Что и зачем читают наши дети (старшие школьники)

Что и зачем читают наши дети (старшие школьники)

Принято считать, что современные дети книг не читают. Школьники вынуждены читать много литературы, это предусмотрено учебной программой. Казалось бы, на чтение для души времени нет, да и потребность в этом есть не у всякого подростка. Однако есть специфические на наш, взрослый, взгляд книги, которые подростки читают добровольно и весьма охотно. Так что же интересует подростков и с чем связан их интерес?

Психологические особенности возраста

Рассмотрим основные психологические особенности подростков. В этот период происходит перестройка всего организма: гормоны «бьют в голову», ещё вчерашние дети вдруг начинают испытывать половое влечение и сами пугаются этих желаний. Привычные для взрослых людей, но такие непривычные для тинейджеров, гормональные всплески вызывают в подростках повышенный интерес к сексуальной сфере, к отношениям между мужчиной и женщиной.

Ещё одной особенностью подросткового возраста является тяга к риску. Экстрим, опасные увлечения, рискованные мероприятия – всё это притягивает тинейджеров, они любят «тусоваться» в заброшенных зданиях, возле железнодорожных рельсов или на крышах домов.

Также для подростков характерны эксперименты с алкоголем и никотином, иногда – и с психоактивными веществами. Причин для такой тяги может быть несколько, например, стремление к новым впечатлениям, попытка быть «своим» в компании, поиск методов «отключения» от реальности, ухода от неприятностей, желание иметь собственный реальный опыт. Говоря о желании быть принятым в определённую компанию, также стоит упомянуть и о любви подростков к нецензурной брани. На подростковый возраст приходится пик употребления матерных слов, который, к слову, быстро проходит, когда потребность в самоутверждении угасает.

Помимо тяги к наркотикам, есть ещё одна особенность подросткового возраста, особенно пугающая родителей: суицидальные наклонности. Исходя из позиций психоаналитического направления, мысли о самоубийстве в подростковом возрасте являются нормой, эмоциональная буря внутри подростка настолько сильна, что единственный способ избавиться от неё, который они видят – это суицид. Но реальные попытки уйти из жизни нормой не являются, это патологическое поведение, требующее немедленной психологической или психиатрической помощи.

Разумеется, перечисленные выше особенности вовсе не означают, что каждый подросток употребляет наркотики, ругается матом, гуляет по крышам, думает о суициде и постоянно хочет секса. Нет, это совершенно не так. Но, тем не менее, практически каждый подросток периодически задумывается о чём-то из этого списка. Нередко тинейджеры находят отличный выход: они читают литературу, в которой описывается всё то, что их так интересует, но находится за гранью допустимого.

Подростковые интересы

Работая с подростками, я, как психолог, всегда сначала устанавливаю контакт. Чаще всего я разговариваю с ними о литературе, кинематографе и музыке – это то, что нравится любому тинейджеру, все они читают книжки, смотрят фильмы и ходят на концерты любимых групп. Практически все подростки читают одно и то же. Популярностью пользуется литература с использованием ненормативной лексики, описывающую сексуальные сцены, иногда сцены насилия, например, произведения Чака Паланика. Часто главными героями любимых книг подростков являются наркоманы и алкоголики, любители искусственно изменить своё сознание, к примеру, «Дневник Алисы» или «Реквием по мечте». Популярностью пользуются и книги о суицидах, особенно «50 дней до моего самоубийства» Стейси Крамер.

Всё это – нормальная ситуация, в подростковом возрасте тинейджеры внезапно понимают, что есть и другая сторона жизни – та, где много негатива, грязи и агрессии, есть люди, не справившиеся со своими переживаниями. Подростки особенно остро чувствуют несправедливость мира, лицемерие и ложь, поэтому часто на мои вопросы о том, почему им не нравится классическая литература о взаимоотношениях между людьми, тинейджеры мне отвечают, что таких сказок в жизни не бывает, а они хотят читать о реалистичной картине мире. В 13-16 лет не существует серого – есть только белое и чёрное, с возрастом такое чёткое разделение пройдёт, они научатся различать оттенки, видеть относительность. Тем не менее, современные подростки с удовольствием читают произведение Ричарда Баха «Джонатан Ливингстон» — это книга отвечает на многие вопросы, которые ребята задают себе – о смысле жизни, свободе и её ограничениях в социуме.

Для подростков характерен бунт, все они хотят перекроить мир, сделать его лучше – это явление в обществе часто называют юношеским максимализмом. В связи с этим обострённым чувством справедливости и потребностью в истине, тинейджеры очень любят антиутопичные произведения – «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли. Среди современных авторов на эту тему есть также немало книг, которые полюбились подросткам – трилогии «Дивергент», «Голодные игры».

Часто родители и педагоги выражают своё недовольство литературными вкусами подростков, но такая позиция вызывает только недоверие и протест со стороны тинейджера и приближает полное отдаление от родителей. Если подросток читает книги и интересуется литературой – это уже замечательно, с возрастом предпочтения меняются, но увлечение остаётся.

Разговаривайте со своим ребёнком о книгах, интересуйтесь, понравилась ли последняя прочитанная книга, что он для себя из неё вынес, как оценивает поступки людей, как сам поступил бы на месте главного героя. Прочитайте сами эти книги, чтобы лучше понять своего ребёнка. Так у Вас появится и общая тема для размышлений, и большая осведомлённость о чувствах и переживаниях подростка.

«Дети читают. Но другую литературу»

Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого?

Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для портала ГодЛитературы.РФ
Фото: news.ngs.ru

Современные школьники отказываются брать в руки книгу, потому что у них есть интернет и планшет. Школьная программа по литературе кажется им искусственной и малоинтересной. Но они послушно конспектируют учебники и заучивают термины только для того, чтобы написать итоговое сочинение и сдать экзамен. А покинув школьную скамью, многие из них уже никогда не вернутся к Пушкину, Толстому или Тургеневу.

Таков привычный набор «страшилок» на тему «литература в школе». А что на самом деле? Об этом — наш разговор с одним из авторов школьных учебников «В мире литературы» для 5–11 классов, доцентом кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета Ириной Мурзак.

Нас все время пугают, что современные дети разучилась читать. «Фейсбук», «Твиттер», в лучшем случае Википедия — ими тяга к чтению заканчивается…

Ирина Мурзак: Нет, не разучились. Дети прекрасно общаются с художественным текстом и много читают. Но другую литературу. А школьную программу практически не читает никто. Ведь теперь можно открыть краткое содержание произведения в интернете или посмотреть фильм. Недавно в одной из столичных школ на мой вопрос: «Читали ли вы «Евгения Онегина?» сначала ответили: «Конечно!»

В их представлении знакомство с текстом по учебнику и краткому пересказу уже чтение.

А когда я поинтересовалась, что они могут сказать о тексте, большинство учеников честно признались: «Ничего не помним». А ведь это мотивированные дети, и «Евгений Онегин» — в отличие от «Войны и мира» или «Преступления и наказания» — гораздо меньше по объему и легче воспринимается при чтении.

Зато они с огромным удовольствием читают и обсуждают «Атлант расправил плечи» Айны Рэнд (Ayn Rand) и находят там ответ на вопрос, как построить свою жизнь, чтобы обрести свободу. Любят немецкого писателя Бернхарда Шлинка (Bernhard Schlink) и его роман «Чтец». А самый популярный автор среди моих студентов-филологов — Эрик-Эммануэль Шмитт (Éric-Emmanuel Schmitt). Они перечитали все его произведения. Он дает такую богатую палитру проблематики: от исторической травмы до раскрытия мира ребенка, описывает проблему пересадки сердца и рассказывает, как умирают от рака, — все это волнует современных подростков, потому что они живут в этом тревожном мире, где война, смерть, но и любовь, жизнь. Много читают и русских авторов: Иличевского, например, слушают лекции Юрия Лотмана и Дмитрия Быкова.

Если читать произведения из школьной программы подростки считают необязательным, то как же они сочинения пишут и экзамены сдают?

Ирина Мурзак: Современные дети прагматичны и отлично умеют пользоваться интернетом. Найти информацию, узнать, кто, что и зачем написал — для них не проблема. Тем более даже в библиотеку ходить не нужно — вся информация в открытом доступе.

Мне кажется, что в нелюбви школьников к классическим произведениям виноваты мы, педагоги. Часто учителя, загнанные в жесткие рамки, когда надо преподнести материал в соответствии с определенными требованиями, не могут, да и не хотят находить интересное в тексте, придумывать неординарные задания.

Школа, к сожалению, легализовала плагиат.

Поощряется копирование уже готовых текстовых формул. Ученики с легкостью готовят презентации по опубликованным сочинениям. Приведу пример из сочинений, которые мы каждый год проверяем в вузе. Детям вдалбливают примитивные, часто ангажированные под устоявшуюся идею вещи, вроде вечно беременной Лизаветы. Учителя часто делают из этого особую трагедию — одно дело убить жестокую старуху-процентщицу и случайно Елизавету, и совсем другое — убить ребенка. Тут уже и надрыв, и «слезинка ребенка»… А ведь в тексте Достоевского нет точного указания на то, что Лизавета в момент убийства была беременной, это лишь фраза, услышанная Раскольниковым в кабаке. Это все свидетельство педагогического небрежения к тексту, откуда же у школьников будет культура чтения? Зато из-за подобных непозволительных интерпретаций у детей отбивается любовь к классике.

Так что в первую очередь надо меняться нам, педагогам. Ломать стереотипы, придумывать что-то новое. Как Дмитрий Быков в своих лекциях, которые пользуются неизменным успехом. Или даже Маруся Климова со своим эпатажным и неоднозначным учебником по литературе. Ведь она призывает к спору, дискуссии, и тем самым мотивирует к перечтению классики.

Как можно воспитать грамотного читателя, если он не будет знать Толстого и Достоевского, Лескова, Булкагова… Разве без знания этих текстов можно считать себя образованным человеком?

Ирина Мурзак: Вы помните таблицу Менделеева? Может, выведете закон Ома? Это ведь тоже школьная программа. Почему же тогда мы считаем себя вправе называть человека некультурным, если он не читал Льва Толстого?
Дело в том, что раньше, в период литературоцентризама, классическая русская литература была образцом. Она воспитывала, давала знания, формировала национальное мироощущение и была основой нашего бытия. Сейчас же мы живем в мегапространстве мультимедиа. И если раньше все цитировали классических авторов: «Красота спасет мир», «Мы все глядим в Наполеоны», то сегодня молодежь цитирует интернет, телевидение и фильмы.

В этом нет ничего плохого или страшного. В период постмодернизма нет ограничений — кому-то нравится Лукьянов или Улицкая, кто-то плачет над романами Донцовой. А кто-то пристально и с интересом читает Толстого и Чехова. И это нормально.

То есть сегодня неважно, что читать. Но ведь Толстой и Донцова вряд ли сопоставимы.

Ирина Мурзак: Отвечу так, как обычно отвечаю своим студентам. Донцова отличается от Толстого тем, что в ее произведениях нет образа. Перечитаете все книги Донцовой и ничего не запомните. Вас не будет цеплять тот художественный образ, который потом транслируется из поколения в поколение и переходит в цитаты. Зато у Толстого или Достоевского образы такой силы и глубины, что их произведения никогда не уйдут из поля культуры, будут ставить спектакли, снимать фильмы, их книги будут читать всегда. Помните земной шар, покрытый мелкими капельками в «Войне и мире» или знаменитую «слезинку ребенка»…. А сколько интересных выводов делают мои студенты, когда обсуждают экранизации романа «Анна Каренина»! Ведь только перечитав текст, можно говорить о деталях, об отражении толстовских образов в культуре.

Еще пример. Есть роман Олега Сивуна «Бренд», где все современные успешные бренды разобраны с точки зрения семантики знака и кода. Этот текст мои студенты не только прочитали от корки до корки, но и профессионально разобрали. Потому что тема им близка и понятна. Скажете, это несерьезная литература, но Олег Сивун, между прочим, лауреат Новой Пушкинской премии.

Можно ли говорить о том, что мы двигаемся в сторону какого-то упрощенного восприятия?

Ирина Мурзак: Не так давно мне на глаза попалась диссертация американского ученого, которая была выполнена, не удивляйтесь, в виде комиксов и называлась «Упрощение». Но я не считаю это упрощением или примитивизмом, это просто другой взгляд — взгляд человека с визуальным сознанием. Если вы смотрите на картину Перова или Сурикова, то прочитываете сюжет, изображенный на картине, и он вызывает у вас определенные чувства. А когда перед глазами картина Кандинского, слов нет и наступает ситуация онемения. Чтобы выразить свое отношение, нужно раскодировать это полотно. То же происходит сегодня с произведениями Пелевина или Сорокина, например. Кто-то кричит: «Дилетант! Ерунда!» Но это не так. Это постмодернистский текст, сложная художественная структура. И с ним надо работать так же, как с поэтикой Толстого или Достоевского.

С какими трудностями еще сталкивается педагог, работая с современными, «другими» детьми?

Ирина Мурзак: Главная проблема — катастрофическая нехватка часов. Даже гениальным педагогам очень непросто в отведенное время превратить литературу в интересный и увлекательный предмет.

А дети, как я уже говорила, прагматики. Они не будут напрягаться, если можно просто красиво списать из интернета и получить за это пятерку. Чтобы мотивировать подростка читать, нужно давать ему нетрадиционные задания. Ну что это за тема «Биография Куприна»? Сама тема подталкивает к списыванию. А если дать задание: «Что значит эпиграф в «Гранатовом браслете?» Там ведь просто отсылка к сонате Бетховена (L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2). Largo Appassionatu). Когда нельзя найти готового материала, придется думать самому. Найти, что такое соната, как Бетховен ее создавал, как звучит, как связана с текстом. Вот это творческая работа и, конечно, пристальное прочтение произведения. Только так школьник сможет ощутить красоту классики.

Но таких заданий очень мало, потому что творческий подход не приветствуется.

Вывод — многое зависит от творческого подхода преподавателя. Tот, кто сам любит и знает русскую литературу, научит любить и понимать Толстого и Сорокина, Пушкина и Пелевина.

Ссылки по теме:
Видеолекция. А. И. Куприн — ГодЛитературы.РФ, 26.02.2016
Детлит: то он есть, то его уже нет — ГодЛитературы.РФ, 20.02.2015

Какие книги читают наши дети

«Они ничего не читают!» — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его «модели». Разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают четко разграничивать «книги для школы» и «книги для себя».

Американская организация National Public Radio провела онлайн-опрос, согласно результатам которого, серия книг о волшебнике Гарри Потере британской писательницы Джоан Роулинг возглавила список 100 лучших книг для детей и подростков. Второе место заняла трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз «Голодные игры», экранизации которой, как говорят, вскоре обгонят по популярности «Поттериану» и «Сумеречную» сагу (которая, кстати, занимает лишь 27-ю строчку рейтинга).

В России продолжают составлять свой список лучшей детской и подростковой литературы. Правда, произведения, из которых можно выбрать в ходе онлайн-опроса, принадлежат лишь перу русских писателей и поэтов. На данный момент на первых строчках находятся «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», «Два капитана» Вениамина Каверина, «Алые паруса» Александра Грина, «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского и «Идиот» Федора Достоевского.

Правда, эти книги, как и американский «топ внеклассного чтения», были выбраны взрослыми. А что предпочитают сами дети? Правда ли, что с появлением компьютера и развитием кинематографа дети разлюбили читать? Эту жалобу все чаще можно слышать от родителей и учителей: «Целый день сидит за компьютером, ничего не читает». В российском исследовании 2001 года на вопрос об отношении к чтению лишь десять процентов детей и подростков ответили: «Не люблю читать, ничего не читаю». Больше четверти (27,6 процента) выбрали ответ: «Нравится читать, много читаю». Чуть больше трети: «Люблю читать, но нет времени». Кстати, «сидит за компьютером» и «ничего не читает» никак не связаны между собой. Многие современные дети читают с экрана, о чем их родители почему-то не задумываются. Это красноречиво доказывает обилие отзывов о детской и подростковой литературе на сайтах бесплатных онлайн-библиотек от самих юных читателей: «Спасибо, очень понравилась книга! Сейчас пойду читать следующую, хотя время уже позднее и завтра в школу».

Одна пятая опрошенных школьников рассказала, что тратит на чтение до получаса в день, еще треть — от получаса до часа, около 40 процентов — больше часа. Правда, любители эти — в основном младшеклассники. К десятому классу поклонников чтения остается только 17 процентов. Исследователи утверждают, что любовь к чтению едва ли не напрямую зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем меньше времени у него занимает чтение «для себя». Но скажем честно, много ли вообще у детей в средних и старших классах времени «для себя»? В средних классах родители стараются загрузить их спортом и музыкальным образованием «для общего развития». Отстающие по каким-то предметам нередко уже с этого возраста занимаются с репетиторами. А в старших классах начинается интенсивная подготовка в вуз, когда подростки нередко не успевают есть и спать, а на подготовительных курсах от них требуют: «Забудьте все, что вам рассказали в школе, и решайте уравнение так, как я показываю».

Смена модели чтения, о которой говорят социологи, заключается как раз в разделении «делового» и «досугового» чтения. К несчастью, со средних классов у большинства детей начинается отторжение уроков литературы. Причин здесь много. И нечуткий учитель, который превращает «разбор произведений» классиков в морализаторство и повторение заученных фраз. И сама программа, которая не меняется десятилетиями — а между тем, выходят новые, интересные книги, и дети, возможно, с охотой обсудили бы именно их. В результате чтение начинает делиться на «чтение для дела, чтобы успевать в школе», и «чтение для себя».

К «деловому чтению», увы, почти всегда относятся произведения классиков. Правда, по наблюдениям, в доме, где взрослые сами с удовольствием читают классику, дети обычно охотно приобщаются к ней. Но много ли вы знаете взрослых людей, которые на досуге перечитывают Достоевского и Толстого? Не удивительно, что дети тоже воспринимают «программную классику» как каторгу. А вот «чтение для себя» может быть любым, в зависимости от интересов ребенка. Бывает и так, что дети 10-12 лет «проглатывают» книги по истории религий или естествознанию. «Моему младшему сыну девять лет, — рассказывает Кира. — Так он читает, в основном, научно-познавательную литературу — энциклопедии. На каникулах подсунула ему сказки братьев Гримм (они небольшие и с картинками). Сынуля прочитал их за три секунды (утрирую) и со спокойной совестью принялся за очередную энциклопедию».

Статистика, правда, показывает, что дети этого возраста отдают предпочтение книгам про зверей и природу, а также приключенческим романам о путешествиях («Пятнадцатилетний капитан», «Робинзон Крузо»). Подростки постарше читают детективы, фантастику, развлекательную литературу и книги об их сверстниках («Баранкин, будь человеком!», «Витя Малеев в школе и дома»). Удивительно, но фэнтези дети и подростки пока читают все-таки реже, чем классику.

Есть и печальные новости. Благодаря обилию техники и визуальной рекламы вокруг, у подрастающего поколения меняется восприятие печатного текста и информации. Все чаще приходится сталкиваться с явлением «клипового сознания», о котором говорят последние десять лет, — восприятие становится поверхностным. Возрастающий темп жизни требует от детей и подростков умения быстро переключаться, ни на чем не задерживая внимание. В результате они привыкают не читать, а выхватывать из текста «куски», чтобы по ним составить самое общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться на многостраничном тексте, особенно на неторопливых повестях и романах.

По этой же причине продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. На читательский выбор детей не может не влиять и киноиндустрия. В книгах они ищут те же захватывающие дух сюжеты, которыми изобилует кинопрокат и телевидение: фантастика, мистика и «ужастики», детективы. С начала 2000-х у детей и подростков особенно популярными стали серии книг вроде «Детский детектив» и «Черный котенок», а также многочисленные и, увы, не слишком качественные фэнтези-романы. К счастью, некоторые авторы этого жанра оказываются настоящими мастерами слова. Если ребенку посчастливится найти и полюбить их книги, за его грамотность и богатство речи можно не беспокоиться. В жанре фэнтези есть признанная классика: Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Асприн, Роджер Желязны, Вячеслав Крапивин и многие другие.

Социологи отмечают и другую интересную тенденцию: даже у детей и подростков чтение становится все более «гендерным», зависящим от пола. Этому факту до сих пор не уделяли должного внимания. Хотя, наверное, все слышали шутку о том, что в «Войне и мире» мальчики всегда пропускают любовные сцены, а девочки — батальные. Младшие школьники с одинаковым удовольствием читают рассказы Драгунского, «Незнайку в Солнечном городе» Носова, повести Астрид Линдгрен и Эдуарда Успенского. Но чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста.

«Не надо мне про любовь! — сердится мальчик-шестиклассник. — Не буду я читать вашу «Дикую собаку Динго». Мальчики этого возраста предпочитают читать приключенческую литературу, книги про компьютеры и электронику. Немного отстают по популярности фантастика и фэнтези (Сергей Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов, Дмитрий Емец) и «ужастики» вроде Стивена Кинга и менее заслуженных авторов.

Девочки же читают романы. Только речь, к сожалению, идет не о «Евгении Онегине» или «Анне Карениной». Имеются в виду книги «из взрослой» (или подростковой) жизни, в которых главная героиня — взрослеющая девушка или женщина. Конкретный список авторов и произведений меняется с течением времени. В 80-90-е годы это были романы Шарлотты Бронте, Жорж Санд, Маргарет Митчелл и другие. В 2000-е и 2010-е годы фаворитами становятся серии «Романов для девочек» (к примеру, сестер Воробей), «Любимые книги девочек», «Школа в Ласковой Долине» Фреснин Паскаль (о сестрах-близнецах из американского городка) и романы про трех подружек Элли, Магду и Надин авторства Жаклин Уилсон.

Что читают наши дети. Исследовательская работа.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Что и как читают наши дети»

Сегодня количество людей, которые регулярно и с удовольствием читают художественные книги, интересуются новинками прозы и поэзии, хорошо разбираются в классической литературе, неуклонно уменьшается. Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги (бесплатно скачивая их и экономя деньги и время) и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Сегодня специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, менять и культивировать те или иные ценности, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой синтез мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее.

В то же время современная литература может стать серьезной угрозой для будущего человечества. Современная литература с обилием крови и жестокости, сплина и меланхолии является одной из причин, приведших общество к сегодняшним событиям и такому низкому уровню развития. Влияя на сознание каждого конкретного читателя, литература влияет на массовое сознание в общем, манипулируя обществом и выращивая поколение без идеалов, ценностей и морали.

Почти все родители сегодня сетуют на то, что дети перестали читать книги, они отдают предпочтение компьютерным играм, Интернету и телевидению. Ребенок, читающий книгу, не пользуется уважением среди сверстников и вызывает у них только удивление. Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни.

Тема исследования: Изучение читательских интересов современных старшеклассников

Цель исследования: Изучить особенности чтения современных школьников.

Определить значение умения читать для развития личности.

Выявить особенности чтения современных школьников

Определетить читательские предпочтения современных старшеклассников.

Гипотеза: Современный старшеклассник не стал читать меньше, но изменился сам характер чтения.

Глава 1. Значение умения читать для развития личности

Американцы забили тревогу еще в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования.» Опасность связывалась с ростом общей безграмотности – неспособностью человека исполнять элементарные, профессиональные, бытовые обязанности. Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности и общей культуры. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями и взрывами.

Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Приобретение опыта чтения стал приравниваться к накоплению капитала знаний, опыта чтения, общения, творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован в обществе, более успешен в любом деле, свободнее выражает свою точку зрения, понимает других. Предпосылкой приобретения такого капитала становится доведенная до автоматизма техника осмысленного чтения, когда за буквами и знаками ребенок видит и чувствует скрытые в них значения, образы и на внутреннем уровне реагирует на них. Особое значение американцы отводят развитию воображения, которое можно развить, только читая книги. Без воображения нет предвидения, а значит, и нет прогресса.

По данным международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15 лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году это результат стал еще ниже. Они оказались не способны выделять главное в тексте, работать в ключе заданных к тексту вопросов, не имеют находить скрытую или противоречивую информацию, не умеют домысливать текст, выдвигать гипотезы и т.д.

Таблица 1. Результат измерения техники чтения в разных классах МКОУ «ТСОШ»

11 класс 140-160 слов

В исследовании участвовало 30 человек из разных классов, успеваемость обучающихся от средней до хорошей, естественно, что обучающиеся с хорошей успеваемостью показали более высокий результат, половина же обучающихся не справляется с нормой чтения, поэтому читать они не любят, чтение для таких детей – тяжелый и непосильный труд. Психологи уверены, что умение читать быстро и осмысленно закладывается в 7-10 лет, если в это период времени ребенок не научился читать, то уже и не научится, так как упущено время для формирования навыка. В.Н. Зайцев, Президент Российской Библиотечной Ассоциации, считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справится с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать.

Вывод: данные социологических опросов показывают: ученик старших классов средней школы обычно читает со скоростью 50-100 слов в минуту, Чтобы элементарно справиться с курсом школы необходимо читать быстрее и качественнее.

Глава 2. Что и как читают наши старшеклассники.

Анализ чтения в нашей школьной библиотеке показал: дети читают, каждый день наша библиотека обслуживает читателей от 25 до 85 человек (всего в школе 400 человек учащихся старшего и среднего звена). В целом читают русскую классику, немного зарубежной литературы, интересуются специальной литературой по всем разделам знаний: математике, физике, истории для подготовки докладов и презентаций – но только по заданию учителей – предметников.

Но спрашивают литературу и «для души»: «ужастики», детективы, фентези, мифы, книги в помощь самодеятельному творчеству. И все же 85 случаях из 100 причиной прихода учащихся в библиотеку становится учебное задание.

И только 22% школьников действительно читают, для них то и сформирована «золотая полка» нашей библиотеки, где можно найти книги

Свифта, Майн Рида, К. Дойла, А. Дюма, К. Паустовского, Е. Пермяка, А. Лиханова, А. Гайдара, М. Твена.

Анализ анкетирования «Значение книги в жизни современного школьника».

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы я предложила учащимся ответить на вопросы анкетирования. В опросе приняли участие 60 учащихся. Возраст участников эксперимента от 7 до17 лет, по 20 человек в каждой возрастной категории. Я проанализировала ответы по трем возрастным группам: начальная школа, среднее звено, старшеклассники.

Таблица 2. Значение книги в жизни современного школьника

Что и зачем читают наши дети (старшие школьники)

Принято считать, что современные дети книг не читают. Школьники вынуждены читать много литературы, это предусмотрено учебной программой. Казалось бы, на чтение для души времени нет, да и потребность в этом есть не у всякого подростка. Однако есть специфические на наш, взрослый, взгляд книги, которые подростки читают добровольно и весьма охотно. Так что же интересует подростков и с чем связан их интерес?

Психологические особенности возраста

Рассмотрим основные психологические особенности подростков. В этот период происходит перестройка всего организма: гормоны «бьют в голову», ещё вчерашние дети вдруг начинают испытывать половое влечение и сами пугаются этих желаний. Привычные для взрослых людей, но такие непривычные для тинейджеров, гормональные всплески вызывают в подростках повышенный интерес к сексуальной сфере, к отношениям между мужчиной и женщиной.

Ещё одной особенностью подросткового возраста является тяга к риску. Экстрим, опасные увлечения, рискованные мероприятия – всё это притягивает тинейджеров, они любят «тусоваться» в заброшенных зданиях, возле железнодорожных рельсов или на крышах домов.

Также для подростков характерны эксперименты с алкоголем и никотином, иногда – и с психоактивными веществами. Причин для такой тяги может быть несколько, например, стремление к новым впечатлениям, попытка быть «своим» в компании, поиск методов «отключения» от реальности, ухода от неприятностей, желание иметь собственный реальный опыт. Говоря о желании быть принятым в определённую компанию, также стоит упомянуть и о любви подростков к нецензурной брани. На подростковый возраст приходится пик употребления матерных слов, который, к слову, быстро проходит, когда потребность в самоутверждении угасает.

Помимо тяги к наркотикам, есть ещё одна особенность подросткового возраста, особенно пугающая родителей: суицидальные наклонности. Исходя из позиций психоаналитического направления, мысли о самоубийстве в подростковом возрасте являются нормой, эмоциональная буря внутри подростка настолько сильна, что единственный способ избавиться от неё, который они видят – это суицид. Но реальные попытки уйти из жизни нормой не являются, это патологическое поведение, требующее немедленной психологической или психиатрической помощи.

Разумеется, перечисленные выше особенности вовсе не означают, что каждый подросток употребляет наркотики, ругается матом, гуляет по крышам, думает о суициде и постоянно хочет секса. Нет, это совершенно не так. Но, тем не менее, практически каждый подросток периодически задумывается о чём-то из этого списка. Нередко тинейджеры находят отличный выход: они читают литературу, в которой описывается всё то, что их так интересует, но находится за гранью допустимого.

Подростковые интересы

Работая с подростками, я, как психолог, всегда сначала устанавливаю контакт. Чаще всего я разговариваю с ними о литературе, кинематографе и музыке – это то, что нравится любому тинейджеру, все они читают книжки, смотрят фильмы и ходят на концерты любимых групп. Практически все подростки читают одно и то же. Популярностью пользуется литература с использованием ненормативной лексики, описывающую сексуальные сцены, иногда сцены насилия, например, произведения Чака Паланика. Часто главными героями любимых книг подростков являются наркоманы и алкоголики, любители искусственно изменить своё сознание, к примеру, «Дневник Алисы» или «Реквием по мечте». Популярностью пользуются и книги о суицидах, особенно «50 дней до моего самоубийства» Стейси Крамер.

Всё это – нормальная ситуация, в подростковом возрасте тинейджеры внезапно понимают, что есть и другая сторона жизни – та, где много негатива, грязи и агрессии, есть люди, не справившиеся со своими переживаниями. Подростки особенно остро чувствуют несправедливость мира, лицемерие и ложь, поэтому часто на мои вопросы о том, почему им не нравится классическая литература о взаимоотношениях между людьми, тинейджеры мне отвечают, что таких сказок в жизни не бывает, а они хотят читать о реалистичной картине мире. В 13-16 лет не существует серого – есть только белое и чёрное, с возрастом такое чёткое разделение пройдёт, они научатся различать оттенки, видеть относительность. Тем не менее, современные подростки с удовольствием читают произведение Ричарда Баха «Джонатан Ливингстон» — это книга отвечает на многие вопросы, которые ребята задают себе – о смысле жизни, свободе и её ограничениях в социуме.

Для подростков характерен бунт, все они хотят перекроить мир, сделать его лучше – это явление в обществе часто называют юношеским максимализмом. В связи с этим обострённым чувством справедливости и потребностью в истине, тинейджеры очень любят антиутопичные произведение – «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли. Среди современных авторов на эту тему есть также мало книг, которые полюбились подросткам – трилогии «Дивергент», «Голодные игры».

Часто родители и педагоги выражают своё недовольство литературными вкусами подростков, но такая позиция вызывает только недоверие и протест со стороны тинейджера и приближает полное отдаление от родителей. Если подросток читает книги и интересуется литературой – это уже замечательно, с возрастом предпочтения меняются, но увлечение остаётся.

Разговаривайте со своим ребёнком о книгах, интересуйтесь, понравилась ли последняя прочитанная книга, что он для себя из неё вынес, как оценивает поступки людей, как сам поступил бы на месте главного героя. Прочитайте сами эти книги, чтобы лучше понять своего ребёнка. Так у Вас появится и общая тема для размышлений, и большая осведомлённость о чувствах и переживаниях подростка.

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

Ходят упорные слухи, что наши дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — нынче не то что давеча. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации напрочь вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет? Вооружившись статистикой и исследованиями, разбиралась Ксения Букша.

Прежде всего разберёмся с тем, какая статистика у нас есть. Увы, полномасштабных замеров не так уж много. Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года. А значит, о влиянии поголовной интернетизации на чтение ничего сказать нам не могут.

У нас есть «Исследование чтения московских подростков в реальной и электронной среде» Веры Чудиновой и группы авторов под её руководством (2012 год), работы Майоровой-Щегловой, посвящённые влиянию интернета на досуг школьников пятого класса и старше, отчёты европейского исследования EU Kids online, исследование РГДБ (2011-2012) и интернет-магазина «Лабиринт» (2013, впрочем, его минус в том, что оно имело дело изначально с читающим, интересующимся книгами сегментом). А из совсем недавних — отличная статья-исследование Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни». Кроме того, эпизодические небольшие исследования подросткового чтения проводят библиотеки Перми, Челябинска и других регионов России. По этим материалам мы и будем делать выводы.

1. Дети продолжают читать (некоторые)

Регулярно читают книги, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 28% детей до 15 лет (2015 год). Среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1% (2012 год, Майорова-Щеглова), и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).

Неужели подростки действительно резко перестали читать в 2005 году и снова «немножко начали» в 2012-м? Как это интерпретировать? Возможно, на ответах сказалось усиление консервативных течений в российском обществе: «важнейшая роль книги» стала сильнее насаждаться в общественном сознании и школьники стали отвечать примерно то, чего от них ждут.

В исследовании РГДБ (2012) много читают всего 24% школьников (18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9 и 16%)

Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%). 28% прочитывают три-четыре книги в месяц и только 9% — больше четырёх (в этом исследовании детям можно было выбрать несколько ответов).

Во всех опросах и данных мы видим около 25-30% «верных читателей». Тех, кто действительно любят читать книги вне школьной программы. Это именно те, кто «прочитывает три-четыре книги в месяц» или больше. Показатель как будто и неплохой.

2. Интернет не помеха чтению

В 2012 году и позже процент пользователей интернета среди подростков старше 10 лет очень высок — выше 90%. В исследовании РГДБ многие подростки отмечают, что читают книги в том числе и в интернете. В исследовании Майоровой-Щегловой рост процента подростков, выбирающих интернет как основной досуг, происходит не за счёт читателей, а за счёт всего остального — видеороликов, соцсетей и так далее. Интернет для подростка — в большей степени средство коммуникации, а не замена такому специфическому удовольствию, как чтение.

В работе Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни» делается такой же вывод (интернетизация не мешает чтению). Но отмечается, что читающие подростки проводят время в интернете иначе:

«Группа „читателей“ несколько меньше времени проводит в интернете, легче переносит его отсутствие, позже начинает им пользоваться и пользуется по-другому. „Читатели“ меньше, чем в среднем по выборке, смотрят видеоролики (49 против 57,6%), бродят по сайтам (14,8 против 19,2%), общаются в соцсетях (64,5 против 69%). В то же время в группе „читателей“ выше показатели поиска информации в интернете (62,4 против 54,1%), а также чтения новостей (36,2 против 29,7%)».

Ну что ж, казалось бы, неплохие цифры и хорошие новости? Нет, не всё так просто.

3. С возрастом дети читают меньше

Эту проблему отмечают многие исследователи. В обзоре РГДБ делается вывод: «В 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит.

По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и во многом это следствие увеличения школьных нагрузок

Чтение становится всё более «деловым», но и всё более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо лёгкое, не требующее больших усилий».

Марина Загидуллина: «Мы видим чёткую тенденцию к снижению интереса чтения от 10-летнего возраста к 11-летнему». (Детей старше это исследование не охватывало).

Чудинова: «От 5 к 8 классу значительно уменьшается число подростков, для которых чтение является любимым занятием: „не представляющих себе жизни без книг“ — с 22 до 9%, „нравится читать, я много читаю“ — с 34 до 16%. С 5 по 8 класс устойчиво увеличивается количество ответов „читаю только для получения информации“ (от 20 до 26%). Количество не читающих увеличивается (от 14% опрошенных в 5 классе до 34% в 7 классе)».

В чём дело? «Только 15% родителей отмечают, что их дети читают „много, сами и без всяких напоминаний и просьб“», — говорится в исследовании «Лабиринта». Вероятно, в этом. Досуг десятилетки ещё в какой-то степени регулируется родителями. Но 15-летние выбирают занятия сами. Увеличивается школьная нагрузка, и читать становится попросту некогда. А жаль. Ведь старший подросток способен понять гораздо больше, чем десятилетний, и во все времена именно этот возраст был самым читающим.

Таким образом, в период от 10 до 15 лет читателей становится не больше, а меньше. «На входе» в среднюю школу мы видим множество читающих десятилеток, а «на выходе» из неё многие 15-летние снижают свои читательские обороты. А те, кто читал мало, перестают это делать вообще. Более четверти 15-летних учащихся в России находятся на крайне низком уровне читательского развития. Они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (это показал тест PISA за 2009 год).

4. Что читают дети

Качество подросткового чтения за последние годы резко снизилось. По наблюдениям исследователей, совершенно исчезли «общие» для всех любимые книги (есть единственная — «Гарри Поттер», — которую называл сравнительно большой процент читателей).

Доминируют разнообразные вампирские саги, современное фэнтези, добротные, но тоже развлекательные «Коты-воители» в сегменте до 11 лет. Чтение действительно стало по большей части развлекательным занятием. Хотя, безусловно, остаётся целый слой подростков-книгоглотателей, которые продолжают читать «Мастера» и Джека Лондона. Кстати, Сэлинджера и многих других кумиров прежних лет читают гораздо меньше.

5. А что у них

Выявленные нами тенденции — не российский, а всемирный феномен. Исследование Nielsen в Великобритании (правда, в нём были задействованы дети 6-17 лет) демонстрирует примерно те же цифры и ту же динамику: 32% «верных ежедневных читателей», причём с сильным перевесом 6-10-летних, так как у подростков больше домашних заданий и они чаще «утыкаются в гаджеты». А вот цифры США: 45% 17-летних открывают книжку ради удовольствия лишь один-два раза в год, а среди девятилетних 53% читают «своё» каждый день. Чем старше, тем меньше, и это грустно.

Печалиться об этом или нет? Что это значит для нас — мам и пап современных подростков? Моё личное скромное мнение состоит в том, что нам стоит определиться с целями и приоритетами. Если мы сами «не мыслим жизни без книжки», то имеет смысл противостоять общему тренду и исподволь заниматься литературным воспитанием потомства. Не из каких-то высших соображений, а просто потому, что нам самим хочется этим поделиться. Читать вслух те сложные тексты, которые детям не под силу «раскусить» самостоятельно. Находить и подсовывать тексты попроще, но качественные. Вампирские саги — это прекрасно, но есть и другие миры, другие жанры. Ну и, наконец, наполнять жизнь подростка непрерывными полезными занятиями: на чтение нужно хотя бы немножко свободного времени.

Почему современные школьники не хотят читать?

Мы часто слышим от родителей, бабушек и дедушек такую фразу: Дети не читают! Кто виноват и что делать?

Не секрет, что большинство современных школьников не хотят читать. К первой причине следует отнести качественное ускорение темпа жизни. Интернет придал темпу жизни невиданное ускорение.

Современный школьник ведёт себя также, он уже привык всё выполнять моментально. К примеру, чтобы решить ту или иную проблему, ему достаточно ввести ключевое слово в поисковике. Находить нужную книгу в библиотеке нет необходимости, когда под рукой интернет.

А сложно ли школьнику написать сочинение? Нисколько. Для этого нужны совсем иные качества: уметь найти необходимую информацию, скачать её и отформатировать. Я соглашусь, что эти условия могут убить привычку мыслить самостоятельно и умение рассуждать о прочитанном. Но как быть детям?

Вторая причина – большая нагрузка для учеников. В день у ребят по 7-8 уроков вместе с факультативами. Можно представить, сколько времени тратят добросовестные ученики на выполнение домашнего задания! Конечно, не все способны выдержать такую напряжённую школьную жизнь. Такая перегрузка может привести к эмоциональным проблемам, хронической усталости и сложностям в школе.

Серьёзные проблемы нельзя обходить, их надо решать. Правильно организовывать свой рабочий день. Обязательно отдыхать! Чередовать умственную деятельность с физической, творческой.

Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться. Уметь учиться – это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться – это уметь распределять свое время, выделять учебную задачу, владеть своим вниманием. Не умея учиться, ученик плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении.

Третья причина – дети склонны копировать поведение, прежде всего, своих родителей. Всё – из семьи, а значит, следует обратиться к вопросам воспитания.

— Ребенок читает только тогда, когда читают его родители. В семье должна популяризироваться любовь к книге, обсуждаться прочитанная литература. Очень важно, чтобы дома была разноплановая библиотека. Но не стоит предлагать ребенку для чтения все подряд. Книга должна соответствовать возрасту, интересам. Если вокруг чтения будет создана правильная атмосфера, ребенка не нужно будет заставлять осваивать художественные произведения, он потянется к ним сам, – рассказала Светлана Галиулова, руководитель центра развития «Точка роста».

По мнению Светланы Галиуловой, главная идея школьного курса литературы должна измениться: школьники должны полюбить чтение, научиться наслаждаться этим процессом, получать от него такое же удовольствие, как от просмотра кинофильмов, прослушивания любимой музыки и прочих приятных и любимых ими занятий. Но это невозможно при существующей программе с ее ориентацией только на чтение русской классики.

Проблема в том, что школьная программа, в частности, по литературе, принципиально не менялась с начала 80-х годов прошлого века, то есть с того времени, когда бабушки и дедушки были старшеклассникоми, а по большому счёту — с 60-х, если не с 40-х годов ХХ века.

Несмотря на то, что русская классика многим детям и взрослым кажется вечной, то есть сакральной, нестареющей, не теряющей актуальности, для современного юного читателя язык этих произведений зачастую уже малопонятен, кажется архаичным. Дети хотят читать про своих современников, им интересна современная жизнь.

Когда проводили соцопрос, многие предлагали включить в школьную программу «Гарри Поттера» и «Властелина колец», Ремарка и Сэлинджера, «Маленького принца», то есть те книги, которые интересны детям. Если мы хотим, чтобы дети начали читать, надо при небольшом едином «ядре» великой русской литературы дать учителям и ученикам возможность формировать программу по своему вкусу.

Стоит учитывать, что уменьшение количества читающей молодежи во многом связанно с ситуацией, складывающейся на книжном рынке.

— Сегодня хорошая литература для школьника стала труднодоступной. Книги подорожали и хорошие издания доступны только обеспеченным слоям населения. Роль библиотек при этом изменилась – молодежь в них уже не ходит, фонды не пополняются. Вот и получается, что обычному ребенку «Просто негде взять хорошую книжку».

Приведённый пример не является единственным признаком современной эпохи, которую можно назвать эпохой наших детей, или наступающей эпохой. Более того, отмеченный нами дисбаланс — отнюдь не новое явление. Предлагаю читателю поразмышлять и о других чертах этого нового образа жизни. И речь здесь должна идти не только о школьниках, но и о нашем обществе в целом.

Что нужно делать?

Постоянно заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, самовоспитанием. Ведь, по сути, саморазвитие – это путь, по которому должен пройти человек в своей жизни.

На курсе скорочтения в нашем центре «Точка роста» школьникам и студентам мы помогаем не только научиться бегло читать, но запоминать, уметь пересказать текст. На занятиях дети читают то, что им интересно, они учатся сами искать ответы на интересующие их вопросы. Дети читают!

Мы верим, что про поколение наших детей будут говорить, как про читающее поколение.

С уважением Светлана Галиулова, руководитель центра «Точка роста»

Школа развития интеллекта «ТОЧКА РОСТА»

Наш адрес: ул. Ленина 67, 2-й этаж

Наш телефон: 8-903-998-52-94

Наши курсы:

  • Каллиграфия
  • Развитие памяти и внимания
  • Скорчтение для студентов «Будь Лидером»
  • Летние экспресс-курсы по скорочтению для детей от 8-16 лет
  • Летние экспресс-курсы по каллиграфии и скорочтению для детей от 8-16 лет
  • Подготовка к школе 5-7лет «СКОРО В ШКОЛУ»

Что читают современные дети и читают ли они вообще?

Всегда были дети, которых никакими угрозами и уговорами не заставить сесть за книжку, и были такие, которые читали постоянно, даже тайком от родителей ночью с фонариком под одеялом. В принципе, нынешние времена ничем не отличаются. Родители жалуются, что их дети вместо чтения, сидят за компьютером или не расстаются с мобильным телефоном. Они забывают, что это совсем не исключает чтения. В интернете огромное количество онлайн-библиотек и многие читают с экрана. Современные смартфоны также позволяют читать электронные книги. Кроме того, существуют еще и многочисленные фанатские сайты и форумы, где подростки общаются на тему любимых произведений и даже занимаются своим литературным творчеством по мотивам книг и фильмов. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что в последние лет двадцать количество читающих детей все же уменьшилось. Тому есть несколько причин.

Одна из первых, это, конечно, большая, по сравнению с прежними временами, доступность видеоинформации. Зачем что-то читать, если развлечь себя можно гораздо проще? Мультфильмы, кино, телевидение, компьютерные игры, социальные сети – в распоряжении современных детей широчайший выбор. Экранизации классических произведений значительно облегчают жизнь школьников. Даже популярные романы, которые могли бы увлечь подростка процессом чтения, экранизируются, едва успев появиться на книжных полках. Вот и получается, что чтение для современного ребенка ассоциируется исключительно с учебой, а значит с чем-то скучным и трудным, и потому к удовольствию не имеющим никакого отношения.

Вторая немаловажная причина тоже относится к современным реалиям. Наши дети, выросшие на рекламных роликах и мультиках со стремительно мелькающими картинками, обладают так называющимся «клиповым сознанием». Им трудно сосредоточиться на чем-то дольше, чем минуту. Современные методы подачи информации требуют быстро переключаться, поэтому ребенку зачастую почти невозможно осилить литературное произведение старого образца с длинными описаниями и неторопливым развитием сюжета. Привыкший к получению готовых зрительных образов современный ребенок с трудом воспринимает голый текст, который надо самостоятельно визуализировать в своей фантазии. Поэтому в качестве объекта чтения он скорее выберет комиксы или иллюстрированный журнал, чем книгу. Если вы откроете что-либо из последних бестселлеров, не только подростковых, но и написанных для широкого круга читателей, вы легко заметите ту самую «клиповость» — повествование быстро переключается между персонажами, динамичные диалоги преобладают над описаниями, постоянные повороты сюжета не дают ослабнуть вниманию.

Еще одна причина нелюбви нынешних детей к чтению очень проста. Для этого психологи советуют родителям «заглянуть в зеркало». Как известно, все навыки дети вырабатывают по одной схеме: сначала наблюдают за действием, потом производят его с помощью взрослых, потом делают это самостоятельно. И с чтением тоже самое. Как может ребенок пристраститься к чтению, если не видит своих родителей читающими? Прежде, чем заставлять сына или дочку читать, задумайтесь, а когда вы сами последний раз брали в руки книгу? Трудно ожидать от ребенка увлечения чтением, если вся семья проводит вечера перед телевизором. А ведь без этого ценного навыка в процессе обучения обойтись просто невозможно. Усваивать большие объемы информации из школьных учебников ребенку, не привыкшему к чтению, будет весьма сложно.

Умение сосредотачиваться, воспринимать текст, запоминать прочитанное – все это даст вашему ребенку чтение. И начинать надо с самого раннего возраста. Годовалый малыш учится распознавать картинки, переворачивать странички с маминой помощью. Двухлетка уже начинает понимать смысл, запоминать буквы. Дошкольник, которому читают перед сном, с большей охотой сам возьмет в руки книжку. Замечено, что самые активные читатели – младшие школьники. Они с удовольствием поглощают приключенческую литературу и всевозможные иллюстрированные энциклопедии. В этом возрасте тяга к познаванию всего нового и еще сравнительно небольшая школьная нагрузка позволяет им больше времени посвящать чтению для удовольствия. В средней, а особенно в старшей школе у подростков почти не остается времени и сил читать что-то помимо «обязательной программы», но, если ребенок полюбил чтение раньше, то эта любовь останется с ним на всю жизнь.

Почему старшим школьникам необходима наша школа

В IQ007 дети и подростки занимаются по нескольким развивающим программам — это скорочтение для подростков и ментальная арифметика. Наши методики обучения нестандартны, и может показаться, что они слишком узконаправлены.

В этой статье мы расскажем, почему подросткам стоит заниматься скорочтением и менаром и насколько многогранным может быть эффект от обучения по данным методикам.

Курсы скорочтения для подростков

Несмотря на то, что основная задача курсов — научить подростка читать со скоростью 600–1000 слов в минуту, 50% времени занятий посвящено не развитию механического навыка, а прокачиванию мышления по всем фронтам. Школьник начинает быстрее усваивать любую информацию, у него улучшается память, в голове структурируются разделы знаний, с которыми он начинает умело работать.

Фантазия, творческое, образное мышление — всё это начинает проявляться интенсивнее и в новых формах. Ученику легче концентрироваться, он с бо́льшим интересом делает домашние задания и с удовольствием читает книжки, заданные на лето.

Ментальная арифметика для детей 4–14 лет

Этот курс направлен на развитие обоих полушарий мозга ребенка и их синхронизации для плодотворной мыслительной работы. Освоение специфического навыка — это основная задача курса менара, но с ней сопряжено общее развитие ребенка.

Как правило, после 2–3 месяцев занятий дети делают больше успехов в учебе по всем предметам. Не только в точных науках, но и на гуманитарном поприще.

Почему именно IQ007?

Мы стремимся дать детям, подросткам и взрослым не только новые знания и навыки, но и большую уверенность в себе, понимание своих сильных и слабых сторон, ясное представление о том, чем хочется заниматься в будущем.

Умение концентрироваться, быстро доходить до сути в решении школьных задач, сосредоточенность, структурное мышление, правильное поведение в школе — эти качества помогают подростку в учебе и жизни, а мы помогаем ему их развить.

Мы действуем, исходя из общих интересов ребенка, и не перегружаем его специфической информацией, а органично вплетаем ее в повседневную нагрузку ученика. Так дети могут осваивать новые техники без ущерба отдыху и увлечениям. Чаще всего скорочтение и менар тоже становятся увлечениями для подростка и дают ему гораздо больше, чем просто умение быстро читать и считать.

Что изменится, если вы начнете читать вслух старшим детям

Все родители знают, что очень полезно читать вслух маленьким детям. Это помогает малышам развивать разговорный язык, узнавать буквы и слова, готовиться к детскому саду. Но не менее важно читать детям, когда они уже сами научились читать. Исследования показывают: если продолжать читать детям старше 5 лет (и даже более взрослым), это улучшает навыки чтения и слушания и результаты в учебе (а еще это просто отличное развлечение!).

В 2016 году в исследовании «Детское и семейное чтение» — национальном исследовании детей от 6 до 17 лет и их родителей, посвященном отношению к чтению и чтению как таковому, было выявлено следующее. 59% родителей читает детям с рождения до 5 лет, но только 38% читают с 5 до 8 лет, и лишь 17% родителей продолжают читать детям в возрасте от 9 до 11. При этом большинство детей в возрасте от 6 до 11 лет (и большинство родителей) говорят, что они любят чтение вслух. Всем нравятся хорошие истории, неважно, на бумаге они или в электронном виде.

Вот 10 основных аргументов в пользу чтения вслух старшим детям.

Увеличивается словарный запас. Дети, которым читают вслух, встречают больше слов, чем в обычной разговорной речи, — и узнают, как распознавать и произносить их. Исследования показывают, что большой словарный запас серьезно влияет на школьные успехи.

Улучшается понимание. Когда дети активно включены в историю, они глубже понимают происходящее. Следя за развитием сюжета, вы можете проверить, понимает ли ваш ребенок, что происходит. Спросите его, что будет дальше, что он думает о героях и их поступках.

Отлично укрепляются связи между родителями и детьми. Минуты вместе и теплые воспоминания о том, как любимые родители читают интересные истории, могут вдохнуть любовь к чтению на всю жизнь.

Именно так создаются лучшие примеры для подражания. Дети учатся через наблюдение и подражание. Чтение вслух помогает им услышать, как звучит язык. Вы можете быть примером того, как анализировать историю и как определять значение слов, используя подсказки контекста.

Так улучшаются навыки аудирования. Чтение вслух воспитывает понимание богатства языка и помогает развить детский слух: ребенку будет легче понимать указания и инструкции школьных учителей. Известно, что уровень чтения ребенка не соответствует его навыкам аудирования примерно до восьмого класса.

Это способ открыть для себя классику. В школе детей может отпугнуть непростой язык Шекспира или старомодные выражения Джейн Остин, но в уютной домашней обстановке вы способны оживить текст, читая реплики персонажей разными голосами и рассказывая об историческом контексте произведения.

Чтение поможет обсудить с детьми сложные проблемы. Дети могут пропустить мимо ушей ваши наставления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда вы читаете историю, герои которой сталкиваются с серьезными проблемами и отвечают за свои действия, — вот момент для разговора о сложных, злободневных ситуациях.

Вы познакомите детей с разными жанрами. Чтение вслух дает родителям возможность продемонстрировать детям разные виды книг и историй, помочь разобраться, какие литературные направления им ближе. Читайте поэзию, сатиру, автобиографии и — мангу!

Вы откроете дверь в мир интересов ваших детей. Читая о том, что любят дети, или выбирая жанры, которые по душе школьникам (научная фантастика, фэнтези, мистика, триллеры, графические новеллы, Майнкрафт, да что угодно!), вы получаете замечательную возможность разделить интересы своих чад, обсудить их и оказываетесь на одном игровом поле с ними, на время слагая с себя роль учителя, знающего больше, чем они.

Чтение вслух разжигает любопытство и жажду знаний. Нехудожественные книги — отличное чтение вслух! Для старших детей и подростков можно выбрать книги или статьи о текущих или недавних событиях и мировых проблемах. В этой области можно найти множество популярных историй, от которых захватывает дух не меньше, чем от самой увлекательной фантастики.

Перевод с английского Александры Матрусовой

Ссылка на основную публикацию