Как научить ребенка убирать игрушки

«Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?»
консультация на тему

К онсультация для родителей по теме: «Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?»

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_priuchit_rebenka_ubirat_igrushki.doc 201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

Консультация для родителей по теме:

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?

Составила: воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№91»

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?

Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и игрушек растет, а малыш словно не замечает создаваемого им беспорядка. Что же делать? Как у маленького человечка выработать привычку убирать за собой?

Подавайте личный пример

Как бы вы ни старались словами объяснить малышу, что он должен поддерживать в детской порядок, добиться этого будет непросто, если вы сами не всегда делаете то, что от него требуете.
Как и в любом другом навыке, который вы хотите привить ребенку, самым главным будет личный пример, который вы ему подаете. Посмотрите, а всегда ли вы сами убираете на место свои вещи? Если вы бросаете одежду на стулья, не всегда сразу моете за собой посуду, а книжку оставляете в кресле, то не стоит удивляться, что и ребенок бросает свою одежду где попало, а игрушки у него весь день разбросаны по полу.
Так что, прежде чем требовать от малыша любви к порядку, начните с себя. Придя домой, аккуратно развесьте одежду на вешалки и уберите в шкаф, после еды сразу же мойте за собой тарелки, зубную щетку убирайте в шкафчик, а не оставляйте на раковине, книги и журналы после чтения аккуратно ставьте на полку.
Видя каждый день пример для подражания, ребенок с самого раннего возраста будет усваивать такую модель поведения, в которой соблюдение порядка является делом вполне естественным.

Когда начинать приучать к порядку?

Нередко можно видеть такую картину. Малыш, пытаясь подражать взрослым, берет лейку, чтобы полить цветы или несет чашку в мойку, чтобы ее помыть. Но взрослые, опасаясь, что он прольет воду из лейки на мебель или подоконник, уронит и разобьет чашку, тут же отбирают их у него, считая, что это дело не для малышей. Со временем у малыша пропадает желание проявлять инициативу, и он оставляет все дела вам. Стоит ли после этого удивляться, что впоследствии он предоставит вам «почетное право» убирать за ним.
Чтобы этого не случилось, старайтесь с раннего детства поддерживать его желание вам помочь, быть похожим на вас, делать то, что делают взрослые. Пусть он расплескает воду, поливая цветы, или уронит тарелку в мойку, но зато у него будет вырабатываться привычка к заведенному в доме порядку, которая станет залогом аккуратности в будущем.

У всех вещей должно быть свое место

Если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой, то в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы у всех вещей в доме было свое место. Малыш должен твердо знать, что в этом шкафу хранится одежда родителей, на этой полке стоят папины книги, на той – лежат мамины журналы, в этом ящичке лежат фотоальбомы, а в том – инструменты. Такие же места должны быть и у детских вещей. Выберите, где вы будете хранить мягкие игрушки, где будут лежать кубики, пластилин, альбомы и краски для рисования, солдатики, куклы и игрушечная посуда. Определите, в каком шкафчике, на каких полках и вешалках разместится детская одежда. Ведь чтобы убирать за собой вещи и игрушки, ребенку нужно знать, куда их убирать.
Можно сделать красивые наклейки с картинками на каждую коробку или шкафчик, с изображением того, что находится внутри. Так будет гораздо проще запомнить, что и куда нужно класть.

Чтобы приучить малыша к порядку, не стоит идти на поводу у детских капризов. Возьмите за правило — убирать за собой нужно всегда! Нередко дети, пытаясь определить грань дозволенного, начинают испытывать родительское терпенье, чтобы узнать, что будет в том или другом случае непослушанья. Трудно устоять, видя хныкающего и изображающего усталость ребенка, и не убрать игрушки самому вместо него. Но это отнюдь не лучший вариант. Если ребенок капризничает и упирается, не кричите и не ругайте его, а попробуйте ему помочь с уборкой. Малыш должен понимать, что убирать за собой придется в любом случае, и, видя это, вскоре перестанет этому противиться.

Превратите уборку в веселую игру

Чтобы уборка не становилась причиной хныканья и капризов, попробуйте превратить ее в игру. Сделать это не так уж и сложно. Можно придумать несколько вариантов увлекательной уборки.

Кто больше соберет.

Начните увлекательное соревнование, кто больше соберет игрушек. На раз, два, три дайте старт и не заметите, как быстро будут собраны все игрушки. Тот, кто собрал больше, получает маленький приз.

Кто соберет быстрее

Другой вариант соревновательной уборки. Разделите комнату пополам и убирайте каждый свою половину на скорость. Маленький приз достается тому, кто убрал быстрее.

Разложить игрушки по признакам

Не менее увлекательный вариант, к тому же способствующий развитию малыша. Попросите ребенка разложить игрушки по признакам – большие в эту коробку, маленькие – в тот ящичек. После окончания уборки проверьте, все ли было сделано правильно. Раскладывать можно по размеру, по цвету или по любым другим признакам. Такая уборка доставит множество положительных эмоций и вам и вашему ребенку.

Если ребенок упрямится

Есть еще один действенный способ научить ребенка убирать за собой. Расскажите маленькому упрямцу, что игрушки хотят, чтобы за ними ухаживали, убирали на место, что они устают играть и хотят отдохнуть в своих домиках. А от тех, кто о них не заботится, они могут уйти к другим ребятам. В очередной раз, когда ребенок заупрямится, не ругайте его, а напомните об этом. Когда же малыш уснет, спрячьте игрушки так, чтобы, проснувшись утром, он их не нашел. На все вопросы отвечайте, что, видимо, игрушки ушли к другим ребятам, тем, которые не ленятся убрать их в коробочки после того, как поиграют. Скажите, что вы можете позвать игрушки обратно домой, но объясните, что они вернутся только в том случае, если малыш пообещает больше не бросать их на полу, а будет всегда аккуратно убирать после игры.

Чаще хвалите ребенка

Многие родители забывают о таком действенном средстве, как похвала. Если ребенок все делает так, как нужно, этого вроде бы никто и не замечает. А стоит ему сделать что-то не так, то малыша не забывают поругать.
Все детские психологи в один голос утверждают – это в корне неверная тактика воспитания. Старайтесь не ругать за то, что было сделано не так. Ребенок и сам расстраивается, если у него что-то не получается, а если на этом еще и заострить внимание, то у него, скорее всего, останется обида и нежелание делать то, что не получилось, в следующий раз. А вот если хвалить каждый раз, когда у него все получается, то можно достичь удивительных результатов.
Если малыш своевременно убрал за собой игрушки, не забудьте его похвалить и восхититься удивительной чистотой в комнате. Поверьте, в следующий раз он возьмется за уборку с удвоенным рвением.
Пользуясь этими простыми советами, вы без особого труда сможете приучить малыша убирать за собой игрушки и не разбрасывать по дому вещи.

Не бывает идеальных родителей, как и идеальных деток. Однако, обучая детей чему-то новому, родители постепенно сформируют гармоничную и волевую личность.

Как научить ребенка убирать игрушки

У современных детей много игрушек. Очень много. И, наверно, почти в каждом доме, где есть ребенок, есть детская, пол, которой покрыт ровным слоем игрушек. Хорошо, когда можно закрыть дверь и просто сделать вид, что этого нет. А если нет никакой детской и детская – это еще и гостиная, столовая, рабочий кабинет, спальня. И там как-то хочется ходить. А иногда и пол помыть.

Если попросить ребенка все это взять и убрать, скорее всего, он очень расстроится и убирать ему будет, конечно, неохота. Что же делать?

Первым делом нужно определить, кому на самом деле нужен порядок. Полагаю, что порядок нужен родителям, а не ребенку. А дальше нужно понять, а зачем он нам нужен и какой. Кому-то главное, чтоб ничего не валялось на полу под ногами на дороге, тогда можно выделить детям игровую зону и там оставить все на их откуп. Кого-то устраивает несколько больших контейнеров, в которых все свалено вперемешку, а кому-то нужно, чтобы те игрушки, в которые в данный момент не играют, были аккуратно сложены в соответствующие коробки и стояли бы на определенной полке. Возможно ли это вообще?

Для того чтоб привлечь ребенка к уборке в первую очередь нужно объяснить ребенку, а зачем вообще мы убираем. Простое объяснение, что если не убирать, то игрушки теряются и ломаются доступно обычно детям лет с трех.

Крайне важен личный пример, если у мамы швах на кухне, то сложно ожидать, что ребенок сможет разобраться в своем имуществе. Если ребенок привык жить в порядке, то ему проще его поддерживать. Он знает, как должно быть, как выглядит порядок.

Игрушки периодически нужно перебирать: выкидывать сломанное, убирать то, что уже неинтересно. Делать это нужно обязательно вместе с ребенком. Игрушки – это его собственность и выкидывать их без него нельзя, даже если очень хочется. Опять же если объяснить ребенку, что сломанные игрушки занимают место потенциальных новых игрушек, то энтузиазма ему это должно прибавить.

Система уборки должна быть понятна ребенку. Где-то с трех лет он уже начинает помнить, что и где у него лежит. Иногда стоит пересматривать принципы хранения игрушек, если действующая система оказывается не рабочей.

Когда ребенок совсем маленький и игры его еще не очень сложны, стоит сразу обучать его, что после игры нужно все убрать, прежде чем достать что-то новое. Так уборка потихоньку входит в привычку, как помыть руки сразу после улицы.

Когда ребенок становится постарше, в его играх появляются сложные сюжеты, и он задействует в игре не просто один набор кубиков, а несколько машинок из одного ящика, несколько человечков из другого, одни кубики, другие… и к концу игры в комнате разгром. Если велеть ребенку все это убрать самому, он будет растерян, не зная, за что схватиться. Это немного похоже на то, как если бы Вы пришли утром на работу, открываете почту, а там вал писем и все нужно прямо сейчас. Или когда на кухне подгорает обед, младшему ребенку срочно нужно менять подгузник, а старший громко требует посмотреть, как он катает машинки, а еще звонит муж, которому нужно найти какую-то бумажку. И непонятно с чего начать прямо сейчас. В подобной ситуации ребенку нужно обязательно помочь. И поначалу помощь эта обязательно должна быть физической: «я складываю кубики, а ты машинки». Очень здорово включить в уборку элементы игры. Убираем наперегонки, на спор; машинки едут в гараж, зверушки бегут на ночевку и т.д.

Чем старше становится ребенок, тем чаще и лучше он убирает сам. Но при этом даже, например, шести или семилетний ребенок в какой-то момент может отказаться убирать. Ну не хочется ему. И у взрослых так бывает. Взрослым ведь тоже случается оставить какое-то неприятное дело и не делать его, потому что не хочется. Не стоит заставлять его убирать и ругаться. Ведь так только закрепляется негативное отношение к уборке. Я в таких случаях сажусь в эпицентр развала игрушек и говорю: «Хорошо, я помогу тебе, а ты просто подтолкни ко мне, то до чего мне не дотянуться». В 90% случаев убираем в итоге вместе.

Часто ребенок просит помочь. Всегда нужно стараться соглашаться. Зачастую достаточно просто присутствие рядом или довольно символическая помощь, например, подержать коробку, в которую ребенок все складывает сам. Бывает ситуации, когда нет возможности помочь. Я в таких случаях говорю, что «я очень хочу помочь, но, к сожалению, не могу. Могу помочь добрым словом».

Чего не следует делать? Не нужно угрожать, ругаться, скандалить из-за уборки. Если ребенок уперся и ни в какую, ни каким образом не хочет убирать, то нужно просто сделать это за него. Ведь если пытаться заставить, то получится только скандал, сердитые родители и расстроенный ребенок. И убирать, скорее всего, все равно придется взрослым. Так стоит ли ругаться? Ведь отношения куда важнее порядка в детской.

Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй

Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге «Как стать ленивой мамой» рассказывает, чем именно «ленивая мама» полезна для развития ребенка.

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.

Егорка не выдерживает:

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

Как научить ребенка убирать игрушки?

Предлагаем вам простые правила, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки.

С самого раннего детства ребенка необходимо приучать к порядку. Конечно, гораздо легче сделать уборку маме или попросить папу собрать игрушки. После того, как ребенок отправился, с горем пополам спать, родители начинают разгребать завалы игрушек, карандашей и прочего реквизита, так необходимого ребенку в течение дня.

Поверьте, дорогие родители, если вы не приучите ребенка самостоятельно прибирать игрушки в раннем детстве, то прибирать за ним вы будете всё и всегда!

Но как научить ребенка убирать игрушки, если он категорически отказывается это делать? Вариантов может быть несколько.

С чего начать

Для начала, родителям нужно понять, что для ребенка слова НАДО и ОБЯЗАННОСТЬ – пустой звук, заставить малыша делать то, что он не хочет – практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать, сейчас же убрать свои игрушки – бесполезно, это может вылиться в реку слез и грандиозную истерику. А вот поиграть – с удовольствием!

Предлагаем вам простые правила, которые помогут вам научить ребенка убирать свои игрушки:

  1. Прежде всего первое время убирая игрушки самостоятельно делайте это с удовольствием. Ребенок не должен видеть, какое это нудное и скучное занятие. Пусть он видит, что вам это доставляет радость.
  2. Затем предложите ребенку помочь вам. Начните убирать сама, а потом попросите помощи крохи. Не сердитесь, если ребенок первое время будет отказываться, и не прекращайте убираться. Пусть он видит, что вы справляетесь, но с ним вам будет легче. Если ребенок согласился, похвалите его.
  3. Когда убираете с ребенком игрушки можно напевать веселую песенку: Мы игрушки убираем, Раз, два , три. По местам их расставляем, Посмотри. Раз игрушка, Два — игрушка, Три игрушка.
  4. Придумайте в комнате специальные места для игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки лежать на полянке. Интересно названные детские места для игрушек будут притягивать ребенка, и он в игре сам научится убирать игрушки на свои места.
  5. Придумайте игру, это могут быть бабочки или пчелки, собирающие мед (игрушки) или пыльцу (можно из бумаги сделать ребенку крылышки) в домик. Можно объяснить ребенку, что игрушки целый день работали, а теперь им пора по домам, а чтобы они не заблудились проводить их до дома (ящика), в общем, проявите фантазию.

И всегда помните – мы не делаем уборку. Мы ИГРАЕМ!

Сейчас в продаже существует масса корзин для хранения игрушек, но если нет возможности купить такую корзину, можно сделать самим из коробок из-под бытовой техники или обуви.

Для каждого вида игрушек и всяких нужных штучек можно придумать свою коробку (свой домик). Название домиков зависит от вашей фантазии – «Домик для мягких игрушек», «Домик для кубиков» и т.д. Важно, как можно ярче оформить домик, это можно сделать опять таки с помощью ребенка, используя вырезанные картинки из журналов, или просто цветную бумагу. Поверьте, ребенок, сделавший своими руками домик для игрушек – будет использовать его по назначению и, по окончании дня, отправлять туда своих «друзей». Расставьте коробки аккуратно в комнате на полу или на полках.

1. Волшебная Коробка

В волшебной коробке должны жить и волшебные сказочные герои – говорящие зайцы и мишки, принцессы и принцы. Она должна быть больше, ярче и красивее других оформлена.

2. Ленивая Коробка

В этот вид коробки можно отправлять те вещи, которые не относятся непосредственно к игрушкам, но ребенку они интересны – болтики, винтики, старые поварешки и другую утварь ненужную родителям, но так необходимую ребенку.

3. Важная Коробка

В эту коробку мы складываем то, что необходимо для рисования, лепки, аппликаций. В эту же коробку можно сложить то, что нельзя хранить в игрушках – ножницы, подушечку с иголками, клей и т.д. Вещи – носочки, маечки, штанишки, аккуратно развешиваем на спинку стула или отправляем спать на полку в шкаф.

Ни в коем случае в процессе уборки не повышайте голос на ребенка и, уж конечно, нельзя его ругать или наказывать за что-то, сделанное неправильно.

Безусловно, первое время, Вы будете наводить уборку вместе с ребенком, но совсем скоро малыш привыкнет делать это самостоятельно, а потом и Вас, дорогие родители, начнет приучать к порядку.

Как научить ребенка убирать игрушки? Научить ребенка убирать игрушки в раннем возрасте очень важно, ведь потом это поможет маме приучать ребенка наводить порядок в комнате, быть аккуратным и внимательным к своим личным вещам.

Главное – любовь и терпение!

Как научить ребенка убирать игрушки

Ответственные родители знают, как важна свободная игра для развития ребенка. Посредством игрушек ребенок разыгрывает роли, жизненные ситуации и сюжеты, творит целые миры… А потом ложится спать, и все эти «миры» приходится убирать изо дня в день… Как же научить ребенка убирать за собой игрушки?

Кому это нужно?

Задайте себе вопрос: кому нужно, чтобы игрушки были убраны, – неужели ребенку? Конечно же, нет. Порядок в детской нужен, прежде всего, вам. Если так, то и убирайте игрушки самостоятельно, не требуя этого от малышей и не пристыжая их. В какой-то момент ребенок сам захочет вам помочь. Поддержите малыша в этом начинании – похвалите его. Сначала вообще только радуйтесь его участию и комментируйте свои действия: «мы убираем зайку в коробку. Спи, зайка. А теперь – мишку. Баю-бай, мишка. А теперь машинку – в гараж. Хорошо, и кубики мы кладем вот сюда. Хорошо!» Не разделяйте на «я убираю – ты убираешь». Только «мы»!

Настроение нужно поддерживать радостное, спокойное, но энергичное. Если малыш не присоединяется к вам, а просто играет рядом – не беда. Через некоторое время вы можете начать обращаться к нему с просьбами: «Передай мне, пожалуйста, вон тот кубик, принеси мне мишку» и т. д.

Когда веселая игра в уборку комнаты станет привычной и комфортной, можно начать предлагать прибраться вместе: «Давай вместе уберем игрушки», памятуя о том, что основную работу будете делать вы. Когда же работа закончена и воцарился порядок, не забудьте похвалить ребенка за помощь и окинуть взглядом изменившуюся детскую. Нужно обратить внимание ребенка на то, как хорошо и красиво стало после уборки.

Когда это возможно

Такой режим хорошо поддерживать до начальной школы, а то и позже, кроме случаев, когда ребенок готов заняться уборкой сам. По сути, ему нравится и так – с разбросанными игрушками, которые для него составляют некий фантазийный ландшафт.

Другое дело – уборка вместе с другом. Когда у вашего ребенка побывал гость, предупредите ребят за несколько минут, что нужно завершать игру. Вдвоем дети охотнее будут складывать игрушки, но, возможно, и вам придется присоединиться. Похвалите ребят. Если гостя заберут раньше, чем закончится уборка, – не беда: продолжите вместе со своим ребенком.

Но что если малыш неохотно наводит порядок? Здесь помогут вопросы: «Что ты будешь убирать – кубики или куклы?», «Кого сначала уложишь спать – мишек или книжки?». Придумайте мотивацию: «Если быстро приберемся, успеем посмотреть мультфильм».

Главное, никогда не используйте уборку в качестве наказания, и тогда складывание разбросанных игрушек не превратится в проблему. Также не стоит противопоставлять уборку каким-то более приятным занятиям: «Ну не будешь же ты весь день убираться, когда можно мультфильм посмотреть!»

Пусть складывание игрушек будет приятным и нескучным занятием, которое помогает позаботиться о любимых игрушках и сделать комнату красивее. Родителям не стоит нагнетать негативные эмоции – «Фу, как грязно!» – и не нервничать. Нужно, наоборот, концентрироваться на положительном: «Как здесь станет красиво и чисто после уборки!»

Если ребенок увлечен игрой, то предупредите его, что у него есть еще 15 минут до того, как начнется уборка. Можно даже завести будильник. Есть еще важный момент. Ребенок может не желать убирать игрушки не потому что ему лень, а потому что не хочет разрушать созданные им «миры». В таком случае уборку лучше сделать выборочно или вовсе отложить, пока хозяин «замка» из кубиков пожелает возвести что-то новое. Ведь то, что нам кажется беспорядком, может оказаться важной творческой средой. Берегите чувства ребенка и свои нервы.

7 советов, как приучить ребенка убирать игрушки

Большинство родителей не раз наблюдали ужасающую картину, когда по детской разбросаны игрушки так, что пройти, не наступив на куклу или солдатика, практически невозможно. Кто-то просто молча убирает игрушки за ребенком, кто-то ругает и наказывает свое чадо. В какой-то момент терпению взрослых подходит конец и встает вопрос приучения ребенка к порядку.

С рождения малыши окружены заботой и лаской, родители сами ограждают их от какой-либо работы, но со временем кроха растет и вместе с ним растет количество его игрушек. Обычно во время игр малыши переключаются между используемыми предметами довольно быстро, и игрушка, которая еще минуту назад была центром его внимания, минут через пятнадцать уже валяется где-нибудь в углу. Так и создается беспорядок, которого малыш вполне возможно даже не замечает, зато очень хорошо замечает его мама. Она и расставляет все по своим местам, но не будет же она делать это всю жизнь.

Доказано, что даже в довольно раннем возрасте детей можно приучить к порядку. Рассмотрим несколько советов, с помощью которых можно выработать привычку убирать свои вещи.

7 советов, как приучать ребенка убирать игрушки

1. Задействуйте ребенка в домашних делах. Во всяком случае не препятствуйте ему, когда он рвется вам помогать. Конечно, во многих делах от ребенка будет мало толка, но попробуйте найти ему какое-либо посильное задание. Он должен ощущать себя причастным к процессу уборки.

2. Личный пример. Вы никогда не воспитаете ребенка чистюлей, если сами не являетесь таковым. Дети довольно часто повторяют за взрослыми, и, если малыш увидит, что вы кладете свои вещи на место, то и он будет делать так же.

3. Не ругайте за ошибки. Никогда не попрекайте ребенка, если он, по вашему мнению, выполнил работу недостаточно хорошо, не переделывайте его работу у него на глазах. Лучше все сделать пока он не видит, но уже в следующий раз показать как правильно.

4. Лучший способ приучиться к чистоте – игра. Например, кто быстрее соберет или расставь по памяти как было. Такое наведение порядка вызовет у ребенка множество положительных эмоций и в следующий раз он сам предложит вам такую игру.

5. Похвала – лучшая мотивация. Малыша нужно хвалить за любое даже самое маленькое достижение. Часто родители ругают детей за любой промах, но не замечают правильные действия, считая их должными, хотя для малыша это возможно большая победа. Старайтесь отмечать как можно больше, так вы мотивируете своего ребенка.

6. Расставьте все по местам. Определите вместе с малышом место для каждой вещи, желательно при этом придумать объяснение, почему эта машинка должна стоять именно в этом месте. Можно наклеить яркие наклейки на ящики и коробки с игрушками и другими вещами. Так ребенку будет проще запомнить.

7. Будьте настойчивы. Объясните малышу, что в вашей семье каждый убирает свои вещи и он не исключение. Покажите, что убирать игрушки сразу проще, чем потом разгребать горы вещей. Зачастую дети начинают капризничать, когда их принуждают делать то, чего они не хотят делать, но не стоит давать слабину и убирать самостоятельно. Покажите, что в уборке должна участвовать вся семья, и вы можете ему помочь, но не делать все за него.

Все эти советы могут пригодиться в процессе приучения малыша к порядку. Родители должны творчески подойти к этому процессу, подобрать уникальный и индивидуальный подход для своего ребенка.

Как научить ребёнка поддерживать порядок

Организация порядка в детской с малышом

Я считаю мифом истории о том, что в детской по Монтессори всегда царит идеальный порядок, а довольный ребёнок спокойно занят одной-единственной игрушкой. Всё разложено по полочкам, материалы возвращаются на свои места, и порядок в детской комнате поддерживается постоянно. Это далеко от реальности. Если в Монтессори-классе ещё можно увидеть подобное, то дом — это дом. Мы там живём.

Мой 9-месячный сын Август сейчас в возрасте исследователя. Как и все дети. Он решительно настроен изучить всё вокруг. Это означает, что он должен стащить каждый предмет с полки, попробовать на зуб, потрясти, постучать, подбросить, уронить, взять снова и повторить раз десять. Малыш оставляет за собой хаос, куда бы ни пошёл. Его не заботит, что за собой нужно убирать. Он слишком занят исследовательской работой. Следуя по пути разбросанных вещей, я всегда знаю, куда сын пошёл.

Зона движения или игровое пространство вашего ребёнка не должны быть идеальными, и это нормально. Мой сын дойдёт до этого со временем, и ваш ребёнок тоже

Но, в конце концов, мы хотим, чтобы ребёнок брал материалы с полки, занимался с ними и снова ставил их на место. Как научить ребёнка убирать игрушки? Нужно начинать работать над этим с раннего возраста.

Сензитивный период восприятия порядка начинается у тоддлеров, и его сила только увеличивается к моменту, когда ребёнок идёт в начальную школу. Но я открыла для себя несколько приёмов, которые помогают создать основу для порядка в детской, существующего в Монтессори-среде.

  1. Ограничьте выбор материалов. Я обнаружила, что ограничение доступных игрушек помогает остановить гигантскую волну бардака, которую создаёт Гас (точнее, любой ребёнок). У нас на стеллаже стоит всего несколько вещей одновременно. Поэтому даже если они все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы. В худшем случае, понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок в комнате.
  2. Найдите каждому предмету своё место. Убедитесь, что всё в вашей домашней Монтессори-среде имеет чёткое место. В комнате для совсем маленьких детей мне нравится использовать маленькие корзины или миниатюрные подносы. Это даёт вам обоим чёткое представление, куда нужно вернуть материалы после игры. К тому же корзины тоже можно с удовольствием изучать.
  3. Показывайте, показывайте, показывайте. До знакомства с Монтессори я дожидалась дневного сна Генри и быстро убирала разбросанные игрушки, пока он спал. Сын просыпался и снова видел порядок, возникший словно по волшебству. Но теперь, с Монтессори, я выбрала другой подход — позитивное моделирование поведения, которое хочу увидеть. Так, только Гас заканчивает заниматься чем-то, я с улыбкой возвращаю предмет туда, где он должен лежать. Я ничего не говорю и не придаю своим действиям особое значение, я просто делаю, а он смотрит и впитывает. Уверена, в конце концов, он последует моему примеру.

5 советов как научить ребёнка убирать игрушки

Прежде, чем перейти к советам, я хотела бы заметить, что очень важно уважительно относиться к бардаку, когда ваши дети ещё не закончили играть. Такое случалось много раз: дети увлечены игрой, но нам надо собираться и уходить. Если они всё ещё работают с материалом, я позволяю им оставить всё как есть и не заставляю их раскладывать игрушки по местам. Я считаю, что это неуважительно к детям и подавляет их творческое развитие. Но если они начинают делать что-то другое, и при этом говорят, что закончили играть, нужно убрать игрушки в комнате.

Пока дети не закончили играть, бардак — это естественно

Подготовьте среду для наведения порядка в детской

С самого начала пространство для игры должно быть подготовлено к уборке. Игровая комната должна быть упорядочена и организована, чтобы дети понимали, куда убрать игрушки. Убедитесь, что в вашей домашней среде легко ориентироваться. Я заметила, что корзины — отличный вариант для хранения фигурок животных, деревянных, магнитных или других конструкторов. Если понятно, где что лежит, детям намного легче убираться. Всё должно быть устроено просто, чтобы дети смогли расставить всё по местам без вашей помощи.

Подавайте пример, будьте вовлечёнными

Станьте моделью для подражания, особенно если дети ещё не понимают, чего от них ждут, или они ещё совсем маленькие. Если вы новичок в Монтессори, или если дети с рождения не приучены, что после игры материалы следует убрать на место, вам нужно это продемонстрировать. Покажите им, что уборка — это приятная и необходимая часть занятия. Не делайте это рутиной, относитесь к ней так же, как к демонстрации любых других жизненных навыков. И даже если ребёнок уже привык убирать игрушки, ваш пример поможет закрепить эти навыки.

То же самое относится и к маленьким детям, им нужен ваш пример, чтобы понять, чего от них ждут. Другими словами, сдерживайте свои ожидания о том, насколько самостоятельно дети могут раскладывать игрушки по местам и сделайте процесс уборки приятной частью ваших занятий.

Дайте ребёнку возможность выбрать

Выбор — важная часть Монтессори-среды. Будь то свобода выбора деятельности или свобода передвижения, в каждой ситуации ребёнку нужно предоставить альтернативу. Кроме того, этот приём поможет избежать сопротивления со стороны ребёнка. Если вы видите, что дети не справляются с уборкой, покажите им возможные варианты: «Ты хочешь убрать красные кубики или синие?», «Нам нужно сначала убрать машины или дороги?». Подобные вопросы предоставляют ребёнку свободу выбора и облегчают выполнение небольших задач.

Разрешите им изучать окружающие предметы

То, что дети наводят порядок в детской, не означает, что они не могут изучать окружающие их вещи. Они этим и занимаются. И исследование может быть прекрасной частью процесса уборки. Например, на днях мы с детьми убирали игрушки после долгой интересной свободной игры. И сын начал собирать магнитный конструктор. Кроме квадратных частей. Да, это не самый эффективный способ наведения порядка, но в это время он изучал детали конструктора. Это было не менее важной деятельностью, чем сама игра. Просто помните, что наведение порядка в детской не должно быть неприятным процессом, он включает в себя работу с материалами и уважительное отношение к ребёнку.

Примите тот факт, что дети отвлекаются

Наконец, имейте в виду, что процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок может отвлекаться на другую работу или исследование. И это нормально. Разрешите ему отдохнуть, оставайтесь на месте, а затем предложите выбор. Вспомните себя, как вы работаете, всегда ли от начала до конца занимаетесь одним и тем же делом? Или вы делаете перерывы на то, что вам нравится? Признаюсь, я проверяю Инстаграм, складывая бельё. То же самое для ребёнка. Позвольте ребёнку отвлечься, а затем помогите ему вернуться к наведению порядка.

Так, например, когда мы убирали тот самый бардак, который я описывала выше, на глаза Норе попался пазл. Я наблюдала, как она его взяла, собрала и вернула на полку. В этот самый тот момент я предложила ей на выбор пару действий, чтобы вернуть её к уборки. Отвлеклась она, может быть на 3 минуты, но зато вернулась с новыми силами.

Подводя итог, скажу, что главное в том. чтобы ребёнок убирал игрушки — это заранее организовать игровое пространство и сдерживать свои ожидания относительно самостоятельности детей в организации порядка в детской. Затем привлекайте детей, показывая пример и предлагая на выбор разные задачи. Со временем ликвидировать бардаки становится проще, и вам не надо будет постоянно всё держать под контролем.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Каждому родителю известно, что игра выполняет важную роль в развитии маленького ребенка. При помощи игрушек малыш разыгрывает разные сюжеты, ситуации, придумывает сценарии, формирует свое воображение. После всего этого, со спокойной душой отправляется сладко спать, а убирать всех задействованных персонажей приходится взрослым.

Как же научить ребенка прибирать за собой комнату?

В первую очередь, чистота нужна родителям, а не ребенку. Поэтому не следует давить на малыша, насильно заставлять его убираться, или как-то пристыжать. Надо просто начать немного прибираться при нем. Возможно, что он сам захочет помочь. Если так и произошло, то нужно обязательно поддержать ребенка в его начинаниях, похвалить, и показать свою радость от его поступка.

Если ребенок не торопится присоединиться, а просто продолжает играть – не страшно. Настроение родителя должно оставаться спокойным, но энергичным. Можно ласково обратиться к малышу с просьбой, передать какой-нибудь кубик, затем машинку. Таким ненавязчивым способом, он начнет постепенно привыкать к участию в уборке.

Когда все эти действия станут для малыша комфортными, можно предложить ему прибраться вместе, не забывая о том, что основную работу должен делать взрослый. После того, как уборка закончена, нужно поблагодарить ребенка за его помощь и старания, а потом обратить его внимание на то, как в комнате стало чисто.

Как не превратить уборку в проблему?

Что делать, если ребенок неохотно убирается? В таком случае надо дать ему мотивацию для этого.

Например, напомнить, что если он быстро наведет порядок, то успеет посмотреть свои любимые мультфильмы перед сном.

Главное, никогда нельзя превращать уборку в наказание. Тогда, складывание игрушек не станет проблемой.

Пусть раскладывание вещей будет для ребенка нескучным и даже приятным занятием. Для этого можно создать подходящие условия:

  1. Купить домик для игрушек, в котором каждая будет иметь свое место. Так ребенку будет интересно их раскладывать.
  2. Приобрести или сделать своими руками яркий и красочный контейнер для игрушек, чтобы было приятно их туда убирать.
  3. Предложить ребенку самому придумать, где и как будут располагаться его игрушки http://k >

Если ребенок слишком увлекся игрой, можно предупредить его, что до уборки он может поиграть еще 10 минут.

Какой результат важен?

Главная цель – научить малыша получать удовольствие от наведения порядка, находить в этом процессе что-то приятное и интересное.
Всегда нужно говорить ему, какой он молодец. Даже если из-под кровати выглядывает ухо игрушечного зайца, или на полу остался незамеченный фантик – все равно нужно похвалить ребенка за его старания.

Со временем он обязательно научится делать все так, как нужно. Здесь надо проявить сдержанность и спокойствие. Не стоит говорить малышу, что он сделал что-то не так, указывая на его ошибки. Это может отбить у него все желание вообще заниматься уборкой.

Когда малыш подрастет, можно порекомендовать ему интересный способ самопроверки своей работы. Он заключается в том, чтобы ребенок сначала вышел из комнаты, а через какое-то время снова в нее вошел. При этом ему следует осмотреть ее оценивающим взглядом, как будто руководитель проверяет работу. Если вдруг найдены какие-то недочеты, то следует их устранить.

В итоге ребенок станет относиться к уборке как к легкому и естественному, интересному занятию. А результат будет радовать и его, и родителей.

Как научить малыша убирать за собой игрушки

Все родители желают своим детям беззаботного, интересного и счастливого детства. Но даже оно не проходит без рутинных обязанностей. Одна из них – приучение к порядку и соблюдение его в детской комнате.

Лучший помощник – личный пример

Самый простой способ научить ребенка собирать игрушки и соблюдать порядок – это показать все на собственном примере. Малыши уже с 2-3 лет с удовольствием берутся помогать наводить дома чистоту, подражая действиям взрослых:

  • помоют или подметут полы;
  • польют цветы из игрушечной лейки;
  • расставят обувь в прихожей;
  • включат стиральную машину, самостоятельно загрузив в нее все необходимое.

На этом этапе очень важно не ругать отчаянного помощника, а запастись терпением. За проявленную инициативу обязательно хвалить, мягко указывая на то, что сделано не совсем верно. Реакция детей на похвалу и словесные поощрения подскажет родителям о готовности переходить к новому этапу обучения – убирать за собой игрушки.

Конечно, проще и быстрее сделать все самому. Но этим можно получить эффект, что ребенок привыкнет к тому, что раз у вас это получается лучше, то будете всегда все делать сами. Пройдут годы, и тогда уже возникнет вопрос, как приучить к порядку подростка.

Маленькие хитрости совместной уборки

Процесс приучения малыша 2-3 лет к порядку, когда он не хочет убирать за собой после игры, порой грозит перерасти в хныканье и капризы. Чтобы этого не произошло, попробуйте применить некоторые способы:

  1. Дети должны знать, куда складывать игрушки. Рекомендуется приобрести коробки, пластиковые ящички или корзинки или сделать коробочки своими руками. Для каждой вещи в детской комнате нужно выбрать определенное место и организовать удобные места для хранения. Нанесенная на коробках веселая маркировка поможет с легкостью сортировать их, превращая уборку в своеобразную игру.
  2. Если чадо не хочет ничего делать и не проявляет инициативу при наведении порядка, ни в коем случае не следует пытаться заставить. Можно пойти на небольшую хитрость: выбрать момент, пока малыш чем-то увлеченно занят и навести порядок самостоятельно. Затем, удивившись такой аккуратности и проворности в выполнении просьбы, обратиться к ребенку и поблагодарить за «выполненную» работу. Это наверняка смутит малыша и заставит задуматься. В следующий раз он пожелает заслуженно получить благодарность, поспешив помочь по первой же просьбе.
  3. Если же ребенок не хочет убирать за собой игрушки, не следует его торопить или заставлять. Правильным будет дать ему время закончить игру, заранее предупредив, через какой промежуток времени игрушкам придется отправиться отдыхать. Если ребенок увлечен игрой и рискует пропустить назначенное время, то можно поставить таймер, напоминающий об его окончании.
  4. Иногда можно превратить уборку в игру «кто больше соберет» или «кто быстрее». Когда ребенку прискучит этот способ, стоит переходить к следующему. И так постепенно у малыша закрепятся необходимые навыки, и выработается полезная привычка.
  5. Когда ребенку уже 3-4 года можно попробовать ему сказать, что игрушки могут обидеться и уйти, если за ними не ухаживать и привести в пример сказку К.Чуковского «Федорино горе».
  6. Помочь приучить детей к порядку в детской комнате поможет элементарное планирование, например, в виде составления списка дел. Такой подход актуален для малышей уже с 3 лет. Для них можно придумать веселые названия планируемых занятий, оформляя для начала картинками, и, не забыв при этом включить в список помимо рутины и развлечения. Дети с удовольствием будут вычеркивать уже выполненные пункты, с легкостью переходя к новым.

Приучаем малыша к порядку – практические рекомендации

Так как приучить ребенка убирать за собой после игры? Как показывает практика многих родителей, универсального способа нет. И не имеет значения, наводите ли вы уборку в детской комнате девочки или мальчика. Но, возможно, в этом вопросе могут помочь следующие рекомендации:

  • детям свойственно копировать действия родителей. Если родители беспокоятся о порядке в доме, то такая же модель поведения будет привычна и младшему поколению;
  • крик и принуждение не дадут положительных результатов. Спокойствие не провоцирует протест, а это уже возможность договориться;
  • искренняя похвала станет прекрасным стимулом к выполнению рутинных обязанностей. С критикой лучше повременить, ведь главное желание убирать, а качество непременно появится позже;
  • понятие «порядок» воспринимается детьми и взрослыми различно. Маленькому ребенку проще и понятнее выполнить определенную последовательность действий, озвученную взрослым. Например: собрать игрушки в своей комнате или расставить книги на полке.

Важно объяснить детям, что уборка или соблюдение порядка – не наказание. Это привычные действия, которые выполняют все члены семьи и каждый участвует при создании чистоты и уюта дома.

Как научить ребенка убирать игрушки

Очень важно для развития самостоятельности, чтобы у ребенка была его собственная территория, на которой он будет полноправным хозяином. Прекрасно, если это будет отдельная комната. Если такой возможности нет, отделите ему игровой уголок в комнате. Необходимо дать ему понять, что играть в игрушки надо в своей комнате (или в детском уголке), что нельзя раскидывать их по квартире. Если мама считает, что аккуратность и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки.

Вот какое письмо одной молодой мамы пришло в журнал «Домашний очаг»: «Моему сыну 4 года. Он растет веселым и смышленым мальчиком. Нам с мужем приятно наблюдать за ним, когда он играет с игрушками. Словом, не можем нарадоваться… до той самой минуты, пока не просим его убрать в детской и отправляться спать. Одно мгновение – и ребенка словно подменили: горькие слезы, крики, отказ подчиняться… Он забивается в угол дивана и рыдает, а на полу громоздятся игрушки.

У нас с мужем тоже портится настроение, потому что мы ощущаем себя злыми великанами, которые вторглись в детский мир и нарушили гармонию. Кроме того, мы хотим, чтобы у сына было хотя бы минимальное чувство ответственности: поиграл – убери за собой. Мы объясняем это Мите, но он отказывается слушать нас. Практически каждый вечер заканчивается так: папа теряет самообладание, кричит на Митю, пугает его, что выбросит все игрушки в мусорный ящик, и силком тащит его спать, а я складываю игрушки.

Может, мы слишком много требуем от четырехлетнего малыша? Когда и как следует приучать его убирать за собой? Есть ли хоть какая-то возможность избежать детских слез и родительских криков, когда речь заходит о том, чтобы ребенок помогал старшим?»

Ребенок откликается на просьбы родителей помочь уже с года. Он может принести что-то, передать, достать игрушку или книжку. Сразу же нужно приучать его и убирать за собой. Он поиграл с какой-то игрушкой и захотел взять следующую – сразу же попросите его сначала убрать в ящик ту игрушку, с которой поиграл, прежде чем взять следующую. В этом возрасте он еще может путаться, поэтому помогите ему: отодвиньте от него все остальные игрушки, оставьте только ту, которую нужно убрать. Помогите малышу, скажите: «Вот сейчас мы с тобой спрячем машинку на место. Давай положим ее в коробку, пусть она там спит. А мы с тобой возьмем кубики».

Если просите ребенка убрать игрушки, делайте это благожелательно. Пусть уборка не обращается в наказание, желательно, чтобы она стала финальной частью игры. Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, непременно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: «Смотри, эту книжку мы положим на стол – к другим книжкам, а машинки пусть спят в коробке. Кубики сложим в ящик, а мишку посадим на диван. Видишь, как теперь чисто в комнате! Молодец!» Если такую работу вы будете проводить каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок очень быстро научится осуществлять ее самостоятельно. Чтобы малышу было проще убирать игрушки, можно нанести маркировку на коробки или полки. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинку и т. д.

Можно превратить уборку игрушек в игру : например, во время уборки игрушек можно уложить их спать.

Если он забудет или откажется убрать какую-нибудь игрушку в ее «домик», незаметно спрячьте ее. Чуть позже спросите, где эта игрушка. Малыш начнет ее искать и не найдет. Тогда придумайте небольшую сказку о том, как игрушка, которая не попала в свой домик, ушла из дома и отправилась искать себе другого хозяина – доброго и аккуратного, который каждый день укладывает игрушки на свое место, бережно обращается с ними.

Ребенок должен понять, что игрушки надо убирать на место. Во время уборки спрашивайте у малыша, куда нужно положить ту или иную игрушку, где ее «домик». Малыш может ошибаться и пытаться положить, скажем, большую куклу в маленькую коробку, а маленькую машинку – в большую. Направляйте действия малыша, рассказывайте ему о том, что кукле гораздо удобнее будет в большой коробке, а маленькой машинке в большом ящике одиноко и скучно и она хочет к другим машинкам.

Вряд и ваш малыш в полтора года начнет бунтовать, если вы его попросите убрать за собой книжки или машинки.

А вот ребенок постарше может начать капризничать из-за того, что убирать ему не хочется. Почему так происходит? Во-первых, у него начинается период, когда он испытывает родителей на прочность, проверяет, что будет, если он откажется подчиняться. В этом случае необходимо твердо и спокойно настоять на своем, спросить, нужна ли ваша помощь. Если ребенок ни в какую не хочет выполнять ваше требование, не начинайте с ним воевать, отступите. Через некоторое время он непременно обратится к вам с какой-нибудь просьбой. Доброжелательно и твердо скажите, что сделаете, что он просит, как только он выполнит ваше требование: «Я дам тебе яблоко после того, как ты соберешь кубики. Тебе помочь или ты сам?»

Чем старше ребенок, тем сложнее его игры. Если раньше он играл с одной игрушкой, то уже в два года ему нужно несколько, потому что он включает в игру уже больше игрушек. Так, он может взять книжку и читать ее кукле и мишке. Или взять грузовик и посадить туда несколько зверюшек.

Нельзя начинать какое-то дело, оставив незаконченным предыдущее . Ребенок должен понять, что родители будут ему читать книжку, смотреть с ним мультики или рисовать только в чистой комнате. Но малыш должен знать, что это правило для всех членов семьи, а не только для него одного.

Еще одна причина, по которой ребенок может капризничать и отказываться от уборки игрушек, – страх не справиться с задачей, особенно когда вокруг гора разбросанных игрушек. Здесь как раз и нужна помощь родителей. Задача кажется вашему ребенку невыполнимой – помогите ему разделить ее на простые действия: «Мама положит этот большой кубик в ящик. А ты принеси тот маленький красный. Теперь мама положит синий кубик, а ты принеси вон тот зеленый. Молодец! Вот какой у меня замечательный помощник!»

При этом вы убиваете сразу нескольких зайцев: учите порядку, взаимопомощи , а также помогаете ребенку осваивать понятия цвета, размера, счета. Еще один важный момент: сортируйте при уборке игрушки по их видам. Когда малыша приучают аккуратно укладывать книжки к книжкам, куклы к куклам, машинки к машинкам, таким образом автоматически определяется место для каждой вещи, ее видовая принадлежность. Ребенок этот порядок запоминает и стремится следовать ему.

Если вас уборка игрушек раздражает, то так же к этому занятию будет относиться и ваш ребенок. Вы говорите приказным тоном – он протестует. Если вы разговариваете спокойно и доброжелательно, ребенок спокойно будет выполнять задание. Если малыш болен или очень расстроен, не стоит проявлять настойчивость, лучше незаметно прибрать все самим.

Однако существует другая сторона этой проблемы. Многие родители, стараясь побыстрее освободиться, идут по пути наименьшего сопротивления и всегда убирают игрушки сами.

Этого делать не следует, так как ребенок быстро поймет, насколько это для него удобнее, и будет норовить переложить эту работу на плечи родителей.

Если же вы потерпели фиаско в своем стремлении воспитать аккуратность у ребенка, можно воспользоваться и другим способом. Скажите: «Убери, пожалуйста, свои игрушки, иначе я спрячу их». Он не выполнил ваше требование – спокойно соберите все игрушки в коробку и спрячьте на пару дней. Если у малыша много игрушек и он не заметил исчезновения тех, что вы спрятали, повторите процедуру на следующий день. Когда-нибудь он обратит внимание, что исчезли его любимые машинки или куклы. Вот тогда и объясните ему, что, поскольку он не убирал игрушки, вы спрятали их, как и обещали, так что он получит их только через день (или два) и после того, как уберет разбросанные вещи.

Проявите твердость и не поддавайтесь на уговоры и упрашивания. Вы должны вернуть их тогда, когда обещали. Перед тем как вернуть игрушки, предупредите ребенка, что после игры он должен убрать игрушки на место, иначе они опять исчезнут.

Как вариант можно сделать специальный штрафной ящик, куда и отправляются все игрушки, которые не убраны к определенному времени.

Так, шаг за шагом, вы постепенно воспитываете у ребенка аккуратность. При условии кропотливого труда с вашей стороны к трем годам ваш малыш будет уже сам убирать игрушки и книжки на место. Конечно, даже при условии правильного выполнения родителями всех действий по воспитанию самостоятельности и аккуратности ребенок время от времени будет преподносить вам сюрпризы в виде капризничанья, нежелания убирать, иногда он может делать назло, нарочно разбрасывая игрушки. В этом случае злиться и раздражаться не стоит. Действуйте теми же методами, что и раньше, стараясь не заострять внимание на капризах ребенка.

Ссылка на основную публикацию