Авторитет или авторитарность?

Авторитет и авторитарность – есть разница!

Какая мама не хотела бы видеть своего ребенка не только веселым и здоровым, но и послушным? Какие только методы воздействия и влияния на малыша мы для этого не используем. Безусловно, любой родитель считает себя примером для подражания, непререкаемым авторитетом для крохи, но каким же путем мы добиваемся этого?!

Психологи едины в своем мнении, что нередко сами родители виноваты в потере доверия со стороны детей, в крушении их авторитета, совершая ошибки в общении с ними, в их воспитании.

Одни родители руководствуются так называемым авторитетом «доброты». Они стараются уходить от всяческих конфликтов, уступать и угождать детям. Например, если ребенок хочет игрушку или новую модную одежду, они готовы незамедлительно воспользоваться услугами различных магазинов, которые можно найти и в интернете. Покупая одежду Бомбон по доступным ценам, они и экономят свое время, и выполняют прихоть любимого ребенка одновременно. Но, как ни странно, в один прекрасный момент подросший малыш понимает, что он диктует условия взрослым, он «хозяин положения». При этом говорить о родительском авторитете уже не приходится, ребенок всего лишь пользуется их мягкостью и добротой.

Другие активно демонстрируют свои нежные чувства по отношению к малышу. Кажется, что в этом плохого? Но эти чувства всего лишь демонстрация, а не реальное проявление эмоций. Дети же – чувствительные «метеостанции», они не только ощущают ложь, но и возвращают нам подобное поведение вместо ожидаемой искренности.

Отдельную категорию составляют родители, которые добились серьезного положения в обществе. Их авторитет в глазах ребенка держится за счет того, что они занимают высокую должность, либо являются весьма обеспеченными личностями. В этих семьях нередко дети становятся высокомерными, хвастливыми. Таким образом, авторитет «родительского положения» играет в минус воспитания.

Нередко родители используют авторитет «подкупа», неосознанно внушая ребенку при этом, что все в мире строится на товарно-денежных отношениях и семья, в этом случае, не исключение.

Многие родители пользуются авторитетом «назидания». Поддерживая свой авторитет постоянными беседами, назиданиями, поучениями. Невзирая на то, что физические методы воздействия не используются, но постоянное «вот я в твои годы…» способно обесценить все общение с ребенком в целом, убить родительский авторитет.

Некоторые родители настолько не верят в своих детей, что стараются держать под контролем каждый их шаг, любое действие или желание. При этом у ребенка целенаправленно (может и неосознанно) вырабатывается безропотное подчинение воле родителей. А о последствиях такого инфантилизма во взрослой жизни догадаться не сложно.

Вероятно в каждой семье, хоть раз, но использовался авторитет подавления, который граничит с полным авторитаризмом. В случае неповиновения ребенка на него незамедлительно начинается психологическая атака, а порой даже используются методы физического насилия. При этом цель родителей — не найти причину плохого поведения отпрыска, а искоренение их последствий. Основной путь – подавление «Я» ребенка и агрессивное воздействие.

Но такие пути влияния вряд ли приведут к формированию истинного авторитета родителя.

Если ребенок уважает и признает мнение взрослого, не боясь его – то бесспорно, родитель является для него авторитетом. Если же взрослый добивается от ребенка послушания и подчинения, пользуясь своим преимуществом над ним, силой и запугиванием – в этом случае авторитет уступает место авторитарности. Но наступит момент, когда ребенок вступит в борьбу за свою автономность (самостоятельность) и, в конечном итоге, родитель утратит все и без того непрочные связи со своим повзрослевшим отпрыском.

Родители обязаны понимать и учитывать, что процесс воспитания должен основываться на взаимодействии и взаимовлиянии, сотрудничестве и взаимообогащении, бескорыстной и безапелляционной любви к своему «продолжению».

Авторитет или авторитарность?

Специалисты не устают повторять, что надо быть авторитетом в глазах ребенка, ведь иначе можно потерять контроль над ним. В этом вопросе важно как не перестараться, так и не запустить ситуацию, поэтому полезно определить границу между авторитетом и авторитарностью.

Давайте разберемся в этих понятиях.

Авторитет и авторитарность, имею общие латинские корни — эти понятия обозначают «власть, влияние». Однако в их трактовке присутствуют и существенные различия.

Авторитет

Действительно, авторитет родителя — это власть над ребенком, однако в более демократичном понимании. Такая власть не подкрепляется силой, давлением, шантажом и другими подобными методами. Она основана на безусловном уважении ребенка к родителю, желании следовать за ним и подражать ему.

В семьях, где родители пользуются авторитетом, отношения с детьми близкие и доверительные. Ребенок обращается за советом и помощью к взрослому, охотно его слушается, серьезно относится к замечаниям и стремится заслужить похвалу. Но самое главное, ребенок искренне любит родителя и доверяет ему, а не боится. Во взрослой жизни он будет копировать образ жизни родителей, их ценностные ориентиры.

Авторитарность

Авторитарность — это жесткая власть. Для нее характерны подавление, доминирование сильного над слабым. При таком режиме в семье все общение с ребенком происходит в формате приказаний и команд.

В авторитарной семье ребенок в принципе не имеет права выбора — решение принимается за него, а он лишь выполняет директиву. Такие дети при переходе во взрослую жизнь сталкиваются с большими проблемами — неумением отстаивать личные границы, слабой волей, отсутствием понимания собственных потребностей.

Психологи, работающие с детьми, живущими в авторитарных семьях, выяснили, что атмосфера контроля и жесткости ограничивает их развитие, не дает возможности для самосовершенствования. У таких подростков преобладает заниженная самооценка.

Сложно выделить плюсы такого режима, кроме того, что родитель может быть уверен наверняка в полном подчинении ребенка. Да и это, на наш взгляд, сомнительный плюс.

По мнению психолога Людмилы Петрановской, «когда вы нарушаете личные границы ребенка, преуспев в физическом или эмоциональном давлении, будьте готовы к тому, что он начнет саботировать вас по сценарию «не услышал – не понял – не выполнил». А если при этом в семьях запрещено открыто выражать несогласие с необходимостью что-то сделать, а нежелание каких-либо действий неприемлемо, то ребенок уйдет в пассивную агрессию».

В авторитарной системе выше вероятность обманов и недоговорок, сильнее стремление вырваться из-под гнета власти.

Авторитет и авторитарность

Слово «авторитарный» связано со словом «авторитет». Авторитет – это безоговорочное значение или влияние, обретенное человеком, многими людьми, социальными институтами, которое не нуждается в постоянном подтверждении или доказательствах. Авторитет обычно бывает общепризнан, но не формален в том смысле, что рождается сам но себе, без принуждения со стороны. Авторитет основан на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, традициях. Различают авторитет религиозный, политический, научный. В узком смысле слова авторитет – одна из форм осуществления власти.

Разъясняя различие между понятиями «власть» и «авторитет», Фромм писал о том, что власть – это не качество, которое человек имеет, как какую-либо собственность или физическое качество. Власть, по мнению ученого, – это результат межличностных отношений, при которых один человек смотрит на другого как на высшего по отношению к себе. Но существует принципиальная разница между отношениями «высших» и «низших», которые можно определить как рациональный авторитет, и теми отношениями, которые можно назвать подавляющей властью.

Э. Фромм разъяснял данное различие на следующем примере. Отношения между профессором и студентом основаны на превосходстве первого над вторым, как и отношения рабовладельца и раба. Но интересы профессора и студента стремятся к совпадению: профессор доволен, если ему удалось помочь ученику получить новые знания и способствовать его развитию как личности. Если это не получилось, то плохо для обоих. Рабовладелец стремится эксплуатировать раба: чем больше он выжмет из последнего, тем лучше для рабовладельца. Раб же, в свою очередь, всеми способами старается защитить доступную ему долю счастья. Здесь интересы определенно антагонистичны, поскольку выигрыш одного обращается потерей для другого. В двух этих случаях превосходство выполняет самые различные функции: в первом – оно является условием помощи низшему, во втором – условием его эксплуатации.

Различна в данных случаях и психологическая ситуация подчиненного. В первом случае у пего преобладают элементы любви, восхищения и благодарности. И здесь авторитет – это не только власть, но и пример, с которым хочется частично или полностью отождествить себя. Во втором случае, когда подчинение причиняет низшему ущерб, у последнего по отношению к эксплуататору возникают чувства возмущения и ненависти. Однако ненависть раба может привести его к таким конфликтам, которые лишь усугубят его страдания, поскольку шансов на победу у него крайне мало. В связи с этим более естественной для подчиненного является, как правило, не борьба, а желание подавить это чувство или даже заменить его чувством слепого восхищения.

Чувство слепого восхищения выполняет две функции: во-первых, оно устраняет болезненное и опасное чувство ненависти, а во-вторых, смягчает чувство унижения. В самом деле, если господин так удивителен и прекрасен, то рабу нечего стыдиться своего подчиненного положения. Раб не может равняться с господином, потому что последний настолько сильнее, умнее, лучше его. В результате при угнетающей власти неизбежно возрастание либо ненависти к ней, либо иррациональной сверхоценки и восхищения. При рациональном авторитете эти чувства изживаются, поскольку подчиненный становится сильнее и, следовательно, ближе к своему руководителю.

Авторитетность vs авторитарность

В обоих случаях речь идет о власти. Но в чем разница? Как бы вы сформулировали отличия?

У меня сложилась определенная позиция по этому вопросу. В нескольких словах ее можно обозначить следующим образом:

Авторитет – это власть, которой нас наделяют слушающие нас люди, или дети, если будем говорить о более узкой выборке.

Авторитарность — это власть, к которой мы прибегаем сами, чтобы заставить детей нас слушать и слушаться.

Авторитет – как будто без усилий

Первый вариант намного привлекательнее, не правда ли? Мы как будто никаких усилий не прикладываем, никого ни к чему не принуждаем и, между тем, нас слушают и выполняют наши распоряжения. Желание слушающего нас человечка и его готовность следовать нашим указаниям во много раз превосходит наше желание подчинить его своей воле.

Но как такое может быть? Откуда в другом отдельном существе, со своими желаниями и предпочтениями, возникает стремление наделять нас авторитетной властью и прислушиваться к нашим указаниям? Что за волшебство очаровывает его и словно отключает всякое сопротивление?

Я упомянула, что мы «как будто никаких усилий не прилагаем». Что в момент высказывания просьбы ребенок тут же соглашается ее выполнять. Но это только видимая деталь, как яркий праздничный воздушный шар, взмывший в небо над головами восхищенных наблюдателей.

В другой же части, cкрытой от посторонних глаз, как раз и отображены все те предварительные усилия, которые нам надо предпринять. Они заключаются в установлении невидимой связи, надежного контакта, который и становится гарантом взаимопонимания и настройки на одну волну с ребенком.

Но установить этот уровень контакта – это, выражаясь метафорично, всего лишь надуть наш шар. А затем воздух в нем нужно постоянно подогревать. Иначе никуда не улетишь, и даже более того – рухнешь на землю.

Беспричинное общение – невидимая работа

Этот постоянный «подогрев» и есть то условие, та самая главная невидимая работа родителя, которая создает и поддерживает контакт в активном состоянии. Подогревать загодя, не дожидаясь того момента, когда гондола начнет цепляться за верхушки деревьев или сбивать черепицу с крыш.

Примерьте на себя. Если у вас есть знакомая, которая вспоминает о вашем существовании лишь тогда, когда ей нужна ваша помощь, и так из раза в раз, то не слишком долго продлится ваша «искренняя» дружба.

Как бы хорошо и бескорыстно она ни относилась к вам, вы не почувствуете этого. У вас не будет внутренней непоколебимой уверенности в том, что знакомство с вами является значимым для нее просто так, без всяких дополнительных бонусов.

Дети точно так же ощущают нехватку в наполненности «беспричинным» общением с родителем, когда начинают саботировать просьбы и обращения в свой адрес. Кто поверит, что мы любим и ценим ребенка просто за факт его существования в вашей жизни, если обращаемся к нему исключительно по делу: « Собери, пожалуйста, игрушки!», «Вымой руки! Будем обедать!», «Одевайся, пойдем на прогулку!»

Авторитарность – когда не работает авторитет

И наш авторитет больше не работает. Нам приходится прибегать к авторитарности. Нам приходится повторять по нескольку раз наши просьбы, повышать голос, угрожать последствиями.

Как будто не наш собственный любимый ребенок перед нами, а незнакомый сорванец, который всем своим невозмутимым видом вопрошает: «Да кто ты мне такая, чтобы мной командовать?»

Пусть ребенок и не произнесет этого вслух, даже может быть и не осознает, какие эмоции его обуревают в данную минуту, но невербальный язык очень красноречив. Родитель сразу почувствует свое бессилие и неспособность управлять ситуацией.

Тут же возникнет желание показать наглецу, кто здесь главный. Приструнить, прикрикнуть, принудить. Кровь клокочет в жилах, и праведный гнев рвется наружу.

Пойти на поводу у этих эмоций – только усугубить положение. Невозможно принуждением и угрозами восстановить прерванную связь с ребенком и пробудить в нем желание слушаться. Повторю, не заставить ребенка слушаться, прибегая к силе, а вызвать в нем порыв слушать нас по собственному желанию.

Тактика авторитарного решения проблемы только увеличит разрыв и еще больше отдалит ребенка от родителя. А нам ведь надо совсем другое. Нам надо восстановить контакт и дождаться того состояния души малыша, когда он опять наделит нас авторитетом.

Самое сложное – верить и ждать

И это, наверно, самое сложное. Поверить в то, что ребенку нравится быть хорошим для нас, нравится откликаться на наши слова, нравится уважать наш авторитет.

Просто сейчас произошла «авария» и коммуникации обрезаны.

Первое, что надо сделать родителям, — это постараться ничего не требовать от ребенка в «аварийной» ситуации. Все равно на том конце провода нас не слышат. Сначала необходимо провести восстановительные работы.

Хорошая новость в том, что эта связь действительно самым удивительным образом восстанавливается. Как будто смятая после бури трава снова тянется вверх под ласковыми теплыми солнечными лучами.

Плохая новость – это не происходит в одночасье. Надо набраться терпения и дождаться того момента, когда ребенок отзовется на наше ожидание продолжить мирное общение. Инициатива в налаживании контакта — в наших руках, в родительских. Не нужно становиться в позу младшего дошкольника «я с тобой больше не дружу», нужно самим исправить свои оплошности.

Это мы не уделили вовремя внимание ребенку, это мы напугали его своей вспышкой недовольства, это мы в суете ежедневных забот забыли, что общение с нами ему нужно больше, чем еда, и чуть-чуть меньше, чем воздух.

Забудьте о сиюминутных требованиях, сосредоточьтесь на отдаленных результатах, на тех плодах, которые принесет нерушимая связь с ребенком.

Восстанавливаем авторитет

Давайте подведем итог. Перечислим еще раз основные шаги по восстановлению нашего естественного авторитета:

  1. Прекратить выдвигать требования в ситуации нарушения глубинной связи с ребенком.
  2. Дать выход своим негативным эмоциям, но — не пугая ребенка, не навешивая на него ответственность за ваше плохое настроение. Заняться энергичной физической активностью, например.
  3. Поверить, что ребенку нравится быть хорошим для нас.
  4. Проявить инициативу в налаживании контакта. Предложить почитать книгу, съесть вместе пирожное, помочь одеться, просто посидеть рядом и т.п.
  5. Запастись терпением и ждать.
  6. Когда контакт с ребенком восстановлен, постоянно поддерживать в нем это ощущение. Разговаривать с ним, играть, обмениваться взглядами и улыбками, оказавшись поблизости, предлагать свой контакт задолго до того, как ребенок почувствует пустоту внутри и будет сам приставать к вам за наполнением.

Почему дети не уважают взрослых. Авторитет или авторитарность

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Чем отличаются авторитет и авторитарность? Из чего состоит здоровый авторитет? Как заработать заслуженное уважение, нужно ли его зарабатывать? Почему у современных детей нет уважения к взрослым? Эти вопросы тревожат многих людей. В этой статье мы постараемся раскрыть интересующую тему.

Пришло время наработок авторитетностей и достоинств в обществе, и на уровнях всей страны в целом. Но далеко не все знают, что это означает.

В чём отличие авторитета от авторитарности.

Нам известно, что внешнюю авторитарность связывают с проявлениями сил. Есть большое различие между внешней и внутренней авторитетностью. Ведь проявление внешней авторитетности не что иное, как проявление авторитарности.

Авторитарностью называют — навязывание своей правоты, с убеждениями и доказательствами. Многие из нас часто сталкиваются с авторитарностью — находясь рядом от авторитарных людей, происходит перекладывание своей ответственности на их плечи, снятие напряжения и прочее.

Внутреннюю авторитетность связывают со спокойным осознанием своих внутренних ценностей, внутренних опор. Для этого не требуются доказательства и навязывание. Основным признаком авторитетного человека является его спокойствие, потому что он объединён со своими силами. Развитие, поиск, не исключается возможность ошибаться и признание своих ошибок – таковы качества авторитетного человека.

Определение внешней авторитарности — это поиски опор извне. Можно сравнить с коронацией себя любимого в придачу к скипетрам, регалиям, дипломам, визиткам, статусам в фейсбуке. В такой ситуации имеет важность роль, а не сам человек. Авторитарным людям присущь перфекционизм – постоянное гоночное движение за «доукомплектацией» чего-то недостающего при малейшей неуспешности. Авторитарному человеку принадлежат две истины – одна его, вторая неверная. Человеку с авторитарностью свойственно сваливание своей вины на плечи другого человека.

Авторитарному стилю в руководстве принадлежит выражение, «когда я начальник, ты – дурак», авторитарному стилю в воспитании – «делать будешь так, как тебе скажу, я старший, а ты ещё не вырос».

Нашими детьми это уже не принимается.

Новое поколение совершенно другое. В чём же отличие? Нашим детям не сложно отличить авторитетных от авторитарных людей и испытать их на слабость. Если родители или педагоги могут позволить себе постоянные проваливания в эмоции, то они потеряют всякий авторитет.

Опора в родителях для каждого ребёнка очень важна. С учётом того, что детям сейчас свойственно обладание немалыми силами, то и испытания для нас могут быть гораздо большими, чем когда-то мы сами делали это. Говоря проще – нынешние дети могут позволить себе большее.

Изредка из-за нехватки ресурса или просто сил для здоровой реакции, у нас может включиться авторитарность. Поэтому не нужно забывать первое правило авторитетности – правильный расчёт своих ресурсов.

Наши дети с непониманием относятся к стилю в образовании – «слушай меня и делай так, как я скажу, а свои мнения держи при себе!»

Они не поймут присутствие авторитаризма и в общественных отношениях. При политическом авторитаризме – «всем нужно двигаться в том направлении, которое для вас нами определено…».

Что нужно сделать родителям для лучшей и быстрой адаптации ребёнка в школе.

Первое, что необходимо объяснить, — педагог такой же человек как и все мы и ему так же свойственно ошибаться. Когда учитель повышает голос, он не ругается, а хочет, чтобы его все слышали. Дети пугаются, на первых порах, криков и шума в школе, воспринимая это, как проявление агрессии. Нужно попросить ребёнка, чтобы он всегда рассказывал все случаи, когда ему страшно, ведь он нуждается в вашей поддержке. Помните, что заниматься с учителем, которого боится, он не сможет, а возможно будет сильно отставать. Родителям нужно выяснить историю страха – от учителя, от предмета, от количества информации, от внешних источников или от происходящих внутренних процессов.

Учитель учителю — рознь.

Авторитетному учителю легко стабилизировать учеников на выполнение объёмных работ, самостоятельных и контрольных. У такого учителя учиться ребёнку намного легче, и он проще усваивает и проходит проверки.

У авторитарных учителей – оценки учащихся оказывают большое влияние на самооценку этих преподавателей, поэтому они более жестоки и требовательны.

Авторитетному педагогу свойственно фокусирование на достижениях ребёнка, видение его люфта, динамики, личных возможностей и уважение к его достижениям. Такой педагог не станет ругаться, унижая, воспитывая и оценивая ребёнка при всех. Подвергать общественному порицанию – признак авторитаризма.

Учителю не допустимо: переход личностных границ ученика; окрики; унижение; применение физического воспитания; отбирание личных вещей (гаджетов). Есть правда исключения, так как во многих школах существуют правила, например, запрет на пользование телефоном во время урока.

Наши школы больше авторитарны.

Авторитарность проявляется в школьной системе оценивания. Наличие страхов, оценок – можно смело называть авторитарностью. Оценивание человеческих возможностей цифрой – жестоко само по себе. Словом – боле вариативно. Цифра не имеет синонимов.

У авторитарного учителя происходит своё оценивание по уровню ученических оценок. Это проявление авторитаризма и давления, и как следствие — возникновение конфликтов с учащимися. Так как плохая оценка ученика — наводит на мысль о плохом учителе.

У ответственного учителя, «вкладывавшего душу», может произойти разочарование, от не оправдавшего его ожиданий, ученика. Ведь, если ученики не идут намеченным путём или уходят в другом направлении, вложенная вами душа будет страдать. Не нужно «вкладывать свою душу», сделав этого человека, заложником и должником.

Делясь чем-то «из своей души» — другое дело, иное ощущение и в таком случае, нам нечего терять, и у нас не будет должников.

Главное, чтобы родители не считали своих детей смыслом жизни, как и многие люди, работу не превратили в смысл всей жизни. Нельзя сужать многогранную жизнь во что-то одно.

Ребёнку не нужно оправдывать ожидания взрослых?

Не снимайте ответственности со своих детей, за их самих и в воплощении ими своих талантов. Ведь каждый человек обладает своим ярким и неповторимым талантом, и существуют люди способные помочь в его реализации. Педагог — в виде временной подпорки, так и родители. Рост таланта может не произойти без его развития.

Авторитетность или авторитарность. Стили воспитания. Результат – отношения с подростком.

Подростковый возраст, когда ребенок выходит из подчинения как в ясном зеркале отражает насколько сохранными оставались отношения при выбранном стиле воспитания.

Предлагаю рассмотреть что происходит с отношениями при авторитетном и при авторитарном стилях воспитания.

Авторитарный: принцип -родитель всегда прав. Малейшее неповиновение жестко пресекается. Все действия ребенка спланированы родителем (для его же блага). Контроль и строгая оценка всех поступков ребенка. Результат- ребенок послушен, исполнителен, предсказуем. В семье тишина и спокойствие. Внутреннее напряжение и несогласие с ситуацией растет вместе с ребенком и вырывается наконец на свободу в подростковом возрасте. Чем сильнее было давление и контроль тем сильнее будет конфликт. Родитель не понимает что происходит. Все было хорошо, такой послушный правильный мальчик превратился в ожесточенного чужого человека. Рычагов управления у родителя уже нет. Если это случилось, значит было место авторитетного управления, когда мнение ребенка не учитывалось, к его чувствам не прислушивались, договариваться, сознательно уступать и аргументировать свою позицию его не учили. И родитель не умеет и ребенок. Тем сложнее будет в подростковом возрасте этому учиться, причем обоим при сильном дефиците позитивного общения. Учиться общаться и договариваться.

Авторитетный, это когда родитель имеет авторитет не силой, а уважением и признанием лидерства со стороны ребенка. Разногласия решаются спором и договором. Мнение ребенка учитывается, но его пожелания могут и не исполняться, если это противоречит установкам родителя или семьи. Соблюдается паритет между желаниями всех членов семьи даже самых маленьких. Имеется уважительное отношение к потребностям ребенка, но без потворствования. Результат- ребенок выполняет только, то в чем видит смысл, в том числе этот смысл может быть в сознательном подчинении взрослому. В подростковом возрасте возникнет меньше конфликтов, родители и ребенок уже научились договариваться и общаться, им нужно только перейти на уровень общения двух теперь уже взрослых людей.

Самое интересное, что родитель всегда является авторитетом для ребенка даже для подростка. По определению родитель старше, умнее и опытнее. Но часто, родители пугаются слишком резких провокаций со стороны ребенка и впадают в сомнение по поводу своего авторитета. Дети провоцируют и испытывают на прочность родительский авторитет постоянно. Они растут и это нормально. В помощь родителю мантра: «я все равно авторитет для ребенка, чтобы он или я по этому поводу не думал и как бы это не казалось». Если ее повторять, то через некоторое время все нападки подростка будут казаться смешными (проверено на собственном опыте). Сложно постоянно искать выходы из ситуации не прибегая к силе и давлению, но именно путь постоянного поиска конструктивного решения приводит к развитию как ребенка, так и взрослого.

Авторитет и авторитарность

* азбука стиля

Слова однокоренные, но коренным образом различающиеся по сути

Авторитарность – это свойство характера. Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно: это всегда оборачивается войной.

В первый же свой урок на институтской педпрактике я вошла в класс, чтобы отомстить десятиклассникам, сорвавшим накануне пробный урок моей подруге. Вела я урок астрономии в наглой авторитарной манере, предупреждая ученика после его ответа: «Я вас еще не сажала». За эти предупреждения отметку по педпрактике мне снизили до четверки.

Отомстила

На следующий день ко мне подошла классная руководительница и спросила: «Это вы вчера давали урок астрономии?» Я сразу подумала о том, что класс невзлюбил меня. Но нет. На мое «А что?» учительница сказала, что ребятам урок здорово понравился. Вот так-то!

Я тогда поверила: ведь и мы, обучаясь в школе, уважительно относились к учителям, знающим свой предмет, умеющим его преподнести, умным и даже остроумным. Но мы, как и теперешние школьники, резко отрицательно реагировали на грубость, резкость и хамство по отношению к себе. Такие выходки порождают противостояние. Как аукнется, так и откликнется. Это мне предстояло вспомнить еще не раз…

Не равные, но ровные

Если ученик допускает дерзость без основания, по каким-то своим мотивам, то не лучше ли оставить ее без ответной дерзости? После урока легче будет в беседе выяснить причины этого всплеска эмоций.

Если я понимала, что моя шутливая фраза задела человека, я не стеснялась вслух или на ушко ребенку сказать (без иронии): «Прости меня, я не хотела тебя (или вас, в зависимости от возраста) обидеть, извини за нелепую шутку». Это снимает агрессию, но ни в коем случае не уменьшает авторитет учителя.

Нам надо постараться установить в классе пусть не равные, но ровные, мирные отношения. Ученики знают нас лучше, чем кто-либо. Мы с ними проводим большую часть времени своей жизни. Спорные вопросы в наших отношениях возникают нередко. Нам, учителям, нельзя от них открещиваться. Спорные вопросы будем решать сообща, без боязни и страха потерять свой авторитет.

Они нам больше нужны

Я часто слышу от учителей: «Что же мне, терпеть их выходки?». Я бы ответила: «Несомненно». Советую – а сама в молодые годы иначе действовала! Представьте: девятый класс вечерней школы, урок физики – и дурацкие вопросы про личную жизнь. Я вылетаю из класса и бегу, ну конечно же к Константину Михайловичу Хелему, нашему замечательному директору. Он меня утешает. Я уже готова снова идти в класс, но не тут-то было. Он говорит: «Раз ушла – жди, когда они придут за тобой с повинной. И завтра жди, и послезавтра жди. И вообще запомни – твое место в классе. Пусть все уйдут или ты всех выгонишь, но сама ты должна быть на своем рабочем месте».

Сегодня я, пожалуй, не согласилась бы с моим другом в том, что можно всех выгнать. С кем тогда останемся, для кого будем работать? И кто для кого – мы для них или они для нас? – вопрос бессмысленный. Мы нужны друг другу. Но все-таки они нам больше нужны. Мы без них ничто!

Доверены судьбой

Однажды ко мне пришли трое родителей. В то время я работала во втором (не своем) классе (пришлось взять детей, так как их родная учительница ушла).

В классе прибавились два новых ученика, весьма беспокойных. Родители (из числа прежних) встретили меня на лест­нице и заявили: «Мы считаем, что Борю надо убрать!». Я переспросила в той же манере: «Убрать – это как? К стенке, что ли?» (Я имела в виду пересадить подальше от всех.) Они, перебивая друг друга, взахлеб стали говорить, как Боря обижает их детей. На что я сказала: «Убирать из класса кого-либо из ребят будете только вместе со мной. Они мне доверены судьбой, и любой из детей, в том числе и ваши, находятся теперь под моей защитой и охраной».

Очень сложно, когда новенькие вливаются в уже готовый коллектив. Непонятно, почему они агрессивны. Это вопросы и вопросы, которые надо осмыслять, решать, но не военными действиями. Главное, чтобы отношения складывались уважительными.

Авторитарность поддерживать легче, чем уважительность. Именно для этого у нас имеются в наличии и дневник, и администрация, и родительские собрания, и даже красные чернила. Если хотите – даже стол в центре класса!

А вот для того чтобы удержать настоящий авторитет, надо быть в форме. Постоянно узнавать новое в предмете. Каждый день готовиться к встрече с детьми. Тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Иногда лучше не упорствовать, а уйти от ответа, если он требует обдумывания.

Персональное решение

Так и слышу застрявший в горле вопрос: «Что же нам теперь прикажете и хамство терпеть?!» Вопрос, конечно, интересный и крайне сложный. Нет на него однозначного ответа. Каждый случай требует своего персонального решения, особенно когда речь идет о старшей школе.

Если в разговоре со мной девяти-, десятиклассник выругается матом мне в лицо, то я тут же дам ему пощечину. Даже если после этого мне придется уйти из школы. Видимо, хамы это сразу понимают, поэтому язык свой держат за зубами.

А вот в начальной школе для меня выход один – объяснять.

Однажды я вошла в класс, и один из мальчиков выкрикнул неприличное слово из трех букв. Я сделала вид, что не услышала. Но не тут-то было. Ромик: «Это я вам, Л.К., говорю» – и повторяет слово.

Мне пришлось высказать свое мнение. Я считаю, что матерные слова пришли к нам со времен монголо-татарского ига. Наших русских мальчиков татары воспитывали как своих сыновей, обучая убивать настоящих отцов при нападении на русские села. Обучали их этим словам, чтобы дети оскорбляли самое дорогое – матерей и то, что связано с деторождением. Такие слова требуют своего объяснения, как и все другие, с которыми встречается растущий человек. В третьем классе я беседую с детьми (раздельно) об отличии мальчиков и девочек. Мы откровенно говорим о любви (не о сексе), о зарождении и появлении детей. Говорим на языке, понятном данному возрасту.

Итак, принимать любого – грязного, сопливого, необучаемого, неуправляемого. И – дер­жаться, чтобы не взять грех на душу перед Богом.

Свойство и приобретение

Авторитарность – это свой­ство характера. Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно.

Авторитет легко потерять и трудно восстановить. Авторитарность удерживать тоже трудно. Она всегда оборачивается войной. Стоишь перед классом, а на душе вечная тревога: вот отвернусь – а они не строят ли мне рожи? Я дала задание – не списывают ли они? Я повернулась в другую сторону – не шепчутся ли обо мне? Уф! И так каждый день.

Давайте-ка лучше каждый день зарабатывать, заслуживать, приобретать авторитет – у учеников, у родителей, у коллег.

В чем разница между авторитетом и авторитарностью учителя?

Инициирующее сообщение:
В чем разница между авторитетом и авторитарностью учителя?
Сложно найти грань, особенно в процессе практики преподавания. Но все же.

Ваше мнение, уважаемые коллеги!

Инициирующее сообщение:
В чем разница между авторитетом и авторитарностью учителя?
Сложно найти грань, особенно в процессе практики преподавания. Но все же.

Ваше мнение, уважаемые коллеги!

Мне кажется, что здесь грани совсем нет — это две разные предметные области, очень разные, и отношения учитель-ученик между этими предметностями имеют разные направления.

Учитель м/б авторитарно авторитетным, просто авторитарным, просто авторитетным, все зависит от его содержания, как педагога. Недавно здесь был пример о молодой и красивой учительнице, которая еще мало знает, но уже пользуется авторитетом, обладая качествами.

Интересен вопрос об авторитарности, по-моему она преобладает в школе — делай, отвечай, как я сказала — уровень учителя.

Но это, если рассматривать стиль преподавания, но еще, есть моменты, когда аторитарность необходима, например, когда надо требовать знания таблицы умножения, в этом случае, согласна, появляется грань.

Авторитет — когда тебя уважают и не боятся, авторитарность — когда тебя боятся и не уважают.

Кажется так.

Авторитет — когда тебя уважают и не боятся, авторитарность — когда тебя боятся и не уважают.

Кажется так.

Точно так!
Только понятие «боятся» надо заменить другим, мб «не связываются»? Чего там боятся?
Смотрю на ситуацию учитель-директор , советую не боятся и идти навстречу самодурству.
Ребенку сложно.

‘марьяшк@’, «если тактичная авторитарность по моему мнению, это и есть авторитет» — меняя значимость понятия, не значит приходить к другому понятию. Каждое понятие несет свой конкретный смысл. Например, добро и зло, если тактичное зло, то оно все равно зло, и никак добром стать не сможет.

Gramota.ru
«
Толково-словообразовательный
АВТОРИТЕТ м.
1. Общепризнанное значение, влияние чье-л., кого-л., чего-л.
2. Тот, кто пользуется общим признанием, к кому относятся с доверием, с уважением.

Словарь синонимов
Авторитет, значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток. Директор пользовался большим авторитетом. Он один из первых авторитетов в нашей науке. Ср. Достоинство и Знаток.
См. достоинство, знаток, значение, ученый

Словарь антонимов
искомое слово отсутствует
Словарь методических терминов
АВТОРИТЕТ. 1. Влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знания, нравственных достоинств и т. д. 2. Признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или групп ситуациях. 3. Тот, кто пользуется общим признанием, влиянием. Ср. авторитарность.
«

«АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. auctoritas власть, влияние), автократичность. Социально-психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). А. проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в том числе и воспитания, подавлении их инициативы, воздействии на них преимущественно мерами принуждения. Ср. авторитет. (233; 276).

АВТОРИТАРНЫЙ прил.
1. Характеризующийся беспрекословным подчинением власти одного лица; диктаторский.
2. Стремящийся утвердить свою власть, свое влияние; властный. // Свойственный такому человеку.
«

Есть еще одно слово весьма подходящеек стилю многих современных руководителей и учителей во многом. ибо регламентированость труда в современной школе скорее местная, местечковая, а выше все больше божественная даже по предлагаемым к изучению предметам.
«
Толково-словообразовательный
ВОЛЮНТАРИЗМ1 м.
1. Идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
2. Признание воли — а не разума — решающим фактором психической жизни (в психологии).

ВОЛЮНТАРИЗМ2 м.
1. Субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-л. (в политике и общественной жизни).
«

Обыкновенная авторитарность

Складывающаяся сегодня в России ситуация делает актуальными следующие вопросы. Насколько все более явный авторитаризм и агрессия в политике, как внутренней, так и внешней, укоренены в повседневных практиках россиян? Распространен ли в России тип авторитарной личности? Поддерживают ли россияне агрессивную политику, потому как сами агрессивны?

Помимо сугубо познавательной ответ на эти вопросы имеет и практическую ценность. Если авторитаризм распространен и среди политических лидеров, и среди обычных россиян, то существующая система стабильна. Предположение о схожести властных отношений на микро- и макроуровнях как ключевом условии стабильности системы выдвинул американский политолог Хэри Экстайн (Can Democracy Take Root in Post-Soviet Russia? Exploration in State-Society Relations, Lanham, MA: Rowman & Littlefield Publishers, 1998). Если такого сходства нет, то наблюдаемые сегодня процессы временны, сродни моментальному умопомешательству. Рано или поздно система достигнет другого, неавторитарного равновесия.

Опора фашизма

Еще до начала Второй мировой войны исследователи в области социальных наук в Германии попытались описать микрооснования фашизма. Сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте (впоследствии более известные под именем «франкфуртская школа») провели с этой целью первый массовый опрос уже в 1929–1931 гг. Логическим завершением их исследований стала концепция авторитарной личности, предложенная в одноименной коллективной монографии 1950 г. Теодора Адорно, Эльзы Френкель-Брансвик, Даниэля Левинсона и Невиля Сэнфорда.

Учитывая, что нацистская партия получила власть в Германии вполне демократическими методами, требовалось объяснить, преобладание каких именно избирателей сделало это возможным. В книге Адорно и его соавторов авторитарная личность представлена в качестве такого микрооснования фашизма. Именно в авторитарной личности им виделось начало пирамиды фюреров самого разного масштаба – от лидеров первичных ячеек до собственно Гитлера.

С помощью социологических опросов и углубленных качественных интервью авторы исследования выявили следующие характеристики авторитарной личности:

традиционность, понимаемая как слепая приверженность ценностям среднего класса;

авторитарное подчинение: некритическое и беспрекословное отношение к идеализируемым обладателям власти;

авторитарная агрессия, направленная на всех тех, кто не разделяет традиционные ценности;

неспособность к интрацепции, чувственному восприятию мира и окружающих;

склонность к стереотипному мышлению и подверженность суевериям;

акцент на власть и «крутость» (toughness) в отношениях между людьми;

цинизм и враждебность по отношению к другим людям;

приписывание людям животной и деструктивной ориентации;

сведение интимных отношений исключительно к биологическим аспектам секса.

Концепция авторитарной личности многократно подвергалась критике. В частности, ее противники отмечали спорность теоретического обоснования: Адорно и соавторы использовали в этом качестве фрейдизм. «Шкала F», использованная для практического выявления авторитарных личностей, тоже вызывала множество вопросов методологов. Однако, как было признано группой американских и немецких социальных психологов по итогам анализа более чем 40-летней истории применения концепции авторитарной личности, «эта теория по-прежнему релевантна в современных условиях» (Stone, Willima F., Lederer, Gerda, Christie, Richard (eds.), 1993, Strength and Weakness: The Authoritarian Personality Today, New York: Springer-Verlag).

Авторитарны ли россияне?

Насколько релевантна теория авторитарной личности для понимания «простого советского человека» и его наследника, «простого постсоветского человека»? Уже в первом исследовании массового сознания в СССР сотрудниками «Левада-центра» (тогда еще ВЦИОМа) был выявлен такой его элемент, как иерархический эгалитаризм. Он означает неприятие любого проявления неравенства, которое не продиктовано позицией человека в иерархии (Levada Youri, Entre passé et l’avenir. L’homme soviétique ordinaire. Enquête. Paris: Presses de la Fondation Nationale des Sciences Politiques, 1993). Неприемлемы не любые привилегии, а лишь те, которые по статусу «не положены». В иерархическом эгалитаризме можно увидеть отсылку сразу к нескольким чертам авторитарной личности: авторитарному подчинению и ориентации на власть и «крутость».

Однако оценки распространенности авторитарного типа личности в СССР и постсоветских странах неоднозначны. Уже первая попытка сравнить распространение авторитаризма с использованием варианта «шкалы F» в СССР и США привела к неожиданному результату. В 1989 г. жители СССР, вероятно (использовались лишь региональные выборки), были в среднем менее авторитарны, чем американцы (McFarland, Sam, Ageyev, Vladimir, Abalkina, Marina, The Authoritarian Personality in the United States and the Former Soviet Union: Comparative Studies, In Stone, Willima F., Lederer, Gerda, Christie, Richard (eds.), Op. Cit.).

Как обстоят дела сегодня, более четверти века спустя? Надежных данных о распространенности авторитаризма в сегодняшней России, к сожалению, нет. Лучшим показателем состояния российских исследований в этой области является содержащая «научную новизну» публикация в 2012 г. неадаптированного перевода всех образующих «шкалу F» вопросов в издаваемом в Санкт-Петербурге и включенном ВАК в перечень рецензируемых научных изданий журнале (Денисова Д. «Шкала F как инструмент исследования авторитарного потенциала личности». Труды СПИИРАН, вып. 2(21), 2012.

Относительно свежие данные о распространенности авторитарного типа личности в сегодняшней России весьма отрывочны и неполны. Согласно одному исследованию групп студентов, проведенному в конце 1990-х гг. в Москве и штате Айова, авторитарный тип личности по-прежнему наблюдался чаще в США (Юртайкин В. В., Дьяконова Н. А. «Авторитаризм в системе установок российских и американских студентов». Социологические исследования, № 9, 2001). Другое исследование, проведенное на неслучайных выборках в России и Иране уже в «тучные десятые», показало высокий уровень значений «шкалы F» в обеих странах, хотя показатели Ирана, нового союзника России, все же превышают российские величины (Тайебех Н. «Кросскультурное исследование особенности толерантности у жителей России и Ирана». Вестник РГГУ: Психология, педагогика, образование, № 17, 2010).

Еще более свежие данные по отдельным вопросам, образующим «шкалу F», тоже противоречивы. Опрос World Values Survey показал, что доля считающих, что ребенка важно научить послушанию, в 2011 г. в России (34,8%) была выше, чем в США (27,9%) и Германии (12,6%), но ниже, чем на дореволюционной Украине (42,3%). Вообще же тех, кто считал, что в обществе следовало бы обеспечить большее уважение к авторитетам (оставим за скобками двусмысленность слова «авторитеты» в русском языке), в России в 2011 г. было больше (56,9%), чем в США (55,2%) и чем на Украине (49,5%), но меньше, чем в Германии (58,7%).

Наконец, сложно в это поверить, но, по данным «Кавказского барометра», в 2012 г. уровень позитивного восприятия одного из лидеров F-типа, Иосифа Сталина, в России оказался ниже, чем в ряде других постсоветских стран. 18% россиян отметили, что хотели бы жить и работать при таком руководителе страны, каким был Сталин. Их число оказалось большим, чем на Украине, даже дореволюционной (15%), и в Азербайджане (14%), но меньшим, чем в послереволюционной Грузии (24%) и Армении (22%) (автор благодарен руководителю Киевского международного института социологии Володимиру Паниотто за предоставление данных по России и Украине).

Вопросы без ответов

Важность изучения российской версии авторитарной личности диктуется не только и не столько интересами социальной психологии и социологии. Без понимания масштабов данного явления затруднительно сказать, насколько стабильны ставшие сегодня особенно зримыми проявления авторитаризма в России. Заканчивается ли авторитаризм границами властвующей российской элиты? Авторитарны ли российские начальники всех уровней, а не только высшего? Авторитарна ли российская семья и школа? Все эти вопросы ждут ответа, без которого не понять, куда в действительности идет Россия – к новой версии F-общества или к сохранению наметившихся в конце 1980 – начале 1990-х гг. антиавторитарных тенденций.

Автор – ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, профессор университета «Мемориал», Канада

авторитарность

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «авторитарность» в других словарях:

Авторитарность — (от лат. autoritas влияние, власть) характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых. Наиболее ярко… … Википедия

Авторитарность — англ. authoritarian принцип доминирования спроса или предложения на биржевых торгах при соблюдении принципов конкуренции. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Авторитарность — (автократичность) стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности . В качестве средств… … Психологический словарь

авторитарность — АВТОРИТАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (книжн.). Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарные режимы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АВТОРИТАРНОСТЬ — характеристика мышления, придающего преувеличенное или даже решающее значение мнениям каких то авторитетов. Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения прежде всего путем поиска и комбинирования цитат И… … Философская энциклопедия

авторитарность — сущ., кол во синонимов: 5 • авторитаризм (3) • антидемократизм (4) • … Словарь синонимов

авторитарность — и, ж. autorité f. Свойство по знач. прил. авторитарный. БАС 2. Управление промышленным предприятием еще и сегодня в значительной степени сохраняет признаки командования и авторитарности. Огонек 1991 № 27. // Скляревская 1998. Лекс. САН 1932:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АВТОРИТАРНОСТЬ — АВТОРИТАРНОСТЬ. То же, что автократичность. Социально психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). А. проявляется при сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, устранении других людей от решения важнейших… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

АВТОРИТАРНОСТЬ — (от лат. autoritas влияние, власть) характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых. Наиболее ярко А.… … Юридическая энциклопедия

АВТОРИТАРНОСТЬ — (лат. autoritas – влияние, власть) черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует, не учитывая их мнения, отношения, позиции. А. может стать негативной профессиональной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ссылка на основную публикацию