Как научить ребенка любить свою страну?

«Как научить ребенка любить свою Родину»

«Как научить ребенка любить свою Родину»

(Из опыта работы)

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного поселка, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.

Один из эффективных способов формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному поселку – проведение таких игр, как «Знатоки поселка», «Пройдемся по улицам поселка», «КВН» – мой любимый поселок.

Кроме этого проводила с детьми беседы, целевые прогулки, экскурсии.

Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.

Таким образом, работу по воспитанию любви к родному поселку я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном поселке.

Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.

В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.

На экскурсиях я знакомила детей с улицей нашего поселка, в каком году было начато строительство, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем поселке. Наш поселок населяют люди самых различных профессий.

Провела беседы, загадала загадки об орудиях труда людей разных профессий, сделали вместе с детьми и родителями макеты поселка, организовали фотовыставку.

Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.

На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка. Ребята проиллюстрировали свои рассказы. Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Природа родного края».

Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.

В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».

Как научить детей любить Родину

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Чувство Родины. Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

Таким образом, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА

Безусловно, данная схема не отражает всей полноты работы по нравственно-патриотическому воспитанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности, и т.д. Все эти задачи включены в общую систему работы поданной проблеме.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края — то, что можно увидеть только здесь.

Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к семье и любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он — частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины и т.д.); соблюдают традиции.

Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.

К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи — участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • Ш корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • Ш семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • Ш счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации. [Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. с. 4-8]

Как научить ребенка любить свою Родину?

Как научить ребенка любить свою Родину? Что такое патриотизм? В разное время пытались дать ответ многие известные люди нашей страны. жегов определял патриотизм как «. преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г Бакланов писал: » это не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Исходя из сложившейся общественной ситуации духовно-нравственное развитие становиться решающим, выходит на первый план.

В октябре 2010 года Постановлением Правительства РФ № 795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

Основной целью программы являются продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан. Это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели — воспитание чувств патриотических, любви гордости за свою Родину.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Это происходит через нравственное, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к традициям и промыслам ;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о России. ее столице;

— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирование толерантности, чувства уважения, симпатии к другим людям, народам и их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах образовательной деятельности, а так же в играх, в труде, в быту и т. д.

К концу дошкольного периода ребенок усваивает знания о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции, искусство, архитектура; каждый народ талантлив, богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Но патриотическое воспитание не является приоритетом только детского сада и школы. Семья здесь играет главную роль. С чего начать работу по патриотическому воспитанию с ребенком?

Мы советуем посетить : музеи (краеведческий музей, исторический музей, музей истории города), выставки; ярмарки, на которых проходят мастер-классы по народным промыслам. У ребенка это вызовет интерес и желание поучаствовать в данном мероприятии. Поддержите его в этом. Участие в соревнованиях поможет ребенку так же поучаствовать себя частью команды. Это вызовет у ребенка чувство гордости или сопереживания, но не к вымышленным героям, а к реальным людям. Посетите с ребенком театр, рассмотрите здание театра, интерьер холла, зала, занавес, звонки перед спектаклем и саму атмосферу театра, все это удивит ребенка своей необычностью и волшебством. И пусть сюжет спектакля будет самым простым, по той сказке, рассказу, который ребенок уже знает, так ему будет понятней, что происходит на сцене и он обязательно запомнит этот поход в театр. Вечером поговорите о этом с ребенком. Куда ходили? Что видели? Что больше всего понравилось? Почему? О чем был спектакль?

Гуляя по городу, пройдитесь по парку, покажите ребенку красоту природы родного края. Во время прогулки разговаривайте с ребенком, не молчите! У ребенка появится чувство, что взрослый, который идеи рядом с ним знает и умеет все, а это чувство уверенности и защищенности, соответственно доверия и открытости. Обращайте внимание на ребенка на все. что его окружает. Придя домой попросите ребенка нарисовать то место, где вы были, что ему понравилось. Хорошо совершать такие прогулки по повторяющимся маршрутам и в разное время года. Ребенок увидит и сможет оценить красоту родного города и зимой, и весной, и летом, и осенью.

Не следует забывать и о других средствах воспитания. Таких как художественная литература. Чтение русских народных сказок, былин, произведений, просмотр мультфильмов по этим произведениям. Прослушивание народной музыки и произведений русских композиторов и беседы обо всем увиденном и услышанном способствуют развитию у ребенка чувств и эмоций. Появляется возможность для формирования высших социальных чувств, к которым относятся и чувство патриотизма.

Родительский клуб. Как научить детей любить свой край

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, драматург Древней Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:

«Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражение
И другу честь умели отдавать»

К. Ушинский отмечал: «Ничто – ни слово, ни мысли, ни даже поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».

Два года назад в нашем детском саду был создан и успешно работает клуб для родителей «Азбука семьи». Для чего необходимо было открытие клуба? Ни для кого не секрет: взаимодействие воспитателей и родителей необходимо. Делать это надо ради детей. «Мы кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе» — считают они. Налицо снижение родительских функций. Родители заняты, загружены. Но разве это может стать оправданием того, что миссия быть первыми воспитателями для своего ребенка снижена до нуля?

Мы создали клуб для родителей, чтобы больше сблизиться, чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, получали советы и рекомендации по воспитанию дома. Хотелось бы, чтобы у нас было взаимопонимание и единство взглядов на ребенка и его воспитание у самих родителей.

У клуба есть своя план-программа.

Цель: объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Направления:

  • Просветительское: предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей.
  • Практически-действенное: повышать заинтересованность родителей в выполнении общего дела по воспитанию детей; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен опытом семейного воспитания), создавать условия для реализации собственных идей.
  • Организационные: составить план клуба; выявить интересы родителей, мотивацию участия в клубе; определить состав клуба путем анкетирования, тестирования, опроса; наметить сроки деятельности клуба.
  • Познавательные: привлечь специалистов (педагогов, логопеда, дефектолога, психолога) с целью формирования у родителей определенных представлений и практических умений в различных областях семейного воспитания; обмениваться педагогическими знаниями.

Принципы: участвовать в клубе на добровольной основе; учитывать пожелания и предложения участников клуба; строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности.

Заседание клуба проводится 1 раз в квартал. Название клуба «Азбука семьи» оправдывает себя, т.к. тематика подобрана по буквам алфавита от А до Я.

Каждое заседание клуба состоит из частей:

  1. Вопросы теории «Родительский всеобуч», где специалисты предлагают родителям прослушать теоретический материал по теме.
  2. Разбор психологических ситуаций «Корзина с орехами», где родителям предлагаются различные психологические ситуации в семье с детьми и способы их решения, обмен педагогического опыта.
  3. Блиц-опрос или тестирование, где мы выясняем знания родителей о детях.
  4. «Домашнее задание», где мы рекомендуем родителям различную литературу для пополнения своих знаний, что-то сделать вместе с детьми, как провести свободное время с интересом и пользой для своей семьи.

В 2008 году астраханцы отмечали 450-летия со дня рождения города Астрахани.

Такому знаменательному событию было посвящено много мероприятий в нашем детском саду, и одно из заседаний клуба было посвящено воспитанию любви к родному краю в семье. Заседания было на букву «Р» и мы назвали его «Русская Венеция».

Цель заседания: совместно с родителями понять важность нравственно-патриотического воспитания через привитие любви к родному городу и краю, расширить знания родителей и детей о своей малой Родине, порекомендовать формы взаимодействия детей и родителей по краеведению и экологии нашего региона, дать родителям возможность ощутить ценность эмоционально, духовного и познавательного общения ребенка с близкими родственниками, сопричастности к интересной истории нашего города.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

Родители подготавливают фотоальбом или газету на тему: «Лето на Волге» и поделку из природного материала или любого другого материала нашего края, посещение достопримечательностей города.

2. Организационный момент

А) тестирование: «Как мы знаем наш город?»

  1. Сколько лет городу Астрахани?
  2. Почему его называют русской Венецией?
  3. Назовите версии, что означает название города?
  4. Что означает герб г. Астрахани?
  5. Сколько башен Кремля вы знаете? (Архиерейская, Житная, «Красные ворота», Артиллерийская)
  6. Какие знаменитые люди посетили наш город? (Степан Разин, Петр I, Альфред Нобель, А.Дюма, Тарас Шевченко, А.В. Суворов, Ф.И. Шаляпин, М. Максакова, В. Барсова)
  7. Назовите известных астраханских меценатов (братья Сапожниковы, купец Губин)

Б) конкурсы

  1. Кто быстрее соберет из разрезанных картинок достопримечательность Астрахани
  2. Отгадай загадки

а) Величаво стоит он над городом
Купола покрыты все золотом. (Кремль)

б) Издалека долго
Течет река… (Волга)

в) Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам (Верблюд)

г) Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
Растет в воде он,
Нежно-розовый,
И радует своею красотой (Лотос)

д) Он большой как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз)

  • Угадай по картинке, как называется рыба, которая водится в реке Волге и поделись своим рецептом приготовления блюда из рыбы.
  • В) Заключительная песня. «Астраханский вальс». Демонстрация поделок из природного материала и фотоматериалов. Такие мероприятия формируют созидательное отношение к окружающему миру, развивают чувство любви к Родине, к своему краю.

    Главное, чтобы мы сознавали себя полноправными гражданами и хозяевами своего города, гордились им, берегли его и сознавали, что только от нас зависит его будущее.

    Как научить любить Родину?

    19 мая многие люди лет так от 40 до 70 хотя бы мысленно, но «отметили» для себя День пионерии – самой известной и массовой детской организации, существовавшей в СССР. В Торжественной клятве пионера Советского Союза были такие слова: «… перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину… Свято соблюдать законы пионерии Советского Союза».

    Напомнить, какими были законы пионерии? Если отбросить коммунистическую составляющую, то останется главное – пионер предан Родине, равняется на героев борьбы и труда, чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества, он лучший в учебе, труде и спорте, честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду, товарищ и друг пионерам и детям трудящихся всех стран». Получаются понятные общечеловеческие заповеди. И на первом месте, заметьте, любовь к Родине.

    Что у нас в Казахстане сейчас с детскими организациями? Кто подхватил, да и подхватил ли эстафету патриотического воспитания? В стране созданы детские организации «Жас Кыран» и «Жас Улан» – аналоги октябрятских и пионерских движений. Приблизительный перевод названий этих организаций – «юный орленок» и «юный воин». То есть эти названия вполне понятные. Шефствует над ними партия «Нур Отан». При всем уважении к этой партии замечу, что в былой массовости «жаскырановцы» и «жасулановцы» пока явно уступают пионерам. Противникам всего советского замечу, что и масштабов скаутского движения этими детскими организациями тоже пока не достигнуто.

    Так как же все-таки быть с патриотическим воспитанием? Ведь без него, по большому счету, не может состояться гражданин страны. Для многих из нас было и остается естественным гордиться своей Родиной, когда-то это была большая страна – СССР, теперь это наш суверенный Казахстан. К слову, у Бернарда Шоу есть цитата: «Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился».

    Говоря «за патриотическое воспитание детей», получается, что с какой стороны ни смотри, ответственность ложится прежде всего на нас, родителей, и только потом на школу, на общество.

    С чего начинать прививать ребенку любовь к Родине? Конечно же, с себя. Сначала мы сами должны стать ее патриотами. Это значит, не позволять себе «кухонных» разговоров «за жизнь», прежде всего – в присутствии детей. Любить надо ЭТУ РОДИНУ, где мы родились, живем, где растут наши дети-внуки, на благо которой мы трудимся и где похоронены наши близкие и предки.

    Одно из проявлений любви к нашей Родине – знание казахского, государственного языка, уважение госсимволов. Это аксиома. Дальновидные родители отдают своих детей в детсадовские казахские группы, в школы с казахским языком обучения. У таких детей ВООБЩЕ НЕ БУДЕТ никаких проблем с трудоустройством, перспективами карьерного роста на госслужбе. Личностный, духовный рост вообще никому не возбраняются. Молодежи, знающей казахский язык, становится все больше и больше. Пусть они пока говорят на «шалаказахском» языке, но говорят же, понимают.

    Кто-то может спросить, я это вполне допускаю: «Как быть патриотом страны, где чуть ли не на каждом шагу нос к носу встречаешься с коррупционером и, как следствие, – социальным расслоением общества? Во-первых, из-за их наличия Казахстан отнюдь не потерял своей привлекательности, значимости, перспективы. Во-вторых, присутствие в нашей жизни коррупционеров – если не неизбежная, то вполне объяснимая напасть – в стране продолжается первичное (примитивное по своим методам) накопление капитала. Но вы сами видите, государством объявлена тотальная борьба с коррупцией. Недели не проходит, чтобы где-либо не прошло заседания круглого стола или флэшмоб, конкурса карикатур по борьбе с коррупцией. Вопрос в эффективности этой борьбы – пока она на нуле. Нормальным людям этого не понять – человеческая жадность не имеет не то что совести, но и границ. Мзду берут и «борзыми щенками» за нужную справку, и миллионными «откатами» за тендеры.

    За счет чего живут коррупционеры? За счет нашей покорности, силы привычки давать, порой нашей же инертности. Чего они боятся? Гласности! И, наверное, мощных контрмер государства. Родители одной из наших сотрудниц живут за счет своего сельхозтруда в Сайрамском районе, у них крестьянское хозяйство. Спрашиваю ее: «Они от государства помощь получили – семенами, ГСМ, удобрениями, субсидиями на воду?» На что услышала ответ: «Нет, они не стали брать, потому что им зарядили «шотал» – откат в 30 процентов. Это им не выгодно!» «А почему не заявили в финпол или куда еще?» «Да некогда им с заявлениями бегать, им работать надо – рассада ждет». Да, они сажают, но овощи, а не чиновников.

    Надо что-то менять в этой объявленной войне с коррупцией. Не понимаю, чем плох опыт Сингапура? Пусть не быстро, зато кардинально.

    Возвращаясь к теме, замечу, что любовь к Родине можно проявлять и помощью в борьбе с тем, что мешает ее развитию. Объединяться надо патриотам страны, консолидироваться и сообща вытаскивать на свет божий кровососов, живущих в конечном счете за наш с вами счет. Здесь мне понятен пример соседней России, где с помощью Общероссийского народного фронта – это коалиция общественно-политических организаций, созданная в мае 2011 года, – «завалили» не одного губернатора-коррупционера. А нам слабо?

    Образовательный портал

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

    • Главная
    • Публикации в журнале
    • Дошкольное образование. Разное
    • Учим ребёнка любить Родину

    Учим ребёнка любить Родину

    Уважаемые мамы, папы. Дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданина Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Нам бы хотелось достучаться до сердца каждого и сказать, что будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной, исторической и национальной памяти.

    Мы обращаемся к родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть.

    Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т. е неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

    Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все5 они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Поэтому он подчёркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

    Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами..

    Родной город… . Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Какие сведения и поятия о родном городе способны усвоить дети?

    Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей по старше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

    Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.

    Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.

    Как уже подчёркивалось, в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и особенно близких людей.

    Такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к понимаю, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою отчизну. Родина чтит своих герое, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуть памятники

    Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.

    Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию большей любви к своей стране.

    Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он – частица Родины, т.к во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины и т.д); соблюдают традиции.

    Настоящий гражданин своей страны, патриот, должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

    Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним.

    В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребёнку помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство поможет детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни.

    Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Все вместе мы поможем маленькому человеку ощутить себя гражданином великой России.

    1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., — Волгоград, 2008.

    2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., — М., 1980.

    3. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.

    4. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2006.

    5. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., — М., 1999.

    6. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., — М., 2007.

    Я не знаю, как научить детей любить такую Родину…

    Я учитель и классный руководитель. Беседуем с ребятами частенько на разные темы, ребята разновозрастные, от седьмого до одиннадцатого класса. Интересуюсь их мнением, что они думают о Родине, о России. В девяносто процентах ответ один –”поскорее бы вырасти и свалить из этого дурдома”. Спрашиваю, почему?

    Ответы немного разнятся, но в основном направление одно – у нас здесь нет будущего. Заработать здесь невозможно, медицина плохая, учиться дорого и не престижно, на хорошую работу потом только по блату, а если блата нет, то придется вкалывать за копейки как рабам. Молодежи никуда не устроиться. А уж о том, чтобы жить тут в старости и вовсе помыслить страшно. Пенсии либо вообще отменят, либо они будут такими, что лучше сдохнуть, чем жить на такие гроши. И еще, год армии отдай, какой-то долг Родине. Какой долг у них перед Родиной, в ум не возьмут. За все платят родители, кормят-поят родители, а долг перед Родиной. По телевизору врут, что жить хорошо, а на самом деле все не так. Да еще и высказать ничего нельзя – посадят в тюрьму. Приняли законы, чтобы власть не критиковать.

    Это слова детей. Сказывается, безусловно, то, что слышат дети на кухнях в своих домах. Как говорится, ребенок учится тому, что видит у себя в дому. И никакое патриотическое воспитание, которое проводит школа, не поможет. Если папа за автомобиль налог заплатил двенадцать тысяч, а через месяц в дорожной выбоине половину ходовой оставил, и вместо поездки в Крым на майских праздниках придется эти деньги отдать на ремонт, а налог-то, по идее предназначенный для того, чтобы не было выбоин на этих дорогах, заплачен, почему так? Дети видят все, их не обманешь.

    Если бабушка отработала сорок лет на хлебокомбинате, с шести утра до шести вечера каждый день, а пенсию получила меньше двенадцати тысяч, какая тут справедливость?

    Если сын депутата рассекает по Москве на ламборджини, и никакие штрафы не останавливают от нарушений, а сын санитарки не может купить джинсы на выпускной, потому, что даже на еду не хватает в семье, что чувствует сын санитарки? Наверное, думает о том, какая замечательная его страна.

    Детям нравится Пушкин и Толстой, они знают о военных подвигах прадедов, но, когда спрашиваешь у них, что для них Родина, они отвечают, что это бабушка- пенсионерка, которая просит милостыню у церкви, а потом, считая копейки, стоит у кассы в супермаркете в попытке расплатиться за хлеб и молоко. Это разбитые дороги и прогнившие коммуникации, а зато правители на личных яхтах и самолетах. Это их родители, у которых нет денег заплатить за их учебу и нормальное лечение.

    Это наши дети, это наше с вами будущее. Они скоро вырастут. Они, возможно, хоть и маловероятно, будут управлять этой страной. У управляющих страной, конечно, есть свои дети. То, что я услышала страшно. Я не знаю, как научить этих детей любить такую Родину.

    Как научиться любить Родину

    • Как научиться любить Родину
    • Как написать сочинение о Родине
    • Как научить детей любить природу

    Современные мировые тенденции красноречиво говорят о том, что население планеты хоть и декларирует свои права на космополитизм, однако все в большей степени ориентируется к своим национальным общинам. То есть все, грубо говоря, хотят жить в странах «золотого миллиарда», чтобы приобщиться современных достижений научно-технического прогресса и цивилизации, но все-таки тяготеют к своим этническим традициям, ставя именно родовые интересы на первое место.

    А почему это происходит? Дело в том, что человек без «родины и племени» словно сорняк на обочине дороги перестает быть полноценным гражданином в высшем смысле этого слова. Это является данностью не потому, что этносы могут быть полноценными только в условиях своей национальной традиции, а исключительно из-за дезориентации в местах сосредоточения различных субкультур. Ведь только здоровый баланс поколений способен гармонично влиять во все периоды жизни отдельного человека на его эффективную деятельность. А в местах, где утеряна такая синхронизация индивидуумов с социумом (например, мегаполисы типа Нью-Йорка, Лондона, Москвы и проч.), человек становится максимально разобщен со своими родовыми связями и попросту теряет чувство ответственности за свой вклад в копилку коллективных ценностей, прожигая свою жизнь исключительно в эгоистическом наклонении.

    Такие люди не только не любят место и общину своего проживания, которые от века именуются Родиной, но и полностью переключаются с первопричины своей жизни (вносить посильный позитивный вклад в общество) на эгоистическое потребление благ, созданных коллективным ресурсом. Такой деструктивизм в течение одного поколения может разбалансировать любую общественную или государственную систему. И потому именно правильное отношение индивидуума к себе и Родине способны создать тот уникальный климат масштабного процветания каждого человека в отдельности и общества в целом.

    А каким образом человек может полюбить свою Родину, если он не американец, например, и проживает в стране с культивируемой «американской мечтой», которая на протяжении многих десятилетий является самым венценосным продуктом человеческой цивилизации? Возможно ли также сильно или еще больше любить Россию жителям этой страны? И ответ лежит на самой поверхности. Конечно же, можно и нужно!

    Дело в том, что гражданин любой страны любит свое место проживания не только по умолчанию как некий долг. Но и из-за тех достижений, которые были накоплены многими поколениями его предков в сравнении с внешним миром. Так, Европа гордится своим «европейским гуманизмом» и уровнем жизни, который в первую очередь зависит от реализации социальных программ, в США действует принцип «ведущей мировой демократии» и военно-экономического превосходства, арабский мир свято хранит свои национальные традиции и так далее.

    А что же Россия и ее народ?! У нас есть все: достойная история с имперскими амбициями, великое духовное наследие, неистребимое многими социальными потрясениями, и богатые природные ресурсы на огромной территории. И именно последнее (необъятная территория) становится предметом величайшей гордости в первую очередь. Ведь современные технологии ориентированные на создание, так называемого, «общества потребления» с комфортными и безопасными условиями жизни нуждаются в природных ресурсах, которые в свою очередь более или менее равномерно распределены по всей поверхности Земли. Вот и получается, что каждый россиянин автоматически более богат (на перспективу, конечно же), чем любой другой житель планеты. А учитывая факт того, что наша «оборонка» способна отстоять любые посягательства на эту благодатную территорию других народов и племен без соответствующей доброй воли и взаимной заинтересованности сторон, то получается очень даже жизнеутверждающая картина.

    Можно владеть большими финансовыми ресурсами и технологиями, что тленно, огромным населением, которое нужно кормить и занимать полезными вещами, или быть хозяином фундаментальных жизненных ресурсов, коими и является территория. Неужели житель России может сравниться в своих первостепенных и первородных правах с жителем любой другой страны мира?!

    Ответ очевиден. Только являясь жителем нашей страны, можно быть таким уверенным в завтрашнем дне с учетом многих последующих поколений потомков.

    О воспитании любви к Родине

    ез помощи взрослых ребенку трудно выделить в окружающей жизни главное, выразить правильное отношение к событиям. Вместе с тем множество впечатлений детства остаются в его памяти на всю жизнь.

    Иногда эти впечатления связаны с происходящими в то время социальными явлениями. Они формируют мироощущение ребенка. При этом родители — самый главный посредник между ребенком и окружающим миром. Ребенок как бы «заимствует» у них оценку событий.

    Ребенок перенимает у родителей и основные нравственно-этические установки, в том числе и в таком вопросе, как любовь в Родине. И не получится воспитать из ребенка патриота, если сами родители равнодушны к своей стране.

    Взрослея, ребенок может пересмотреть родительские установки, его взгляды могут измениться. Многие вещи исподволь направляют ребенка на осознание своей принадлежность к определенной нации, стране, культуре. Используйте их более сознательно, если хотите воспитать у ребенка любовь в Родине.

    Родная речь.

    С младенческих лет ребенок слышит родную речь; считается, что родной язык напрямую формирует некоторые качества характера человека (так называемый национальный характер).

    Не секрет, что русский язык, в отличие от многих других языков, в своем богатстве содержит огромное количество эмоционально положительно окрашенных слов и словосочетаний, обозначающих место (край), где родился человек. Родная сторона, родная страна, родина, родина-матушка, родина-мать, мать-земля, отчизна, святое отечество…

    От регулярного использования в речи эти сочетания стали устойчивыми клише, и ребенок поневоле воспримет их и переработает в общее всем носителям русского языка особое чувство к родной земле.

    В процессе такого освоения важно, чтобы именно русский язык стал для ребенка родным. В этой связи великий русский педагог XIX века К. Д. Ушинский предостерегал от раннего изучения иностранных языков.

    Сказки и фольклор.

    Русские сказки, былины, потешки, колыбельные – это то, на чем растет каждый малыш. Фольклор поневоле формирует начала сознательной любви к своей стране, ведь его герои демонстрируют это качество весьма наглядно.

    Сказки вызывают положительные эмоции у ребенка, учат сопереживанию, вере в добро. Ребенку постарше хорошо читать былины, это стимулирует интерес к истории и героям своей страны. После прочтения новой сказки следует обсудить ее с ребенком, чтобы направить в нужное русло его отношение к прочитанному.

    Общение с природой.

    Природа родного края входит в мир ребенка очень рано. Лес, река, поле постепенно оживают для него. Начиная ходить, ребенок, как правило, тянется идти по траве, в два года любит играть в зелени, в три года у него появляются любимые места для игр, тропинки в лесу, место для купания и рыбалки. Загадочный лес, всегда манящая речка делают место, в котором растет ребенок, родным, остающимся в памяти на всю жизнь.

    Так природа выступает в роли воспитателя, знакомящего ребенка с Родиной. Задача родителей — помочь осмыслить чувства ребенка к малой родине, конкретизировать их.

    Знакомство с историей.

    Имеется в виду не знакомство с историей на уроках истории в школе или чтение книг (хотя это тоже важно), а живое общение с историческим прошлым своей страны.

    В каждом, даже маленьком городке, есть старинные здания, музеи, памятники, места, известные какими-либо историческими событиями. Проходя мимо такого места, хорошо будет сказать несколько слов о нем. Еще лучше устроить экскурсию.

    Если ребенок интересуется событиями в стране, нужно давать им оценку с точки зрения исторической перспективы.

    Многое о прошлом могут рассказать старожилы, в городах часто бывают клубы исторической памяти.

    Так постепенно рождается гордость за родной край. Приходит понимание, что твой город — часть большой страны.

    Культурные традиции.

    Система культурных традиций в историческом плане является предшественницей системы образования, поэтому избегнуть влияния культурных традиций невозможно.

    Они начинаются с бытовых традиций каждой семьи. Кроме того, существует много возможностей обогащения культурных традиций:

    • Семейные фотографии, рассказы о предках, о родословной семьи.
    • Знакомство с общенациональными праздниками, участие в них.
    • Участие в кружках народного пения, танцев, народных промыслов.
    • Углубление знаний о национальной кухне.
    • Знакомство с духовными традициями народа через изучение религии.

    В каждой семье принято рассказывать о Великой Отечественной войне. Традиция чтить память героев, погибших за Отечество, живет в народе много веков. В каждой семье есть родственники, принимавшие участие в войне. Даже дошкольнику доступно знание в важнейшем дне в истории России – Дне Победы.

    Рассказывая дошкольнику о войне, нужно быть аккуратным, — эмоции, возникающие от этих рассказов, не должны расстраивать нервную систему ребенка. Они положат начало патриотическому чувству.

    Родители как члены общества. Труд.

    Рано или поздно ребенок обнаружит, что его родители еще и члены общества. Обычно это происходит при знакомстве с профессией родителей. Военный или пекарь, врач или продавец, учитель или летчик, — каждая профессия подразумевает труд на благо окружающих людей, своей страны. Задачей родителей является сформировать у ребенка именно такое отношение к труду.

    Для этого ребенок как можно раньше должен увидеть гражданское лицо своих родителей, осознать, как серьезно родители относятся к работе. Хорошо при этом объяснять ребенку простейшие производственные цепочки: как из пшеницы получается хлеб, как делают сталь, как пограничники охраняют Родину.

    В 6-7 лет ребенку нужно давать поручения, касающиеся не только самообслуживания, но и пользы других людей. Очень важно, чтобы труд ребенка имел реальную пользу, и он получал удовольствие от сознания полезности своего дела.

    «Все начинается с детства», — эта фраза как нельзя лучше подходит к вопросу воспитания гражданина своей страны. Родители, никогда не забывайте, что вы первыми открываете ребенку окно в мир, и великое чувство – быть гражданином России, зарождается именно в детстве.

    Как научить ребенка любить свою Родину?

    Как научить ребенка любить свою Родину? Что такое патриотизм? В разное время пытались дать ответ многие известные люди нашей страны. жегов определял патриотизм как «. преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г Бакланов писал: » это не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

    Исходя из сложившейся общественной ситуации духовно-нравственное развитие становиться решающим, выходит на первый план.

    В октябре 2010 года Постановлением Правительства РФ № 795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

    Основной целью программы являются продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан. Это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели — воспитание чувств патриотических, любви гордости за свою Родину.

    Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Это происходит через нравственное, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

    Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

    — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    — формирование бережного отношения к традициям и промыслам ;

    — формирование элементарных знаний о правах человека;

    — расширение представлений о России. ее столице;

    — знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

    — развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

    -формирование толерантности, чувства уважения, симпатии к другим людям, народам и их традициям.

    Эти задачи решаются во всех видах образовательной деятельности, а так же в играх, в труде, в быту и т. д.

    К концу дошкольного периода ребенок усваивает знания о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции, искусство, архитектура; каждый народ талантлив, богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

    Но патриотическое воспитание не является приоритетом только детского сада и школы. Семья здесь играет главную роль. С чего начать работу по патриотическому воспитанию с ребенком?

    Мы советуем посетить : музеи (краеведческий музей, исторический музей, музей истории города), выставки; ярмарки, на которых проходят мастер-классы по народным промыслам. У ребенка это вызовет интерес и желание поучаствовать в данном мероприятии. Поддержите его в этом. Участие в соревнованиях поможет ребенку так же поучаствовать себя частью команды. Это вызовет у ребенка чувство гордости или сопереживания, но не к вымышленным героям, а к реальным людям. Посетите с ребенком театр, рассмотрите здание театра, интерьер холла, зала, занавес, звонки перед спектаклем и саму атмосферу театра, все это удивит ребенка своей необычностью и волшебством. И пусть сюжет спектакля будет самым простым, по той сказке, рассказу, который ребенок уже знает, так ему будет понятней, что происходит на сцене и он обязательно запомнит этот поход в театр. Вечером поговорите о этом с ребенком. Куда ходили? Что видели? Что больше всего понравилось? Почему? О чем был спектакль?

    Гуляя по городу, пройдитесь по парку, покажите ребенку красоту природы родного края. Во время прогулки разговаривайте с ребенком, не молчите! У ребенка появится чувство, что взрослый, который идеи рядом с ним знает и умеет все, а это чувство уверенности и защищенности, соответственно доверия и открытости. Обращайте внимание на ребенка на все. что его окружает. Придя домой попросите ребенка нарисовать то место, где вы были, что ему понравилось. Хорошо совершать такие прогулки по повторяющимся маршрутам и в разное время года. Ребенок увидит и сможет оценить красоту родного города и зимой, и весной, и летом, и осенью.

    Не следует забывать и о других средствах воспитания. Таких как художественная литература. Чтение русских народных сказок, былин, произведений, просмотр мультфильмов по этим произведениям. Прослушивание народной музыки и произведений русских композиторов и беседы обо всем увиденном и услышанном способствуют развитию у ребенка чувств и эмоций. Появляется возможность для формирования высших социальных чувств, к которым относятся и чувство патриотизма.

    Ссылка на основную публикацию