Лазанье по канату

Техника лазания по канату

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Малинины Яна Юрьевна Владимир ГеоргиевичНаписать 25932 21.12.2016

Номер материала: ДБ-040184

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    21.12.2016 440
    21.12.2016 227
    21.12.2016 357
    21.12.2016 341
    21.12.2016 199
    21.12.2016 235
    21.12.2016 733

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Гимнастический канат. Устройство и упражнения. Как выбрать

Гимнастический канат является спортивным инвентарем, применяемым для выполнения гимнастических упражнений и различных спортивных тренировок. Основное предназначение каната заключается в лазании по нему вверх на скорость, пока он находится в подвешенном состоянии.

Немного истории

Канат начали использовать как гимнастический инвентарь еще в Древней Греции. До 1932 года лазанье по канату даже являлось олимпийской дисциплиной. Впервые его применили на Олимпийских играх в 1896 году в Афинах. Установленный тогда канат имел длину 14 м. Присутствие данного снаряда было неожиданной новостью для спортсменов, поэтому не имея специальной подготовки многие не справились с заданием. Несколько гимнастов смогли добраться до верха. Победитель сделал это за 23,4 секунды. После в 1904 года применили укороченный канат высотой 7,62 м. С развитием различных направлений гимнастики канат начал считаться простой дисциплиной, поэтому тренировки на нем практически не использовались. С 1993 году в Чехии проводятся ежегодные чемпионаты по подъему по канату длиной 8 м. Мировым рекордом преодоления такого расстояния является показатель 5,5 секунды.

Обычно гимнастический канат можно встретить в спортивных залах учебных учреждений, где он применяется для тренировки сноровки, выносливости и мышечной силы. Длина такого инвентаря составляет от 3 до 5 м, что зависит от высоты самого спортзала, поскольку канат закрепляется на его потолке.

Благодаря включению в работу различных групп мышц использование каната нашло свое применение в кроссфите, где практикуется подъем без использования замков ногами, передавая всю силовую нагрузку на руки. Также гимнастическим канатом пользуются в пожарно-прикладном спорте на соревнованиях. Лазание по канату входит в комплекс упражнений в подготовке военнослужащих, на нем тренируются силовики. Нередко гимнастическими канатами пользуются для общего укрепления спортсменов, занимающихся боевыми видами спорта.

Как устроен гимнастический канат

Он представляет собой веревку большого диаметра от 3 до 6 см. Более толстый канат редкость, поскольку его сложно захватывать рукой. Для его плетения обычно применяются хлопчатобумажные нити. Это абсолютно натуральный гипоаллергенный материал, который имеет единственный недостаток – склонность к гниению. В связи с этим поверхность каната нередко пропитывается специальными составами, увеличивающими устойчивость к воздействию влаги.

Внутри канат имеет сердечник, который берет на себя основную силовую нагрузку на растяжение. Сердечники могут быть изготовлены из различных синтетических волокон, а также стального троса. Последний вариант является самым крепким. Поскольку толщина каната довольно большая, он плохо скручивается, поэтому стальной сердечник не вызывает особых изменений этих характеристик.

Иногда гимнастический канат используют на уличных спортивных площадках, что требует от него особой устойчивости. Специально для этой цели выпускаются канаты из синтетических волокон. Они обладают очень высокой стойкостью к любому воздействию, в том числе и подавляющего большинства агрессивных веществ.

Поверхность каната довольно рельефная и шершавая, что исключает скольжение рук во время подъема. Нужно учитывать, что после достижения верхней точки пытаясь соскользнуть вниз существует риск натереть ладони.

Крепление

Поскольку гимнастический канат представляет собой очень толстую веревку, неудивительно, что его крайне сложно связывать в узлы. По этой причине конец каната, предназначенный для закрепления при подвешивании, обычно оснащают специальным карабином. Он обжимает поверхность каната, что обеспечивает высокую надежность фиксации. Кроме этого все выглядит аккуратнее, чем при использовании узлов.

Нижняя часть каната защищена термоусадочной полимерной трубкой. Это исключает растрепывание конца и вываливания отдельных нитей. Такая ситуация весьма распространена, поэтому наличие термоусадочной трубки более чем полезно.

Канаты продаются погонными метрами с креплением или без. Сейчас нет установленного стандарта его длины, поскольку никаких серьезных соревнований по лазанью не проводится. Таким образом, его покупают отталкиваясь от высоты помещения, где будет осуществляться установка. Правильное закрепление каната подразумевает фиксацию на потолке таким образом, чтобы на полу под ним укладывался небольшой хвостик.

Критерии выбора

Параметры каната, в частности его диаметр, существенно отличаются в зависимости от того для каких целей он предназначен. Диаметр 30-35 мм используется для тренировки детей. Для женщин рекомендуют применять канат с сечением 40 мм, а для мужчин 50 мм.

Также важным параметром выбора является фактическая грузоподъемность. Самыми слабыми являются хлопчатобумажные канаты, которые лидируют по популярности благодаря экологичности. Несмотря на их слабость в сравнении с другими плетениями такой гимнастический канат вполне способен выдерживать 120 кг при диаметре 22 мм. Если на нем одновременно будет подыматься несколько взрослых человек, то такой грузоподъемности может оказаться недостаточно.

Польза от лазания по канату и как начинать тренировку

Цель этого гимнастического снаряда заключается в тренировке мышечной группы рук. Кроме этого нагрузке подаются плечи, шея, спина и ноги. Развитие силы и выносливости зависит от применяемой техники подъема.

При использовании каната создается большая нагрузка, поскольку тело выполняет подъемные движения. Имея нулевую физическую подготовку сразу переходить на подъем массы на большую высоту чревато травмами. Помимо нагрузки многие испытывают страх высоты. Также распространенной проблемой является выполнение нормального подъема вверх и проявление страха спуска. В связи с этим впервые пользуясь таким снарядом необходимо сначала проверить силы и психологическую готовность на небольшом частичном подъеме.

Если при использовании гимнастического каната наблюдаются проблемы с нехваткой физических сил, то тренировки нужно начинать с самого простого. Одним из базовых упражнений является укладка тела горизонтально на пол лицом вверх возле каната. После этого руки захватывают снаряд и перебирают его вверх, поднимая при этом все тело. Также к начальным тренировкам стоит включать подтягивания на канате с земли, меняя положение рук. Нужно подниматься вверх, после чего распрямлять руки и опускаться.

Вершиной мастерства является подъем по канату вверх только руками без использования ног. При этом тяжелее всего, если ноги расположены горизонтально, что создает нагрузки и на них, а также мышцы пресса.

Для облегчения процесса подъема могут применяться различные способы фиксации каната между ног. Такие захваты называют замками. Они позволяют застраховать тело от падения, а также минимизировать нагрузку на руки. Поднимать тело ногами намного легче, поэтому пользуясь замками можно преодолевать более высокую дистанцию. Замки позволяют остановиться и освободить одну из рук.

Лазанье по канату

Существует три способа лазанья в смешанном висе по вертикальному канату: лазанье в висе на согнутых руках и лазанье в три и два приема.

Лазанье в три приема. И. п. — вис на прямых руках. 1 — со­гнуть ноги вперед и захватить канат стопами (подъемом одной и пяткой другой ноги). Можно закреплять канат петлей. В этом случае он должен проходить снаружи бедра и голени одной ноги и прижиматься внутренней частью стопы (способ захвата каната зависит от его жесткости и толщины: тонкий и мягкий канат можно захватывать петлей). 2 — не ослабляя захвата ногами, разогнуть их (отталкиваясь) и согнуть руки. 3 — поочередно перехватить руки вверх и принять и. п., не отпуская захвата каната ногами (рис. 37). Лазанье в три приема применяется в занятиях с женски­ми группами и группами детей среднего школьного возраста, так как нагрузка падает не только на мышцы рук и плечевого пояса, но и на мышцы ног. При обучении этому способу лазанья целесооб­разно хорошо усвоить приемы лазанья на вертикальной лестнице. Для облегчения усвоения приемов лазанья на канате можно ре­комендовать следующие упражнения:

1. Вис на канате на прямых руках и раскачивание в висе (вис после толчка ногами или небольшого разбега).

2. Разучивание захвата ногами, сидя на скамейке.

3. Захват ногами каната в положении виса на прямых руках.

4. Из виса сидя на полу ноги врозь подтягиваясь и опираясь пятками о пол, вис лежа на согнутых руках.

Лазанье в два приема. Существует два варианта лазанья по ка­нату в два приема.

Первый вариант. И. п. — вис на прямой руке, другая рука держит канат на уровне подбородка. 1 — сгибая ноги вперед, захватить канат, как при лазанье в три приема. 2 — разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху (рис. 38).

Второй вариант. И. п. — вис на прямых руках. 1 — подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат. 2 — разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т. е. перейти в вис на прямых руках.

Этот способ лазанья координационно не сложен, поэтому при достаточной физической силе овладеть им несложно.

Кроме основных способов можно использовать лазанье по ка­нату, опираясь о стенку, лазанье по двум канатам — руками по одному, ногами по другому или одна рука на одном, другая на дру­гом, а ноги захватывают один или два каната сразу.

Лазанье в простом висе. Упражнения выполняются па гимнасти­ческой стенке лицом к ней, по наклонно поставленной лестнице, по канату или шесту с поочередными или одновременными перехва­тами руками. Широко используется лазанье по канату на одних руках в том числе в положении «угла» и виса согнувшись в специ­альной физической подготовке многих спортивных специализаций.

Лазанье по канату и шесту выполняется на согнутых руках поочередными перехватами. Причем чем выше занимающийся перехватит руку, тем больше будет нагрузка на руку.

В начальной стадии обучения лазанью в простом висе можно рекомендовать подъем с помощью ног, а опускание на одних руках.

Необходимо обращать внимание занимающихся на недопусти­мость «скольжения» вниз по канату, так как это может привести к серьезной травме.

Лазанье с остановками. При лазанье с остановками занимаю­щийся принимает положение, в котором на определенной высоте можно освободить одну или две руки. Остановки возможны на шесте, лестнице, канате.

Наиболее характерны остановки на вертикальном канате — так называемые завязывания.

Завязывание стоя (рис. 39). И. п. — вис на прямых руках, канат справа. Круговым движением ноги (со стороны кана­та) спереди назад обвить канат вокруг правой ноги и, подхватив его снизу подъемом левой ноги, соединить ноги вместе и плотно прижать канат к правой стопе. Затем перевести канат под левую руку и поднять руки в стороны. То же можно выполнить в другую сторону.

Завязывание петлей на бедре (рис. 40). И. п.— вис на прямых руках, канат между ногами. Подняв ноги вперед и зажав между ними канат, повиснуть на одной руке, а другой рукой взять канат снизу и соединить его с верхней частью каната на уровне подбо­родка. Одну руку освободить.

То же завязывание можно проделать, подведя канат под обе ноги (рис. 41).

Завязывание восьмеркой (рис. 42). И. п. и первые действия те же, что и при завязывании петлей на бедре, но поднятый нижний конец каната, обвивая бедро, пропускается между ногами вниз. Затем, сменив положение рук, канат снова поднять (но уже с дру­гой стороны) и снова опустить между ногами. В итоге обе ноги находятся в петлях. Одну руку можно опустить.

Лазанье с партнером

Это наиболее сложный вид лазанья, требующий хорошей физи­ческой подготовленности и надежного оборудования. Проводится, он на гимнастической лестнице, устанавливаемой в вертикальном и наклонном положениях, на канате и шесте.

На лестнице или канате можно проводить лазанье с партнером, сидящим на плечах (рис. 43) или спине (рис. 44).

При лазанье по канату партнер должен сидеть на плечах, за­цепившись носками за спину, и помогать нижнему, выполняюще­му упражнение в три приема, подтягиваясь на руках (рис. 45).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9739 — | 7577 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как лазать по канату?

Канат для лазания — спортивный снаряд, без которого тяжело представить себе любой спортивный зал. Современные канаты изготавливают из синтетических материалов (капрон, нейлон, силон).

Для надежности внутрь каната монтируют органический или стальной сердечник, выполняющий роль основы и придающий ему амортизационные свойства. Синтетичные канаты надежнее, долговечнее и практичнее в использовании в сравнении с органичными аналогами на хлопчатобумажной основе. Наиболее удобными для лазания являются канаты, имеющие в диаметре от 3 до 6 см.
Сфера применения каната

Огромная польза от лазания по канату объясняется тем, что такое упражнение задействует практически все группы мышц, одновременно развивая руки, ноги, спину, а также помогает выработать сноровку и концентрацию. Относительная дешевизна и минимальное количество требуемого свободного пространства — его дополнительные преимущества.

Лазание по канату включено в школьную программу по физкультуре. Активно применяются упражнения на канате для физической подготовки пожарников, спасателей, военных, спецназовцев, и, естественно, профессиональных спортсменов.

Что касается последней категории, то упражнение с этим снарядом может быть полезным для спортсменов в качестве основного (гимнастика, легкая атлетика) или разминочного (боевые искусства, кроссфит, бодибилдинг, пауэрлифтинг).
Техники лазания по канату

Многих людей, впервые ставших перед канатом, интересует естественный вопрос «как правильно лазить по канату?» Без знания основных правил этот простой процесс окажется очень сложным.

Существуют следующие приемы лазания по канату:

— техника в три счета;
— техника в два счета;
— без использования силы ног.

Первый способ необходимо выполнять в следующем порядке:

    Захватить канат руками на максимально возможной высоте (не подпрыгивая);

На счет «раз» необходимо подтянуть и согнуть ноги так, чтобы колени оказались на высоте пояса, одновременно захватывая канат ногами. Основной акцент здесь играет правильный захват ногами, поскольку этот способ предусматривает основную нагрузку именно на них.
Для этого канат фиксируют между подъемом одной и пяткой другой ноги, пропуская между коленями. При этом, ноги ниже колен должны быть скрещенными, иначе «замок» не получится;

На счет «два», согнутые в коленях ноги нужно выпрямить, поднимаясь вверх по канату. При этом движении руки сгибаются;

На «три» руки поочередно ухватываются за канат на высоте, которая будет удобной для человека (поначалу не стоит максимально вытягивать руки). Основная нагрузка при этом переносится на ноги, фиксирующие канат;

Далее очередность шагов повторяется.

Этот способ считается наиболее легким, но в то же время наиболее медленным. Если необходимо преодолеть на канате максимальную высоту, то этот метод считается лучшим.

Техника лазания по канату «в два счета» выполняется в таком порядке:

    Канат захватывается одной рукой (более удобной для человека) максимально высоко, а другая фиксирует канат на уровне подбородка;

На «раз» делается такой же захват ногами, как и в вышеописанной технике;

На счет «два» — одновременное подтягивание ногами и перехватывание каната той рукой, что была согнутой. Вытянутая рука при этом, соответственно, сгибается и размещается на уровне подбородка.

Это более сложный по технике исполнения способ, поскольку перехват и подъем приходиться делать практически одновременно. Если предполагается преодолеть небольшую высоту, то прием в «два шага» будет более эффективен.

Оба рассмотренные виды лазания по канату предусматривают в своей основе правильную и надежную фиксацию каната ногами.

Лазание по канату без фиксирования его ногами наиболее тяжелый способ, поскольку вся нагрузка переносится на мышцы рук. Каждый раз подтягиваясь, руки поочередно перемещаются вверх по канату.

Способ не предполагает страховки в виде зажатого между ног каната, поэтому он наиболее опасный, вместе с тем и самый быстрый. Прежде, чем приступать к такой технике, нужно уверенно почувствовать себя при подтягивании на перекладине.

Как лазить по канату: техника и упражнения

Лазанье по канату входит в школьную программу по физкультуре. Однако при этом далеко не каждый школьник и тем более взрослый человек умеет забираться на канат. Между тем этот вид спорта укрепляет практически все группы мышц, положительно влияет на развитие координации движений, вестибулярного аппарата, ловкости и силы. Кроме того, это увлекательное упражнение доставляет положительные эмоции и особенно нравится детям. Сегодня мы расскажем вам, как научиться лазать по канату.

Для начала необходимо разобраться в правильной технике и способах , которые позволяют выполнить это упражнение:

  • Исходное положение: вис стоя. Обхватите канат руками как можно выше, затем, сгибаете ноги и захватываете канат ногами. Далее разгибаете тело и перемещаете руки выше. Такой способ напоминает перемещение гусеницы. Обратное движение: опускаете руки ниже, сгибаете ноги и выпрямляетесь;

  • Обхватываете канат руками так, чтобы одна рука была на уровне груди, а вторая – выпрямлена над головой. Теперь сгибаете ноги и обхватываете ими канат, затем, выпрямляясь, меняете руки местами. Та рука, которая была на уровне груди, захватывает канат над головой. Этот способ считается самым скоростным, но при этом сил вы тратите больше. Спускаясь обратно, сначала перехватываете руками канат на уровне живота и потом опускаете ноги;
  • Исходное положение: вис стоя. Руки и ноги должны сгибаться и разгибаться одновременно.

Видео

Упражнения для лазанья по канату.

Как видите, для того чтобы научиться лазать по канату, необходимо много тренироваться. Вам нужно иметь развитые ноги и руки. Чтобы подготовить свой организм к особому виду нагрузки, выполняйте следующие упражнения с канатом.

Удерживайте канат двумя ногами, скрещенными ниже колен. Руки поочередно переставляйте вверх-вниз, при этом ноги остаются неподвижными. С помощью этого упражнения вы сможете укрепить мышцы рук, спины и ног.

Чтобы укрепить руки, необходимо выпрямленными руками как можно выше обхватить канат. Ноги при этом нужно поджать. Висите на канате как можно дольше. Если у вас получится, то можете попробовать подтягиваться наверх, только не помогайте себе ногами. Также делайте упражнения с кистевым эспандером для укрепления рук.

Для лучшего сцепления с канатом используйте обычный мел или магнезию. Для защиты рук можно также использовать перчатки без пальцев с защитными вставками на ладонях.

Физическая культура. 10 класс

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео–урок по предмету

«Физическая культура» для «10» класса.

Урок № 39. Лазанье по канату способом в два приёма и без помощи ног – техника выполнения.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён лазанью по канату и его технике. В ходе урока школьники познакомятся с различными способами лазанья по канату и фазами их реализации.

Вис — упражнение на гимнастических снарядах, заключающееся в поддержании тела на весу.

Высота — численно измеряемый отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины в основание.

Канат — прочная, толстая веревка из переплетённых синтетических или растительных волокон.

Подтягивание — базовое физическое упражнение, развивающее группы мышц верхней части тела: широчайшие, бицепсы, грудные – верхнюю часть спины, мышцы брюшной стенки, предплечья.

Спуск — комплексное действие, направленное на снижение объекта.

Толчок — резкое ускорение при неравномерном поступательном движении.

Фиксация — процесс закрепления чего-либо (кого-либо) где-либо.

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.
  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.
  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Лазанье по канату отлично укрепляет мышцы рук, спины и ног, развивает ловкость, силу и координацию движений, благодаря чему входит во многие нормативы для занимающихся. Как физическое упражнение лазанье по канату известно с глубокой древности. Впервые его описал древнеримский медик, хирург и философ греческого происхождения Клавдий Гален более двух тысяч лет назад. В античный период считалось, что при помощи лазанья по канату человек становится сильным и здоровым.

В Средневековье о канате как спортивном снаряде надолго забыли. Однако постепенный возврат к традициям античности привёл к тому, что, начиная с шестнадцатого века, канат снова начинают использовать как средство развития силы и ловкости. Стал он использоваться и как средство соревновательной деятельности. В частности, на Пангреческих Олимпийских играх 1859 года, проведённых в Греции по инициативе Евангелиса Цаппаса, лазанье по канату стало отдельным видом соревнований. Позже данный вид гимнастики часто включался и в Олимпийскую программу. В 1896 году на Олимпиаде в Афинах для соревнований был использован канат длиной в 14 метров. Целью участников было достижение верхней отметки, при этом техника была абсолютно не важна. Только два участника смогли «покорить вершину». В соревнованиях победил грек Николаос Андриакопулос, который не только покорил эту высоту, но и сделал это быстро – за 23,4 секунды. В состав Олимпийских игр лазанье по канату входило до Олимпиады 1936 года. Несмотря на тот факт, что лазанье по канату, скорее всего, не вернётся в состав олимпийских видов спорта, данный вид физической нагрузки никогда не потеряет свою актуальность, как одно из очень полезных оздоровительных упражнений. Также лазанье по канату активно применяется для физической подготовки пожарных, спасателей, военных, спецназовцев, профессиональных спортсменов. Включено оно и в школьную программу по физкультуре.

В число основных техник выполнения упражнения по лазанью на канате входят лазанье по канату в два приёма и лазанье по канату без помощи ног. Лазанье по канату в два приёма имеет два варианта:

1) Исходное положение – одна рука выпрямлена, другая рука держит канат на уровне подбородка.

1. Сгибая ноги вперёд, захватить канат.

2. Разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху.

Всё повторяется поочерёдно до момента подъёма на нужную высоту. При спуске все действия повторяются в обратном порядке.

2) Исходное положение – вис на прямых руках.

1. Подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат.

2. Разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т. е. перейти в вис на прямых руках.

Всё повторяется поочерёдно до момента подъёма на нужную высоту. При спуске все действия повторяются в обратном порядке.

При этом в обоих случаях, с целью соблюдения техники безопасности, руки и ноги должны быть надёжно зафиксированы.

Лазанье по канату без помощи ног является более сложным. Исходное положение – вис на прямых руках, ногами канат не фиксируется. Необходимо подтягиваясь на руках, поочередно перехватывая ими канат на уровне головы, подниматься вверх; ноги напрягать нельзя. Всё повторяется поочерёдно до момента подъёма на нужную высоту.

Если упражнения не получается выполнить сразу, рекомендуется использовать следующие подводящие упражнения:

1. Лазанье по канату, опираясь ногами на шведскую стенку. Исходное положение – руками взяться за канат, ноги на перекладине. Производится перемещение, перехватываясь руками и разноименно переставляя ноги по шведской стенке.

2. Лазанье по канату, помогая одной ногой. Исходное положение – руками взяться за канат, ноги на перекладине. Производится перемещение, перехватываясь руками и переставляя одну ногу по шведской стенке.

3. Висы на канате. Исходное положение – держась руками за канат, стопы в замке. Канат зажать бедрами.

4. Подъём по канату из исходного положения «сед на полу». Исходное положение – сед на полу, хват за канат. Перемещение производится путём перехватывания каната руками, стопы находятся на полу.

При лазанье по канату очень важна безопасность. Под канат всегда необходимо помещать маты. Упражнение выполняется исключительно под наблюдением и с соблюдением безопасной высоты (в случае с начальными тренировками – не более 2 метров над землёй). Тренировки начинаются в низком темпе, до момента усвоения техники. Одновременно на канате может быть только один учащийся.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Максимальная допустимая высота при начальных тренировках в лазании по канату составляет […] м.

Решение. Максимальная допустимая высота при начальных тренировках в лазанье по канату составляет 2 м.

Подсказка: Какой высоты (в метрах) достаточно, а какая может быть опасной для занимающегося?

2. В ходе начальных тренировок в лазании по канату нужно проследить соответствие пяти элементов из списка технике безопасности. Каких?

  • Качественная обувь,
  • Качество каната,
  • Наличие спортивных перчаток,
  • Качество опоры для каната,
  • Безопасная высота,
  • Низкий темп,
  • Высокая скорость выполнения,
  • Наличие наблюдения,
  • Красота выполнения.
  • Качество каната (для данного упражнения должен использоваться только надёжный качественный инструментарий. Прежде всего, это сертифицированные прочные канаты),
  • Качество опоры для каната (перед проведением упражнений необходимо убедиться, что опора для каната также достаточно надёжна и имеет большой запас прочности),
  • Безопасная высота (упражнение выполняется с соблюдением безопасной высоты),
  • Низкий темп (тренировки до момента усвоения техники проводятся в низком темпе),
  • Наличие наблюдения (Упражнение выполняется под наблюдением).

Подсказка: Качественная обувь, наличие спортивных перчаток и красота выполнения техникой безопасности не регламентированы, а высокая скорость выполнения упражнения противоречит технике безопасности.

Лазанье по канату

Книга: Физкультура в вопросах и ответах

Лазанье по канату (шесту)

Лазанье по канату (шесту)

Напишите, пожалуйста, про лазанье по канату – если можно, то с какими-нибудь схемами или рисунками положения ног. Для меня в школе это было серьезной, но чисто технической проблемой – пока САМА не сообразила, как ставить ноги, лазала практически на руках, исключительно за счет силы. И никак не могла понять, почему другим дается это намного легче. Учитель нам как-то не объяснял особо: лезет – хорошо, не лезет, но пытается – трояк. И на этом все. А ща у дочки канат в школе – и ситуация повторяется. А на пальцах объяснить не могу, лет прошло столько, что без каната не помню!

Поучиться можно дома. Взять небольшой канат (или что-то похожее, например, толстое полотенце), в крайнем случае палку. Сесть и попробовать зажать канат ногами. Покажите ей свой способ. Ее задача канат зажать, а ваша попытаться этот канат у нее вытащить. Вот и посоревнуетесь. Только она не должна на канате стоять, ее задача зажать его переплетая ноги.

Посмотрите вот здесь:

Картинки на этом сайте неплохие, но, на мой взгляд, не до конца понятные.

Лазанье по канату

Есть два основных способа лазанья (которые изучаются в начальной школе) – лазанье способом в три и в два приема. Как же это выглядит…

Лазанье способом в три приема. Из виса или из виса стоя хват руками вверху. Первый прием: подтянув ноги как можно выше, зажать канат (шест) подъемом одной или пяткой другой ноги и коленями (вис согнув ноги). Второй прием: сжимая согнутыми ногами канат (шест), подтянуться на руках с одновременным выпрямлением ног (вис на согнутых руках). Третий прием: поочередно перехват руками вверх, сохраняя захват ногами. Этот способ лазания требует незначительных усилий плечевого пояса.

Лазанье способом в два приема. Из виса стоя или виса хватом правой рукой вверху, а левой – на уровне лица. Первый прием: поднять ноги как можно выше и зажать канат тем же способом. Второй прием: сжимая ногами канат и придерживаясь руками, выпрямить ноги с перехватом левой рукой вверх. Лазанье способом в два приема увеличивает нагрузку на руки и плечевой пояс, но имеет преимущество в скорости.

Лазанье

Лазанье по канату в три приема. Исходное положение: вис на прямых руках. Первый прием — согнуть ноги вперед и захватить канат стопами (подъемом одной ноги и пяткой другой). Второй прием — не ослабляя захвата ногами, разогнуть их (отталкиваясь) и согнуть руки. Третий прием — поочередным перехватом руками вверх принять исходное положение, сохраняя захват каната ногами (рис. 22).

а) разучивание захвата ногами, сидя на скамейке;

б) захват ногами каната в положении виса на прямых руках;

в) из виса сидя на полу ноги врозь, подтягиваясь и опираясь пятками о пол, вис лежа на согнутых руках.

Лазанье по канату в два приема. Первый вариант. Исходное положение: вис на прямой руке, другая рука держит канат на уровне подбородка. Первый прием — сгибая ноги вперед, захватить канат, как при лазанье в три приема.

Второй прием — разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху (рис. 23).

Второй вариант. Исходное положение: вис на прямых руках. Первый прием — подтягиваясь на руках, согнуть ноги в коленях и захватить ими канат. Второй прием — разгибая ноги, перехватить канат руками, т.е. перейти в вис на прямых руках.

Лазание по канату без помощи ног. Подтягиваясь на руках, поочередно перехватывая ими канат на уровне головы, подниматься вверх; ноги не напрягать (рис. 24). Завязывание на канате (исходное положение: вис на прямых руках):

— «петлей» — поднять ноги вперед и зажать между ними канат; освободить одну руку; взять конец каната снизу и соединить его с участком каната на уровне груди; освободить другую руку (рис. 25,а);

— «стоя» — круговым движением левой ногой вперед, влево и назад обернуть канат вокруг ноги и зажать его ступнями (канат проходит снаружи левой ступни, снизу ее и по подъему правой ноги); взять канат под правую руку (под мышку) и освободить руки (рис. 25,б);

— «восьмеркой» — поднять ноги вперед и зажать между ними канат; скрестив ноги, освободить одну руку; взять канат снизу, перекинуть его через бедро и пропустить между ногами, взять канат снизу другой рукой и перекинуть его через бедро другой ноги; держаться за канат одной рукой (рис. 25,в).

упражнения в лазанье ::

Лазанье в смешанном висе и упоре

Упражнения в лазанье на гимнастической стенке:
а) лазанье вверх, вниз, передвижение в стороны с поочерёдным перехватом руками и переступанием ногами;
б) то же, но с одновременным перехватом руками;
в) передвижение прыжками вверх, вниз и в стороны с перехватами (со страховкой);
г) лазанье спиной к стенке.

Лазанье по канату

Существует три способа лазанья в смешанном висе по вертикальному канату: лазанье в висе на согнутых руках и лазанье в три и два приёма.

Лазанье в три приёма.

И.п. – вис на прямых руках.
1 – согнуть ноги вперёд и захватить канат стопами (подъёмом одной и пяткой другой ноги). Можно закреплять канат петлёй. В этом случае он должен проходить снаружи бедра и голени одной ноги и прижиматься внутренней частью стопы (способ захвата каната зависит от его жёсткости и толщины: тонкий и мягкий канат можно захватывать петлёй).
2 – не ослабляя захвата ногами, разогнуть их (отталкиваясь) и согнуть руки.
3 – поочерёдно перехватить руки вверх и принять и.п., не отпуская захвата каната ногами.
Лазанье в три приёма применятся в занятиях с детьми среднего школьного возраста, т.к. нагрузка падает не только на мышцы рук и плечевого пояса, но и на мышцы ног. При обучении этому способу лазанья целесообразно хорошо усвоить приёмы лазанья на вертикальной лестнице.

Для облегчения усвоения приёмов лазания на канате можно рекомендовать следующие упражнения:
1. Вис на канате на прямых руках и раскачивание в висе (вис после толчка ногами или небольшого разбега).
2. Разучивание захвата ногами, сидя на скамейке.
3. Захват ногами каната в положении виса на прямых руках.
4. Из виса сидя на полу ноги врозь подтягиваясь и опираясь пятками о пол, вис лёжа на согнутых руках.

Лазанье в два приёма.

Существуют два варианта лазанья по канату в два приёма.

Первый вариант.
И.п. – вис на прямой руке, другая рука держит канат на уровне подбородка.
1 – сгибая ноги вперёд, захватить канат, как при лазанье в три приёма.
2 – разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху.

Второй вариант.
И.п. – вис на прямых руках.
1 – подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат.
2 – разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т.е. перейти в вис на прямых руках.
Этот способ лазанья координационно не сложен, поэтому при достаточной физической силе овладеть им несложно. Кроме основных способов можно использовать лазанье по канату, опираясь о стенку, лазанье по двум канатам – руками по одному, ногами по другому или одна рука на одном, другая на другом, а ноги захватывают один или два каната сразу.

Вредная физ-ра: по следам «канатного» скандала

Скандал разразился на прошлой неделе, когда президент Профессионального объединения врачей-сексологов Евгений Кульгавчук неожиданно заявил о решимости обратиться в Министерство образования и науки с предложением изменить школьную программу по физкультуре — в частности, запретить девочкам упражнения на канате. «Это упражнение способствует искажению психосексуального развития и сексуальным проблемам у женщин в более старшем возрасте», — обосновал он свою позицию.

Надо сказать, что коллеги сексолога не поддержали. Анна Котенева, руководитель Центра сексуального здоровья, психолог-сексолог Российского научного сексологического общества, рассказала «Учёбе.ру», что никогда в своей практике не встречала женщину, которая пострадала бы от каната: «Вполне возможно, что единичный случай возникновения проблемы, связанной с какой-то травмирующей ситуацией или реакцией на нее во время выполнения физкультурных упражнений, в истории был. Но канат тут вообще ни при чем. В сексологии все очень индивидуально, и всякие обобщения, тем более запреты, здесь неуместны. Давайте теперь запретим велосипед, душ и многие другие вещи, сопутствующие развитию! А вот что точно наносит вред сексуальному здоровью, так это попытка взрослых отнести телесные вопросы к области чего-то грязного и постыдного. Не сам факт исследования, наблюдения, любопытства — все это как раз возрастная норма, а реакция взрослых, как родных, так и чужих, — то, как ребенку сказали, пригрозили, ударили по рукам, — вот это может нанести непоправимый ущерб его здоровью и сексуальному развитию».

А руководитель отдела сексопатологии Московского НИИ психиатрии Николай Кибрик заявил информационному агентству «РИА Новости», что «это сплошная глупость, которая граничит с невежеством, поскольку нельзя притягивать за уши вещи, которые к этому не относятся. Уроки физкультуры ведь способствуют развитию личности».

Можно сказать, разобрались: сегодня, как и всегда, упражняться на канате и девочкам, и мальчикам не только не вредно, но и полезно. Но только вот в чем проблема: оказалось, что лазить по канатам, как и прыгать через козла, кувыркаться и подтягиваться на уроках физкультуры в школе почему-то многие дети не любят и не умеют, а три урока физкультуры в неделю становятся для них физическим и психологическим испытанием. Почему так происходит, есть ли польза от таких занятий или один вред? Эти вопросы «Учёба.ру» задала тренерам Европейского гимнастического центра, где считают, что интеллектуальное развитие важно совмещать с физическим, поскольку спорт помогает детям гармонично развиваться, в том числе и психологически.

часто физруки забывают, что спорт должен приносить радость и удовольствие

«Все гимнастические упражнения в рамках непрофессионального спорта полезны. Они развивают координацию, силу, выносливость, гибкость, смелость», — считает Анастасия Богданова, мастер спорта по спортивной гимнастике. Сергей Баранов, который не только тренирует детей в Европейском гимнастическом центре, но и работает учителем физкультуры в школе, считает, что текущая программа вполне сбалансирована: «Элементы спортивных игр, волейбол, баскетбол, гимнастика на снарядах и без, легкая атлетика и комплексы общефизической подготовки — все это вместе обеспечивает разностороннее физическое развитие и дает детям возможность приобрести базовые двигательные навыки и научиться выполнять различные действия».

Например, это самое лазанье по канату, оказывается, очень полезно для укрепления мышц рук и спины, укрепляет позвоночный столб «мышечным корсетом» и служит профилактикой различных искривлений позвоночника. Впрочем, как говорят специалисты, польза от любого упражнения будет только в том случае, если оно выполняется под контролем внимательного, ответственного и грамотного педагога. Учитель физкультуры должен проводить с детьми хорошую разминку для всех групп мышц, обучать их технике выполнения упражнений, следить за каждым, не позволять детям баловаться и самостоятельно делать то, что они не умеют. Обучение любому элементу должно начинаться с подготовки, хорошей страховки и использования качественного оборудования.

Вот почему уроки физкультуры в школах иной раз вместо радости превращаются в пытку для школьников и учителей. Учебный процесс плохо организован, педагог не может справиться с поведением учеников, дети жалуются на невнимательность учителя; нет индивидуального подхода к ученикам и безопасных условий для изучения гимнастических элементов. Ну и, главное, к сожалению, очень часто физруки забывают, что спорт, безусловно, должен доставлять удовольствие.

«Любое физическое упражнение, которое выполняется неправильно, без необходимой подготовки, может навредить. Если говорить о силовых упражнениях, таких как канат, отжимания, подтягивания, или акробатических: кувырки, мостик, стойка на руках, колесо, прыжки через козла, — то все они должны выполняться только при наличии у ученика соответствующей физической и моральной подготовки. Если ребенок физически не готов лезть на канат или безумно боится прыгать через козла, то в условиях физкультурного зала его нельзя заставлять. Тем более на уроке, где много детей, и учитель физически не может уделить всем должное внимание. Возьмем прыжки через козла — типичное упражнение из школьного курса. Его необходимость выполнения на уроке физкультуры непонятна: именно на этом снаряде ученики чаще всего получают травмы, поскольку не имеют специальной подготовки. Даже человек в хорошей физической форме может запросто получить травму на козле, если плохо изучит технику прыжка, а на уроке физкультуры для этого недостаточно времени и нет, по сути, условий.

А, например, кувырки — они развивают координацию, смелость, этот элемент очень простой и безопасный, получить травму при его грамотном исполнении невозможно — в нашем центре мы без проблем учим кувыркаться малышей с 1,5 лет, а также взрослых людей. Но у многих людей существует психологический барьер при выполнении упражнений через голову. Его можно устранить, но постепенно, без давления, спешки, в хорошо оборудованном, безопасном гимнастическом зале и под строгим контролем тренера. На физкультуре условий и времени для этого нет. Более того, любого человека будет сильно смущать тот факт, что он что-то не может сделать, а другие могут. Таким образом развиваются комплексы.

Бег также может быть травмоопасным, если на уроках отсутствует дисциплина, порядок. Далеко не все дети умеют грамотно бегать, поэтому учитель физкультуры обязательно должен уделять бегу пристальное внимание. Игры с мячом часто приводят к травмам пальцев рук. Прежде чем отправить детей играть в баскетбол или волейбол, учитель должен обучить их технике подачи, приема мяча. Как правило, этим упражнениям посвящается не один урок.

Сейчас много детей с плохим физическим развитием, которые даже в семь лет не умеют правильно бегать, прыгать. Если этот процесс запустить, то к подростковому возрасту у детей будет полностью отсутствовать координация движений, мышечный корсет, хорошая осанка, красивая фигура, а также уверенность в себе, что очень важно в этом возрасте. А любовь и привычку к спорту родители должны закладывать детям с раннего детства с помощью игры, приносящей пользу, интерес и положительные эмоции».

Ссылка на основную публикацию