Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

5 способов борьбы с прокрастинацией для учащихся

5 способов борьбы с прокрастинацией для учащихся

Многие из нас часто откладывают важные и требующие усилий дела на потом, отвлекаясь или на более простые задачи или на развлечения. Психологи называют это состояние прокрастинацией и признают, что пока до конца не изучили причины его возникновения. И если взрослым с более развитым чувством ответственности справиться с этой проблемой проще, то для школьников и студентов она может стать серьезным тупиком. Невролог и бывший школьный учитель Джуди Уиллис выделяет пять принципов, которые помогут преодолеть нежелание работать и не откладывать все в долгий ящик.

Компания StudyMode провела опрос, в котором приняли участие более 1300 школьников и студентов, зарегистрированных на ее образовательных ресурсах. Выдержки из этого исследования опубликовало издание The Huffington Post. Выяснилось, что 87% опрошенных откладывают выполнение определенных задач на более поздний срок. Похожие цифры (от 80 до 95%) фигурируют и в исследовании, которое проводила Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, APA). При этом многие из респондентов StudyMode (как минимум 45%) осознают, что прокрастинация довольно часто негативно отражается на их успеваемости.

Чаще всего школьники откладывают выполнение домашней работы из-за отвлекающих факторов. Также многие учащиеся признались, что они довольно сильно загружены, и в этих условиях им сложно сконцентрироваться и понять, с чего начать выполнение заданий. Лишь немногие признались, что им просто не нравится выполнять домашние задания — от 10 до 15%, в зависимости от половозрастной категории.

Главные отвлекающие факторы — социальные сети и телевидение. Интересно, что у студентов телевизор все еще идет на первом месте (60%), в то время как у школьников он уже уступил соцсетям (63% опрошенных).

Ошибочно предполагать, что отключение интернета или какие-то другие радикальные меры помогут ребенку справиться с прокрастинацией. Он просто найдет себе другое занятие, лишь бы не делать то, чего ему не хочется в данный момент

Существует ряд теорий, объясняющих подобное поведение, однако они не дают четкого ответа на вопрос, почему прокрастинатор именно откладывает работу, а не ищет, например, способа отказаться от нее или передать кому-то другому. Невролог и бывший школьный учитель Джуди Уиллис (Judy Willis) в статье для The Guardian пишет, что прокрастинация заложена в человеке на инстинктивном уровне. По ее мнению, идея уклонения от выполнения определенных дел является следствием необходимости выживания в первобытные времена. Мозг человека научился концентрироваться на решении простых сиюминутных задач. Причем желательно, чтобы результат этой деятельности был виден сразу. Из-за этого нам гораздо сложнее сконцентрироваться на долгосрочных задачах с неясным итогом, требующим дополнительного внимания и усидчивости.

Джуди Уиллис отмечает, что когда человек взрослеет, он постепенно учится подавлять этот инстинкт, хотя и не может полностью избавиться от него. Детям сложнее бороться с ним. Очень часто им нужна помощь в решении задач, которые они не считают важными в данный момент времени, и выполнении дел, которые потенциально не принесут им удовольствия. Очень важно (как родителям, так и учителям) объяснить учащимся принципы борьбы с не совсем понятным им самим состоянием. В будущем это не только поможет им выполнять задачи самостоятельно, но и снизит вероятность возникновения хронической прокрастинации во взрослой жизни.

· Разберитесь в задании. Очень часто учащиеся откладывают выполнение задания просто потому, что считают его чрезмерно сложным или непонятным. Хотя зачастую это оказывается не так. Нужно приучить себя тратить хотя бы несколько минут на то, чтобы понять суть и объем работы. Это также может поспособствовать тому, что вы незаметно для себя втянетесь в процесс выполнения задания.

· Составьте план. Важно научить ребенка тщательно планировать свои действия, постоянно отслеживать прогресс и делить большие задания на несколько мелких. Когда ученик выполняет небольшие дела, он регулярно видит положительный результат своих усилий. В результате в мозге вырабатывается дофамин, который не только вызывает чувство удовлетворения, но и улучшает память, внимательность, а также повышает мотивацию. Получая постоянную награду, мозг перестает считать большие задания сложными или скучными и подавляет инстинктивное желание отложить их.

· Заинтересуйте себя. Прокрастинация может возникать из-за осознания практической бесполезности выполняемой работы. Ученик гораздо охотнее возьмется за то задание, которое даст ему дополнительные знания и навыки, касающиеся, например, его увлечений. Впрочем, мозг можно и обмануть — потратьте несколько минут и придумайте сценарий, при котором поставленная задача и полученный при ее решении опыт может пригодиться в дальнейшей жизни.

· Не отвлекайтесь. Самый очевидный, но самый важный совет. Постарайтесь избавиться от любых внешних раздражителей и полностью сконцентрироваться на задании хотя бы на первое время. Когда вы уже приступите к работе, отвлечься будет чуть сложнее.

· Не переоценивайте себя. Одной из причин возникновения прокрастинации является стремление сделать все идеально. Рано или поздно к человеку приходит осознание того, что результат, скорее всего, будет несовершенен, и у него пропадает всякое желание выполнять эту работу прямо сейчас. Чтобы избежать такой ситуации, нужно трезво оценивать свои силы и понимать, что зачастую достичь идеала невозможно.

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • Как подростку справиться с прокрастинацией

Почему подростки склонны откладывать важные дела и как предотвратить это явление

Как подростку справиться с прокрастинацией

Прокрастинация, или склонность откладывать важные дела на потом, создает иллюзию свободы. Она заставляет людей думать, что у них много времени, однако при этом крадет это время. Прокрастинация похожа на беззаботную игру, но часто оборачивается чувствами вины и беспокойства.

Человек, подверженный прокрастинации, испытывает ложное чувство безопасности. Он оптимистично думает, что ситуация под контролем и спешить некуда. Он часто недооценивает время, необходимое для выполнения задачи (например, может думать, что работа займет 30 минут, в то время как объективно она занимает 2 часа). Поэтому прокрастинация начинается с чувства легкости и веселья, но потом за это приходится расплачиваться, испытывая страх, беспокойство, беспомощность и злость на самого себя.

Однако привычку ничего не делать очень трудно изменить: человек, склонный откладывать дела на потом, уверен, что в ней нет ничего плохого. Хорошая оценка (а иногда и просто оценка, позволяющая перейти в следующий класс) – хорошее доказательство того, что система работает и что эффективнее выполнять работу под давлением.

К сожалению, когда мы откладываем дела на потом, то расплачиваемся за это не только своим временем. У нас появляется ошибочное убеждение, что работа обязательно должна быть неприятной. Хотя человек, подверженный прокрастинации, учится избегать работы, у него не развиваются такие важные навыки, как планирование, организованность, мышление и внимание к деталям.

Бороться с прокрастинацией сложно, потому что она является попыткой решить проблемы, которые человек может не осознавать (например, гнев, перфекционизм или неуверенность в себе). Хотя прокрастинация и устраняет тревогу, связанную с этими проблемами, сами они остаются нерешенными.

Причины прокрастинации

Злость. Основная причина прокрастинации – это злость. Подростки, которые возмущены властью родителей и учителей, могут откладывать выполнение работы или выполнять ее вполсилы. Для подростков, чувствующих себя бессильными, открытое сопротивление не подходит, потому что последствия будут слишком велики. Однако эти подростки хотят получить желаемое. Такая форма мести является манипулятивной и пассивно-агрессивой, но в тоже время и очень эффективной, поскольку она обезоруживает людей, имеющих власть над подростками (родителей, учителей и т.д.). Не имеет значения, что прокрастинация – это своего рода самосаботаж: подростков больше интересует самостоятельность, чем оценки в школе. По сути, подросток устраняется от работы, говоря: «Вы не можете указывать мне, что делать. Я выполню работу, когда буду к этому готов».

Позиция жертвы. Несмотря на то, что человек, подверженный прокрастинации, сам является заложником своих действий, он считает себя жертвой тех, кто им руководит и ожидает от него результатов. Он чувствует, что попал в ситуацию, в которой невозможен счастливый исход: и выполнение, и невыполнение работы причиняют ему дискомфорт. Он всегда чувствует, что должен выполнять работу, но никогда не делает это по собственному желанию.

В случае с подростками это может выглядеть так. Подростку в школе не нравится химия, потому что по ней задают много заданий, а это выводит подростка из себя. Химия плохо ему дается, и он понимает, что не сможет правильно выполнить задания, поэтому даже не пытается это сделать. Кроме того, скоро экзамен, и он должен его сдать, но знает, что не сможет этого сделать. Поэтому вся эта ситуация кажется подростку ужасно несправедливой: предмет слишком сложный, а учитель непонятно объясняет (подросток может говорить: «Он слишком торопится, когда объясняет», «Он меня не любит» и т. д.).

15-летний Женя рассказывает, что позиция жертвы причиняла ему много трудностей в школе: «Учеба в школе не приносила мне удовольствия. Я совершенно не знал, как выполнять домашние задания. Мои одноклассники, мой брат и сверстники каждый вечер учили уроки, а я не мог. И это еще больше убеждало меня в том, что я – жертва обстоятельств. Меня злило, что родители не ценят моих усилий».

Окружающие видели в Жене только апатию и пренебрежение к учебе, хотя на самом деле за ними скрывалось чувство стыда. Женя стыдился своей неспособности к учебе и того, что он не мог ничего с этим поделать.

Неуверенность в себе. Женя не одинок в своей проблеме. Его апатия и злость связаны с неуверенностью в себе. Подростки, испытывающие нечто подобное, чувствуют себя безнадежными. На протяжении многих лет они сомневаются в собственных способностях и в том, имеет ли они то, что хотят. Особенно часто это проявляется у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или у детей с расстройствами обучения. Когда дети учатся в младших классах, у них лучше получается устраняться от работы. Но когда обучение в школе становится труднее, они прилагают к этому меньше усилий, считая, что учеба слишком сложная, а они недостаточно умны. Они не пытаются выполнять задания, потому что вероятность неудачи высока и это может открыть отсутствие у них способностей.

Перфекционизм. Пефекционист может откладывать начало проекта только из-за того, что его приводит в замешательство мысль о том, сколько энергии потребуется, чтобы выполнить проект идеально. Он склонен считать, что «должен» выполнить работу.

Родители редко воспринимают своих детей как перефекционистов, скорее наоборот. Однако большинство перфекционистов страдают от внутреннего чувства, что они не способны справиться с работой. Под их желанием делать работу идеально скрываются проблемы с самооценкой. Высокие стандарты – это хорошо: они заставляют нас стремиться к большему.

Когда человек не признает то, что не может соответствовать этим стандартам, у него развивается перфекционизм. Страдающие от прокрастинации перфекционисты устанавливают нереальные ожидания, а затем избегают работы, чтобы не испытывать беспокойства, которое она вызывает.

Хотя прокрастинации подвержены и многие взрослые, у подростков это является признаком незрелости. Когда они приступают к работе, то не могут испытывать удовольствие до момента ее завершения. Также они не могут справляться с фрустрацией и беспокойством, когда учатся чему-то новому. Вы можете слышать от подростка фразу: «Так не честно, это слишком трудно».

Родителям следует научить подростка смотреть на подобные ситуации с позиции «я думаю, я смогу». Также следует устанавливать для подростка ожидания, позволяющие ему проявлять самостоятельность и контролировать ситуацию. Это единственный способ развить у него внутреннюю мотивацию, необходимую для выполнения работы.

Рассмотрим несколько советов, которые могут использовать родители, чтобы помочь подростку справиться с прокрастинацией.

Не поддавайтесь на рациональные объяснения. Посмотрим правде в глаза: люди, склонные к прокрастинации, – лжецы. Они регулярно лгут сами себе о том, сколько времени им нужно для выполнения работы, делая вывод, что времени достаточно, чтобы выполнить все идеально. Такая ложь называется рационализацией. Чтобы справиться с прокрастинацией, необходимо распознать рационализацию и указать на нее человеку, который ее использует. Например, когда ваш ребенок использует одну из вышеперечисленных фраз, покажите ему весь список и спросите, знакомы ли ему такие ситуации:

  • «Я более продуктивен, когда у меня мало времени, поэтому я жду, когда времени останется мало, и тогда я смогу все сделать хорошо»;
  • «Если я подожду, я смогу быстро написать эту статью»;
  • «Если я сейчас сяду за работу, я пропущу серию своего любимого сериала»;
  • «Расслабься. Это всего лишь одно задание. Мир не рухнет, если я его не сделаю»;
  • «Я не знаю, как это сделать, поэтому я подожду, пока что-нибудь не придумаю»;
  • «Мне легче сделать эту работу, когда я хорошо себя чувствую, поэтому я подожду, пока мое настроение не будет в норме»;
  • «В прошлый раз я сделал все в последний момент, и все получилось хорошо. Почему бы и сейчас не поступить так же?».

Избегайте негативного мышления. Люди, подверженные прокрастинации, негативно настроены по отношению к своей работе. Рассмотрим несколько их негативных установок и попробуем их переформулировать:

Вместо таких фраз

Используйте такие

Я выбираю (например: «Я выбираю пойти в школу)

Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

Не стоит удивляться, что дети еще сильнее привязаны к различным электронным устройствам. Очень часто, уже имея смартфон, планшет и ноутбук, за которыми они проводят все свое время, современные дети еще и копят на смарт-часы: они лучше нас разбираются в сложной технике и быстрее подхватывают новые веяния. Интернет и гаджеты — это их стихия.

Проблема заключается в том, что дети — это, в первую очередь, дети: они еще не умеют качественно планировать время, расставлять приоритеты, придерживаться графика. Если их что-то цепляет, то, как говорится, пусть весь мир подождет. А у электронных устройств невероятная способность удерживать внимание. Этот факт влечет за собой остро стоящий вопрос детской прокрастинации.

Прокрастинация — откладывание дел на потом

Суть прокрастинации заключается в том, что человек бесконечно откладывает все свои дела ради бесполезных действий, которые просто поглощают время. С появлением различных электронных устройств это явление распространилось на детей, став большой проблемой, поскольку в результате бессмысленного интернет-серфинга они откладывают вообще все дела — учебу, увлечения, друзей.

По данным опроса Компании StudyMode, в котором приняли участие более 1300 школьников и студентов, домашнюю работу подростки откладывают из-за отвлекающих факторов, главные из которых — социальные сети (58%) и телевидение (61%).

Что же делать родителям, чтоб помочь школьникам научиться управлять своими влечениями, а не подчиняться им?

Любые гаджеты — это лишь средство для прокрастинации.

Если просто их нейтрализовать, дети мгновенно найдут другие способы отлынивать от выполнения реальных задач — если человек не фокусирует внимание на чем-то одном, то его мозг ищет другие варианты, потому что никогда не бездействует.

Поэтому выход — учиться концентрироваться на поставленной задаче.

Если ребенок — маленький прокрастинатор

Он подумает об этом завтра…

Термин «прокрастинация» (откладывание важных дел) знаком далеко не всем, между тем, если подумать, в России прокрастинацию уже можно записывать в число национальных особенностей. Конечно, такое поведение знакомо жителям всех стран, но только у нас его считают не недостатком, а достоинствам. Помните: «Русские долго запрягают, да быстро едут»? Ну вот, это оно. Мы такие, да!

А между тем, прокрастинация и последующая «штурмовщина» не только выматывают человека, но и не позволяют качественно выполнить работу, да и вообще, здорово портят жизнь. Если вы заметили, что ребенок бесконечно откладывает важные дела – помогите ему с этим справиться!

До семи – еще рано

Если ваш ребенок полчаса ковыряется в тарелке с супом – он не прокрастинатор, он просто не голоден или не любит суп. Если два часа переписывает три строчки прописи, отвлекаясь на каждую муху, — у него дефицит внимания или задание кажется ему слишком скучным. А вот когда в половине восьмого вечера 25 мая сообщает вам, что завтра – последний срок сдачи школьного проекта, для которого надо подготовить доклад, макет и презентацию, а задан он был еще в сентябре – не сомневайтесь, это оно!

Именно поэтому вряд ли вы заметите такую особенность поведения у дошкольника: его распорядок дня жестко регламентирован родителями и воспитателями, а нагрузка разумно дозирована в зависимости от способностей. «Обязательно разучите к понедельнику», — озабоченно советует воспитательница, подсовывая в ноябре сценарий новогоднего утренника (с тремя подчеркнутыми маркером репликами седьмого ежика). Однако как только ребенок идет в школу, у него, во-первых, появляется большая свобода действий, а во-вторых – пропадает жесткая контролирующая связка мама-педагог, ведь они уже не общаются ежедневно. И… понеслось!

Но почему ребенок без конца откладывает серьезные дела? Причин несколько, и в каждом случае важно оказать ребенку адекватную помощь.

Сказка о потерянном времени

Ученик младших классов, как правило, уже вполне может распланировать свои задания на один день и прикинуть, сколько времени займет их выполнение. Куда сложнее равномерно распределить нагрузку на неделю – многим не удается овладеть этим искусством вплоть до средней школы. Что уж говорить о больших школьных проектах, для которых нужно собирать материал на протяжении всего учебного года! Год для семилетнего ребенка – это почти вечность, а вот кончается он, увы, всегда внезапно…

Проблема

«У меня еще очень много времени, возьмусь когда-нибудь потом и все успею…»

Решение

Обязательно учите ребенка основам планирования! Помогите ему разбить работу на этапы и назначьте для каждого контрольные сроки. Объясните, что во время работы могут возникнуть непредвиденные сложности, и нужно обязательно иметь время про запас. Проверяйте ход выполнения работы в контрольных точках и помогите ребенку корректировать график в зависимости от его успехов.

Лиха беда начало

Бывает, что ребенка пугает масштабность самого проекта, особенно если он обширный и разноплановый. К примеру, учительница попросила его собрать летом гербарий, описать собранные растения и придумать сказку про одно из них. Ученик младших классов может просто потеряться в таком задании. Что делать сперва – собирать растения или прочитать про них? Писать сказку или закрепить листья в гербарий? И как их закрепить – скотчем, клеем, а может быть – степлером? Не зная, с какой стороны приступить к заданию, ребенок поступает просто – не делает ничего, надеясь, что потом как-то само все прояснится.

Проблема

«Я не знаю с чего начать, как это вообще работает. »

Решение

Решение, как ни странно, то же самое, что и в предыдущем случае. Только акцент надо делать не на контрольных сроках, а на содержании этапов. Обсудите вместе с ребенком, что нужно сделать в начале, пусть у него на каждый день стоит какая-то небольшая, но понятная и конкретная задача, например, в случае с гербарием, – найти названия всех деревьев, которые растут во дворе. Как только первый этап будет пройден, малышу сразу станет намного проще!

Большой кусок

Иногда ребенок знает, что нужно делать и сколько времени на это потребуется, но сам объем предлагаемой работы парализует его, как удав кролика. Книга слишком толстая, разве мыслимо ее вообще прочитать? Птиц в нашей области живет слишком много, разве можно обо всех написать? Всякий нормальный ребенок (да и взрослый тоже) постарается отвлечься от того, что его пугает и беспокоит, найдя более приятное занятие. А работа, между тем, не просто остается несделанной, к ней даже не приступали!

Проблема

«Я такой маленький, а работа такая большая…»

Решение

Да, да разбейте вместе с ребенком работу на этапы! Покажите, как мал и незначителен каждый из них, как просто с ним справиться и какую часть работы ребенок при этом проделывает. К примеру, ребенок боится читать слишком толстые книги. Разделите ее закладками по пять страниц, пусть это будет дневное задание. В книге 100 страниц? Прекрасно, повесьте на стену календарь, каждую неделю раскрасьте разными цветами (чтобы ребенка не угнетала «большая белая неизвестность») и последовательно перекрашивайте каждую неделю по мере продвижения маленького читателя.

Черновик и чистовик

Иногда будущая работа кажется ребенку ценной сама по себе, и он боится приступить к ней, потому что может что-то испортить или выполнить неверно. Особенно часто это происходит с художественными и научными работами, есть даже такое понятие, как «страх чистого листа». Действительно, полотно такое большое, вдруг вместо того, чтобы нарисовать шедевр, я сделаю неверный мазок? Вдруг, проращивая семена, я полью их слишком обильно, и они погибнут? Да и вообще, хватит ли у меня знаний и способностей для такого проекта?

Проблема

«Я слишком маленький и глупый для такой работы…»

Решение

Тренировка и еще раз тренировка! Начните с эскизов, постепенно увеличивая размер листа. Посейте несколько запасных партий семян. Вместо большого сочинения напишите маленькое эссе. Учите ребенка работать с черновиками, расскажите, что неудачные решения – неизбежность любого предприятия, именно они позволяют нам сделать правильные выводы.

Большому кораблю – большое плавание

Наконец, ребенок может откладывать начало важного дела, потому что ему кажется, что для начала требуются особенные, идеальные условия. Прежде, чем приступить к написанию большого сочинения, нужно прорешать все примеры по математике, подготовить на завтра школьную форму, чисто убрать свой рабочий стол, поточить карандаши, чтобы уж ничто не отвлекало от важной работы… В итоге ребенок или вовсе тонет в повседневной рутине, или приступает к работе таким усталым, измученным, что тут же ее бросает. Особенно часто это случается с маленькими перфекционистами, отличниками и умницами, от которых родители уж никак не ожидают, что их дисциплинированный ребенок «завалит сроки». Но это их персональный дракон, имейте в виду!

Проблема

«Подготовка к работе занимает столько времени, что нет сил на работу…»

Решение

Не всякому взрослому удается верно расставить приоритеты, что уж говорить о ребенке. Самое время научить его «управлением времени по Франклину», научив разделять все задачи на важные и неважные, срочные и несрочные. Согласно этой классификации, наиболее ценны важные несрочные дела, что полностью согласуется с проблемой прокрастинатора – именно к ним труднее всего приступить. Покажите, как много времени высвободит отказ от неважных дел, которые ребенок может отложить, не делать совсем или перепоручить, в крайнем случае – строго ограничить время, уделяемое им. Карандаши можно заточить и в процессе работы, если возникнет необходимость, так что вперед, пора действовать!

Беда прокрастинации не в том, что важное дело остается несделанным (или сделанным ругающимися родителями, которые всю ночь в четыре руки клеят макет), а в том, что несделанная работа изматывает и угнетает ребенка даже тогда, когда он вообще ничего не делает. Постепенно откладывание становится дурной привычкой, а затем и чертой характера, но утомляет от этого не меньше. Лучше подавить такую возможность в зародыше и… пожалуйста, не откладывайте это на завтра!

Прокрастинация у школьников. Как перестать отвлекаться?

Станислав Иванов

«Чтобы ни делать, лишь бы ничего не делать» — помните эту народную фразу? Сегодня у нее есть модный аналог — слово «прокрастинация».

Бороться с прокрастинацией — состоянием, когда нужно сделать что-то важное, но вместо этого человек делает более легкое или понятное — в России начали примерно 10 лет назад. С каждым годом явление становилось все популярнее, а прокрастинаторов все больше.

Вскоре вредную привычку откладывать на потом «обнаружили» и у детей. По статистике American Psychological Association прокрастинируют 87% учащихся. Чаще всего подростки отвлекаются на гаджеты, телевизор, соцсети и сон.

Можно ли научить ребенка справляться с этим модным «недугом»? И как вообще бороться с прокрастинацией у школьников?

Почему ребенок прокрастинирует?

Чтобы решить проблему, нужно понять ее причину. На первый взгляд она проста — лень, но на самом деле прокрастинировать человек может из-за совсем других факторов.

1. Возможно, ребенок делал это когда-то прежде и у него не получилось. Он не хочет повторять неудачу и откладывает похожую задачу на потом. Если вы замечаете, что у школьника возникают проблемы с одними и теми же делами, попробуйте обсудить это. Что случилось, когда он в первый раз занимался этой неприятной теперь задачей? Что доставляет ему такой дискомфорт?

2. Люди делятся на два типа:

  • те, для кого лучше сделать хоть как-нибудь, чем не сделать вообще;
  • те, для кого лучше вообще не делать, чем сделать неидеально.

К какому типу относится ваш ребенок? Возможно, именно перфекционизм и страх сделать что-то несовершенно заставляет его прокрастинировать.

3. Если ребенок делает что-то значительное и масштабное, то, что ему придется представить перед публикой, он может испугаться публичной оценки. Вдруг получится плохо? Вдруг кто-то сделает лучше? Этот страх порождает прокрастинацию.

Как бороться с прокрастинацией?

После списка причин кажется, что для борьбы с прокрастинацией, нужно бежать к психологу. Возможно, его стоит посетить, но скорее для душевного спокойствия. Для того, чтобы не отвлекаться на пустяки, не бросать начатое и в срок доводить дела до конца, есть менее радикальные методы.

1. Разберитесь в задаче. «А что вообще нужно сделать?» — как часто взрослые и дети приступают к какому-то делу, не ответив на этот вопрос. А он на самом деле может облегчить выполнения задания и сделать его понятным.
Согласитесь, «хорошо сдать ЕГЭ» звучит гораздо яснее, когда превращается в простые шаги: выбрать предметы, найти отзывы о репетиторах и курсах подготовки, записаться на лучшие курсы или к лучшему репетитору и т.д.

2. Найдите отправную точку. Примерный план понятен. Но с чего начать? Хорошенько подумайте об этом и найдите самое простое действие. Такое, чтобы ребенок никак не мог отказаться от его выполнения. Так, приготовление ужина можно начинать с «открыть холодильник», а поиск репетитора с «открыть браузер».

3. Составьте понедельный план. Есть точка, с которой подростков начнет свой путь. Но как он будет двигаться дальше? Распишите маршрут подробнее: определите ключевые события и примерную скорость выполнения работы. Так «поезд» точно не сойдет с верного пути и не сломается посреди дистанции.

4. Не бойтесь и делайте. Помните о страхах, про которые мы говорили в первой части статьи? На этом этапе о них нужно забыть. Это может произойти само собой, потому что школьник перестанет бояться первых простых шагов.
Но если нет, задайте ему установку «Лучше сделать, чем не сделать вообще». Запишите ее на листочке и повесьте над рабочим столом или поставьте как заставку на телефон. Эту фразу можно дополнить и другими, например: «Я не сделаю *нужное вставить* лучше, если не сделаю ничего».

[aligned-text align=»right»]
Ребенок часто бросает начатое? Почитайте как помочь ему доводить дела до конца.

5. Станьте командой. При подготовке к ЕГЭ родители смогут разве что поддержать морально и финансово. А что если ребенок решил больше читать, заняться спортом или научиться рисовать? Родители смогут принять во всем этом непосредственное участие и улучшить собственные навыки. Если на новое увлечение ребенка вдруг не хватает времени, то предложите ему найти компанию среди сверстников. По статистике, в паре дела идут быстрее, а прокрастинация уступает место здоровой конкуренции.

6. Хвалите и балуйте. Похвала и подарки — лучшее средство в борьбе с прокрастинацией. Конечно, небольшие презенты чаще делают родители, но вот хвалить ребенок может себя сам. Для этого в конце каждой недели он должен анализировать свой план и отвечать на простые вопросы:

  • Что мне удалось сделать?
  • Что не удалось сделать?
  • За что я могу себя похвалить?
  • Что мне нужно сделать на следующей неделе, чтобы чувствовать, что она прошла не зря?

Такой самоанализ здорово поможет во взрослой жизни и станет одним из полезных навыков для подростка.

Прокрастинация у школьников. Что делать родителям?

Если проблема очевидна и вы уверены, что ребенок частенько меняет полезные дела на Youtube или компьютерные игры, то попробуйте сделать несколько шагов, чтобы побороть эту проблему.

  1. Разберитесь в причине;
  2. Помогите ребенку разобраться в задании;
  3. Найдите первый шаг и составьте дальнейший план действий;
  4. Помогите ребенку поверите в себя и справиться со страхом неудачи;
  5. Научите ребенка хвалить себя и не забывайте сами хвалить его за хорошо выполненные задачи.

Такой план точно поможет разобраться с крупными делами (подготовиться к экзаменам) и будет полезен в мелких делах (уборка или уроки).

ПАПА СЕГОДНЯ

все актуальное для отцов и всей семьи

Как бороться с детской прокрастинацией?

  • Автор Николай
  • 21 сентября 2016, 14:47

Прокрастинацию, – психологическое состояние, когда человек не может приступить к выполнению важных дел и все время откладывает их «на потом», – часто называют эпидемией 21 века. В мире становится все больше и больше вполне взрослых людей, которые не могут собраться с силами и взяться за работу, даже когда все сроки её выполнения уже прошли. С этой проблемой работают психологи, для страдающих прокрастинацией пишутся пособия, проводятся многочисленные тренинги и семинары.

Однако, взрослому человеку самостоятельно победить лень такого рода хоть и не просто, но вполне возможно. У детей, увы, прокрастинация бывает ничуть не реже чем у взрослых, и преодолевается она куда сложнее. Дело в том, что участок мозга в префронтальной коре, который отвечает за волевое принятие решений, у детей развит ещё недостаточно (считается что полностью он формируется лишь к 25 годам). Поэтому без посторонней помощи «собраться с силами» им бывает просто невозможно. Кроме того, ребенок не может себе представить серьезных последствий своего бездействия, ведь самое большее, что его ждет, скажем, за не сделанную домашку – это двойка и выволочка дома, а это можно и пережить. Поэтому без Вашей отцовской помощи в воспитании такой сверхважной вещи как сила воли, не обойтись.

Как именно Вы можете помочь ребенку в борьбе с ленью – читайте ниже.

Не заставлять

Как показывает практика, использование авторитарных методов никогда себя не оправдывает, особенно в таких вещах, как воспитание характера. Исследования показывают, что дети авторитарных родителей, которых заставляют работать против их воли, более пассивны в самостоятельной жизни, чем их сверстники – ведь они приучены работать только под внешним давлением и собственного стремления «сделать все как надо» у них просто не воспитано.

Вместо этого относитесь к лени ребенка как к чему-то естественному, но требующему постоянной ненавязчивой корректировки. Помните, как Вы учили ребенка вести себя за столом? Сотня ваших напоминаний о том, что «едой не играют» и «когда я ем, я глух и нем» дают свой результат – очень скоро хорошее поведение входит в привычку без всякого насилия с Вашей стороны.

«Глаза боятся, а руки делают»

Часто дети (да и взрослые) не могут приступить к выполнению какой-либо работы, потому что она кажется им неподъемной. А если работа «займет вечность» и «все равно ничего не получится», то зачем начинать? Поэтому Вы должны показать детям на собственном примере, что кажущиеся им непосильными задачи на самом деле очень простые и времени занимают всего ничего, если ни на что не отвлекаться. Для этого можно пару раз продемонстрировать как можно быстро, скажем, заправить кровать, пока дети стоят с секундомером и засекают время. Потом предложите им побить Ваш рекорд. Так дело пойдет куда веселее.

Кроме того, нужно помнить, что выполнить много маленьких дел вместо одного большого куда легче психологически. Поэтому научите детей делить одно большое «неподъемное» дело на много маленьких и простых. Скажем, убрать комнату, в которой полный беспорядок – это такое дело, перед которым у ребенка могут опуститься руки. Но если Вы составите с ним список дел, вроде «1. убрать тетрадки со стола, 2. убрать одежду в шкаф, 3. заправить кровать» и так далее, то работа пойдет куда веселее. Главное в этом деле не переусердствовать – потому что списка из 50 дел тоже можно не на шутку испугаться.

Сделал дело – гуляй смело

Объясните Вашему ребенку, что чем раньше он начнет неприятное для него дело, тем раньше он его закончит. Что откладывать неприятную работу – это прежде всего отнимать свободное время у самого себя. Конечно, простого осознания тут мало, особенно для ребенка. Помогите ему, установив четкий график домашних дел, где на них будет отводиться 2-3 часа времени в день, а остальное время будет считаться свободным. Так ребенку будет легче начать работу, если он будет знать, что именно сейчас наступит время отведенное на неё. Кроме того, он точно будет знать, что в награду он получит целый свободный вечер, в то время пока его сверстники только пытаются начать работать.

Девайсы в жизни детей: как уберечь школьников от прокрастинации

Наблюдая за тем, как школьники возвращаются домой после занятий, замечали ли вы, насколько различается их поведение? Одни дети радостно летят домой, размахивая портфелем, другие же еле плетутся с печальным настроением, стремясь растянуть время.
Можно предположить, что такая радость или огорчение детей связаны с полученными ими в школе оценками. Но довольно часто дело в ином – они просто очень не хотят делать домашние задания и пытаются найти причину, чтобы отложить эту очень необходимую, но не всегда приятную работу. И столь медленно и неторопливо бредя домой, школьник начинает искать очень “нужные и важные дела”, подбирает уловки и оправдания, из-за которых можно будет отодвинуть начало выполнения уроков. Ребенок получает временное облегчение, но не избавляется от стресса обязательности выполнения нежеланной и такой скучной работы.
Отсюда и плохое настроение и расстройство от самого, казалось бы, обычного вопроса: “Что с уроками?” И в поведении ребенка, отложившего уроки “на потом”, “с мамой”, “после обеда”, “не понимаю, как делать”, родители часто узнают самих себя. Работа, провоцирующая негативные эмоции, её психологическое отрицание вынуждают искать стимул для начала эффективной работы мозга, эмоционально позитивное занятие для пополнения запаса движущих сил.
Взрослые воспринимают процесс затягивания неприятной работы, откладывания её на “попозже”, как нависший над ними большой и тяжелый камень, и отлично понимают, какую придется заплатить затем цену. Ведь не зря в народе говорят: “Ленивый делает дело дважды” – вначале психологически, а затем и физически. Психологи считают это болезнью, получившей название “прокрастинация”.
Вот как объясняет данное понятие Википедия: “Прокрастинация (от англ. procrastination — задержка, откладывание; от лат. procrastinatio — с тем же значением, восходит к лат. cras — завтра или лат. crastinus — завтрашний, и лат. pro — для, ради) — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам”.
У детей прокрастинация проявляется зачастую в отлынивании от выполнения в положенное время заданных в школе уроков. Вместо того, чтобы подготовиться к контрольной или прочесть нужное произведение, они отвлекаются на другие занятия, сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры. Бывает, что дети готовы даже на уборку в доме, лишь бы не садиться за уроки! Спокойный, приветливый и ответственный, ребенок меняется на глазах, превращаясь на раздражительную и жалующуюся на малейшие неудачи личность.

Причины прокрастинации у детей

– Заниженная самооценка и неудачный опыт, неуверенность в собственных силах и опасение публичного осуждения.

– Давление со стороны родителей, угрозы, приказы и манипуляции: “Если ты сейчас же не оденешься, то будешь наказан!”
– Требование от ребенка выполнения задачи при отсутствии у него необходимых навыков и умений. К примеру, зашнуровать ботинки и завязать шнурки, не показав, как это правильно надо делать.
– “Помощь” взрослых, которым проще сделать что-то самим, чем ожидать, пока с этим справится ребенок, и выяснять, с чем связано его нежелание выполнять поставленную задачу. Это не помогает, а напротив, усугубляет проблему – дети все чаще стараются устраниться от выполнения скучных, по их мнению, дел. Они находят причины и всяческие уловки, чтобы избегать ответственности, идти по более легкому для них пути, что приводит к снижению стремления познавать мир и свою роль в нем. Мозг учится “отлынивать” от серьезной работы – зачем напрягаться, когда можно получить нужный результат без особых затрат? Все это может привести к асоциализации ребенка, непониманию своей роли в обществе и в мире.
– Беспокойные и сомневающиеся в собственном ребенке родители. Их тревоги и сомнения заставляют ребенка опасаться неудач. И это вполне объяснимо, ведь даже мы, взрослые, с большим опытом и умением справляться со стрессами после неудач, редко стремимся заняться делом, которое может принести разочарование в своих силах.

Борьба с прокрастинацией

Желательно стараться избегать вышеуказанных ошибок. Но бывает все же и так, что признаки прокрастинации проявляются и при нормальном развитии и воспитании. Причинами их возникновения являются общество, в котором находится ребенок, поведение ровесников, личные особенности малыша, и многие другие факторы, влияющие на формирование отношения к работе. Как же не допустить проявления данного явления?

Прежде, чем говорить о методах борьбы с этой проблемой, надо четко определить, идет ли в конкретном случае речь о прокрастинации или же это просто отдых от занятий. Возможно, у вашего ребенка перерыв между выполнением уроков, во время которого он решил поиграть, и никаких проблем с домашними заданиями нет.

Реальный путь профилактики и борьбы с прокрастинацией предлагает Школа устного счета “Соробан” с её уникальной современной методикой для детей от 5 до 11 лет. Занятия по усовершенствованной методике ментальной арифметики помогают в следующем:

1. Активизируется умственная деятельность, что благоприятствует формированию желания и интереса получать знания и искать новое, обучаясь в общеобразовательной школе.
Благодаря тренировкам в школе “Соробан” развивается интеллект ребенка, активизируется его мышление, улучшаются память, концентрация и внимание. Дети учатся концентрироваться на выполнении поставленной перед ними задачи – этот один из главных навыков формируется и доводится до совершенства на увлекательных занятиях.

Родители радуются возможности детей считать на высокой скорости, что повышает быстроту реакции и улучшает зрительную память. Но также важна работа и в более медленном темпе – при необходимости удерживать образ числа в уме на протяжении определенного времени тренируется концентрация внимания. Поэтому тренировки ведутся в разных скоростных режимах, что приносит неоспоримую пользу для развития ребенка.

2. Формирование стойкой мотивации к познавательной и учебной деятельности.

Это происходит благодаря наличию у ребенка знаний и навыков, отсутствующих у его сверстников и даже у родителей, и его уверенности в собственных силах.

Студент Школы “Соробан” воспринимает занятия в общеобразовательной школе и учебные нагрузки не как обременительную и нудную работу, а как интересное и увлекательное занятие. И связано это с необходимостью регулярной познавательной деятельности для его натренированного мозга. Нет никаких сомнений, что ученику очень приятно сделать быстрее всех пример в классе. А его активно развитому мозгу гораздо легче выполнять заданные в школе уроки благодарю более быстрому и качественному восприятию информации и её обработке с использованием нужных алгоритмов. И никаких мыслей отложить занятия “на потом” даже не возникнет.

3. Получение навыков планирования дел и времени.
Студенты Школы “Соробан” регулярно тренируются и дома. Каждый день 15-20 минут дети выполняют на тренажере “Дед Соробан” индивидуальные домашние задания, запрограммированные на успех. На первом этапе, в самом начале занятий, родителям необходимо будет оказать детям поддержку в составлении расписания, чтобы включить в него регулярные онлайн-тренировки, и помочь в соблюдении их выполнения. В дальнейшем, как показывает практика, включившиеся в процесс обучения ученики справляются сами.

4. Формируется навык постановки цели и поиска путей для её достижения.
В Школе “Соробан” рядом с учеником всегда находится тренер, который поддержит и похвалит, своевременно среагирует на ошибку и скорректирует задание в зависимости от достижений. Успехи ребенка сравнивают только с его же собственными предыдущими достижениями, учат не искать чужие недостатки, а преодолевать свои. Тренеры анализируют изменения, мотивируют детей к улучшению результатов; похвалой за проделанную работу и поддержкой дают уверенность в своих силах.

Школа “Соробан” поможет справиться с прокрастинацией, столь неприятным психологическим состоянием. Узнать подробней о методике можно на сайте soroban.ua. Немало отзывов родителей наших студентов есть на страницах Школы в соцсетях.

Приходите, мы будем рады видеть вас в нашей Школе!

Прокрастинация среди подростков поколения «М»: причины возникновения, связь с тревожностью и методы её преодоления

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Цель

Определить, помогает ли знание проблемы управлять человеку своим поведением, и найти связь тревожности и прокрастинации.

Описание

Сегодня развитие подростков, их подготовка к более серьёзным этапам жизни (процесс перехода от детства к зрелости) происходит в условиях значительных информационных нагрузок. По мнению целого ряда учёных, современное поколение подростков – поколение «М», как их назвал психолог Ларри Розен («М» – от слова «многозадачность»), всё чаще сталкивается с проблемой подростковой многозадачности, когда переключение внимания с одной задачи на другую способствует стремительному сжиганию глюкозы в мозге подростка. В свою очередь, глюкоза необходима для поддержания концентрации внимания. Как следствие − многозадачным детям тяжело собраться с мыслями, отфильтровать лишнюю информацию. Выполняя несколько дел одновременно, подростки склонны терять мотивацию не только завершить начатое, но и приступить к работе. Такое нежелание приступать к работе получило название прокрастинация. В работе исследуются причины появления прокрастинации, связь тревожности и прокрастинации, а также возможные способы её преодоления.

Гипотеза

Тревожность является одной из причин прокрастинации у подростков. Подросток, зная методы управления своей силой воли, будет стремиться к продуктивности и большей производительности.

Задачи

1. Создать авторский видеоролик о способах борьбы с прокрастинацией.

2. Разработать анкеты.

3. Провести анкетирование и тестирование учащихся 7–8-х классов, обработать полученные данные и провести корреляционный анализ.

4. Через 2 месяца провести повторное тестирование и анкетирование, обработать полученные данные и провести корреляционный анализ.

5. Определить способы, которые помогают подросткам повысить мотивацию к работе.

В начале работы над проектом были изучены строение, функции миндалевидного тела головного мозга и его роль в возникновении прокрастинации; природа возникновения мотивации как одного из факторов, необходимых для преодоления прокрастинации.

Чтобы убедиться в достоверности гипотезы, в ходе работы был проведён статистический анализ и student’s t-test в программе Excel, которые подтвердили предполагаемые ранее результаты.

— проведение тестирования в 7–8-х классах на определение уровня тревожности с помощью теста Спилбергера-Ханина;

— ознакомление учащихся с термином прокрастинация посредством показа авторского видеоролика;

— проведение анкетирования по вопросу прокрастинации;

— занесение данных в таблицу и выявление корреляции между наличием прокрастинации и уровнем тревожности;

— раздача памяток со способами преодоления прокрастинации;

— повторное (через 2 месяца) тестирование и анкетирование группы, следовавшей рекомендациям;

— выявление динамики уровня тревожности;

— проведение статистического теста и, на его основе, student’s t-test, которые позволили доказать достоверность гипотезы.

Как показали исследования в работе, способы, помогающие преодолеть прокрастинацию, действительно могут быть применимы даже учениками средней школы.

При качественном следовании рекомендациям, которые получили ученики, уровень тревожности ребят снизился. Это наблюдалось по результатам второго тестирования.

Оснащение, использованное в работе

• Тест Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности

• Авторская анкета «Наличие прокрастинации»

Результаты

1. Тревожность действительно является одной из причин прокрастинации, которая, в свою очередь, относится к ситуативной тревожности.

2. Человек, понимая волевую сферу своего сознания и научившись управлять ею, может повысить эффективность своей работы, снизить уровень тревожности и, как следствие, минимизировать вероятность возникновения прокрастинации.

3. Более половины респондентов начали применять в жизни данные советы, отмечая снижение частоты возникновения прокрастинации.

4. Результаты исследования доказывают, что подростков поколения «М» необходимо знакомить с проблемой прокрастинации, объяснять причины её возникновения и предлагать возможные способы её преодоления.

Перспективы использования результатов работы

1. Включение информации о причинах прокрастинации в факультативный материал по предмету «Биология».

2. Создание календаря «Антипрокрастинация» для учащихся школы.

Награды/достижения

1. Всероссийский научно-практический конкурс-конференция «Intel-Авангард» – диплом участника.

2. Открытая московская инженерная конференция школьников «Потенциал» – диплом III степени.

3. Международная научно-практическая конференция «Искатель» – диплом I степени.

4. Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ – диплом победителя II этапа.

Особое мнение

«Для меня работа над проектом была полезным и интересным опытом. Несмотря на то, что в настоящее время достаточно много публикаций о прокрастинации, эта проблема недостаточно изучена относительно подростков, поэтому мне было любопытно узнать, как они воспримут информацию о «проблеме современности». Удивительным оказалось то, насколько восприимчивыми и ответственными могут быть ребята даже в 5 классе, так как многие из них действительно взялись за самоорганизацию и достигли хороших результатов, понизив уровень тревожности»

Как уберечь подростка от дурного влияния

Экология жизни. Дети: Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания.

Многие родители, переезжая на новое место жительства, отдавая ребенка в школу, переживают – не окажут ли на него плохое влияние чужие дети. Ведь, чтобы стать частью группы, ему необходимо приспособиться к правилам и нормам существования этого небольшого сообщества.

В подростковом возрасте мнение сверстников становится очень важным, соперничая с авторитетным родительским или даже отодвигая его на второй план.

Добиваясь одобрения приятелей, ребенок может позволить себе ослушаться близких, а в отдельных случаях – и надерзить. Так он пробует себя в роли самостоятельного и независимого. Эти эксперименты со свободой опасны тем, что подросток может поддаться на уговоры сделать что-то такое, что раньше он сознательно осуждал: выкурить сигарету, выпить алкогольный напиток, попробовать наркотики, совершить кражу, разбойное нападение.

Такая беда не является неотвратимой. Если у ребенка к этому времени сформировались достаточно стойкие убеждения по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо», он найдет способы противостоять даже очень сильному давлению со стороны сверстников, сумеет соблюдать дистанцию и держаться подальше от тех, кто пытается втянуть его в серьезные неприятности.

В зоне риска оказываются те дети, которые ощущали себя изгоями в прежней компании и даже в родительском доме.

Если ребенка наказывают физическим насилием, оскорблением, унижением, не считаются с его мнением, не дают возможности самостоятельно принимать решения, он чувствует себя человеком третьего сорта. Он привыкает быть ведомым. Поэтому легко поддается как хорошему, так и дурному влиянию. В уличной компании ему уготована роль «шестерки», им манипулируют в своих интересах заводилы. Но зато здесь не критикуют, принимают таким, каков он есть.

Родители не в состоянии контролировать каждый шаг своего взрослеющего ребенка. Это невозможно ни физически, ни психологически. Выход один – к 10-11 годам надо успеть сформировать у него понятия правильного и неправильного, воспитать способность устанавливать личные границы и удерживать их. В таком случае подросток приобретает привычку вырабатывать собственное мнение и доверять ему, принимать самостоятельно важные решения и не поддаваться соблазнам. Становясь самодостаточным, он не побоится противопоставить себя гоп-компании, оставшись в стороне.

Если вашего ребенка игнорируют – бесследно это не проходит. Он переживает, потому что в подростковом возрасте общение со сверстниками очень важно.

Вдумчивые родители очень чутко улавливают его эмоции и не усиливают тревожное состояние – они тактичны и деликатны, «не лезут в душу». Но если сам ребенок захотел поделиться с ними своими проблемами, внимательно выслушают, признают его боль или разочарование и осторожно попытаются дать совет.

Разумно совместить при этом рекомендации психолога и наглядные примеры из художественной литературы, кино- и телефильмов. А уж собственный опыт может оказаться бесценным. Главное избежать сентенций типа «Я бы на твоем месте…».

Следует найти золотую середину между неосуждающим воспитанием и авторитарным руководством. Авторитет родителей, бесспорно, имеет место быть. Но, давящий и безапелляционный, он ограничивает свободу личности, а базирующийся на взаимоуважении, взаимопризнании естественной субординации, наоборот, формирует правильное представление о свободе и самоограничении в случае опасности.

Поэтому, даже зная правильный ответ на решение проблемы, не стоит с ним торопиться. Не стоит рисковать быть неправильно понятым в своем беспокойстве. Надо хорошенько взвесить остроту момента и ответственность за последующие действия, прежде чем ребенок услышит ваши слова.

Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания, действенности шкалы моральных ценностей, принятых в вашей семье. опубликовано econet.ru

Автор: Людмила Андриевская

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как уберечь ребенка от прокрастинации?

Прокрастинация — откладывание дел на потом

По данным большинства соц. опросов среди учеников и студентов большинство из них откладывают важные дела из-за СМИ и соц. сетей.

Суть прокрастинации заключается в том, что человек бесконечно откладывает все свои дела ради бесполезных действий, которые просто поглощают время. С появлением различных электронных устройств это явление распространилось на детей, став большой проблемой, поскольку в результате бессмысленного интернет-серфинга или просмотра СМИ, они откладывают вообще все дела — учебу, увлечения, друзей.

Принимаем меры

Дети часто ставят в приоритет интернет и игры, игнорируют весь внешний мир — просьбы родителей, домашние обязанности и даже другие развлечения. Мы уже не говорим про домашние задания, тут актуальность теряется напрочь.

Если ребенок оттягивает момент выполнения «домашки», надо помочь ему.

Планируем действия

Ребенку просто необходимо составлять четкий список необходимых дел — когда и в каком порядке выполнять их. Дела не бесконечны, как кажется, и список тому подтверждение. Сделанное —вычеркивать: этот момент очень нравится детям: они чувствуют радость и удовлетворение. Чтобы школьник видел результат своих усилий, а это необходимо для дальнейшего рационального труда, необходимо разбивать задачи на несколько частей.

Разбираемся в задании

Часто школьные задания бывают сложно сформулированы или непонятны, поэтому важно формировать привычку вникать в суть и оценивать объем работы, а не сразу закрывать учебник. Это часто способствует незаметному втягиванию в процесс.

Учимся не отвлекаться

Это очень важный момент. Приучайте ребенка отключать все внешние раздражители и концентрироваться на задании: как только вникаешь и интересуешься темой —отвлечься сложнее.

Как избежать проблем: общие принципы

  1. Учите детей тайм-менеджменту, планированию, концентрации на задаче. Покажите своим примером, как стоит распоряжаться временем, научите расставлять приоритеты.

2. Обсудите, какую пользу могут принести девайсы, продемонстрируйте, что с их помощью тоже решаются многие задачи: дети могут читать книги, заниматься планированием, получать полезную и нужную информацию.

3. Проводите больше времени вместе — активно, весело и без гаджетов. Пробуйте новые занятия, посещайте новые места, делайте реальную жизнь более захватывающей, чем виртуальная.

4. Для изменения привычек используйте игровые методы: устраивайте челленджи, квесты и батлы.

5. Всегда сохраняйте позитив: пусть совместная работа над личностным ростом будет в радость всей семье. Старайтесь договариваться и находить компромиссы.

Поймите правильно, в плане решения проблемы вы должны быть союзником, а не надзирателем. Помогите найти решение проблемы ребенку, ведь дети очень умны и иногда им достаточно просто понять направление движения.

А команда Алгоритмики желает вам удачи и ждет вас в гости вместе с вашими маленькими героями!

Ссылка на основную публикацию