Актерская игра как метод воспитания

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МАСТЕРСТВА АКТЕРА

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МАСТЕРСТВА АКТЕРА

Система включает в себя две части.

I. Работа актера над собой. Она имеет два раздела:

1. Работа над собой в творческом процессе переживания (развитие внутренних элементов, необходимых для творчества).

2. Работа над собой в творческом процессе воплощения (работа над физическим аппаратом).

II. Работа над ролью.

К. С. Станиславский всегда подчеркивал исключительную, первенствующую роль идейно-философского момента в творчестве.

Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами — одно из драгоценных свойств системы.

Система — это живое, действенное средство воспитания актера, требующее умелого и гибкого применения. Система — это и справочная книга в минуту сомнения. Это и путеводитель от незнакомой роли до спектакля.

Система обращена к актеру-художнику. Она выводит его на самостоятельный путь творческих исканий, помогает ему совершенствовать свой талант.

К. С. Станиславский, как и многие прославленные артисты, не был согласен с теми, кто утверждал, что для талантливых людей излишни правила и система. Часто бездарные артисты рассчитывают при помощи системы сделаться гениальными. Нередко талантливые отвергают систему. Но и те и другие неправы.

Станиславский пишет: «Всегда творить подсознательно и вдохновенно нельзя — таких гениев не существует. Поэтому наше искусство предписывает нам лишь подготовить почву для такого подлинного подсознательного творчества. […] Прежде всего нужно творить сознательно и верно, […] Сознательное и верное рождает правду, а правда вызывает веру. […] Это создаст наилучшую почву для зарождения подсознания и вдохновения, […] артист приблизится к роли и начнет одинаково с нею чувствовать.! На нашем языке это называется переживать роль… Переживание помогает артисту выполнить основную цель сценического искусства, которая заключается в создании „жизни человеческого духа“ роли и в передаче этой жизни на сцене в художественной форме».[62]

Есть актеры, которые не признают техники, а полагаются на одно вдохновение.

[ «Если же последнее не приходит, — пишет Станиславский, — то им нечем заполнить пробелы в игре, пустые, не пережитые места роли. […] В эти моменты исполнение роли становится безжизненным, ходульным и вымученным. […] Вот такое сценическое исполнение называется на нашем актерском языке игрой нутра».[63]

Изучив систему, актеры будут знать, как бороться с так называемым «ненастроением».

Надо, чтобы система вошла в плоть и кровь. Надо сжиться с нею настолько (теоретически и практически), чтобы о ней вовсе не думать. Надо ее усвоить, пропустить через себя, через ум, чувство, через весь психофизический аппарат, она должна стать второй натурой.

Развивать внутренний творческий аппарат артисту помогают внутренние элементы психотехники: воображение, общение, внимание, эмоциональная память, правда, вера, задачи, действия и др. Двигателями же нашей психической жизни являются ум, воля и чувство, или, по новому научному определению, представление-суждение, воля и чувство.

«„Члены триумвирата неразъединимы…“.[64] Эти зависимость, взаимодействие и тесная связь одной творческой силы с другими очень важны в нашем деле. […] Отсюда соответствующая психотехника. Ее основы заключаются в том, чтобы через взаимодействия членов триумвирата естественно, органически возбуждать к действию как каждого члена триумвирата, так и все элементы творческого аппарата артиста».[65]

Психотехника помогает нам по нашему велению создавать внутреннее сценическое самочувствие, — это слияние двигателей психической жизни вместе со всеми элементами в стремлении к одной общей цели — артисто-роли (выражение Станиславского).

«Какое счастье, что мы располагаем психотехникой, могущей по нашему велению и произволу создавать внутреннее сценическое самочувствие, которое прежде являлось к нам лишь случайно, как „дар от Аполлона“».[66] «Стоит допустить в правильно создавшееся внутреннее сценическое самочувствие только один неправильный элемент, и он тотчас же потянет за собой остальные […[и исказит душевное состояние, при котором возможно творчество».[67] «Неизбежно создастся сначала вывих, а потом и неправильное состояние артиста на сцене, которое мы называем на нашем языке — ремесленным (актерским) самочувствием».[68]

Чтобы отражать на сцене внутреннюю жизнь, нужен не только хорошо разработанный внутренний аппарат, но и исключительно отзывчивый физический аппарат, верно передающий результат творческой работы чувства, его внешнюю форму воплощения.

Движениям необходимо дать то разнообразие, ту быстроту сменяемости, ту слиянность, которые обеспечивали бы точность, полноту передачи душевных волнений, переживаний и гаммы чувств. «Такое физическое состояние артист должен научиться вызывать в себе на сцене, приводя в порядок, разминая и пуская в действие все составные части своего телесного аппарата воплощения. […] Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса. […] Это состояние мы называем на нашем языке внешним сценическим самочувствием».[69]

Внешнее сценическое самочувствие складывается из составных частей-элементов: мимики, голоса, речи, интонации, движения, пластики и т. д.

И когда созданы внутреннее и внешнее сценические самочувствия, то образуется состояние, которое мы называем общим сценическим самочувствием — рабочим творческим самочувствием.

Только создав общее сценическое самочувствие, артист может приступать к творчеству. И вот здесь-то в творческий процесс вступает органическая природа с ее подсознанием. «В таком состоянии артисту легко откликаться на все задачи, которые ставят перед ним пьеса, поэт, режиссер, наконец, он сам. [Все душевные и физические элементы его самочувствия у него начеку и мгновенно откликаются на призыв. […] Что бы ни делалось артистом в процессе творчества […] — читает ли актер в первый или в сотый раз пьесу и роль, учит ли или повторяет ее текст, […] ищет ли он духовного и физического материала для роли, […] думает ли об ее внутреннем и внешнем образе, […] о костюме и гриме, словом, при всяком малейшем соприкосновении с ролью он должен непременно находиться в состоянии внутреннего и внешнего, или общего сценического самочувствия»,[70] — так учил К. С. Станиславский, призывая артистов к правде жизни на сцене.

Правильное сценическое самочувствие создает почву для зарождения подсознательного творческого процесса. «Подсознательное творчество природы — через сознательную психотехнику артиста», — [71] говорил К. С. Станиславский.

Вот почему каждый человек, желающий стать актером или режиссером, чтобы подойти к законам творчества органической природы с ее подсознанием, должен в первую очередь изучить и практически овладеть всеми приемами, всеми элементами психотехники.

Нам, обыкновенным смертным, часто говорил К. С. Станиславский, приходится приобретать, развивать, воспитывать в себе поодиночке каждый из элементов внутреннего сценического самочувствия долгим временем и упорным трудом. Без работы над собой артист не постигнет мастерства.

Предмет «Мастерство актера» является практическим, конкретным, а поэтому и изучать его мы должны не отвлеченно, а на конкретных действиях, упражнениях, тренинге.)

За долгие годы режиссерской и педагогической работы я убедилась, что изучение внутренних элементов сценического самочувствия надо строить в определенной последовательности. Я придерживалась примерно следующей схемы, но ее нельзя считать незыблемой и обязательной для всех изучающих систему.

1. Освобождение мышц.

Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства.

Чувство правды, логика и последовательность.

8.5. Игра как средство воспитания

Важным средством воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:

• активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

• преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

• актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

• появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

• замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

• совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.

Методика организации коллективной игры, как правило, включает несколько этапов.

1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.

2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.

3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива.

Игры для детей. Роль игры в воспитании.

Не многие родители уделяют большое внимание воспитанию детей путем игры. Однако, малышам проще воспринимать информацию через игровую форму. Воспитание детей в игре позволяет увидеть склонности, интересы ребенка. В процессе можно попробовать на себе профессии, которые любопытны малышу. Забавляясь, развивается не только физическая активности, но и интеллектуальные навыки.

Роль игры в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети уделяют много времени забавляясь с игрушками. Взрослым очень важно выбирать качественные игрушки по возрасту, участвовать в сюжетно — ролевых играх, давать возможность выбора занятий. Современные родители воспитывают детей дошкольного возраста в игровой форме. В детских дошкольных учреждениях воспитатели все чаще обращаются за помощью к обучению через увлекательные задания.

Родителям необходимо организовывать уголки парикмахерской, кухни, строителей, пожарных и другое. Детям очень нравится пробовать “ взрослые профессии”:

  • исполняя роль врача в больнице, малыш развивает такие чувства как сострадание, желание помочь товарищу, умение выслушивать;
  • пожарники придают мальчикам уверенность в себе, учатся работать в команде;
  • любимая всеми девочками “ дочки — матери” несет в себе огромный потенциал для развития женственности. Подобные игры уже многотемные: куколку нужно покормить, погулять, отвести в сад, а маме сходить в магазин и выполнить другие важные домашние дела.

Благодаря играм, дети освобождаются от напряжения, страха, агрессии. Войдя в роль, маленький исследователь может “ понарошку” делать запрещенные в реальности вещи (делать укол, тушить пожар). Роль игрушек в детских играх безусловно велика. Психологи сделали вывод, что детям интересно играть не с готовой игрушкой, а с так называемыми “ заменителями”. Мальчишки во дворе часто “ стреляют” из палочек, веточки поменьше используются как шприц для укола, про коня — палку вообще можно не рассказывать. Таким образом развивается фантазия, умение занять себя и привлечь товарищей. Конечно, дома у девочек есть набор посуды и больницы, а мальчики “ работают” инструментами.


Детям необходимо организовать место и время для игр. Организуйте детский столик со стульчиком, за которым малыш сможет рисовать, лепить. Садовским детям допускается проводить время за развлечениями по вечерам после сада. Игра ребенка воспитывает в нем ответственность, ведь только самый чуткий врач или механик может понять, что болит у куклы или почему заглох трактор.

Выводить сына или дочь из игры не следует резко, грубо. Попробуйте подыграть и предложите малышу отвезти машины в гараж или уложить куклу в кроватку, чтобы отдохнули.Играя, дети повторяют увиденное в реальности. Не всегда содержание несет в себе положительную атмосферу, часто малыш переносит из жизни отрицательные моменты.

В дошкольном возрасте дети нуждаются в совместных играх. Взрослые направляют, подсказывают, задают наводящие вопросы. Важно не указывать как нужно себя вести в той или иной ситуации, а тактично направлять. Дошкольник так проявляет самостоятельность, заботу, творческое видение. Поиграйте с малышом в магазин, предложите ему расставить товар, поинтересуйтесь о наличии того или иного продукта.

Игра как средство воспитания и развития школьников.

Переступая порог школы, время первоклашки в основном занимает учеба. Тем не менее роль игры остается велика. Обучение развития дошкольников в игровой деятельности плавно переходит в школьное обучение. Школьникам младших классов проще усвоить материал, решить задачку в игровом изложении. Это позволяет решать психологические, умственные вопросы согласно возрасту.

С младшими школьниками лучше использовать ролевые занятия в обучении. Секрет заключается в том, что во время задания у ребенка развивается умственная активность, логическое мышление. Сюжетно — дидактические игры математического содержания позволят легко запомнить решения задачек. Выполняя определенный порядок школьники (в основном первоклашки) привыкают к:

  • дисциплине;
  • работе в команде;
  • взаимопомощи;
  • терпению;
  • умению выслушивать собеседника.

Занятия должны быть увлекательные, чтобы закрепление темы прошло быстрее и качественней.
Хочется отметить что для детей игровая форма обучение — увлекательное время провождения, но для педагогов — огромный труд. Учителю необходимо учитывать физические и умственные особенности каждого ученика. В процессе игрового обучения педагог выходит на дружеский уровень. Родителям не стоит бояться, что малыш потеряет уважение к учителю, наоборот, когда взрослый принимает участие в играх, его авторитет вырастает в глазах школьника.

Игры по возрастам.

Игры детям в возрасте от 3 до 4.

Игру “ Гуси — гуси” любят дети разного возраста, но именно в возрасте 3-4 года малыш познает коллективную игру. Происходит физическое развитие и развитие памяти. В начале выбирается водящий и “ волк”, остальные “ гуси” стоят лицом к “ волку”. “ Волку” необходимо поймать одного и более “ гусей”.

“ Подбери рифму” — здесь взрослый предлагает небольшое стихотворение без последнего слова, ребятам нужно его угадать. Например:
С длинной шеей великан,
Ростом он с подъёмный кран.
У него веселый нрав,
Потому что он – (Жираф).

“ Да или нет”. Правила таковы: ведущий задает вопрос и кидает мяч игроку. Участник, в свою очередь, должен немедленно ответить “ Да” или “ Нет”. Очень веселое времяпровождение среди сверстников. Играя в эту игру дети развивают внимательность и быстроту реакции.

Игры детям в возрасте от 4 до 5.

“ Быть воспитанным” — здесь развивается внимательность к произнесенным словам, закрепляется важность вежливых слов. В процессе взрослый спросит каждого участника принести что-либо, и его просьба должна быть удовлетворена при наличии слова “пожалуйста ”.

“ Мыши водят хоровод”. Между ребятами выбирают “ кота” и сажают его на стул (лавочку, пенек), чтоб поспал. “ Мыши” подходят потихоньку к “ коту” говоря: “ Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот. Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот — разобьет ваш хоровод”. В этот момент “ кот” начинает ловить детей. В этой игре развивается физическая активность, способность контролировать свои движения (тише, быстрее), память.

Домино, лото — отличное времяпровождения в кругу семьи, которое поможет развить внимательность и терпение.

Игры детям в возрасте от 5 до 6.

“ Слова”. Подойдет детям данного возраста. Здесь не нужно подготовки и дополнительных атрибутов. В нее можно играть по дороге в магазин, домой. Правила очень просты: каждый называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Например: мама говорит “ слон”, дите должен сказать слово, которое начинается с буквы “ н”.

Ролевая игра “ Магазин” в данном возрасте может усложняться. Вы можете приклеить ценники к товару, просить посчитать сдачу, взвесить конкретное количество продукта и прочее.

Поиграв в школу, дошкольник подготовится к новой жизни. Сначала родитель выступает в роли учителя, дает задания и проверяет их, хвалит и отпускает на перемены. Затем предложите ребенку быть учителем. Обязательно подыграйте малышу.

Можно понять, что любая игра доставляет детям радость. Позвольте развиваться малышу посредством игр, а еще лучше участвуйте в играх и направляйте подрастающую личность в правильное русло.

Актерская игра как метод воспитания

Очень часто как воспитательный инструмент родители маленьких детей используют актерскую игру — картинно демонстрируют эмоции, которые должны, по мнению родителя, проиллюстрировать и показать ребенку последствия его поведения.

Если вас ударил собственный ребенок, какие чувства вы испытываете на самом деле? Если это действительно боль – тогда покажите ту боль, которую вы испытываете, а не мультяшно-показную. Если это обида – покажите ее, а не то, что, как вы считаете, ребенку будет понятным как «обида».

Ребенок не нуждается в переводе ваших настоящих эмоций на какой-то более понятный ему язык. Мало того, он с рождения различает эмоции лучше взрослого человека, привыкшего полагаться на слова.

С 5-7 лет словесно-логическое мышление начнет брать управление на себя, способность читать невербальные сигналы значительно притупится, и доверять ребенок будет больше не глазам, а ушам. Но пока он маленький, его мышление наглядно-образное и наглядно-действенное, и ему действительно важнее как говорится, чем что говорится. Ребенок на слова не полагается, он полагается на невербальные сигналы.

Так откуда же все-таки берется «актерская игра»?

Родитель понимает необходимость как-то научить ребенка, что его действия неприемлемы, показать, что они причиняют боль или душевные страдания другим.

Чтобы вызвать сочувствие, которое послужит внутренним ограничителем поведению ребенка, нужно ему наглядно показать, что происходит с его «жертвой». Но вместе с поведением уже была подавлена или запрещена эмоция, родитель уже не испытывает ее или не позволяет себе испытывать. Поэтому он вынужден изобразить ее или какую-то другую, которая, по его мнению, соответствует ситуации и тому, чему он хочет научить ребенка, например боль вместо гнева, печаль вместо боли, грусть вместо обиды.

Если отбросить тот аргумент, что натуральные продукты всегда лучше заменителей, то есть и другая вполне практическая, приземленная причина, почему лучше показать настоящее чувство, а не деланое.

Чего мы хотим от ребенка, показывая ему, какую реакцию вызывают у других его действия? Мы хотим научить его эмпатии и сочувствию, чтобы они служили ему ориентирами в его поведении. Но ребенок прекрасно видит и чувствует ненатуральность демонстрируемых ему эмоций. Научится ли он руководствоваться в своих действиях сочувствием к другим, если видит, что другие ему врут о своих чувствах? Научится ли он вообще понимать, какие чувства испытывают другие люди, если ему демонстрируют плохую актерскую игру и надуманные эмоции, вместо того, что есть на самом деле?

Тут можно встретить возражения – ведь немало детей в ответ на такое поведение родителей тут же грустнеют, жалеют маму-папу-бабушку, извиняются. Получается, этот способ все же учит детей сочувствию?

Увы, нет, не учит, дети делают так потому, что знают, чего от них ждут, и включаются в игру, они умеют выдавать определенное поведение в ответ на такие действия – взрослые научили их играть по этим правилам. И родители раз за разом сталкиваются с тем, что эта игра ни к чему в действительности не приводит – через 5 минут, полчаса, завтра ребенок снова делает то же самое и потом так же легко извиняется за него и всех жалеет. Игра – она и есть игра.

Другие дети демонстрируют раскаяние и участие, заботу о родителе, который наигранно «страдает», из-за страха – они пугаются того, что происходит нечто непонятное, непривычное, несоответствующее реальности. Вам никогда не приходилось видеть, как нервничает собака, когда хозяин начинает как-то необычно дурачиться, кривляться, говорить не своим голосом? Ребенок, конечно, не собака, но смятение у него в голове возникает точно такое же, и ему страшно, он чувствует себя неуверенно и старается вести себя так, чтобы успокоить взрослого, чтобы он снова стал самим собой.

Чувство и поведение – разные вещи, важно проводить между ними границу. Ограничивая себя в агрессивном поведении, осознавайте и позволяйте себе испытывать чувства и эмоции. И показывайте ребенку только то, что чувствуете на самом деле. Можно сделать акценты в словах, можно даже немного утрировать, обнажить, но если вы испугались – пугайтесь, если вам обидно – обижайтесь, если больно – пусть будет видно, что вам больно.

Научите ребенка настоящим эмоциям, и вы вырастите чуткого, искреннего, сострадающего человека.

Роль игры в воспитании личности

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 02.03.2015

Статья просмотрена: 1594 раза

Библиографическое описание:

Захарова Е. А. Роль игры в воспитании личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7495/ (дата обращения: 12.02.2020).

В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.

Ключевые слова: игра, ребенок, развлечения, понимание.

Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.

Игра — важнейшая часть жизни ребенка. Д. Б. Эльконин в книге «Психология игровой деятельности» определяет игру как «исторически возникший и социально обусловленный на познание окружающей действительности»

В системе воспитательных средств, игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами — общением, трудом, учением — место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида — в возрасте примерно от полутора — двух лет и до поступления в школу.

После поступления в школу, играть ребенку становиться некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда.

Для игры важнейшим средством воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре — пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности [3, с. 85].

В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых; по — своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать себя.

Термин «игра» имеет много значений: спортивные соревнования, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:

— Ориентированность на процесс, а не на результат;

— Обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;

— Условность игровой ситуации;

— Быстрая смена ситуации и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации;

— Возможность замещения реальных объектов игровыми.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение и значение игры для развития ребенка. Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер, Г. Спенсер) игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование. Образуется избыток энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование.

Первым попытку изучения и систематизации игр предпринял в 1899 г. Немецкий ученый К. Грос, который понимал игру как предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Он считал, что «игра объективно — это первичная стихийная школа поведения, кажущийся хаос, который представляет ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения людей, его окружающих». Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть человеческой игры — в способности, отображать, преображать действительность. Впервые проявлялась в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. Также там проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основном, центральное и самое общее значение игры» [4, с. 589].

Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк выделил четыре особенности игры: импульсивность; ненаправленность действий; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость и застенчивость. В основе игры, с его точки зрения, лежат общие влечения — влечение к освобождению, слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна этой теории точка зрения психоанализа на игру как внешнее выражение глубинных инстинктов человека.

Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на развитие детского интеллекта в связи с развитием символической функции. Игра, по его мнению, — это деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрической позицией

.

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф. Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами и потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей — поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движение руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов — игрушек). В этих играх, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуются координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение [2, с. 34].

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействие на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т. п. особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:

1) Определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);

2) Строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности (не только двух- трехмесячный, но и двух — трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения);

3) Чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;

4) Обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям [1, с.196].

Разделение игр- развлечений П. Ф. Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:

— развлечения, развивающие прежде всего память.

— Развлечения, вызывающие мыслительную деятельность

— Развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности — вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

1. Белов В. М. Избранные произведения: В3т.-М.,1984. — Т. 3. — С. 195–197.

2. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987.-№ 1.

3. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. — Ч.1. — Дубна, 1997. — С. 85.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.,1946.- С.589.

Игра как универсальный метод воспитания и обучения

Билет № 12

1. Личность как предмет воспитания.
Воспитание играет определяющую роль в развитии личности; понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Выявить стратегию воспитания личности. Данная стратегия воспитания:
— учитывает личностные и средовые факторы воспитания;
— предусматривает позитивное использование всего потенциала воспитательной деятельности и воспитательной работы в школе применительно к конкретному социуму;
— объединяет в себе (в качестве «реализаторов» стратегии) педагогические кадры всех категорий с привлечением сотрудников других социальных непедагогических институтов;
— соединяет ценности личности и общества на основах их взаимопроникновения и гармонизации;
— предусматривает воспитательное влияние не только на учащегося, но и на совокупность его отношений, на его социум;
— переводит воспитание личности в ее самовоспитание в соответствии с дина­мично меняющейся социальной средой;
— органично включает в себя все виды сопровождения воспитанника на пути его развития и поддержки в процессе повседневного решения своих жизненных проблем.
Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер.

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Следует учитывать тот факт, что игровой намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
Игра как средство гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей
разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой
осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для
личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная
школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших
школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления
учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и
развиваются потому, что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество.

6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы
межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» — этот термин правомерен
по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,
воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем
сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,
тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит,
побуждают их познавательную активность.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1543 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Актёрское мастерство, как метод воспитания

Многие родители часто употребляют как инструмент воспитания – актёрское мастерство, утрированно показывая эмоцию, которую они, по их мнению, должны сейчас испытывать или испытывают в действительности. Хочется сразу угомонить родителей. У ребёнка нет необходимости в переводе ваших эмоций, он всё понимает и так. Он от рождения, даже, лучше понимает язык эмоций, чем речь. Лет же с пяти – семи, логическое мышление начинает преобладать и постепенно подавляет способность ребёнка считывать невербальные сигналы. Но пока ваш ребёнок совсем маленький, он ориентируется на эмоциональные сигналы, и они ему намного более понятны. Потому, показывайте ту эмоцию, которая живёт в вас сию минуту, а не ту, которая по вашему мнению, должна была быть, ребёнок почувствует фальш. Например, если ваш ребёнок вас ударил. Что вы покажете ему при этом? А не надо отвечать себе на этот вопрос, потому что ответ будет разниться в зависимости от ситуации и от чувств, которые в вас пробудились. Вам больно? Покажите боль. Вам обидно, покажите обиду, не её мультяшную интерпретацию боли в вашем понимании.

Ребёнку очень важно показать, как его действия причиняют боль или страдания другому человеку, чтобы дать понять, что такие его действия по отношению к другим, не приемлемы. По этой причине родители вынуждены наглядно показывать, изображать чувства человека, ставшего жертвой поведения их малыша.

Но если мы будем показывать что-то наигранное, чему мы хотим научить ребёнка, который будет чувствовать неискренность наших чувств? Мы хотим научить его сочувствию чувствам других. Не помешает ли плохая актёрская игра родителей, сформировать у ребёнка правильное понимание эмоционального фона окружающих его людей в дальнейшем.

Будет неудивительным, если вы сейчас возразите, что многие дети при этом начинают жалеть родителяродcтвенника и показывать искреннее сочувствие и жалость. Увы, это игра. Они научены выдавать определённую эмоцию в ответ на определённое действие. В таких случаях, уже через каких-нибудь 5 минут, ребёнок может повторить ту же самую выходку, которая ещё недавно так расстроила родителя.

Бывают же и другие ситуации, ребёнок, просто, пугается неожиданной реакции родителя, и старается сделать всё возможное, чтобы родитель вернулся в исходное понятное состояние. Данная методика приводит ребёнка в угнетённое, беспомощное состояние, потому метод неискренней игры может навредить по многим фронтам детской психики. Исходя из выше сказанного, ограничивая себя в злобе и агрессии, осознанно испытывайте чувства и эмоции, искренне показывая их своим детям. Может быть, немного утрированно, но это будет именно то, что творится у вас в душе, а потому малыш вам поверит и искренне пожалеет. Он найдёт в своей душе правильную ответную эмоцию.

Учите своего малыша правдивым эмоциям, и ваш малыш вырастет искренним, сочувствующим человеком!

Психолого-педагогический аспект игры как метода воспитания

Понятие об «игре»

Одним из методов воспитания детей является игра. Существуют различные трактовки данного понятия. Приведём некоторые из них.

Игра — это свобода. В играх ребёнок совершенно свободен и уже поэтому копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто своё, самобытное.

Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экологические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов.

В русском языке понятие «игра» («игрища») встречается ещё в Лаврентьевской летописи, где говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, северяне), которые «браци на бываху в них, но игрища межюселы. Схожахуся не игрища, на плясанья и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе». В «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» игры трактуются как свободные упражнения духа и тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьёзной цели.

В «Большой энциклопедии» даётся такое толкование игры: «… игра -занятие, не имеющие практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте). Наиболее подробно понятие «игра», «играть» даёт В. Даль — русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра… то, чем и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешится, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделия.» говоря о природности игры, В. Даль широко трактует её распространение: «Волна играет, плещется», «Румянец играет в лице», «Солнце играет на пасху», «Игра не стоит свеч» и т.д. у него же встречается редкое понятие — «играние».

«Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра… занятие, служащее для развлечения. Отдыха, соревнования… комплект предметов для такого занятия. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами) проводимое по установленным правилам до определённого момента, считающегося его концом… Массовые соревнования по многим видам спорта… Действия, преследующие тайную цель, интрига». «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так «Игра — один из видов деятельности человека и животных… Детская игра — исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

В латинском языке понятие «игра» — paideid, что использует Платон в своих рассуждениях. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы «снискать к себе личность богов и прожить согласно свойствам своей природы». Он пишет: «… любое юное существо не может сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут. То находят удовольствие, например, в плясках и играх, то кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или стройности в движениях, требующей гармонии и ритма. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряжённое с удовольствием».

По Платону, игра — свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, он источник удовольствия.

«Современный словарь по педагогике» (2001) даёт такое определение: «Игра — форма деятельности в условленных ситуациях, направляющаяся на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Русский педагог Н.В. Щелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражается во играх ребёнка. Он пишет: «Игра ребёнка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребёнка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений; у него их довольно только для игры».

Приведём ещё одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное О.С. Газманом: «Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, от удовольствия проявления физических и духовных сил».

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является действительностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры — в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создаёт тренинг для основы развития ребёнка. Новационное же идёт от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы ребёнок верил или не верил во всё, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за рамки игры. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры. Уже потому игры для детей не следует сводить к условным рефлексам. Они — результат их творческой энергии, социальной неудовлетворенности и социальной активности. Рефлексивные отображения практики взрослых, скорее, подражательны.

Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Главное значение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, «зазор». По его утверждениям, бодрый. Целеустремлённый, жизнерадостный игровой стиль детской жизни есть непременное условие здорового развития отдельного ребёнка и коллектива детей. Макаренко принадлежит мысль о том, что воспоминание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Так что же такое игра?

В обыденном сознании людей игра до сих пор остаётся легковерной забавой, досужим развлечением, делом не очень важным и не очень серьёзным, второстепенным.

Психолог Джордж Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самость», собирая ребёнком своего «Я».

Таким образом, игра — наиважнейшая сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

Игра — выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества, фактор социализации личности. Детская игра — гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

Игра — совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места в нем.

Методы воспитания и их характеристика

Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Убеждение в педагогике – это метод воспитательного процесса, представляющий воздействие педагога на разумную сферу сознания учеников. Он создает условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и нравственных качеств, уверенности.

Особенное значение метод убеждения приобретает в условии преобразования всех сфер общественной жизни.

Основная цель убеждения – это создание, укрепление и изменение взглядов, оценок, понятий ученика, для обеспечения условий принятия точки зрения убеждающего и следования принципам в личностном и социальном поведении.

Метод убеждения обращен к уму, опыту, логике, эмоциям и обеспечивает самосознательное принятие идей, понимание и перевоплощение их в модели поведения. На основании этого факт метод убеждения наиболее часто применяется в психолого-педагогическом направлении. В процессе убеждения детей важно создавать твердую убежденность и уверенность в истинности усвоенных взглядов, способность охранять свои убеждения, реализовывать их, давать отпор ложным и сомнительным идеям.

В качестве особенности можно отметить, что убеждение – это метод, где степень убеждающего действия напрямую зависит от степени интереса обучающегося, на которого и ориентировано действие.

Следовательно, убедить в чем-либо можно только того человека, который сам настрое на понимание и осмысление предлагаемой информации, сопоставление аргументов по отношению к выводам, а выводов – относительно личного жизненного опыта.

Метод упражнения

Метод упражнения – это система организации повседневной жизни, деятельности, обучающего процесса, позволяющая учащимся получить опыт правильного поведения, самостоятельности решения задач. Он также позволяет совершенствовать личные качества, ощущения, волю, формировать положительные пристрастия, обеспечивает целостность познаний, убеждений, слов, поведения и занятий.

Отмечается, что воспитательное упражнение – это не только механическая тренировка, но получение опыта в процессе преодоления проблем, решение разнообразных задач предусмотренных программой образования и воспитания в образовательном учреждении.

Как метод воспитания упражнение обеспечивает привлечение детей к систематической, специально организованной общественно-полезной деятельности, способствующей развитию привычек, навыков культурного поведения, коллективного общения, усидчивости.

Перед выполнением упражнений проходит изучение абстрактного материала и тщательный инструктаж педагога. Такой подход обеспечивает ученикам систематическое поэтапное выполнение действий, необходимых для развития определенных свойств, с поэтапным усложнением, повышением уровня сложности, прибавлением элемента персонального творчества.

Метод примера и его характеристики

Пример, как метод воспитания представляет собой действие, нацеленное на создание и поведение детей посредством системы позитивных образцов, призванных служить прототипом для воспроизведения, основой формирования совершенного социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

Содержание примера воспитания определяется его общественной ценностью. В нем заключен социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый из примеров имеет конкретное содержание и социальную значимость. Таким образом, позитивный пример – непосредственно историческое мнение.

В современном понимании метод примера – это образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и средства достижения поставленных задач, подходящие к эталону личности.

В воспитательном отношении ценны примеры богатые идейным содержанием, с высокой степенью развития личностных качеств и способные стать благородным примером для подражания.

В процессе усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного эталона поведения, пример перерастает в самовоздействие. Ребенку свойственно идентифицировать свою личность с популярными представителями социума, героями произведений, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Примеры воспитания имеют классификацию по типу воздействия на сознание учащихся:

  • Примеры конкретного воздействия. В группу входят личные примеры ребенка, пример педагога, друзей, людей находящихся в непосредственном контакте.
  • Примеры опосредованного воздействия. Данная группа объединяет примеры из жизни известных личностей, истории собственной страны, трудового героизма, литературы и искусства.

Метод поощрения

Воспитательный метод поощрения – это механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности. Исполнение происходит с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

Применение метода поощрения в различных видах деятельности учащихся, таких как учебная, игровая, бытовая, трудовая или общественная, позволяет повысить эффективность свойств труда и самоутвердиться.

Чтобы понимать, что такое метод воспитания через поощрение необходимо понимать механизмы его влияния. Его использование на практике вызывает положительные эмоции, рождая убежденность, оптимизм, создает здоровый социально-психологический климат, увеличивает уровень ответственного отношения, помогает развить внутренние творческие силы воспитуемых и их положительную жизненную позицию. Незаслуженное поощрение, в свою очередь, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха любыми методами только ради награды.

Система поощрения по мере нравственного созревания развивается от материальных до нравственных стимулов. Отношение учащихся к поощрению позволяет педагогу получить представление о честолюбии и самолюбии детей, истинных мотивах действий и направленности личности, их отношении к занятиям и награждениям. Эффективность поощрения напрямую зависит от способности учителя расценивать итоги учебы и поведения, одобрять или осуждать их действия и поступки.

Наиболее используемые в педагогической практике приемы поощрения – это выражение удовлетворения от работы конкретных учеников или класса в целом, похвала, одобрение, призыв следовать лучшему примеру. Это требует от педагога мастерства владения методикой поощрения и ее эффективного применения в повседневной практике.

Метод принуждения

Методы принуждения – это меры побуждения учеников к выполнению собственных обязанностей вопреки нежеланию осознать неправоту и скорректировать поведение.

Использование метода принуждения в педагогически корректном понимании возможно на базе предварительного убеждения и использования других методов воспитания. Пользоваться данным воспитательным методом необходимо уместно не допуская злоупотребления.

Как было отмечено, необходимо сначала убедить воспитанника и после этого использовать метод принуждения. Предъявление категорических требований, в случае их непринятия воспитанником, должно быть аргументировано и разъяснено. Педагог обязан следить за выполнением предъявляемых требований, а в случае отказа – принять необходимые меры для достижения поставленной задачи. В случае безнаказанного уклонения от исполнения у воспитанников развивается безответственность.

Отрицательное восприятие учениками наблюдается и тогда, когда педагог использует репрессивные методы воспитания в педагогике либо часто жалуется руководству на факт недостаточного усердия в учебе. До принятия категорических мер учитель обязан испробовать все возможные методы разрешения ситуации. Это может быть увеличение контроля над обучением, определение сроков выполнения конкретных заданий, проведение коллективных бесед, публичное порицание провинившегося.

Методы воспитания

Для того чтобы малыш вырос гармоничной личностью, над этим придется работать изо дня в день, на протяжении всего периода взросления. Методов воспитания детей насчитывается около десятка. Рассмотрим некоторые самые популярные из них.

Современные методы воспитания

К ним относятся обучение в различных школах раннего развития. Это следование методикам Глена Домана, развитие по Никитиным и использование пособий Зайцева. Всё это — активные методы воспитания, когда родители не просто наблюдают за развитием малыша, а и принимают в этом непосредственное участие практически с самого рождения. Метод Марии Монтессори и Вальдорфская педагогика, наоборот, призваны не вмешиваться в гармоничный процесс познания окружающего мира.

Традиционные методы воспитания

Люди с консервативным характером, не считают нужным воспитывать своих детей как-то иначе, чем воспитывали их. Потому в их арсенале методов традиционное убеждение, путем объяснений, приучение ребенка к труду, воспитание на личном примере, поощрение и наказание.

Всем нам знакомый метод «кнута и пряника» для многих родителей основной способ воспитания своего чада. За плохой поступок ребенок должен понести заслуженное наказание, а вот, например, за хорошую учебу можно и вознаградить. Главное, не перегнуть палку, чтобы ребенок не стал вымогателем. Если малыш по природе бунтарь, он не должен постоянно подвергаться родительским репрессиям. Под наказаниями подразумевается лишение чада, каких-то благ, но никак не телесное наказание.

Игра, как метод воспитания

Замечательно раскрывают внутренний потенциал малыша занятия, которые проводятся в игровой форме. Ведь это так свойственно детям, и они даже не подозревают, что обыгрывая какую-либо ситуацию, они учатся находить правильное решение и в жизни. Различные психологические проблемы малыша легче поддаются корректировке с помощью игр и сказкотерапии.

Беседа, как метод воспитания

Детей, которые вступили в подростковый возраст целесообразно воспитывать методом разговоров по душам, ведь в основном все остальные способы уже не действенны. Взрослый ребенок чувствует, что его воспринимают как личность, а это хорошо сказывается на отношениях между ним и родителями.

Метод свободного воспитания

Смысл этого метода состоит в том, чтобы без какого-либо давления со стороны взрослых, с пеленок растить самостоятельную личность. Ребенок с рождения свободен, он не рожден для родителей, а принадлежит сам себе. Но не следует путать свободное воспитание с попустительством и равнодушием к судьбе ребенка. К сожалению и это присутствует в некоторых семьях, но такой метод является преступным по отношению к ребенку.

Ссылка на основную публикацию