Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Недавно на детской площадке две мамы рядом со мной разговаривали о школе. Жаловались друг другу на несовершенство системы:

— Представляете, у нас в первом классе оценок не ставят!
Да, да, у нас тоже такое было, но все родители проголосовали, и со второго полугодия оценки начали ставить. Что это вообще такое придумали — без оценок учиться?

Я удивилась по себя — что за критичная необходимость в оценках, тем более в первом классе? Мы сами и то вроде без них обходились. Ну были там какие-то солнышки и свинюшки, но разве к ним кто-то относился серьёзно?

Но через несколько минут картинка сложилась.
Одна из мам решила, что пора домой, и стала убеждать в этом своего сына.
А ну быстро пошли! Ты всё равно не играешь! Пошли, а то мультиков не будет! Пошли, я сказала!
Ребенок лицом и телом выражал всю гамму эмоций асфальта, и через секунду мама сменила тактику:
Пошли, сыночек! У нас же печеньки есть, пойдём, я тебе дам!
Мистер-бетонная-стена не сопротивлялся и не был чем-то невероятно занят. Но потребовалось минут десять угроз и обещаний, чтобы он включился в реальность, услышал, что от него хотят, и спокойно пошёл в сторону дома.

Почему этой маме так нужны оценки в школе? Потому что кроме приёмов внешней мотивации, у неё нет никаких способов воздействия на ребенка.

Что такое внешняя мотивация? Это всё, что применяют одни люди к другим, чтобы заставить их что-то делать. Она может быть положительная: похвалы, оценки, деньги, конфеты, и отрицательная: ругань, наказания и те же оценки, только низкие.

То есть причина, почему человек что-то делает, не связана с тем, что он делает.

В отличие от внутренней мотивации: я делаю что-то, потому что я сам так решил. Потому что мне самому это важно.

Кажется — какая разница, мотивация есть мотивация, мы получаем результат — и хорошо. Ребенок делает то, что нам нужно.

Нифига не хорошо, разница колоссальная.
Давайте разбираться.

В чем проблема с внешней мотивацией?

1. Она плохо работает

Ну, это верхушка айсберга. Я слышу иногда, мамы жалуются на своих детей: “Вообще не хочет учиться!”. Интересно, почему, вы ведь так усердно его мотивируете.

В младшей школе многим детям ещё важны оценки или желание выглядеть хорошими, но дальше это работает всё хуже. И, честно говоря, те, кто отказываются в это играть, кажутся мне более цельными и зрелыми личностями.

Ругать ребенка тоже неэффективно: чем больше ругаешь, тем больше он отстраняется и уходит в себя, чтобы не слышать этих бесконечных угроз и претензий.

А если, например, платить, то ему быстро станет скучно. Сначала было прикольно мыть посуду за 100 рублей, а щас уже неохота напрягаться… Хоп — и он никогда больше не помоет посуду по своей воле. Либо плати больше, либо сама, мам.

2. Нет мотивации — нет действия

Почему ребенок делает то, что ему говорят? Потому что он получит ириску или подзатыльник — по обстоятельствам.
Он будет делать это, если ириски или подзатыльника не будет?

Подставьте сюда то, в чем мы мотивируем детей: учеба, уборка… Творчество, не дай бог! Если меня так усердно хвалят за то, что я рисую, то зачем мне рисовать, когда никто не видит? Зачем мне учиться, если я за это ничего не получаю? Очевидно же, что учеба — это что-то очень противное, и никто не занимается этим добровольно.

И через 30 лет главный источник знаний — это телевизор, а когда душа просит творчества, мы покупаем раскраску по номерам. Класс.

Как только мы перестанем мотивировать ребенка учиться, он перестанет учиться.
По мне, звучит просто ужасно.

3. Внешняя мотивация отбивает любознательность

Мозг устроен таким образом, что если перед ним стоит четкая цель — то он найдет к ней самый короткий путь. И в случае с оценками это переворачивает всю суть образования с ног на голову. Они стали главной целью.

Хотят ли от меня, чтобы я ЗНАЛ историю Древнего Мира? Или чтобы я УМЕЛ умножать дроби? Я же вижу, что нет — от меня хотят ПЯТЕРОК по этим темам. Ради бога — я буду списывать, я буду зубрить, не понимая смысла, я буду подмазываться к учителю. Ну или бастовать, потому что вся эта система мне поперек горла.

А как я вообще могу учиться, если за ошибки наказывают плохими оценками, а хороший результат надо показать немедленно?

Вообще-то, учиться круто. Углублять свои представления о мире и самом себе, пробовать новое, каждый день делать что-то чуть лучше, чем вчера — всё это делает жизнь невероятно интересной и насыщенной. Неплохо бы транслировать это детям. Но вместо этого мы транслируем “учеба — это тяжкое бремя, но ты должен себя заставлять, иначе в будущем тебя ждут холод и мгла”.

Множество исследований показали: когда мы выбираем задачи, то выполняем их лучше и тщательнее, чем когда эти задачи нам навязывают. Если человека принуждать что-то делать, он будет делать минимум, только самое необходимое, чтобы соответствовать требованиям.

Питер Грей, “Свобода учиться. Игра против школы”

Как по мне, мотивировать ребенка внешними стимулами — как печку деньгами топить. Какова задача воспитания? Сделать так, чтобы человек стал самостоятельным и в воспитании больше не нуждался. А как он сможет стать самостоятельным, если я поощряю то, что мне нравится, и наплевать, что происходит у него внутри?

Вот вспомните себя студентами. 11 лет тотального школьного контроля, и вдруг — свобода! Не хочешь — не учись, главное сессию как-нибудь сдай. И так и было. “Методичка есть? Пошли сдавать”. Мы продолжали играть по правилам, которые усвоили в школе: мы сделаем ровно то, чего вы от нас хотите, а сверх того и пальцем не пошевелим.
В институте мы не научились учиться. Мы научились выживать и выкручиваться. Безусловно полезные навыки в этой стране, но я всё же хочу, чтобы мои дети жили, а не выживали, отсиживаясь в углу и дожидаясь сессии, проверки, нагоняя от начальства или халявных благ.
Причем система высшего образования предполагает почему-то, что в неё придут люди, которые уже умеют учиться и знают, зачем они здесь. Но откуда им взяться? В школе ничего не располагает ни к тому, чтобы брать на себя ответственность за свою учебу, ни к тому, чтобы выявить свои интересы и следовать им.

Вы скажете: Ань, ну ты утрируешь. Есть же люди, которые ответственно учились в ВУЗе, есть те, кто творит без ограничений, кто берет на себя ответственность и знает, чего хочет. Конечно есть, несмотря на то, что они прошли школу от и до. Несмотря на.

Потому что у них всё ещё есть внутренняя мотивация, которую, слава богу, забили не до конца.

Откуда берется внутренняя мотивация?

Оттуда же, откуда берутся дети. Её не нужно создавать, она изначально есть, причём в огромном количестве. Дети жадно исследуют мир, лезут всюду, запоминают любую фигню, ломают всё подряд, чтобы посмотреть, как оно устроено, рисуют на всём, что попадется под руку. Они разговаривают, спрашивают, читают, гуглят, смотрят, начинают и бросают, возвращаются и продолжают, пробуют и доводят до конца, объединяются и уединяются, смотрят свежим взглядом, осмысляют и укладывают в голове.

Всё, что нужно делать — не мешать им!

Доверять, быть рядом, наблюдать и поддерживать, знакомить с интересными людьми, рассказывать истории, быть вдохновляющим примером, читать книжки, показывать красоту и многообразие мира, не навязываться и не давать нравоучений. И ещё раз — доверять.

А внутренний огонь, который есть у каждого ребенка, сделает всё остальное.

Лень и мотивация. Часть 2. Как мотивировать детей и откуда берётся сила воли.

Здравствуйте. Это вторая статья на тему мотивации и лени. В первой статье говорилось, что лень заниматься – это отсутствие удовольствия от занятий. Появятся гормоны удовольствия, тогда уйдёт лень. Во второй статье рассмотрим три момента: виды удовольствия, создание мотивации у детей и силу воли. Начнём с видов удовольствия.

Посмотрите ниже видео «Знаменитый эксперимент с зефиром». Ребёнка приводят в комнату и дают одну зефирину. Если ребёнок устоит перед соблазном съесть зефир, то дают ещё одну. Исследователи таким образом выясняют потенциал. Наблюдения показывают, что менее успешны в жизни те дети, которые съедали зефир сразу. Если участник дожидался второй зефирины, то чаще достигал успеха в будущем.

Детям непросто даётся ограничение себя, так как нет перспективного мышления. Разберём этот момент.

Желания делятся на сиюминутные и перспективные. К первым относятся те, которые дают сиюминутные выбросы гормонов удовольствия. Перспективные желания дают удовольствие в перспективе. За каждый вид желания отвечает отдельная область мозга. У каждого человека с рождения развита область мозга, которая отвечает за реализацию сиюминутных желаний. Это помогает человеку использовать каждую возможность и выживать. Чтобы контролировать сиюминутные желания и видеть перспективу, нужна помощь дорсолатеральной префронтальной коры (ПФК). Дорсолатеральная ПФК отвечает за перспективное мышление, силу воли, ограничение и развивается только с 12 лет, а окончательно формируется в 20 лет. Если родители спрашивают ребёнка о будущем, рассказывают о прошлом, показывают перспективы, то дорсолатеральная ПФК разовьётся быстрее.

Мотивирование детей и подростков

Дети и подростки живут сиюминутными удовольствиями. Ребёнок должен моментально видеть удовольствие от своих действий. Если удовольствия нет, то мотивации нет и не надо этим заниматься. Когда детей заставляют делать то, что не нравится, это ведёт к травмам и комплексам.

Подберите занятия под сильные стороны ребёнка. Чтобы определить сильные стороны, используйте информацию из психологии, системно-векторной психологии, физиогномики, психософии, соционики и т. п.

Допустим, ребёнок активный и ходит на тренировки по баскетболу. Задача родителей и тренеров сделать так, чтобы каждая тренировка заинтересовывала, давала удовольствие и сильные эмоции.

По эмоциям легко определять истинные ценности. Развитие сильных сторон, победы и так далее – это даёт сильные эмоции. Ребёнок должен прибегать домой и говорить: «Мы сегодня такое делали и такое… Мне понравилось, было весело и смешно…». Тогда тренировки станут желанными. Если нет, то нет.

Игры дают сильные эмоции. Если тренер использует игровые тренировки и персональный подход, то это заинтересовывает.

Если ребёнок медлительный и необщительный, то подойдёт плавание. Пусть плавает медленно, в одиночестве и так как хочет. Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие и было желание продолжать.

Участвуйте в жизни детей. Почаще спрашивайте, нравится или нет на занятиях. Если нет, то ищите дальше.

Когда рассчитывать на силу воли

У детей силы воли нет, так как неразвита дорсолатеральная ПФК, поэтому «неинтересное, но полезное» убирайте. Ищите интересное и полезное.

У взрослых людей дорсолатеральная ПФК развита, но многие живут только на сиюминутных удовольствиях. Так происходит, когда дорсолатеральная ПФК не соединена с областью сиюминутных удовольствий и сиюминутные удовольствия не контролируются. Причины здесь рассматривать не будем, это отдельная тема на следующий раз.

Если взрослый человек живёт на сиюминутных удовольствиях, то смотреть в перспективу и работать на силе воли сложно. Такие люди выполняют упражнения Берга или Норбекова, но быстро заканчивают и думают, что не хватает мотивации. Дело не в мотивации. Эти упражнения не дают сильных эмоций и сиюминутных удовольствий. Чтобы делать «неинтересные, но полезные» действия, нужна работающая дорсолатеральная ПФК.

Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

Елена Додонова
Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

«Помоги мне», «Помоги игрушке».

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей, организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Роль мотивации в структуре занятия

Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Как превратить рядовое занятие в увлекательную для детей игру? Нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.

Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка. Ведь цель мотивации состоит именно в этом – заинтересовать ребенка, поставить перед ним какую-то проблему и побудить решить ее.

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

— обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

— обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Использование игрушек или игровых персонажей:

— должны соответствовать возрасту детей;

— должны быть эстетичными,

— должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

— должны иметь обучающую ценность,

— должны быть реалистичными;

— не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много

Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности «Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности» СОДЕРЖАНИЕ.

Приобщение детей к видам искусства посредством организации проектной деятельности Позвольте представить вам опыт работы по теме: «Приобщение детей к видам искусства через организацию проектной деятельности». В связи с.

Дидактическая игра-как метод развития интереса детей младшего дошкольного возраста к различным видам деятельности. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять.

Использование макетов в игровой деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» Еманжелинского муниципального района Челябинской области.

Конспект занятия в старшей группе по продуктивным видам деятельности (батик) «Восемь кукол деревянных» Конспект занятия в старшей группе по продуктивным видам деятельности (батик) «Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах» Воспитатель.

Консультация «Мотивация в деятельности педагога» Мотивация в деятельности педагога. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и.

Мастер-класс «Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег» Методика обучения детей дошкольного возраста основным видам движения: бег. Что такое бег? Характерным признаком бега, отличающим его от.

Мотивация к деятельности в команде Цель: обеспечить необходимыми знаниями для способности формирования мотивации к совместной деятельности у детей пребывающих в пионерском.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен. М. Монтессори.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес.

Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка учиться/убираться/посещать кружки. Все просто: его нужно мотивировать. Будем разбираться, как у детей работает мотивация и откуда она берется.

Мотивация — какая она?

Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию, а ругань, наказания и низкие оценки — отрицательную.

В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.

Мотивация устойчива при удовлетворении базовых потребностей, например, утолении голода. При неустойчивой мотивации человеку нужна постоянная поддержка. Пример — избавление от лишних килограммов.

Откуда берется мотивация

Чтобы мотивация сформировалась, необходимы следующие факторы: потребности человека, его цели, уровень притязаний, мировоззрение, убеждения, идеалы.

Итак, что же должно произойти, чтобы ребенок, например, убрался в комнате?

В первую очередь, необходимо, чтобы уборка удовлетворила какую-либо потребность ребенка. В зависимости от возраста, желания могут быть разными, более того, иногда деятельность, мотивация к которой формируется, удовлетворяет потребность лишь опосредовано.

Как работает мотивация

Например, у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:

потребность в игре → ребенок ее удовлетворяет

Рассмотрим другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате — приходится выполнять деятельность, интереса к которой нет, и которая непосредственно не удовлетворяет желание.

потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена

Мотивация работает не только на базе «хочу», но и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте.

У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

Именно в этом возрасте наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними. В подростковом возрасте становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.

Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.

Секреты Мотивации Детей

Пройдя эту программу, вы овладеете рабочими способами и инструментами мотивации ребенка к активным действиям
без манипуляций и агрессии

Сложность воспитания в том, что родитель должен не только обеспечить физическую безопасность, позаботиться о здоровье и развитии своих детей, но и дать им возможность самостоятельно взрослеть и познавать мир. Привыкая к беспомощности малышей, потом сложно дать ребёнку пробовать, ошибаться, учиться самому. И часто благие намерения взрослых только отбивают охоту у юных исследователей.

Важно приучить детей находить мотивацию в себе самих. Ведь природой заложен определённый темп развития, обучения навыкам. И родители здесь выполняют роль советников, опытных наблюдателей, которые подскажут или подстрахуют, но никак не будут контролировать деятельность ребёнка от начала до конца.

В то же время полная свобода действий может привести к хаосу в детской жизни. Поэтому важно найти правильный баланс, где ребёнок мотивирован ровно на на те действия, которые соответствуют его текущему этапу развития и выполняет их сам, без давления или контроля со стороны родителей.

Так если природой заложено развитие, значит всё сложится само?

Возможно, в первобытных племенах не приходилось задумываться о мотивации у детей: жизнь заставляла их обучаться и вести себя определённым образом ー а иначе было не выжить. Но современная жизнь подарила нам комфортные условия, в которых детям в принципе необязательно напрягаться, чтобы получить желаемое. Поэтому родители всё время в поиске дополнительных механизмов, рычагов, чтобы мотивировать ребенка к учёбе или другому развитию.

Стандартные “проблемные зоны”, в которых часто требуется больше мотивации у ребёнка ー это учёба, саморазвитие, спорт и домашние дела. Родители ищут способы повлиять на них, подключают манипуляции, порой даже шантаж. Но по сути проблема не в лени или отсутствии воли у детей, а в неправильных действиях взрослых, которые привели к угасанию детского интереса к этим сферам.

Ошибка 1. Перекладывание функции воспитания на других: Родители пытаются упростить свою жизнь и перекладывают ответственность за воспитание на посторонних. Начиная от детского сада и школы, заканчивая телевизором, планшетом, нянями или бабушками.

К чему приведет, если ничего не изменится: Другие люди имеют свои цели, а также воспитательные принципы, и не могут воздействовать на ребёнка также, как его мама. В итоге ориентиры детей сбиваются, и они не знают, каких правил и порядков им придерживаться. Со временем дети перестают воспринимать родителей как авторитет, а вместо этого прислушиваются к тем, кто сумел завоевать их внимание в своих целях. Какими методами ー вопрос остаётся открытым.

Ошибка 2. Ограждение от бытовых вопросов: Взрослым проще сделать какую-то домашнюю работу самим, чем потратить время на разъяснение и обучение этим навыкам ребёнка. Или считают эти занятия “неинтересными” для малышей.

К чему приведет, если ничего не изменится: В итоге дети усваивают модель поведения, в котором все бытовые обязанности их не касаются. Перестают ценить труд своих родителей, воспринимая его как должное или даже обесценивания его. Со временем не формируют привычки убирать за собой, содержать свои вещи в порядке.

Ошибка 3. Чрезмерная интеллектуальная нагрузка требования к способностям: Излишнее усердие в вопросах развития может привести к противоположному эффекту. Повышенное напряжение, давление, требовательность только фрустрируют человека любого возраста, особенно ребёнка.

К чему приведет, если ничего не изменится: Постоянная интенсивная нагрузка может привести к “выгоранию”. То есть теряется мотивация к дальнейшим стараниям, появляется лень и апатия. Это защитные механизмы психики человека, которые срабатывают на чрезмерные умственные и эмоциональные нагрузки. Излишняя требовательность взрослых может травмировать ребёнка и заставить думать, что любовь родителей зависит исключительно от успехов на занятиях и оценок.

Ошибка 4. Воспроизведение своих недостигнутых целей в жизни ребёнка: Часто родители пытаются увидеть в жизни своих детей воплощение своих несбывшихся мечтаний. Всегда хотелось стать великим футболистом ー сын идёт на футбольную секцию. Не сложилась карьера пианиста ー дочь поступает в музыкальную школу.

К чему приведет, если ничего не изменится: Полагание на чужие желания ー путь в никуда. Прикладывая усилия для достижение чужой цели, ребёнок теряет мотивацию, так как не видит в этом смысла. В начале он может попробовать в угоду родителю, но без искреннего интереса желание скоро угаснет. В любом действии важна собственная цель. И крайне важно научить ребёнка отделять собственные истинные желания от навязанных извне.

Ошибка 5. Противоречивость собственных поступков: Несоответствие действий родителей и их слов полностью стирает мотивацию ребёнка следовать принципам и правилам, которые взрослые не соблюдают сами. Запрет сладостей в пользу овощей на фоне взрослых, пьющих чай с конфетами ー будет абсолютно бесполезен.

К чему приведет, если ничего не изменится: Такая непоследовательность со временем приводит к тому, что дети перестают воспринимать родителей всерьёз. Правило, которое постоянно нарушается — уже не стоит внимания и тем более старания. А “законодатель” ー не стоит уважения, ведь его слова ничего не значат.

Ошибка 6. Критика и сравнения с другими: Желание исправить ошибки детей иногда заставляет родителей критиковать ребёнка. Конструктивное замечание, поданное в корректной форме не навредит. Но если взрослый жёстко или саркастически комментирует огрехи или несовершенства поступков или результатов, сравнивает их с успехами других детей ー это только демотивирует и ранит ребёнка.

К чему приведет, если ничего не изменится: Слишком частая критика приведёт к тому, что ребёнок закроется от мира и не захочет стараться, чтобы чего-то достичь. Любой комментарий будет восприниматься “в штыки”.
Другой не менее печальный итог ー отмирание собственной инициативности и решительности. Из страха вновь услышать критику уже повзрослевшие дети избегают любой деятельности.

Ошибка 7. Излишества: Современный мир настолько насыщен доступными благами, что дети часто не воспринимают их как результат труда других людей. В обеспеченных семьях ребёнок может не понимать ценности еды или одежды, а следовательно не видит смысла бережно относиться к пище, ухаживать за своими вещами. Иногда вообще не видит смысла в труде.

К чему приведет, если ничего не изменится: Такое потребительское отношение к жизни может казаться забавным, пока ребёнок совсем мал. Но постепенно это формирует более глубинные установки, которые определят дальнейший ход жизни человека. Буквально к средней-старшей школе это начнёт проявляться в безразличии к домашним делам, к учёбе и любым занятиям. Интересы сужаются исключительно до развлекательных мероприятий. Перебороть эти шаблоны во взрослом возрасте куда сложнее, чем в детстве, поэтому такие люди неизбежно сталкиваются с проблемами в получении высшего образования, поиске работы и достижении успехов. Ведь их действующий стереотип: блага возникают сами собой.

Как мотивировать ребёнка

Иногда слышно от родителей, что их ребёнок ничего не хочет, что ему ничего не интересно, он ничем не занимается, а возможно он слишком занят и в школе задают много домашнего задания. Но с другой стороны, такие дети очень часто не ходят в магазин за продуктами, не моют посуду, не застилают кровать и не выгуливают домашнего питомца. А ведь, нежелание что-то делать, лень и отсутствие мотивации формируется не в один день. Это результат жизни ребёнка в данной семье и его сложившиеся отношения со взрослыми.

Мотивация — это побуждение к действию. Что же делать, если этого побуждения нет, и почему оно пропало?

Человеком движет постановка целей, все что человек делает — это ставит цель, дальше достигает её и получает удовольствие от результата. Таким образом мотивирует себя на постановление и достижение еще одной цели. Например: маленький ребёнок, которому очень понравилась игрушка на другом конце дивана, ставит себе цель достать её, но после того как он сам дотянулся к ней, ребёнок испытывает огромное удовольствие от игры и чувствует ценность этой игрушки. Если родители, которые сидели рядом, дали ребёнку эту игрушку, ему становится не так интересно играть и очень быстро она надоедает. Именно гиперопека является одной из причин потери мотивации, когда родители всё делают вместо ребёнка, выбирают что одевать, решают все детские проблемы вместо него и навязчиво пытаются помочь. Ребёнку просто нет необходимости что-то делать и думать.

Бывает ещё такое, что родители и сами не мотивированы, им ничего не интересно и не нужно, в результате дети берут с них пример и поступают точно так же как их родители. Родителям нужно пересмотреть своё отношение к жизни, вспомнить как он проводит своё свободное время и то, на сколько он мотивирован чтоб что-то делать.

Завышенные требования родителей точно так же нарушают мотивационную сферу ребёнка. Не стоит с ранних лет делать из своих детей Энштейнов, важно найти ту нишу, которая понравится именно вашему ребёнку, и не обязательно это должно нравиться родителям. Зачастую, завышенные требования, означают слишком высокую планку в учёбе или в какой-то деятельности для конкретного ребёнка. В дополнение, к снижению мотивации приходит сопротивление учиться или что-то делать, а так же низкая самооценка, которая будет только затруднять обучение ребёнка. Ребёнку нужно что-то хотеть, а если это запрещено, то он отказывается от желаний вообще. «А зачем? – Все равно не разрешат, запретят, скажут, что это опасно и пустая трата времени». Чтоб это не происходило, достаточно просто спросить: Что тебе нравится? Чем бы ты хотел заниматься?

Когда ребёнок боится сделать ошибку, или переживает, что у него ничего не получится, тогда точно так же, у ребёнка не будет мотивации стараться что-то делать, и работать над своими ошибками. Тут можно подумать о том, как часто родители признают свои ошибки, говорят об этом своим детям? Как часто родители просят извинение у своих детей?

Мотивация исчезает в то время когда, ребёнок решил достичь какую то цель, и в результате он убегает от получения результата. Иногда это происходит из-за высмеивания и обесценивания родителями каких либо действий или желаний их ребёнка. Если ребёнок говорит, что хочет быть пожарным или полицейским, а ваша семья это решение не поддерживает, важно позволить ему хотеть и изучать все нюансы этой профессии. Когда ребёнок подрастет, возможно, он решит заниматься чем-то другим или будет счастлив, занимаясь любимым делом.

Бывает такое, что ребёнок не мотивирует себя, только из-за того, чтоб привлечь внимание. Таким образом, ребенок, хочет сказать «посмотри на меня, мне плохо, побудь со мной, давай сделаем с тобой что-то вместе».

Если ребёнка любят и принимают таким, какой он есть, со всеми неумениями и недостатками, то мотивация, желание что-то делать и жить, появляется само собой. Давайте детям решать, во что они оденуться сегодня утром, чем хотят и будут заниматься в своё свободное время, но при этом не забывайте о важности домашних дел. Для этого родители должны много играть и разговаривать со своими детьми. Например, можно спросить у ребёнка: Если бы где то, был Волшебник. В кого бы ты хотел, чтоб он тебя превратили? – когда ребёнок отвечает в кого именно, тогда нужно расспросить: Почему так хорошо быть (этим существом)? И что бы ты тогда мог сделать? — таким образом, есть возможность выявить потребность у ребёнка и подпитать его мотивацию. Когда ребёнок будет мотивирован, он сможет развиваться, будет принятым социумом, появится желание делать что-то для похвалы, сможет достигать новых знаний и учится чему-то новому.

Отдел по делам семьи и охране прав детства Администрации Первомайского района города Ижевска рекомендует к просмотру статью редакции на тему: «Детская мотивация: как работает и откуда берется?»

Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка учиться/убираться/посещать кружки. Все просто: его нужно мотивировать. Будем разбираться, как у детей работает мотивация и откуда она берется.

Мотивация — какая она?

Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию, а ругань, наказания и низкие оценки — отрицательную.

В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.

Мотивация устойчива при удовлетворении базовых потребностей, например, утолении голода. При неустойчивой мотивации человеку нужна постоянная поддержка. Пример — избавление от лишних килограммов.

Откуда берется мотивация

Чтобы мотивация сформировалась, необходимы следующие факторы: потребности человека, его цели, уровень притязаний, мировоззрение, убеждения, идеалы.

Итак, что же должно произойти, чтобы ребенок, например, убрался в комнате?

В первую очередь, необходимо, чтобы уборка удовлетворила какую-либо потребность ребенка. В зависимости от возраста, желания могут быть разными, более того, иногда деятельность, мотивация к которой формируется, удовлетворяет потребность лишь опосредовано.

Как работает мотивация

Например, у ребенка есть потребность в игре. В простом случае схема такая:

потребность в игре → ребенок ее удовлетворяет

Рассмотрим другой случай: чтобы родители разрешили поиграть, нужно сначала убраться в комнате — приходится выполнять деятельность, интереса к которой нет, и которая непосредственно не удовлетворяет желание.

потребность в игре → ребенок убирает в комнате → родители разрешают поиграть → потребность удовлетворена

Мотивация работает не только на базе «хочу», но и на базе «надо». Это становится возможным в старшем дошкольном возрасте.

У дошкольников появляется мотив достижения успеха. Схема становится такой:

я стараюсь → у меня получается → я стараюсь еще больше

Именно в этом возрасте наиболее действенным в формировании мотивации является поощрение. Схема работает так:

я стараюсь → у меня получается → меня похвалили → я стараюсь

Получение похвалы или высокой оценки достигает своего пика в младшем школьном возрасте, так как ведущей деятельностью становится учебная, которая вытесняет собой сюжетно-ролевую игру. Ради высокой оценки младшие школьники готовы выполнить любую работу, то есть схема остается прежней:

я стараюсь → у меня получается → меня высоко оценили → я стараюсь

Чем старше ребенок, тем сложнее работает его мотивационная сфера. Появляются внутренние мотивы, которые начинает превалировать над внешними. В подростковом возрасте становится очень важным удовлетворить свою потребность в самореализации, самоутвердиться в собственных глазах, поднять самооценку. И схема усложняется:

я стараюсь → у меня получается → я сам высоко себя оцениваю → я стараюсь

Если обращать внимание на потребности ребенка и правильно интегрировать их в повседневную жизнь, никаких проблем с формированием мотивации не будет.

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.

Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.

6 способов, как правильно мотивировать ребенка

«Тебе ничего не интересно», «займись уже хоть чем-нибудь» – такие слова часто можно услышать от родителей. Что мы можем сделать для того, чтобы нашим детям стало интересно?

Сложно найти ребенка, который с удовольствием бы убирался у себя в комнате, мыл посуду, вставал рано утром, чтобы идти в садик или школу. Когда детей заставляют делать нечто сложное или неинтересное, в лучшем случае они отказываются. Нередко такие ситуации приводят к конфликтам и ругани. Мы собрали для вас советы экспертов, которые помогут вам научиться «управлять» детьми. Вы сможете создавать у ребенка мотивацию на обучение, развитие и выполнение различных заданий вместо того, чтобы принуждать его к этому.

Пересмотрите систему поощрений

Есть одна реальная история, как мужчина приучал свою маленькую дочку к горшку, давая ей конфеты. Один раз, когда сладостей под рукой не оказалось, он попытался дать малышке «воображаемую» шоколадку. Девочка заулыбалась, вскочила с горшка, но он оказался пустым. Папа задал дочке вопрос о том, что это было. Она ответила, что притворилась, будто пописала в горшок.

Эта история – наглядная демонстрация того, насколько дети бывают умными и находчивыми. Несмотря на свой возраст, малыши быстро осваиваются в обстановке и находят способы, как заслужить поощрение, не выполняя просьбы взрослых. Более того, результаты исследований показывают, что система поощрений дает только кратковременный эффект.

Небольшие награды за выполненные задания помогают преодолеть временный кризис – например, когда ребенок начинает осваивать буквы или цифры. Вознаграждение мотивирует маленького человека что-то делать. Только со временем он начинает все больше зависеть от награды: если малыш лишается ее, он перестает стараться. То же происходит и со взрослыми людьми: пока человеку платят, он добросовестно трудится. Если человек лишится зарплаты, он просто перестанет работать, ведь у него не останется мотивации.

Это правило применимо и к той деятельности, которая приносит удовольствие. Занятный эксперимент провели ученые Стэнфордского университета. Они собрали группу детей и предложили им порисовать маркерами. Времяпрепровождение само по себе интересное, только в этот раз за него еще и платили. Детям действительно нравилось рисовать, но, когда им переставали платить, они отказывались продолжать. Можно сделать вывод о том, что вознаграждение убивает страсть и интерес даже к приятным занятиям.

Как же формировать у ребенка положительные привычки, если не с помощью мелких взяток? Специалисты говорят, что задача родителей – воодушевлять детей. Заостряйте внимание ребенка на том, как приятно становится, когда ты обретаешь новый навык, а мама и папа гордятся тобой. Так он начнет чувствовать удовлетворение от своих успехов. Ребенок научился кататься на велосипеде? Похвалите его, скажите, что он должен собой гордиться, ведь было сложно овладеть этим навыком. Чувство собственного мастерства мотивирует на то, чтобы развиваться дальше.

Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Важный элемент создания у ребенка мотивации – это разговоры тет-а-тет. Все дети любопытны, поэтому нужно просто предложить им послушать, как устроено и для чего нужно то-то и то-то – подобные разговоры разжигают интерес к разным вещам и занятиям. Еще это стимулирует интеллектуальную деятельность.

Представьте себе такую ситуацию. За уборку в комнате мама обещает сыну мороженое. Папа никак не поощряет ребенка, но его просьбу сложить игрушки малыш выполняет с большим рвением. Как это возможно? Просто отец каждый раз восхищается тем, как приятно находиться в комнате после уборки, какой умница его сын. Так ребенок почувствует себя взрослым и самостоятельным.

Если дети отказываются что-то делать, взрослым нужно поставить себя на их место, советуют специалисты. Это поможет вам найти подходящие аргументы и доказать ребенку важность той работы, которую он должен выполнить. Ваш сын не хочет убираться в комнате и говорит, что устал после тренировки? Предложите ему сперва вкусно поесть, а потом приняться за дело. Не используйте слов «обязан», «должен», «нужно». Если ребенку будет трудно без вашей помощи – предложите ее.

Когда ребенок что-либо делает, спрашивайте у него о его чувствах и ощущениях. Ему будет приятно ваше внимание, поэтому появится приятная ассоциация. Еще полезно предлагать ребенку свою помощь, выражая так свое сочувствие. Он поймет, что родители на его стороне, а воевать с ними нет смысла.

Учитывайте возможности ребенка

Помните одну простую вещь: если ребенок не умеет или не может что-то делать, то любые взятки и наказания будут бесполезными. Вспомните, как малыш гордился, когда впервые написал свое имя или сам надел ботинки. Он радовался, повторяя эти действия, потому что ощущение мастерства окрыляет. Проводите эту аналогию с навыками, которых у ребенка пока нет.

Избегайте критики и принуждения

Почти все малыши получают удовольствие от выполнения разных заданий родителей, но нужно адаптировать свои требования под особенности ребенка. Если он любит раскладывать постиранное белье по полкам, а взрослые критикуют его за медлительность и неаккуратность, это убивает весь азарт. Поэтому позволяйте ребенку делать то, к чему он проявляет интерес. Не критикуйте его, если у него что-то не получается.

Чтобы ребенок сделал то, что ему не по душе, проявите фантазию. Если девочка обожает кукол, пусть кукла попросит ее убрать разбросанные игрушки. Давайте детям право выбора: чистить зубы до купания или после, помогать маме мыть подметать или мыть посуду. Чувство свободы и контроля над ситуацией усиливает мотивацию в то время, как принуждение вызывает только негативные реакции. Дети любят чувствовать себя самостоятельными. Так пусть они думают, что не родители заставили их сделать что-то, а они лично приняли такое решение.

Проявляйте свою благодарность

Сын сам проснулся утром по будильнику и собрался в школу? Дочка спала всю ночь в своей постели и не прибежала к родителям? Обязательно скажите детям, что все это для вас очень важно и вы это цените.

Каждому ребенку хочется радовать родителей, а ответная реакция в виде благодарности и похвалы – лучшая мотивация. Говорите ребенку, как вы цените его успехи, но заостряйте внимание не на результате, а на приложенных усилиях и прогрессе.

Показывайте хороший пример

Многие смогут припомнить такую ситуацию: ребенок что-то спрашивает или просит, когда вы говорите по телефону, а вы просите его подождать и отворачиваетесь. В таких случаях дети продолжают приставать к родителям и в итоге закатывают истерику, чтобы на них обратили внимание. Проблема даже не в самой истерике, а в том, что ребенок запомнит эту модель поведения. Повзрослев, он станет поступать так же. Поэтому либо завершайте разговор по телефону, либо говорите ребенку, сколько ему нужно будет подождать.

Читаем также:

Как мотивировать ребенка к учебе и труду / психолог Роман Едвакин

С какого возраста ребенка приучать помогать по дому?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Мотивация детей

Мотивация к жизни

Ребенок НЕ хочет что-то делать? И вы чувствуете, что проб­лема не в банальном упрямстве. Так в чем же причина?

Я не открою вам Америку, если скажу, что проблема в мо­тивации. И это не наше умозаключение, а результаты совре­менных психологических исследований.

Далеко не все родители понимают, как мотивация влияет на успеваемость ребенка в школе, успехи в творческой деятель­ности, спорте и вообще на желание что-либо делать. В 80%, случаев именно отсутствие мотивации является причиной не­желания ребенка заниматься какой-либо активной деятельно­стью.

Зададимся двумя вопросами:

Что такое мотивация ребенка?

Стоит ли уделять ей внимание и как ее развивать?

Давайте разберемся, что же такое мотивация. Вот одно из лучших определений мотивации.

Мотивация — это стремление что-либо делать, достигать, дви­гаться вперед.

Разумеется, каждый взрослый понимает, что это такое и как это работает с ним лично. Взрослый также видит разни­цу между внутренней и внешней мотивацией. Внутренняя — это самомотивация, когда мы сами поощряем себя за достиже­ние целей, выполнение сложных задач. Например, ходил на пробежку целую неделю — наградил себя посещением СПА. Внешняя — это когда нас поощряют извне, например премии на работе за перевыполненный план.

Во-первых, нужно понять, что ребенок не может само­стоятельно мотивировать себя. Ему постоянно нужны источники извне. Этими источниками являются: родите­ли, близкое окружение и, конечно же, школа. В школе это си­стема оценок, которая, кстати, устроена не лучшим образом. В начале учебного года ученик обычно старается выполнять домашнее задание качественно, получает положительные оценки и искренне радуется им. Правда, через пару месяцев вы замечаете, что времени на выполнение домашнего задания уходит все меньше, оценки становятся все хуже, а ребенок не придает им большого значения. Он(а) с недовольством расска­зывает, как получить хорошую оценку помешали внешние факторы: «Учитель несправедлив конкретно к нему (ней)», «Все списали, а он нет», «Учитель бестолково объясняет» ну и т. д. и т. п.

Школьная система не просто перестает мотивиро­вать ребенка на получение знаний, а скорее демотивирует его. Масло в огонь подливаете и вы, родители. Как мы обычно мотивируем ребенка? «Сделаешь домашнюю работу — пой­дешь играть на компьютере или планшете», «Пойдешь гулять, как только домашку сделаешь». Такой формат отнюдь не стимулирует любовь к учебе, а вызывает желание побыстрее (а значит, с наименьшим качеством) сделать домашнюю рабо­ту и пойти наконец-то получать удовольствие. Ниже мы расскажем, как решить эту проблему.

Во-вторых, внешняя мотивация ребенка работает только на коротких дистанциях. Попробуйте, например, пообе­щать ребенку в начале учебного года какое-то большое вознаграждение за успешную учебу (это может быть новый мо­бильный телефон, планшет, компьютер, велосипед — то, что для ребенка будет очень большим вознаграждением). Ребенок с радостью начнет старательно учиться первую неделю, в луч­шем случае первые 2-3 недели. Далее вы увидите, что пыл его спал.

Другое дело, если вы пообещаете намного меньшее, но все же значимое вознаграждение за неделю хорошей учебы (поход в кино, небольшую игрушку). В этом случае у большинства детей получается отлично справляться с задачей.

Наверное, вам сейчас понятно, почему на ребенка плохо действуют такие уговоры, как: «Нужно хорошо учиться, чтобы поступить в университет», «Если будешь хорошо учиться, будешь работать на хорошей работе и много зарабатывать». Для ребенка, особенно в начальной школе, университет или работа — это те события, которые произойдут с ним через 9-15 лет. Это временные периоды, которые в несколько раз больше его осознанной жизни1

Естественно, он(а) может лишь смутно связать эти два события. Ребенок вас, конечно, услышит, правда, вряд ли это будет достаточным основанием, для того чтобы он как-то пересмотрел отношение к учебе. Гораздо лучше работает практика, когда вы показываете примеры успешных людей и объясняете причину их успеха: «Вот смотри, какая у дяди Вани красивая машина, он смог купить ее, потому что хорошо учился», «Смотри, как дядя Миша хорошо разбирается в компьютерах» и т.д.

В-третьих, в теме мотивации детей есть очень важное понятие — зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Говоря простым языком, это разница между тем, что ребенок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что ребенок еще не может сделать в одиночку и для чего ему нужна помощь извне (родителя или учителя).

В действительности это одно из важнейших понятий для правильного воспитания и развития ребенка. Очень важно НЕ ПОМОГАТЬ ему в тех вещах, которые ребенок может сделать сам. Именно в умении правильно отслеживать те моменты, в которых уже НЕ НУЖНО помогать ребенку, кроется успех правильного развития и воспитания.

Даже если ребенок говорит вам: «Мамочка, я не могу это сделать сам, помоги, пожалуйста, это задание очень слож­ное!» — и зовет вас на помощь, НЕ ПОМОГАЙТЕ! Естественно, когда вы отказываете ребенку, необходимо пояснить причину отказа. Можно сказать: «Сынок, у меня сейчас тоже есть дела, каждый должен выполнять свою работу. Я верю, что ты спра­вишься!» или что-то в таком духе. Либо, опираясь на факты, поясните, что это уже пройденная тема и он сможет решить это задание самостоятельно.

Причем тут мотивация?

Если вы с детства будете выполнять за ребенка все задания, то в итоге получите беспомощного молодого человека или де­вушку. Это будет неуверенный в себе человек, который не смо­жет и шагу ступить без помощи родителя. Фактически такая помощь — это костыли, привыкнуть к которым очень легко. Правда, потом жить без них очень проблематично. Вы даже не представляете, сколько судеб погублено из-за нарушения ро­дителями этого простого принципа.

Как правильно мотивировать ребенка?

Правильная мотивация – залог успеха. И в отношении детей это правило тоже действует. Но если взрослые понимают, зачем нужно выполнять те или иные обязанности или стремиться к чему-то, то мотивировать ребёнка гораздо сложнее. И всё же это вполне возможно, если следовать некоторым правилам и использовать хитрости.

Поможет ли мотивация?

Многие родители считают, что для того чтобы сподвигнуть ребёнка на что-то, можно просто заставить его или внушить, что делать это нужно и обязательно. И это в корне неверно. Ребёнок – это отдельная, пусть находящаяся на стадии формирования личность. И это значит, что любые его действия должны быть обоснованными, осмысленными и понимаемыми.

Конечно, давление со стороны родителей может подействовать и всё же заставить чадо выполнить какую-то обязанность, но вот будет ли она выполнена качественно и полноценно – неизвестно, ведь сделанное станет способом угодить папе и маме или избежать нежелательных последствий. А мотивация позволит ребёнку понять, зачем это нужно, осознать важность и наполнить дела смыслом. Кроме того, если мотивировать детей с детства, это пригодится в будущей взрослой жизни и научит делать то, что не всегда приятно, но порой необходимо.

Какой может быть мотивация?

В психологии принято выделять внутреннюю мотивацию и внешнюю. В первом случае человека подталкивают внутренние мотивы, например, стремление повысить самооценку и поверить в свои силы, доказать себе свои способности, почувствовать себя сильным и нужным, а также желание развиваться и становиться более многогранной и интересной личностью.

Внешняя мотивация – это внешние факторы. К примеру, взрослые работают, чтобы отправиться в путешествие, приобрести что-то, улучшить жилищные условия и так далее. Для ребёнка же внешними мотивами могут быть благосклонное отношение родителей и отсутствие наказания, покупка желаемой вещи и так далее.

Очевидно, что более простым вариантом является мотивация внешняя, ведь такие мотивы чётко осознаваемы и реальны. Но если использовать только этот способ, то можно вырастить меркантильного человека, который во всём будет искать выгоду и пользу. А внутренние мотивы позволят ребёнку стать полноценной личностью и добиться успеха в жизни, ведь он научится ставить цели и достигать их, развиваться и совершенствоваться.

Способы мотивации

Как можно мотивировать своего ребёнка?

  • Хвалите, причём совершенно неважно, в каком возрасте находится ваш ребёнок: одобрение родителей и их гордость за своё чадо будет приятна каждому. Но похвала должна быть осмысленной и обоснованной, то есть благодарить или делать комплименты нужно за конкретные действия и поступки, указывая на лучшие качества.
  • Заинтересуйте. Это правило действует в отношении как маленьких детей, так и более взрослых, только интересы будут разными. Так, если вы хотите, чтобы малыш начал помогать по дому, то давайте ему задания в игровой форме. Например, можно предложить отыскать клад, очистить галактику от космического мусора и так далее. А вот привлечь подростка гораздо сложнее, и родителям придётся постараться, чтобы выяснить и задействовать в мотивации его предпочтения.
  • Повышайте самооценку, чтобы ребёнок стремился достигать целей и верил в себя, а также понимал, что способен на многое и добьётся желаемого. Для этого обеспечьте поддержку и всячески показывайте свою веру в способности и силы чада.
  • Ставьте чёткие цели, чтобы ребёнок понимал, что от него требуется. Причём начинать нужно с малого (например, хорошая оценка в школе), постепенно переходя к более серьёзным и глобальным стремлениям.
  • Объясняйте. Например, мотивировать подростка к учёбе можно, объяснив, что образование необходимо каждому и позволит получить престижную работу и стать успешным человеком. Но даже достаточно взрослый ребёнок может не осознавать важность того, что пока является призрачным будущим, поэтому приводите наглядные примеры из жизни.
  • Поощряйте. В качестве поощрения можно использовать совместное времяпровождение, посещение интересных мест, покупку понравившихся вещей или игрушек и так далее. Но не стоит делать подарки за каждое действие, иначе ребёнок будет выполнять обязанности только за поощрения.
  • Задействуйте интересы ребёнка, чтобы стремление достичь цели было не только осмысленным, но ещё и приятным и увлекательным.
  • Помогайте. Зачастую дети не желают делать что-то из-за страха ошибиться или не добиться цели. И некоторые задания действительно сложны, поэтому в таких случаях требуется помощь близкого взрослого человека, то есть родителя. Например, если чадо плохо разбирается в математике и поэтому не хочет посещать уроки, стоит вместе разобраться в теме или обратиться за помощью со стороны, то есть нанять репетитора или попросить учителя о дополнительных занятиях.
  • Поддерживайте дух соперничества. Так, можно рассказать школьнику о том, что хорошая учёба сделает его уважаемым среди одноклассников и учителей.

Данные выше советы можно считать универсальными, но всё же к выбору конкретных способов следует подойти ответственно. Во-первых, важно брать во внимание то, чего именно вы хотите добиться. Во-вторых, учитывайте особенности своего чада, ведь если одни методы подействуют и подойдут ребёнку с определённым характером и складом ума, то другие могут оказаться неэффективными или даже усугубить ситуацию или навредить.

Неэффективная мотивация или как не ошибиться

Порой неправильная мотивация не только не работает, но и напрочь убивает в ребёнке желание что-то делать. Причём виноваты в этом зачастую сами родители. И вот их самые распространённые ошибки:

  1. Некоторые папы и мамы не учитывают реальные возможности своих детей и переоценивают их, требуя того, чего ребёнок просто не может сделать. В итоге достижение цели становится невозможным, а самооценка чада понижается.
  2. Сравнение с другими. Хотя дух соперничества приветствуется, но соревновательный момент должен быть уместным и приятным. Если же ставить других выше собственного ребёнка, то это может негативно повлиять на самооценку и испортить отношения.
  3. Давление, например, угрозы, крики, оскорбления. Прессинг, возможно, и сыграет определённую роль и даже послужит мотивацией, но исключительно принудительной. А постоянное и систематическое давление может довести ребёнка до нервного срыва или депрессии.
  4. Отсутствие цели. Ребёнок должен знать, что следует делать, а не выполнять бессмысленные действия только ради того, чтобы получить желаемое или избежать неприятных последствий.
  5. Разные, особенно противоречащие друг другу стимулы. Мама и папа должны придерживаться одной политики, иначе ребёнок запутается, а авторитет родителей подорвётся.
  6. Отсутствие внимания к интересам ребёнка. Если не учитывать то, что хочет чадо, то можно вызвать в нём безразличие и отсутствие стремления к чему-либо, а также нарушить гармоничное развитие.

Остаётся лишь пожелать всем родителям не только выбрать подходящий способ мотивации ребёнка, но и уважать его интересы и стремления, а также показывать любовь к нему.

Ссылка на основную публикацию