Как научить ребенка рано говорить

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук . Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому . Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути . Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д. Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

  • Изучайте с ребенком части лица и тела . В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — » Что как звучит? « ( Ozon , My-shop , KoroBoom ) и » Кто что делает? « ( Ozon , My-shop , KoroBoom ). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Как научить ребенка говорить рано и красиво

Ребенок растет, и каждые папа с мамой с нетерпением ожидают того момента, когда он начнет разговаривать. Первая тактика родителей — пустить все на самотек и спокойно ждать момент, когда маленький человек заговорит сам. Это неразумно.

Нельзя упускать время

Речь ребенка необходимо развивать с момента его появления на свет. Родители оказывают ему помощь, иногда не догадываясь об этом. Чуткое сердце мамы подсказывает, что с дитём надо говорить, объяснять ему те вещи, которые происходят вокруг.

Носите малыша на руках и объясняйте, что происходит вокруг. Зрение детей в первые месяцы недостаточно острое, чтобы все четко видеть, но им важно ощущать голос мамы.

Первый год жизни — самый важный для формирования мозговых центров, отвечающих за речь. В три года эти участки мозга уже полностью сформированы, не упустите самый благоприятный период для обучения речи.

Типичная ошибка пап и мам — ориентироваться на успехи соседних детей. Но каждый человек индивидуален, не надо смотреть на то, как развиваются другие и сравнивать своего с ними.

Если же родители считают, что их сын или дочь сильно отстают в развитии, необходимо, не откладывая момент, показать их детскому логопеду.

Основные этапы становления речи

На каждой ступени развития детям помогают родители. Первый звук, который издает малыш — это крик. Со временем его интонации становятся многообразными, и матери и другие близкие люди научаются распознавать эти оттенки настроения в звуке, его высоте и тональности.

Когда малышу исполняется от трех до шести месяцев, он начинает издавать так называемое гуление. Он любит произносить гласные «ааа», «ууу». Важно обращаться к ребеночку, стимулируя его к общению.

В четыре месяца появляется детский лепет. На этом этапе полезно знакомить малыша со звуками природы, читать сказки, включать нейтральную музыку.

Семимесячный младенец уже понимает речь находящихся рядом людей и может сопоставлять слова с вещами. Словарный запас составляет примерно десять слов. Это позволяет построить простейшие предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, приходи).

Словарный запас будет расти каждый день. Для расширения кругозора и увеличения вокабуляра полезно регулярно заниматься с малышом дома, а также повещать специализированные занятия в группе в детском центре раннего развития.

В полтора года ребенок уже умеет ставить слова в правильный падеж и четко проговаривать окончания. Даже в этом случае и при наличии большого словарного запаса не стоит прекращать занятия по развитию речи: они должны быть систематическими.

К двум годам среднестатистический ребенок располагает уже примерно двумя сотнями слов в обиходе. С этого момента родители могут уже свободно разговаривать с малышом, тем самым пополняя этот запас.

Мамы и дети: как научить ребенка говорить?

С рождением ребенка, родители наблюдают за каждым его движением и мимикой, и конечно же ждут, когда их малыш произнесет эти заветные слова «Мама», «Папа». Если речь начинает задерживаться, то это становится поводом для переживаний. Как оказалось, в последнее время тема о задержке речевого развития становится актуальной. Мамы все чаще начали обращаться за помощью к логопедам. Причин появления этой проблемы несколько, но, а самым лучшим другом для ребенка является мама. Есть хорошие методы, которые мамочки могут использовать в развитии речи своего малыша. Какие именно, узнаете в статье!

Не упустите момент

Как оказалось, ребенок будучи в животе у мамы приобретает лингвистические навыки. К примеру, за месяц до рождения малыш может отличать языки по ритму. Основные знания о мелодике и интонациях родного языка закладываются в первые месяцы жизни.

Нужно беседовать с малышом уже на третьем месяце беременности . Так как разговаривая с ним на этих сроках вы вкладываете основу для его успехов в будущем. Доказано исследованиями, что дети, с которыми не разговаривали родители, даже к трем годам могут не заговорить, и отставать от сверстников. Если в первые три года жизни ребенок будет слышать большое количество слов, то это увеличит шансы на высокое IQ в будущем.

Нужно почаще разговаривать с ребенком. Принимать активное участие в его языковом воспитании. Также помните, что интернет, и видео на YouTube не заменят человеческое общение.

Главные периоды развития речи

Речевой процесс не является быстрым. Первые слова малыш произносит ближе к годовалому возрасту. И, конечно же, эти периоды одно блаженство для домашних . В течение года в голове ребенка формируются отделы мозга, которые отвечают за обучение речевым навыкам. В годик малыш может уверенно проговаривать отдельные слоги и имеет в словарном запасе примерно 10 слов. Вот в таком порядке проходят следующие стадии развития речи:

1. Крик — с рождением младенец может только кричать, плакать. Уже в дальнейшем малыш начинает делать это с разной интонацией, громкостью, и тоном.

2. Лепет — в этом случае им произносятся разные слоги, которые он повторяет в хаотичном порядке. Данный момент наступает с 6-9 месяцев. В это время кроха начинает понимать многое.

3. Гуление — такие звуки, как «ааа», «ууу» «гугу». Первые гуления у детей начинаются в возрасте 3.5-6 месяцев.

4. Предложения без смысловой нагрузки, то есть для детей. Потому что родители не всегда понимают, что ребенок хочет на самом деле. К примеру, такие фразы, как «мама ди» могут значить «мама, дай», а «пи» он хочет в горшок и т.д.

5. Когда вашему малышу будет 1.5 годика нужно уже посещать занятия по развитию речи. Учтите, что первые занятия нужно проводить, когда ваш малыш имеет достаточный словарный запас. Также, упражнения должны выполня в игровой форме.

Методики развития речи

На самом деле есть множество методик развития речевого аппарата, которые мама вместе с малышом может самостоятельно освоить.

Артикуляционная гимнастика

Это группа занятий, которые развивают речевой аппарат. Рассчитан для детей дошкольного возраста. Цель данной методики заключается в том, чтобы ребенок мог проговаривать отдельные группы гласных и согласных букв. Один из примеров арт.гимнастики – это скороговорки. Самое главное эти упражнения в начале нужно выполнять медленно. Когда вы научится проговаривать нужные звуки, то крохе будет проще сказать фразу быстрее, чем медленнее.

Логопедические упражнения

Специальный поход к профессиональному логопеду отдельные занятия, конечно, не заменят. Так как они используются комплексно. Занятия над речью не подразумевают исключительно работу над отдельными звуками. Тут подключается весь головной мозг. Важно тренировать активность, расширять восприимчивость, выполнять упражнения на артикуляцию, дыхание. Особенно важно создать правильную атмосферу обучения.

Как научить ребенка правильно говорить слова?

Главное, в этом вопросе не навредить ребенку: не стыдить его, и не повышать голос. Одной из главных причин долгого отсутствия речи у ребенка – это малое количество коммуникации. Если же вашему малышу 1 год, и он не разговаривает, то можете не переживать. Не стоит забывать о том, что ребенок, также может испытывать трудности с речью из-за нарушений слуха. Нужно обследоваться у терапевта. Плюс индивидуальные особенности психики.

Важно! Уже с самых первых дней его жизни, нужно задаться вопросом, как научить малыша говорить! Популярный доктор Комаровский говорит, что разговаривать с крохой необходимо уже на 4 месяце беременности.

Повторяйте за ребенком

Запомните, какие именно звуки ваш малыш чаще всего проговаривает, и повторяйте за ним! Для чего это делается? Чтобы малыш мог понимать вашу реакцию и контактировать с вами. Ведь он также может повторить и за вами. С каждым разом подключайте все новые фразы. Чтобы малышу было интересно используйте стишки. Также делайте паузу, когда ожидаете от малыша повтора.

Читайте малышу

Почаще читайте ребенку. Правильно будет внести это действие в каждодневную практику. Ведь детишкам нравится рассматривать красивые и яркие картинки. Он будет их рассматривать и запоминать новые слова.

Задавайте наводящие вопросы ребенку

Старайтесь не обращать внимания на язык жестов ребенка. Сделайте вид, что не понимаете его. Естественно, не нужно доводить кроху до истерики, не разговаривая с ним вообще. Лучше найдите контакт с малышом, задавайте ему вопросы, так он постарается вам ответить на них. Важно понимать, что поддакивая каждому желанию ребенка, вы можете приостановить у него стимул говорить. Практика показывает, что многие малыши начинают «лениться», и не хотят общаться.

Избавьтесь от соски

Долой соске! Бывают случаи, когда дети до 3, 4 лет спят, гуляют вместе с ней, или же просто по привычке ее сосут, и устраивают истерики, если мамочки хотят отучить их. Это не есть хорошо, к сожалению! Если ребенок целый день ходить с соской во рту, то он не скоро заговорит.

Не наказывайте

Не принуждайте малыша говорить, не заставляйте, и не наказывайте за молчание! Ведь такой метод просто усугубит положение, так как ваш малыш замкнется в себе, и может сформулироваться «речевой негативизм». Многие специалисты отмечают, чтобы развить речь, нужно для начала развить мелкую моторику рук. Как оказалось, массируя акупунктурные точки ручек и ладошек ребенка, вы подготавливаете почву для лучшего развития речи, интеллекта и памяти.

Упражнения для языка

Логопеды занятия начинают с артикуляционной гимнастики. Дома также можно попрактиковать эти навыки. Можно купить пособия, либо самой придумать интересные игры: надувайте щеки, надувайте на кусочек ваты, цоканье и т.д.

Упражнения для речевого дыхания

Стоит отметить пользу от упражнений на развитие речевого дыхания. Они просты в выполнений: надувайте шарики, мыльные пузыри, задувайте свечи и т.д.

  1. Возьмите карандаш с шероховатыми краями. После покажите ребенку на своем примере, как можно катать карандаш между прямыми ладошками. В случае, если малыш не смог удержать карандаш, то проведите им по ровной поверхности.
  2. Возьмите резиновую грушу. В этом упражнений вы научите малыша сжимать и разжимать грушу, а также получать волну воздуха. Обратите внимание именно на этот процесс.

  1. Мните бумагу. Здесь следует научить малыша сминать бумагу, после можете поиграть с ним в баскетбол, стараясь закидывать бумажки в мусорное ведро.
  2. Сматываем и разматываем клубочки с пряжей. Можно начинать с наматывания ниток на какой-либо предмет (палочку или картонку).
  3. Спрячьте вещь в ладошку. Возьмите какую-нибудь мелкую фигурку животного и сожмите. После скажите «Идет лиса, она собирается съесть колобка, спрячь». В случае, если у малыша не получается спрятать игрушку, то покажите, как это сделать, накрывая одну ладошку другой.
  4. Забинтуйте ранки у игрушек. Затем расскажите малышу историю о том, что цыпленок или пупсик поранились. Закрасьте ранку красным цветом и покажите ребенку, как перебинтовать. После, как ваш малыш завершит свою работу, не забудьте его похвалить и обнять!

Очень важно при всем этом обучении, чтобы ребенок чувствовал родительскую заботу и любовь. Не все происходит быстро, главное не поддаваться негативным эмоциям и не показывать этого малышу. Главный помощник в обучении детей умению разговаривать – это спокойствие и терпение.

Как научить ребенка говорить

«Детей надо учить тому, что пригодится им,
когда они вырастут».
Аристипп (древнегреческий философ, ученик и друг Сократа).

Умение облачать свои чувства, мысли, переживания в слова – один из важных социальных навыков человека, который во многом определяет не только качество его жизни, но и демонстрирует широту кругозора, интеллектуальную развитость. От того, насколько виртуозно человек владеет искусством слова, зависит эффективность его взаимодействия с ближайшим окружением, карьерный рост и благополучие. Вот почему так важно учить «говорить» своего ребенка с самого раннего возраста, а именного с того момента – как только он начинает понимать происходящее вокруг себя.

Этапы развития речи у ребенка

Каждый человек с самого рождения проходит в своей жизни определенные этапы или стадии, так же обстоит дело и в освоении речи.

Итак, первая стадия – воспроизводство первых звукосочетаний, в народе еще закрепилось своеобразное название данного этапа — «гуление», в среднем наблюдается в 2-3 месяца.

Переход из первой стадии во вторую происходит в 5 -7 месяцев, когда звукосочетания становятся более отчетливыми.

Третья стадия наступает, если ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися звукосочетаниями, такие как: «мама», «папа» и так далее, при этом слабо еще соотнося их с определенными объектами.

А вот после 9 месяцев, ребенок уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл.

Примерно к году, ребенок владеет от 3 до 10 «слого-слов» , и дальше багаж знаний пополняется стремительно быстро. После полутора лет ребенок уже вполне может изъясняться простыми предложениями.

В два годика – ему покоряются языковые нюансы, приобретается умение сочетать слова с предлогами и употреблять их в правильном порядке.

Если вы из числа тех, кто стремится, как можно раньше развить определенные навыки своего малыша, а ваш ребенок все никак не заговорит, то тогда эта статья именно для вас.

20 способов как помочь ребенку заговорить

  1. Как можно меньше используйте пустышки — соски. Поскольку, их длительное сосание может создать проблемы с прикусом и с артикуляцией.
  2. Запрещайте сосать палец – последствия аналогичные, что и с пустышкой.
  3. Развивайте мелкую моторику, она стимулирует мыслительные процессы и речь.
  4. Читайте ребенку как можно больше книжек, начиная с 3 месячного возраста.
  5. Как можно больше разговаривайте с малышом.
  6. Поощряйте познавательные действия ребенка.
  7. Уделяйте внимание артикуляционным играм ( представлены ниже).
  8. Устраивайте домашние инсценировки и представления.
  9. Многократно повторяйте стишки, песенки, потешки.
  10. Не говорите в разговоре с малышом слишком быстро, используйте простые и понятные слова.
  11. Проговаривайте вслух, что вы делаете.
  12. Прослушивайте музыку и песенки для детей.
  13. Как можно реже используйте в обучение ребенка электронные игрушки, так как они формируют пассивного участника, за счет того, что все делает за ребенка электроника.
  14. Будьте интересным собеседником, используйте в разговоре с крохой мимику.
  15. Побуждайте ребенка озвучивать свои просьбы не языком жеста, а именно словами.
  16. Повторяйте за ребенком, задавайте простые вопросы, тем самым вы мотивируете говорить его чаще.
  17. И дома и на прогулке, произносите название всех предметов, которые заинтересовали малыша.
  18. Ведите дневник новых слов, для контроля речевого развития.
  19. Радуйтесь каждому новому слову, хвалите, восхищайтесь.
  20. Посещайте развивающие центры для малышей, поощряйте общение с другими детьми.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.

Артикуляционные игры

С полутора лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:

  • Погулять язычок собрался: (открываем рот)
  • Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
  • Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
  • На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
  • Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).

Скороговорки для развития речи

Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:

Данная скороговорка нацелена на выработку звука [Р]:

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [Ж]:

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [С]:

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Скороговорки на звук [Ш]:

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Детей очень увлекают звуки животных и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.

Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка», статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.

Обучающий массаж ручек

Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.

  • Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
  • Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
  • Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
  • Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
  • Встряхните кисти рук.

Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.

Игра для развития пальчиков

— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)

— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)

— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)

— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)

— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)

— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).

Развивающая речь игра «телефон»

Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон. Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».

Игра «праздничный пирог»

Данная игра очень полезна для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».

Видео

А познавательное видео, которое вы можете посмотреть ниже, ответит на многие волнующие вопросы. Консультацию проводит руководитель школы правильной речи «Риторика» Филипьева Инна Валентиновна.


И напоследок, иногда, ребенок начинает говорить после сильных положительных эмоций. Устраивайте ребенку праздники, дарите как можно больше радости.

Хороших вам результатов!

Отзывы и комментарии

Поделиться своими успехами в этом нелегком, но очень приятном деле, вы можете ниже.

Также рекомендуем познакомиться с уроками по риторике на нашем сайте и статьей «Скороговорки для развития речи и дикции».

Как научить ребенка говорить

Когда малыш произносит свое первое «агу» – это еще один повод для радости у мамы и всех членов семьи. Ведь за первым «агу» последуют и заветные первые слова малыша, а каждому родителю хочется услышать эту мелодию звуков по быстрее. Как научить ребенка говорить? Давайте разбираться.

С самого рождения начните разговаривать со своим крохой. Рассказывайте, что вы делаете, спрашивайте каждое утро, как он спал, и что ему снилось, желайте доброго утра и спокойной ночи каждый день, советуйтесь, какой костюмчик малыш хочет одеть, сегодня на прогулку.

Конечно, первое время ответа вы не услышите. Точнее малыш с удовольствием будет вам отвечать, но сначала лишь жестами и мимикой, в дальнейшем уже появятся лепет, кряхтение, а когда ребенок научится говорить — слоги и первые слова.

Пока малыш лишь впитывает информацию, запоминает, сказанное вами, и не вздумайте даже подумать, что кроха ничего не понимает. Он понимает все, просто пока не умеет говорить на вашем языке, поэтому очень важно с пеленок наладить сенсорный и интуитивный контакт с ребенком, чтобы вам проще было понимать друг друга.

Но помимо обычных повседневных разговоров нужно заниматься с малышом дополнительно, если конечно вы хотите,как можно раньше научить ребенка говорить.

Учим ребенка говорить с помощью книжек, песен и стихов

Песенки, стихи и сказки являются отличным стимулом к основной двигательной системе развития речи у ребенка к подражанию. Стремление к подражанию является одним из самых важных и неисчерпаемых источников не только в развитии речи, но и в развитие ребенка в целом.

Именно благодаря тому, что малыши любят повторять за взрослыми все на свете, они обучаются кушать вилкой, ходить, чистить зубки, быть вежливыми. Однако, родители должны следить за своим поведением, так как вместе с хорошими качествами, детки могут приобрести и плохие привычки глядя на любимых взрослых.

Каждый день читайте своему крохе книжки с короткими стишками и сказками, причем не монотонно, а обязательно с выражением. А еще лучше, если вы заучите какие-то из них наизусть и будете не только эмоционально рассказывать, но и показывать их малышу.

Кроха, конечно пока еще не до конца улавливает смысл описанного, но хорошо считывает эмоции, мимику, интонацию голоса и в следующий раз обязательно попытается их повторить.

Красочные картинки из книжек можно рассматривать вместе с крохой, не забывайте комментировать увиденное, а детали, которые вы хотите особенно отметить (например, у зайки длинные ушки) показывайте пальцем – таким образом, ребенку будет проще запомнить увиденное.

Очень хороший результат дают уроки вокала. И даже если вы уверенны, что поете ужасно – пойте! Пойте колыбельные, пойте, когда купаете малыша, когда нет настроения или наоборот оно отличное. Для любого ребенка пение мамы – самая сладкая мелодия, которую он когда-либо слышал.

Тем более, что на фальшивые ноты он не обратит внимания, зато почувствует ритм и быстрее выучит новые слова. Купите, своему чаду музыкальные игрушки, которые помимо слухового восприятия развивают и мелкую моторику, которая, кстати, тоже помогает раннему развитию речи у детей.

А детки так любят нажимать на кнопочки, ведь это так интересно. Особенно если каждая из них обладает особенным звуком. Лучше, если эти игрушки будут тематическими, например, со звуками животных.

Помимо детских музыкальных игрушек, ставьте малышу веселые детские песенки и стихи на аудиосистеме – пусть карапуз слушает и запоминает, заодно будет и пританцовывать, как может.

Как научить ребенка говорить с помощью монологов

Первоначально, конечно, уроки разговорной речи будут происходить лишь в форме вашего монолога, однако это важная и неизбежная часть огромного шага к началу первых слов. Сначала, ваше чадо будет выступать в роли активного слушателя, и впитывать в себя всю интересную информацию.

Такое положение вещей следует постепенно менять. Если карапуз уже умеет произносить какие-либо слова не стоит торопить его и предугадывать его желания. Дайте шанс ребенку самому объяснить, чего он хочет в данный момент.

Если вы уже поняли, что он хочет, например, пить, не стоит сразу хвататься за чашку, лучше уточните: «Ты хочешь пить?» — и подождите, пока малыш ответит вам. Пусть даже пока, это будет обычный кивок головой или односложное «да» — это уже большой прогресс.

Очень важный этап в становлении речи является звукоподражание. Рассказывайте ребенку, что дождик капает «кап-кап», кошка мяукает «мяу-мяу», машинка гудит «би-би» и так далее. Затем, когда кроха несколько раз услышит новые слова, задавайте ему вопросы: «Это машина. Как она гудит?»

По началу, малышу трудно произнести слово полностью, поэтому имитация звуков поможет крохе научиться изъясняться хотя бы на своем языке, и выучить новые для него слова.

После того, как малыш научился изъясняться на своем детском языке, начинайте проговаривать слова полностью и поправлять кроху, когда он говорит, например, «ки» вместо «кошка». Таким образом, вы дадите ребенку почву для совершенствования своей речи.

Где бы вы не находились, используйте каждую возможность для того, чтобы в игровой форме задать ребенку простой вопрос (кто это? что делает?), а потом сами на них отвечайте. Чтобы карапузу было проще запомнить фразы должны быть односложными (собака бежит, лежит).

Потом задав те же вопросы, выдерживайте небольшую паузу. Пусть кроха постарается сам ответить на них. Постепенно задания можно усложнить: попросите описать указанный предмет (предварительно сделайте это сами) и дайте ребенку больше времени на ответ. Если малышу удалось ответить правильно, не забудьте похвалить кроху.

Как научить ребенка говорить с помощью игры

1. ПОКА-ПОКА

Эта игра напоминает мне знаменитую когда-то передачу про телепузиков, с их любимой фразой «пока-пока» в конце. Прощайтесь со всеми: с папой, который уходит на работу, с бабушкой и дедушкой, с продавщицей в магазине, с доктором в поликлиники.

Все взрослые перенимают игру в «пока-пока» на лету, даже если малыш еще не умеет махать ручкой. Помимо пока можно научить малыша махать ручкой и тогда, когда нужно кого-то поприветствовать, только не забывайте само это слово проговаривать вслух.

Когда ребенок уже будет понимать и «прощаться и здороваться» со всеми ручкой, он вскоре начнет повторять и слова. Кстати, можно также поэкспериментировать со словами «спасибо», «дай», «на».

2. ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ.

Приобретите для крохи (если у вас еще нет) различные игрушки-зверушки. Пусть у него будет свой маленький зоопарк, и играть в него вы будете вместе.

Правила игры следующие: вы берете в руку какое-либо животное и произносите, как оно называется, и какие звуки оно издает. Если не знаете, как кого-то из животных озвучить, придумайте сами. Пусть ребенок повторит за вами.

3. КТО СПРЯТАЛСЯ?

Разложите перед малышом игрушечных зверушек и поочередно озвучьте голос каждой из них (для начала не берете большое количество животных, чтобы вашему чаду было проще запомнить). Затем уберите кого-нибудь из них за спину и спросите ребенка кого не хватает. Затем можно вместе поочередно озвучить оставшихся зверей и методом исключения найдите вместе пропажу.

Как научить ребенка говорить: полезные советы

Каждым родителям хочется, чтобы их ребенок как можно быстрее освоил основные навыки: сел, пошел и, конечно же, заговорил. Однако для гармоничного развития малыша необходимо участие и самых близких. Интересуетесь, как научить ребенка говорить? Советы найдете в статье.

Как научить ребенка говорить: правила

Многие родители пренебрегают развитием речи ребенка, мол, заговорит, когда придет время. Однако все сроки уже прошли, а малыш по-прежнему молчит. Только тогда родители обращаются к специалистам, а время уже упущено. Конечно же, стимулировать речь получится, но для этого необходимо много усилий или даже медикаментозное вмешательство.

Чтобы такой ситуации не произошло, занимайтесь с ребенком с рождения. Многие не понимают, зачем это делать. Врачи доказали, что разговаривать с малышом необходимо как можно раньше. Он не сможет заговорить, но будет воспринимать речь на слух, сформирует словарный запас, а затем порадует маму и папу первыми словами.

Как учить ребенка говорить? Обязательно обратите внимание на следующие правила:

  • Разговаривайте с ребенком.

Как уже упоминалось, чем раньше начнете, тем лучше. При этом говорите четко и внятно. Не нужно сюсюкать, сокращать слова, использовать слишком много уменьшительно-ласкательных слов. Рассказывайте малышу о том, что его окружает, комментируйте свои действия.

  • Читайте сказки.

Помимо разговоров, развить речь помогают книжки. Это формирует образное мышление даже у очень маленьких детей. Хорошо, если одновременно с чтением будете показывать крохе картинки в книжке.

  • Включайте песенки.

Детские заводные песенки также помогут крохе разговориться. Только следите, чтобы исполнитель произносил все звуки и слова четко. Иначе в будущем могут возникнуть проблемы.

  • Начинайте с малого.

Не стоит думать, что ребенок сразу же заговорит сложными предположениями. Речь малыша должна начинаться с простых слов. Поэтому сначала выучите основное: мама, папа, баба, кот. Также расскажите ребенку, как говорят животные. Это очень увлекательное занятие и нравится малышам. А после уже переходите к более сложным упражнениям.

  • Придумывайте логопедические игры.

Игра — главный способ развития ребенка. Поэтому обязательно используйте речь во время занятий с ребенком. В логопедические игры можно играть на улице, в транспорте, дома. Например, пусть ребенок повторяет за вами простые слога «Ла-ла», «Та-та» или произносит другие фразы в ответ. Затем усложняйте игру.

  • Учим ребенка говорить, развивая мелкую моторику.

Интересуетесь, как связаны руки и речь? Дело в том, что речевой центр в мозгу расположен возле области, отвечающей за мелкую моторику рук. Поэтому, когда мы развиваем движения, автоматически задеваем и речь.

Упражнения на мелкую моторику можно давать с разного возраста. Существует несколько основных занятий, которые помогут ребенку заговорить рано. Вот некоторые из них:

  1. Грудничку предложите ощупывать разные виды ткани, дерева, давайте погремушки, шелестящие предметы, разрешайте рвать бумагу.
  2. Детям постарше давайте ознакомиться с крупами и разными видами макарон. Для начала можно их перебирать и щупать. Когда малыш подрастет, прячьте в крупы мелкие игрушки, и пусть кроха их ищет. Затем можно делать ожерелье из макарон, аппликации и придумывать другие занятия.
  3. Приобретите специальный мячик с шипами и давайте ребенку его мять. Можно играть дома или на улице. Небольшие шипы хорошо массируют нервные окончания рук и стимулируют развитие речи.
  4. Лепите из теста или пластилина.
  5. Делайте игровую пальчиковую гимнастику.

Как видите, развитие речи малыша — увлекательное занятие. Однако не переусердствуйте с занятиями: ребенку они должны быть в радость. Помните, что главное — это общение и взаимодействие родителей с малышом.

Как развить речь в раннем возрасте: этапы формирования речи, помощь родителей

Вы узнали, что развивать речь необходимо с самого раннего возраста. Когда же малыш начинает произносить первые слова? Рассмотрим этапы формирования речи у ребенка.

  • До трех месяцев.

У новорожденного ребенка тоже есть речь. Вы уже догадались, что она воспроизводится только в виде крика. До трехмесячного возраста ребенок выражает свои эмоции и желания именно так. Однако если прислушаетесь, заметите, что малыш меняет интонацию и высоту голоса.

  • Три–шесть месяцев.

В этот период начинается гуление. Малыш произносит простые звуки, преимущественно гласные. Например, «аааа», «агу». В этот период важно стимулировать ребенка к произнесению звуков, стремиться, чтобы он повторял за вами.

  • Шесть–двенадцать месяцев

В этот период малыш продолжает гулить и пытается лепетать, то есть произносить простые слога: «ма», «ба», «га». В этот период он уже понимает речь окружающих и обращенные к нему слова.

  • Год–два года.

У малыша появляются первые слова. Они обычно простые, состоящие из максимум двух слогов. Также ребенок может сокращать фразы. Например, говорить «мама, ди сю», что означает: «мама, иди сюда». Стремительно увеличивается словарный запас.

Речь ребенка идентична речи взрослого. Малыш разговаривает предложениями. Если он заговорил поздно, может путать окончания, по-прежнему сокращать слова или не выговаривать все буквы.

Конечно же, родители должны помогать ребенку заговорить. Обязательно занимайтесь с ребенком, используя методику, описанную выше. Также не пренебрегайте такими советами:

  • Старайтесь разговаривать так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Поэтому присаживайтесь на корточки перед малышом и поворачивайтесь к нему лицом.
  • Не держите постоянно включенным телевизор: это отвлекает от живой речи.
  • Ограничьте просмотр мультиков. Все хорошо в меру. Чрезмерное увлечение экранными героями не стимулирует развитие речи. Ребенок не фантазирует: в мультфильмах все делают за него.
  • Разговаривая с ребенком, сначала используйте простые предложения. Например, «собака побежала».
  • Не сокращайте слова. Пусть машина будет машиной, а не «би-би».
  • Обязательно используйте в речи глаголы и предлоги.
  • Обучая ребенка, сначала отвечайте за него. Например: «Кукла, как тебя зовут?» — «Ляля». — «А что ты делаешь?» — «Играю». Со временем вовлекайте ребенка в игру.

  • Рассматривайте книжки с картинками вместе с ребенком. Спрашивайте: «А что это?» «Какого цвета мяч?»
  • Обязательно хвалите ребенка, даже если он что-то сказал не совсем правильно. Однако делайте это в том случае, когда видите, что малыш старается.

Если вы считаете, что всё делаете правильно, но ребенок так и не говорит, это повод обратиться к специалистам.

В современном мире сроки, когда малыш должен овладеть речью, немного сдвинулись. Поэтому врачи утверждают, что молчание до 3-х лет — это норма.

Однако если малышу уже исполнилось два года, а он не произносит даже элементарные звуки, насторожитесь. Для начала обратитесь за консультацией к невропатологу. Затем может понадобиться помощь генетика, психолога и логопеда.

Вы узнали, как ребенка научить говорить. Если малыш молчит, не расстраивайтесь и не сравнивайте его с другими. Каждый ребенок развивается про-своему. Однако будьте начеку и не бойтесь обращаться к специалистам в тревожащих вас ситуациях.

Как научить ребенка рано говорить?

Каждый родитель ждет, когда его дитя начнет разговаривать. Формироваться речь начинает с самого рождения. Любая мама чувствует, как нужно с ребенком разговаривать, чтобы он понял ее. Специалисты рекомендуют постоянно общаться с малышом, показывать и называть разные предметы. Сначала зрение у дитя недостаточно развито, но ему крайне необходимо слышать речь, голос.

Развитие речи

Мозговые центры, которые ответственны за речь, начинают формироваться в первый год жизни. Именно по этой причине первые 12 месяцев – это фундамент для развития речи.

В первые 3 года области мозга, ответственные за речь, уже полностью развиты. Именно по этой причине важно постоянно заниматься со своим чадом, чтобы он правильно выговаривал звуки, слова.

Ошибка родителей! Многие начинают ровняться на друзей, соседей. Запомните, каждый ребенок – индивидуальность. У одних раньше развивается речевой центр, а у других позже. Главное своевременно определить нарушения и скорректировать их.

Основные этапы формирования речи

Обращаем ваше внимание, что каждое дитя проходит несколько этапов развития речи. Первая голосовая реакция – это крик. Интонация через некоторое время становится разнообразной.

В 3-6 месяцев ребенок начинает гулить, протягивая гласные «гуу», «ааа». Очень важно отвечать своему малышу, потому что он хочет общаться.

В 4-5 месяцев дитя лепечет. Можете включать себе аудиосказки, релаксирующую музыку, природные звуки. В 7-8 месяцев малыш уже понимает речь окружающего, соотносит слова с разными предметами. К 1 году у ребенка в словарном запасе уже 10 слов. Позже он начинает слаживать предложения – «кы тель» (включи ТВ), «мама ди» (мама подойди). Запас слов начинает резко расти.

В 1,5 года ребенок использует уже окончания, падежи. Если у дитя даже есть словарный запас, с ним нужно постоянно заниматься. Главное, чтобы занятия были систематическими. Уже в 2 года дитя знает около 100 слов, поэтому так важно развивать речь, играя в разные игры.

Ценные рекомендации

Главное говорить четко, доходчиво, использовать короткие предложения, эмоциональную интонацию. Пока дитя еще маленькое, нужно наклониться над его лицом, проговорить слово, чтобы малыш увидел артикуляцию. Например, вытяните губы и скажите звук «У».

Когда выполняете что-то, не забывайте комментировать, называть вещи своими именами, так быстрее дитя узнает о разных предметах, действиях. Давайте своему чаду выговориться, не закрывайте ему рот.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий. Также читайте малышам стихи, сказки. Таким образом сможете обогатить словарный запас, дитя будет учить все больше новых слов.

Чтобы быстрее дитя начало говорить, нужно общаться с ним в живую. Телевизор, планшет не заменят живое общение. Когда малыш рассматривает картинки, картинку, употребляйте прилагательные, глаголы.

Практически все родители пытаются упростить речь, поэтому на машину говорят «би-би», на кошку «киса», «мяу», на собаку «ава». Конечно, дитя сразу же сможет выговаривать эти слова, но в дальнейшем он привыкнет к ним и будет постоянно говорить именно их. Обязательно хвалите своего малыша, так у него появится желание достигать новых успехов. Родительская поддержка, хорошие эмоции, одобрение помогают развить речь.

Развитие моторики

Уже давно ученые пришли к выводу, что от развития кисти руки, зависит состояние артикуляционного аппарате, органов речи. Для стимуляции нужно еще в раннем детстве делать массаж фаланг пальцев.

Специалисты уверены: развивать мелкую моторику нужно уже с 2-месячного возраста. Делайте массаж пальцев, поглаживайте их, легко растирайте. Занятия должны продолжаться около 2-3 минут. Не забывайте разговаривать с малышом, постоянно улыбайтесь ему.

Старшие могут собирать пирамиду, рисовать, лепить разные фигурки из пластилина, играть в известные детские игры – «Сорока-ворона», «Ладушки». Также полезно перебирать крупу, надевать бусины на нитку. Только обязательно рядом должны быть взрослые.

Полезно играть с ребенком в пупырчатый мячик. Знакомьте его с разной поверхностью – колючей, гладкой, деревянной, шершавой. От родителей зависит, насколько рано начинает общаться дитя. Важно четко говорить с малышом. Если этого не делать, словарный запас будет скупым, процесс становления речи затянется на некоторое время.

Внимание! Особенно важно не упустить этап раннего развития речи. Не стоит думать, что ребенок еще маленький. Это вы так считаете! На самом деле, чем раньше вы начнете заниматься с крохой, тем лучше.

Игры для развития речи

«Загадки» (игра проводится с группой деток)

Необходимо выбрать водящего, остальных посадите на стулья, они будут все отгадывать. Воспитатель достает из большой коробки разные картинки, дети должны описать и назвать нарисованный предмет.

«Определяем игрушку»

Каждое дитя в детский сад приносит свою любимую игрушку. Один ребенок отворачивается, воспитатель описывает, какую-либо игрушку, дитя должно угадать, про что идет речь.

«Придумай!»

Воспитатель раздает разные картинки. С изображенным предметом нужно придумать предложение. На заметку! Необходимо постоянно стимулировать деток, чтобы они составляли нестандартные, оригинальные предложения. Когда дитя легко справляется с заданием, усложняйте задачу, выбирайте больше слов. Эта игра может проводиться и в группе, и индивидуально!

Итак, насколько быстро и хорошо заговорит ваше дитя, в большинстве случаев зависит от родителей. Необходимо с раннего возраста заниматься своим ребенком. Еще в утробе малыш слышит материнский голос, разговаривайте с ним, а после рождения сразу же знакомьте с окружающим миром. Не волнуйтесь, здесь нет ничего сложного, все обязательно получится!

Как научить ребенка рано говорить: эффективные методики

Все дети разные, а значит, и говорить они начинают в разное время. Первое слово, произнесенное до исполнения малышу двух с половиной лет, считается нормой в развитии, тем не менее, многие родители начинают бить тревогу, если чадо упрямо молчит после года, и задумываются как научить ребенка говорить?

Свои первые попытки заговорить ребенок, как правило, начинает месяцам к восьми. В его первых слогах выражается именно то, чем ребенок живет и интересуется на данном этапе своей маленькой жизни: «ма», «ба», «дай» и т. п.

Становясь старше, малыш начинает испытывать непреодолимую тягу к познанию окружающего мира, в том числе – к общению, и этот интерес побуждает его складывать слоги в слова, а слова – в предложения.

Учимся вместе

Задача родителей – всячески поддержать ребенка, подбодрить его, одобрить первые, не всегда удачные попытки. Для этого нужно немного – разговаривать с ним, интересоваться тем, чем интересуется он, поддерживать интерес к учению. Со временем ребенок научится запоминать сказанное вами и повторять выученные слова.

Фразы для общения должны быть максимально простыми, чтобы ребенку было легче не только их выучить, но и вникнуть в смысл. Например, вместо «Я очень голоден» лучше сказать «Я хочу кушать». Не рекомендуется с маниакальным упорством поправлять ребенка, если он что-то произносит неправильно.

Считается, что ребенку легче обучиться разговаривать примерно к двум годам. К этому возрасту его словарный запас увеличивается до 30-40 слов (не обязательно в том смысле, что чадо их произносит), произношение и значение которых ему понятно. Самое время брать инициативу и увлекать малыша познавательной игрой «Поговори со мной!».

Для двухлетнего ребенка мир полон нового, интересного и неопознанного – на этом и нужно делать акцент! Не молчите и вы – рассказывайте малышу обо всем, что видите, что происходит вокруг. Как только вам удастся заинтересовать ребенка, он непременно начнет говорить, ну или хотя бы тщательно пытаться сделать это!

Первые уроки

Убеждать в их необходимости и важности не имеет смысла – учить ребенка разговаривать нужно, и точка. А вот как именно это делать – вопрос посерьезнее. На помощь придут… сказки, точнее – их прослушивание. Желательно, чтобы сказка нравилась малышу и содержала песни. Во время прослушивания ребенок не должен отвлекаться на игрушки, иначе он не вникнет в смысл или попросту не услышит содержание.

В скором времени, услышав знакомые звуки, ребенок, скорее всего, начнет сам пересказывать услышанное или подпевать любимому персонажу. Также можно задавать наводящие вопросы: «Кто это?» «Что сейчас будет?» и так далее. Подойдут и стихи. Читайте их ежедневно, а в какой-то момент просто «забудьте» последнюю строчку. Скорее всего, ребенок сам вам ее напомнит.

Сделайте акцент на развитие моторики, ведь давно доказано: чем лучше развита моторика, тем лучше развивается речь. Купите малышу кубики, конструктор в соответствии с возрастом, развивающие игры.

Если ребенок не хочет разговаривать…

Причем, он так и не сказал вам об этом, но показал всем своим молчаливым видом…

Многих мам и пап интересует вопрос, как быть, если ребенок давно отметил первый или даже второй день рождения, а разговаривать не спешит. Не считается ли это отклонением от нормы? Педиатры успокаивают: это вовсе не повод для беспокойства, на самом деле не имеет никакого значения, рано или поздно ребенок научится говорить, а дети, которые научились разговаривать едва ли не с пеленок, вовсе не являются более умными или развитыми по сравнению со своими молчаливыми сверстниками.

Как правило, к году ребенок начинает понимать все, что говорят взрослые, даже если он сам при этом даже не пытается разговаривать. А не разговаривает он по многим причинам – утверждают специалисты, и, по их мнению, с развитием ребенка эти причины никак не связаны. Может, малыш – природный мыслитель, и осмысливать сказанное окружающими ему пока куда важнее, чем выражать собственные мысли и эмоции посредством своего небогатого словарного запаса.

А может, он просто ленится… Кстати, по статистике, мальчики начинают разговаривать гораздо позже девочек, что в первую очередь обусловлено природой и различиями между женской и мужской нервной системой. Не торопите ребенка, помните, инициатива научиться разговаривать должна исходить от самого ребенка, а не навязываться ему насильно, тогда процесс обучения будет легким и приятным как для чада, так и для его родителей.

Не огорчайтесь, если вдруг поняли: вы произвели на свет маленького лентяя. Не желающего говорить исключительно из лени малыша можно взять хитростью: отправляйтесь в отдел игрушек. Уж там-то ваш молчун наверняка проявит интерес к ярким, красивым вещам, и постарается всячески объяснить вам, что именно эту машинку (мячик, куклу) он хочет прихватить с собой…

Можно попробовать и по-другому: заранее договоритесь с членами семьи подыграть друг другу и… усаживайтесь перед телевизором, смотреть мультфильмы и вкушать вкуснейшие, любимые вашим чадом сладости. При этом сладкими «сокровищами» пусть «заведует» кто-то один, а другие родственники вежливо просят у него «добавки» (не забывайте, что фразы должны быть простыми!). Скорее всего, хитрость сработает, ребенок последует примеру взрослых, и его короткое «дай» наконец разрушит эту стену детского молчания.

Если же у вас остаются сомнения, можно проконсультироваться со специалистом. Детский логопед определит, есть ли проблема, и если есть необходимость, назначит необходимый комплекс упражнений либо лечение.

Как учить ребёнка говорить

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», — Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Монтессори-школе «Золотая бусина»

Ссылка на основную публикацию