Я поведу тебя в музей…

Я поведу тебя в музей…

Войти

May. 19th, 2010

Когда-то было такое стихотворение Сергея Михалкова с романтичным названием «В Музее В.И.Ленина». Начинается так:

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.

Так вот, 17 лет назад папа взял за основу этот стишок и написал о случае из жизни — как они с мамой наткнулись на американских мормонов (они и тогда, и после в большом количестве бродили у нас тут, может, и сейчас где-то завалялись)
А я эти папины стихи обнаружила не так давно, очень обрадовалась и, с его разрешения, тут выкладываю.

В субботний день с женой моей мы вышли со двора:
— Я в магазин тебя веду, — жена сказала мне.
А я был нужен для того, чтоб деньги поднести —
Сейчас не кошелёк для них здесь нужен, а рюкзак.

Идем и видим: впереди два странных существа —
Один худой, второй — как. я, навстречу нам ползут.
Толстяк — примерно метра два, другой — всего лишь метр,
Рубашки белые на них, и галстуки притом.

Я говорю: «Что им взбрело надеть в жару и зной
Такой наряд?» А впрочем, их никто не осуждал.
У нас свободная страна — хоть валенки носи,
И даже злой милицанер не выстрелит в тебя.

» То старшеклассники идут с последнего звонка» —
Жена пыталась угадать, но я ей возразил:
» У нас так рано не звенят, всего лишь ten o’clock,
Хотя, конечно, можно бить бутылкой о стакан».

«А может быть, они бредут на «Ленинский урок»?
Подумал я вторую мысль, но сразу отрезвел:
Ведь времена сейчас не те. Жара, мягчает мозг,
И лик Вождя, как Ихтиандр, всплывает из глубин.

» Студенты сессию сдают — не знают ни хрена,
Шпаргалки прячут в пиджаках и кое-где ещё» —
Последнее, что я сумел промыслить, ведь они —
Уже сравнялись. По лицу — не школьники отнюдь.

Вдруг останавливают нас «на русском языке» —
Он хоть и ломаный у них, но можно разобрать.
«Не верите ли в Бога вы?» Я отвечаю: «Нет».
Но тут вмешалася жена: «Я верю, а в кого? «

«Вы о мормонах что-нибудь слыхали где-нибудь?»
Я стойко отвечаю — «Нет» (чуть позже объясню).
» А я хотела б услыхать» — упорствует жена
(она, чтоб съездить за бугор, и Дьяволу кивнет) .

В руках у них большая Book — кило, примерно, пять.
И вижу, что хотят всучить — лишь только повод дай.
Я по-английски им вопрос, мол, — where are you from?
Они в ответ свое долбят — на русском все равно.

«Мы из Америки сюда, мормоны мы усе».
А я и так об этом знал — в метро они висят.
«Хотите посетить наш сбор? » —» Спасибо, I don’t want».
«А почему?» — пристал один. —»Because I don’t believe».

» Ну хорошо, — сказал второй — возьмите хоть буклет».
» Буклет возьму, — ответил я, — он маленький вполне».
» Так мы вас завтра в гости ждём». —»Н апрасно», — говорю,
Хоть это странно, может быть, мормону услыхать.

В воскресный день с моей женой и дочерью ещё
Мы будем по лесу идти, резвиться и дышать.
А после этого пойду я к тёще на блины,
Но пригласить вас не могу — блинов немного там.

Так и расстались мы тогда практически ни с чем,
А я боялся, что жене «талмуд» они вручат.
И ведь тогда б нести его (и по такой жаре!)
Пришлось, конечно же, не ей, а вашему слуге.

«Я поведу тебя в музей…» Истории, рассказанные музейщиками России

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Эту книгу создали люди, не мыслящие себе жизни без музея.

В сборник вошли истории, рассказанные не только хранителями, экскурсоводами, научными сотрудниками, реставраторами, руководителями различных музеев России, но и людьми, чья профессиональная жизнь не связана с музеями – журналистами, писателями, учителями, артистами.

Авторы делятся забавными случаями из жизни «музейных работников», рассказывают о людях, чьи имена вошли в историю российского и мирового музейного дела, предлагают посмотреть глазами детей на посещение музея и повествуют о необычных судьбах отдельных экспонатов.

Отзывы

Популярные книги

  • 49647
  • 4
  • 1

7 навыков высокоэффективных семей

  • 31611
  • 6
  • 0

Более чем вероятно, что эта книга изменит вашу жизнь. Она поможет вам полностью пересмотреть свой .

Радикальное Прощение: Освободи пространство для чуда

  • 30942
  • 4
  • 1

Когда на смену любви и близости приходят неудовлетворенность, ссоры и охлаждение, страдают оба па.

Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь

  • 56051
  • 22
  • 14

Теперь я второкурсница в лучшей академии магии. Особенность моего дара — я не вижу магические иллю.

Лучшая академия магии, или Попала по собственному желанию. Часть 3. Новые правила

  • 31477
  • 18
  • 11

English Grammar in Use

  • 38950
  • 2
  • 0

Поселягин Владимир Геннадьевич Наемник. Трилогия АННОТАЦИЯ Владимир Поселягин НАЕМНИК Пролог .

Наемник. Трилогия

Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга ««Я поведу тебя в музей…» Истории, рассказанные музейщиками России» «Коллектив авторов» не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Отличный образец сочетающий в себе необычную пропорцию чувственности, реалистичности и сказочности. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. ««Я поведу тебя в музей…» Истории, рассказанные музейщиками России» «Коллектив авторов» читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

Расчет посадки и дифферента имеет важнейшее значение для безопасной и эффективной эксплуатации гр.

Расчет посадки и дифферента грузовых судов

Расчет посадки и дифферента имеет важнейшее значение для безопасной и эффективной эксплуатации гр.

Я поведу тебя в музей…

Ходил вчера с сестрой (ой, смешно получается, дальше поймёте)) в Парк Культуры имени Отдыха, промок и продрог насквозь, но удовольствие получил огромное. Там на ярмарке Букмаркета выступал Ефремов «Поэт и гражданин», впечатлений целый вагон. А потом ещё были чтения переписки Ходорковского и Улицкой, тоже мощная вещь. Почитайте обязательно, поймёте, кем был и есть Ходорковский, ярлык «нувориша, алчного до денег» разваливается в труху.

А из «Гражданина Поэта» офигенно понравился стих «Я поведу тебя в музей». На мой взгляд, это одно из самых сильных стихотворений Быкова. Я его раньше не слышал, может и вы его не знаете, тогда почитайте. Ну, а другие подробности вчерашнего дня — у sister_kari .

«Я поведу тебя в музей»

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора
— Скажи мне, брат, а ты не гей? —
Сказала мне сестра

Не меньшинство, а большинство
Они, господь прости,
Учти, что если ты — того
Нельзя нам в центр идти.

Гуляют в центре погранцы,
Их кодекс чести крут,
Они порвут тебе штанцы,
А мне ваще порвут

Ещё прошу для простоты
С томлением в груди,
Что если несогласный ты,
То ты предупреди.

Я не хочу тебе вредить,
Но здесь такая хрень,
Что несогласным выходить
Не стоит в этот день

В другой бы может пронесло,
Но кризис недалёк
И 31-е число
Не лучший твой денёк

Ты погулять выходишь, брат,
А тут со всех сторон
Бежит матрос, бежит солдат
И главное — ОМОН

— Ты что. — воскликнул я, — Сестра!
Я здесь недаром рос
Я размышлял уже с утра,
Предвидя твой вопрос

Тебе ль не знать, ведь я твой брат
И нет меня родней
Меня имеют все подряд,
Однако я не гей

И совесть у меня чиста,
И мысли нет иной —
Со всем согласен я, сестра,
Что делают со мной

Не лесбиянка, не Немцов,
Восставший из руин,
Я, с точки зренья погранцов,
Достойный гражданин!

Нет, я не несогласный гей,
Я, как любой из вас,
В нормальных терминах скорей
Согласный п. с

— Ну, что же, брат, шагай смелей, —
Сестра сказала тут, —
Я поведу тебя в музей,
Глядишь и не убьют.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Ахуительно))))))))). (6)
  • Беда. (0)
  • Дела-Дела/ . (51)
  • Жизненные зарисовки. (13)
  • Марина Комиссарова. Конспект для себя. Сумасшедше! (6)
  • Мои невстречи. (2)
  • Новая жизнь старых вещей. (12)
  • О братьях наших меньших. (12)
  • Об отпуске. (0)
  • Обо мне. Редко. Иной раз разве что. И то — ежели ч (25)
  • Отпуск 2018. Индия- Шри-Ланка. (3)
  • Отпуск 2019. Карибы. Мексика. (5)
  • Повседневное. Часто — дурное. (6)
  • Понравилось). (23)
  • Про Економию (29)
  • Рекомендую к прочтению. (19)
  • Рецепты. (4)
  • То, что удивило (3)
  • Художники, которые понравились или просто удивили/ (1)
  • Чудеса .в моей жизни (6)

Цитатник

Чарли отчасти прав. )) Речь Чарли Чаплина на своем 70-летии «Когда я полюбил себя, я понял, ч.

Потрясающая история любви. Ей было 19, ему – 56. «Когда он умер, д.

какой — то особенный дар смотреть не туда(с) Конечно. конечно это Марина.

Жестокая игра поэта Михаила Лермонтова Жестокая игра поэта Казалось бы, Мих.

Блоги лоскутниц-мастериц (добавляются) БЛОГИ ЛОСКУТНИЦ-МАСТЕРИЦ Александра Захарчук http.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей! — Сказала мне сестра. Вот через площадь мы идем И входим наконец .

Воскресенье, 07 Января 2018 г. 18:46 + в цитатник

Сказано- сделано!! С утра-пораньше мы отправились в музей Оружия . Чесгря, туда мы собирались давно, но ждали, когда откроется 4 этаж с современным оружием, чтобы, как гриЦЦа, — смотреть — так уж смотреть все этажи ! Наш путь лежал через Николо- Зарецкий храм.

( из Википедии) Основателем храма считается сын Никиты Демидова — Акинфий Демидов. Изначально церковь строилась по обычному плану: по линии восток-запад располагались алтарь, основной объём, трапезная, колокольня. Но 3 октября 1730 года только что построенная колокольня, вероятно, находившаяся над демидовской усыпальницей, обрушилась. При этом пятнадцать человек погибли, девять получили увечья. Затем колокольню отстроили отдельно на другой стороне Никольского (ныне Оружейного) переулка. Здание храма прямоугольное, сильно удлиненное, с повышенной средней частью. В 1734 году на первом этаже храма появилась часовня-склеп для погребения членов семьи Демидова .

В 1770—1780-х годах здание подвергалось ремонту и перестройкам. 2 мая 1779 года в Заречье случился большой пожар. Пострадала и Николо-Зарецкая церковь, более всего — её кровля, верхний храм и галерея. Огонь нанёс ущерб практически всем прихожанам церкви, поэтому восстановление её растянулось на несколько лет. К 1803 году вся церковь с папертью была расписана. Помимо Демидовых в числе благотворителей Николо-Зарецкого храма были и представители других известных тульских родов. В частности, Андрей и Иван Родионовичи Баташевы принимали участие в изыскании средств для восстановления церкви после пожара. Свои вклады в храм делали оружейники Лялины, Коротковы, купцы Зверев, Белоусов и другие.

В 1862 году в верхнем храме был устроен новый иконостас взамен прежнего, пришедшего в ветхость. 2300 рублей для этого пожертвовал настоятель храма протоиерей Иоанн Мясновский. В 1914 году вдоль улицы Демидовской и Никольского переулка, ограничивавших церковный участок с запада и юга, появилась кованая ограда на белокаменном цоколе. При храме имелся приют, в котором в начале XX века проживали четыре пожилые женщины. Богадельня при Николо-Зарецкой церкви упоминалась ещё в 1782 году. Церковно-приходская школа действовала при храме с 1894 года.

В 1924 году храм был внесен в список церквей и монастырей Тульской губернии, состоящих на учете отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса).

В 1995 году был разработан проект реставрации Николо-Зарецкой церкви над которым работали тульский архитектор В. Клименко, владимирский архитектор В. Фомин, инженеры и ученые Тульского государственного университета, а также специалисты из Суздаля. Первоначальные чертежи и проект храма не сохранились, поэтому разработчики проекта реставрации использовали старинные фотографии и материалы, имевшиеся в Государственном архиве Тульской области. В 1996 году храм наспех отреставрировали к празднованию 850-летия первого упоминания Тулы в летописи и 340-летия со дня рождения Никиты Демидова.

В 1999 году в преддверии праздника Рождества Христова храм был передан Тульской епархии. 29 марта 2004 года на звонницу Николо-Зарецкой церкви подняли семь колоколов, изготовленных в Воронеже по технологии древнерусских мастеров. Также отреставрировали нижний храм с тремя алтарями. В 2006 году освящен алтарь во имя апостола Андрея Первозванного, в 2007 — алтарь во имя святых царственных страстотерпцев Николая, Александры, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексия, в 2008 — главный алтарь во имя святителя Николая Чудотворца. При храме действуют воскресная школа и библиотека. По воскресеньям проводятся духовные беседы со взрослыми. В 1996 году был открыт историко-мемориальный музей «Некрополь Демидовых» — филиал объединения «ТОИАЛМ». Он расположен в одноэтажном бывшем жилом доме, построенном в конце 1920-х годов на территории церковного сада. Музей включает в себя вводный зал с экспозицией «Демидовы и Тульский край» и внутрицерковную родовую усыпальницу Демидовых в Николо-Зарецком храме. Это единственное сохранившееся в России внутрицерковное захоронение представителей первых поколений Демидовых.

Где найти свой ресурс? Я поведу тебя в музей!

В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора.

— Я поведу тебя в музей! —

Сказала мне сестра.

Несколько лет назад я обратил свое внимание на музей, как на ресурсное место.

Обратите внимание, что я не написал о ресурсе только для позитивных эмоций. В музее у вас могут возникнуть и негативные эмоции. Не бегите от них, не старайтесь от них спрятаться! Именно в соседстве разнонаправленных эмоций вы сможете оценить всю прелесть, как радости, так и печали. В музее они порой могут соседствовать и от этого только выигрывают и музейная экспозиция и посетители музея! Не везде и не всегда у вас есть уникальная возможность соприкоснуться с такими разными эмоциями в специально созданном и организованном музейном пространстве. Посещение музея дает новый опыт, новые эмоции, новый ресурс.

Когда состоялась моя любовь с музеями? Несколько лет назад в Москве проходила акция ночь музея. Это ежегодная акция популяризации музеев. Первый музей, который я посетил, был Музей русской гармоники А. Мирека. В тот вечер выступали музыканты, которые играли на гармони. Все посетители музея были просто в восторге от концерта и очарованы виртуозностью исполнителей и разнообразием звучания вроде простой на вид гармони.

Каждую третью неделю месяца все музеи, которые находятся в ведении Московского департамента культуры, гостеприимно распахивают свои двери для всех желающих совершенно бесплатно. В каждый день этой недели определенные музеи отрыты для свободного доступа.

Какие преимущества бесплатного посещения музея? Вы экономите свой бюджет. Если вы заплатили и разочаровались, то это обидно. А если бесплатно, то даже если не понравилась экспозиция, то и не так обидно, а если понравилось, то это очень приятный бонус!

Любая музейная экспозиция или выставка это источник эмоций и впечатлений. При этом они могут быть разные. Как я уже писал выше, принимайте все эмоции и впечатления, которые к вам приходят. Я придерживаюсь для себя важного принципа.

Это касается и необыкновенной красоты, которой много в некоторых музеях. Если ее очень много, то может и «стошнить». Так что, слушайте себя и важно уйти во время, чтобы не возникло отвращения от музея. Музеи надо принимать в индивидуальных дозах! Тогда вы получите впечатляющий ресурсный эффект!

А вы любите ходить в музей?

Когда последний раз были в музее? В каком?

«Я поведу тебя в музей!»

«Сегодня у нас бал юных экскурсоводов!» — звонок главного хранителя фондов арзамасского Музея русского патриаршества Тамары Антоновой меня немного расстроил, потому что понимала: из Нижнего Новгорода в Арзамас уже не успеваю приехать. «Ничего страшного, — успокоила меня Тамара Ивановна. — Приезжайте в другой день. Ребята соберутся, все вам расскажем и покажем!»

Это здание на Соборной площади Арзамаса — место притяжения не только многочисленных гостей города, но и самих арзамасцев. Единственный в мире Музей русского патриаршества находится в удивительном месте: в здании бывшей городской ратуши, которое дошло до наших дней практически в первозданном виде. Здесь уникальная экспозиция, представляют которую люди, влюбленные в свою профессию и свой город.

— Я обожаю свой музей, — признается Тамара Антонова. — Я вообще музейный человек: рядом с моим домом был крае­ведческий музей, мама была экскурсоводом. Давно, еще работая в музее Гайдара, я возглавляла там детское экскурсионное бюро. Дети, которые к нам ходили, состоялись в жизни: кто-то стал директором школы, кто-то — врачом, кто-то — педагогом, один даже работает в Совете Федерации. Они всегда были востребованные, публичные люди, а главное — любили город. Эту любовь к родному городу, его святыням я им старалась передавать.

В последние годы Арзамас переживает второе рождение: город меняется на глазах, хорошеет. Сюда приезжает много туристов, а с развитием паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров» их будет еще больше. А значит, решила Тамара Ивановна, нужно уже сейчас позаботиться о том, чтобы было кому рассказывать о родном городе. Так пришла идея создания детского экскурсионного бюро на базе Музея русского патриаршества. Директор музея архимандрит Тихон (Затёкин) идею поддержал. После его благословения закипела работа.

— Бюро юных экскурсоводов работает около года, — рассказывает Наталья Подмогильная, автор проекта «Я поведу тебя в музей» по обучению детей основам профессии гида. Проект стал победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2018–2019». — За это время мы обучили 15 детей. Занятия проходили раз в неделю в группах по пять человек. После защиты экскурсионных проектов мы организовали для детей бал, где не только вручили им сертификаты, но и дарили подарки, звучала музыка, они танцевали.

Среди 15 юных экскурсоводов — ученица арзамасской православной гимназии Вероника Тюрина. Девочка признается, что учиться было очень интересно, но еще интереснее проводить экскурсии:

— Я запомнила самую первую свою экскурсию, для группы из Москвы. Немного волновалась, но гости отнеслись ко мне очень хорошо, внимательно слушали, а когда уходили, похвалили и сказали, что у меня все получится. За время обучения у меня появился любимый зал — зал Екатерины Второй. Там есть кресло, которое сделали специально к ее приезду в Арзамас в 1767 году. Его рукояти развернуты в разные стороны — чтобы она не зацепилась платьем, ведь они тогда были пышными.

За время обучения в детском бюро Вероника провела около 15 экскурсий в разных залах музея. Задумка организаторов такая:

— Одному ребенку дается текст по одной экспозиции, второму — по другой, и так далее, — рассказывает технологию подготовки юных экскурсоводов Наталья Ивановна. — Они учат. Потом у нас музейная практика: каждый в своих залах. После успешного ее прохождения дети переходят в другой зал. Но есть и общее: музейное хранение, построение музея — это дети тоже должны знать.

Помимо очных экскурсий юные экскурсоводы готовят и экскурсии заочные, те, что можно посмотреть дома, не имея возможности прийти в музей лично.

— У нас есть фотоаппарат, и дети сами снимают чудесные ролики об Арзамасе, — рассказывает их педагог. — И о православных святынях, и о городских улицах, и по теме войны. В будущем планируем снять ролики о Воскресенском соборе, парке Гайдара, съездим в Шатки, к Тане Савичевой, в усадьбу Жомини.

Подготовка юных экскурсоводов завершением проекта «Я поведу тебя в музей» не кончится. Уже написан следующий проект и подана заявка на участие в грантовом конкурсе, но даже если грант не удастся получить, сотрудники музея готовы продолжать работать со школьниками.

— Мы хотим вернуться к тому, что было раньше: в каждой школе — музей, — рассказывает о планах по работе с детьми Тамара Антонова. — Хотим организовать конкурс среди школ. Они проведут школьный этап, своих лучших экскурсоводов выдвинут на городской этап. А мы будем выбирать тех, кто действительно может быть настоящим экскурсоводом. То есть начинать будем со школ. Департамент образования нас поддерживает.

— То, чем мы занимаемся, интересно детям, — говорит На­талья Подмогильная. — Мы поддерживаем их в желании творить: ночь музеев, ночь искусств, что-то провести для людей… Им нравится быть на публике, и мы учим их этому. А у того, кто умеет выступать перед широкой аудиторией, не будет и проблем с ответами на уроках.

Дети, получившие сертификаты, продолжат обучение. Как и некоторые другие ребята, ученик православной гимназии Арзамаса Федор Горенков желает осваивать профессию гида. Мальчик побывал на одном занятии детского экскурсионного бюро и загорелся идеей учиться там:

— Я хотел бы выучиться на экскурсовода, мне это в будущем пригодится. Ведь я хочу стать священником. Для этого надо очень много знать, постоянно учиться.

Думается, что у проекта большое будущее, а значит, по крайней мере, в Арзамасе не будет проблем с экскурсоводами, по-настоящему влюбленными в свое дело и свой город.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Я поведу тебя в музей…

Впервые в столице Башкортостана «Ночь музеев» прошла с таким размахом…

По этому поводу так и вертятся в голове строчки Сергея Михалкова, знакомые с детства:

В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.

— Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра.

Правда, стихи эти немного не по теме моего спича, который я заготовила для любезной публики, дабы рассказать о грандиозной акции, которая состоялась в Уфе вечером 21 мая с 18.00 до 24.00. За один только вечер почти через все музеи города прошло 12 тысяч человек. Из миллиона столичных жителей. Остальные, видимо, предпочли более привычное и традиционное времяпрепровождение: пивко, телик, родной диван или родную дачу.

Но поверьте мне, те, кто откликнулся на культурный призыв, нисколько об этом не пожалели.

Начнем с того, что «Башавтотранс» выделил несколько автобусов, на которых и передвигались по городу все желающие поближе познакомиться с Уфой музейной. Началось все с Республиканского музея боевой славы. Далее — немного подзабытый Дом-музей В. И. Ленина на улице Достоевского, литературный музей Мажита Гафури на Гоголя. Исторические и литературные экскурсы перемежались знакомством с Уфой галерейной, художественной. Здесь, конечно, было что посмотреть. Ведь Уфа по разнообразию художественных школ и направлений — просто феноменальный город. Все это разнообразие представлено в галереях «Х-MAX», «Мирас», «Гостиный двор», в музее современного искусства имени Наиля Латфуллина и многих других.

Но, пожалуй, самое живое и интересное действо в этот субботний вечер происходило в двух точках. Это Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова и Национальный музей Республики Башкортостан.

В музее Нестерова заправляла всем передвижная галерея «Аймак-арба», которая представила авто-кино-путешествие по России. Играл духовой оркестр «Ретро», выступили ансамбль «Гагарин», камерный оркестр УГАИ, dj Leonel, звучала электронная музыка. Из проектов были также представлены: инсталляция «Космодром Уфа – пятьдесят» и эксклюзивный допремьерный показ фильма «Меня зовут Арктика».

В Национальном музее народ встречали доброжелательные сотрудники в национальных костюмах. Правда, времени пробежаться по залам музея было немного…

— Здесь можно целый день ходить, как в Эрмитаже, — сказал кто-то в автобусе, когда мы поджидали всех желающих доехать до Демы — до музея 112 Башкирской кавалерийской дивизии.

— С Эрмитажем, конечно, не сравнить, — ответила я, — но и здесь много интересного можно увидеть и узнать…

-А вы бывали в Эрмитаже? — спросила меня кондуктор.

Женщина посмотрела на меня как на инопланетянку – с уважением и восторгом:

— Вы, наверное, человек искусства!

Уфимская ночь музеев закончилась в музее 112 Башкирской кавалерийской дивизии. Диорама знаменитого сражения под Белой Калитвой, бурка и сабля легендарного Шаймуратова-генерала, пожелтевшие фронтовые треугольнички писем… Чувствовалось, что музей собирался бережно и тщательно по крупицам.

Совершенно необычной показалась мне здесь экспозиция Фларита Зарипова, нашего земляка, живущего ныне в Казани, под названием «Философская галерея Зарифа». Человек вручную создал 300 горельефов универсальных матриц Вселенной. В начале июня Зариф собирается передать свою уникальную коллекцию в дар Национальному музею РБ и, думается, я обязательно познакомлюсь с этим интересным человеком и расскажу о нем читателям нашей газеты…

После майского дождичка цветущая и ароматная Уфа казалась особенно нарядной и красивой. Мы возвращались на автобусе по домам и делились впечатлениями. Все женщины, а в основном, как всегда, это были именно представительницы прекрасного пола, выражали свой единодушный восторг по поводу прошедшего мероприятия.

— У меня в голове, словно форточка открылась, и все мое сознание проветрилось, — сказала одна из пассажирок.

А я про себя подумала, что в очередной раз увидела свой родной город по-новому. С самой лучшей его стороны…

Айрат Рамазанов, куратор «Ночи музеев», подчеркнул, что уфимцы в этот вечер показали себя очень культурными людьми. Вопреки всем страхам музейных работников, они вели себя вполне прилично. Все прошло без эксцессов и даже без мусора. Так что свою культурную миссию с моей, чисто обывательской точки зрения, акция выполнила на все сто процентов.

Поинтересуемся же, что думает по поводу некоторых других миссий подобных музейных ночей профессионал.

Кристина Абрамичева, критикесса, редактор и издатель журнала «Гипертекст», куратор художественной галереи «Х-МАХ» задает сама себе вопрос: ночь музеев – развлечение или польза? И очень подробно отвечает на него:

— С тех пор, как в 1997 году в Берлине впервые была проведена «Ночь музеев», каждый год, в мае, кураторы и работники музеев на целый месяц теряют покой и сон. Ведь нужно найти и подготовить масштабную выставку по теме, продумать привлекательную программу, получить согласие на ночной шум у администрации города и решить множество других организаторских проблем, которые остаются за кадром праздника. В саму Ночь старушки-смотрительницы с ужасом вздрагивают от ударных установок рок-музыкантов, которые разносятся по тихим залам музеев, а толпы людей штурмуют самые популярные музеи, словно собираются за одну ночь восполнить недостаток прекрасного за весь год. Приходят ли они именно за прекрасным? Этим вопросом задаются социологи искусства. Не становится ли Ночь музеев одним из множества бездумных развлечений, которые предлагает современный город?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что Ночь музеев изначально была создана в честь Международного Дня музеев, который проходит повсеместно 18 мая с 1977 года. Постепенно она переросла в масштабную культурную акцию, основная цель которой — показать потенциал современных музеев, привлечь в них разные слои населения, особенно молодежь. Пусть и временное, но изменение образа музея, который у большинства ассоциируется с чем-то пыльным и скучным, превращает культпоход в веселое приключение, которое в любом случае получается познавательным.

История Ночи музеев в Уфе сложна и извилиста. В 2008 году она впервые была проведена в БГХМ имени М.В. Нестерова, в Конгресс-холле и в некоторых галереях. Самое масштабное действо тогда, безусловно, получилось в Конгресс-холле: экспозиция под названием «Музей современного искусства» объединила и галереи, и театры, и отдельных художников, так как каждому из участников был выделен «бокс» для творческих экспериментов. Посетители, переходя из одного помещения в другое, могли ознакомиться со всем, что делается в сфере искусства Уфы. Музей Нестерова в один из майских дней того года открыл свои залы для бесплатного посещения основной экспозиции, где играл камерный оркестр и танцевали танго. Во дворе разворачивалось совсем другое действо – перформансы Евгения Севастьянова, буги-бэнд и мини-аукцион. Казалось бы, начало положено… Но общемировой финансовый кризис привел к тому, что в последующие годы Ночь музеев проходила лишь в отдельных местах: галерее актуального искусства «Х-МАХ» (наиболее масштабное действо), галерее «Лимузин» и Музее современного искусства имени Н. Латфуллина. Лишь в этом, 2011 году, Музей Нестерова вновь подготовил свою программу под маркой «Ночь музеев», а также впервые (не считая участия в Конгресс-холе») свои двери держала открытыми до 24 часов галерея «Мирас». Все это позволяет с оптимизмом смотреть на развитие ночного музейного движения в городе. Ведь и Национальный музей РБ ежегодно устраивает День открытых дверей, и Музей пожарных подготовил в этот раз интересную программу. Безусловно, что одного энтузиазма работников музеев и галеристов мало – нужна финансовая и главное, моральная поддержка государства.

Не знаю, как у других, но по моей кураторской мысли Ночь музеев должна быть определенным итогом проделанного за год, полезным развлечением для ее участников и зрителей…

Я поведу тебя в музей…

Хранилище нашей истории и культуры старается вместить всё, что оставляет быстротечное время

Сибайский историко-краеведческий музей не так давно стал членом Союза музеев России, а в ноябре прошлого года вошел в состав Совета музеев Приволжского федерального округа.

Ежегодно его посещают около двадцати тысяч человек. В его фондах хранится более 12 тысяч предметов. Через госкаталог Музейного фонда РФ они доступны каждому жителю планеты. «Здесь очень богатая коллекция, — поделился впечатлениями во время посещения Сибая глава республики Радий Хабиров. — Самое важное, что этот музей не просто место, куда заглядывают люди. Он весь наполнен жизнью. Сюда постоянно приходит огромное количество детей, здесь проводятся уроки. Это правильный музей».

Руководит им Альбина Ярмуллина, которая более 13 лет преподавала в Сибайском институте БашГУ. Наша с ней беседа — о музее, его вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне.

— Альбина Зуфаровна, Сибайский музей становится очень популярным, сотрудники активно выходят в народ, удивляя и радуя новациями. Вспомним, с чего все начиналось.

— Известный в здешних кругах краевед Федор Папков и его единомышленники Ш. Шарипов, З. Смирнова, Б. Магадеева, супруги Музиповы инициировали открытие в марте 1959 года городского музея, который значился поначалу как школьный историко-краеведческий. Располагался он в кабинете горкома комсомола.

Долгие годы музейная работа велась на общественных началах и держалась на энтузиазме педагогов и активистах: председателя совета музея Роберта Нагаева, Магдана и Асии Музиповых, Елены Балак, Мидхата Габитова, Хидията Кусябаева. В 1976 году все экспонаты были переданы в краеведческий кружок при Доме пионеров, что фактически означало закрытие городского музея.

В 1981 году более 40 экспонатов Сибайского музея использовала Свердловская киностудия при съемках фильма «В ночь лунного затмения» по пьесе М. Карима

Новая страница открылась для него в 1991 году. В тот год Сибайский историко-краеведческий, директором которого был назначен Владимир Силаев, вошел в государственную музейную сеть Башкортостана на правах филиала Национального музея РБ. Было выделено помещение площадью 1 тыс. 172 квадратных метра на проспекте Горняков. Тогда фонды существенно пополнились предметами из музея истории Башкирского медно-серного комбината. В 2006 году учреждение было передано в ведение муниципалитета.

— Изменились ли сегодня ваши представления о музее?

— Я сама родилась в Сибае, школьниками нас водили в музей, который в свое время располагался в здании теплопункта. Меня тогда поразили предметы, о которых легко и доступно рассказывала экскурсовод. Будучи студентами истфака, проходили здесь практику. А уже став преподавателем, посещала музейные мероприятия со студентами. Вызывали интерес диорамы, показывающие природу родного края, зал этнографии, макет нашего карьера, который экспонировался на ВДНХ в Москве с 1975 по 1985 год.

В 2015-м, когда предложили возглавить учреждение, охотно согласилась. Поначалу скрупулезно вникала в работу, изучала документы, читала книги, статьи — занималась самообразованием, без этого никак. Могу сказать, что представления о музее как культурном учреждении с функциями сбора, хранения, исследования не изменились, скорее трансформировались, но для себя после каждой стажировки делаю вывод, что руководитель обязан видеть и оценивать масштаб деятельности, анализировать изменения в культурном пространстве.

— То есть современный музей все-таки отличается от традиционного?

— Сегодня обсуждается новое определение музея. Это теперь демократичное, инклюзивное пространство, в котором сохранение и трансляция исторической памяти сочетается с критическим диалогом о прошлом, настоящем и будущем. Активное сотрудничество с различными сообществами позволяет музею аккумулировать самые разные представления о мире и обеспечить равные права и доступ к культурному наследию для всех людей.

Во всем мире в музейном деле произошли большие изменения за последние 15 — 20 лет. Если прежде музеи были ориентированы на экспонаты, сосредоточены на себе, то сейчас они готовы к сотрудничеству, ориентированы на посетителей.

Кстати, в американских музеях обязательной является процедура аккредитации, которую они могут и не пройти, если ведут недостаточно разнообразную деятельность, не ориентируются, к примеру, на потребности нацменьшинств.

В экономике западных стран они играют важную роль. Британская ассамблея музеев, созданная еще в 1890-х годах, учитывает такой критерий, как работа с населением. В Германии начали создавать музей политической истории, тема для них достаточно болезненная, но работа началась. Сейчас повсеместно идет тенденция возврата объектов в их историческую среду. Музеи начинают ощущать себя профессиональным сообществом, везде обращаются и к нематериальному культурному наследию.

Появились новые типы хранилищ — под открытым небом, экомузеи. Радует, что вскоре будет построен историко-культурный музей-заповедник «Пещера Шульган-Таш». Коллектив нашего учреждения совместно со специалистами из Москвы работает над созданием мультимедийного зала, связанного с эпосом «Урал-батыр», легендами края. Однако для осуществления таких крупных проектов нужна серьезная финансовая помощь. К сожалению, муниципальные музеи республики не могут себе этого позволить, поэтому подаем заявки на гранты.

Для многих музеев остается актуальным вопрос смены или обновления экспозиций — технологии ушли вперед

Каждый музей должен обязательно разработать стратегию своего развития с четкими целями и решаемыми задачами. Они сегодня должны быть узнаваемы, иметь свой бренд, необходимо задуматься и о приобретении предметов.

В прошлом году в Санкт-Петербурге в рамках VII Международного культурного форума была принята стратегия развития деятельности музеев в РФ на период до 2030 года. У нашего музея также имеется концепция развития до 2022 года.

Будем работать над тем, чтобы наш музей был интересен для всех категорий посетителей.

— Сегодня любой может найти нужную информацию в интернете, соцсетях. Каким образом музей в этих условиях привлекает посетителей?

— Да, с помощью новых технологий, средств связи мы можем не только получить информацию о разных экспозициях, выставках, но и виртуально посетить их, изучить коллекции, фонды.

И несмотря на это, в последнее время число посетителей растет. Думаю, это связано с тем, что музейные учреждения предлагают качественные услуги, мероприятия для широкой аудитории, а также и с тем, что появилась мода на интеллектуальный досуг.

Хочу отметить среди множества инициатив главы региона ту, которая касается выходного субботнего дня для учащихся. В прошлом году все школы перешли на пятидневку. Каждая четвертая суббота месяца — тематическая. Если мы хотим, чтобы наши дети ходили в музеи, театры, на выставки, нужно это делать вместе с ними, делиться впечатлениями, эмоциями. Именно так прививается любовь к искусству, прекрасному.
Жители нашего города активно участвуют в акциях «Дар музею», «Листая старые альбомы». Молодой сибаец Арсен Хусаинов, к примеру, подарил музею старинный нагрудник с монетами начала XIX века, принадлежавший его бабушке. И таких бескорыстных дарителей у нас предостаточно.

Крупными проектами за последнее время стали издание научного сборника «Краеведческие записки Сибайского музея», конкурс научно-исследовательских работ среди учащихся 8-х — 11-х классов «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан», акции «Всей семьей в музей», «Кто куда, а мы — в музей». В последней приняли участие более 40 коллективов из 24 учреждений не только Сибая, но и соседних районов, всего около 800 человек.
Любимыми и зрелищными для горожан являются «Ночь музеев» и «Ночь искусств». Проводим различные конкурсы, квесты, выставки. Научные сотрудники находятся в постоянном поиске и ведут просветительскую работу, разрабатывают обзорные и тематические экскурсии, уроки-лекции со студентами местных вузов, практикуют выезды в районы с тематическими выставками, участвуют в экспедициях по сбору материалов.

Важным ресурсом для нас является наличие собственного сайта — http://sibay-museum.ru. Активно используем потенциал социальных сетей. Не выходя из дома, можно совершить виртуальный 3D-тур по нашим залам.

Я мечтаю, чтобы музеи стали площадкой для гражданского диалога, реализации интересных выставочных проектов. Хочу, чтобы музей мог показать как можно большему числу посетителей историю, культуру башкирского народа, летопись нашего города. Будем надеяться, что следующий год будет посвящен музеям.

Я поведу тебя в музей…

На уроке педагогики я задала студентам вопрос: когда и с кем они в первый раз были в музее. Группа разделилась: одни ходили с родителями, а другие – со школьным учителем. Первая группа рассказывала об экскурсиях с увлечением, список посещенных ими музеев был довольно большой, вторая группа вспоминала походы в музеи как некую повинность: нельзя было шуметь, трогать, учитель постоянно делал замечания, а экскурсовод рассказывал скучно.

Вывод очевиден: если первое знакомство с музеем было семейным событием, то у детей формировался стойкий интерес к этому виду познавательного досуга. Моё наблюдение дает повод задуматься над тем, что музейная экскурсия оказывает максимально положительное воздействие на ребенка, если она подготовлена родителями.

Выбираем музей

Существует несколько видов музеев, и каждый имеет свои особенности.

1. Отраслевые музеи. К ним относятся:

  • исторические музеи: в них находятся археологические находки или экспонаты, связанные с историческими событиями (музей Великой Отечественной войны, революции и др.);
  • художественные музеи: здесь собраны произведения искусства (картинная галерея, Эрмитаж, музей кукол и др.);
  • литературные музеи: представлены материалы, связанные с творчеством писателей;
  • музыкальные музеи: музыкальные инструменты или вещи, связанные с жизнью и творчеством известных композиторов и исполнителей;
  • технические музеи: здесь собираются экспонаты, связанные с достижениями науки (музей времени, музей освоения космоса);
  • естественно-научные музеи: экспонаты показывают достижения в изучении природы;
  • этнографические музеи: наследие жизни и культуры определенных народностей.

2. Комплексные музеи – краеведческие музеи, которые отражают историю и современность своего края.

3. Мемориальные музеи: памятники архитектуры или природы.

В музеях собраны вещи (предметы быта, орудия труда, оружие), предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, документы, аудио и видеоматериалы. Современные музеи активно используют инновационные технологии: 3D-проекции, виртуальные выставки и игры. Это позволяет оживить историю, природу, искусство.

Собираясь с ребенком в музей, помните, что не существует сугубо детских музеев. Каждый музей универсален – учитывайте интересы ребенка, возраст, способность к концентрации, особенности восприятия.

Маленьким детям не интересны документы и мелкие детали. Зато им будут интересны предметы быта детей, таких же как они, но живших 300 лет назад, а также огромные бивни мамонта или макеты динозавров. Мальчишкам будет интересна техника, а девчонок заинтересуют куклы. Помните, что детям особенно интересно то, что можно потрогать.

Художественный и музыкальный музей будет интересен подготовленным детям, которые занимаются в студиях по данным направлениям.

Как готовить детей к музейной экскурсии

Важно так заинтересовать ребенка, чтобы он ждал от экскурсии чего-то нового, необычного, настоящего. Рассказывая о будущей экскурсии, важно опираться на детские увлечения. Например:

  • Сегодня мы пойдем в музей, где узнаем, как появились животные.
  • Ты любишь играть в куклы, а сегодня мы пойдем в музей, где очень много разных кукол.
  • Космонавты должны всё знать о космосе, я предлагаю сходить в музей космонавтики.

Перед посещением музея желательно разъяснить ребенку некоторые понятия и термины: экскурсовод, экспонаты, галерея и т.д. Это даст ребенку возможность не отвлекаться от сути при появлении незнакомых слов. Кроме того, любое новое место требует адаптации, не стоит усугублять этот процесс.

Также нужно объяснить некоторые правила посещения музея: не шуметь, не бегать, не трогать руками экспонаты, не перебивать экскурсовода. Расскажите ребенку, что в музее каждый день бывает множество людей, и если все будут трогать руками экспонаты, то от них просто ничего не останется.

Ребенок должен знать, куда и зачем он идет, желать видеть то, что есть в музее, поэтому раньше четырех-пяти лет в музеях детям делать нечего.

«Я поведу тебя в музей». Нижнему Новгороду нужна полная картина его истории

С кандидатом исторических наук, автором книги «Нижегородский мусейон: основание» Надеждой Уткиной «АиФ-НН» рассуждает о светлом прошлом и туманном будущем музейного дела в городе.

Чучела, промыслы, борьба с пьянством

— Надежда, мы привыкли считать, что первым статус общедоступного музея в Нижнем Новгороде получил художественный музей, открытый к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Так ли это на самом деле?

— В 1860-е годы после Великих реформ Александра II в России появился общественный интерес к изучению истории разных местностей, к созданию музеев. Так, планировалось открыть музей при Нижегородском губернском статистическом комитете. Были собраны экспонаты, выделены деньги на обустройство музея, но у города тогда не нашлось здания под него.

В 1884 году нижегородское земство пригласило профессора Санкт-Петербургского университета, геолога и почвоведа Василия Докучаева определить ценность земель губернии с точки зрения распределения земельных налогов. Докучаев отправился в долгую экспедицию по нашим краям. Исследовал он не только почвы, но и растительный и животный мир.

Учёный собрал огромный краеведческий материал, который хотел сохранить. Так решили открыть земский естественно-исторический музей. Он был любим нижегородцами и известен за пределами города. Музей пережил революцию 1917 года. Новая власть признала его полезным… Но в 1930-х годах всё же решили разделить коллекцию по музеям высших учебных заведений города. Чучела животных достались зоологическому музею Нижегородского университета, образцы растений и минералов — педагогическому институту, а сельскохозяйственному институту — образцы почв.

— Какие музеи ещё существовали в нашем городе?

— Я насчитала около 20, не учитывая нереализованные проекты. Из самых интересных — музей при духовной семинарии. Был и кустарный музей, поскольку наша губерния всегда была богата народными промыслами. Музей был и магазином — там шёл активный сбыт изделий умельцев со всей губернии.

Существовал педагогический музей. В те времена наука эта была на подъёме, и экспозиция состояла из образцов разных учебных пособий. Учителя через музей могли заказать наиболее интересные для себя экземпляры.

На Нижегородской ярмарке действовал музей по борьбе с пьянством. Он вёл большую просветительскую деятельность. Интересный музей открыли в своё время при кадетском корпусе. Там рассказывали об истории создания корпуса, о выдающихся выпускниках. Планировалось создать в Нижнем Новгороде музей Первой мировой войны, но помешала революция.

Кстати, после революции некоторые музеи продолжали существовать, а художественно-исторический значительно пополнился экспонатами из многочисленных дворянских усадеб Нижегородской губернии. Политика новой власти была такой: если теперь это народное достояние, его надо сохранить.

Не всем по карману

— Принято считать, что до революции музеи создавались и существовали на средства меценатов. История это подтверждает?

— Не совсем. После 1860-х годов общественная жизнь была на подъёме. Для того же так и не открывшегося музея статистического комитета экспонаты собирали по всей губернии. Люди разных сословий с удовольствием откликались. Интеллигенция активно участвовала в музейной жизни. По сути, художественно-исторический музей в Дмитровской башне кремля в 1896 г. открылся на частные пожертвования нижегородцев.

Впоследствии городская дума ежегодно выделяла на содержание художественно-исторического музея около тысячи рублей. Сами музеи кое-что зарабатывали на продаже каталогов и сувениров, организации лекций. Правда, посетить музей тогда могли далеко не все нижегородцы. Многих «отсекала» плата за вход.

— Сейчас тоже часть посетителей «отсекает» входная плата. Посмотрите, какие очереди выстраиваются во время акции «Ночь музеев», когда вход туда бесплатный.

— К акции музейщики готовятся и придумывают интересную программу — это стимул прийти. Сама формулировка «Ночь в музее» тоже многих интригует. Музейным сотрудникам такой ажиотаж не очень понятен — мы-то в любой день все музеи страны можем посещать бесплатно. А вообще в музеи надо ходить не раз в год! Нам всегда есть что показать, о чём рассказать своим посетителям. Надо просто следить за афишей выставок и мероприятий.

— Как вы относитесь к тому, что сегодня по всей России открываются музеи, посвящённые мышам, гвоздям, пряникам и т. д.?

— Нас учили, что «настоящий» музей — учреждение научное, основанное на подлинниках, хранящее в своих фондах государственную собственность по строгим правилам и транслирующее выверенное знание. Поэтому главное здесь — формировать вкус к настоящему, подлинному у себя, у детей, а музейщикам — и у посетителей.

Музей хранит подлинники, способные рассказать многое об эпохе, личности, искусстве. И этот постулат всё же незыблем. За этим большинство людей и идёт в музей.

Не склад открыть

— Какого музея не хватает современному Нижнему Новгороду?

— Добротного краеведческого музея. Хотелось бы получить такую полную картину истории города и края. Тем более что есть достойные экспонаты, есть желание музейных работников подключиться к созданию такого учреждения.

Хочется ещё, чтобы в городе был музей, рассказывающий о богатой истории местного речного транспорта. Нижний — центр судоходства с петровских времён.

— Открываются ли сегодня новые музеи, созданные по канонам музейного дела?

— Вместе с маленькой группой энтузиастов я третий год участвую в создании Музея культуры дерева им. Е.И. Яранцева в Воскресенском районе Нижегородской области. Он входит в структуру природного парка «Воскресенское Поветлужье». Мы пытаемся рассказать о целой лесной цивилизации, которая некогда существовала в тех краях, — не зря же их называли «нижегородской Сибирью». У местных лесников, лесорубов, лесосплавщиков был удивительный быт, технологии, духовная и культурная жизнь. Пока всё в процессе. Создание настоящего музея — огромная научная работа, хочется, чтобы он стал живым, интересным, не вызывая ассоциаций со складом вышедших из употребления вещей.

Ссылка на основную публикацию