен уделять достаточное внимание дочери, играть с ней и ходить в разные места, показать каким должен быть мужчина по отношению к женщине.
  3. Мама с дочерью должны быть близкими подругами, больше доверия и тепла в отношениях. Меньше придирок и приказов.
  4. Привлекать дочь к домашним женским делам: вязание, шитье, вышивка, забота о красоте и здоровье.
  5. Поощряйте за нежность, за доброту, за заботу о младших и пожилых.
  6. Поощряйте за инициативу и принятие новых решений к обычных вопросах. Не нужно копировать стиль мамы, помочь найти свой.

Есть вопросы, где нет гендерного отличия, они присущи любому полу:

  1. Это уважение к взрослым и пожилым
  2. Сострадание, милосердие
  3. Выполнение домашних обязанностей (уборка, стирка, вынос мусора)
  4. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, они совершенно разные.

На этом пока все, буду признательна, если в комментариях отразите свое мнение.

Гендерное воспитание детей дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников подразумевает под собой учет индивидуальных особенностей ребенка, в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Суть данного метода заключается в том, чтобы привить ребенку с детства его социальную роль.

Проблемы современного воспитания детей

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в последнее время начинает набирать популярность. В недалеком прошлом мужчины всегда были предводителями и считались сильным полом, а женщины — слабым. Сейчас все изменилось. Все чаще мальчики растут изнеженными и неспособными совершать серьезные и мужественные поступки. Когда ребенок вырастает, его взгляд на жизнь остается таким же.

Девочки, ранее — слабый пол, начали «вытеснять» мужчин. Все чаще женщина становится главой семьи, которая обеспечивает ее членов всем необходимым.

По причине неправильного воспитания у ребенка происходит притупление чувств принадлежности к полу, что в дальнейшем является причиной неадекватных форм поведения.

Согласно исследованиям, если не предпринимать никаких мер, то уже в недалеком будущем унификация полов приведет к одиночеству. То есть созданные традиционные семьи будут быстро распадаться, так как каждый будет чувствовать свое превосходство над другим или не находить защиты в своем партнере.

Даже если в семье двое детей и они разнополые, то родители должны с самого детства научиться правильно их воспитывать. Дело в том, что к мальчикам и девочкам нужен разный подход.

Как правило, дети до трех лет не придают особого значения тому, какого они пола. Но это не должно стать поводом для того, чтобы одинаково воспитывать малышей. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста должен начинаться непосредственно в семье.

Гендерный подход к воспитанию девочек

Если родители хотят, чтобы их дочка выросла заботливой и нежной женщиной, в процессе воспитания им следует делать акцент на таких вещах:

  • Уникальность малышки. Ребенок все время должен знать о том, что больше таких, как она, не существует. Нельзя занижать самооценку девочки.
  • Красота. Внешняя привлекательность повышает самоуверенность. Дочери нужно делать комплименты и восхищаться ее красотой. Предпочтительнее, чтобы это делал отец. Таким образом прививается понятие того, что девушка должна привлекать мужчин.
  • Формирование личностных качеств. Требуется донести до малышки понятие того, что оказание своей помощи постороннему человеку делает ее лучше.
  • Диалог матери и ребенка. Не следует только требовать от малышки, чтобы она выполняла все пожелания родителей. Мама для дочки должна стать не только наставником, но и подругой. Во время разговора с матерью девочка начнет понимать, как быть хранительницей домашнего очага.

Чтобы девочке было легче понять всю информацию, которую пытаются донести до нее родители, рекомендуется обратиться к сказкам. В каждой сказке присутствует определенная мораль. Действие героев побуждает детей к проявлению различных эмоций. Они начинают переживать за главного героя, тем самым формируя в себе чувство сострадания, добра и справедливости. Из сказок девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.

В гендерном воспитании нельзя недооценивать роль детских игр. С их помощью можно заложить основу будущего материнства. Девочке следует покупать игрушки, побуждающие в ней развитие заботливости и материнских инстинктов. Это могут быть куклы, коляски, посуда и прочее.

Особое внимание следует уделить одежде и уходу за собой. Маленькая модница должна с самого детства понимать, что привлекательный внешний вид дает возможность намного проще сближаться с людьми.

Ребенок все время смотрит на окружающих его людей и из этого черпает определенную часть информации, которая влияет на его социальное развитие. Поэтому в вопросах воспитания ребенка достаточно важна домашняя атмосфера. Наблюдая за тем, как ведет себя мать девочки, малышка будет стремиться подражать ей.

Воспитание мальчика

При гендерном воспитании мальчика нужно учитывать тот факт, что в будущем он должен стать мужественным человеком — защитником семьи. Кроме того, в нем должны быть сформированы и другие качества, которые не позволят сделать из малыша грубого и невоспитанного человека, поэтому только одевать и кормить ребенка недостаточно.

Чтобы из маленького человека вырос настоящий мужчина, в вопросах воспитания следует делать акцент на таких моментах:

  • Давать специальные «важные» задания и после их выполнения обязательно хвалить кроху. Нужно акцентировать внимание на том, что ребенок ответственно отнесся к поставленной ему задаче.
  • Предоставлять крохе возможность самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы, а также просить мальчика объяснить свой выбор.
  • Не следует подавлять все стремления ребенка. Его инициативность нужно поддерживать.
  • Ребенок должен регулярно общаться с детьми своего возраста. Хорошим занятием станет посещение какой-либо спортивной секции.

В вопросе гендерного воспитания мальчика нужно знать меру. Нельзя переусердствовать. Прежде всего, не следует взваливать на ребенка все домашние дела и требовать от него беспрекословного подчинения, мотивируя тем, что малыш должен быть сильным во всем. Такие действия лишат мальчика детства. Несмотря на особенность воспитания, не следует забывать, что малыш — это обычный ребенок, который имеет право на проявление слабости.

Влияние на воспитание мальчика должны оказывать оба родителя. Чтобы малыш не вырос эгоистичным, без чувства сострадания и оказания помощи другим, мальчик должен видеть, как его отец помогает матери выполнять домашние дела.

Существуют также нормы поведения, которые нужно соблюдать независимо от пола. Это терпимость, уважение чужого и своего мнения. Такие понятия сделают детей не слабыми, а социально адаптированными.

Ссылка на основную публикацию