Что делать, если у ребенка нет друзей

Совет дня: помогите ребенку разобраться в себе самом, если у него нет друзей

В нежном возрасте дети еще не умеют дружить. Они могут рядышком что-то копать или строить в песочнице, по очереди кататься с горки. Но это не дружба. Стремление дружить приходит с моментом взросления малыша, когда ему хочется показывать другим детям свои игрушки, играть в догонялки или в мяч. Однако находить друзей иногда удается не всем.

Это заметно на детской площадке, когда в одной ее части много детворы, а в другой – одинокая фигурка. Вроде бы и хочет ребенок оказаться там, где весело, но те мальчики и девочки не горят желанием с ним общаться. Грустно… На помощь приходит детский психолог Олеся Шершнева, которая ищет ответ на вопрос малыша «почему со мной никто не дружит?».

Ребёнок не знает, что он делает не так, что он не привлекает других детей в общении – поясняет специалист. – Как поступить? Поделиться игрушкой или обратить на себя внимание слезами? Предложить новую игру или нахрапом вмешаться в деятельность других (раз сами не предлагают)? Маленькому ребёнку трудно самостоятельно разобраться в проблеме и тем более решить её, если нет поддержки со стороны взрослых.

Психолог Олеся Шершнева убеждена в том, что детям нужно общение, так как это способствует их развитию и становлению. Если друзей нет, это может вызывать разные реакции, начиная от тоски и заканчивая обидой на всех окружающих.

Специалист называет наиболее частые причины отсутствия друзей в детском возрасте:

  • Агрессивность ребёнка (дерётся, обзывается);
  • стремление подчинить всех вокруг (не играет по правилам других);
  • гиперактивность (чрезмерная активность ребенка, которая мешает другим);
  • ябедничество и поучение других;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение личной гигиены (неприятный запах, грязные волосы, ногти как у «динозавра»);
  • вредные привычки;
  • пассивность (неуверенность, стеснительность, тревожность, привычка, что все «разрулит» родитель);
  • деструктивные способы реагирования в конфликте (обзывательства в ответ, драки, собственные провокации и реакция на чужие провокации);
  • отсутствие положительного примера в семье (часто родители сами не очень говорливые и закрытые люди, а вот от ребенка почему-то требуют быть общительным);
  • отсутствие общих интересов (часто очень интеллектуально одаренные дети не имеют друзей, так как «нам и поговорить не о чем. Они все в телефонах, а я люблю космос»;
  • жадность или присвоение чужих вещей.

Если вы увидели некоторые пункты у своего ребенка, срочно принимайте меры! – убеждена психолог.

Помогите ребенку избавиться от вредных привычек, сделайте его более социально ориентированным. Специалист предостерегает заботливых родителей от ошибочного в этой ситуации решения:

Никаких «переведём его в другую школу или другой класс!». Это «дохлый номер»! Будет все также! Ребенок хоть в Африке будет учиться, он всегда берёт с собой СЕБЯ.

А ваш малыш умеет дружить?

Что делать, если у ребенка нет друзей

Подвижные детки рано стремятся к общению и сближению с близкими по духу, и если этого не происходит, то они чувствуют себя одинокими. Дети с другим темпераментом чувствуют себя в одиночестве вполне комфортно. Тем не менее, проблема дружеского общения сегодня очень актуальна, так как отношения в современном обществе всё больше носят формальный или деловой характер. А между тем дружба очень важна в жизни – это радость, это понимание, это взаимовыручка! На всех жизненных этапах человеку необходимы близкие люди, которые помогут пережить неприятности и разделить радость. Попробуем разобраться, как помочь детям дружить.

Дружба в детском саду

Отношения малышей 3-4 лет часто называют «дружбой», хотя по факту это скорее совместная игра, в которой тренируются навыки общения – ребенок учится коммуникации, получает опыт общения через совместную деятельность. Но умение «находить» друзей закладывается именно в этом возрасте. Если ребенок к пяти годам не научился общаться в детском коллективе, у него не появились приятели – есть повод задуматься.

Малыш из-за проблем в общении чувствует себя некомфортно, отказывается идти в сад, начинает симулировать болезни. Если чадо не хочет рассказывать о своем пребывании в детском коллективе – это повод искать причину скрытности и разбираться в ситуации: работать над факторами, которые мешают общению.

Советы родителям дошкольников

  • Родитель всегда должен быть на стороне ребенка. Но перехватывать инициативу, бросаться разрешать любые детские конфликты или искать малышу друзей – не нужно. Чем активнее родитель, тем пассивнее ребенок. Зачем самому учиться себя защищать, если мама всегда заступится? Зачем искать друга, если мама при необходимости найдет партнера по играм?
  • Научите дружить. Расскажите дошкольнику на собственном примере, как подружиться с человеком, который приятен: найти общие интересы, вместе играть. Как уважать личностные границы свои и товарища. Можно пригласить ребят из детского сада, с которыми хотел бы подружиться ваш ребенок, в семейный поход или в гости.
  • Попробуйте найти причину отсутствия друзей в отношениях родитель-ребенок. Гиперопекаемые дети осторожны, действуют с оглядкой на взрослых. Равнодушие родителей тоже вредно, так как вызывает чувство незащищенности – ребенок избегает контактов. Постарайтесь найти в коммуникации с чадом баланс заботы и самостоятельности.

Дружба в школе или как помочь ребенку не стать аутсайдером

Если у ребенка вяло складывались отношения со сверстниками в саду, то в школе ситуация с отсутствием друзей усугубляется. В школе сейчас отношения чаще заводятся для получения односторонней выгоды, а не для взаимопомощи. Важно не терять с ребенком доверительных отношений и быть в курсе его попыток сближения.

C какими детьми в начальных классах не дружат

  • С двоечниками, которых учительница ругает за оценки или плохое поведение. В начальной школе мнение авторитетного взрослого играет огромную роль. По логике ребенка, с «плохим» одноклассником нельзя дружить, иначе сам станешь «плохим».
  • С отличниками, которые полностью сосредоточены на учебе и не участвуют в общих играх и шалостях.
  • С закрытыми к общению детьми. Другим детям сложно понять такого ребенка. Его сторонятся, но в совместные игры принимают.
  • С теми, кто негативно высказывается о других за спиной, распускает слухи, дерется.

Советы родителям детей начальной школы

  • Дайте понять, что общение за конфеты или деньги – это не дружба.
  • Научите ребенка присматриваться к одноклассникам, чтобы сблизиться с теми, у кого похожие интересы.
  • Не критикуйте друзей ребенка, высказывайте своё мнение в мягкой форме.
  • Повышайте самооценку ребенка. Не обвиняйте, не акцентируйте внимание на его застенчивости, задиристости или других особенностях поведения как главных причинах отсутствия друзей. Действуйте мягко, используйте прием отзеркаливания.
  • Хвалите за успехи, не вставайте на сторону учителя при навешивании ярлыков «двоечник», «отличник», «тихоня», «задира». Личность вашего ребенка многогранна, и вы, как родитель, это знаете. Говорите ребенку, что он интересный человек, и обязательно найдет друга с похожими увлечениями.
  • Не навязывайте ребенку общение с детьми, которые ему не нравятся.

Подростки в школе и дома

В средней школе мнение друзей для ребенка становится приоритетным. Родители должны очень аккуратно высказываться о приятелях подростка, чтобы не испортить с ним отношения. Насмешки, сарказм, резкая критика – недопустимы.

Вмешательство родителей в отношения со сверстниками необходимо в случае травли, если ребенок выступает как жертва или агрессор. Если «друзья» вовлекают подростка в преступную деятельность, в опасные для здоровья и жизни занятия.

Советы родителям подростка

  • Не обесценивайте проблемы тинейджера, но и не поддавайтесь панике. Возможно, чувство одиночества связано с обидой на чьи-то слова или поступки. Или ребенок не проявляет инициативу в дружеских отношениях, так как боится быть отвергнутым. Объясните подростку, что отказ в дружбе – это нормально, хоть и неприятно. И он, и его сверстники имеют право на «нет», принуждение и дружба несовместимы.
  • Подумайте, не было ли в жизни ребенка стрессовых ситуаций, которые лишили его друзей: переезд, переход в новую школу. Возможно, сложный период нужно «переждать», и общение со сверстниками наладится. Позвольте ребенку пережить этот опыт – поддержите, дайте погрустить – покажите, что эти чувства нормальны. Не форсируйте события, не ждите от подростка, что он быстро обзаведется новыми друзьями.
  • Если ребенок не может справиться с застенчивостью, агрессивностью или другими особенностями своего поведения, которые мешают дружбе – обратитесь к психологу. Информацию о поведении ребенка вне дома можно получить у педагога.
  • Проблемы с общением возникают, если человек слишком сконцентрирован на собственных переживаниях: «что обо мне думают другие, как я выгляжу в их глазах». Поговорите с ребенком о других детях: какие у них интересы и привычки, что им нравится или огорчает. Не пренебрегайте подростковой модой. Если ребенку важно выглядеть «как все» — пойдите ему навстречу.
  • Организуйте встречи со сверстниками помимо школы: походы в кино, в кафе, на мероприятия.
  • Позаботьтесь, чтобы у ребенка был альтернативный школьному коллективу круг общения: в спортивной секции, в театральном кружке.
  • Не вводите тотальный запрет на соцсети. Вместо этого объясните правила безопасности. Подростки общаются, в том числе и онлайн, не лишайте ребенка этого канала коммуникации, хоть это и обедняет человеческие взаимоотношения.
  • Налаживайте собственное общение с родителями сверстников ребенка: во дворе, в школе. Доброжелательные отношения между родителями – хорошая база для дружбы между детьми.

Взаимоуважение и поддержка в семье, принятие, адекватная самооценка помогут ребенку найти друзей, это дело времени.

Почему у ребенка нет друзей — что делать и как ему помочь?

С юных лет ребенок стремится к общению с такими же детьми, как он. Связь детей в игре, общении, а в подростковом возрасте — выстраивание крепких дружеских связей, дает возможность подростку справиться с непростыми задачами: научиться общаться, познать себя и все, что он может, заработать авторитет у сверстников. В школе, когда мальчик или девочка приступает к выстраиванию самопредставления, ответ ровесников, их реакция является тем, что в первую очередь влияет на его формирующуюся самооценку. Подросток начинает нуждаться в поддержке, единении с кем-либо и взаимопонимании с себе подобными. Очень часто у многих подростков бывают случаи, когда они ощущают себя изгоями, и становятся раненными либо агрессивным, либо равнодушным отношением к себе со стороны других детей.

Среди детей, как правило, найдутся ребята, которые производят впечатление замкнутых, закомплексованных. Они превращаются в объект для усмешек в компании. Обычно, это детки, которые плохо одеваются, неприятно пахнут или, может быть, выглядят не так как другие. Это могут быть девочки и мальчики, страдающие проблемами с лишним весом, носящие очки, хромающие и т.д.

Оскорбленный таким поведением ребенок ощущает себя подавленным. Если он с детства закомплексованный, издевки и усмешки делают его еще более ранимым. Ребенок стесняется заводить разговор с другими подростками, с одноклассниками и педагогами, не умеет выступать на занятиях, от чего начинает плохо учиться. У такого подростка очень часто страдает самооценка, он перестает любить себя, а потом и остальных людей.

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Когда родители выявили дефицит друзей у сына или дочери или отсутствие таковых вовсе, нужно открыто обсудить это с подростком, но, не спрашивая у него ничего напрямую в по этому поводу. Родителям не надо заранее бить тревогу и показывать подростку тревогу относительно этой проблемы. Ребенок может также начать волноваться и не пойти на беседу. Отцу или матери необходимо непринужденно выстроить со своим ребёнком диалог, сделать так, чтобы сыну или дочке хотелось самим рассказать о своих тревогах, поведать все, что его беспокоит.

Для того чтобы подросток сумел подружиться со своими ровесниками, нужно ему доходчиво разъяснить, что он решительно может быть активным в общении, но не должен навязывать свое общество другим людям. При этом необходимо быть подготовленным к позитивным эмоциям и к зарождению новой дружбы. Не нужно строить подсознательных барьеров, закрывающих его от окружающего мира.

Именно родители придают сыну или дочери некоторую степень умственного развития и развивают у них коммуникативные навыки. Разумеется, родители не могут непосредственно влиять на обстановку, образовавшуюся в окружении ребенка. Но очень часто они раньше педагогов обнаруживают, что подростку неудобно в школе, что у него плохие отношения с ровесниками. Тогда нужно безотлагательно что-то предпринять — лучшим решением будет пойти и обсудить беспокоящие признаки с учителем своего ребенка, чтобы развеять подозрения, чем дать проблеме усугубиться. В таком случае разумнее попросить помощи у специалиста, например, у школьного психолога.

Вопрос отверженных в кругу сверстников детей — это весьма спорная дилемма. Никто из родителей не желал бы, чтобы ребенок стал изгоем, испытывал жестокость в обращении со стороны сверстников. Одновременно с этим навряд ли кто-либо пожелает, чтобы сын или дочь были инициатором травли другого мальчика или девочки. Нужно научить подростка учитывать мнение окружающих, искать компромиссные пути решения проблемы.

Плюсы и минусы друзей — видео

С ребенком не дружат в школе – как ему помочь?

Обучение детей — важная часть жизни. Когда ребенок идет в первый класс, условия, в которых он привык находиться, меняются. Он знакомится с большим количеством людей — детей и взрослых — и, на этом этапе, важно, чтобы ученик умел использовать свои коммуникативные навыки. Способность общаться будет отвечать за количество друзей и эффективность взаимодействия. Бывает так, что ребенок жалуется на отсутствие дружеских отношений в школе. Кроме того, он может подвергаться обидам со стороны одноклассников. В каких случаях отсутствие друзей у ребенка говорит о том, что он не умеет строить дружеские отношения? По каким признакам родители могут понять, что у него нарушены навыки взаимодействия?

Родителям полезно пообщаться с педагогом

Некоторым взрослым знакома ситуация, когда ребенок приходит домой из школы и, каждый раз, жалуется на то, что у него совсем нет друзей, с ним не хотят общаться или обижают. Реакция родителей в данном случае определяет дальнейшее поведение ребенка. Чем он младше, тем выше вероятность того, что школьник будет поступать так, как посоветует ему мать и отец. Если они станут осуждать одноклассников, учителя, который не может создать условия для дружеского общения детей, ребенок, скорее всего, замкнется в себе. Тогда, вместо того, чтобы попытаться наладить общение самостоятельно, он будет сторониться других ребят, думать о них плохо. Такое поведение не станет способствовать развитию близости между детьми.

Взрослые также, могут отреагировать равнодушно, сказать ребенку, чтобы он не обращал внимания на то, что с ним никто не дружит. Тогда ученик, также, не сделает ничего для того чтобы найти друзей, а будет держаться в классе особняком. Эта реакция отдалит его от одноклассников, и позже ему будет все сложнее примкнуть к какой-нибудь группе по интересам, из которых состоит детский коллектив.

Родителям нужно внимательно отнестись к детским жалобам. Если они являются продолжительными, ребенок приходит домой, каждый раз, расстроенный и грустный, не хочет ходить в школу, потому что его там никто не любит — взрослые должны подключиться к этому процессу и помочь ученику наладить контакт со сверстниками. Прежде всего, следует понять — как он привык строить отношения и общаться с ребятами из класса, а также, поговорить по этому поводу с учителем. Педагог, классный руководитель является наставником и авторитетом в детской среде. Ему больше, чем родителям известно то, каким образом складываются у детей отношения. Он знает, кто является лидером, а кто стесняется демонстрировать себя. Учитель знает и понимает особенности детской коммуникации, и то, какими привычками в общении пользуется каждый ребенок. Нужно рассказать педагогу о детской проблеме, о том, что ученик, возможно, испытывает сложности с установлением контакта, чувствах ребенка, переживаниях. Если педагог объективно отнесется к просьбе родителей, он станет внимательно наблюдать за поведением ученика на уроках, на перемене, возможно, увидит проблему и объяснит, в чем она заключается.

9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе

9 советов психолога, как помочь ребёнку найти друзей в школе

Даже результаты учёбы напрямую зависят от того, насколько ребёнку комфортно в коллективе. Для многих детей главная задача осени — превратиться из новенького в школе в уверенного в себе одноклассника. Психолог и мама детей, которые не раз меняли школу, Ирина Беляева рассказывает, как родители могут помочь ребёнку найти друзей.

Как не обесценивать чувства ребёнка

В этом году моим сыну и дочери снова предстоит стать новенькими в школе. Мы живём в разных странах, они часто меняют школы. У дочки, которой 10 лет, это будет четвёртая школа, у сына, которому 12, — шестая. Поэтому я знаю, что быть новеньким очень непросто.

Когда дочь пошла в первую американскую школу, она плакала каждый вечер, говоря, как одиноко и плохо ей там. Даже обещала «устроить забастовку» и больше не ходить (не знаю, что бы я сделала, если бы она её всё же устроила). Мне было очень тяжело видеть её слезы, и хотелось успокаивать: «Да это всё ерунда, ты всем нравишься, все хотят с тобой общаться, это совсем не страшно и не грустно и скоро пройдёт». Но так не работает.

Мне приходилось слушать, как тяжело моей маленькой девочке, разделять её боль и подставлять объятия для слёз. Всё это, а ещё книги о новеньких и рассказы о собственном опыте, помогло. В итоге дочь нашла и близкую подругу, и своё место в коллективе, и любимого учителя, и стала одной из самых популярных девочек в начальной школе.

В момент ощущения тотального одиночества очень важно не обесценить чувства ребёнка и не отрицать их

Тогда всё обязательно получится. Для нас важен коллектив, в котором мы проводим большую часть времени, и отношения внутри него. Когда мы говорим, что школа в первую очередь — институт социализации, мы признаём, как важно для детей, насколько удачно или неудачно сложатся их отношения в классе.

Почему каждому страшно быть новеньким

Роль «новенького в классе» — это вызов. Он действует на эмоции ребёнка, его разум, иногда даже меняет судьбу. Конечно, это интересно, захватывающе, многообещающе, но ещё тревожно, пугающе и даже опасно. Эта роль предполагает внутренний рост и развитие, хотя придётся приложить определённые усилия.

Быть новеньким страшно. Ребёнок переживает из-за тысячи вещей: вдруг он никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если просто не заметят? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?

Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой, уязвимый и прекрасный ребёнок (даже если у вас их пять) идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом. Конечно, хороший педагог всегда работает над климатом в коллективе, но и мы как родители можем помочь ребёнку. Ведь научиться строить отношения с людьми можно так же, как и математике, езде на велосипеде или скрипке. Такой навык точно пригодится в жизни, ведь все мы иногда бываем новенькими.

Как родители могут помочь

Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.

Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него

Второй шаг — посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения. Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим.

Главное правило: не надо ничего подсказывать ребёнку, даже если вы твёрдо уверены, что знаете о нём всё. Не спешите с предположениями: пусть человек изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.

После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.

Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь школьнику визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).

Когда его уверенность в себе возросла, можно переходить к конкретным практическим рекомендациям.

9 советов вашему ребёнку, как лучше завести друзей

  • Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
  • Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я — да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит — ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
  • Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру, болеет за спортивную команду. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, — это поможет ему притянуть близких по духу людей.
  • Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная сумка! Классный цвет!», «О! Ты тоже любишь „Гарри Поттера“! Мой любимый факультет — Слизерин, а твой?» Важно научиться быть внимательным слушателем. Тренироваться можно на соседях, в ближайшем магазине, при походе в музей или парикмахерскую.
  • Люди любят помогать другим и выступать в качестве эксперта. Им всегда приятно знать, что они могут дать хороший совет и продемонстрировать жизненный опыт. Не нужно бояться спрашивать: «Я новенький и ничего здесь не знаю, не подскажешь, где библиотека?» — и быть благодарным за помощь.
  • Если ребёнок ещё маленький, запишите его на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями. Подросток способен сам выбрать для себя дополнительные занятия, так что давить на него не стоит. Но напомните, что совместная деятельность лучше всего помогает завести друзей.
  • Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
  • Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, или просто дойти до метро вместе. Совместный путь здорово сближает — это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
  • Многие родители не одобряют компьютерные игры, но для детей это важная часть жизни. Пара партий в Фортнайт — и ребёнку уже есть о чём поговорить с одноклассниками, чем заняться вместе. Онлайн-игры для нескольких пользователей рассчитаны на взаимодействие и коммуникацию. Они часто сплачивают коллектив гораздо быстрее и эффективнее любого педагога или психолога.

Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)

«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Напоминаем: в этой книге автор обращается прямо к ребятам.

Глава 6:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ТОБОЙ НИКТО НЕ ДРУЖИТ?

Когда есть друзья – это счастье. А если НЕТ? Если недавно переехал и в новую школу перешел? Или не перешел, но и в старой все довольно плохо? Если на переменах все кучками и парами, а ты один?

Это – совсем не счастье. И с этим надо что-то делать.

ДАВАЙ ПОДУМАЕМ: ПОЧЕМУ С НЕКОТОРЫМИ ДЕТЬМИ НЕ ХОТЯТ ДРУЖИТЬ?

ИНОГДА ЭТО СРАЗУ ПОНЯТНО.

Никто не хочет дружить с:

ЯБЕДАМИ,

ЖАДИНАМИ,

ЗЛЮКАМИ,

ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫМИ НЫТИКАМИ,

С ВРЕДИНАМИ ТОЖЕ КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ.

И С ГРЯЗНУЛЯМИ,

И С ВООБРАЖАЛАМИ.

Но что, если ты честно-честно про себя подумал и пришел к выводу, что ты

НЕ:

— жалуешься взрослым без крайней необходимости,

— жадничаешь, когда у тебя есть что-то вкусное или интересное, а другие тоже хотят,

— злишься и ругаешься по пустякам,

— ноешь из-за каждой царапины,

— боишься всего на свете,

— постоянно обижаешь и критикуешь всех вокруг,

— ходишь вечно грязный, с сопливым носом,

— считаешь себя самым умным.

Если все это не про тебя, а с друзьями все равно плоховато, возможно, ты допускаешь одну из четырех ошибок. Вот они.

ДУМАТЬ, ЧТО ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

Стоит только начать думать: «Со мной никто не дружит, потому что я плохо учусь», или «потому что я неспортивный», или «потому что у меня нет дорогих вещей» — и пиши пропало.

Это все равно что прямо на лбу у себя написать:

«СО МНОЙ ДРУЖИТЬ НЕЛЬЗЯ, ЕСТЬ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ!», —

А потом удивляться.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружат с человеком не из-за того, что он какой-то образцово-показательный (спортивный, остроумный, модный, красивый). И не из-за того, что у него есть что-то из вещей. Если бы это было так, тогда все хотели бы дружить только с самыми лучшими, а мы видим, что друзья есть у всех.

У НЕСПОРТИВНЫХ, У ТУГОДУМОВ, У ЛОПОУХИХ, У БЕДНЯКОВ, У ДВОЕЧНИКОВ – У ВСЕХ БЫВАЮТ ДРУЗЬЯ, ДА ЕЩЕ КАКИЕ! САМЫЕ ВЕРНЫЕ, САМЫЕ ВЕСЕЛЫЕ!

И наоборот, у всяких там «звезд» часто близких друзей не бывает. Может быть, их «отпихивают» в сторону те, кто только изображает друзей. А может быть, сами «звезды» разучиваются дружить.

Поэтому, если ты не «звезда», а обычный человек с недостатками, — это ХОРОШАЯ НОВОСТЬ! Большинство людей похожи на тебя, а похожим подружиться легче!

ДАЖЕ НЕ ПЫТАТЬСЯ.

Некоторые дети, которым трудно подружиться, решают вообще перестать общаться. Сидят целыми днями за компьютером.

А что – компьютер очень удобный товарищ. Не уйдет никуда, всегда готов тебя развлечь, не спорит и не обижается. Можно пообщаться в чатах, где тебя никто не видит и не знает, и потому не так страшно. Здорово!

НА САМОМ ДЕЛЕ

Это совсем не выход. Представь себе, что у тебя не получается решать задачи по новой теме. И ты придумал: и не буду их решать, если они такие трудные! Лучше порешаю те, что попроще, из учебника первого класса. Хороший выход?

Простые задачи ты решишь, а потом-то что? Как писать контрольную? Как заканчивать четверть и вообще учиться дальше?

Получается, ты просто потерял зря время. Чем дольше ты будешь решать простые задачи и откладывать сложные, тем труднее будет потом наверстать.

С общением точно так же. Чем больше времени ты проводишь с компьютером вместо простых людей, тем труднее тебе будет научиться тому, что ты плохо умеешь: знакомиться, дружить, общаться. С каждым годом все труднее. Зачем так запускать? Лучше прямо сейчас настроиться решительно – и научиться общаться!

Ошибка третья:

СЛИШКОМ СТАРАТЬСЯ.

Тебе очень хочется, чтобы с тобой дружили. Ты думаешь об этом постоянно. Ты готов на все, чтобы тебя приняли в компанию. Ты стараешься говорить, одеваться, вести себя, думать, как те ребята, о чьей дружбе ты мечтаешь. Ты всегда поблизости, ты предлагаешь помощь, ты готов отдать любую свою вещь, потратить все свои деньги, чтобы всех угостить, ты очень переживаешь из-за того, что они о тебе сказали и как посмотрели.

Стоит кому-то перекинуться с тобой парой слов, и ты уже называешь его «мой друг».

НА САМОМ ДЕЛЕ

Если ты так настроен, то ни в какие друзья тебя не возьмут. В лучшем случае разрешат быть «мальчиком на побегушках» или «девочкой, которая вечно с нами ходит». И в любой момент тебя могут прогнать или обидеть. Такая «дружба» тебе не понравится. Дружба – это отношения равных. Ее невозможно выпросить или выслужить. И невозможно купить.

Успокойся. Твоя дружба от тебя не уйдет. Кто-то находит самых близких друзей в детском саду, а кто-то – только в институте. Это обязательно случится и с тобой, если не сейчас, то завтра, или через год. Вот Гарри Поттер не имел друзей аж до 11 лет, до поступления в Хогвартс. Ему было нелегко, но он не стал подлизываться к дружкам своего двоюродного брата.

Будь готов к дружбе, но не навязывайся. Не старайся ни на кого походить, для НАСТОЯЩЕГО друга ты будешь интересен именно таким, какой ты есть.

«ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ТАК, КАК Я ХОЧУ!»

Некоторые дети не умеют общаться на равных, все время командуют. Предлагают играть только в то, что им самим интересно. Хотят, чтобы все было так, как они придумали. Чтобы друзья всегда слушали, что они рассказывают. Смеялись всегда, когда они шутят. И еще – хотят во всех играх только выигрывать.

А если им не дают командовать, то обижаются, ссорятся и уходят. Им кажется, что им не повезло, и достались такие одноклассники или соседи – глупые, скучные и противные.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружба, как мы уже говорили, — отношения равных. Ты хочешь, чтобы тебя услышали – и другие тоже. Тебе кажется, что ты здорово придумал – и другим тоже.

Убедись, что ты не командуешь. Послушай, что предлагают другие ребята, это может быть интересно. Научись не злиться из-за проигрыша – ведь это не чемпионат мира, а просто игра с друзьями!

Стоит исправить одну из этих четырех ошибок, и друзей уже становится больше.

ВОТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ:

С незнакомыми ребятами можно завязать контакт, угостив чем-нибудь вкусным – конфетами иди жвачкой. Или вынести во двор мяч, мыльные пузыри, цветной мел.

Привези мелкие сувениры оттуда, где отдыхал с родителями.

НО ПОМНИ: это именно чтобы лучше познакомиться. Покупать дружбу подарками не надо!

Рассказывай о своих увлечениях. Как твой друг найдет тебя, если о тебе никому ничего не известно? Приноси время от времени в школу что-то из своей коллекции, или интересную книгу, или фотографии с занятий в спортивной секции, а может быть, портрет любимой кошки. Среди ребят обязательно найдется кто-то с подобными интересами.

Если тебя дразнят или обижают, прежде всего разберись с этим. Возможно, кто-то из хороших ребят мог бы с тобой подружиться, просто к тебе не протолкаться через кольцо обидчиков (что делать, если дразнят в школе, читайте в пятой главе).

Если тебе нравится кто-то из ребят, но ты не знаешь, как завязать разговор – спроси его о чем-нибудь, в чем он хорошо разбирается и чем увлечен. Или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться – скажи о том, что в самом деле тебе понравилось.

Когда первый контакт завязался, поддержи его. Запомни, как зовут нового знакомого, расспроси, чем он увлекается, где живет, во что любит играть. Предложи обменяться телефонами.

Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».

Публикуется в сокращении.

Еще больше материалов по теме: «Мама и малыш: Cпроси у психолога»

У ребенка нет друзей, как помочь

  1. Как находить друзей в садике
  2. У ребенка нет друзей в школе
  3. Главная задача родителей

Мы искренне хотим только лучшего для детей. Есть вещи, которые нам под силу контролировать:

  • насколько ребенок в безопасности;
  • всегда ли он сыт;
  • как он одет;
  • во что играет;
  • в какие кружки ходит.

Но приходит время отдавать малыша в садик, потом в школу, где ребенок ищет свое место в детском коллективе. Ситуации складываются по-разному. И часто возникает проблема, когда у ребенка нет друзей.

Могут ли родители помочь наладить общение? Почему детям трудно заводить друзей? Давайте разбираться.

Как находить друзей в садике

Адаптация к детскому саду в большинстве случаев проходит тяжело и занимает долгое время. Привыкание к новым людям, отсутствие мамы рядом дается нелегко. В таких случаях родители могут помочь ребенку. Применить советы, которые описаны в статье.

Посещение детского сада — это ценный опыт, основа социализации. Ребенок начинает проявлять себя, свои врожденные качества, учится строить отношения с другими детьми. Конечно, ситуация усугубляется, если малыш долгое время не находит друзей. Но выход есть.

  1. Доверительно общайтесь с ребенком, чтобы он открыто рассказывал, как он проводит время, как строятся его отношения с другими.
  2. Расскажите на собственном примере, как можно заводить друзей. Что не стоит стесняться первым предложить дружбу.
  3. Самый действенный совет можно получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Научите ребенка с удовольствием делиться пищей.

Правильно сформированное отношение к пище закладывает основу приятного общения с окружающими. Нам не нравятся жадные люди, стремящиеся последний кусок забрать себе. И притягательны в общении те, кто готов уделять нам свое внимание, оказывать помощь, делиться с нами. Мы испытываем к ним притяжение на бессознательном уровне. Так же и с детьми. Ребенок, который готов и умеет делиться с другими, всегда будет окружен друзьями. Это не значит, что он должен покупать их внимание за конфеты и сладости. Наоборот, это состояние, когда поделиться с другим приносит большее удовольствие, чем съесть самому. Ребенок получает от этого процесса удовольствие. Обладая таким навыком, ребенок везде будет чувствовать себя комфортно, потому что к нему будут тянуться. Как правильно учить ребенка делиться, читайте в статье.

Если вы с детства заложите правильные основы восприятия малыша, то и во взрослой жизни он не столкнется с проблемой одиночества.

У ребенка нет друзей в школе

Новые впечатления, новое окружение, но что, если проблема осталась прежней. Ребенок не находит друзей в классе. Если с этим трудности, не стоит полагаться только на учительницу. Классы большие, она не сможет выстроить правильную модель отношения между всеми учениками. Что делать родителям? Как разобраться в проблеме?

Применить советы, указанные выше — научить ребенка делиться пищей с наслаждением. А также понять психические особенности своего ребенка, помочь развиться в детском коллективе.

♦ «Мама, я боюсь!» Провожая дочку в школу, не раз замечала, что есть дети в классе, которые стесняются даже ответить на мое приветствие и улыбку. Они молча смотрят большими красивыми глазками, но не идут на контакт. Это эмоциональные, очень чувствительные дети, с восторгом наблюдающие за происходящим. Способные жалеть и любить каждую букашку. И слезы у них близко стоят. Готовы заплакать по малейшему поводу.

В потенциале они могут легко налаживать эмоциональные связи с другими. Но, испытывая сильный страх, боятся это делать, поэтому просто молча наблюдают. Часто такие дети оказываются жертвами в классе. Их могут обижать и обзывать, так как они совсем не способны защитить себя. Как поменять ситуацию в лучшую сторону, читайте в статье.

Совет: развить талант эмоционального ребенка, перебороть страхи и стеснительность поможет театральный кружок, а также чтение сказок на сострадание.

♦ Замкнутый ребенок. Рассказывая про соседа по парте, дочка жалуется, что он необщительный и невнимательный. Задавая ему вопрос, она может не дождаться ответа, как будто он ее не слышит. Зачастую переспрашивает: «А? Что ты сказала?» Ее это очень удивляет. На переменках он старается уйти от шумной компании, побыть в одиночестве. Редко общается с одноклассниками, которые его сторонятся. Зато на уроках математики он самый первый решает задачи повышенной сложности, и с удовольствием может объяснить свое решение. Но факт остается фактом: из школы он возвращается один. Почти не гуляет с одноклассниками, предпочитая компьютер живому общению. Что делать родителям в данной ситуации, читайте в статье.

Совет: нужно правильно создавать окружение ребенку. Прекрасно подойдут кружки по информатике, робототехнике, где найти друзей по интересам будет намного легче.

Главная задача родителей

Причины, почему у ребенка нет друзей, могут быть разными. И устранить все проблемы родителям не по плечу. Но главное, что мы можем сделать — это вырастить своих детей максимально развитыми, эмоционально здоровыми. Тогда они будут самостоятельно проживать свою жизнь, легко адаптируясь к любым изменениям. Понятие «одиночество» будет им совсем незнакомо.

Тысячи семей получили свои результаты по детям после прохождения тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрация на бесплатные лекции здесь.

«Результат второй, самый главный. Сын. Моему Максиму 4 года. Он спокойный и уравновешенный ребенок. Это сейчас, благодаря СВП, я понимаю особенности психики звуко-зрительного ребенка. А раньше педагоги нам ставили диагноз «умственно-отсталого», «социального неадаптанта», «девиантное поведение», грозили спецшколой и предлагали всевозможные терапии для ребенка.

Мой малыш чувствителен к звукам, к словам и смыслам. Он любит цифры, счет, различные символы. Раньше в детском саду Максим сторонился компании детей и избегал шумных игр, он предпочитал собирать в углу пазлы в полном одиночестве. Не бегал с другими детьми на игровой площадке. Не участвовал в театральных постановках и утренниках. Он уставал после сада. Ночью спал плохо, утром я не могла его добудиться. А еще он был очень плаксивым и чувствительным ребенком. От малейшего пустяка — истерика, слезы градом! И невозможно было его успокоить. Я приходила в ужас от собственной беспомощности и срывалась на крик, чем делала еще хуже.

Теперь моего мальчика, как подменили! Мой сын по мере того, как я проходила тренинг, стал меняться на глазах. Он стал спокойнее. Прекратились истерики. Нормализовался сон. Максим теперь вприпрыжку бежит в садик, а после обеда не хочет уходить оттуда. Он теперь охотно играет с другими детками, поет и рисует, к чему он сам выявил желание. Воспитатели недоумевают от такой перемены в поведении ребенка. А врачи сняли с него все диагнозы! Теперь моего ребенка называют не «умственно-отсталым», а «талантливым и одаренным»!»

Ольга Маслобоева, полный отзыв здесь

«И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую — это только начало. »

Галина Дедкова, педагог-психолог, полный отзыв здесь

Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить?

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной? Все мы знаем эту известную детскую песенку. В ней поется про верных друзей, без которых невозможно жить. А почему без друзей невозможно?

Общение – это неотъемлемая часть жизни человека. Уже в детстве в нас закладывается потребность к общению: нам важно быть одной частью с обществом, которое нас окружает, мы просто не сможем жить без общения. В детстве общение происходит через игру, а наладить контакт не составит особого труда. Но дети растут, а вместе с ними растут и их проблемы, и конечно же, проблемы в общении.

Что же делать, если ребенок не может найти свое место в социуме, если у него не ладятся отношения со сверстниками и совсем нет друзей?

Не надо вмешиваться

Это не значит, что нужно пустить ситуацию на самотек. Мы говорим, о конкретном вмешательстве. Не надо ходить в школу и спрашивать у одноклассников вашего ребенка почему с ним не общаются, не стоит «втягивать» в это учителей – тем самым вы можете полностью испортить репутацию своему ребенку.

Для начала необходимо узнать, почему возникла такая проблема:

Застенчивость

Для таких ребят вступление в новый контакт – сущий кошмар: чрезмерно застенчивым детям сложно адаптироваться в коллективе. И чем дольше ребенок живет с этим, тем сложнее ему будет общаться с людьми.

Несмотря на это, большинство таких детей, могут приспособиться к ситуации , просто им требуется больше времени.

Ребенок – интроверт

Поведения интроверта схоже с поведением застенчивого ребенка. Но есть большое отличие: интровертам нравится быть в одиночестве, они не могут долго находиться в шумных компания, их это просто выматывает. Не стоит сразу бить тревогу, если вам кажется, что ребенок после школы не гуляет с друзьями, а следовательно, у него их нет. Просто в школе он настолько устает от общения, что ему нужен перерыв. Но к таким особенностям характера следует относиться с осторожностью и наблюдать за тем, чтобы желание одиночества не было постоянным и навязчивым.

Контроль

Зачастую, родители любят чересчур контролировать своих детей, выдвигают им ряд правил и стандартов. Ребёнка поглощает такой контроль и он старается не отходить от навязанной линии поведения. Такое воспитание может вызвать у ребенка ощущение непринятия и изолированности. У него могут развиться не те социальные навыки, которых требуют от него родители, и продолжительное время будет сохраняться зависимость от отца и матери.

Не такой, как все

Какой бы ни был ваш ребенок – он особенный. И эта особенность не должна мешать ему. Наоборот, нужно научить его пользоваться этим и извлекать выгоду из, казалось бы, отрицательной ситуации.

Большинство проблем в общении возникает из-за того, что ребенок просто не знает, как произвести первое впечатление, как завести и поддержать диалог.

Подскажите вашему ребенку правильный алгоритм действий, попробуйте разыграть ситуации знакомств, используя данные советы. И мы уверены, что в скором времени, ему будет легче знакомиться с людьми, общаться, а следовательно, получится найти новых друзей.

Расскажите ребенку эти простые правила, которые он может начать использовать уже завтра:

  • Опрятный внешний вид – залог успеха
  • Улыбка и позитивное настроение располагают к себе собеседника
  • Контакт глазами создает доверительные отношения
  • Прямая осанка – признак уверенности
  • Открытые жесты показывают готовность к контакту

Как правильно завязать беседу

Как не испортить первое впечатление? Неловкое молчание, бормотание себе под нос, стеснение – как с этим бороться? Что делать, если не знаешь, что сказать и как завязать беседу?

Давайте разбираться вместе:

Подстройтесь под настроение собеседника

Первый шаг к успешному общению, если вы хотите начать разговор, состоит в том, чтобы подстроиться под настроение вашего собеседника. Как себя чувствует ваш собеседник: оживлен, скучает или спешит. Если вы хотите, чтобы окружающие прислушались к вашему мнению, необходимо подстроиться под их настроение и перенять тон и ритм их голоса, хотя бы на некоторое время.

Представьтесь

Случалось ли у вас, что вы знакомитесь с другим человеком, называя свое имя, и наступает молчание? Так бывает из-за того, что мы даем мало информации о себе, а ваш застенчивый собеседник, не знает, как продолжить диалог. Для того, что бы таких ситуаций не было, представляйтесь по следующей схеме:

Кто «Я»—Откуда «Я»—Зачем «Я»

Благодаря этому приему, вы даете более обширную информацию о себе, и собеседнику есть за что зацепиться.

Говорите красиво и расширяйте словарный запас

Одной из больших проблем – является наш голос. Вспомните, что вы хотите сделать, когда человек разговаривает непонятно, тихо, заглатывает слова, говорит слова паразиты? Правильно, просто уйти. Поэтому, говорить необходимо четко и достаточно громко, что бы собеседник нас хотя бы услышал, избегать слов паразитов и строить свои предложения грамотно.

Заговорите о чем угодно

После того, как вы подстроились под настроение собеседника и представились, заговорите о чем угодно!

Как сделать так, чтобы собеседник почувствовал себя легко и непринужденно? Убедить его, что вы оба чем-то похожи и близки друг другу. Когда вам удается это сделать, вы разрушаете стены страха, подозрительности и недоверия.

Однако если слова о чем угодно вам не лезут в голову и тему для первых фраз придумать ужасно сложно, то вам может пригодиться следующий совет.

Ищите в других «нечто»

Общаясь с человеком обратите внимание на его внешний вид, найди нечто интересное и просто сделайте ему комплимент. Это может быть одежда, аксессуар или прическа, да все что угодно. А после этого, можно развивать диалог, например поинтересоваться, где он приобрел эту вещь, или узнать историю, связанную с этой вещью.

После этого вы прославитесь не только как хороший, но и очень внимательный собеседник.

Отвечайте на вопросы развернуто

Часто разговор заходит в тупик, когда на все вопросы мы отвечаем односложно ДА или НЕТ. Конечно, продолжения у такого диалога не будет. Отвечайте на вопросы подробно, что бы появилась возможность развития темы разговора.

Ищите ключевые слова

Люди любят рассказывать о себе. Поэтому, в диалогах на отвлеченные темы, человек может упоминать свои увлечения, факты о себе. Необходимо внимательно слушать собеседника и запоминать из диалога ключевые слова и фразы – они помогут вести диалог.

Будьте в курсе последних новостей

Чтобы не чувствовать себя неловко во время диалога, необходимо знать, что происходит в мире/стране/городе. Ведь наш собеседник может затронуть тему, которая будоражит всех последнее время, а вы просто будете не в курсе.

И помните, что бы ни происходило в жизни вашего ребенка, ему необходима ваша поддержка и советы. Общайтесь с ребенком, чтобы больше узнать о его жизни, его проблемах и переживаниях. Только благодаря вашей поддержке ребенок сможет уверенно идти по жизни, не боясь никаких преград на своем пути.

Автор статьи: Судиловская Инна – преподаватель Юниум по искусству общения.

Всегда один. Почему у ребёнка нет друзей?

Наш эксперт — кандидат психологических наук Татьяна Киселёва.

Залог успеха

Ваш ребёнок к шести годам уже сам читает, знает английский и французский, немного играет на фортепиано? Но общаться с другими детьми не умеет да и не особо хочет? Это не такая уж редкая ситуация. Но будет ли ваше чадо, несмотря на все свои таланты, успешным в обществе — очень и очень большой вопрос. Ведь умение строить глубокие и долгосрочные дружеские отношения с другими людьми — залог удачной карьеры и гармоничной личной жизни.

Основы дружбы закладываются ещё в трёхлетнем возрасте. К пяти годам дети учатся совместной игре, что очень важно для установления дружеских отношений. Однако, если у вашего ребёнка к 6–7 годам так и не появились друзья, нужно понять, почему так получилось.

Четыре шага

Алгоритм наших действий будет такой.

Первый шаг. Поговорить с учителем. Педагог, как человек, наблюдающий вашего ребёнка в коллективе, может сказать, каких навыков для общения ему не хватает (робеет, боится вступать в контакт или, наоборот, ведёт себя слишком напористо. ).

Второй шаг. Поговорить с ребёнком. Не нужно в лоб спрашивать: «Почему у тебя нет друзей?» Лучше просто порассуждать с ним на тему дружбы. Что мешает, что помогает дружить? Какие качества для этого важны (открытость, отзывчивость, дружелюбие, интерес к другому, готовность помочь. )? А мешают: неумение делиться, обидчивость, недоверие, вспыльчивость.

Третий шаг. Окажите поддержку ребёнку. Очень важно, чтобы он поверил в себя. Можно дать конкретные советы по расширению дружеских связей. Например, предложите найти в классе ребят с такими же интересами, любимыми занятиями. Продумайте, какие игры он может предложить одноклассникам на перемене, в школьном дворе. Вспомните свой опыт по установлению дружеских связей и поделитесь им. Для ребёнка будет полезно узнать, что у вас, возможно, тоже были трудности и вы их преодолели.

Четвёртый шаг. Если ребёнок стал сам делиться с вами тем, что у него происходит в классе, замечайте и приветствуйте любые, даже самые маленькие улучшения в его отношениях с одноклассниками. Вы можете подвести эмоциональный итог дня, спросить у чада, какая эмоция была у него сегодня самой яркой. Можно попросить ребёнка нарисовать эмоцию и причину её появления.

За скобками

Здесь мы не рассматривали такие причины отсутствия друзей, как интровертность ребёнка, когда ему комфортно в одиночестве. В таком случае беспокойство родителей может быть вызвано тем, что они — люди более общительные и им странно видеть своё чадо таким закрытым и самодостаточным.

Мы не говорим здесь о зависимости от гаджетов, которая мешает общению с другими людьми в реальной жизни.

И об излишней родительской тревожности тоже не говорим.

5 навыков, которые помогут ребёнку влиться в коллектив

  1. Желание поддерживать эмоциональный контакт с другими: понимать эмоции и чувства других людей, выражать свои эмоции и разделять эмоции и чувства других.
  2. Желание вовлекаться в совместную деятельность: вместе играть, выполнять коллективное задание, проявлять инициативу и поддерживать чужую инициативу.
  3. Умение управлять своими эмоциями: не подавлять их, а подбирать адекватные способы их выражения. Например, на обиду, нанесённую словом, подобрать подходящие случаю слова, которые остановят обидчика и позволят сохранить самоуважение. Чрезмерная реакция — ударить в ответ. Недостаточная реакция — проглотить обиду, поощряя обидчика и дальше испытывать, как далеко можно зайти.
  4. Умение поддерживать разговор: обращаться к другим детям, задавать вопросы, шутить, смеяться шуткам.
  5. Умение замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.

Перый читатель

Ирина Нельсон, певица:

— Если ребёнок хорошо себя чувствует в одиночестве, волноваться не стоит. Это говорит о том, что у него богатый внутренний мир. Я часто встречала таких детей, они совершенно самодостаточны, постоянно чем-то заняты, им комфортно.

Если же ребёнок хочет общаться, но у него возникают сложности со сверстниками, это другой вопрос, нужно искать причину и помочь ему.

Ссылка на основную публикацию