Как научить ребенка выбирать

Как научить ребенка делать выбор? 7 упражнений для родителей

Профориентация подростков: что могут родители?

Подростковый возраст — время, когда ребенку часто приходится делать самостоятельный выбор, причем результаты этого выбора могут отразиться в дальнейшем на всей его жизни. Выбирать приходится учебное заведение, профессию, увлечения, друзей, окружение и много чего еще. Стоит ли родителям влиять на выбор подростка и в какой форме?

Каждый ребенок уникален: один с малых лет решает стать врачом и уверенно движется к своей цели, налегая на латынь и биологию. Другой до последнего сомневается и, закончив школу с уклоном в математику и физику, внезапно меняет решение и вместо технического вуза выбирает гуманитарный. А кто-то считает, что сделал выбор будущей профессии правильно, получает образование — одно, второе, заканчивает аспирантуру, работает по профессии и. внезапно решает бросить все и полностью сменить сферу деятельности.

Для того чтобы определить, какая же именно профессия подойдет будущему выпускнику, психологи проводят сложный разбор интересов ребенка, его достижений в школе и других важных факторов. Результатом такого разбора становится предложение нескольких более или менее близких ребенку направлений, в которых он имеет все шансы добиться успеха.

Что же могут сделать родители для профориентации ребенка? В первую очередь, создать основу для осознанного выбора — дать ребенку почувствовать себя в полной безопасности дома, создать условия, в которых он сможет свободно общаться с родителями и делиться самыми важными переживаниями.

Предлагаем несколько практических советов по профориентации школьников и упражнений для родителей, которые помогут им научиться оставлять ребенку возможность выбора, воспитывать в нем ответственность и веру в себя.

1. Ребенок тоже человек

Думаю: Мой ребенок — это формирующаяся, а с 14 лет по большей части сформировавшаяся личность со своим характером и взглядом на жизнь. Я уважаю его мнение и принимаю его наравне со своим собственным.

Делаю: Я с интересом слушаю то, что мне рассказывает ребенок, и принимаю важность того, что для него сейчас важно. Я делюсь с ним тем, что важно для меня, и принимаю его мнение по этому поводу.

2. Каждый человек имеет право на свою жизнь и любой выбор в ней

Думаю: Мой ребенок — это целый самостоятельный мир. Со своими идеями, взаимоотношениями с окружающим миром и собой. И как и любой человек, мой ребенок имеет право сделать свой выбор. Любой: заболеть, поиграть в футбол или сделать домашнее задание по математике. Тот выбор, который он сделает, будет лучшим выбором, который он видит, исходя из своей точки зрения.

Делаю:

  • Я напоминаю себе: то, что я вижу, знаю и понимаю — это моя точка зрения, основанная на моем жизненном опыте. Бывают и другие точки зрения. И это нормально.
  • Я уточняю у моего ребенка, почему он делает тот выбор, который делает.
  • Я узнаю у него: что для него важного в том, что он делает?
  • Я рассказываю ему, что я вижу важного в том, что он делает или не делает.
  • Я позволяю ему делать то, что он считает нужным, рассчитывая на мою поддержку, вне зависимости от его выбора.

3. У каждого действия есть последствия

Думаю: Как бы мне ни казалось что-то правильным или неправильным, эта концепция имеет все шансы не совпадать с тем видением, которое есть у моего ребенка. Зато я точно знаю, что у каждого действия есть последствия: те, которые я могу предсказать прямо сейчас, и те, которые прямо сейчас я не вижу. Вне зависимости от того, что я выбираю делать прямо сейчас, я несу ответственность за все последствия своих действий. Точно так же, как и мой ребенок.

Делаю:

  • Я спрашиваю у моего ребенка, какие он видит последствия того, что он делает сейчас.
  • Я уточняю у моего ребенка, каких результатов он хочет добиться своими действиями.
  • Я делюсь с ним своим видением последствий его действий.
  • Я позволяю ему действовать согласно его собственному решению, отдавая себе отчет в том, что ответственность за свой выбор он несет сам в полной мере.

4. Моя жизнь — это моя жизнь

Думаю: Человеческое счастье — достаточно тонкая материя, чтобы сказать наверняка, что именно сделает другого человека счастливым. Я понимаю, что мое представление о том, как строить жизнь — это лучшее из возможных для меня на данный момент представлений. У моего ребенка есть все шансы сформулировать представление, сильно отличающееся от моего. При этом его представление будет лучшим для него.

Делаю:

  • Я отвечаю себе на вопрос: чего именно я хочу для своего ребенка в жизни?
  • Я обсуждаю те возможности, которые наблюдаю, со своим ребенком и спрашиваю, какие возможности для себя обнаружил он.
  • Я поддерживаю его в том выборе, который он для себя делает.

5. Мой ребенок — моя копия

Думаю: Основное и до определенной поры единственное, что делает мой ребенок — с точностью копирует поведение своих родителей, то есть нас. Все, что мне в нем нравится — это то, что мне нравится наблюдать в себе. Все, что меня в нем раздражает — это то, что я отказываюсь замечать в себе. И если я вспомню, как я веду себя в подобной ситуации, я удивлюсь совпадению.

Делаю: Я с удовольствием делаю то, что я хочу, чтобы делал мой ребенок. Хочу научить его читать — регулярно и с удовольствием читаю.

6. Выбор и принятие ответственности — это навык

Думаю: Для того чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него — точно такой же навык, как и езда на велосипеде. Поскольку для меня важно, чтобы мой ребенок научился принимать самостоятельные решения, я готов терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить.

Делаю:

  • Я создаю ситуации, в которых мой ребенок может попрактиковаться в самостоятельном принятии решений, и поддерживаю его в любом выборе.
  • Я позволяю моему ребенку совершать ошибки и то, что я воспринимаю как ошибки.
  • Я разбираю с ним шаги, которые привели его к имеющемуся результату.
  • Я интересуюсь, какие уроки он извлек из каждого опыта и как они могут повлиять на его выбор в будущем.

7. Вопрос лучше ответа

Думаю: Когда я хочу получить консультацию, я обращаюсь к человеку, которого считаю специалистом, и задаю ему соответствующий вопрос. После чего я ухожу с ответом, а он остается специалистом в этом вопросе. Я хочу, чтобы мой ребенок стал специалистом в жизни.

Делаю: Я задаю вопрос ребенку и поддерживаю его в поиске его собственного ответа на него.

Статья предоставлена образовательным проектом SmartCourse

Учим детей выбирать и учимся позволять делать выбор

У слова «жизнь» множество определений на любой вкус и случай, вот примеры:

— самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции (NASA),

— это некая космическая сила, «жизненный порыв», суть которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творении различных новых форм (Анри Бергсон),

— это театр, а люди в нем актеры (Джордж Бернард Шоу).

Я хочу предложить ещё одно определение, не претендуя на авторство: жизнь — это бесконечная череда выборов.

Итак, полагаю сложно поспорить с тем, что наша жизнь наполнена выборами: что надеть, что поесть, куда пойти, когда лечь спать, что посмотреть, что почитать — это мелочи, но в совокупности они отражают нас, наш стиль жизни, наше мировоззрение. А вот решения серьёзнее: с кем жить, кого любить, где учиться, где работать… Все выборы — большие и маленькие — объединены общими особенностями, вот некоторые из них:

1. Вы выбираете сами или прислушиваетесь к чужому мнению

2. Вы знаете, что хотите и получите в итоге или «плывёте по течению», представляете результат смутно

3. Вы чувствуете, когда желание истинное — вы действуете, когда вы не достаточно мотивированны — вы бросите дело или сделаете абы как.

Самостоятельно сделанный выбор учит опираться на собственные силы, а не, к примеру, на удачу и судьбу.

На самом деле мы можем научить наших детей делать выбор! В первую очередь, желательно избавиться от страха ПОЗВОЛЯТЬ РЕБЁНКУ ДЕЛАТЬ ВЫБОР . Да, порой мы знаем лучше, да, у нас опыт, мы видим последствия решения, НО! Мы можем начинать с малого (ДАВАТЬ ВЫБИРАТЬ ПО МЕЛОЧИ) . Малышам позволяем выбрать гарнир, спрашиваем какую книгу они хотят послушать, во что поиграть, покушать перед прогулкой или после. Дети старше могут решать какой они будут посещать кружок, какие вещи будут приобретены в магазине и т.д.

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Учите ребёнка договариваться, держать слово, быть последовательным.

ПРИМЕР (ребёнок выбрал кружок, но есть сомнения, что он сохранит заинтересованность на долго): предложите ребёнку условия, учите его договариваться и следовать договорённости (это так же потребует последовательности и от вас). Как вариант можно предложить следующее: если занятия платные, то отходить нужно не меньше месяца — так и деньги не пропадут, появятся какие-то умения, знания и, при этом, ребёнок поймёт, что пробовать можно, доводя дело до какого-то логического завершения (без крайностей). То есть, когда вы предлагаете ребёнку договориться, вы учите его нести ответственность за принятые решения.

Чем старше ребёнок — тем серьёзнее выбор.

К подростковому возрасту особенно важно уметь делать выбор, так как этот период характеризуется специфическими особенностями возраста. В это время сложно задумываться о будущем, так как человек, в силу определённых процессов в организме, наоборот, максимально погружён в состояние «здесь и сейчас»: вопросы внешности, отношения с окружающими, влюблённость и т.д. И ведь именно в этом возрасте нужно определяться с профессиональной траекторией!

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Вспоминайте себя в том возрасте, в котором находится ваш ребёнок или почитайте соответствующую литературу. Какие у этого возраста особенности? Что является главным?

ПРИМЕР (пора определяться с тем, что делать после школы): постарайтесь вспомнить себя в подростковом возрасте или кого-то из окружения, или почитайте статьи на тему специфики подросткового возраста, если вас минуло это испытание. Понятно, что выбор образовательного учреждения штука ответственная, но желательно не давить и не решать за детей, ведь люди склонны, прислушиваясь к советам, винить в возможных ошибках именно того, кто этот совет дал.

В этот период желательно создать спокойную атмосферу сотрудничества. Действовать начать заблаговременно. Вместе посещать различные учебные учреждения, изучать сайты, актуальность выбранной профессии на рынке труда, спрогнозировать судьбу профессии в дальнейшем и многое другое (желательно проконсультироваться со специалистом, занимающимся профориентацией). То есть, оказывая ребёнку поддержку, демонстрируя мягкую, спокойную заинтересованность и уважение к выбору ребёнка, мы делаем нечто большее, чем если бы сделали выбор за него. Также, желательно помнить, что на специфику принятия решений влияет множество факторов — один из них возраст.

Что узнают дети, делая выбор: мы несём ответственность за выбор, мы МОЖЕМ сами, мы САМИ РЕШАЕМ какой будет наша жизнь.

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Мы можем оказывать им поддержку, озвучивать происходящее.

ПРИМЕР (выбираем игрушку в магазине): «Да, я вижу, что тебе сложно выбрать. Как думаешь почему? Тебе нравится и слон и медведь? Какого они цвета? Оранжевого и красного? А тебе какой больше нравится? А какие они звуки издают, помнишь? Какой тебе нравится больше? То есть, обращая внимание ребёнка на детали, мы учим его делать выбор.

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Учим ребёнка прогнозировать.

ПРИМЕР (выбирая, думаем о последствиях): Иногда, попытавшись прикинуть, что будет дальше, нам легче выбрать. Приведу опять пример с малышами, полагаю, вам не составит труда представить иной пример для ребят старше. Итак, ОЧЕНЬ хочется пойти гулять. Но мы то видим, что надвигается туча! В ответ на малышовское «ну и что» мы можем организовать примерно следующий разговор: «Хочешь погулять? Понимаю, так приятно подышать свежим воздухом! Но ты видел эту тучку? Кажется скоро начнётся дождик! Качели намокнут, горка намокнет — как же ты будешь играть? Дети спрячутся по домам — они не захотят намокнуть! Знаешь почему? Они знают, что если намокнут, то могут простудиться и не пойти в садик/на прогулку и т.д. То есть, когда мы учим малыша путём рассуждений прогнозировать последствия выбора, мы помогаем ему делать выбор эффективно .

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и ЗРЕЛОСТЬ — неразлучные сёстры.

Зрелость появляется позже других сестёр, но при этом она старшая.

Зрелость является следствием, результатом серьёзной работы, многих решений, принятых самостоятельно, решений, за которые человек несёт ответственность.

Как научить ребенка выбирать

Жизнь часто предоставляет человеку возможность выбора. Но пользоваться этим уникальным даром могут далеко не все. Многие люди пасуют или просто перекладывают выбор на других, потому что не привыкли этого делать.

Зачем нужно умение выбирать

Существует категория родителей, которые уверены, что знают все лучше ребенка, не осознавая, что, принимая решения за своих детей, они отодвигают планку взросления.

Одни родители считают, что ребенок будет принимать решения в школьном возрасте, другие – после школы. Есть и те, кто отодвигает эту способность на период взрослой жизни, говоря: «Выбирать будут, когда начнут зарабатывать».

В результате вырастают ведомые, неуверенные в себе зависимые люди. Такой человек боится трудностей и всегда перекладывает выбор и ответственность на других людей: родителей, супругов, друзей, сослуживцев.

Неспособность выбирать приводит к тому, что за человека всегда кто-то решает, как ему жить. Дом, семья, образование, работа – все это выбор других людей. Может быть, кому-то подобная жизнь и покажется комфортной, однако вечно продолжаться это не будет. Рано или поздно, но принимать решения придется, а значит, человек столкнется с непреодолимой проблемой.

Человек, неспособный выбирать, не сможет найти свое место в жизни и никогда не будет счастлив, ведь он даже не знает, что ему для этого нужно.

Когда учить выбору

Чтобы ребенок учился принимать решения, взрослые должны уважать его выбор. Даже у младенцев есть свои желания. Малыш не станет есть, если не захочет, из двух игрушек потянется к одной, с рук мамы перейдет на руки папы. Выбор этот бессознательный и необоснованный, но важный.

Умение выбирать формируется в раннем возрасте. В 2-3 года малыш уже способен выбирать игрушку и лакомство. В 5-6 лет – уже более серьезный выбор: место для прогулки, вид деятельности, одежда. При этом очень важно, чтобы малыш мог объяснить мотивы выбора. И не критикуйте его решение, а примите, каким бы глупым оно вам ни казалось.

Чтобы научить ребенка выбирать, надо предоставлять ему такую возможность, ведь он выберет то, что привычнее, что знакомо. Именно поэтому родители должны предоставлять детям возможность попробовать и другие варианты, подчас принуждая к этому и не оставляя другого выбора: предлагать другие блюда, новые развлечения, непривычную одежду, незнакомое дело. Только так можно узнать, что нравится больше, что вкуснее, а где интереснее.

За умением выбирать придет умение принимать решение. Это уже этап взросления и проявления самостоятельности – качество, больше присущее подростковому возрасту. Однако оно не придет само – родителям необходимо уделять внимание выбору ребенка в дошкольном детстве.

Выбор каждый день

В жизни всегда есть выбор. Возможность принимать решения нужно давать ребенку постоянно. Ситуаций для выбора множество.

Покупки. Принимайте общее решение, выбирая подарки близким, покупая продукты, одежду и обувь. Спрашивайте мнение своего чада с просьбой объяснить мотивы его выбора. Если ребенок что-то просит купить, обязательно спросите, почему он хочет именно это. Если покупка вызывает у вас сомнение, то ведите конструктивный диалог, объясняя свое решение.

Учите ребенка делать собственные покупки. При этом давайте задания, в которых есть выбор. Например, попросите купить что-нибудь к чаю для всей семьи.

Прием пищи. Конечно, никто не заставляет родителей ежедневно накрывать стол из множества блюд, но спросить о том, какой хлеб ребенок предпочитает, или сколько брокколи ему положить, вполне можно.

Выбор деятельности. Обсудите с ребенком, куда бы он хотел пойти на прогулку или какие пожелания у него есть относительно планов на выходные. Спросите о книжке для чтения перед сном или игрушке. Все эти мелочи не изменят вашей жизни, но научат ребенка выбирать.

Выбор одежды. Не следует самостоятельно подготавливать одежду для ребенка на следующий день. Спросите, в чем бы он хотел пойти. Конечно, не нужно всегда соглашаться с ребенком. Но при несогласии обязательно мотивируйте свое решение, объясняя, почему именно ваш выбор предпочтительнее в данный момент.

Важно также, чтобы ребенок участвовал в покупке своей одежды. При примерке обязательно спрашивайте его мнение, озвучивайте свое, предлагайте выбор. В этом случае родители должны обладать большой мудростью, чтобы предложить ребенку выбор из двух и более вещей, идентичных по цене и качеству. Оставьте ребенку выбор деталей.

Предлагая ребенку выбор, помните о том, что его решение должно быть принято. Некоторые родители начинают критиковать ребенка, заставляя отказаться от собственного решения. Подобное поведение родителей имеет негативные последствия. Во-первых, ребенок уясняет, что от своих слов и решений всегда можно отказаться. А во-вторых, что от его выбора ничего не зависит. Стоит ли говорить, насколько это опасно для формирующейся личности.

Если ребенок ошибается в выборе, не спешите его исправлять. Его обоснования выбора очень ценны, даже если кажутся наивными и глупыми.

Советы родителям

Несколько простых советов помогут вам включить выбор в повседневную жизнь.

Учите своих детей отказываться от чего-то одного ради чего-то другого. Иметь все невозможно. Оговаривайте количество покупок сразу и учите выбирать одну вещь между двумя понравившимися.

«Мы договаривались, что купим только одно платье. Это платье более нарядное – его можно надеть на праздник. А это платье удобное – его можно надеть в детский сад, оно имеет карманчик, куда можно положить носовой платочек. Второе платье можно надеть уже завтра».

Читайте ребенку сказки, где главные герои всегда стоят перед выбором, а правильное решение является судьбоносным для главного героя. Обращайте на это внимание, попробуйте предположить последствия неправильного выбора. Книги для детей помогут вам формировать у ребенка мысли, что выбор очень важен в жизни.

Русские богатыри всегда стоят перед камнем с вариантами выбора. И даже в сказке «Три поросенка» каждый персонаж сделал свой выбор материала для строительства домика, что привело к разным последствиям.

Показывайте личный пример решительного поведения. Пусть вас иногда одолевают сомнения, анализируйте последствия и принимайте решения. Ребенок должен это видеть.

Умение делать выбор – важное качество человека. Формируется оно в детстве, а оказывает влияние на всю жизнь. Хотите воспитать счастливого решительного человека, знающего, что он хочет в жизни, умеющего отвечать за свои поступки, – научите ребенка делать выбор.

Как научить ребёнка выбирать.

Как научить ребёнка выбирать.

Умение выбирать очень важно в жизни каждого человека. По сути, вся наша жизнь состоит из одних сплошных выборов. Выбор института, выбор спутника жизни, рабаты по душе или просто йогурта в магазине. Но как научить такому важному навыку, как выбирать, маленького ребенка!? Это достаточно сложный вопрос, но не пожалейте времени разобраться в нем! Не надо думать, что это умение приходит само. Нет! С этим не рождаются, этому учатся. Ведь практически все ошибки в жизни мы совершаем из-за неумения сделать правильный выбор.

1. Попытайтесь создать вокруг ребенка иллюзию, что он все в своей жизни решает сам! Почему иллюзию? Потому что, наши малыши в раннем возрасте могут сделать не совсем адекватный выбор… Например, одеть костюм зайчика или снежинки в садик в будничный день. Ребенок может выбрать мыть руки раз в неделю. Чистить зубы раз в месяц. Ну, какому родителю это понравится!? Лучше предложите ребенку выбрать на завтрак один из полезных вариантов. Каша овсяная или сырники. Предложите выбрать, что одеть. Но предложите варианты такие, как брючки или джинсы. Таким образом, ребенок будет думать, что выбирает сам. И вы, в свою очередь, будете всегда довольны его выбором.

2. Но все равно ребенок рано или поздно узнает о существовании Макдональдсов и мини-юбок. Что же мы будем делать тогда? Во-первых, не надо приказывать своему чаду! Ведь запретный плод сладок. Да и ссоры не совсем правильный метод в воспитании. Во-вторых, постарайтесь объяснить своему малышу, почему вредный вариант является худшим. Разрисуйте в ярких красках все последствия. Расскажите, что от фаст-фуда появляется лишний вес, а от мини-юбок лишние болячки. Вряд ли ребенку захочется таких последствий.

3. Научите свое чадо отказываться от одной вещи ради другой. Это поможет ему выбирать, к примеру, игрушки. Все иметь невозможно. Но малышу хочется абсолютно все и обязательно сразу. Помогите сделать ему выбор между двумя понравившимися вещами. Найдите вместе с ребенком все плюсы и минусы этих предметов. Так вы не только избежите лишних финансовых затрат, но и научите анализировать.

4. Немаловажным вопросом для ребенка является и выбор друзей. Маленькие дети легко поддаются негативному влиянию. Поэтому важно присматриваться к их друзьям. Стараться узнать о них больше. Но не надо резкости. Фраза типа «Вася плохой» здесь не подойдет! Нужно обосновывать свои выводы. Наглядно показывайте ребенку, по каким критериям вы судите о людях. Малыши учатся на примерах. Визуальных примерах поведения любимого взрослого.

5. Маленький ребенок еще не видит грани между хорошим и плохим. Побольше читайте уму сказки и добрые книжки, чтобы у него сложилось представление что есть что. Больше разговаривайте с вашим любимым созданием. Если у вас с раннего детства сложатся доверительные отношения, то и в дальнейшем решать вопросы будет легче. Ведь доверие – основа семьи!

Но помните, что и свой опыт для ребенка очень важен. Каждому в жизни необходимо «обжечься»! Это и делает нас мудрее и сильнее. Умейте поддержать в трудные жизненные минуты. Неправильный выбор не изменить, но можно сгладить его последствия. И стать ближе!

Важен и личный пример! Будьте для ребенка той вершиной, к которой нужно стремиться. Будьте последовательны в своих решениях и выборах. Дружите со своими детьми. Старайтесь понять их. Лишь тогда они будут прислушиваться к вам. Учится на вашем жизненном опыте!

Как научить ребенка выбирать

Как научить ребенка выбирать? Как только ребенка настигает кризис трех лет, у него возникает острая потребность самостоятельно делать выбор.

И молодые мамы уже не могут избегать совместных походов в детские и продуктовые магазины. Ведь малыш хочет сам решить, какую машинку купить и какой тортик съесть на праздник.

Часто это превращается в серьезную проблему, когда дитя выкладывает на тележку все, что попадается на глаза – чем ярче обертки, тем желаннее товар.

И устраивает истерику, если вдруг не получает желаемого. Так как научить ребенка делать выбор и принимать правильные решения?

Дети весьма подвержены всем завлекающим уловкам, на которые идут магазины.

Лобовая реклама на детских каналах, хитрости мерчендайзеров по аппетитной выкладке товара, акции и подарки за покупки, сотня вкусных мелочей на кассе, тысячи серийных игрушек по мотивам мультфильмов – все это работает на опустошение родительского кошелька.

Мы живем в обществе потребления, и ребенок – его часть.

Но самое обидное даже не то, что покупается десяток ненужных вещей, а то, что не покупается нужных.

Нередко слышно в рядах магазина игрушек: «Купи этот пенал с монстрами!» «Но зачем тебе второй, у тебя уже есть один?» «Ты не понимаешь, он не модный, мне нужно с монстрами».

И в итоге в доме пылится множество серийных товаров – подушек, рюкзаков, фломастеров, пазлов, шапок – с «Тачками», «Человеком-пауком», «Корпорацией монстров» и «Винкс». В то время как необходимых предметов, но немодных, ребенку недостает.

Как помочь ребенку сделать выбор?

1. В одной психологической книге был предложен отличный способ, как, не отказывая ребенку в выборе, совсем не потратить денег. Заведите записную книжку со списком мечтаний (по-американски, «вишлист»).

Придя в магазин и увидев полные надежды глаза ребенка, спросите: «Что бы ты хотел?» Когда он начнет метаться от прилавка к прилавку и тыкать пальцем, уважительно подходите к каждой игрушке и записывайте название и цену в тетрадку.

Придя домой и вернув трезвость ума, предложите ребенку обсудить составленный список и вычеркнуть ненужное. Обсуждайте подробно каждую вещь: «Ты показал на машинку на пульте управления, но давай посмотрим, есть ли у нас для нее гараж? Вот у тебя уже есть четыре такие игрушки, и для них совсем нет места…».

Не пытайтесь его яростно переубеждать, позвольте самому принять решение. Если часть игрушек останется после вычеркивания, обещайте купить одну из них в следующий поход.

2. Заходите в магазин с твердым правилом «купить что-то одно». Заранее предупредите об этом ребенка и дайте ему время для выбора.

Если товар, который он предпочел, слишком дорог, старайтесь не произносить этого вслух. Не подойдут ответы: «Это слишком дорого для нас», «У мамы сейчас не хватит денег на это», «Ой, мама забыла кошелек дома». Иначе малыш начнет думать, что все в мире упирается в деньги, и желать более богатых родителей.

Идите на хитрости, отвлекайте и завлекайте, помогая ребенку выбрать верно.

3. Однажды моя племянница написала письмо Деду Морозу с примерно таким содержанием: «Хочу еще одну Барби, потому что у моей лучшей подруги их двадцать две штуки, а у меня – всего пять. Я хочу быть лучше нее!».

А ведь это серьезный пробел в воспитании! Всегда объясняйте ребенку, что мотивация «быть лучше, чем другие, иметь больше, чем друзья» – не самая верная в этой жизни.

4. Дети обожают протесты. Они с удовольствием перечат взрослым и делают все наоборот. Объясните им, почему рекламируемые товары не всегда хороши. Скажите, что это обман. Предложите вместе бороться с рекламой.

Поясните, как важно быть не таким, как все, сохранять индивидуальность и не следовать за толпой. При правильном ведении беседы вы найдете союзника в лице ребенка.

Не удивляйтесь, если с первого раза вас не поймут. Разговоры с детьми требуют методичного повторения и закрепления.

5. Как можно чаще предлагайте ребенку «тренировки» — выбирать из нескольких вариантов действия, при том, что все варианты вас устраивают.

Например, спросите, когда именно он хочет пойти мыться – до мультфильма или после? Будет ли он на завтрак кашу или йогурт? Пойдет гулять с плюшевой игрушкой или с самокатом? Наденет на прогулку синий или зеленый шарфик?

6. Легче всего ребенок учится делать выбор, когда речь не идет о потерях. Вопрос «Купить тебе куклу, собачку или домик?» вызовет у него стресс, ведь так или иначе тот останется без чего-то перечисленного.

А вот решение, что сделать в первую очередь, а что – во вторую, более безопасно и приятно.

7. Не ставьте ребенка в тупик общими вопросами «что надеть» и «куда пойти». Первое время лучше предлагать два-три варианта.

Вы также должны помогать ему взвешивать «за и против», рассуждать вслух, вспоминать ощущения и решать осознанно. И тогда через какое-то время малыш сам ошарашит вас с утра: «А сегодня я решил, что мы всей семьей идем в Зоопарк! И точка!».

Как научить ребенка спокойно и уверенно делать выбор

Свобода выбора – один из основных шагов к счастливой жизни. Каждый день мы принимаем десятки решений, важных и не очень. Умение найти в себе решительность поступить в силу своего мнения, очень важно и должно иметь крепкий фундамент с раннего детства.

Проблема нерешительности может стать неподъемной ношей для человека в будущем. Ведь его жизнь сложится так, как удобно окружающим, исходя с их точки зрения, предрассудков и личного опыта.

Изменить это крайне сложно. Обращаемся к родителям малышей, которые еще беззаботно посапывают в кроватке, – давайте детям право выбора, и они станут сильными личностями.

Зачем малышу уметь выбирать

Родители лучше ориентируются в жизненных ситуациях, поступках и тд. Но это знание базируется только на их субъективном мнении и пережитом опыте. Поэтому нужно стараться, чтобы окончательное решение было за ребенком (сейчас не рассматривается бездумное потакание капризам).

В раннем возрасте важно научить делать осознанный выбор: помогите ребенку, посоветуйте, тренируйте диалог «поступок – объяснение», направьте – дайте возможность самому определиться между вариантами, что нравятся вам.

Ни в коем случае нельзя критиковать решение ребенка, заставлять отказываться от него, даже если оно глупо и бессмысленно, или ставить в рамки «вот закончит школу/подрастет/начнет работать – тогда будет решать сам».

Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать. Или наоборот – неконтролируемый бунтарь.

Обратите внимание на границы запрета, чтобы правильное воспитание не превратилось в бесконтрольный хаос:

  • Ребенок своими действиями несет угрозу жизни или здоровью себе/окружающим, может причинить материальный вред;
  • Поведение в социуме и решения за других людей;
  • Правила и законы на уровне города и страны.

Когда начинать учить

Неосознанные, но существенные желания и решения, малыш принимает уже в младенческом возрасте, определяя, кушать ли эту кашку, играть ли этой погремушкой или отбросить, на чьих руках уснуть.

Чтобы эти навыки формировались правильно, необходимо корректно подходить к воспитанию ребенка. Сначала давать волю выбора в знакомых, простых вещах. Далее – настаивать на возможности познать новое и сравнить с привычным.

  • Элементарное предпочтение игрушки или «вкусняшки» уверенно сформировано и четко выражается уже с 2 лет.
  • В 5 лет малыш уже может сказать, куда хочет пойти прогуляться, что надеть, чем заняться. При этом ребенок уверенно может объяснить мотив решения и свое мнение. Но не забывайте установить четкие и непоколебимые границы дозволенного.

Если в раннем возрасте родители уделят должное внимание вопросу умения выбирать, ребенок гармонично перейдет к следующему шагу взросления – самостоятельно обдуманным и взвешенным решениям, уверенности в себе и уважению своего (и чужого) мнения.

Учимся на простых вещах

Каждый день есть возможность найти массу поводов, как ненавязчиво подтолкнуть ребенка к решению. Обсудим наиболее распространенные.

Покупки Пусть сын или дочь хотя бы частично принимают участие в выборе продуктов, подарка для кого-то из членов семьи. Если дело касается покупки исключительно для ребенка, будет совершенно нелогично не посоветоваться с ним. Если он что-то сильно просит, спрашивайте аргументы, почему покупка должна быть совершена.

Хорошим «тренажером» станет имитация будущих собственных покупок: пусть у ребенка будет маленькая зона ответственности, например, за сладости к чаю. Так у него появится право выбора.

Прием пищи Простой вопрос «тебе какой кусочек?», «что ты хотел бы на десерт?», «на выходных мы приготовим это?» даст понять, что мнение маленького жителя дома тоже можно уважать, как и пожелания взрослых.
Выбор деятельности Говорите на равных. Заинтересованно, увлеченно слушайте его рассказы. Лет с 5 можно смело обсудить с ним, куда пойти прогуляться, какую книгу будете читать перед сном, какую игрушку или вещь он хочет на День рождения или Новый Год. Возможно, ребенок чем-то увлекается и хочет развивать это в кружке или секции?
Выбор одежды Здесь важна та тонкая грань между личностным самовыражением, формированием чувства стиля и неуместным нарядом с потраченными нервами. Это и касается покупки одежды в магазине, где вещь должна, как минимум, нравиться ребенку. В подобных ситуациях можно немного переиграть события: если вы дома – спрячьте всю неуместную одежду, и покажите нужную, помогая в сочетании. Готовьте вместе одежду на утро вечером. Если в магазине – подберите удобные для варианты по цене и качеству, а остальное оставьте малышу.

Если выбор был сделан, его нужно принять. Заставлять ребенка отказываться или критиковать его решение чревато негативными последствиями. Он будет думать, что его мнение – пустое место, и всегда можно отменить действие, чтобы не нести ответственность. Даже если позже выбор окажется ошибочным, ребенок сможет осознать и объяснить, где он не досмотрел.

Выбор и принятие ответственности — это навык

Малыш, сталкиваясь в повседневной жизни с правом выбора, формирует прочный навык на будущее – решительность, твердость мнения, ответственность за свои поступки. Это сильная личность, которая уважает себя и окружающих, может постоять за себя и правильно, со своей точки зрения, строить жизнь.

Родители также формируют определенный навык. Сделав выбор в пользу хорошего будущего малыша, взрослые терпеливо уделяют время и создают ситуации для практики, позволяют делать ошибки, неся ответственность за последствия. Но не ругают ребенка, а анализируют ситуацию. Обучение в данном вопросе имеет взаимный характер и полезно для обеих сторон.

Как научить ребенка выбирать?

Одно из самых ценных умений, которые вы можете дать своему ребенку – научить его делать выбор. Ведь ни для кого не секрет, что право выбирать есть у каждого человека, но далеко не все умеют им пользоваться.

Учить выбирать никогда не рано! Уже в младенчестве приучайте малыша делать первые шаги к самостоятельному принятию решения, и обязательно уважайте попытки крохи. Неважно, что карапуз тянется к одной игрушке, а через минуту теряет к ней интерес и требует новую – он просто еще не умеет подолгу сосредотачиваться на чем-то одном. Но и такой, пусть неосознанный, это его личный выбор, стремление к которому нужно обязательно поощрять. Поэтому со стороны родителей можно сделать так, чтобы у ребенка была возможность решения: может быть, он хочет взять обе погремушки? Или потянется только за одной? Возможно, что ни одна игрушка его не заинтересует? В любом случае, это его первый самостоятельный выбор.

Покупки: решаем сообща!

Ребенок подрос? Теперь можно решения по покупкам принимать с ним вместе. Пусть он помогает вам выбирать подарки на дни рождения родственников, свою одежду, книги и игрушки, даже продукты в магазине. Можно выделять ребенку немного денег и предлагать ему купить что-то из еды, чем он сможет угостить всю семью. Если вы хотите, чтобы сын или дочка научились делать правильный выбор, то обязательно расспросите их, почему они решили купить ту или иную вещь. Объясняя мотивы своего поведения вам, ребенок не только научится вести конструктивный диалог, но и начнет глубже понимать себя, рассказывать о своих предпочтениях, что очень полезно для взрослой жизни.

«Неправильный» выбор тоже заслуживает уважения!

Очень многие родители, предоставляя ребенку право выбора, потом критикуют его за неверно принятое решение, что заставляет ребенка мысленно отказаться от «права голоса» – ведь все равно он оказывается неправ!

Наверняка папа и мама делают это из лучших соображений: пусть сначала повзрослеет/закончит школу или институт, а потом сам решать будет. Но на практике такое «искусственное торможение» естественного процесса взросления чада затягивается, и вот уже ребенок создал свою семью, а родители все еще хотят выбирать за своих отпрысков…

Именно поэтому даже если ребенок, с вашей точки зрения, ошибается, не спешите одергивать его. Пусть его объяснения собственной позиции кажутся вам наивными и непродуманными, но он дошел до них самостоятельно, поэтому они очень ценны.

Вы же не хотите, чтобы и во взрослом возрасте ваш ребенок не мог принимать решения сам, взвесив все плюсы и минусы? Такие люди и супруга себе выбирают по родительской указке, и идут на нелюбимую, зато престижную работу – но в душе-то несчастливы! Конечно, тяжело давать ребенку больше свободы и, одновременно, ответственности, но это необходимо. Попробуйте обговаривать с малышом последствия каждого выбора – и вы увидите, что ребенок уже вполне способен принимать собственные решения и продумывать их результаты наперед.

Иллюзия выбора – зачем она нужна?

Психологи часто дают родителям своенравных чад совет: пусть ребенок делает «псевдовыбор». К примеру, вы собираетесь на улицу, а малыш наотрез отказывается одеваться. В такой ситуации мама может сказать ребенку: «Сам выбирай, какую футболку оденешь: с Микки-маусом или Спайдерменом!». Таким образом, вы стимулируете его принять решение из двух одинаково не нравящихся ему вариантов. Конечно, иллюзию выбора стоит предоставлять только в том случае, если вы понимаете, что малыш попросту капризничает. Если же это касается какой-то твердой позиции, принципиально важной для ребенка, то к подобному методу прибегать не стоит. Да и «работает» способ не всегда: когда дети «раскусят» этот способ, то могут отказываться от любого предложенного им варианта, поэтому приберегите его для крайних случаев.

Старайтесь различать, капризничает ли ребенок или действительно просит вас прислушаться к его мнению. Если, к примеру, он планомерно отказывается от еды, игр или прогулок, то это серьезный повод пристально понаблюдать за состоянием крохи.

Если подвести итоги, то можно сказать, что умение выбирать необходимо воспитывать с самого детства. Ребенок, который не боится принимать решения, иногда неизбежно совершать ошибки, но всегда брать на себя ответственность, сможет вырасти по-настоящему самостоятельным человеком.

Источник: Севастопольский форум мамочек

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Как научить ребенка делать правильный выбор

Важнейшие элементы обучения детей принятию решений, даже когда родителей нет рядом

Как научить ребенка делать правильный выбор

Когда дети сталкиваются с проблемами и трудностями, их поведение становится либо частью проблемы, либо частью ее решения. Умение делать правильный выбор – даже при отсутствии желания – требует руководства, инструктажа и практики. Помогайте ребенку развивать психологическую устойчивость, необходимую для управления своим поведением даже в тех случаях, когда он расстроен или сталкивается с тяжелыми обстоятельствами.

Поведение ребенка, а также его мысли и эмоции часто полностью зависят от обстоятельств. Ребенок, который хорошо справился с контрольной работой по математике, думает: «Я умный парень» и весь день гордится собой. Вечером того же дня он с радостью выполняет просьбу матери сделать домашнюю работу, потому что чувствует себя превосходно.

Но если тот же ребенок на следующий день получает неудовлетворительную оценку, он может подумать: «Какой же я глупый», и целый день дуться и жалеть себя. Когда вечером его мать напоминает ему о том, что пришло время делать домашнюю работу, он может спорить или жаловаться, потому что чувствует себя отвратительно.

Очень важно учить детей тому, что даже когда им плохо или у них неприятности, даже когда обстоятельства, казалось бы, не в их пользу или не дают возможности спокойно подумать, они все равно могут сделать правильный выбор. Изначально для овладения этим навыком потребуются большая поддержка и обучения воспитывающих взрослых. Но конечная цель ребенка должна заключаться в умении управлять своим поведением так, чтобы делать здоровый выбор, даже тогда, когда родителей нет рядом.

Сосредоточьтесь на причинах и следствиях

Дети должны знать, что их поведение приводит к последствиям определенного рода. Важно показать, что выбор, который они делают, влияет на их чувства и чувства других людей.

Учите ребенка эмпатии, сочувствию и состраданию, поощряйте обращать внимание на то, как его поведение влияет на других людей. Например, если он хочет уйти из футбольной команды, его выбор повлияет на всех членов и команду в целом. Или же, если он не хочет приглашать кого-то на свой день рожденья, это может ранить чувства этого человека.

Кроме того, обсуждайте, как поведение ребенка влияет на его собственное настроение. Например, если он выбирает вариант сидеть и смотреть телевизор целый день, то может почувствовать скуку. Но если он выходит на улицу, чтобы поиграть с другом, то может почувствовать воодушевление, радость и прилив энергии. Или если он бьет своего друга в момент обиды или возмущения, то через какое-то время может почувствовать себя плохо, потому что сделал больно другому человеку. Поговорите с ребенком о том, как важно находить здоровые способы управления собственными эмоциями.

Вселяйте уверенность, которая побуждает решать проблемы

То, как дети выбирают способ реагирования на повседневные проблемы, чрезвычайно влияет на их жизненный опыт в целом. Даже когда детям демонстрируют потенциально удачные решения, многие из них считают, что эти решения не помогут, не сработают. Их негативные мысли мешают им даже попробовать.

Слишком часто дети избегают решения проблем, убеждая себя в том, что они не способны сделать что-либо или же что это будет слишком неудобно. Шестилетний ребенок не решается спросить группу детей, можно ли поиграть с ними, и просто отходит в сторону. Тринадцатилетний подросток отказывается делать домашнюю работу, потому что не знает, как к ней подступиться, и боится обратиться за помощью.

Способствуйте тому, чтобы ребенок задумывался над тем, решит ли его поведение проблему, поможет ли ее избежать или только усугубит ее. Детей необходимо обучать специальным навыкам решения проблем, чтобы у них были инструменты, необходимые для эффективного подхода. С каждой проблемой, которую они успешно решают, они обретают уверенность в себе и своих способностях.

Поощряйте настойчивость

Обычно дети быстро отказываются прилагать усилия, в случае если их первая попытка не увенчалась успехом. Идет ли речь о непопадании в баскетбольную команду или о не пройденном с первого раза тесте, дети зачастую сдаются преждевременно. Они склонны делать скоропалительные выводы и называть себя «плохими» или «глупыми».

К тому же дети пытаются скрывать свои ошибки или прятать их, потому что боятся, ведь «ошибки это плохо». Объясните ребенку, что совершать ошибки – это нормально. Ошибки могут стать одним из лучших инструментов обучения, но только если дети готовы брать на себя ответственность и пробовать еще раз.

Хвалите ребенка за усилия независимо от результата. Вместо того чтобы хвалить его за хорошую оценку за контрольную работу или за гол в футбольном матче, хвалите его за трудолюбие и настойчивость. Положительное подкрепление, подчеркивающее его готовность продолжать попытки, будет побуждать его восстанавливаться после совершенных ошибок.

Как научить ребенка выбирать здоровую еду: 5 советов от эксперта

Если вы задумываетесь над тем, как привить ребенку здоровые пищевые привычки, поздравляем, вы уже на верном пути!

Ирина Демидова, психолог-диетолог, специалист по коррекции веса и пищевого поведения, уверена, что, действуя в этом направлении, родители закладывают надежную основу для здоровой, долгой и счастливой жизни своих детей.

Ирина Демидова, психолог-диетолог, специалист по коррекции веса и пищевого поведения

Ирина предложила читателям «Летидора» пять действенных способов, которые постепенно помогут ребенку освоить науку Здоровой Еды.

«Делай, как я!»

Хорошая новость: в семье, где взрослые внимательно относятся к тому, что едят, дети с большой вероятностью научатся здоровым пищевым привычкам. Дети обучаются, копируя поведение взрослых. Поэтому уминая жареные пельмени с маслом, убеждать ребенка в том, что морковь гораздо полезнее, занятие бессмысленное. Дети все равно будут делать так, как делаете вы. Питайтесь сами сбалансированно и разнообразно.

Пусть половину вашего ежедневного рациона составляют овощи и фрукты, а другую половину — зерновые продукты (гречка, рис, бобы, цельнозерновые макароны) и легкоусвояемые белки (рыба, птица, нежирное мясо). Тогда ваши дети тоже станут питаться правильно и научатся делать выбор в пользу здоровой еды в старшем возрасте.

«Попытка номер. 10»

Дети — великие консерваторы. Полюбив однажды куриные сосиски или спагетти с томатным соусом, они будут требовать их снова и снова, наотрез отказываясь пробовать что-то новое.

С точки зрения выживания вида эта стратегия не так уж плоха. Наши далекие предки смекнули, что если эта еда не сгубила их вчера, то, вероятно, она окажется неопасной сегодня и завтра. Да здравствует безопасное однообразие!

Однако сейчас наша родительская задача состоит в том, чтобы привить детям навык выбора полезной еды в море продуктового изобилия.

Да, возможно, вам потребуется 8-10 попыток, чтобы ребенок наконец распробовал брокколи, авокадо или репу. Расскажите ему о том, что с течением времени вкусы растущего человека могут меняться. То, что ему не нравилось в прошлом году, может понравиться сегодня. Поделитесь воспоминаниями о том, как вы сами в 7 лет на дух не переносили морскую капусту (свеклу, редиску), а в 10 лет полюбили ее.

«Запрещать запрещается!»

Не демонизируйте шоколад, бургеры, пиццу, колбасу или какой-либо другой продукт. В идеале, если мы соблюдаем принцип умеренности, у нас и наших детей вообще не должно быть запрещенных продуктов.

В 2007 году в США провели несколько исследований, где детям предлагали выбрать любимые сухофрукты: например, курагу, сушеное манго, чернослив, изюм. Затем одно из лакомств (изюм) до поры до времени отставляли в сторону и запрещали есть. Догадайтесь, какой продукт вскоре начинал цениться на вес золота?

Объясняйте, почему брокколи полезнее гамбургера, а финики полезнее шоколадных конфет. Почему сладкие газированные напитки — это жидкие леденцы, и чем их употребление может обернуться для здоровья. Научите детей делать правильный выбор и иногда позволяйте небольшие отступления.

«Свобода выбора и кооперация»

Если хотите, чтобы дети стали экспертами в области здоровой еды, например овощей и фруктов, берите их с собой в супермаркет или на рынок. Позвольте им брать в руки, рассматривать и нюхать плоды. Пусть они выберут несколько штук на свой вкус (разноцветную паприку, огурец, цветную капусту) и сложат их в пакет.

В супермаркете семилеток можно научить пользоваться электронными весами — это интересно. А на рынке можно поболтать или поторговаться с продавцом, заодно показав ребенку, что процесс покупки и приготовления еды может быть любопытным и веселым.

Дома привлекайте ребенка к приготовлению еды. Позвольте отмерить стакан риса и засыпать в кастрюлю, разрешите безопасным ножом кромсать огурец в салат или разбить яйцо на сковородку. Будьте готовы к уборке!

«Сыт или голоден?»

Научите ребенка слышать сигналы голода и насыщения. Никогда не заставляйте его доедать все, что лежит на тарелке. Поступая таким образом, вы разрушаете интуитивную систему саморегуляции, заложенную в нас природой.

Разумеется, среди детей встречаются очень разные едоки: один утоляет голод половинкой рисового зернышка, а другой с аппетитом проглатывает обед из трех блюд. И это ставит родителей в тупик: сколько же в конце концов он должен есть?

Не настаивайте, если он говорит «наелся», и не отказывайте, если говорит «проголодался», пусть даже со времени прошлой трапезы прошло 1,5 часа.

А если вас беспокоит, что ребенок недоедает или переедает, поинтересуйтесь нормами Всемирной организации здоровья по питанию и весу для детей соответствующего возраста. В случае сильной тревоги обратитесь за консультацией к хорошему педиатру или специалисту по питанию.

Фото: Vostock photo; личный архив Ирины Демидовой

Как научить ребенка выбирать

Как научить ребенка принимать решения. И почему это важно.

«Дети учатся принимать правильные решения, когда принимают решения, а не следуют указаниям» пишет Альфи Кон в книге «Воспитание сердцем».

Быть в своей жизни «первоисточником», а не «пешкой» — базовая потребность человека. Исследования показывают, что люди не могут преуспевать, чувствуя себя беспомощными. Зато дети, которым взрослые помогают развивать чувство независимости, больше доверяют родителям, отличаются устойчивой самооценкой, интересуются учебой, стремятся держаться подальше от неприятностей, спокойно переживают трудности или неудачи.

А еще взрослая жизнь требует от нас (и потребует от наших детей) решений самых разных вопросов: дома, на работе, в отношениях. Умение делать обдуманный и взвешенный выбор — это навык. Но как накачать «решательную» мышцу, когда решают за тебя родители?

Альфи Кон предлагает несколько принципов, которые помогут принимать решения вместе с ребенком. Без давления и скандалов.

Дайте первое слово ребенку

Даже когда мы не желаем оставлять за ребенком последнее слово, можем предоставить первое слово — возможность изложить свои доводы. Когда дети спрашивают, можно ли делать то-то и то-то, имеет смысл ответить: «А как ты думаешь?». Во-первых, так вы показываете, что считаетесь с их точкой зрения. Только важно не просто покивать, а реально услышать доводы ребенка. Во-вторых, побуждаете сыграть активную роль в обсуждении последствий их просьбы.

Высказывайтесь, но не давите

Родителю также нужно высказаться — только собственным примером взрослый может научить ребенка выражать свою точку зрения. Важно делать это в корректной форме, без давления и угроз. И оставляя ребенку право на окончательное решение или хотя бы продолжение обсуждения. Например, нейтральным тоном объяснить, почему, на наш взгляд, ребенку стоило извиниться за свой поступок, — но при этом предоставить ему самому решать, правильный ли это вывод и будет ли он просить прощения. (В конце концов, единственная альтернатива — заставить его сказать, что он сожалеет, когда на самом деле он не сожалеет).

Решайте вместе

Часто родитель оказывается на одном из двух полюсов: «Я родитель — я решаю» или «Делай что хочешь». Альфи Кон предлагает обратить внимание на третий вариант — разобраться вместе.

Представьте двоих детей, которые проводят слишком много времени за виртуальными играми. Родители одного пожимают плечами: «Что тут поделаешь? В такое время живем». Другие, напротив, берут дело в свои руки — и прячут все гаджеты.

Оба этих варианта не учат детей контролировать время, которое они проводят с гаджетами, и не помогают осознать, почему не стоит играть так много.

Позволяя детям делать все, что им хочется, даже не одобряя этого, мы рискуем внушить им, что нам на самом деле все равно, мы умываем руки и ни за что не отвечаем. (В случае с гаджетами невмешательство для некоторых родителей может быть вполне привлекательным вариантом, поскольку, несмотря на определенные опасения, им все же удобно, что дети заняты и ведут себя спокойно). Вторая реакция — пример работы над ребенком. Важно даже не то, что попытка спрятать планшет или телефон вряд ли окажется эффективной (а если да, то ненадолго) и спровоцирует ребенка на поиски способа обойти запрет. Важно то, что это учит детей прибегать к силе — или подлости, чтобы добиться своего.

Конструктивная реакция начинается с выслушивания — и не только чтобы малыши чувствовали: их слышат. Выслушав ребенка, мы должны откровенно поговорить о наших чувствах и тревогах, причинах, по которым мы пытаемся ограничить ребенка. И в конце концов поискать решение вместе: «Давай найдем вариант, который устраивает тебя и при этом не тревожит меня. Давай придумаем, что здесь можно сделать, и попробуем это сделать».

В таком случае вы, возможно, договоритесь о разумном ограничении времени, проведенного перед телевизором или компьютером, а также о том, какие программы или игры ребенку разрешены, а какие нет (и почему).

Ложный выбор

Иногда взрослые притворяются, будто позволяют ребенку принять решение, на самом деле сохраняя реальное право выбора за собой.

Например, часто встречается совет предлагать ребенку два варианта выбора, удобных родителю. В жизни это может выглядеть так: «помоешь посуду сейчас или предпочтешь сделать это, когда по телевизору будет твоя любимая передача?». Во-первых, это не просьба, а приказ, потому что просьба подразумевает возможность отказа. Во-вторых, ребенку на самом деле не предлагают никакого выбора — очевидно, что он не захочет пропустить любимую передачу. Честнее было бы сказать: «Вымой посуду сейчас же или не будешь смотреть телевизор».

Еще один вариант ложного выбора — когда родители делают вид, что позволяют ребенку выбрать, но при этом четко дают понять, каким должен быть результат. Одни варианты считаются приемлемыми, другие нет. От ребенка ожидают, что он догадается, чего хочет родитель — если планирует и дальше иметь эту «возможность выбора». («Думаю, ты еще не дорос, чтобы решать такие вопросы самостоятельно» на самом деле означает: «Ты выбрал не то, что я предполагал».) Честнее было бы сказать: «Я собираюсь сделать выбор за тебя».

Ссылка на основную публикацию