Элементы гусарской формы в женской одежде

Военное дело: стиль милитари

Играем в войну по модным правилам: главные милитари хиты

Из сезона в сезон стиль милитари попадает в число самых популярных модных трендов. Его мотивы и интерпретации настолько разнообразны, что многие исконно военные атрибуты перестают ассоциироваться с солдатским бытом и воспринимаются как типично буржуазные, или, по крайней мере, вполне миролюбивые. Что перед нами: артефакт с поля боя, прижившийся в гражданском гардеробе, или умелый притворщик, прикинувшийся ветераном? Примеров модных демобилизаций множество. Так было с лампасами, перекочевавшими с военной формы на физкультурную. Теперь красные генеральские полоски, особенно на трикотажных костюмах, ассоциируются не с казармами, а с уличными субкультурами, спортивными площадками и эстетикой спальных районов. Парки и бомберы стали привычной верхней одеждой, об их героическом прошлом мы редко задумываемся. Что говорить о макинтошах и дафлкотах, они теперь — удел обывателей, а не морских волков.

В отличие от предыдущих сезонов, этой зимой дизайнеры вспомнили о военном деле не мимоходом, вскользь, а основательно. Углубившись в тему, они посвящали тому или иному военному сюжету целые коллекции, осветив на подиумах самые разнообразные аспекты: от военной истории до экипировки всевозможных видов войск. Охват поражает и еще раз доказывает, что одежда в стиле милитари может быть разнообразной. Кроме бесконечного пересказа и интерпретации классических подиумных военных штампах, среди которых 50 оттенков хаки, брутальные аксессуары и фантазии о «солдате Джейн», место нашлось и гвардейцам времен Наполеона Бонапарта, и американским матросам из «жемчужной гавани».

Гусарская баллада

Dolce & Gabbana; John Galliano; Givenchy

Жакет, расшитый тяжелыми витыми шнурами, золотыми галунами и украшенный эполетами — милитари находка сезона, позаимствованная в гардеробе офицеров XIX века. Надевая такую вещь, невольно чувствуешь себя героиней романа Толстого или Джейн Остин. С чем надеть мундир — с воздушным платьем из шифона, шелка и кружева в духе Наташи Ростовой или с джинсами и водолазкой — комплект под стать рассудительной Элизабет Беннет, зависит от обстоятельств. Первый образ подойдет для вечеринки или свидания, второй — для интеллектуального досуга.

Исторический поворот

Fay; Mulberry; Temperley London

Пальто-сюртук — еще один «подарок истории» этой модной зиме. В отличии от мундира, этот жакет украшен скромнее. Металлические крупные пуговицы и контрастные элементы, в идеале из бархата, — вот и весь декоративный арсенал. Зато лаконичный крой этого пальто зрительно вытянет фигуру, прибавив пару сантиметров росту, и скроет несколько килограмм.

Морской бой

Coach; Tommy Hilfiger; Prada

Море волнуется: еще бы, при виде таких моряков, как на подиуме, у самого закаленного морского волка сердце даст слабину. Даже если вы уже дождались своего Грея, адмиральское пальто темно-синего оттенка «navy» вам пригодится. В нем будет комфортно бежать на свидание в зимнюю метель или бизнес-встречу, с которой с таким союзником вы точно выйдете победителем.

Тотальная диктатура

Платья и трикотаж цвета хаки

Boss; Hermès; Vera Wang

Хаки во всем разнообразии палитры: от болото-зеленого до серо-коричных оттенков — главный проводник ратных идей на подиуме. Этот цвет заставляет заговорить по-новому вещи, в которых нет ни намека на униформу. Трикотажные комплекты и изящные платья в этом оттенке приобретают новые черты характера. В такой трактовке стиль милитари в женской одежде отличается элегантностью и изяществом. Хаки придает уверенное звучание любому образу. Он заставит плечи расправится, а походку сделает уверенней. Поэтому особенно удачно этот цвет смотрится в деловых комплектах. Он подойдет для важной встречи, где нужно показать стальной стержень, оставаясь женственной. Эта идея считывается во многих коллекциях. Объединяя утонченный крой и «солдатский» «грубый» хаки дизайнеры добиваются интересного эффекта. С одной стороны, вещи сморятся солидно, с другой, благодаря мягким тканям и силуэтам, в них сохраняется нежное феминное начало.

Солдатская песня

John Galliano; Marni; Burberry

Военные хитрости

Ботильоны, Dsquared2; сумка, Desa 1972; сумка, Prada; сумка, Pierre Hardy; босоножки, Burberry; мюли, Jimmy Choo; ботильоны, Aquazzura; слипоны Ports 1961; клатч, Vivienne Westwood; ботинки Yeezy; подиум, Prada

На войне все средства хороши, особенно в битве за красоту. Тут нет мелочей, поэтому обращаем внимание на аксессуары: обувь и сумки. Если с гранжевыми комплектами все понятно — грубые ботинки, объемные сумки, брутальные пояса, то как обстоят дела с вечерними нарядами? На помощь придут детали, позаимствованные в исторической и парадной форме. Кисточки, золотая фурнитура и отделка будут удачно смотреться в сочетании с высокой шпилькой, а аксельбанты и ремни — готовые ручки для сумок. Эта «тяжелая артиллерия» не оставит соперницам никаких шансов.

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Звездный стиль

Уроки стиля: гусариада

14 сентября 2009, 00:03 | Катя Голубева

Чем нас только не пугают: и глобальным потеплением, и экологическими катастрофами, и даже скорым концом света! Неудивительно, что нам так хочется мира во всем мире, ощущения защищенности и праздника!

Три желанья сразу – это невозможно, скажете вы?

Однако чуткие к таким настроениям модельеры сумели воплотить все эти стремления в образе лихого гусара.

Первый всплеск гусариады был отмечен в 2002 году – после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке. Givenchy, Chloe, Marc Jacobs и многие другие именитые бренды продемонстрировали в своих коллекциях гусарские мотивы: ряды пуговиц, нарядные шнуры, застежки. Яркий, жизнеутверждающий, разительно отличающийся от обычного милитари, этот стиль быстро нашел своих поклонниц.

И вот новая напасть – мировой финансовый кризис, и модельеры снова вывели на подиум «эскадрон гусар летучих». Причем, женские коллекции отличаются большей театральностью, чем мужские.

Для сравнения: элегантная мужская коллекция Dior и эпатажная, почти карнавальная женская коллекция Balmain.


Давайте посмотрим, как звезды играют в гусар

Куралай Нуркадилова
, глава Дома моды Kuralai

Ксения Собчак выглядит эпатажно. Но как-то безвкусно. Пиджак как будто снят с чужого плеча. Казалось бы, такой громоздкий, он должен подчеркивать хрупкость силуэта Ксении, но эффект создается противоположный. У Бейонсе наоборот – отлично проработанный образ. Элементы гусарского стиля ей очень идут. Однако у Бейонсе плечи и так довольно широкие, поэтому на ее месте я бы выбрала пиджак более мелкого кроя.

Жакет Рианны стоило бы укоротить на несколько сантиметров, открыв стройную осиную талию глам-рок-дивы: в сочетании с мини-шортами это произвело бы отличный эффект. Образ Светланы Меткиной составлен очень грамотно: и достаточно casual, и в то же время в гости так сходить совсем незазорно, а с брючками и на работу вполне уместно. Стильно и со вкусом – на твердую пятерочку.

У Эстеллы Уоррен крайне неудачный выбор пиджака. Крой изделия и элементы декора, несомненно, притягивают взгляд, но и зрительно утяжеляют верх актрисы, что смотрится весь странно в сочетании с темным низом, стройнящим девушку. Эмма Робертс выглядит несравнимо лучше. Обратите внимание, как Эмма подобрала тон губной помады в цвет декору пиджака – удачное решение, позволяющее сконцентрировать внимание окружающих на ярких деталях.

На месте Ким Кардашиан, обладательницы красивых круглых бедер, я поменяла бы местами цветовую гамму верха и низа, надев более темный низ и светлый верх, дабы создать баланс между частями тела. Биби Ньювирт в белоснежном костюме выглядит просто безукоризненно. Нет ни одной лишней детали!

Гусарский стиль предполагает огромное количество деталей в отделке. И как видите, одежда в таком стиле может вас украсить, а может и оказать медвежью услугу. Поэтому при составлении гардероба очень важно суметь соблюсти баланс.

Униформа русской кавалерии 1812 года

Гусары

Гусарская униформа в 1812 году значительно отличалась от униформ других родов кавалерии свои видом. Ее столь значительное отличие объясняется происхождением этого рода легкой кавалерии. Гусары появились в Русской Армии в середине XVIII века. В то время гусарами были выходцы из Сербии, Венгрии. Они -то и принесли с собой присущий им вид военной одежды. Необычность и нарядность гусарской униформы понравилась и она прижилась в России. В течение века эта униформа несколько видоизменилась, сохранив однако свои характерные черты. Она состояла из следующих предметов: доломан, ментик, чакчиры, ботики, кивер, ташка, гусарский кушак. К ней же можно отнести один из элементов конского убора — вальтрап. Кажды полк имел свои расцветки гусарской униформы.

Доломан (дулам, долам, долман, дулман). Короткая до пояса однобортная куртка со стоячим невысоким воротником. Грудь расшита пятнадцатью рядами шнуровых петель у офицеров из золотистого или серебристого шнура (по присвоенному полку цвету приборного металла). У солдат шнуры были шелковые желтого или серовато-белого цвета. Концы рядов шнуров украшались у солдат медными, у офицеров золочеными пуговицами. Грудь офицерского доломана вокруг шнуров обшивалась узким золотым (серебряным) галуном. Генеральские доломаны точно так же обшивались бахромой. Кроме того, галуном различной ширины обшивались воротники унтер-офицерских, офицерских и генеральских доломанов. Спина доломана также расшивалась шнурами. Однако число рядов шнуров не всегда выдерживалось строго пятнадцать. В зависимости от размера доломана рядов могло быть от 11 до 18. Цвет доломана, обшлагов и воротников в каждом полку были различные. На снимке справа солдатский доломан Сумского гусарского полка ( к началу 1812 года его цвет будет заменен на серый с красными обшлагами и воротником). На снимке слева генеральский доломан лейб-гвардии Гусарского полка (к началу 1812 года воротник и обшлага станут синими).

Примечание. Генеральскую гусарскую форму носил командир лейб-гвардии Гусарского полка и генералы, являвшиеся шефами гусарских армейских полков. Хотя в гвардии не было генеральских чинов, однако гвардейскими полками (и не только гусарским) командовали лица имевшие армейский чин генерал-майора. Что же касается должности «шеф полка», то такая должность имелась в штатном расписании каждого армейского полка. В чем состояли обязанности шефа полка автору неизвестно. Письменных документов на сей счет обнаружить не удалось.

Ментик (ментия). Точно такая же куртка, как и доломан, но воротник, края бортов, низ куртки и низ рукавов обшиты мехом. Каждый полк имел ментик своего цвета, причем цвет ментика не всегда совпадал с цветом доломана. Цвет меха:
**Лейб-гвардии Гусарский полк: офицеры — черный бобровый мех, унтер-офицеры и солдаты черный мех.
**Армейские гусарские полки: офицеры серый мех, унтер-офицеры черный мех, солдаты белый мех.
Ментики в зимнее время носили надетыми в рукава поверх доломанов, а в летнее время ментики носили наброшенными на левое плечо. От сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки. Гусары, вооруженные пиками, в летнее время ментик не носили. В боевой обстановке перед атакой ментик или надевали в рукава, или снимали совсем.

Гусарские музыканты (трубачи, литаврщики) имели на доломанах и ментиках дополнительные украшения в виде белой и желтой тесьмы по рукавам, так называемых «крыльцев» на плечах. Впрочем, трубачей следовало бы скорее относить не к музыкантам, а к связистам, если можно так выразиться. Трубачи в бою находились рядом с командирами и сигналами своих труб передавали команды личному составу. Не случайно полковые и батальонные трубачи относились к унтер-офицерскому составу. Полковой штаб-трубач приравнивался к вахмистру, батальонный штаб-трубач к подпрапорщику. И только эскадронные трубачи приравнивались к рядовым гусарам. На рисунке штаб-трубач Мариупольского гусарского полка.

Примечание. Картины, в том числе и написанные в XIX веке, изображающие гусар, скачущих в атаку в развевающихся с плеча ментиками, не соответствуют действительности. Хотя внешне это выглядит красиво, однако развевающийся ментик может сыграть злую шутку с гусаром в бою. Он мешает действовать оружием, управлять конем, может нарушить равновесие бойца в седле и сбросить его на землю.

Чакчиры (чикчиры). Гусарские штаны прямого покроя со штрипками внизу. Заправляются в ботики. Цвет чакчир различный в каждом полку. По боковым швам узкие лампасы из золотого(серебряного) галуна у офицеров, и из желтой (белой) тесьмы у солдат и унтер-офицеров. Впереди на обеих штанинах украшение из шнура и галуна, так называемый «гусарский узел». У солдат и унтер-офицеров этот узел из тонкого шнура и прост по рисунку, у офицеров из золотого (серебряного) шнура и галуна сложного рисунка. У генералов это украшение еще сложнее. На рисунке слева офицерский «гусарский узел». На рисунке справа чакчиры и ботики.

Ботики Низкие (чуть выше середины икр) узкие сапоги. Верхняя часть голенища имеет фигурный вырез с кисточкой в нем. На ботики надеваются шпоры. У солдат шпоры луженые оловом, у офицеров серебреные (золоченые).

От автора. Любопытно, что в начале века обувь не различалась на левый и правый сапог. Оба ботика (впрочем, и другая обувь тоже) были совершенно одинаковы, и какой на какую ногу одевать было безразлично (ну как теперь валенки). Кто не верит, пусть побывает в музее вещевой службы МО РФ. Обувь стали различать на левую и правую ближе к середине XIX века.

В походе, в боевых условиях, на занятиях в холодную погоду поверх, а в теплую вместо чакчир гусары носили рейтузы серого цвета, подшитые кожей. Рейтузы надевались поверх ботиков. Гусарские чакчиры стоили дорого, от седла быстро вытирались и рвались, в ненастную погоду быстро намокали и грязнились от земли, летящей из под передних ног коня. Рейтузы спасали положение. Так что в действительности на войне гусары выглядели не столь нарядно, как мы видим в кинофильмах «Война и мир», «Гусарская баллада» и пр. На рисунке гусар 2-го гусарского полка Российско-германского легиона в рейтузах и справа конструкция рейтуз.

Как военная форма стала женской: Мундирные платья российских императорских семей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Правление Екатерины II

Впервые такие платья появились во времена правления Екатерины Великой. Правящая до неё Елизавета Петровна прекрасно обходилась без них, время от времени запросто и с удовольствием надевая мужской мундир, который, несмотря на ее полноту, смотрелся на ней прекрасно.

Да и на самой Екатерине во время захвата власти был надет офицерский мундир. Носила она военный мундир и в первые годы своего правления, что отражено на ее портретах той поры, изображающих императрицу, сидящей верхом на коне и в мужском военном мундире.

Но, прекрасно понимая, кому она обязана своим восхождением на российский престол, и взяв шефство над несколькими полками, императрица уже не могла появляться на торжественных мероприятиях в мужской одежде – в те годы это считалось неприличным. Именно тогда в качестве женского варианта военной формы и появились мундирные платья.
И хотя по своему покрою они были мало похожи на мужские костюмы, их цвета и декор в точности совпадали с офицерскими мундирами подшефных полков.

Это ее первое мундирное платье темно-зеленого цвета действительно напоминает офицерский мундир с золотыми галунами и форменными пуговицами. Но при этом ряд других деталей — широкая юбка, небольшой шлейф, рукава с маленьким крылышком у локтя – придают ему женственность.

Если в молодости Екатерина носила приталенные платья, то с возрастом они стали более свободными и широкими. Для сравнения – два мундирных платья одного и того же полка, но сшитые в разные годы:

Свои мундирные платья императрица надевала по особо торжественным поводам – на военные смотры и парады, в дни национальных военных праздников, либо на встречи с офицерами из подшефных полков…
Именно Екатерина заложила традицию носить мундирные платья, которую в дальнейшем охотно подхватили дамы других императорских семей, пронеся эту традицию вплоть до свержения монархии в России.

Правление Александра I


Правление Николая I

При Николае I, правившем три десятилетия, сначала вновь вошли в моду классические мундирные платья, но к сороковым годам эта традиция опять была утрачена. Тем не менее, право носить мундирное платье считалось очень почетным.

В канун 1845 года этого права удостоилась и великая княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I, которая была назначена шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Однако по этому поводу у нее с отцом случилась небольшая ссора. « Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась ».

Таким образом, в этом споре княжне тогда удалось отстоять « женский крой » военной формы. И хотя форма все равно была больше похожа на военный мундир, сшитый по фигуре, чем на платье времен Екатерины II, все-таки вместо брюк оставили юбку.

Правление Александра II

При Александре II стиль милитари вышел из моды, мундирные платья дамы тоже почти перестали носить.

Правление Александра III

Во время его правления военная форма возвращается, а, благодаря его супруге Марии Федоровне, возродились и мундирные платья. Обладая прекрасной фигурой, она отдавала предпочтение приталенным силуэтам ранней екатерининской поры. Ее платья с высокими воротниками и широкими манжетами украшались шитьем и гербовыми пуговицами, подобными тем, что сверкали на офицерских мундирах.

Правление Николая II

В этот период в приоритете у дам по-прежнему оставались классические мундирные платья. Супругу Николая II редко можно было увидеть в таком платье.

Но в семье подрастали четыре дочери, которые по мере взросления, принимая по традиции шефство над полками, с удовольствием надевали свои мундирные платья.

Очаровательные франты минувших лет.

Выбирая подшефные полки для своих дам, императоры зачастую отдавали предпочтения тем полкам, у которых была самая яркая и красивая форма — гусарские, кавалергардские, уланские.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Военное дело: стиль милитари

Играем в войну по модным правилам: главные милитари хиты

Из сезона в сезон стиль милитари попадает в число самых популярных модных трендов. Его мотивы и интерпретации настолько разнообразны, что многие исконно военные атрибуты перестают ассоциироваться с солдатским бытом и воспринимаются как типично буржуазные, или, по крайней мере, вполне миролюбивые. Что перед нами: артефакт с поля боя, прижившийся в гражданском гардеробе, или умелый притворщик, прикинувшийся ветераном? Примеров модных демобилизаций множество. Так было с лампасами, перекочевавшими с военной формы на физкультурную. Теперь красные генеральские полоски, особенно на трикотажных костюмах, ассоциируются не с казармами, а с уличными субкультурами, спортивными площадками и эстетикой спальных районов. Парки и бомберы стали привычной верхней одеждой, об их героическом прошлом мы редко задумываемся. Что говорить о макинтошах и дафлкотах, они теперь — удел обывателей, а не морских волков.

В отличие от предыдущих сезонов, этой зимой дизайнеры вспомнили о военном деле не мимоходом, вскользь, а основательно. Углубившись в тему, они посвящали тому или иному военному сюжету целые коллекции, осветив на подиумах самые разнообразные аспекты: от военной истории до экипировки всевозможных видов войск. Охват поражает и еще раз доказывает, что одежда в стиле милитари может быть разнообразной. Кроме бесконечного пересказа и интерпретации классических подиумных военных штампах, среди которых 50 оттенков хаки, брутальные аксессуары и фантазии о «солдате Джейн», место нашлось и гвардейцам времен Наполеона Бонапарта, и американским матросам из «жемчужной гавани».

Гусарская баллада

Dolce & Gabbana; John Galliano; Givenchy

Жакет, расшитый тяжелыми витыми шнурами, золотыми галунами и украшенный эполетами — милитари находка сезона, позаимствованная в гардеробе офицеров XIX века. Надевая такую вещь, невольно чувствуешь себя героиней романа Толстого или Джейн Остин. С чем надеть мундир — с воздушным платьем из шифона, шелка и кружева в духе Наташи Ростовой или с джинсами и водолазкой — комплект под стать рассудительной Элизабет Беннет, зависит от обстоятельств. Первый образ подойдет для вечеринки или свидания, второй — для интеллектуального досуга.

Исторический поворот

Fay; Mulberry; Temperley London

Пальто-сюртук — еще один «подарок истории» этой модной зиме. В отличии от мундира, этот жакет украшен скромнее. Металлические крупные пуговицы и контрастные элементы, в идеале из бархата, — вот и весь декоративный арсенал. Зато лаконичный крой этого пальто зрительно вытянет фигуру, прибавив пару сантиметров росту, и скроет несколько килограмм.

Морской бой

Coach; Tommy Hilfiger; Prada

Море волнуется: еще бы, при виде таких моряков, как на подиуме, у самого закаленного морского волка сердце даст слабину. Даже если вы уже дождались своего Грея, адмиральское пальто темно-синего оттенка «navy» вам пригодится. В нем будет комфортно бежать на свидание в зимнюю метель или бизнес-встречу, с которой с таким союзником вы точно выйдете победителем.

Тотальная диктатура

Платья и трикотаж цвета хаки

Boss; Hermès; Vera Wang

Хаки во всем разнообразии палитры: от болото-зеленого до серо-коричных оттенков — главный проводник ратных идей на подиуме. Этот цвет заставляет заговорить по-новому вещи, в которых нет ни намека на униформу. Трикотажные комплекты и изящные платья в этом оттенке приобретают новые черты характера. В такой трактовке стиль милитари в женской одежде отличается элегантностью и изяществом. Хаки придает уверенное звучание любому образу. Он заставит плечи расправится, а походку сделает уверенней. Поэтому особенно удачно этот цвет смотрится в деловых комплектах. Он подойдет для важной встречи, где нужно показать стальной стержень, оставаясь женственной. Эта идея считывается во многих коллекциях. Объединяя утонченный крой и «солдатский» «грубый» хаки дизайнеры добиваются интересного эффекта. С одной стороны, вещи сморятся солидно, с другой, благодаря мягким тканям и силуэтам, в них сохраняется нежное феминное начало.

Солдатская песня

John Galliano; Marni; Burberry

Военные хитрости

Ботильоны, Dsquared2; сумка, Desa 1972; сумка, Prada; сумка, Pierre Hardy; босоножки, Burberry; мюли, Jimmy Choo; ботильоны, Aquazzura; слипоны Ports 1961; клатч, Vivienne Westwood; ботинки Yeezy; подиум, Prada

На войне все средства хороши, особенно в битве за красоту. Тут нет мелочей, поэтому обращаем внимание на аксессуары: обувь и сумки. Если с гранжевыми комплектами все понятно — грубые ботинки, объемные сумки, брутальные пояса, то как обстоят дела с вечерними нарядами? На помощь придут детали, позаимствованные в исторической и парадной форме. Кисточки, золотая фурнитура и отделка будут удачно смотреться в сочетании с высокой шпилькой, а аксельбанты и ремни — готовые ручки для сумок. Эта «тяжелая артиллерия» не оставит соперницам никаких шансов.

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Мундирные платья императриц

П о традиции, зародившейся в XVIII веке, монархи регулярно надевали военную форму. Однако большую часть того же века российский престол занимали женщины. И при императорском дворе возникло такое специфическое явление, как дамские мундиры. Екатерине II, которая их и ввела, подобные платья помогли создать образ не просто императрицы, но и командующей войсками. Вспоминаем, как женщины царской семьи носили мундирные платья в XVIII–ХХ веках.

XVIII век: мужской костюм стал женским

В то время существовало четкое разграничение между женским и мужским костюмом. Нарушение этих границ общество не одобряло. Правда, европейские дамы все чаще заимствовали элементы мужской одежды. Она была более удобной, чем женская, особенно в путешествии и на охоте. Так сформировался женский охотничий костюм, состоявший из кафтана и камзола. От мужского он отличался наличием юбки и тем, что плотнее облегал фигуру. Носили его и в России.

Иногда на маскарадах дамы появлялись в полных мужских нарядах, включая и короткие штаны-кюлоты. Особенно популярными стали такие переодевания при императрице Елизавете. Она была неравнодушна к мужскому костюму вообще и к мундирам в частности. Обладая пышными формами, Елизавета тем не менее отлично выглядела в узких обтягивающих штанах и часто демонстрировала стройные ноги. Однако любовь императрицы к мундирам объяснялась не только желанием покрасоваться. Военная форма была способом поддержать ту популярность, которой она пользовалась среди гвардейцев, выразить им свою благосклонность.

Екатерина тоже стремилась получить поддержку у армии. Во время совершения государственного переворота она была в мундире Семеновского полка. Подруга императрицы княгиня Екатерина Дашкова вспоминала: «Императрица позаимствовала мундир у капитана Талызина, а я взяла для себя у поручика Пушкина — оба эти офицера-гвардейца были приблизительно одного с нами роста». В таком виде Екатерина, возглавив войска, и отправилась в Петергоф — брать власть. В первые годы царствования императрица часто носила мужской костюм, например для прогулок верхом. Однако нужно было соблюдать приличия. Женские мундирные платья стали компромиссом между необходимостью — или желанием — надеть военную форму и не нарушить правила.

До наших дней сохранилось шесть экземпляров мундирных платьев Екатерины, однако, возможно, их было больше. Самый старый из них был создан по форме Преображенского полка и относится, вероятно, к 1763 году. Последний — 1796 года — по форме Морского флота. Судя по дворцовым записям, называли их просто «мундирами» или «длинными мундирами». Каждый соответствовал определенному полку. При всем разнообразии, эти наряды объединяют несколько признаков. Во-первых, цвет — такой же, как у обычного мундира соответствующего воинского подразделения. Во-вторых, крой рукавов, спинки и воротника напоминал мужской. Хотя они и представляли собой распашные платья, под которые надевались либо комбинация из лифа и юбки, либо нижнее платье. Отделка была в военном стиле — форменное шитье и пуговицы.

С годами Екатерина отказалась от кроя, который подчеркивал талию. Под верхнее платье, ставшее более свободным, она надевала нижнее, напоминающее сарафан. С одной стороны, такой фасон помогал скрыть полноту, с другой, Екатерина, немка по происхождению, пользовалась возможностью подчеркнуть свою приверженность русским традициям.

В 1783 году она писала Григорию Потемкину: «По-моему, нет одеяния почетнее и дороже мундира». Она носила мундиры в дни полковых праздников, на военных смотрах, в дни праздника Крещения Господня и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (День павших защитников Отечества), в годовщины военных побед России, при спуске на воду кораблей, иногда в дни орденских праздников. Однажды на балу у графа Петра Румянцева Екатерина появилась «не в маскарадном костюме, но в женском кирасирском мундире». Словом, поводов надеть мундирное платье у императрицы было достаточно, и она носила их на протяжении всего своего царствования. Екатерина Великая была первой, кто их надел, но не последней. Она заложила новую традицию.

XIX век: мундиры за пределами императорского дворца

Следующий век был эпохой правителей-мужчин, поэтому мундирные платья носили супруги царей, их дочери и сестры. Остальные представительницы обширной императорской семьи, даже если были шефами полков, обычно обходились без них — за редчайшими исключениями.

Во времена Александра I, так называемую эпоху Наполеоновских войн, женская мода настолько подверглась влиянию военной тематики, что интерес к мундиру захватил множество дам и за пределами императорского дворца. Они носили шляпки в виде киверов, отделывали верхнюю одежду бранденбурами — двойными петлями из шнура или позумента, позаимствованных из гусарской формы, — и изобретали другие модные новинки в том же духе. В это время зарождался стиль милитари, который, видоизменяясь, сохранился и до наших дней.

Военные мундиры, а не просто дамскую вариацию на военную тему женщины семьи Романовых вновь стали носить при Николае I. Этот император высоко ценил форму — и военную, и гражданскую. При нем было утверждено Положение о гражданских мундирах. Даже придворным дамам было предписано в праздничные дни носить особенный костюм, все детали которого были четко регламентированы, вплоть до вышивки. Дамские мундиры идеально вписались в жизненный уклад императорской семьи.

Дочь Николая, Ольга, в своих мемуарах вспоминала, как императрица Александра Федоровна во время парада 1835 года вела кавалергардов «в парадной форме и с белой фуражкой на голове». Самой Ольге довелось надеть форму, когда в 1845 году она была назначена шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка: «Потом дядя Михаил провел передо мной моих гусар в их чудесной белой форме, с белым ментиком. Папа непременно хотел нарядить меня так же, включая расшитые чакчиры генерала. Я же протестовала против брюк, Папа настаивал на этом, и впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец, был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась. Папа представил меня разным лицам в форме моего полка и заказал для полка мой портрет в форме елисаветградских гусар». Речь шла уже не столько о платье, как во времена Екатерины, сколько о мундире, сшитом на женскую фигуру, с юбкой вместо брюк.

Вернулась к идее мундирного платья Мария Федоровна, супруга Александра III. Она носила модные костюмы, украшенные военными элементами: галунной обшивкой, гербовыми пуговицами, высоким воротником-стойкой и манжетами — все в цветах подшефного полка.

Эта традиция была продолжена и при последнем императоре, Николае II. Его супруга, Александра Федоровна, хотя и была шефом нескольких полков, надевала мундирные платья редко. Зато подрастало новое поколение — четыре дочери. Первыми мундирные платья надели старшие великие княжны, Татьяна и Ольга. Однако шефами своих полков они стали в 1909 году, а форму надели лишь несколько лет спустя, когда повзрослели.

Элементы гусарской формы в женской одежде

Все зовут меня недаром
Смелым воином–гусаром.
Удивить сумеют мир
Кивер, сабля и мундир.
Из полка я шел к вам долго
И успел попасть на елку!

(автор: Наталья Иванова)

Костюм Гусар будет отличной парой для костюма Мажоретка —
парные костюмы на детях смотрятся очень эффектно.

КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ «ГУСАР»
состоит из элементов:

1. Кивер
2. Ментик
3. Доломан
4. Чикчиры
5. Ботики
6. Ташка

Описание
Для костюма понадобится: ткань черного, красного или синего(голубого) цвета, искусственный мех для отделки, желтый (золотой) шнур, золотые пуговицы, искусственная кожа, сапоги, готовая сабля.

Необходимо подобрать подходящие готовые выкройки жакета (или даже пижамной куртки) для пошива верха мундира и брюк. Мундир, верхняя куртка и брюки украшаются золотым шнуром и пуговицами (см. схему). Шапка шьется их ткани и искусственной кожи, уплотняется картоном и украшается шнуром.

Пояснения
Кивер — высокая шапка цилиндрической формы, украшенная двумя свисающими на длинных плетеных шнурах кистями.

Ментик — верхняя короткая суконная без воротника куртка, ярко украшенная спереди гарусными шнурами и часто посаженными попарно по бортам медными (золочеными) или оловянными (лужеными) пуговицами. По краям пол, низа, ворота и рукавов обшит опушкой. В рукава, поверх доломана, он надевался только при холодной погоде. В остальных случаях ментик накидывался на левое плечо и кренился плетеным шнуром (ментишкетом).

Доломан — суконная со стоячим воротником куртка, как и ментик, была украшена шнурами и пуговицами. Доломан застегивался на все пуговицы и подпоясывался гарусным кушаком или поясом с поперечными перехватами.

Чикчиры — узкие в обтяжку рейтузы с украшениями на передних половинках в виде вышивки цветным гарусным шнуром.

Ботики — сапоги с короткими голенищами. Края голенищ обшивались цветным галуном и спереди имели кисточки.

Вооружение гусар состоит из сабли, короткой фузеи (карабина) и двух пистолетов. Сабля крепится к поясу, который находится под кушаком.

Обязательными предметами гусарского являются ташка (сумка), висевшая на трех ремнях на уровне колена, погонная перевязь и лядунка (подсумок для патронов).


Историческая справка.
Гусары — разновидность кавалерии — впервые появились в 1458 г. в Венгрии в виде особых конных отрядов, состоящих из групп, комплектовавшихся каждая от 20 дворянских подворий (отсюда и происходит их венгерское название: «гус» — двадцать, «ар» — подворье). Одежда российских гусар заимствовалась у Австро-Венгрии. В 30-50-е годы XVIII в. комплект ее состоял из кивера, ментика, доломана, чикчир и ботиков.

Цвет ментика, доломана, чикчир и украшений на них в каждом полку был свой. Так, в Грузинском гусарском полку ментик и доломан были желтые с украшениями (шнурами) красном цвета, чикчиры — красные с желтыми шнурами, тканевый верх кивера и шнуры на нем — красные, ташки — желтые с красной обшивкой и царскими вензелями; в Сербском гусарском полку ментик, доломан и чикчиры — светло-синие, а шнуры и украшения на них — черные; в Венгерском гусарском полку ментик, доломан и чикчиры — красные, шнуры — черные; в Молдавском гусарском полку ментик — синий с красными шнурами, доломан и чикчиры — красные с синими шнурами; в Слободском гусарском полку ментик белый с синими шнурами, доломан и чикчиры — синие с белыми шнурами. На гусарской одежде офицеров вместо цветных шнуров и медных пуговиц нашивались соответственно золотистые шнуры и позолоченные пуговицы.

Из архива фотоконкурсов:

Материал подготовлен специально для детского портала «Солнышко»
и опубликован 10 декабря 2007 года.

Только для личного использования! Перепубликация в других изданиях запрещена!

Красота и отвага: кто такие гусары?

Эффектные, лихие и красивые, гусары славились своей готовностью умереть ради славы. Французский генерал Ласалль говорил о них: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!». Мы решили познакомить вас с этими славными вояками поближе.

Настоящие венгерские гусары

Мы уже писали о польских крылатых гусарах в тяжёлых доспехах. Когда эти всадники в броне уже стали частью истории, по всей Европе начался «гусарский ренессанс». На этот раз он был связан не с Польшей, а с Венгрией. Новые гусары были куда ближе к тому роду войск, который появился в середине XV столетия по инициативе короля Матвея Корвина.

Изначально венгерские гусары считались лёгкой кавалерией. Каждый двадцатый венгерский дворянин был обязан служить в ополчении, которое содержалось за счёт королевских налогов. Húsz по-мадьярски «двадцать», ar — налог. Отсюда и пошло знаменитое имя.

На самом деле, точное происхождение термина «гусар» до сих пор неизвестно. Есть версия, что 20 всадников — это наименьшая возможная численность кавалерийского подразделения в венгерской армии, и название происходит отсюда. По другому мнению, каждое землевладение должно было содержать по одному гусару на каждые 20 облагаемых податью дворов.

Первые гусары вооружались саблей и щитом, а также — если могли себе это позволить, — пистолетами. Разумеется, кавалерии, созданной в качестве «народного войска», латные доспехи были попросту не нужны — да и не по карману.

Гусары на иностранной службе

Поляки позаимствовали у венгров систему регулярной кавалерии, но их гусары очень быстро превратились в тяжёлую конницу. Сказывалась специфика многочисленных войн с турками и русскими. А вот в Венгрии гусары так и оставались лёгкой кавалерией, которая в неизменном виде просуществовала до XVII века. Именно тогда первые венгерские наёмники появились во французской армии. Это случилось ещё при Людовике XIII в 1625 году. Но привычки иноземной иррегулярной кавалерии оказались не по нраву французам, так что после целого ряда скандалов, связанных с дисциплиной и мародёрством, в 1656 году венгерские конные роты распустили.

Возрождение гусар оказалось связано с присоединением Венгрии к владениям Габсбургов в 1687 году. Император Леопольд реформировал не только систему управления новым владением, но и венгерскую армию. Вместо ополчения появились регулярные части, среди которых нашлось место полку гусар — по-прежнему лёгкой кавалерии, одетой в национальные мадьярские костюмы.

Но не все венгры согласились с утратой свободы. Многие воины покинули родину и бежали на чужбину в надежде найти применение своим военным талантам. Вскоре гусарские части, созданные по австрийскому образцу, появились у французов, баварцев и пруссаков.

Расцвет гусар в XVIII веке

Пока в Польше тяжеловооружённые гусары доживали свой век в качестве похоронных команд, в остальной Европе лёгкая гусарская конница переживала эпоху расцвета. XVIII столетие было временем господства линейной тактики — основные силы конницы использовались либо для прорыва линии войск врага — как кирасиры; либо в качестве мобильной пехоты — как драгуны. Тут-то полководцы и обнаружили, что армиям решительно не хватает лёгкой кавалерии, которую можно использовать в разведке и для действий на флангах противника.

Такой конницей стали гусары. К середине XVIII века количество их полков увеличилось в разы. В 1741 году в России было пять гусарских полков, а к концу правления Екатерины II — уже 12. Король Пруссии Фридрих II создал первые два гусарских полка из числа бежавших в Германию сторонников независимой Венгрии. К концу Семилетней войны их число увеличилось до девяти. Многие народы считались неспособными к гусарской службе.

Немцы и русские были хороши в тяжёлой и средней кавалерии, но негодны в лёгкой. Так что и в Пруссии, и в России первые гусарские полки набирались исключительно из венгерских или балканских эмигрантов.

Впрочем, вскоре оказалось, что главное — это не национальный характер, а подготовка, так что прусские гусары наводили ужас на полях сражений Семилетней войны.

Самая первая гусарская форма — обычный венгерский национальный костюм. В XV веке ещё не придумали военный мундир, поэтому солдаты шли в бой в том же, что носили в мирной жизни. Но венгерская одежда отличалась ярким, необычным видом: простые люди в то время носили жилеты, украшенные множеством пуговиц и расшитые тесьмой, а дворяне надевали кафтаны с большим количеством золотых или серебряных шнуров на груди. Верхний кафтан подбивали мехом. Эта одежда стала прообразом гусарского мундира, хорошо знакомого всем по многочисленным фильмам и историческим картинам.

Начиная с XVIII века и вплоть до Первой мировой гусарская форма состояла из трёх главных частей: нижней короткой куртки до талии — доломана; верхней куртки, подбитой мехом, — ментика; и расшитых галунами облегающих штанов — чакчир. Ментик обычно носили небрежно наброшенным на одно плечо, но часто использовали в качестве зимней формы — меховая куртка, пусть и короткая, неплохо согревала в холода.

Другими отличиями гусар были меховые шапки с высокими султанами, сумки-ташки, которые пристёгивались к поясу. Помните размышления гусара Николая Ростова: «Наташа, сестра, чёрные глаза. На…ташка… На ташку, наступить… тупить нас — кого?» — они как раз про этот элемент формы, который напомнил ему о сестре.

Особый вид был и у гусарских сапожек. В отличие от других полков кавалерии гусары использовали лёгкую обувь, несравнимую с массивными ботфортами кирасир и драгун.

Типичная тактика гусар — или разведка, или летучие отряды в тылу врага, или стремительные удары во фланг неприятельской позиции. Пример такого боевого применения лёгкой кавалерии — сражение на реке Кацбах, когда в 1813 году возобновились боевые действия с наполеоновской Францией.

Бонапарт собрал новую армию и начал наносить союзникам очень неприятные удары. 26 августа, когда основные силы Наполеона разбили русско-австрийскую армию под Дрезденом, объединённое войско русских и пруссаков под командованием Блюхера встретилось с армией маршала Макдональда в Силезии.

Как всегда решительный (получивший у солдат прозвище «фельдмаршал Вперёд»), Блюхер приказал атаковать французские части, переправившиеся через Кацбах. Но натиск прусской кавалерии захлебнулся в упорном сопротивлении французов. Тогда французов атаковали русские части под командованием генерала Фабиана Остен-Сакена, а во фланг внезапно ударили Ахтырский и Белорусский гусарские полки генерал-лейтенанта Сергея Ланского. Манёвр казаков, зашедших в тыл, завершил разгром противника, который был буквально опрокинут комбинированной атакой и бежал.

Гусары в России

Старейший гусарский полк русской армии — Ахтырский. Его создали ещё в 1651 году. Но ради справедливости надо сказать, что в то время в России если и говорили о гусарах, то лишь как о тяжёлой кавалерии польского образца. Поэтому ахтырцы первоначально были обычным казачьим полком. В 1765 году в ходе военных реформ Ахтырский полк стал гусарским и с тех пор заслужил себе имя одной из самых прославленных воинских частей русской армии.

Неизменным отличием ахтырцев была форма коричневого цвета с золотыми шнурами. Мундир именно этого полка носил знаменитый гусар и поэт Денис Давыдов.

Ещё один полк, чьё имя помнят и поныне, — Александрийский, известный под неофициальным именем «Чёрные гусары». Их полковая песня «Марш вперёд, труба зовёт, чёрные гусары»! нередко исполняется в наши дни — её хорошо знают все любители военной истории.

Александрийцы ведут отсчёт старшинства с 1776 года, а их старинным знаком был чёрный мальтийский крест с наложенной на него мёртвой головой.

Гвардейские гусары появились в России при Екатерине II — сперва лишь как конная стража императрицы, а уже при Павле I они стали полноценным полком гвардии.

Гусарские части до сих пор существуют в армиях некоторых государств. Например, у французов в армии есть четыре гусарских полка, которые служат в бронекавалерии (то есть танковых войсках), а у британцев на службе состоят Королевские гусары Её величества, которые также считаются танковым подразделением.

И хотя нынешние гусары уже не носят блестящую форму своих предков, их славное имя напоминает нам о сражениях и победах прошлого.

Гусарская форма и элементы стиля милитари в женской одежде — «Мода»

Рассматривая актуальные модные коллекции, следует отметить, что стиль милитари на подиуме занимает одну из важных позиций. Только на этот раз, помимо формы разных родов войск, особое предпочтение дизайнеры отдают гусарской форме. Видимо, пришла пора и нам вспомнить гусарский мундир. Какой же он был?

Милитта уже рассказывала об одном из оригинальных предметов одежды, входивших в состав гусарской формы – венгерке, или как ещё её называли, – доломане. Форма гусар в России, начиная с XVIII века, много раз претерпевала изменения. Но всегда при этом нравилась всем.

Молодые люди, определив свой путь на военном поприще, никогда не оставались равнодушны, какую форму им придётся надеть. И красота формы привлекала не менее чем сама военная служба. А о женщинах, что и говорить, – при виде гусарских полков, проходивших по улицам городов, у них трепетало сердце, и из груди вырывались возгласы восторга и восхищения. К слову сказать, когда русские войска вошли в Париж в 1814 году, то же было и с француженками.

Гусарская форма включала доломан (короткая куртка со стоячим воротником), ментик – тоже куртка, надевавшаяся поверх доломана и по краям обшитая мехом, узкие рейтузы (чикчиры), низкие сапоги, шнуры, галуны, бахрома, кисточки. На груди доломана и ментика нашивались около15 поперечных рядов двойных шнуров с рядами выпуклых пуговиц. Если ко всему прибавить, что форма гусар была необычайно яркой, в ней присутствовало, по меньшей мере, три-четыре цвета, то зрелище во время передвижения гусарских войск было потрясающим.

И всё-таки мы не станем сейчас подробно изучать все предметы гусарского мундира, всему своё время. Отметим лишь то, что многие дизайнеры выразили своё восхищение этой формой в коллекциях осень-зима 2016-2017 года. Милитта, безусловно, разделяет с ними восторг красотой гусарского мундира.

Однако следует непременно отметить, что форма гусар исходит из венгерской одежды, откуда многие её элементы пришли в военные мундиры всех европейских стран. Поэтому на подиуме во время показа должна была звучать музыка из «Венгерской рапсодии», или же модели должны были шествовать под лихие гусарские песни. Но, как известно, этого не произошло, ведь красотой музыки и пением исполнителей, на показах не балуют, так что пришлось слушать то, что было, или просто пропускать мимо ушей.

А вот модели с элементами венгерских костюмов необычайно порадовали. Некоторые коллекции решились только на украшение шнуром и пуговицами, но всё равно получилось необычайно красиво. А теперь вам предстоит возможность смотреть и выбирать, а может быть и создавать свои новые варианты с элементами гусарской формы.


Фото сверху — DSquared2
Фото снизу — Elisabetta Franchi

Гусарская накидка: особенности, история и интересные факты

Как появилась гусарская накидка? Что она собой представляет? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Известно, что гусарская форменная одежда в 1812 году отличалась своим видом от обмундирования иных родов кавалерии. Это несоответствие объясняется происхождением данного вида войска. В русской армии гусары появились в середине XVIII века. В то время в неё шли служить выходцы из Венгрии, Сербии. Именно они принесли принадлежащий им вид обмундирования. Нарядность и необычность гусарской униформы понравилась, поэтому она прижилась и в России.

Комплектация

Вы не знаете, что такое гусарская накидка? Обычно её называют ментиком. Униформа гусар в течение века немного видоизменилась, однако сохранила свои особенности. Она состояла из таких вещей: чакчиры, доломан, кивер, ментик, ботики, гусарский кушак, ташка. Сюда также относится вальтрап – один из компонентов конского убора. Кстати, у каждого полка имелись свои расцветки гусарского обмундирования.

Куртка

Что собой представляет гусарская накидка, мы выясним далее, а сейчас рассмотрим доломан. Это однобортная короткая (до пояса) куртка с невысоким стоячим воротником. На груди она расшивалась шнуровыми петлями в пятнадцать рядов, которые у офицеров имели золотистый или серебристый цвет (в соответствии с цветом приборного металла, приписанного полку).

Солдатам полагались шёлковые шнуры серовато-белого или жёлтого цвета. У офицеров концы верёвочных рядов украшались золочёными пуговицами, а у рядовых – медными. Вокруг жгутов грудь офицерского доломана оторочивалась узким серебряным (золотым) галуном. Генеральские куртки точно так же украшались бахромой. Кроме всего прочего, галуном разной ширины обшивались воротники генеральских, офицерских и унтер-офицерских доломанов. Спинка этого изделия также расшивалась шнурами. Однако не всегда на куртке присутствовало 15 рядов шнуров. В зависимости от размера на ней их могло присутствовать от 11 до 18.

Цвет доломана, воротников и обшлагов в каждом полку были разные.

Ментик

Итак, вы уже знаете, что гусарская накидка называется «ментик». Это куртка, идентичная доломану, но её воротник, низ рукавов и изделия, края бортов оторочены мехом. Военнослужащие каждого полка носили ментики своего цвета, причём он не всегда совпадал с окрасом доломана.

Так, офицеры лейб-гвардии гусарского полка носили бобровый мех чёрного цвета, а солдаты и унтер-офицеры – чёрный недорогой. В армейских гусарских полках офицеры носили серый мех, рядовые – белый, а унтер-офицеры — черный.

Летом ментики носили наброшенными на левое плечо, а зимой – поверх доломанов, надетыми в рукава. Чтобы это изделие не сваливалось, его подвязывали шнурком, который проходил под мышкой правой руки. Летом ментик не носили лишь гусары, вооружённые пиками. В военной обстановке перед атакой эта накидка снималась совсем или надевалась в рукава.

Гусарские музыканты (литаврщики, трубачи) имели на ментиках и доломанах добавочные украшения в виде так называемых «крыльцев» на плечах, жёлтой и белой тесьмы на рукавах.

Картины

Как накидка гусарская воспроизводилась на картинах? На многих полотнах, в том числе и написанных в XIX веке, изображены гусары, скачущие в атаку в ментиках, развевающихся с плеча. Эти сцены действительности не соответствуют. Внешне они выглядят красиво, однако колыхающийся на ветру ментик может с гусаром сыграть злую шутку в бою. Он мешает управлять конём, действовать оружием, может нарушить равновесие воина в седле и сбросить его на землю.

Хроника

Накидка гусарская имеет удивительную историю. Вообще короткая куртка, разукрашенная на груди шнурами, называется «венгерка». Эта вещь незаметно проникла в Россию. До того как русские гусары надели униформу, в которой победили Наполеона в 1812 году, её начали узнавать славяне, начиная с XV-XVI вв.

Народная одежда венгров сформировалась на базе кооперации турецкого костюма с древним венгерским. Пару веков на землях Венгрии происходили беспрестанные военные столкновения Востока и Запада. Османский гнёт, многочисленные войны разоряли и опустошали государство.

Одновременно с венгерской старинной одеждой существовали и иные варианты – восточный и средневековый европейский костюмы. В дальнейшем именно элементы Востока были применены венграми и вошли элементами в национальную одежду.

Гусарская накидка с меховой опушкой очень красива. Головные уборы с султанами, детали кроя, меховая отделка, застёжки на груди, выполненные в виде рядов живописного шнура с кисточками и воздушными петлями – все эти дополнения превратились в обязательную часть народных нарядов венгров. Уже в XV веке они стали атрибутом мундира офицера лёгкой венгерской кавалерии. Именно они были гусарами, отражавшими атаки османской конницы.

Далее характерные черты костюма венгров начали циркулировать в Европе. Большая часть молодых венгерских воинов искала средства к существованию в иных странах. Принимая их на военную службу, начальство обращало внимание не только на воинскую славу этого народа, но и красочное национальное одеяние.

Венгерки

Как ещё называлась короткая гусарская накидка? Если вы будете знать, как появилась гусарская форма, вы поймёте, почему куртки – ментики и доломаны — часто именуют «венгерками». Но в то же время существовала и другая венгерка – штатская. Очень часто она представляла собой кафтан синего цвета, расшитый шнурами на груди. Это одеяние напоминало одежду допетровского периода. Русские помещики очень любили ее носить.

Гусарская форма и одновременно штатская венгерка были популярны почти до конца XIX века. Когда завершался XIX век, в моду вошла женская модификация венгерки или гусарской куртки – шерстяной короткий жакет, отделанный шнуром или тесьмой.

На подиумах сегодня можно часто увидеть занятные модели женского облачения в стиле милитари. Именно поэтому можно полюбоваться элементами русской военной формы и венгерки. Нынешних дизайнеров окрыляют народные костюмы, ведь красота бессмертна.

Расцветки обмундирования по полкам

Многим нравится гусарская накидка. Название её теперь вы знаете. Приведём примеры расцветок обмундирования следующих полков:

  • Александрийский полк. Его бойцы носили ментик и доломан чёрного цвета, обшлага и воротник доломана были красными. У офицеров мех ментика был серый мерлушковый, у солдат – белый, а у унтер-офицеров – чёрный. Пояс-кушак и чакчиры чёрные. В комплект униформы входили: чёрная ташка с красной отделкой, чёрный вальтрап с красным украшением. Приборным металлом являлось серебро. Этих бойцов называли чёрными гусарами.
  • Ахтырский полк. Личный состав этого соединения носил коричневые доломаны и ментики, причём у доломана были жёлтыми обшлага и воротник. У офицеров мех был серый мерлушковый, у солдат – белый, у унтер-офицеров – чёрный. Эти военные также носили коричневые поясы-кушаки и синие чакчиры. Ташка у них была коричневая с жёлтой отделкой, а вальтрап — синий с жёлтым украшением. Приборным металлом являлось золото. В этом полку служил известный партизан войны 1812 года Давыдов Денис.
  • Гусары Белорусского полка носили синий доломан, чёрный ментик, причём воротник и обшлага доломана были красными. Мех ментика у солдат был белый, у офицеров – серый мерлушковый, у унтер-офицеров – чёрный. Каждый военный имел красный пояс-кушак, синие чакчиры, красную ташку с белой отделкой и синий вальтрап с белой отделкой. Приборным металлом являлось серебро.
Ссылка на основную публикацию