Дочке десять лет — матери дела нет. Как воспитать помощницу

Дочке десять лет — матери дела нет. Как воспитать помощницу

С появлением в семье девочки многие мамы с нежностью представляют себе, как дочка станет маленькой хозяйкой в доме. К сожалению, радостные мечты не всегда оправдываются — не из каждой малышки вырастает «мамина помощница».

Воспитание помощницы не надо откладывать на потом

Многие родители считают, что пока дочка маленькая, ее бесполезно и даже опасно приучать к домашним делам. Кроме того, на это нужно много времени и дополнительных сил, которые есть не у всех молодых мам. Именно в раннем детстве дети наиболее восприимчивы к освоению привычек и навыков, и период, когда у малышки есть искреннее желание и задор, упускать точно не стоит. Отталкивайтесь от ее актуальных стремлений и интересов, и девочка сама подскажет, что она уже может делать, а что попробует сначала вместе с вами, затем под вашим контролем, а потом уже и самостоятельно.

В дошкольном детстве ребёнок познает мир и осваивает его через игру — нужно максимально полно использовать это для воспитания юной помощницы. Не заставляйте своего ребенка убирать игрушки или мыть пол после пролитого чая — это только вызовет негативные эмоции. Надо сделать так, чтобы малышке самой захотелось исправить ситуацию. Если вы замените «Убери игрушки в своей комнате» на «Поможешь кукле Золушке справиться с новым заданием злой мачехи — наведешь порядок в комнате?», то увидите, что отказаться от такого заманчивого предложения она точно не сможет.

Конечно, нужно соблюдать осторожность, например, чтобы приготовить ужин папе, не стоит давать малышке настоящий нож. Чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником процесса, ему следует купить детские кухонные принадлежности. А вместе с этим можно приобрести все, что нужно юной помощнице — симпатичный набор для уборки, детский кулинарный комплект (формочки для выпечки, посуда, скалки и др.). Подобных товаров множество в каждом детском магазине.

Не забывайте о личном примере

Все дети очень любят подражать взрослым — это естественный для данного возраста процесс — что, конечно, нужно использовать в воспитательных целях. Пусть малышка видит, что чистота и порядок в доме — дело ваших рук: не бойтесь делать уборку и готовить в присутствии дочери, вовлекайте ее в этот процесс. Дети довольно быстро забывают то, что им говорят взрослые, а вот что делают папа и мама, они запоминают хорошо. Поэтому если вы говорите, что нужно сразу убирать за собой посуду, постель после сна, а сами этого не делаете, то хорошего результата ждать начать не стоит.

Следуя учению Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, не надо ждать, что ребенок самостоятельно уберет игрушки в коробку, нужно пару раз это сделать вместе, объясняя и комментируя, зачем это нужно и как быстрее справиться.

Ставьте перед ребенком посильные задачи

При воспитании юной помощницы не нужно забывать, что перед вами ребенок, и что-то из предложенного реально не получается. Давайте дочурке такие задания, которые соответствуют ее возрасту. Так, в два-три года она уже может принести вам что-то из холодильника, например, овощи для приготовления салата. Ей можно доверить налепить сырников или пирожков, убрать на место игрушки и др. К 4–5- годам ваша дочка уже может осуществлять простые кулинарные манипуляции, например, помыть овощи, выдавить чеснок, налить молоко, наложить кашу и т.д. Но нужно быть готовой к тому, что часть каши или молока окажется на скатерти! Однако такую ситуацию тоже можно использовать в воспитательных целях — сказать, что скатерть придется стирать, поэтому сегодня вечером вы не сможете с ней долго играть. В будущем дочка непременно будет аккуратнее!

Похвалу любят все, но дети особенно

Взрослые иногда наивно полагают, что дети делают что-то потому, что им это нравится. Конечно, и такое может быть, но довольно часто малыши хотят получить ваше одобрение или похвалу. Хвалите свою маленькую помощницу как можно чаще, но по делу, отмечайте в присутствии других людей ее успехи — дочурке будет очень приятно слышать это от вас, и она непременно захочет и дальше совершенствоваться в этом направлении.

Воспитывать нужно системно

Как бы хорошо вы не соблюдали все обозначенные выше пункты, но эффект будет незначительным, если вы будете непостоянны в приучении вашей малышки к домашним делам. Системность важна во всех вопросах, касающихся воспитания, и приучая свою дочку убирать за собой кровать после сна, не отступайте от этого правила, по возможности, никогда — даже если вы очень куда-то спешите или у вас срочное задание по работе. Нет системности — не будет и результата.

Домашние дела должны стать привычкой

Те обязанности, которые ваша малышка уже может выполнять самостоятельно, должны со временем стать обычными для нее действиями. Стремитесь закрепить за дочкой некоторые уже возложенные на нее обязанности, например: «Ну что, сегодня, как обычно? Ты протираешь пыль в своей комнате, я мою полы?». А чтобы интерес и задор вашей малышки к домашним делам не угас, не забывайте ее хвалить, периодически чередуйте задания, добавляйте новые обязанности, используя для этого не приказ, а просьбу. Не забывайте об игровых моментах, ведь ваша дочь – это ребенок, а не маленький взрослый!

Воспитать из маленькой малышки мамину лучшую помощницу не так уж и сложно. Главное – это ваше желание, немного терпения и тогда у вас обязательно все получится!

10 ошибок в воспитания дочери, которые могут сломать ей жизнь

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

У современной женщины много ролей, которые нам не всегда удается гармонично совмещать. Поэтому, когда в семье рождается девочка, бывает непросто сориентироваться, в каком направлении ее воспитывать. Родителям хочется, чтобы их малышка была успешна в жизни, нашла свое призвание, а также смогла реализовать себя как мама и жена. И на этом пути мы рискуем совершить много ошибок, которые будут мешать ей во взрослой жизни.

p, blockquote 2,0,1,0,0 —>

Особая роль в воспитании дочери лежит на маме, которая закладывает установки, какой должна быть женщина. Психолог Михаил Лабковский дает 10 советов мамам и бабушками, предостерегая их от распространенных ошибок, которые могут сломать их дочерям жизнь.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Самая серьезная ошибка, которую совершают многие мамы и бабушки, воспитывая дочь и, соответственно, внучку, — это программируют ее на некий обязательный набор навыков и качеств, которыми та должна обладать. «Ты должна быть милой», «Ты должна быть покладистой», «Ты должна нравиться», «Ты должна научиться готовить», «Ты должна…»

p, blockquote 4,1,0,0,0 —>

В самом умении готовить нет ничего плохого, но у девочки формируется ущербное мышление: ты будешь иметь ценность, только если будешь соответствовать набору критериев. Тут гораздо эффективнее и без травм для психики сработает личный пример: давай вместе сварим вкусный суп. Давай вместе уберемся дома. Давай вместе выберем тебе прическу. Видя, как мама что-то делает и получает от этого удовольствие, дочка захочет научиться этому. И напротив, если мама ненавидит какое-то дело, то сколько бы она ни повторяла, что этому надо учиться, у девочки будет подсознательное отторжение процесса. А на самом деле всему, чему нужно, девочка все равно научится рано или поздно. Когда ей самой это станет необходимо.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Вторая ошибка, которая часто встречается в воспитании дочерей, — это тяжелое, осуждающее отношение к мужчинам и сексу, которое ей транслируется матерью. «Им всем одного надо», «Смотри, поматросит и бросит», «Главное — в подоле не принеси», «Ты должна быть недоступной». В результате девочка растет с ощущением, что мужчины — это агрессоры и насильники, что секс — это что-то грязное и плохое, чего стоит избегать. При этом ее тело с возрастом начнет посылать ей сигналы, начнут бушевать гормоны, и это внутреннее противоречие между запретом, исходящим от матери, и желанием, идущим изнутри, тоже очень травматично.

p, blockquote 6,0,0,1,0 —>

Третья ошибка, которая удивительным образом контрастирует со второй, — ближе к 20 годам девочке сообщают, что ее формула счастья состоит из «выйти замуж и родить». Причем в идеале — до 25 лет, иначе будет поздно. Вдумайтесь: сначала в детстве ей говорили, что она должна (список), чтобы выйти замуж и стать мамой, потом несколько лет ей транслировали мысль о том, что мужики — козлы, а секс — грязь, и вот снова: выйди замуж и роди. Это парадоксально, но часто именно такие противоречивые установки матери озвучивают дочерям. Результатом становится страх перед отношениями как таковыми. И серьезно возрастает риск потери себя, потери связи со своими желаниями и осознания, чего же на самом деле хочет девушка.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Четвертая ошибка — это гиперопека. Сейчас это большая беда, матери все чаще привязывают дочерей к себе и окружают таким количеством запретов, что страшно становится. Гулять не ходи, с этими не дружи, звони мне каждые полчаса, где ты находишься, почему опоздала на 3 минуты. Девочкам не дают никакой свободы, не дают права принимать решения, потому что эти решения могут оказаться ошибочными. Но это нормально! В 14−16 лет у нормального подростка идет процесс сепарации, он хочет все решать сам, и (за исключением вопросов жизни и здоровья) ему нужно давать такую возможность. Потому что если девочка вырастет под маминым каблуком, она утвердится в мысли, что она существо второго сорта, неспособное к автономному существованию, и за нее все и всегда будут решать другие люди.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —> p, blockquote 9,0,0,0,1 —>

Пятая ошибка — формирование негативного образа отца. Неважно, присутствует отец в семье или мать растит ребенка без его участия, недопустимо превращать отца в демона. Нельзя говорить ребенку, что его недостатки — это дурная наследственность по отцовской линии. Нельзя очернять отца, каким бы тот ни был. Если он и на самом деле был «козел», то матери стоит признать и свою долю ответственности за то, что она выбрала именно этого человека в отцы своему ребенку. Это была ошибка, поэтому родители расстались, но нельзя перевешивать на девочку ответственность за того, кто принял участие в зачатии. Она тут точно не виновата.

Что умела девочка 10 лет

Что умела девочка 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад?

— нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера);
— принести дрова, очистить печь, топить её;
— принести воды из колодца;
— варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
— сбивать масло;
— накрывать на стол, мыть посуду;
— подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
— вытрясать и чистить половики;
— прясть, ткать, вышивать, вязать;
— стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
— прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
— менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
— кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
— собирать куриные яйца;
— доить корову;
— сажать, полоть и поливать огород;
— собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
— убирать урожай на огороде и в поле;
— пасти корову, козу, гусей, уток;
— возить на коне копны на сенокосе;
— удить рыбу…

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки — специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала — специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: «Дочке десять лет — матери дела нет». Это как в сказе Павла Бажова «Серебряное копытце» — Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку». И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад?

— нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера);
— принести дрова, очистить печь, топить её;
— принести воды из колодца;
— варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
— сбивать масло;
— накрывать на стол, мыть посуду;
— подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
— вытрясать и чистить половики;
— прясть, ткать, вышивать, вязать;
— стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
— прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
— менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
— кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
— собирать куриные яйца;
— доить корову;
— сажать, полоть и поливать огород;
— собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
— убирать урожай на огороде и в поле;
— пасти корову, козу, гусей, уток;
— возить на коне копны на сенокосе;
— удить рыбу…

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки — специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала — специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: «Дочке десять лет — матери дела нет». Это как в сказе Павла Бажова «Серебряное копытце» — Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку». И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.

Православная студия «Зёрнышко»

Студия работает на базе ПМЦ «Богатырский 52» по благословению протоиерея Вячеслава Помаскина и под его руководством. Проводятся занятия по ОПК, музыке, ИЗО, физической культуре.Приглашаем дошкольников и школьников. Занятия проходят по вторникам, средам и пятницам с 11 до14 и в пятницу с 16 до 19

Дочке десять лет — матери дела нет. Что умела девочка в десять лет в России.

нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера);
принести дрова, очистить печь, топить её;
принести воды из колодца;
варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
сбивать масло;
накрывать на стол, мыть посуду;
подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
вытрясать и чистить половики;
прясть, ткать, вышивать, вязать;
стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
собирать куриные яйца;
доить корову;
сажать, полоть и поливать огород;
собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
убирать урожай на огороде и в поле;
пасти корову, козу, гусей, уток;
возить на коне копны на сенокосе;
удить рыбу.

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки — специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала — специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: «Дочке десять лет — матери дела нет». Это как в сказе Павла Бажова «Серебряное копытце» — Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку». И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.

Православная студия «Зёрнышко»

Студия работает на базе ПМЦ «Богатырский 52» по благословению протоиерея Вячеслава Помаскина и под его руководством. Проводятся занятия по ОПК, музыке, ИЗО, физической культуре.Приглашаем дошкольников и школьников. Занятия проходят по вторникам, средам и пятницам с 11 до14 и в пятницу с 16 до 19

Дочке десять лет — матери дела нет. Что умела девочка в десять лет в России.

нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера);
принести дрова, очистить печь, топить её;
принести воды из колодца;
варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
сбивать масло;
накрывать на стол, мыть посуду;
подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
вытрясать и чистить половики;
прясть, ткать, вышивать, вязать;
стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
собирать куриные яйца;
доить корову;
сажать, полоть и поливать огород;
собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
убирать урожай на огороде и в поле;
пасти корову, козу, гусей, уток;
возить на коне копны на сенокосе;
удить рыбу.

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки — специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала — специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: «Дочке десять лет — матери дела нет». Это как в сказе Павла Бажова «Серебряное копытце» — Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку». И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.

Что умела девочка 10 лет

Что умела девочка 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад?

— нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера);
— принести дрова, очистить печь, топить её;
— принести воды из колодца;
— варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
— сбивать масло;
— накрывать на стол, мыть посуду;
— подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
— вытрясать и чистить половики;
— прясть, ткать, вышивать, вязать;
— стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
— прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
— менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
— кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
— собирать куриные яйца;
— доить корову;
— сажать, полоть и поливать огород;
— собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
— убирать урожай на огороде и в поле;
— пасти корову, козу, гусей, уток;
— возить на коне копны на сенокосе;
— удить рыбу…

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки — специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала — специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: «Дочке десять лет — матери дела нет». Это как в сказе Павла Бажова «Серебряное копытце» — Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку». И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад?

— нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера);
— принести дрова, очистить печь, топить её;
— принести воды из колодца;
— варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
— сбивать масло;
— накрывать на стол, мыть посуду;
— подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
— вытрясать и чистить половики;
— прясть, ткать, вышивать, вязать;
— стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
— прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
— менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
— кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
— собирать куриные яйца;
— доить корову;
— сажать, полоть и поливать огород;
— собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
— убирать урожай на огороде и в поле;
— пасти корову, козу, гусей, уток;
— возить на коне копны на сенокосе;
— удить рыбу…

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки — специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала — специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: «Дочке десять лет — матери дела нет». Это как в сказе Павла Бажова «Серебряное копытце» — Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку». И не побоялась несколько дней жить одна в избушке.

Как воспитывали дочерей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умела делать девочка в 10-летнем возрасте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.

Народные традиции и обряды в полной мере отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. При том, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией. После замужества косу делили на две. И это являлось символом того, что сил понадобится вдвойне — на саму девушку и на ее ребенка.

Древний «Домострой» — устав по которому жило крестьянство, был неписаным законом. Он требовал от отца семейства строгости в воспитании своих детей. В особенности это касалось дочерей, так как выдать дочь замуж беспорочной, да к тому же приученной к разному труду, считалось предметом большой гордости для родителей.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.

«Маленькое дело лучше большого безделья», — по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.

Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.

В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную «науку» мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.

Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.

Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С «пестуньей» расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.

Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой.
Вначале девочку учили «наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки)» . В некоторых регионах чесали и пряли шерсть. Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями.

И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.

Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.

Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.

Все свое детство и отрочество девочка была под покровительством отца, который отдав ее замуж, эти обязанности передавал мужу. На Руси поговаривали: «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца» . И став женой, она была обязана почитать мужа, как главу семейства. И то, чему ее научили отец с матерью она передавала своим детям, внукам. А освоенные трудовые навыки с малолетства были основным залогом ее выживания во взрослой жизни.

Ну а как воспитывали сыновей в крестьянских семьях 100 лет тому назад и, что они могли делать к 14-ти годам, читайте в обзоре

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 способов воспитать из дочки помощницу

Однажды увидев на УЗИ, что в животе уютно расположилась маленькая девочка, многие будущие мамы радостно восклицают: «Вот, наконец-то у меня будет помощница!» Но реальность, увы, бывает далека от наших желаний, и из маленькой симпатичной куколки совсем не всегда вырастает мамина правая рука, с удовольствием берущаяся за помощь по дому. Как воспитать из дочки настоящую помощницу и привить ей любовь к домашним делам?

Делаем вместе

  • Вместе с мамой.
    Привлекать дочку к домашним обязанностям можно с самого раннего возраста. Буквально с того момента, как кроха научилась уверенно передвигаться по квартире. Несложные задания – собрать игрушки, отнести вещи в корзинку – в состоянии выполнить даже годовалая малышка. А можно даже раньше, просто перемещаясь по квартире вместе с ней – в люльке, слинге или переноске. Пусть домашние дела станут для ребенка не какими-то неведомыми ритуалами: мама прибегает к ним лишь в полном одиночестве, когда все спят, а поутру все снова оказывается на своих местах и сияет чистотой. Нет, важно, чтобы дочка понимала: уборка, стирка, приготовление еды – ежедневные важные для всей семьи занятия, в которых она по мере сил и возможностей активно участвует. Это придаст домашним делам значимость.
  • Задачки по силам.
    Давайте ребенку такие задания, которые он в состоянии выполнить. Двух-трехлетние дети вполне могут помочь маме принести овощи для салата из холодильника, разложить на столе салфетки и хлеб, и даже налепить сырников на ужин. Детям постарше – 4-5-леткам уже можно доверить несложные кулинарные манипуляции вроде приготовления салата, выдавливания чеснока и разливания компота. Ну и что, что часть компота окажется на скатерти! Заодно можно будет показать дочке, где лежат скатерти, как их можно перестилать и куда класть испачканные, чтобы постирать их позже.
  • Реальная польза.
    Польза от детской помощи должна быть реальной. Пусть задания и несложные, но время, сэкономленное на раскладывании хлеба, мама сможет потратить на приготовление салата. Или на пять минут игры со своей помощницей.

Помогаем играючи

  • Игры со шваброй и веником.
    Как в случае с любыми другими занятиями, ребенок лучше всего воспринимает все, что облечено в форму игры. Поэтому постарайтесь придать игровую форму любым домашним делам. Уборку в детской можно превратить в игру-квест, сделав целью поиск любимой куклы, похищенной злой колдуньей. А вытирание пола после упомянутого выше разлитого компота можно и вовсе обратить в волшебное действо. Стоит только наделить простые вещи и явления «чудесными свойствами». Так зачарованная швабра превращает грязный пол в чистый, а необычайная тряпка прогоняет звездную пыль, освобождая место для солнечных зайчиков.
  • Развивающие занятия.
    Привычные домашние заботы для дочки могут стать настоящим развивающим занятиям. Вместе делая салат, расскажите о свойствах тех или иных овощей, обсудите формы и цвета. Разложите салфетки по цветам и размерам, расставьте чашки от самой большой – папиной, до самой маленькой. На кухне можно провести массу увлекательных опытов – от превращения коричневого чая в желтый при помощи дольки лимона до наблюдений за изменяющимися свойствами воды, теста и сыра при нагревании. Важно только заниматься этими опытами вместе с детьми и соблюдать правила безопасности!
  • Детский инвентарь.
    Чтобы ребенок осознавал себя полноправным участником процесса, у него должны быть свои собственные инструменты. Личный симпатичный набор для уборки (таких сегодня в детских магазинах достаточно), состоящий из маленькой швабры, ведра и щетки, собственная яркая рукавичка-прихватка, специальный детский кулинарный комплект из формочек, скалки и ступки помогут малышу получать от домашних дел еще и эстетическое удовольствие.

Хвалить не перехвалить

  • Правильные слова.
    Просьбу о помощи по хозяйству, обращенную к ребенку, формулируйте именно в форме просьбы. «Мне нужна твоя помощь», «Без тебя я не справлюсь», «Будь добр, помоги мне, пожалуйста». Акцентируйте важность именно детского участия в решении задачи. Причем старайтесь обращаться именно за той помощью, которая вам в данный момент реально необходима. Если вы несете в ванную много вещей для стирки, попросите дочурку взять часть, чтобы помочь вам. Если не успеваете приготовить обед, вместо того чтобы отсылать его на просмотр мультиков, поручите измельчить листья в салат или вместе займитесь вылепливанием фрикаделек.
  • Убедите себя.
    Мы привыкли думать, что дети еще маленькие и помощи от них ждать не приходится. Совершенно напрасно! Начиная с 2-3 лет малыши вполне способны помогать маме, делая пусть небольшие, но ощутимые дела, экономя ее время и силы. Попробуйте несколько раз отказаться от мысли сделать все самой, а рационально распределить задачу между всеми членами семьи, не исключая младших. Вы увидите, что детский вклад в домашние заботы весьма существенен! К тому же совместные занятия подобного рода очень объединяют семью!
  • Достаточное поощрение.
    Хвалите и еще раз хвалите. Отмечайте каждое сделанное дело, поощряйте любую помощь со стороны малыша, но делайте это всегда искренне, от души. Поощряя одного ребенка, старайтесь не сравнивать его с другими. Не бойтесь повторять свои похвалы, отмечайте успехи крохи в помощи маме в разговоре с папой и другими родственниками.
  • Список дел.
    Постепенно домашние дела войдут в привычку и ребенок – о чудо! – начнет сам обращаться к вам с вопросом: «Мама, чем тебе помочь?» В этот благословенный момент не расслабляйтесь. Избегайте переключения тона разговора на обыденный или приказной. Закрепите обязанности – ты делаешь салат, я пеку пирог. Но, чтобы однообразие не наскучило, периодически чередуйте или добавляйте новые увлекательные дела, подавая их под «игровым соусом». И не уставайте хвалить маленькую помощницу!

Помните: похвалы в данном случае не бывает много, и если домашние дела будут ассоциироваться в детском сознания с позитивом – «мама меня за это хвалила», в будущем и вам, и ребенку будет куда проще. Будет проще со школьниками решать вопросы наведения порядка на письменном столе и в тетрадях, с подростками – обращаться за вполне ощутимой реальной помощью, а подросшая девочка, обзаведясь собственным домашним хозяйством, не раз скажет вам спасибо. Пусть даже и мысленно.

Радмила Киевская,
семейный психолог

Как воспитывали дочерей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умела делать девочка в 10-летнем возрасте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.

Народные традиции и обряды в полной мере отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. При том, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией. После замужества косу делили на две. И это являлось символом того, что сил понадобится вдвойне — на саму девушку и на ее ребенка.

Древний «Домострой» — устав по которому жило крестьянство, был неписаным законом. Он требовал от отца семейства строгости в воспитании своих детей. В особенности это касалось дочерей, так как выдать дочь замуж беспорочной, да к тому же приученной к разному труду, считалось предметом большой гордости для родителей.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.

«Маленькое дело лучше большого безделья», — по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.

Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.

В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную «науку» мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.

Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.

Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С «пестуньей» расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.

Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой.
Вначале девочку учили «наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки)» . В некоторых регионах чесали и пряли шерсть. Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями.

И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.

Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.

Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.

Все свое детство и отрочество девочка была под покровительством отца, который отдав ее замуж, эти обязанности передавал мужу. На Руси поговаривали: «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца» . И став женой, она была обязана почитать мужа, как главу семейства. И то, чему ее научили отец с матерью она передавала своим детям, внукам. А освоенные трудовые навыки с малолетства были основным залогом ее выживания во взрослой жизни.

Ну а как воспитывали сыновей в крестьянских семьях 100 лет тому назад и, что они могли делать к 14-ти годам, читайте в обзоре

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как воспитывали дочерей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умела делать девочка в 10-летнем возрасте

В давние времена воспитание мальчиков и девочек на Руси сильно отличалось. И если первых родители воспитывали как добытчиков, то вторых — как будущих матерей и хозяек. А ежели о 12-летней девочке говорили, что она «непряха» , а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором и для ребенка, и его родителей.

Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.

Юная пряха. Автор: Николай Дубовской.

Народные традиции и обряды в полной мере отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. При том, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией. После замужества косу делили на две. И это являлось символом того, что сил понадобится вдвойне — на саму девушку и на ее ребенка.

Примерка приданного. Автор: Федот Сычков.

Древний «Домострой» — устав по которому жило крестьянство, был неписаным законом. Он требовал от отца семейства строгости в воспитании своих детей. В особенности это касалось дочерей, так как выдать дочь замуж беспорочной, да к тому же приученной к разному труду, считалось предметом большой гордости для родителей.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.

«Маленькое дело лучше большого безделья», — по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.

«Накануне праздника». Автор: Юрий Кугач.

Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.

Дети кормят цыплят у хлева. Автор: Георгий Савицкий.

В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную «науку» мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.

Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.

Наймичка. Автор: Харитон Платонов.

Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С «пестуньей» расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.

Пряхи. Автор: Иван Куликов.

Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой.

Вначале девочку учили «наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки)». В некоторых регионах чесали и пряли шерсть. Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями.

И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.

Жатва. Автор: А. Пластов.

Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.

Крестьянские дети несут отцам в поле обед. Автор: Алексей Кивченко.

Крестьянские девочки в лесу. Автор: Алексей Корзухин.

Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.

За работой. Подруги. Автор: Федот Сычков.

Все свое детство и отрочество девочка была под покровительством отца, который отдав ее замуж, эти обязанности передавал мужу. На Руси поговаривали: «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца». И став женой, она была обязана почитать мужа, как главу семейства. И то, чему ее научили отец с матерью она передавала своим детям, внукам. А освоенные трудовые навыки с малолетства были основным залогом ее выживания во взрослой жизни.

Праздничный день. Автор: Федот Сычков.

Ссылка на основную публикацию